Философия, общество, культура
В.С. Раздъяконов
«ВЕЛИКОЕ ДЕЛО» УЧЕНЫХ СПИРИТОВ:
ИСТОРИЯ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СПИРИТИЧЕСКИЙ КРУЖОК Н.П. ВАГНЕРА1
Статья представляет интерес для всех, интересующихся вопросами взаимоотношений религиозного и научного дискурсов во второй половине XIX в. В исследовании проведена реконструкция основных событий истории Русского общества экспериментальной психологии (РОЭП, 1890-1900). Основным мотивом создания РОЭП стала идея Н.П. Вагнера о необходимости коллективного и последовательного преображения мира путем организации спиритических кружков и научных обществ. В статье использованы ранее не публиковавшиеся материалы из личного архива Н.П. Вагнера.
Ключевые слова: история науки, история культуры, экспериментальный спиритизм, оккультизм, Н.П. Вагнер.
Истории науки Нового времени известно множество примеров положительного влияния религиозных, этических и социальных идей на характер и направление развития научного знания. Однако последствия этого влияния различны: в одном случае, научные исследования, вдохновленные этими идеями, становятся частью «нормальной науки», обретая респектабельность и уважение со стороны научного сообщества, в другом - оказываются на периферии ее истории, начинающей рассматривать их как тупики своего развития.
Движение «экспериментального спиритизма», игравшее значительную роль в культурной жизни Европы второй половины XIX столетия, считается настолько общепризнанным «тупиком», что долгое время ему не уделялось достаточно внимания. Однако значительные изменения в историографии науки, произошедшие в 70-80-е годы XX в., способствовали привлечению внимания ис-
© Раздъяконов В.С., 2013
ториков к феноменам, находящимся на границе научного и ненаучного знания. Рассматривая науку через призму истории культуры, «новая» историография смогла приблизиться к пониманию их специфики и уникального исторического характера.
Религиозно-философское движение спиритизма представляет характерную для своей эпохи попытку создать «целостное мировоззрение», которое бы позволило примирить и воссоединить различные способы отношения человека к миру - религиозный, метафизический и научный, как их определял один из главных законодателей тогдашней интеллектуальной моды Огюст Конт. Требование синтезов подобного рода, порожденных возрастающей научной специализацией и увеличивающимся объемом новых сведений о человеке и мире, является примечательной чертой Нового времени, которое провело в философии Просвещения, представляющей рефлексию его о самом себе, четкую разделительную линию между природой и культурой, наукой и религией, разумом и традицией. Синтез объективного и субъективного, общего и частного, естественного и искусственного должен был, по мысли его создателей, открыть новую эпоху процветания и знаменовать наступление «золотого века».
Примечательной особенностью движения «экспериментального спиритизма», расположенного на пересечении религиозного и научного дискурсов, было причудливое сочетание традиционных верований и научной методологии. Его двойственный характер позволял ученым, вставшим под его знамена, подчеркивать ту его сторону, которая казалась им наиболее важной. Для Н.П. Вагнера, о творчестве которого пойдет речь в статье, первостепенное значение имело религиозное измерение «экспериментального спиритизма» - возможность убедить неверующих в существовании духовного мира. Научная методология и риторика использовались им как инструменты доказательства истинности его собственного религиозно-философского учения.
О творчестве Н.П. Вагнера известно по изданным им книгам и статьям, которые, однако, из-за своего публичного характера, не позволяют составить полное представление о целях и желаниях их автора. Использованные в статье архивные источники2 позволяют по-новому взглянуть на эту противоречивую фигуру, заглянув непосредственно в лабораторию его мысли, прежде всего благодаря его личной переписке с учеными-спиритами и неопубликованным сочинениям «Мое миросозерцание» и «Что такое спиритизм». Особое значение имеют документы (списки членов, протоколы) Русского общества экспериментальной психологии (далее «РОЭП»),
организованного по инициативе Н.П. Вагнера с целью изучения медиумических явлений. История РОЭП демонстрирует сложный характер взаимоотношений научных, религиозных и философских идей в рамках движения «экспериментального спиритизма».
РОЭП было создано согласно резолюции сенатора В.К. Плеве 15 ноября 1890 г. Согласно уставу новое общество преследовало своей целью «изучение бессознательной деятельности человека, преимущественно в ее бессознательных проявлениях»3. Основным предметом опытного исследования должна была стать практика гипноза и связанные с ней феномены4.
