Международные отношения
Правильная ссылка на статью:
Янься Е. — Великодержавный курс премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми // Международные отношения. -2022. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0641.2022.4.39023 EDN: GTBGOW URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=39023
Великодержавный курс премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми
ORCID: 0000-0002-0494-3351 кандидат исторических наук
аспирантка кафедры Теории и истории международных отношений, Российский Университет Дружбы
117198, Россия, г. Москва, уп. М^кпунэ-Макпая, 6 ЕЗ [email protected]
Статья из рубрики "ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
DOI:
10.7256/2454-0641.2022.4.39023
EDN:
GTBGOW
Дата направления статьи в редакцию:
24-10-2022
Дата публикации:
10-11-2022
Аннотация: Объектом исследования данной статьи является политика премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми (2001-2006 гг.), направленная на становление государства в качестве великой державы. Предметом исследования являются отдельные аспекты данной политики: право-консерватизм, реформы образования, поправки в конституцию Японии, военные реформы, дипломатическая активность в отношении США, ООН и АТР. Особое внимание автор уделяет становлению той политической конъюнктуры, которая подтолкнула премьер-министра Коидзуми к проведению серии реформ, акцентируется пристальное внимание на переходе от экономического веса Японии к политическому в период премьерства Дзюнъитиро Коидзуми. Данное исследование базируется на теории политического реализма, заключающейся в выражении национальных интересов государства на международной арене, будь то национальная безопасность, интересы национальной экономики или поддержание мирового порядка. Подобные политические процессы мы можем наблюдать в Японии периода премьерства Дзюнъитиро Коидзуми. В процессе исследования широко
применяются аналитический метод, проблемно-хронологический и институциональный. Подобный выбор обусловлен в первую очередь объектом и предметом изучения. Автор даёт характеристику курса Дзюнъитиро Коидзуми: весь комплекс мер и реформ достаточно всеобъемлющ и в то же время радикален. Автор указывает, что реформы Коидзуми не были доведены до конца и послужили ориентиром для последующих премьер-министров страны. Актуальность данного исследования обуславливается возросшим политическим весом Японии как в АТР, так и в мировой политике; более того, отношение к курсу Дзюнъитиро Коидзуми полярно: как указывает П.В. Кульнева, «с одной стороны, великодержавная политика Дзюнъитиро Коидзуми стала основанием для опасения ввиду возможности возрождения японского милитаризма и национализма; с другой стороны, политика Японии, направленная на получение политического веса, соответствующего её экономическому, всецело оправдано и носит сугубо позитивный характер».
Ключевые слова:
Дзюнъитиро Коидзуми, Япония, Великодержавный курс, Ясукуни, правоконсерватизм, доктрина Ёсиды, АТР, ООН, США, ОПР
Историческая подоплёка становления идеи перехода Японии из ранга экономических держав в ранг политических
После Второй мировой войны Япония приняла доктрину Ёсиды «презрение к военному делу и упор на экономику» ^ и к концу 1960-х гг. по экономической мощи превзошла страны Западной Европы, стала второй по величине экономикой в капиталистическом
мире и поддерживала быстрый экономический рост вплоть до 1990-ых гг. ^^ С укреплением своего экономического веса идея об отходе от доктрины Ёсиды только набирала популярность.
В 1983 г. премьер-министр Японии Ясухиро Накасонэ выдвинул лозунг «подведения итогов послевоенной политики», так называемую стратегию политической державы. Основные положения этой стратегии двояки: во-первых, Япония должна была избавиться от оков послевоенной системы и превратиться из чисто экономической державы в политическую, обладающую военной мощью; во-вторых, Япония должна была использовать всю мощь экономических, военных и политических факторов, чтобы играть важную роль в международных делах и стать ведущим полюсом международного порядка
К 1990-м гг. структура мира кардинально изменилась: окончание холодной войны, распад Советского Союза, нестабильная ситуация в некоторых регионах, быстрый подъем Европейского союза и Японии, экономика Азиатско-Тихоокеанского региона, представленного Китаем и АСЕАН, продолжает развиваться. Самым важным изменением с начала 1990-х гг. стало становление однополярного мироустройства во главе с США.
