Научная статья на тему 'ВЕЛИКИЙ ПОХОД КИТАЯ НА БЕДНОСТЬ'

ВЕЛИКИЙ ПОХОД КИТАЯ НА БЕДНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПРОГРАММА ООН "ЦЕЛИ РАЗВИТОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ" / CHINA / UN PROGRAM "MILLENNIUM DEVELOPMENT GOALS"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алимов Рашид

Большой статистический материал по основным аспектам социально-экономической сферы Китая, подкреплённый примерами, позволяет автору сделать вывод об эффективности пути, выбранном КНР по достижению целей (борьба с бедностью, доступность образования и медицины и т. п.), определённых в программе «Цели развития тысячелетия» (2000 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S GREAT CAMPAIGN FOR POVERTY

Extensive statistical material on the main aspects of the socio-economic sphere of China, supported by examples, allows the author to conclude that the path chosen by the PRC to achieve the goals (combating poverty, access to education and medicine, etc.) defined in the program “Millennium Development Goals” (2000).

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКИЙ ПОХОД КИТАЯ НА БЕДНОСТЬ»

УДК 327.(510)

Великий поход Китая на бедность

Рашид АЛИМОВ

Китай - самая многонаселённая страна в мире, вплотную приблизился к решению проблемы полного искоренения нищеты. Во многом это прямой результат политики реформ и открытости, начало которой было положено в 1978 г. В тот период свыше 95% населения Китая находилось в жёстких тисках бедности. Китайское руководство поставило перед собой одну из сложнейших и масштабных задач - положить конец практике, когда люди от рождения и до конца жизни испытывают тяготы и лишения, а нищета передаётся из поколения в поколение.

Борьба против бедности в Китае приобрела всенародный характер, что обеспечило её успех. Достижения Китая имеют большое международное значение, так как являются решающим вкладом в искоренение нищеты на планете и обеспечение достойной жизни для всех.

Объединённые нации в борьбе с нищетой

Конфуцию принадлежат слова: «Бедность и униженность - это то, что людям ненавистно» [1, с. 30].

Они не утратили своей актуальности спустя две с половиной тысячи лет.

АЛИМОВ Рашид - доктор политических наук, Почётный профессор Института Тайхэ, генеральный секретарь ШОС (2016-2018 гг.). E-mail: [email protected]

Ключевые слова: Китай, программа ООН «Цели развитого тысячелетия».

1 Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов. М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007.

В докладе ООН The Sustainable Development Goals Report 2019 указывается, что в 2018 г. 8,6% населения Земли продолжает проживать в условиях нищеты [2].

Число людей, страдающих от недоедания, не только не сократилось, а наоборот увеличилось -с 784 млн в 2015 г. до 821 млн в 2017 г. При этом почти две трети из них проживает в двух регионах - Южная Азия (277 млн и Африка к югу от Сахары (237 млн) [2].

По прогнозу ООН, одна из глобальных целей - ликвидация нищеты - к согласованному сообществом наций 2030 г. достигнута не будет [3]. Это не может не вызывать озабоченность.

В 2000 г. на Саммите Тысячелетия [4] представители 189 стран, включая 147 глав государств и правительств, для решения глобальных проблем человечества приняли амбициозную программу ООН под названием «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ) [5].

Среди восьми ключевых целей первоочередной была выдвинута задача ликвидации нищеты и голода [5, Goal 1]. «Нищета - это не просто нехватка доходов и ресурсов для обеспечения средств к существованию на устойчивой основе. Она проявляется в голоде и недоедании, в ограниченном доступе к образованию и другим основным услугам, в

социальной дискриминации и изоляции, а также в невозможности участия в принятии решений»,- подчёркивалось в документах ООН [6]. К 2015 г. предполагалось вдвое сократить долю голодающего населения и людей с доходом менее 1,25 долл. в день, а также обеспечить полную занятость и достойную работу всем [5, Goal 1].

В 2015 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун с удовлетворением констатировал, что «ЦРТ помогли вырваться из крайней нищеты более чем одному миллиарду людей, принять активные меры по борьбе с голодом» [7]. Совместные усилия действительно привели к ощутимым результатам.

Число людей, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось в мире более чем наполовину, уменьшившись с 1,9 млрд чел. в 1990 г. до 836 млн чел. в 2015 г.