Опыты подобного рода начали относительно регулярно проводиться после популяризации последователями Франца Антона Месмера (1734-1815) разработанной им практики «животного магнетизма». Долгое время научное сообщество с сомнением относилось к таким экспериментам, считая их либо следствием самовнушения, либо результатом искусного обмана. Лишь во второй половине XIX века благодаря трудам Жана-Мартена Шарко (1825-1893) и Амбруаза Огюста Льебо (1823-1904), а также организации под их руководством самостоятельных научных школ в Париже и Нанси, исследование практики гипноза получило всеобщее научное при-знание5.
В этом отношении организация РОЭП полностью соответствовала актуальным для того времени научным исследованиям, а его история может рассматриваться как полноправная часть истории психологии. Тот факт, что о деятельности РОЭП не существует специальных исторических исследований, по-видимому следует объяснять «сомнительной» репутацией общества: значительное количество его заседаний было посвящено исследованию так называемых «медиумических явлений».
Общества, ставившие своей целью научное изучение явлений, происходивших на спиритических сеансах, впервые появились в Европе. Самым известным из них было Общество психических исследований (The Society for Psychical Research), образованное в Лондоне в 1882 г.6 Словосочетание «экспериментальная психология», вынесенное в название русского общества, служило удобной вывеской, под которой можно было проводить также и опыты, связанные с «экспериментальным спиритизмом».
Инициатором создания РОЭП был доктор зоологии, профессор Санкт-Петербургского университета Николай Петрович Вагнер (1829-1907), известный в научном мире как первооткрыватель явления «педогенеза» у насекомых. Среди широкой публики Н.П. Вагнер, еще в 1875 г. публично заявивший о необходимости
исследования медиумических явлений7, снискал славу одного из лидеров российского движения экспериментального спиритизма. Оставаясь до конца своей жизни убежденным ученым-спиритом, Н.П. Вагнер считал возможным научное доказательство существования души и духов.
Создание РОЭП стало результатом многолетних усилий Н.П. Вагнера, несколько раз пытавшегося придать институциональный характер своим исследованиям. Первую попытку Н.П. Вагнер предпринял уже в 1876 г., когда он, только познакомившись с медиумическими явлениями, безуспешно убеждал известного ученого-спирита Уильяма Крукса организовать специальное международное общество для их изучения8. Вторую попытку Н.П. Вагнер осуществил в 1880 г., подготовив проект устава Русского идеалистического общества. В нем специально оговаривалось, что,
руководствуясь требованиями современной науки, Общество исследует и подвергает тщательной критике факты так называемого животного магнетизма, сомнамбулизма, медиумизма и тому подобных мало исследованных психических явлений9.
Проект, открыто декларировавший необходимость изучения медиумических явлений, по-видимому, не сумел пройти кордон министерской цензуры.
Наученный опытом борьбы с научным сообществом, Н.П. Вагнер предпринял значительные усилия для того, чтобы придать деятельности РОЭП научный характер. Согласно п. 2 Устава, РОЭП проводило исследования в формате специализированных экспертных комиссий, занимающихся сбором эмпирических данных и разрабатывавших методологию их наблюдения и изучения. Членами РОЭП, согласно п. 4 Устава, могли стать люди, имеющие диплом врача или кандидаты естественных наук, «заведомо занимающиеся вопросами и исследованиями психических явлений»10.
Н.П. Вагнер по меньшей мере с 1875 г. считал спиритическую практику, доказывавшую, по его мнению, существование души, серьезным аргументом в борьбе против материализма и связанных с ним упадком нравственности и безверием. Психиатрические исследования западных ученых, утверждавших, что «воображение» и «воля» гипнотизера являются самостоятельными и, возможно, нематериальными силами, как нельзя лучше гармонировали с убеждениями основателя РОЭП. В своей приветственной речи Н.П. Вагнер заговорил о распространении идеологии «спиритуа-
листического монизма», основная идея которого заключалась в подчинении материи несводимому к ней духу:
Есть «нечто», помимо центральной и периферической части нервной системы и ее функций, что может распоряжаться биологическими, жизненными процессами. Назовите это «нечто» как угодно: силой воображения, волей, влиянием усиления внимания, наконец, психической силой человека11.