Экономические потрясения 1990-х гг. привели к экономическому застою, политическим и социальным потрясениям внутри Японии. Но именно в этот период альянс Японии и США был пересмотрен и укреплен. Перед лицом всех трудностей с целью их преодоления, особенно при правительстве Дзюнъитиро Коидзуми в начале XXI в., Япония четко определила направление своего национального стратегического развития: обретение политического веса, соответствующего экономическому.
Таким образом, перед лицом меняющегося мирового порядка, установления однополярного мира и собственных внутренних потрясений Япония начинает осуществлять курс реформ.
Внутриполитические реформы премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми
Курс внутриполитических реформ Дзюнъитиро Коидзуми можно кратко охарактеризовать как правоконсервативный. В 2001 г. Коидзуми становится премьер-министром Японии и начинает проведение реформы центрального правительства, полномочия секретариата кабинета министров были постепенно расширены, чтобы иметь право осуществлять планирование политики и формулировать законопроекты, таким образом премьер-
министру буквально были развязаны руки ^^ 11 сентября 2005 г. «почтовые выборы», сфальсифицированные кабинетом Коидзуми, нанесли серьезный удар по «силам сопротивления» реформам.
Некоторые эксперты считают, что имел место некоторый метаморфоз: до выборов -«Коидзуми из Либерально-демократической партии», а после выборов - «Либерально-
демократическая партия Коидзуми» ^^ Коидзуми упорядочил механизм принятия решений премьер-министром посредством политических реформ, буквально развязал себе руки в принятии политических решений и оказал институциональную поддержку осуществлению стратегической трансформации политических и военных сил.
Коидузми был дважды избран премьер-министром. Причиной таких громких побед послужили изменения в отношении народного образования: Коидзуми продолжал укреплять национальный дух, отдавая дань уважения храму Ясукуни и пересматривая прошлое Японии, излагаемое в учебниках, чтобы обеспечить плавное продвижение своих реформ. Во время правления Коидзуми он игнорировал оппозицию азиатских стран и постановления Высоких судов Японии Фукуока и Осака о том, что его действия противоречат Конституции страны, так как к тому моменту он уже заручился широкой
поддержкой общественности в Японии ^^
В апреле 2001 г. в список учебников 2002 г., утвержденный Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, был включен учебник для средней школы, искажающий историю политики Японии, проводимой до и в течение Второй мировой войны. Тогдашний посол Китая в Японии Чен Цзянь указал на четыре основные проблемы нового учебника: во-первых, в учебнике намеренно затушевывается характер агрессивной войны, развязанной Японией против народов Азии, приукрашивается акт агрессии и нет и намека на размышления о том серьезном бедствии, которое эта война принесла народам всех азиатских стран. Во-вторых, в учебнике искажается исторический контекст времен Второй мировой войны: в отношении жестокого правления и разграбления ресурсов, осуществленных Японией при оккупации Северо-Восточного Китая. В учебнике сказано, что этот район развивался благодаря инвестиционной политике Японии и что он явно украшает колониальное правление Японии. В-третьих, клевета в отношении борьбы китайского народа против агрессии и колониального господства Японии: подобные действия местного населения, борющегося за своё существование, в учебнике названы «чрезмерными действиями». В-четвертых, относительно Нанкинской резни 1937 г. в учебнике утверждается, что «есть много сомнений, и до сих пор ведутся споры», что по сути является попыткой отрицать варварские зверства японских захватчиков. После Второй мировой войны в кругу японских правых групп сложилось мнение, что новое историческое образование, осуждение действий Японии в годы Второй мировой войны привело к мышлению
«извинения» у японского народа, и Япония должна освободить свой народ от этого исторического рабства через новое народное образование
Избрание Дзюнъитиро Коидзуми премьер-министром Японии в 2001 году ознаменовало начало существенного этапа развития японского движения за внесение поправок в Конституцию. С самого начала своего пребывания на должности Коидзуми четко утверждал, что «статья 9 Конституции должна быть пересмотрена в будущем». 13 сентября 2003 г. Коидзуми заявил, что Либерально-демократическая партия планировала предложить поправки к Конституции в 50-ю годовщину основания партии в 2005 г. После этого концепция Коидзуми была вписана в программу Либерально-демократической партии, в которой также предлагалось внести «поправку в Закон Парламента» и «Закон о национальном голосовании по поправке к Конституции». 14 января 2004 г. Коидзуми также предложил парламенту внести поправку в Конституцию в 2009 г., впервые открыто высказавшись об этом. Коидзуми неоднократно предлагал внести поправки в статью 9 Конституции, чтобы позволить Японии на законных основаниях обладать правами на военную и коллективную самооборону, а также юридически избавиться от «послевоенной системы» и подтвердить свой статус
