Научная статья на тему 'Великобритания: позиция ведущих политических партий страны по проблеме иммиграции'

Великобритания: позиция ведущих политических партий страны по проблеме иммиграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
742
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / ИММИГРАЦИЯ / IMMIGRATION / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / IMMIGRATION POLICY / КЭМЕРОН / CAMERON / КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ / CONSERVATIVE PARTY / МИЛИБЭНД / MILIBAND / ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ / LABOUR PARTY / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2015 Г / PARLIAMENTARY ELECTIONS / МАНИФЕСТ / MANIFEST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Тамара Степановна

В статье рассматриваются взгляды противников и сторонников массовой иммиграции в Великобритании. Излагается позиция ведущих политических сил страны по иммиграционной политике. Анализируются манифесты Консервативной и Лейбористской партий, представленные на всеобщих парламентских выборах 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Great Britain: The leading political parties’ platforms on immigration

The viewpoints of mass immigration advocates and their opponents in Great Britain are investigated in this article. The Conservative and Labour parties’s attitude to immigration problem and their Manifests 2015 are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Великобритания: позиция ведущих политических партий страны по проблеме иммиграции»

Т.С. Кондратьева

Великобритания: Позиция ведущих политических партий страны по проблеме иммиграции

Аннотация. В статье рассматриваются взгляды противников и сторонников массовой иммиграции в Великобритании. Излагается позиция ведущих политических сил страны по иммиграционной политике. Анализируются манифесты Консервативной и Лейбористской партий, представленные на всеобщих парламентских выборах 2015 г.

Abstract. The viewpoints of mass immigration advocates and their opponents in Great Britain are investigated in this article. The Conservative and Labour parties's attitude to immigration problem and their Manifests 2015 are also analyzed.

Ключевые слова: Великобритания, иммиграция, иммиграционная политика, Кэмерон, Консервативная партия, Милибэнд, Лейбористская партия, парламентские выборы 2015 г., манифест.

Keywords: Great Britain, immigration, immigration policy, Cameron, Conservative party, Miliband, Labour party, parliamentary elections, Manifest.

Иммиграция - одна из самых сложных и трудноразрешимых проблем, с которыми сталкивается Великобритания. Проблема эта далеко не новая. Ее острота стала ощущаться в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда по числу иммигрантов Великобритания опередила многие страны Европы и оказалась на третьем месте, после Германии и Франции. Отличительной особенностью британцев является их толерантность, но поскольку воздействие иммигрантов на все сферы жизни британского обще-

ства непрерывно возрастало, в стране все явственнее стало проявляться недовольство рядовых граждан проводимой властями иммиграционной политикой.

Нужны ли Великобритании иммигранты или она может без них обойтись? Способствует ли иммиграция экономическому росту? Какое воздействие оказывает она на рынок труда? Ведет ли она к увеличению безработицы и снижению заработной платы коренных британцев? Представляют ли иммигранты угрозу для социальной и политической стабильности британского общества? Вот далеко не полный перечень вопросов, ставших предметом дискуссии, развернувшейся сначала в научном сообществе, а затем и на страницах британских СМИ1.

Либеральная иммиграционная политика, проводившаяся лейбористами на протяжении всех лет их управления страной (с 1997 по 2009 г.), привела к еще большему увеличению числа иммигрантов (15, с. 29). Недовольство рядовых британцев возрастало, и на всеобщих выборах в парламент в 2010 г. они проголосовали против Лейбористской партии. Во время предвыборной кампании Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии, активно выступающей за ограничение иммиграции, пообещал избирателям, что в случае прихода его партии к власти сформированное им правительство ужесточит иммиграционную политику, резко сократит численность прибывающих в страну иностранцев и доведет показатель чистой миграции2 до уровня, не превышающего 100 тыс. человек в год (7).

Однако выполнить предвыборное обещание коалиционному правительству, возглавляемому Кэмероном, не удалось. Согласно официальным данным, в 2014 г. в Великобританию въехали 641 тыс. человек, 323 тыс. покинули ее. Таким образом, чистая миграция составила 318 тыс. человек. Это - всего лишь на 2 тыс. человек меньше рекордного уровня, достигнутого в Великобритании в 2005 г., еще при лейбористском правительстве (7).

Возросла трудовая миграция. В поисках работы в страну в 2014 г. прибыли 284 тыс. человек, это - на 70 тыс. больше, чем в 2013 г. (7).

1 Подробнее об этом см.: 3.

2 Чистая миграция - это разница между численностью лиц, в течение года въехавших в страну, и лиц, выехавших из нее.

86

Увеличился поток мигрантов из стран - новых членов ЕС. Численность граждан Румынии и Болгарии, прибывших в Великобританию, в 2014 г. увеличилась в два раза и достигла 46 тыс. человек (7).

Ситуация непрерывно ухудшается. Только за три месяца (с января по март) 2015 г. число граждан стран ЕС, работающих в Великобритании, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 283 тыс. человек (7).

Продолжающийся рост числа иммигрантов в стране вызывает недовольство рядовых граждан, и об этом весьма наглядно свидетельствуют социологические опросы. Так, опрос, проведенный в апреле 2015 г., накануне всеобщих парламентских выборов, показал, что подавляющее большинство британцев убеждены в том, что иммигранты негативно воздействуют на все сферы жизни страны, причем, наиболее серьезно это воздействие сказывается на: сфере социального жилья - 70% опрошенных; системе социального обеспечения - 66; уровне преступности в стране - 60; ценностях нации -52; состоянии рынка труда - 52; здравоохранении - 57; образовании -46; культуре - 38; экономике - 36% (13).

Аргументы в защиту широкомасштабной иммиграции

Несмотря на, казалось бы, очевидные факты, свидетельствующие о том, что проблема иммиграции обостряется с каждым годом и требует принятия неотложных мер по ее решению, число сторонников массовой иммиграции в Великобритании по-прежнему велико. Самым ярым сторонником иммиграции является Лейбористская партия, но к этому лагерю относятся и представители бизнеса (не только крупного, но и мелкого), получающие огромную выгоду от использования дешевой рабочей силы, а также различные левые организации.

Какие аргументы выдвигаются в защиту массовой иммиграции? На наш взгляд, они довольно четко изложены в брошюре под названием «Почему иммиграция нужна каждому из нас», опубли-

кованной Центром по трудовым и социальным исследованиям (Centre for Labour and Social Studies)1 (22).

В предисловии к документу депутат британского парламента Д. Эбботт2 отмечает, что «противники иммиграции, отстаивая свою позицию, как правило, говорят о том, что различные пособия и дотации иммигрантам ложатся тяжким бременем на бюджет страны, что иммиграция ведет к обострению жилищной проблемы, поскольку государство предоставляет иммигрантам бесплатное жилье. Они утверждают также, что из-за увеличения численности детей иммигрантов британские школы оказываются переполненными, но при этом не приводят убедительных доказательств своей правоты. Обвиняя иммигрантов в том, что они якобы негативно воздействуют на экономическое развитие страны, эти политики вместо выдвижения реальной программы улучшения жизни работающих граждан страны, как белых, так и черных, предпочитают выставлять иммигрантов козлами отпущения» (22, с. 3).