Таким образом, в борьбе идеалистического и материалистического направлений в зарождавшейся русской психологии Н.П. Вагнер занял позиции идеализма, что и предопределило его сотрудничество с Н.Я. Гротом и Л.М. Лопатиным в журнале «Вопросы философии и психологии» - цитадели философского идеализма.
В уже упомянутой приветственной речи Н.П. Вагнер очертил программу исследований РОЭП, изложив ее от самых простых явлений к наиболее сложным: гипноз, умственное внушение, ясновидение, медиумизм и, наконец, материализации в ходе спиритического сеанса. Предлагая изучать все феномены одновременно в составе отдельных комиссий, Н.П. Вагнер, говоря о спиритических явлениях, указал на необходимость обставить опыты с медиумами с необычайной предосторожностью, чтобы избежать с их стороны симуляций и обмана.
На первом общем собрании РОЭП, прошедшем 26 февраля 1891 г., присутствовали 12 человек: профессоры Н.П. Вагнер и Н.Н. Полежаев; доктора - Ф.Ф. Фишер, А.В. Елисеев, А.Д. Степанов, М.И. Поварнин, В.В. Альбов, Г.А. Пьянков, В.М. Буяльский, В.К. Голимонт, Д.В. Лещинский, В.Ф. Краевский, И.Я. Бибинов. Состав участников заседаний постоянно менялся, иногда на них приходили приглашенные гости. Относительно количества членов общества можно с уверенностью сказать, что к концу 1893 г. в его состав входили 36 человек12.
Наиболее активный период деятельности РОЭП приходится на 1891-1894 гг., когда его протоколы печатались в приложении к «Вопросам философии и психологии»13. Его редактор Н.Я. Грот, положительно относившийся к экспериментам, проводимым РОЭП, был избран в качестве его почетного члена за заслуги в области психологии на общем собрании 19 октября 1891 г. В первый год исследования были посвящены явлениям, связанным с гипнотизмом, во второй год - особое внимание было уделено медиумизму, прежде всего экспериментам с 20-летним медиумом В.В. Николаевым. По результатам заседаний в квартире В.Ф. Краевского
комиссия постановила, что медиумические явления действительно имели место быть, однако, врач Петр Федорович Семенов 17 декабря 1893 г. сделал специальное заявление, в котором предполагал, что все явления были искусно подделаны медиумом14.
Самым значимым событием в истории РОЭП можно считать «дело Ховрина», длившееся с 1891 по 1893 г. Одна из пациенток д-ра губернской больницы г. Тамбова Алексея Николаевича Ховрина, некая Софья Александровна Монаенкова из приюта св. Елизаветы, демонстрировала способность к ясновидению. А.Н. Ховрин обратился в РОЭП с целью провести эксперименты, которые бы дополнительно подтверждали ее таланты.
Суть предложенного РОЭП эксперимента заключалась в том, чтобы ясновидящая могла прочитать содержимое письма, положенного в несколько запечатанных конвертов. Члены РОЭП предприняли значительные усилия для того, чтобы предотвратить подлог и обман со стороны медиума, однако, в конечном счете, общество не смогло прийти к единому мнению по этому вопросу15.
Неизвестно, по какой причине после сентября 1894 г. РОЭП прекратило сотрудничать с журналом Н.Я. Грота, хотя его сотрудники пытались печатать протоколы в других типографиях, например, в типографии училища глухонемых16. Возможно, что одной из причин стала нехватка медиумов, способных, по мнению членов РОЭП, производить значительные медиумические и гипнотические явления. Для их розыска и привлечения к экспериментам РОЭП давало специальные объявления в газеты17, отслеживало газетные публикации, в которых упоминались медиумические явления, стремилось, по возможности, привлекать медиумов из-за границы.
Последнее, однако, было связано со значительными трудностями финансового характера, а также необходимостью иметь соответствующие связи за рубежом. Подобного рода связями обладал А.Н. Аксаков, который, однако, изначально занял осторожную позицию в отношении деятельности РОЭП в целом и Н.П. Вагнера, в частности. В личной переписке А.Н. Аксаков советовал Н.П. Вагнеру остерегаться включать «медиумические явления» в программу исследований Общества, ограничившись изучением гипноза: «Заниматься Вашему Обществу спиритизмом теперь не только не подобает, но даже совершенно неприлично, если оно не желает окончательно скомпрометировать себя»18. Именно по этой причине относительно приглашения зарубежных медиумов А.Н. Аксаков занял однозначную позицию: «...выписывать для Общества медиумов не буду - уроков по этой части было дано довольно»19.