«нормальной страны»
В то же время Коидзуми прилагал все усилия к продвижению идеи реформирования армии. В период премьерства Коидзуми Япония реализовала стратегию «элитной армии». Хотя военные расходы были сокращены, силы обороны Японии были фактически усилены за счет таких мер, как реорганизация сил самообороны, внедрение и разработка новейшего вооружения, а также создание и совершенствование ракетных систем и т.д. Данные, полученные китайскими учеными в 2003 г., указывают на то, что по военному потенциалу Япония уступала только США и России в тот период времени, однако по развитию военных технологий даже превосходила США и РФ, имела возможность
производить атомные бомбы Несмотря на то, что военные расходы сократились в период нахождения Коидзуми на посту премьер-министра (2001 - 2006 гг.), они всё еще составляли внушительные 25,16 трлн иен. Военные расходы занимали первое место в Азии и являлись одними из самых высоких в мире
Японская великодержавная политика требует избавления от послевоенной системы и перехода от чисто экономической державы к политической, обладающей военной мощью. Начиная с 2001 г., неоднократными, часто демонстративными, посещениями храма Ясукуни, где почитаются воины, «павшие за Японию и императора», некоторые из которых являлись по сути военными преступниками в период Второй мировой войны, правительство Дзюнъитиро Коидзуми не только еще больше укрепило национальный дух, обратилось к внутренним националистическим настроениям, заручилось поддержкой правых и укрепило свои политические позиции, обеспечив тем самым политическую и социальную основу и гарантию для реализации реформ, но и продемонстрировало свое твёрдое отношение к вопросу истории, пытаясь переосмыслить её, тем самым помогая Японии избавиться от послевоенной политики «извинения». Более того, усилия правительства Дзюнъитиро Коидзуми по внесению поправок в японскую конституцию и реформированию армии говорят в пользу развития собственной военной мощи Японии.
Внешнеполитические реформы Дзюнъитиро Коидзуми
Основной целью проведения внешнеполитических реформ Коидузми стало обретение Японией ключевой роли в международных отношениях, становление её в качестве ведущего полюса международного порядка посредством синергии экономической,
политической и военной мощи. Основой внешнеполитических реформ Коидузми является реализация стратегии «основной оси Япония-США», осуществление отправки войск за границу в рамках альянса США-Япония и прорыв ограничений «пацифисткой» Конституции; использование ООН как дипломатической арены с целью вхождения в состав постоянных членов Совета Безопасности; реагирование на подъем Китая и стремление к доминированию в Азии.
В 2002 г. «рабочая группа по внешним связям» представила политический отчет «Базовая стратегия японской дипломатии в XXI веке». В отчете указывалось, что в обозримом будущем средством поддержания безопасности Японии будет не что иное, как японо-американская система безопасности и что США является «высшим носителем
безопасности в Азии и в мире» Основываясь на этом, Коидзуми сформулировал
дипломатическую стратегию «основной оси Япония-США» и использовал ее для реализации внешней политики своей страны.
В конце июня 2001 г. Коидзуми посетил США и провел встречу с президентом Д.У. Бушем. Две страны выразили необходимость укрепления консультаций и сотрудничества по стратегическим вопросам и обмена мнениями по проблемам Северо-Восточной Азии, включая ситуацию на Корейском полуострове. Японо-американский саммит способствовал дальнейшему развитию отношений между двумя государствами. После этого Совет национальной безопасности, находящийся в непосредственном подчинении у президента США, регулярно начал поднимать вопрос политического и военного сотрудничества с Японией.
После террористических атак 11 сентября 2001 г. в США Япония полностью поддержала глобальные антитеррористические операции США, японское правительство пожертвовало Нью-Йорку 10 млн долл. США, заявив о своей полной поддержке антитеррористической
деятельности США^131. И после 2004 г. Япония стала вкладывать значительные средства в восстановление Ирака, поддерживая таким образом начатую США программу по реконструкции государства.