Не иммигранты виноваты в понижении зарплаты в стране. Алчность предпринимателей, нерегулируемый и нестабильный рынок труда, сокращение прав профсоюзов и свободы их деятельности - вот в чем кроются истинные причины снижения заработной платы в стране, подчеркивает Д. Эбботт. «Необходимо объяснять это людям, и главная задача дебатов по вопросам иммиграции, проходящих в стране, - считает Д. Эбботт, - состоит в том, чтобы провести четкую границу между мифами и реальностью» (22, с. 3).

Авторы брошюры «Почему иммиграция нужна каждому из нас» подчеркивают, что они ставили перед собой именно эту цель. Они перечисляют основные доводы противников иммиграции и

1 Центр был создан в 2012 г., он сотрудничает с профсоюзами и различными левыми политическими организациями (22, с. 2).

2 Диана Эбботт (Diane Abbott) - видный член Лейбористской партии, представляла партию в Палате общин с 1987 г. Первая цветная женщина в британском парламенте. В 2010 г., после провала на выборах лидера Лейбористской партии, заняла пост министра здравоохранения в теневом правительстве, но в октябре 2013 г. в результате перестановок в теневом кабинете была вынуждена покинуть этот пост (8).

приводят статистические данные, которые, по их мнению, делают эти доводы бездоказательными.

1. «Иммигранты заполонили страну» - вот аргумент, который чаще всего выдвигается противниками иммиграции. Чтобы опровергнуть это утверждение, авторы брошюры сравнивают уровень иммиграции в Великобритании и в других развитых странах. По данным ООН, в 2010 г. в Великобритании иммигранты составляли 11,3% от общей численности населения страны, т.е. немного превышали аналогичный показатель по Европе в целом (9,4%). Однако уровень иммиграции в Великобритании был ниже, чем в таких странах, как США (13%), Канада (20,6%) и Австралия (25,0%). «Миграция - это улица с двусторонним движением: одни люди въезжают в страну, другие, напротив, покидают ее, и это - нормальное явление», - говорится в брошюре (22, с. 4).

2. «Иммиграция оказывает негативное воздействие на британскую экономику», - утверждают противники иммиграции. Авторы брошюры не согласны с этим утверждением и считают, что именно иммиграция является мотором современной глобальной экономики. Они подчеркивают, что, поскольку иммигранты, в среднем, гораздо моложе коренных британцев, их приезд позволяет Великобритании справиться с проблемой старения населения. К тому же уплачиваемые ими налоги направляются в том числе и в пенсионный фонд и расходуются на выплаты пенсий коренным британцам. Расчеты показывают, что за период с 2001 по 2011 г. вклад иммигрантов в экономику Великобритании (в виде налогов) составил 25 млрд фунтов (22, с. 5). Без этого вклада бюджет страны был бы намного меньше, а его дефицит существенно вырос.

Что стало бы с Великобританией, если бы консерваторы смогли выполнить данное ими обещание резко сократить численность иммигрантов, ежегодно прибывающих в страну, задаются вопросом авторы брошюры. В этом случае к 2060 г. ВВП страны уменьшился бы на 11%, заработная плата, пенсии и уровень жизни в стране снизились, а безработица выросла. Поскольку поступления в бюджет сократились бы, власти были бы вынуждены повысить налоговые ставки по крайней мере на 2,2% (22, с. 5-6).

3. «Иммигранты приезжают за пособиями», - утверждают противники иммиграции и именно этим объясняют мощный поток мигрантов, устремившийся в такие богатые страны, как Вели-

кобритания и Германия, после присоединения к Евросоюзу государств Восточной Европы. Они считают, что целью этих мигрантов, как правило, является не поиск работы, а получение социальных пособий, размер которых вполне достаточен для содержания ими своих семей. Это явление получило название «туризм за пособиями» («benefit tourism»). Авторы брошюры признают, что расходы на социальные выплаты мигрантам из новых государств - членов ЕС действительно непрерывно увеличиваются, и это, естественно, вызывает недовольство коренных жителей богатых стран, обвиняющих мигрантов в злоупотреблении правом доступа к их системе социального обеспечения и требующих от политиков принятия жестких мер по наведению порядка в этой сфере.

Вопрос о «туризме за пособиями» в последние годы все чаще становится предметом острой дискуссии между различными политическими партиями и общественными организациями. Однако авторы брошюры «Почему иммиграция нужна каждому из нас» считают, что «туризм за пособиями» не является для Великобритании острой проблемой. По их мнению, интерес к этой теме искусственно поддерживается британскими средствами массовой информации, пытающимися создать образ «ленивых мигрантов», стремящихся жить исключительно за счет богатых стран ЕС (22, с. 6).

Если бы это было так, говорят они, то основной поток мигрантов из бедных стран устремился бы в те государства ЕС, где социальные пособия - самые высокие. Так, по данным на 2011 г., в Люксембурге социальные выплаты гражданам составляют 17 тыс. 839 евро в год, в Норвегии - 17 тыс. 560, в Швейцарии - 14 тыс. 527, в Дании - 14 тыс. 155, в Швеции - 11 тыс. 850, в Нидерландах - 10 тыс. 928, в Финляндии - 10 тыс. 243, во Франции - 9 тыс. 804, в Германии -9 тыс. 015, в Италии - 7 тыс. 396 евро. В новых странах ЕС пособия, естественно, намного ниже: в Польше они не превышают 1 тыс. 802 евро, в Латвии - 1 тыс. 453, в Румынии - 1 тыс. 51, в Болгарии -899 евро в год (22, с. 6-7).

«Если исходить из логики тех, кто обвиняет мигрантов в стремлении жить исключительно на пособия, Великобритания, где сумма социальных выплат по вине коалиционного правительства, возглавляемого консерваторами, опустилась до очень низкого

уровня (7 тыс. 351 евро в год1), не может рассматриваться в качестве чрезвычайно привлекательного объекта для «туризма за пособиями», а между тем именно эта страна наряду с Германией принимает у себя наибольшее число мигрантов, - подчеркивают авторы брошюры. - А это означает, что в основе стремления мигрантов переселиться на Британские острова лежат совершенно иные цели, нежели получение социальных пособий» (22, с. 6-7).

4. Массовая иммиграция ведет к росту безработицы и снижению среднего уровня зарплаты в стране - это еще один аргумент, весьма часто высказываемый противниками иммиграции. Авторы брошюры не согласны с этим. Они считают, что, поскольку иммиграция увеличивает предложение рабочей силы на рынке труда, она способствует увеличению потребительского спроса и тем самым стимулирует развитие экономики и создание новых рабочих мест. Таким образом, иммигранты не отнимают рабочие места у коренных жителей, а, напротив, повышают уровень занятости в стране. В годы бурного экономического роста в Великобритании (2005-2008), когда иммиграция была чрезвычайно высокой, численность занятых в стране увеличилась на 116 тыс. человек. И даже в 2008 г., в первый год глобального экономического кризиса, число вакантных рабочих мест в стране достигало рекордного уровня -700 тыс. человек, отмечают авторы брошюры (22, с. 9).