Доля населения с доходом менее 1,25 долл. в день уменьшилась в три раза по сравнению с 1990 г. и опустилась до 12% в 2015 г.

В развивающихся регионах этот показатель снизился с 47% в 1990 г. до 14% в 2015 г.

Доля людей, страдающих от недоедания, сократилась почти наполовину - с 23,3% в 19901992 гг. до 12,9% в 2014-2016 гг.

Численность работников, живущих в крайней нищете, уменьшилась на две трети - с 900 млн чел. в 1991 г. до 300 млн чел. в 2015 г.

2 UNDESA - Sustainable Development Goals Report 2019 // URL: https://www.un.org/ development/desa/publications/sustainable-development-goals-report-2019.html

3 Sustainable Development Goals Knowledge Platform // URL: https://sustainabledevelopment. un.org/sdg1

4 United Nations Conferences, Meetings and Events - Millennium Summit (6-8 September 2000) // URL: https://www.un.org/en/events/pastevents/millennium_summit.shtml

5 United Nations Millenium Development Goals // URL: https://www.un.org/millenniumgoals/

6 UN - Ending Poverty // URL: https://www.un.org/en/sections/issues-depth/poverty/index. html

7 UN - The Millennium Development Goals Report 2015 // URL: https://www.un.org/ millenniumgoals/2015_MDG_Report/pdf/MDG%202015%20rev%20(July%201).pdf

Впечатляющими были достижения в сфере начального образования.

Число детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, в мире снизилось почти наполовину - со 100 млн в 2000 г. предположительно до 57 млн в 2015 г., а доля грамотных среди молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет по всему миру увеличилась с 83 до 91% [7].

Достижения в вопросе сокращения нищеты и голода были налицо, однако регионы, наиболее нуждающиеся в переменах, ощутили за этот период наименьший прогресс.

В 2015 г. на два региона - Южная Азия и Африка к югу от Сахары -приходилось около 80% всего населения мира, живущего в крайней нищете, а также 80% от общего числа нетрудоустроенных малоимущих людей [7].

По оценкам ООН, в 2015 г. от недоедания во всём мире страдало 784 млн чел.: почти у каждого девятого не хватало продуктов питания [8]. Нужны были дополнительные усилия мирового сообщества для искоренения этой проблемы, несовместимой с достоинством человека XXI в.

Собравшиеся 25 сентября 2015 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке мировые лидеры пообещали «положить конец нищете и голоду во всех их формах и проявлениях и добиться, чтобы все люди могли жить в здоровой окружающей среде и реализовать свой потенциал в условиях достоинства и равенства» [9]. Гене-

ральная Ассамблея ООН приняла Повестку дня в области развития, в которой были определены 17 целей и задач, призванных до 2030 г. стимулировать развитие в областях, имеющих первостепенное значение для человечества и планеты [10]. Ликвидация голода и нищеты, связанные с ними доступность воды и санитария, недорогостоящая и чистая энергия, а также образование были определены в качестве приоритетных.

Особенно тревожным сложилось положение в сфере образования.

По оценкам ООН, по всему миру 750 млн взрослых всё ещё остаются неграмотными [10, Goal 4].

Во всём мире в 2015 г. 617 млн детей и подростков младшего и среднего школьного возраста - более 50% от общего числа детей в мире - не хватало минимального уровня знаний по чтению и математике [10, Goal 4].

Треть этих детей и подростков не посещали школу и остро нуждались в доступе к образованию. Около двух третей из них посещали школу, но не получили знаний, потому что они бросили учёбу или не получили базовых навыков [10, Goal 4].

Несложно представить, какое будущее ожидает страны со столь низким уровнем образования в век стремительного развития новых технологий.

Оценивая положение в Китае, следует отметить, что он внёс решающий вклад в сокращение масштабов нищеты по всему миру и увеличению числа образованных людей на планете.

8 UNSD - The Sustainable Development Goals Report 2019 // URL: https://unstats.un.org/ sdgs/report/2019/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2019.pdf

9 Sustainable Development Goals Knowledge Platform - United Nations Sustainable Development Summit 2015 // URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/summit

10 Sustainable Development Goals Knowledge Platform - Sustainable Development Goals // URL: https://sustainabledevelopment.un.org/?menu=1300

Мировой рекордсмен в сфере ликвидации бедности

По оценке Всемирного банка, с 1978 г. число людей в Китае, живущих за международной чертой бедности, сократилось более чем на 850 млн чел.- 70% от общего мирового показателя [11].