В конце 1893 г. между А.Н. Аксаковым и Н.П. Вагнером разгорелся спор о целесообразности и методах изучения «сложных» медиумических явлений. Спор велся вокруг так называемой «спиритической фотографии» - весьма распространенного и популярного в то время фотографирования духов или «материализаций». Н.П. Вагнер, заинтересовавшийся спиритической фотографией еще в 70-е годы XIX века, полагал, что с ее помощью ему в конце концов удастся убедить научное сообщество в реальности спиритических явлений20. В свою очередь А.Н. Аксаков, не убежденный в подлинности проделанных Н.П. Вагнером опытов, критиковал методы их проведения21 и прямо угрожал своим выходом из РОЭП22.
Кроме внутреннего конфликта между учеными-спиритами, ситуацию усугубляло появление альтернативного РОЭП общества исследователей спиритических явлений. В 1894 г. под руководством В.С. Семенова, мужа небезызвестной писательницы В.И. Крыжановской, начал работу «Кружок для исследования в области психизма». Кружок собирался в редакции «Ребуса» Виктора Ивановича Прибыткова, с которым Н.П. Вагнер, судя по нелестным отзывам о нем в письме к Н.Д. Бутовскому, также особо не ладил. По всей видимости, А.Н. Аксаков принял решение поддержать новый «Кружок», отказавшись от работы с Н.П. Вагнером: «Наше Общество - Ваше детище.., а теперь... когда будет под боком другое общество, более симпатичное вам общество. Что же тогда будет!!»23.
После 1894 г. РОЭП собиралось на общие собрания относительно редко, сведения за 1895 и 1897 гг. отсутствуют; в 1896 г. состоялось две общих встречи 28 февраля и 1 мая, центральным предметом исследования специальной комиссии были так называемые «одические явления»24. По-видимому, последнее общее собрание членов РОЭП состоялось 29 марта 1898 г. На этом заседании был заслушан доклад профессора Евгения Федоровича Беллина (18521902), посвященный экспериментам с изучаемой им пациенткой25. К этому моменту в состав РОЭП входили 25 человек26.
Одним из последних свидетельств деятельности РОЭП является письмо П. Егорова Н.П. Вагнеру из типографии М. Меркушева от 27 марта 1899 г., в котором он просит подписать на печать прилагаемые к письму листы протоколов РОЭП27. Было ли направлено ответное письмо и были ли напечатаны эти протоколы, остается неизвестным. РОЭП окончательно прекратило свое существование в феврале 1900 г.,28 когда его дела, согласно описи, были переданы Н.П. Вагнером на хранение секретарю РОЭП Олимпию Юльеви-чу Стано.
Чтобы понять мотивацию Н.П. Вагнера, столь настойчиво продвигавшего идею коллективного научного изучения спиритических явлений, необходимо перенестись в 80-е годы XIX в., когда им была предпринята первая попытка создания подобного рода общества. По его замыслу, идеология такого общества должна была демонстрировать синтез научной методологии, этических норм и религиозной веры, а наиболее подходящим форматом для него было не что иное, как спиритический кружок.
Стоит отметить, что представление Н.П. Вагнера о необходимости организации научных объединений по изучению медиумизма шло рука об руку с его инициативами по созданию обществ этической культуры или нравственного воспитания. По мнению Н.П. Вагнера, такие общества, созданные по личной инициативе их членов, должны были спасти Россию от нравственной катастрофы путем ее внутренней социальной трансформации: Н.П. Вагнер, вполне в духе народников, не верил в возможность политического решения российских проблем «сверху». Такие общества должны были представлять собой неформальные объединения, наподобие христианских трудовых братств, с одним из которых Н.П. Вагнер состоял в переписке29.
По свидетельству Н.П. Вагнера попытка создания этического общества потерпела крах. Основной причиной Н.П. Вагнер считал неготовность его членов выполнить положение «спорного» параграфа, в котором было прописано требование абсолютной искренности в отношениях с членами общества30. Именно эта социально-утопическая идея является фундаментальной для творчества Н.П. Вагнера, и для первой попытки ее реализации он выбирает странный на первый взгляд формат спиритического кружка.