Не согласны авторы и с тезисом противников иммиграции, будто бы иммиграция ведет к снижению средней заработной платы в стране. Они подчеркивают, что, если въезжают высококвалифицированные мигранты, они своим трудом способствуют росту производительности труда, что ведет к повышению средней заработной платы в стране. Авторы убеждены, что причину происходящего падения заработной платы следует искать не в иммиграции, а в политике дерегулирования рынка труда, осуществляемой властями уже на протяжении 30 последних лет, а также в многочисленных антипрофсоюзных законах, принятых в последние годы (22, с. 8)

5. Противники иммиграции утверждают, что она привела к жилищному кризису в Великобритании, и обвиняют мигрантов в том, что они якобы занимают социальное жилье и тем самым от-

1 Данные по состоянию на 2011 г. (22, с. 7).

нимают его у коренных жителей. Авторы брошюры считают это мифом. Они ссылаются на исследование, проведенное Комиссией по вопросам равенства и прав человека (Equality and Human Rights Commission), которое показало, что лишь 11% въехавших в страну иностранцев пользуются социальным жильем (среди коренных британцев таковых насчитывается 17%), 64 - арендуют его и 17% имеют собственное жилье (22, с. 10).

6. Не согласны авторы и с утверждением, будто мигранты приезжают в Великобританию лишь с целью воспользоваться существующей здесь бесплатной системой здравоохранения1. Они признают, что такое явление действительно существует, но оно не носит массового характера. Согласно официальным данным, численность таких «туристов» составляет всего лишь от 5 тыс. до 20 тыс. человек в год. Расходы на обслуживание этих мигрантов не превышают 0,1% от общей суммы расходов на здравоохранение (22, с. 11). Столь незначительная величина, по мнению авторов, объясняется тем, что подавляющее большинство мигрантов составляют молодые, здоровые люди, не нуждающиеся в медицинской помощи.

Великобритании нужны иммигранты и об этом, по мнению авторов, убедительно свидетельствуют следующие факты. Она является единственной страной в Евросоюзе, где безработица среди иммигрантов ниже, чем среди коренных жителей (среди иммигрантов она составляет 7,5%, а среди британцев - 7,9%). Более того, среди безработных иммигрантов на получение пособия по безработице претендует лишь 1%, в то время как среди британцев - 4% (22, с. 12). В странах ЕС в целом не имеют работы 12,6% иммигрантов и 10% коренных жителей (22, с. 12).

Авторы подчеркивают, что, поскольку в Великобритании не налажена система подготовки кадров специалистов, она нуждается в притоке высококвалифицированных работников из других стран. Они напоминают, что 36,8% работников, занятых в системе глобального спутникового позиционирования (Global Positioning System - GPS), и 40,4% всех высококвалифицированных специалистов в стране получили образование за пределами Соединенного Королевства (22, с. 13). Великобритания старается привлекать обра-

1 По аналогии с «туризмом за пособиями» этот вид миграции получил название «туризм за медициной» («health tourism») (22, c. 11).

92

зованных и высококвалифицированных мигрантов, о чем убедительно свидетельствует статистика. Так, по данным за 2011 г., 32% мигрантов из Евросоюза и 43% мигрантов из стран, не входящих в ЕС, имели университетское образование (в Великобритании таковые составляли лишь 21% взрослого населения) (22, с. 13).

Система здравоохранения и многие отрасли британской экономики оказались бы в кризисном состоянии, если бы в них не были заняты мигранты, считают авторы. Неквалифицированные работники из восточноевропейских стран заполняли рабочие места в стране в предкризисный период (до 2008 г.), когда безработица была относительно низкой. Если бы британские власти воспрепятствовали въезду этих мигрантов, экономика страны понесла бы от этого серьезные потери.

Существенный вклад в развитие британской экономики, по мнению авторов, вносят и иностранные студенты, составлявшие, по данным на 2011-2012 уч. г., 17,4% от общей численности студентов в стране (2,5 млн человек); эксперты оценивают его в 8 млрд ф. ст. в год (9, с. 6; 22, с. 13).

Предвыборный манифест Лейбористской партии: отсутствие новых идей

Позиция сторонников и противников иммиграции особенно явственно проявляется во время всеобщих выборов в парламент. Она отражается не только в предвыборных речах кандидатов в депутаты и в многочисленных выступлениях лидеров партий перед избирателями, но прежде всего в партийных программах, которые в Великобритании называются манифестами.

Лейбористская партия проиграла выборы 2010 г., поэтому избиратели с особым интересом ждали выхода в свет ее новой программы. Что она противопоставит своим главным соперникам на выборах? Как ответит на вызов консерваторов? Какие новые идеи она выдвинет, чтобы взять реванш и вернуться во власть?

13 марта 2015 г. Лейбористская партия опубликовала свой предвыборный манифест. Он называется «Британия может быть лучше» (5). Как признавали многие эксперты, никаких принципиально новых предложений в манифесте не содержится, он пред-

ставляет собой обобщение уже озвученных ранее предвыборных обещаний лейбористов.

«Британия может быть успешной лишь в том случае, если трудящиеся в ней люди станут успешными, - говорится в преамбуле. - Манифест - это план того, как вознаградить британцев за упорную работу, обеспечить всем процветание и сделать Британию лучше» (5, с. 1).

Основное внимание в документе уделяется экономическим и социальным проблемам. Представляя манифест на съезде Лейбористской партии, Эд Милибэнд подчеркнул, что возглавляемая им партия стоит на защите интересов народа, и прежде всего защите интересов работающих британцев. В этом Лейбористская партия видит свою главную задачу и именно это она стремилась отразить в манифесте. «Манифест - это моя клятва британскому народу. Все в нем взвешено и просчитано. Мы сократим дефицит государственного бюджета и государственного долга. Если я возглавлю правительство, я даю гарантию, что интересы власть имущих не будут преобладать над интересами трудового народа страны», - заявил Эд Милибэнд (11).

Лейбористы обещают, в частности, повысить уровень минимальной почасовой оплаты труда, заморозить тарифы на газ и электричество и поднять подоходный налог на обеспеченных граждан, доведя его до 50% от дохода. В манифесте Лейбористская партия позиционирует себя как «партию ответственности» в том, что касается денег налогоплательщиков, поэтому лейбористы берут на себя обязательство защитить финансы страны и дают обещание, что все действия и все программы лейбористского правительства будут финансироваться таким образом, чтобы не увеличивать государственный долг и не занимать ни одного пенса» (11).

Поскольку лейбористы являются сторонниками массовой иммиграции и считают ее благом для страны, проблеме этой в манифесте отводится крайне незначительное место. В отличие от консерваторов, лейбористы в своем предвыборном манифесте не излагают план действий по решению проблемы иммиграции в случае победы на выборах, а ограничиваются по существу лишь общими фразами.

Основное внимание Лейбористская партия уделяет вопросу о контроле над иммиграцией. Раздел, посвященный иммиграцион-94

ной проблеме, так и называется: «Иммиграцию следует правильно контролировать» (5, с. 49). «Для того чтобы наша страна оставалась сильной и открытой для мира, мы обязаны прежде всего обеспечить безопасность наших граждан и усилить контроль на границе», - говорится в манифесте (5, с. 49).