Кроме того, правительство Коидзуми также воспользовалось общей обеспокоенностью о безопасности, чтобы принять ряд законопроектов об отправке войск за границу, и укрепить сотрудничество японо-американского альянса в глобальном масштабе. В 2001
г. Япония приняла так называемые «Семь политик в помощь США»^141 и три законопроекта о борьбе с терроризмом, а именно «Закон о специальных мерах по борьбе с терроризмом», «Поправку к Закону о силах самообороны» и «Поправку к Закону о
береговой охране» I!5!. Эти меры расширили возможности для сил самообороны отправлять войск за границу. Правительство Коидзуми направило Силы самообороны в Афганистан, Ирак и другие страны для поддержки военных операций США, что стало нонс е нс ом по с ле Второй миро в о й в о йны.
В июне 2003 г. Япония приняла «Закон о мерах в ситуации вооруженного нападения», «Закон О пересмотре Закона о силах самообороны» и «Поправки в Закон об учреждении
совета национальной безопасности» [161, которые в основном решили правовые проблемы экстренной мобилизации Японии перед лицом войны. В 2004 г. парламент Японии принял семь законопроектов, касающихся чрезвычайной ситуаций, включая
«Закон о национальной защите» в результате чего Япония в основном
усовершенствовала правовую систему военного времени и сняла юридические ограничения для отправки японских войск за границу.
Эта серия операций позволила Японии направить войска за границу во время войны, а Силы самообороны могли на законных основаниях участвовать в делах региональной и глобальной безопасности. Таким образом, Япония укрепила военное сотрудничество с США, но нарушила конституционные ограничения на осуществление «права на коллективную самооборону». Более того, во внешнеполитических реформах Коидзуми явно прослеживается усиление более тесного сотрудничества с ООН: правительство Коидзуми активно сотрудничало с операциями ООН и расширило «Официальную помощь развитию (ОПР)» Японии миру и т.д. с целью достижения Японией места постоянного члена СБ ООН и повышения международного статуса Японии.
Япония активно участвовала в миротворческих миссиях ООН. Во время премьерства Коидзуми транспортные самолеты воздушных сил самообороны Японии направились в Пакистан для перевозки грузов для оказания помощи афганским беженцам и корабли ВМФ отправились в Индийский океан для поддержки военных операций США по борьбе с
терроризмом I18!. Новый «План обороны» Японии 2004 г. явно продвигал участие в «международном мирном сотрудничестве» от первоначальной «вспомогательной задачи»
до «основной задачи» Сил самообороны П21.
Япония считает ОПР важной составляющей международного вклада. С 1990 по 2004 гг. совокупная общая ОПР Японии составляла 20% всей ОПР в мире, что делало ее
крупнейшим поставщиком ОПР в мире120!. Подобная политика Японии рассматривалась руководством страны в качестве «пропуска» в мировое признание.
Кроме того, Япония, обладая одной из сильнейших экономик мира, взяла на себя значительную часть членских взносов в ООН. Когда Коидзуми выдвинул свою просьбу «стать постоянным членом Совета Безопасности ООН» в 2005 г., членские взносы Японии в ООН составили 19,5% от общих взносов, уступая только США. Это также одна из причин, по которой Япония запросила соответствующий статус в ООН. На пресс-конференции, состоявшейся в штаб-квартире ООН в июле 2005 г., министр иностранных дел Японии Нобутака Матимура сказал: «Если японское действие по «становлению постоянным членом Совета Безопасности ООН» будет отклонено, японское правительство столкнется с внутренним давлением, требующим сокращения членских взносов в ООН»
В 2005 г. Япония сформировала «Альянс четырех стран» с Германией, Индией и Бразилией и начала «натиск», чтобы стать постоянным членом СБ ООН, но потерпела поражение. После этого Япония долгое время была непостоянным членом Совета Б е з опа с но с ти О О Н .
С точки зрения дипломатии в Азии, правительство Коидзуми продолжало стремиться к доминированию в Азии, однако выбрало для этого весьма элегантный ход: предотвращение возвышения Китая.
Япония в период премьерства Коидзуми пыталась усилить доминирование и в делах Азиатско-Тихоокеанского региона, укрепляя отношения между Японией и АСЕАН. Главное проявление этого состоит в предложении Коидзуми о построении
Восточноазиатского сообщества с АСЕАН122!. В процессе продвижения Восточноазиатского сообщества Япония сначала планировала создание Восточноазиатской зоны свободной торговли, а затем активно продвигала политическое сотрудничество и сотрудничество в области безопасности между странами региона для повышения международной конкурентоспособности и политического статуса Восточной
Азий I23!. Кроме того, Япония воспринимала Азию как тыл для экономического развития. Она способствовала интернационализации иены и ее доминированию в Азии, использовала Азиатский валютный фонд и Азиатский банк развития в качестве инструментов продвижения своих интересов, создала зону свободной торговли с АСЕАН и использовала свою финансовую мощь и передовые технологии в качестве средств, чтобы доминировать в экономическом развитии Восточной Азии, что являлось долгосрочной стратегией экономического развития Японии. Затем Япония планировала усилить свое влияние и контроль над Восточной Азией и даже всей Азией, реализуя политику «великой державы» I24!.