Н.П. Вагнер принимал участие в деятельности двух спиритических кружков, которые, по его мнению, внесли наиболее значимый вклад в его исследование медиумических явлений. Первый спиритический кружок просуществовал с 19 марта 1883 по 23 сентября 1887 г., в его составе было семь человек: помимо Н.П. Вагнера - Иван Яковлевич Бибинов, Игнатий Яковлевич Бибинов, Николай Дмитриевич Бутовский, Евгений Дмитриевич Бутовский, Владимир Николаевич Николаев и некий Александр Порфирьевич. Второй спиритический кружок, действовавший с 29 октября 1887 по 8 марта 1892 г., также был небольшим, в его состав входили Н.П. Вагнер, И.Я. Бибинов, В.Н. Николаев и его сын В.В. Николаев31.
Судя по сохранившейся переписке, Н.П. Вагнер рассматривал спиритизм как «великое дело», способствующее прогрессу и про-
цветанию человечества. Спиритическая практика трактовалась Н.П. Вагнером как «дар Божий», который предназначен для просвещения «несчастных, духовных бедняков, бродящих впотьмах уродливых отношений и загрубелого материализма»32. Сам же спиритический кружок играл роль своеобразной ячейки и колыбели будущего обновленного общества.
Как предполагал Н.П. Вагнер, качество спиритического сеанса, измеряемое сложностью спиритических явлений и содержательным уровнем «сообщений духов», напрямую зависело от нравственности медиума и участников сеанса. Идеальный сеанс, невозможный из-за испорченности человеческой природы, не способной отказаться от эгоизма, рассматривался им как место братского единения:
Вы говорили мне, что любите меня и я охотно этому верю, но вы сами всем нам дороги - не потому, что без вас не будет в кружке явлений, но потому что вы невидимо связываете всех нас воедино. Думал я, Господи, неужели в целой громадной массе людей нельзя выбрать 6, 7, которые были бы неразрывно соединены общими стремлениями, верованиями, чувствами, мыслью. Нас семь человек. Что же мешает нам соединиться теснее в общую братскую семью?33.
Недаром Н.П. Вагнер планировал издать посмертные сообщения А.М. Бутлерова, материализацией которого он усердно занимался, под названием «Нравственные идеи (из загробного мира)»: сама нравственность, необходимая для проведения «спиритических» исследований, должна была получить подтверждение экспериментальным путем34.
Переписка Н.П. Вагнера с И.Я. Бибиновым позволяет ясно выявить главное основание стремления Н.П. Вагнера и некоторых его коллег к институционализации своих исследований в рамках РОЭП: спиритизм рассматривался ими как средство очищения и преображения падшего греховного человека, причем очищение необходимо должно было быть коллективным. В одном из писем И.Я. Бибинов дает развернутую характеристику спиритическим исследованиям, которые сами ученые-спириты называли между собой «великим делом»:
Я уже писал вам, что, по моему мнению, спиритический кружок есть школа отношений друг к другу для достижения объединения Духа, могущая благотворно повлиять в дальнейшем на массу разумных существ относительно такого объединения... В спиритических
кружках есть глубокий смысл и великая задача! Чем больше заведется этих кружков, тем больше будет между людьми развиваться братская любовь. Хотя может быть и в далеком будущем, но спиритизм сделает великое дело. Что касается до нас, 4-ех членов кружка, то по истинной правде мы тоже еще слабые ученики и зачастую плохо отвечаем свои уроки, но это не должно смущать нас, необходимо упорно работать,
35
учиться и продолжать раз начатое великое дело.35
Об интересе Н.П. Вагнера к «кружковой» работе свидетельствует и его литературное творчество. В своем романе «Темный путь» Н.П. Вагнер выводит в качестве одного из главных героев Владимира Олинского, который принимает участие в работе кружка, цель которого заключалась в проповеди братской любви и просвещении народа: «Наш кружок отчасти воскрешал масонство, но без его мистицизма»36. Этот воображаемый «кружок», также как и спиритические начинания Н.П. Вагнера терпит неудачу и распадается: по свидетельству самого автора, его идеалистические принципы не выдерживают столкновения с реализмом окружающего их мира.