Лейбористы не прямо, но косвенно как бы признают свои ошибки в иммиграционной политике, проводившейся ими в годы пребывания у власти. Они отмечают, что иммиграция в Великобритании в последние годы держалась на высоком уровне. В Соединенное Королевство приезжало много неквалифицированных работников из других стран, и это вызывало недовольство британцев, которые выражали определенную тревогу, вызванную возможным воздействием иммигрантов на их заработную плату, на сферу социальных услуг и на их образ жизни.

Вместе с тем они обвиняют Консервативную партию в том, что проводимая ею иммиграционная политика не принесла ожидаемых результатов. «За последние пять лет численность иммигрантов в стране возросла и обещание, данное лидером партии Дэвидом Кэмероном, когда он въехал на Даунинг-стрит, резко снизить иммиграцию, оказалось невыполненным. А невыполненные обещания, как известно, порождают недоверие», - говорится в документе (5, с. 49).

Лейбористская партия твердо убеждена, что иммиграция полезна. Она всегда считала, что Великобритания не должна отгораживаться от всего мира. Именно благодаря своей открытости страна извлекает выгоду от поступающих в нее инвестиций и от доходов, которые она получает от иностранных студентов, стремящихся получить здесь образование. Но иммиграцию следует не только контролировать, но и управлять ею. Это необходимо делать прежде всего в отношении неквалифицированных мигрантов, численность которых слишком велика. Необходимо также предпринимать более активные действия в отношении нелегальной иммиграции, подчеркивается в манифесте (5, с. 49).

Лейбористская партия имеет собственный план по усилению контроля на границе. В соответствии с этим планом в случае прихода к власти она намерена увеличить численность органов, осуществляющих охрану границы, на 1 тыс. человек, а расходы на их

содержание она будет оплачивать за счет сборов с туристов, въезжающих в страну без виз (5, с. 50).

Новое лейбористское правительство установит жесткий контроль за прибывающими в страну иностранцами с криминальным прошлым и будет депортировать из Великобритании лиц, совершивших здесь преступление. Оно введет на границе строгий учет всех въезжающих и выезжающих из страны, сократит срок действия краткосрочных студенческих виз и ограничит число трудовых мигрантов из стран, не входящих в ЕС (5, с. 50).

Лейбористская партия считает необходимым осуществлять контроль за тем, как используется труд мигрантов; с этой целью она будет добиваться принятия нового закона, направленного на недопущение их эксплуатации, в том числе и за счет более низкой заработной платы. В случае прихода к власти лейбористы собираются проводить политику, направленную на более глубокую интеграцию мигрантов и на увеличение их роли в британском обществе. Вместе с тем они намерены обязать мигрантов, занятых в сфере социальных услуг, выучить английский язык. В вопросе оказания финансовой помощи мигрантам лейбористы отныне будут занимать более жесткую позицию. Они считают, что новых мигрантов следует лишить права претендовать на пособия, по крайней мере в течение первых двух лет пребывания в Великобритании, а пособия на детей мигрантов, которых они оставили у себя на родине, больше не выдавать (5, с. 50).

«Мы будем менять правила и нормы в иммиграционной сфере мягко, но эффективно. Мы покончим с необоснованным содержанием людей в лагерях для иммигрантов и беженцев... Мы сделаем все для того, чтобы британцы могли по-прежнему гордиться тем, что наша страна в соответствии со взятыми на себя международными обязательствами и при поддержке ООН предоставляет убежище преследуемым людям», - говорится в манифесте (5, с. 50).

Затрагивается в манифесте и вопрос об отношениях с Евросоюзом. В отличие от консерваторов, лейбористы выступают решительно против выхода Великобритании из Евросоюза. «Лейбористская партия твердо убеждена, что членство Великобритании в ЕС является важнейшим условием нашего процветания и нашей безопасности. Вот почему мы будем делать все возможное, чтобы изме-96

нить эту организацию таким образом, чтобы ее деятельность отвечала интересам нашей страны, - подчеркивается в манифесте. -Для защиты наших национальных интересов мы будем налаживать связи с нашими сторонниками в ЕС, подорванные за последние пять лет, в течение которых Великобритания была оттеснена на задний план и изолирована от мира» (5, с. 76).

Авторы манифеста указывают на экономическую значимость членства в Евросоюзе для Великобритании. Они напоминают, что свыше 3 млн граждан страны заняты в производстве товаров и услуг, экспортируемых в ЕС. При этом почти 50% импортируемых Великобританией товаров и иностранных инвестиций поступают из Евросоюза. Необходимо учитывать и тот факт, что конкуренция на едином европейском рынке с лучшими мировыми компаниями повышает конкурентоспособность и инновационность британских компаний во всех отраслях экономики страны. Членство в ЕС способствует притоку иностранного капитала в страну и помогает поддерживать высокий жизненный уровень британцев.

В манифесте подчеркивается, что Лейбористская партия выступает против присоединения Великобритании к зоне евро и что, если лейбористы придут к власти, они будут отстаивать интересы стран, не входящих в эту зону (5, с. 77).

Партия считает, что мигранты из стран ЕС приносят выгоду не только британской экономике, но и британскому обществу. Тем не менее будущее лейбористское правительство намерено реформировать нынешнюю иммиграционную политику и существующую практику предоставления мигрантам социальных услуг. Оно усилит контроль на границе, и это даст возможность регулировать приток трудовых мигрантов из стран, которые намереваются в перспективе вступить в Европейский союз. Лейбористы будут добиваться того, чтобы процесс принятия решений в ЕС стал более открытым. Они убеждены, что Евросоюз сможет функционировать эффективно лишь в том случае, если удастся существенно повысить степень доверия к нему рядовых европейцев, а это невозможно сделать без реформирования его институтов. Лейбористская партия будет предпринимать шаги с целью усилить влияние парламента Великобритании на законодательную процедуру в ЕС.

Приоритетной целью будущего лейбористского правительства станет защита национальной системы здравоохранения и повышение уровня жизни в стране.

Великобритания должна сохранять свое членство в ЕС, но Лейбористская партия на законодательном уровне будет блокировать любое решение о дополнительной передаче функций Евросоюзу без одобрения со стороны граждан страны, которое они должны выразить на референдуме, подчеркивается в манифесте (5, с. 77).

На состоявшихся 7 мая 2015 г. всеобщих парламентских выборах лейбористы потерпели сокрушительное поражение. Они получили лишь 232 места в парламенте (из 650), за них проголосовали только 30,5% всех британцев, пришедших на избирательные участки. По сравнению с предыдущими выборами, проходившими в 2010 г., партия потеряла 26 мандатов (10).

Практически все эксперты сходятся во мнении относительно причин провала Лейбористской партии на выборах: избирателей, озабоченных чрезмерным наплывом мигрантов в Великобританию, не устраивает либеральная позиция партии по иммиграционной проблеме. Анализ результатов выборов свидетельствует, что значительная часть традиционных избирателей отошла от лейбористов и перешла на сторону Партии независимости Соединенного Королевства (иК1Р), выступающей против массовой иммиграции и за выход страны из ЕС. Особенности избирательной системы Великобритании не позволили иК1Р получить ожидаемое число мест в парламенте (ей достался лишь один мандат), но за эту партию проголосовали 3,8 млн человек, т.е. 12,6% от общего числа британцев, пришедших к избирательным урнам (это на 9,5% больше, чем на выборах 2010 г.)1 (17).