Китайско-японские отношения осложнены японской агрессией в отношении Китая во Второй мировой войне и усугубляются территориальными спорами между двумя странами. Эти нерешенные вопросы, наряду с быстрым экономическим развитием Китая и повышением его статуса в Азии, являются серьезным препятствием для «политики великой державы» Японии, направленной на освобождение от оков истории, развитие военной мощи и превращение в важный международный полюс, и даже могут сделать Китай потенциальным врагом в реализации «политики великой державы» Японии.
При Дзюнъитиро Коидзуми Япония начала блокировать развитие Китая. В «Базовой
стратегии японской дипломатии в 21 веке» [25], «Белой книге национальной обороны»
1261 и новом «Плане оборонного плана» 1271 2004 г. четко указано, что военное и экономическое развитие Китая может представлять угрозу для Японии и предлагается предотвратить и уравновесить Китай. Такайуки Огасавара, профессор международных отношений Университета Яманаси Гакуин в Японии, также отметил, что дипломатия Японии в Азии в первой половине 2000-х гг. в основном воплощалась в ее борьбе с
Китаем за установление регионального порядка в Восточной Азии [281.
Что касается конкретных действий, то в декабре 2004 г. министр иностранных дел Японии Ёрико Кавагути лоббировал в ЕС не отменять эмбарго на поставки оружия Китаю
[291. Говоря о Восточноазиатском сообществе, предложенном администрацией Коидзуми, Япония активно продвигала модель АСЕАН + 3(Япония, Китая и Южная Корея), но в то же время предложила присоединиться Австралии, Новой Зеландии и Индии, которые разделяли общие ценности демократии и свободы. Это также проявление сдерживания Китая и защиты инициативы Японии в Азии. В 2005 г. с открытием саммита стран Восточной Азии (ВАС) предложение премьер-министра Коидзуми было реализовано. Страны АСЕАН, Япония, Китай, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и Индия также приняли участие в саммите стран Восточной Азии.
Вывод
Курс реформ Дзюнъитиро Коидзуми, направленный на получение Японией политического веса, соответствующего экономическому, может быть охарактеризован как всесторонний (реформы во внутренней политике, внешней политике, армии) и радикальный. Во внутренней политике правительство Коидзуми серьезно повернуло «вправо». Путем ряда политических реформ была усилена централизация власти, а также укреплена власть премьер-министра. Пересмотром учебников, посещением святилища Ясукуни и т. д. Коидзуми укреплял национальное образование, пытался избавиться от «оков истории», закладывая общественный фундамент для осуществления реформ. Коидузми разработал политику «элитной армии» для усиления военной мощи Японии. Во внешней политике в период Дзюнъитиро Коидзуми Япония акцентировала пристальное внимание на американо-японском союзе. Активно сотрудничала с США, играла роль союзника и
использовала это, чтобы прорвать ограничения на размещение войск Японии за границей и сформулировать ряд соответствующих законопроектов, тем самым существенно нарушив положения Пацифистской конституции; на основе американо-японского альянса Япония активно стремилась участвовать в делах, связанных с ООН, для повышения своего статуса в организации; а чтобы преследовать и укреплять свои лидирующие позиции в Азии, она активно сотрудничала с АСЕАН и другими важными азиатскими странами, и начала сдерживать быстро развивающийся Китай в регионе.
Библиография
1. Кульнева П.В. Посещение храма Ясукуни премьер-министром Дз. Коидзуми: взгляд со стороны Китая и Японии // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2020. Т. 11. № 12-1(98). С. 2.