Этические идеи Н.П. Вагнера во многом созвучны его веку: идеалы космополитизма и прогресса перекликаются с западной либеральной традицией, восходящей к трудами философов эпохи Просвещения. Главными отличиями выступают отрицание положительной роли разума, который рассматривается им как источник различного рода заблуждений и разделений, и трактовка нравственности как необходимого условия «правильного познания» природы, в том числе и спиритических явлений. В конечном счете, нравственный принцип направляет не только поведение людей, но и поведение духов:
Людям, верующим в существование загробной жизни, часто приходит в голову вопрос о будущем совершенствовании не только в развитии любви, но и в развитии ума. Верьте, что нравственное развитие в нашем мире замещает умственное. Высоко развитый ум человека, мало позаботившегося о развитии на земле своей души, долго остается на одной и той же степени развития и богатый душою далеко обгонит богатого знаниями37.
В общем и целом гностическая метафизика Н.П. Вагнера удивительным образом гармонирует с его убеждением в радикальной испорченности человеческой природы, которая может быть преодолена путем нравственного усилия лишь в загробном мире. Фа-
тализм Н.П. Вагнера достигает своего пика в видении им судьбы человечества как торжественного соединения с Богом и окончательной утрате порочной индивидуальности, постоянно стремящейся навязать миру свою частную волю, в том числе и во время спиритического сеанса:
Мы поняли, что только в любви может быть общая гармония. Мы знаем, что души, как частицы Божества - могут тогда только приблизиться к своему источнику, когда станут столь же чистыми и светлыми, а такими они могут сделаться только при посредстве любви. Вот почему Сын Божий пришел в мир и возвестил в нем только одну эту истину. И вот почему он плакал кровавыми слезами, видя, что к своим пришел, и свои Его не познали38.
С точки зрения истории науки, РОЭП является одним из многих научных обществ, появившихся на заре развития психологии. Содержание официальных документов преподносится в виде характерного для эпохи «объективного» рассказа о наблюдаемых явлениях, содержит описание методологии исследований, чьи результаты фиксируются в анатомическом формате протокола. Однако под покровом внешней беспристрастности скрывается совершенно не механистическая метафизика, вдохновленная социальными и этическими идеями своего века.
Попытки Н.П. Вагнера создать очередное «ученое общество» были продиктованы не столько организационными потребностями нового направления исследований, сколько потребностью его основателя в осуществлении задуманного им «коллективного дела». Эта потребность тем более усиливалась, чем более распространялась вокруг индивидуалистическая и иррациональная идеология fin de siècle. Ее зримым последствием стали центростремительные тенденции, выразившиеся в создании различных групп, объединенных какой-либо общей эстетической, этической или научной платформой.
Спиритическое движение появляется в ответ на технологический вызов ценностям викторианской эпохи. В эпоху трансформации традиционного уклада спиритизм играл роль адаптационного механизма, позволявшего совместить «научный» механистический дискурс с социально-утопической идеей коллективного преображения общества. Совмещение это становилось возможным при трактовке научной деятельности как коллективного дела, направленного на преодоление человеческой ограниченности и противостоящего не только индивидуалистической этике капиталистиче-
ских отношений, но и популярным выводам, сделанным из сугубо научных, биологических теорий. В противовес идее конкуренции в качестве основополагающего двигателя прогресса, Н.П. Вагнер выдвинул идею общего дела, необходимость которого должны были подтвердить эксперименты с загадочным миром духов. Русское общество экспериментальной психологии стало последним воплощением его веры в коллективное спасение русского общества: так «великое дело» ученых-спиритов бросало вызов механицизму и капитализму эпохи пара и стали.
Примечания
1 Исследование выполнено на средства, предоставленные в рамках программы
поддержки научно-образовательных проектов и программ РГГУ в 2012 г.
2 Фонд Н.П. Вагнера хранится в Музее Чешской литературы (Pamatmk Narodniho
Pisemnictvi). На момент обращения фонд не был описан. В библиографической информации сведения об архиве и названии фонда опускаются. Указывается название документа, количество листов в документе (в скобках), лист документа сноски.
3 Устав Русского Общества Экспериментальной Психологии. (3 л.). Л.1.
4 Протоколы заседаний Русского Общества Экспериментальной Психологии в
1891-1892 гг. Первый год существования. СпБ.: Типо-лит. Высочайше утв. Т-ва. И.Н. Кушнеревъ и Ко., 1892. С. 8.