В этой ситуации однозначно можно утверждать, что исправить свои просчеты и осуществить объявленные в Манифесте планы по внесению изменений в иммиграционную политику до следующих парламентских выборов лейбористам уже вряд ли удастся.

1 Для сравнения: за Лейбористскую партию проголосовали 9,4 млн избирателей, но она получила 232 мандата (23). 98

Манифест Консервативной партии и победа консерваторов на выборах

В отличие от лейбористов, консерваторы провели кампанию 2015 г. по выборам в парламент весьма успешно и выиграли выборы. Они действовали очень активно, и главное - чутко улавливали настроение избирателей. Вопросы экономики, иммиграции и отношений Великобритании с Европейским союзом стали главными темами в этой предвыборной кампании. Позиция консерваторов по всем этим вопросам очень четко обозначена в манифесте, представленном Дэвидом Кэмероном на съезде партии незадолго до выборов (15).

В ходе предвыборной кампании Дэвид Кэмерон неоднократно подчеркивал, что, если Консервативная партия останется у власти, это станет гарантией того, что процесс восстановления британской экономики будет продолжаться, а стране будут обеспечены «сильное лидерство» и безопасность, в которых она так нуждается. Эти обещания вынесены и в название манифеста, которое звучит так: «Сильное лидерство. Четкий экономический план. Светлое, более безопасное будущее» (15).

Основное внимание в манифесте уделяется нынешнему состоянию британской экономики и перспективам ее дальнейшего развития, и это не случайно. В 2010 г., когда консерваторы пришли к власти, экономика страны находилась в кризисе, темп экономического роста был отрицательным, безработица достигала 8%, бюджетный дефицит превышал 12% ВВП (4; 21).

Ситуация с тех пор изменилась самым кардинальным образом. В 2014 г. ВВП страны вырос на 0,6%, занятость достигла рекордного уровня, безработица (по данным на февраль 2015 г.) составляла лишь 5,6%1 (это - самый низкий уровень с середины 1980-х годов), средняя зарплата в стране увеличилась, инфляция в марте и апреле 2015 г. опустилась до нулевого уровня (18; 19; 20). Успешное развитие экономики - вот главное, чем могут с полным основанием гордиться консерваторы.

1 Для сравнения: уровень безработицы в странах еврозоны в 2015 г. составлял 11,3% (20).

В преамбуле к манифесту Дэвид Кэмерон перечисляет успехи, достигнутые Великобританией за годы правления консерваторов. «Мы вывели нашу страну на правильный путь, - говорит он. -Пять лет назад Великобритания была на грани экономической катастрофы. Министр финансов лейбористского правительства заявил тогда: "Денег в казне нет". Мы исправили ситуацию. В настоящее время наша экономика является одной из самых быстрорастущих в мире. Мы поставили нашу финансовую систему под контроль. Мы сократили дефицит государственного бюджета. Мы увеличили занятость. Численность работающего населения теперь велика как никогда прежде. Британия твердо стоит на ногах, она стала сильной, и ее мощь увеличивается с каждым днем» (15, с. 5).

«Главным в этой предвыборной кампании является вопрос: что мы должны сделать для того, чтобы поддержать экономический рост, без которого мы не сможем осуществить наши амбициозные планы и обеспечить безопасность страны? - подчеркивает Кэмерон. - Что мы должны предпринять, чтобы выигрыш от этого роста получили все граждане Великобритании? В манифесте нашей партии изложен план достижения этой цели. Это - план построения лучшего будущего для каждого гражданина страны, для его семьи и его детей» (15, с. 5).

Основной целью своей иммиграционной политики Консервативная партия провозглашает установление более жесткого контроля за иммиграцией. «Иммиграция приносит реальную выгоду Великобритании - ее экономике, культуре и жизни нации в целом, -говорится в манифесте. - Мы всегда были партией открытой и всегда приветствовали приезд к нам людей со всего мира. Но мы четко понимаем при этом, что иммиграция должна контролироваться. Если иммиграция выходит из-под контроля, она оказывает серьезное давление на системы образования, здравоохранения, на транспорт и вызывает напряженность в отношениях между общинами; к тому же массовая иммиграция затрудняет интеграцию иностранцев в британское общество» (15, с. 29).

В возникновении сложной ситуации с иммиграцией консерваторы обвиняют лейбористов. В манифесте отмечается, что за время правления лейбористов (с 1997 по 2009 г.) она достигла невиданных масштабов (15, с. 29). Причину этого консерваторы видят прежде всего в политике открытых границ, которую на протяже-100

нии всех лет нахождения у власти последовательно проводило лейбористское правительство. Оно не смогло реформировать систему социального обеспечения и это привело к тому, что 90% новых рабочих мест, созданных в 1997-2009 гг., были заняты иностранцами, при этом 1,4 млн мигрантов жили исключительно на пособия по безработице (15, с. 29).

После 2010 г. коалиционное правительство приложило немало усилий по изменению ситуации: на границе были созданы новые пропускные пункты, оборудованные современной техникой; принимались решительные меры по борьбе с теневой экономикой, с заключением фиктивных браков; велась также борьба с нелегальными иммигрантами, для них был ограничен доступ к банковским счетам, введен запрет на покупку частного жилья, на получение лицензий для открытия собственного бизнеса; целый ряд мер был направлен на то, чтобы разгрузить суды от неоправданных попыток нелегальных иммигрантов остаться в стране. Все это принесло определенные результаты. За период с 2010 по 2015 г. численность иммигрантов из стран, не входящих в Евросоюз, сократилась на 13% (15, с. 29).

Однако масштабы иммиграции из государств - членов Евросоюза оказались более высокими, чем ожидалось, и объясняется это тем, что экономика в Великобритании развивалась более успешно, чем в других странах ЕС, и здесь создавалось больше новых рабочих мест. Как подчеркивается в манифесте, именно в этом кроется причина того, что Консервативной партии не удалось сдержать обещание, данное избирателям во время предвыборной кампании 2010 г., - сократить численность въезжающих в страну иностранцев с сотен тысяч до нескольких десятков тысяч человек в год. Однако консерваторы твердо намерены выполнить его, хотя и осознают, что для этого понадобится больше времени и сил, чем это казалось раньше. Задачу сокращения численности иммигрантов партия объявляет приоритетной в своей деятельности в ближайшие пять лет (15, с. 29).