2. IP (Ван Пин) ^^Й^ШпМЙ^^ЛИЙЩ (Союзник с установленными державами и бросать вызов новым державам) // 15.07.2014 С.9
3. В^ШШЭДШШ^Ш^--1950^1999^ (Процветание и крах японской экономики с
1950 по 1999 гг.) // [Электронный ресурс] // URL:
https://baijiahao.baidu.com/s?id = 1665819934971448532&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 19.08.2022)
4. Н^ЖВД (Ши Юнмин) ^ЖЕЙиЧ^^ФВМ^ (Восточноазиатское региональное сотрудничество и китайско-японские отношения) // 2012. № 4. С. 20-22
5. (Шу Бицюань) В^^^ЛШШЛ^^Ш&ЯШШ (Эволюционные характеристики и ограничения механизма принятия дипломатических решений в официальных резиденциях Японии) // ШШхШ^ЖТпУ&Ш.. 2018. № 4 С. 5
6. ШЛЙ (Сюй Ваньшэн) ^тЙЙ^^В^ЁЕ^ЛЕ^Ф^Я: (Административная реформа и изменения в системе господства Либерально-демократической партии Японии)// В
2018. № 3 С.3
7. (Бао Юлян) (Стратегия великой державы Японии после холодной войны: от Ясухиро Накасонэ, Итиро Одзава до Дзюнъитиро Коидзуми) // ^Ьж^^. 2006. С. 46
8. ШВ (Канг ри) ^^^♦'(ФЙВ^ЭДЖШ^ (Фальсификация исторических событий в учебниках и мечта Японии стать великой державой) // International Prospects. 2001. № 10. С. 42-45.
9. (Конституционное мышление движения Японии за внесение поправок в Конституцию) // 2020.С. 11
10. (Ван Шоудзюнь) («Мечта о великой державе» Японии и ее влияние) // 2003 № 3 С. 52-53
11. (Перспектива эпохи Коидзуми) // P'JtlBffi. [Электронный ресурс] // URL: http://news.sohu.com/20060702/n244049802.shtml (дата обращения: 19.08.2022)
12. (Базовая стратегия японской дипломатии в 21 веке) // Сайт официальной резиденции премьер-министра Японии [Электронный ресурс] // URL: https ://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2002/1128tf.html#2-1 (дата обращения: 19.08.2022)
13. Ш1Ш, (Сюй Деронг, Сян Дунмэй) (Направление внешней политики правительства Коидзуми и его мотивация) // Ш^ЖЖ 2002 № 7 С. 2
14. (Цзинь Сидэ) В^^^ЭДИЩ^ЩМ (Ретроспектива и перспективы японской дипломатии) // B^^flJ.2001. С. 75.
15. (Сегодня днем в Японии был официально принят
«Закон о борьбе с терроризмом») // ЛЕЕШ [Электронный ресурс] // URL: http://japan.people.com.cn/2001/10/29/riben20011029_13018.html (дата обращения: 19.08.2022)
16. (Япония приняла "Три законопроектов о чрезвычайных ситуациях") // [Электронный ресурс] // URL:
https ://www.chinacourt.org/article/detail/2003/06/id/62168.shtml (дата обращения: 19.08.2022)
17. (Приняты 7 законопроектов о чрезвычайных ситуациях) // Sina [Электронный ресурс] // URL: http://news.sina.com.cn/w/2004-05-21/09542589201s.shtml (дата обращения: 19.08.2022)
18. $fi, ЗШ^ (Ли Янган, Чжан Жуйхуа) ФЙ.^ЙВ^^ОД^Ь (Изменения в дипломатии Японии после администрации Коидзуми) // 2005. № 4. С. 23
19. (Цзян Синьфэн) (Проанализировать схему нового плана обороны Японии [N]) // ASBÄ. 14.12.2004(3)
20. ^ffiS (Чжу Яньшэн) В^ШШЯЖШ^т^ШШ'ЛШ (Стратегический анализ Японской официальной помощи развитию) // 2005. № 5. С. 132
21. В^^йШй.ЯКи'И (Япония использует членские взносы в ответ на ООН) // ЛЕВШ [Электронный ресурс] // URL: http://news.sohu.com/20051003/n227119382.shtml (дата обращения: 19.08.2022)
22. Н^ЖВД (Ши Юнмин) ^ЖЕЙиЧ^^ФВй^ (Восточноазиатское региональное сотрудничество и китайско-японские отношения) // 2012. № 4. С. 22
23. $f ffl, ЗШ^ (Ли Янган, Чжан Жуйхуа) JÄ^fö^B^^fö^k (Изменения в дипломатии Японии после администрации Коидзуми) // 2005. № 4. С. 23
24. (Ван Шоудзюнь) («Мечта о великой державе» Японии и ее влияние) // 2003 № 3 С. 52
25. (Базовая стратегия японской дипломатии в 21 веке) // Сайт официальной резиденции премьер-министра Японии [Электронный ресурс] // URL: https ://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2002/1128tf.html#2-1(дата обращения: 19.08.2022)
26. (Белая книга национальной обороны 2004 г.) // Сайт Министерство обороны Японии [Электронный ресурс] // URL: http://www.clearing.mod.go.jp/hakusho_data/2004/2004/html/161332.html (дата обращения: 19.08.2022)
27. (О набросках плана обороны на 2005 год и последующие годы) // Сайт официальной резиденции премьер-министра Японии [Электронный ресурс] // URL:
https ://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2004/1210taikou.html (дата обращения: 19.08.2022)
28. Takayuki Ogasawara Development of the Mekong Region as Part of Japan's Diplomatic Strategy for East Asia // Asia-Pacific Review 2015 p. 35 DOI: 10.1080/13439006.2015.1038889