5 Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного: история и эволюция динамичес-
кой психиатрии. Часть 1. От первобытных времен до психологического анализа. СпБ.: Информационный центр психоаналитической культуры, 2004. 560 с.
6 Oppenheim J. The Other World: Spiritualism and Psychical Research in England,
1850-1914. Cambridge: Cambridge univ. press, 1988. P. 123-141.
7 Вагнер Н.П. Письмо к редактору (по поводу спиритизма) // Вестник Европы.
1875. №4. С. 855-875.
8 Мое миросозерцание. (13 л.). Л. 1.
9 Проект устава Русского идеалистического общества. (9 л.). Л. 2. (об.).
10 Устав русского общества экспериментальной психологии. (3 л.). Л. 1 (об.).
11 Протоколы заседаний Русского общества экспериментальной психологии в
1891-1892 гг. С. 5.
12 Список членов Русского общества экспериментальной психологии от 7 ноября
1893 года. (2 л.).
13 Книга 12, март 1892; Книга 13, май 1892; Книга 22 (2), март 1894; Книга 24 (4), сентябрь 1894.
14 Заявление П.Ф. Семенова от 17 декабря 1893 года. (2 л.).
15 Черновик речи Н.П. Вагнера на общем собрании РОЭП 11 февраля 1894 г. (8 л.); См. также: Общие наблюдение А.Н. Ховрина над пациенткой см.: Ховрин А.Н. Редкая форма гиперестезии высших органов чувств // Вопросы нервно-психической медицины. Киев, 1898. Вып. 3-4.
16 Протокол общего собрания Русского общества экспериментальной психологии от 1 мая 1896 года. (4 л.). Л. 1.
17 Протокол годичного заседания 11 февраля 1894 года. (2 л.). Л. 1 (об.).; Программа вопросов. (2 л.).
18 Письмо А.Н. Аксакова Н.П. Вагнеру от 4 мая 1891 года. (2 л.). Л. 1. (об.).
19 Там же. Л. 1. (об.).
20 Мое миросозерцание. (7 л.). Л. 1.
21 Протокол заседания членов Русского общества экспериментальной психологии от 18 декабря 1893 года (3 л.).
22 Письмо А.Н. Аксакова Н.П. Вагнеру от 23 января 1894. (2 л.) Л. 1. (об.).
23 ИРЛИ Ф.2. № 936. Л. 202. На момент обращения Ф. 2 (фонд А.Н. Аксакова) не был разобран, цитата приводится по неописанной папке «Письма Н.П. Вагнера Аксакову А.Н. 23.04.1875-02.03.1901» (107 писем на 214 листах).
24 Протокол заседания комиссии для исследования одических явлений от 2 апреля
1896 г. (4 л.).
25 Доклад профессора Беллина в Русском Обществе экспериментальной психологии от 29 марта 1898 г. (2 л.).
26 Список членов РОЭП (1 л.). Датировка установлена благодаря Письму Н.П. Вагнера Е.Ф. Беллину от 4 февраля 1898 г. (1 л.).
27 Письмо П. Егорова Н.П. Вагнеру от 27 марта 1899 г. (1 л.).
28 Новая информация корректирует прежнее ошибочное предположение о прекращении деятельности РОЭП к 1895 г. См. больше: Раздъяконов В.С. «Расцвет» и «закат» экспериментального спиритизма в России 1880-1890-х годов // Вестник РГГУ. М.: РГГУ, 2010. С. 168.
29 Письмо членов Крестовоздвиженского трудового братства Н.П. Вагнеру от 28 декабря 1897 г. (2 л.).
30 Культура нравственности. (23 л.). Л. 22.
31 Мое миросозерцание. (7 л.). Л. 2. (об.).
32 Черновик письма Н.П. Вагнера Н.Д. Бутовскому -1. (2 л.). Л. 1 (об.).
33 Черновик письма Н.П. Вагнера Н.Д. Бутовскому -2. (3 л.). Л. 1-2.
34 Нравственные идеи (из загробного мира). (16 л.).
35 Письмо И.Я. Бибинова Н.П. Вагнеру от 3 июня 1890 г. (3 л.). Л. 1. (об.).
36 Вагнер Н.П. Темный путь. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1890. С. 237.
37 Что такое спиритизм от 17 ноября 1895. (28 л.) Л. 10.
38 Там же. Л. 10. (об.).