Освещается в манифесте и проблема взаимоотношений с ЕС. Партия объявляет, что в случае прихода к власти сформированный ею кабинет будет вести переговоры с ЕС о новых правилах предоставления социальных пособий мигрантам из стран Евросоюза. Так, будут введены новые нормы, согласно которым мигранты, претен-

дующие на пособия, должны будут отработать в Великобритании несколько лет, прежде чем они смогут подать соответствующую заявку. Это же правило будет распространяться и на низкооплачиваемых работающих мигрантов в том случае, если они захотят воспользоваться налоговыми льготами. «Вместо действующей ныне системы получения пособий и льгот по принципу "получай просто так, не дав ничего взамен" ^ошеШг^-Гог-поШ!^), мы будем применять принцип "получай в обмен на что-то" (8отеШ1^-£ог-8отеШ1^). Эти новые правила будут обсуждаться на референдуме о членстве Великобритании в ЕС, который состоится в конце 2017 г. В то же время мы будем продолжать усиливать контроль за нашими границами, совершенствовать наше иммиграционное законодательство и убеждать иностранцев покинуть территорию Великобритании по окончании срока действия их визы» (15, с. 29-30).

«Мы будем вести переговоры с ЕС за предоставление нам более широких полномочий по депортации преступников и по недопущению их возврата в Великобританию, за жесткий и длительный запрет на въезд в нашу страну всех лиц, злоупотребляющих правом свободного передвижения в странах ЕС. Мы выступаем за ужесточение правил заключения браков между гражданами и негражданами стран ЕС, последние должны предъявить доказательство того, что они обладают определенным уровнем доходов и знанием английского языка. Что касается новых стран, которые присоединятся к Европейскому союзу в будущем, мы будем настаивать на том, чтобы право свободного передвижения не предоставлялось тем из них, уровень экономического развития которых пока далек от соответствующего уровня государств - членов ЕС», - подчеркивается в манифесте (15, с. 30).

Значительное внимание в манифесте уделяется проблеме сокращения масштабов иммиграции, особенно из стран, не входящих в Европейский союз. В частности, отмечается, что в последние годы возглавляемое консерваторами правительство уже приняло меры по ограничению не только общей численности прибывающих в страну мигрантов, но даже высококвалифицированных специалистов: было решено, что она должна составлять не более 20 700 человек в год. В случае прихода к власти консерваторы будут стараться не допускать превышения этого предела и в последующие годы и потому выдавать визы будут только тем претендентам 102

на въезд в страну, в которых Великобритания действительно нуждается (15, с. 30).

Консервативная партия обещает, что, если ей удастся прийти к власти, сформированное ею правительство будет проводить жесткую иммиграционную политику, и в первую очередь в отношении иностранцев, совершивших преступление; она намеревается применять к ним правило: «Сначала депортация, потом апелляция» («deport first, appeal later») (15, с. 30). Правительство примет целый ряд мер по недопущению найма нелегальной рабочей силы и эксплуатации иммигрантов. Против работодателей, выплачивающих иммигрантам зарплату ниже минимальной, будут вводиться санкции.

Интеграция иммигрантов в общество невозможна без знания ими языка той страны, которую они выбрали для своего проживания, подчеркивается в манифесте. Поэтому следует ужесточить процедуру проверки прибывающих в страну иностранцев, с тем чтобы определить, в какой степени они владеют английским языком. Необходимо законодательно оформить правило, в соответствии с которым все работники, занятые в государственном секторе, обязаны доказать, что они успешно освоили английский язык (15, с. 31).

Итак, манифест Консервативной партии по существу представляет собой программу действий этой партии на ближайшие пять лет. Но жизнь не стоит на месте и в эту программу, несомненно, будут вноситься коррективы. Тем не менее основная линия иммиграционной политики в манифесте четко обозначена и нельзя исключать того, что именно жесткая позиция консерваторов по одной из острейших проблем, с которой сталкивается Великобритания в настоящее время, а именно - проблеме иммиграции, оказалась для избирателей более предпочтительной, нежели позиции других партий, и потому они отдали консерваторам свои голоса, обеспечив им победу на выборах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уже вскоре после выборов Дэвид Кэмерон выступил с речью, в которой он представил план будущих действий нового правительства по решению проблемы иммиграции. Он пообещал, что возглавляемое им правительство примет решительные меры по сокращению масштабов иммиграции и установлению за ней самого строгого контроля. «Две недели назад граждане Великобритании сказали свое слово, большинство из них проголосовали за то, чтобы

к власти пришло новое консервативное правительство, и этому правительству они послали совершенно ясный сигнал: они хотят, чтобы правительство помогало им, чтобы оно действовало в интересах трудящихся. Они ждут от нового правительства активных действий, направленных на укрепление финансовой системы, снижение налогов, улучшение системы образования, здравоохранения и жилищной системы, но они выдвигают еще одно требование, а именно: они выступают за установление жесткого контроля над иммиграцией», - заявил Кэмерон (6).

Великобритания гордится всеми выходцами из других стран, которые помогали восстанавливать ее экономику после войны, и всеми, кто своим трудом способствовал ее процветанию и помогал делать страну более сильной, отметил Кэмерон, но сильной является не та страна, которая разрушает мосты между государствами, а та, которая способна контролировать иммиграцию. Именно за это, по мнению Кэмерона, проголосовали британские граждане, и они имеют право требовать от правительства, чтобы оно установило такой контроль, потому что неконтролируемая иммиграция оказывает серьезное давление на всю систему государственных услуг, а это приводит к их несправедливому распределению (6).

Неконтролируемая иммиграция чрезвычайно опасна для страны, заявил Кэмерон. Она наносит ущерб рынку труда и ведет к снижению заработной платы трудящихся. Она включает в себя не только людей, въехавших в страну нелегально, но и тех, кто въехал на законных основаниях, но остался здесь после окончания срока визы и пополнил ряды нелегальных иммигрантов. В условиях, когда численность нелегальных иммигрантов растет, вполне понятным и оправданным является требование рядовых британцев положить конец такой системе въезда и выезда иностранцев, которая позволяет лицам с просроченной визой оставаться в Великобритании.

Кэмерон отметил, что бывшее правительство, возглавляемое консерваторами, за пять лет правления страной сделало очень много в этом направлении, и перечислил эти заслуги: «Мы закрыли фальшивые колледжи, в которых якобы обучали иностранцев. Мы прекратили оплачивать арендную плату и выдавать пособие по безработице безработным мигрантам. Мы отобрали 9 тыс. лицензий на перевозки у нелегальных мигрантов. Мы положили конец бесплатному медицинскому обслуживанию граждан стран, не 104

входящих в ЕС, и требуем от них, чтобы они вернули потраченные на них деньги в нашу систему здравоохранения. Мы предприняли решительные действия в борьбе с фиктивными браками, заключаемыми иностранцами с британскими гражданами» (6).

«Мы убеждены, что нам необходимо сократить потребность в иностранной рабочей силе, а для этого надо сделать так, чтобы наши граждане были способны и хотели выполнять ту работу, которая требуется стране, - подчеркнул Кэмерон. - Для этого мы должны обеспечить профессиональную переподготовку не менее 2 млн человек, провести радикальную реформу системы социального обеспечения и создать в стране условия, при которых работники за свой труд получали бы справедливую заработную плату. Мы не должны допустить повторения ситуации, имевшей место в период правления лейбористов, когда 90% новых рабочих мест занимали трудовые мигранты, что неизбежно вело к росту безработицы в стране. И хотя мы достигли определенных успехов в регулировании иммиграции, мы понимаем, насколько мы еще далеки от достижения поставленных нами целей» (6).

Основные задачи нового консервативного правительства в решении проблемы иммиграции Кэмерон определяет следующим образом.