29. В^й^Ж^КМ&ШШ^Ш^К^^в (Япония впервые просит страны ЕС продолжить введение эмбарго на поставки оружия Китаю) // ЛЕВЖ [Электронный ресурс] // URL: http://news.sohu.com/20041207/n223379735.shtml (дата обращения: 19.08.2022)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом рецензируемого исследования выступают реформы японского политика Дзюнъитиро Коидзуми в бытность его премьер-министром с 2001-го по 2006-й годы. Учитывая сохраняющееся у Японии стремление реализовать внешнеполитические амбиции, изучение великодержавных интенций в политике Д. Коидзуми нельзя не признать актуальным. К сожалению, в статье полностью отсутствует теоретико-методологическая рефлексия. Автор ни слова не говорит о том, в каком концептуальном контексте он исследовал проблему, какие методологические средства применял, а также чем обусловлен его методологический выбор. Собственно, и научная проблема описана достаточно расплывчато: во вводной части автор даёт общую характеристику изменения политического курса Японии в 1990-х гг., но не в проблемном, а скорее в информативном плане. В результате текст статьи приобрёл вид энциклопедической статьи, что не может не вызывать вопросов относительно его научной ценности. Из контекста можно установить, что помимо общенаучных аналитических методов в процессе исследования применялись институциональный метод, исторический и др., но автору при доработке статьи настоятельно рекомендуется тщательно отрефлексировать и описать теоретико-методологические основания собственного исследования. Тем более, что научное содержание и новизна в статье имеется, его нужно только корректно репрезентировать. Так, научной ценностью обладают выводы автора о сдвиге вправо внутриполитического курса Д. Коидзуми, а также о наличии связи между указанным сдвигом и великодержавными установками правительства Японии. Любопытен также анализ устремлений Д. Коидзуми укрепить национальное образование посредством переписыванием учебников, а также изменений в символической политике Японии. В структурном плане статья производит положительное впечатление: её логика достаточно последовательна, отражает основные аспекты проведённого исследования, а структурные элементы рубрицированы. В тексте выделены следующие разделы: - вводная часть под несколько громоздким заголовком «Историческая подоплёка становления идеи перехода Японии из ранга экономических держав в ранг политических», где раскрывается исторический контекст исследуемой проблемы; - две основные части под заголовками «Внутриполитические реформы премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми» и «Внешнеполитические реформы Дзюнъитиро Коидзуми», где раскрываются и анализируются внутри- и внешнеполитические аспекты проведённых Д. Коидзуми реформ, соответственно; - заключительная часть, озаглавленная «Вывод», где резюмируются основные результаты проведённого исследования и делаются выводы. В стилистическом плане работа также производит положительное впечатление, хотя и небезупречна. В тексте встречаются нечастые незначительные стилистические и грамматические погрешности (например, употребление неуместного в научном тексте просторечного слова «заполучение»; или несогласованное «серьёзный удар по "силам сопротивления" реформ»; или двусмысленное «Коидзуми укрепил механизм принятия решений премьер-министром посредством экономических реформ...»; или написание заглавных букв после точки с запятой: «Активно сотрудничала с США.; На основе американо-японского альянса.; А чтобы преследовать.»; или лишняя запятая при перечислении однородных членов предложения с союзом «и»: «. Играла роль союзника, и использовала это.»; или также несогласованное предложение «Основой внешнеполитических реформ Коидзуми является реализациЯ., осуществлениИ. и прорывА., использований.., реагированиИ . и стремлениИ.» и др.), но в целом он написан достаточно грамотно, на хорошем научном языке, с корректным использованием
специальной научной терминологии. Библиография насчитывает 29 наименований, в том числе источники на японском языке, и в достаточной мере отражает состояние исследований по теме статьи. Апелляция к оппонентам отсутствует в силу общего информативного, а не проблемно-аналитического тона статьи.