1. Установление жесткого контроля над иммиграцией. Активизация процесса депортации нелегальных мигрантов.

2. Реформирование иммиграционного законодательства и внесение изменений в систему регулирования рынка труда с целью снижения спроса со стороны работодателей на иностранную рабочую силу.

3. Проведение переговоров с Европейским союзом о пересмотре условий соглашения с этой организацией в той части, которая затрагивает вопросы иммиграции, с целью сокращения численности мигрантов, прибывающих в Великобританию из государств -членов ЕС (6).

Особое место в планах правительства отводится борьбе с нелегальной иммиграцией. Кэмерон пообещал, что в этой области будут приняты самые жесткие и никогда ранее не применявшиеся меры. Он заявил: надо сделать все для того, чтобы нелегальные мигранты перестали рассматривать Великобританию как страну, привлекательную для нелегального пребывания и нелегальной

деятельности. В рамках стратегии борьбы с нелегалами правительство намерено принять закон, объявляющий трудовую деятельность всех лиц, находящихся в стране без соответствующей рабочей визы или другого официального разрешения, уголовным преступлением1. Но ответственность за нелегальную деятельность будут нести не только сами нелегалы, но и нанимающие их рабо-тодатели2. При этом в соответствии с предлагаемым новым законом все деньги, заработанные нелегалами, будут конфисковываться3. По мнению правительства, конфискация зарплат нелегальных мигрантов серьезно осложнит их пребывание в Великобритании.

Новый закон, преследующий мигрантов за нелегальную работу, затронет не только нелегальных мигрантов, но и тех, кто въехал в страну легально, но не покинул ее после истечения срока визы или же нарушил условия выданной визы, ограничивающие право мигранта на работу.

Банкам будет запрещено открывать новые счета нелегальным иммигрантам и в соответствии с новым законом они будут обязаны закрыть все уже имеющиеся счета нелегалов.

Правительство намерено навести порядок и на рынке жилья, вытеснив оттуда всех иностранцев, не имеющих право на пребывание в Великобритании. Будут приняты меры в отношении недобросовестных арендодателей, предоставляющих жилье нелегальным мигрантам, с этой целью будет введена в действие система обязательного лицензирования. В том случае, если арендодатель нарушит закон, лицензия у него будет отобрана. Новый закон предос-

1 Это намерение правительства, равно как и целый ряд других пунктов плана правительства по борьбе с нелегальной иммиграцией, было одобрено королевой Елизаветой II в ее тронной речи в британском парламенте 27мая 2015 г. (16, с. 36-37).

2 Согласно существующему в настоящее время законодательству, фирмам, нанимающим нелегальных мигрантов, грозит штраф до 20 тыс. ф. ст. Но закон не распространяется на нелегальных мигрантов, а их доходы не могут подлежать конфискации (1).

3 В соответствии с действующим (по состоянию на май 2015 г.) законодательством иностранцы, находящиеся в стране легально, но нарушающие запрет или ограничения на работу, могут быть привлечены к суду и приговорены к шести месяцам заключения, однако заработанные ими деньги не могут быть конфискованы (1).

тавит также местным советам право выселять нелегальных мигрантов из занимаемого ими жилья.

Новый закон изменит и положение мигрантов, совершивших преступление. Все преступники-иностранцы, вышедшие из тюрьмы, будут обязаны носить электронные браслеты в ожидании своей депортации, и за ними будет вестись спутниковое наблюдение. По отношению к мигрантам-преступникам будет применяться правило «сначала депортация, потом апелляция» (6).

Задача правительства состоит в том, чтобы сократить использование высококвалифицированных иностранных работников и заменить их национальными кадрами, заявил Кэмерон. В Великобритании слишком долго существовал дефицит специалистов определенного профиля, и в частности инженеров, врачей, учителей, поваров, и потому британским компаниям пришлось заполнять рабочие места гражданами из других стран. Правительство намерено оказать помощь бизнесу в переподготовке кадров, с тем чтобы в ближайшие пять лет можно было обучить новым профессиям порядка 3 млн человек, это позволит Великобритании сократить приток квалифицированных мигрантов из стран, не входящих в ЕС (6).

Правительство в своем стремлении сократить использование иностранных специалистов и заменить их отечественными работниками будет действовать твердо и последовательно, но, как уверяет Кэмерон, эти меры не приведут к созданию барьера на пути талантливых работников и подающих большие надежды студентов из других стран.

Итак, установление контроля над иммиграцией новое правительство рассматривает в качестве одной из своих основных задач на предстоящие пять лет. Но оно не сможет сделать это, если ему не удастся сократить поток мигрантов из стран Евросоюза. Как отмечает Кэмерон, система социального обеспечения Великобритании не в состоянии выдержать существующую ныне нагрузку и потому вопрос об изменении правил и норм предоставления мигрантам социальных пособий и льгот станет главным на переговорах с ЕС. О необходимости таких переговоров с целью пересмотра отношений с Евросоюзом заявила королева Великобритании Елизавета II в своей тронной речи на открытии новой сессии парла-

мента 27 мая 2015 г. При этом она подтвердила, что референдум о членстве страны в ЕС будет проведен до конца 2017 г. (16, с. 60).

Совершенно ясно, что проблема иммиграции в предстоящие пять лет пребывания консерваторов у власти по-прежнему будет стоять довольно остро. Какие пункты обнародованной программы удастся решить новому консервативному правительству, не связанному больше коалиционными обязательствами и уже в силу этого имеющему полную свободу рук? На сей счет эксперты пока не дают оптимистических прогнозов. Многие из них считают, что эту очень сложную проблему быстро решить не удастся. Они подчеркивают, что, несмотря на ужесточение иммиграционной политики в последние годы, численность иммигрантов в Великобритании увеличивается. «Иммиграция - это старая проблема, -замечает проф. Бирмингемского университета Эдриан Кэмпбелл. -Когда Маргарет Тэтчер первый раз победила на выборах и пришла к власти, она говорила, что будет решать ее жестко. И она действительно вводила какие-то ужесточения, например, были приняты законы, касающиеся заключения браков и др. Но больших изменений все равно не было. Однако символические жесты были сделаны, и иногда этого бывает достаточно. Люди понимают, что не так легко остановить экономические процессы, которые способствуют миграции» (2).

Особенно скептически эксперты настроены в отношении перспектив решения проблемы нелегальной иммиграции. Как напоминает проф. Кэмпбелл, борьба с ней велась всегда, но безуспешно. И одна из причин этого состоит в том, что никому не известны истинные масштабы нелегальной иммиграции. «Никто не знает, где находятся нелегалы, сколько таких людей в стране, - говорит он, - и потому будет очень трудно доказать, насколько успешно Кэмерон выполнил свое обещание покончить с нелегальной иммиграцией» (2).

Не менее пессимистично настроены эксперты и в отношении переговоров с Европейским союзом по вопросу о предоставлении Великобритании «особого статуса», который позволил бы ей сократить поток мигрантов из стран ЕС, желающих переселиться на Британские острова. И сложность здесь состоит в том, что требование Великобритании предоставить ей право ввести запрет на получение выходцами из других стран ЕС социальных льгот и пособий 108

в течение первых четырех лет пребывания в Соединенном Королевстве, а также введение целого ряда других ограничений подрывает основной принцип Евросоюза, а именно - предоставленное всем гражданам стран, входящих в Евросоюз, право на свободный выбор места жительства и трудоустройства.