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью можно квалифицировать в качестве научной работы, частично соответствующей требованиям, предъявляемым работам подобного рода. Полученные автором результаты соответствуют тематике журнала «Международные отношения» и будут представлять интерес для политологов, социологов, специалистов в области государственного управления, мировой политики и международных отношений, а также для студентов указанных специальностей. По мнению рецензента, автору следует предложить более тщательно отрефлексировать научную проблему, цель, задачи, теоретический и методологический базис его исследования, а также аргументировать методологический выбор. В таком контексте полученные в процессе исследования результаты можно будет признать имеющими научную ценность. Тем более, что такие результаты в работе есть, нужно только их корректно оформить. После доработки статью можно будет рекомендовать к публикации.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. РЕЦЕНЗИЯ на статью
Великодержавный курс премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми
Название соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи условно просматривается научная проблема, на решение которой на пра в ле но ис с ле до в а ние а в то р а .
Рецензируемая статья представляет относительный научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования и обозначил её актуальность.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором.
На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования просматриваются в названии и тексте статьи.
Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи. При изложении материала автор избирательно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования. Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала. В качестве вступления автор указал на причину выбора темы исследования, обозначил её актуальность, а также описал внутреннюю и внешнюю политику Японии 1980-1990-х гг., придя к выводу о том, что «перед лицом меняющегося мирового порядка, установления однополярного мира и собственных внутренних потрясений Япония начинает осуществлять курс реформ».
В первом разделе основной части статьи («Внутриполитические реформы премьер-
министра Дзюнъитиро Коидзуми») автор разъяснил читателю, почему «курс внутриполитических реформ Дзюнъитиро Коидзуми можно кратко охарактеризовать как правоконсервативный», сообщил, что «Коидзуми упорядочил механизм принятия решений премьер-министром посредством политических реформ, буквально развязал себе руки в принятии политических решений и оказал институциональную поддержку осуществлению стратегической трансформации политических и военных сил» т.д. Автор описал содержание нового учебника для средней школы, «искажающего историю политики Японии, проводимой до и в течение Второй мировой войны», затем раскрыл сюжеты о внесении поправок в Конституцию и реформировании армии, свидетельствовавших о «развитии собственной военной мощи Японии». Во втором разделе основной части статьи («Внешнеполитические реформы Дзюнъитиро Коидзуми») автор сообщил, что «основной целью проведения внешнеполитических реформ Коидузми стало обретение Японией ключевой роли в международных отношениях, становление её в качестве ведущего полюса международного порядка» т.д., охарактеризовал развитие сотрудничества Японии и США «по стратегическим вопросам» в Северо-Восточной Азии, повлекшее обновление законодательства, использование вооруженных сил Японии за границей, их участие в миротворческих миссиях ООН, наконец, попытки Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Далее автор обосновал мысль о стремлении Японии «усилить доминирование и в делах Азиатско-Тихоокеанского региона, укрепляя отношения между Японией и АСЕАН» т.д., и о том, что «при Дзюнъитиро Коидзуми Япония начала блокировать развитие Китая».
Выводы автора носят обобщающий характер, обоснованы, сформулированы ясно. Выводы не позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования. Выводы отражают результаты исследования, проведённого автором, в полном объёме.
В заключительных абзацах статьи автор сообщил, что курс реформ Дзюнъитиро Коидзуми «может быть охарактеризован как всесторонний (реформы во внутренней политике, внешней политике, армии) и радикальный» т.д., что «путем ряда политических реформ была усилена централизация власти, а также укреплена власть премьер-министра» т.д., что «во внешней политике в период Дзюнъитиро Коидзуми Япония акцентировала пристальное внимание на американо-японском союзе» и т.д. На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует доработки, прежде всего, в части формулирования ключевых элементов программы исследования, включая указание научной новизны.