Судя по всему, переговоры с Европейским союзом будут очень сложными. Позиция Великобритании не находит поддержки у других стран ЕС. Уже в самом начале переговорного процесса канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что «всеобъемлющий принцип свободы передвижения в ЕС не обсуждается». Об этом же предупредил и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, а председатель Европейского совета Дональд Туск назвал планы Великобритании по реформированию Европейского союза «невыполнимыми» (12; 14). Поэтому нельзя исключать того, что только референдум сможет определить судьбу страны и дать ответ на вопрос: сохранит ли Великобритания свое членство в ЕС?

Но необходимо отметить, что идея выхода из Европейского союза пока не вызывает энтузиазма и у самих британцев. Опрос, проведенный в апреле 2015 г., перед выборами в парламент, показал, что лишь 38% граждан страны считают, что Великобритании следует выйти из ЕС, в то время как 49% придерживаются противоположного мнения (13). Конечно, до 2017 г. еще далеко, за предстоящие два года многое в стране и в Европе может измениться, поэтому прогнозировать исход переговоров между Великобританией и Европейским союзом, а также результат референдума в том случае, если он все-таки состоится, пока еще рано.

Список литературы

1. Британия вводит новые меры против нелегальной иммиграции // BBC. Русская служба. - 2015. - 21 мая. - Режим доступа: http://www.bbc.co. uk/russian/uk/2015/05/150521_uk_cameron_migration (Дата обращения -02.06.2015).

2. Британия: Партийные маневры вокруг миграции / / BBC. Русская служба. - 2015. - 21 мая. - Режим доступа: http://www.bbc.co. uk/rus sian/uk/2015/05/150521_5floor_uk_migrants_money (Дата обращения -02.06.2015).

3. Кондратьева Т.С. Дискуссия по проблемам иммиграции: Обзор // Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. - М., 2005. - № 1. - С. 88114.

4. Allen K. UK budget deficit 'to surpass Greece's as worst in EU' / / The Guardian. - L., 2010. - 5 May. - Mode of access: http:/ /www. theguar dian.com/business/2010/may/05/uk-budget-deficit-worse-than-greece (Дата обращения - 02.06.2015).

5. Britain can be better: The Labour Party Manifesto 2015. - L., 2015. - 83 p. -Mode of access: http://h3cdn.net/labouruk/e1d45da42456423b8c_vwm6b rbvb.pdf (Дата обращения - 02.06.2015).

6. Cameron D. PM speech on immigration / / GOV. UK. - 2015. - 21 May. -Mode of access: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-speech-on-immigration (Дата обращения - 02.06.2015).

7. David Cameron won't 'cave in' on migration target despite new figures // BBC. - 2015. - 21 May. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/uk-politics-32816454 (Дата обращения - 02.06.2015).

8. Diane Abbott // Wikipedia. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/ wiki/Diane_Abbott (Дата обращения - 02.06.2015).

9. Is a cap on immigration a cap on growth? Assessing the impact of migration on our economy // New Statesman. - L., 2013. - 13-19 December. - 8 p. -Mode of access: http://www.newstatesman.com/sites/default/files/files/ 20131216accasupp.pdf (Дата обращения - 02.06.2015).

10. Kirk A. Just how bad was Labour's general election performance? // The Telegraph. - L., 2015. - 8 May. - Mode of access: http://www.telegraph. co.uk/news/general-election-2015/politics-blog/11592866/Just-how-bad-was-Labours-general-election-performance.html (Дата обращения - 02.06.2015).

11. Labour's plan to balance the books / Press Association // Mail Online. - L., 2015. - 13 April. - Mode of access: http://www.dailymail.co.uk/wires/pa/ article-3036257/Miliband-Debt-fall-year.html (Дата обращения - 02.06.2015).

12. MacLellan K., Faulconbridge G. PM Cameron's plan for EU treaty change is 'mission impossible' - EU's Tusk // Reuters. - 2015. - 16 March. - Mode of access: http://uk.reuters.com/article/2015/03/16/uk-britain-europe-idUK KBN0MC0P120150316 (Дата обращения - 02.06.2015).

13. Mann J. Britain uncovered survey results: The attitudes and beliefs of Britons in 2015 / / The Guardian. - L., 2015. - 19 April. - Mode of access: http: / / www.theguardian.com/society/2015/apr/19/britain-uncovered-survey-attitudes-beliefs-britons-2015 (Дата обращения - 02.06.2015).

14. Parfitt T. EU chief wants Britain to STAY in Union - as he insists there's «no better life» // Express. - 2015. - 9 May. - Mode of access: http://www. exp ress.co.uk/news/uk/576047/EU-European-Union-Donald-Tusk-David-Came ron-referendum-Ukip (Дата обращения - 02.06.2015).

15. Strong leadership. A clear economic plan. A brighter, more secure future: The Conservative Party Manifesto 2015. - L., 2015. - 81 p. - Mode of access: https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/manifesto2015/ConservativeMani festo2015.pdf (Дата обращения - 02.06.2015).

16. The Queen's speech / Press Office; Prime Minister's Office. - L., 2015. 27 May. - 103 p. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/430149/QS_lobby_pack_FI NAL_NEW_2.pdf (Дата обращения - 02.06.2015).

17. Townsend M. Five million votes, two seats: Smaller parties demand a change in the rules // The Guardian. - L., 2015. - 9 May. - Mode of access: http://www.theguardian.com/politics/2015 / may/09/margate-ukip-greens-electoral-reform-farage (Дата обращения - 02.06.2015).

18. United Kingdom GDP growth rate 1955-2015 // Trading Economics. -Mode of access: http://www.tradingeconomics.com/united-kingdom/gdp-growth (Дата обращения - 02.06.2015).

19. United Kingdom inflation rate 1989-2015 // Trading Economics. - Mode of access: http: / / www.tradingeconomics.com/united-kingdom/inflation-cpi (Дата обращения - 02.06.2015).

20. United Kingdom unemployment rate 1971-2015 / / Trading Economics. -Mode of access: http://www.tradingeconomics.com/united-kingdom/ unemployment-rate (Дата обращения - 02.06.2015).

21. Wearden G. Unemployment breaks through 2.5 million // The Guardian. -L., 2010. - 21 April. - Mode of access: http://www.theguardian.com/ business/2010/apr/21/unemployment-rises-to-highest-in-16-years (Дата обращения - 02.06.2015).

22. Why immigration is good for all of us / Centre for labour and social studies. -L., 2014. - 16 p. - Mode of access: http://classonline.org.uk/docs/why_ immigration_is_good_for_all_of_us.pdf (Дата обращения - 02.06.2015).

23. Witts P. MP sets out his five-year plan / / Stratford-upon-Avon Herald. -2015. - 16 May. - Mode of access: http://www.stratford-herald.com/36684-mp-sets-out-his-five-year-plan.html (Дата обращения - 02.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.