Китай стал первой развивающейся страной, которая достигла Цели развития тысячелетия ООН по сокращению бедности. «Мировой рекордсмен в сфере ликвидации бедности» - такое ёмкое определение дал Китаю Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности (февраль 2017 г.) [12].

Через два года во время посещения выставки по случаю 70-летия основания КНР А. Гутерреш с глубоким удовлетворением отметил, что «Китай помог вырваться из нищеты более 800 миллионам людей, это величайшее достижение в истории борьбы с бедностью» [ 13].

Статистика борьбы действительно впечатляет.

За 40 лет политики реформ и открытости более 740 млн китайцев перестали быть нищими, а уровень бедности сократился на 94% [ 14].

На один Китай приходится почти две трети от общего сокращения с 1990 по 2015 г. числа людей, страдающих от недоедания в развивающихся странах [7].

На конец 2019 г.а в Китае осталось 5,5 млн чел., живущих в нищете (0,4% от 1,4 млрд населения страны) [ 15].

Для сравнения: уровень бедности в США вырос с 0,5% в 1979 г. до 1,2% в 2016 г.

Ответить на вопрос о том, как правительству КНР в течение жизни двух поколений удалось добиться таких впечатляющих результатов, непросто. С высоты пройденного пути можно утверждать, что это был глубоко продуманный, ориентированный на долгосрочную перспективу комплексный подход, охватывающий все сферы жизни граждан Китая. Предстояло преодолеть «пять крутых перевалов», прежде чем выйти к «долине благополучия».

Начало было положено принятием реформы для сельского хозяйства и сокращения бедности (19781985 гг.), которая получила развитие в программе сокращения бедности (1986-1993 гг.).

11 The World Bank - China Overview // URL: https://www.worldbank.org/en/country/china/ overview

12 Бедных китайцев скоро не останется // РИА «Новости» // URL: https://ria. ru/20170227/1488830387.html

13 UN - Helping 800 Million People Escape Poverty Was Greatest Such Effort in History, Says Secretary-General, on Seventieth Anniversary of China's Founding // URL: https://www.un.org/ press/en/2019/sgsm19779.doc.htm

14 Китай отметил 40-летие реформ и открытости заявкой на дальнейшее развитие // URL: https://rg.ru/2018/12/18/kitaj-otmetil-40-letie-reform-i-otkrytosti-zaiavkoj-na-dalnejshee-razvitie. html

15 South China Morning Post - Coronavirus outbreak threatens to undermine China's drive to end extreme poverty // URL: https://www.scmp.com/news/china/politics/article/3051467/ coronavirus-outbreak-threatens-undermine-chinas-drive-end

Далее был принят Государственный план избавления от бедности 80 млн чел. за 7 лет (19942000 гг.) и две Целевые програм-

мы оказания помощи бедным сельским районам и их развития (2001-2010 гг. и 2011-2020 гг.) [16].

«Пять крутых перевалов до долины благополучия»

Первый перевал. Нищета преобладала в сельских территориях Китая со времён основания КНР. Существовало немало причин, порождающих большое число людей, живущих в нищете. Ключевая из них таилась в сложившейся архаичной системе сельского хозяйства, которая не отвечала потребностям развития производственных сил. Нужно было изменить систему отношений крестьян с землёй.

Начатая в 1978 г. реформа была нацелена на коренное изменение системы управления земельными ресурсами. Форму коллективного управления народной общиной заменили на систему ответственности по контрактам с домашним хозяйством. Частичная приватизация позволила отдельным домохозяйствам решать, что и как производить на их контрактной земле в сельской местности. Одновременно правительство повысило закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, открыло сельский рынок и способствовало развитию сельских предприятий.

Согласно статистическим данным, с 1978 по 1985 г.:

- производство зерна на душу населения увеличилось на 14%, хлопка - на 73,9%, масличных культур - на 176,4% и мяса - на 87,8%;

- чистый доход на одного крестьянина вырос в 3,6 раза [17];

- число бедных людей, испытывающих проблемы с питанием и одеждой, сократилось с 250 млн до 125 млн.

Число людей, живущих в нищете, ежегодно уменьшалось на 17,86 млн чел. [16].

Повсеместно начали создаваться небольшие получастные предприятия. Однако потребовалось много времени, чтобы эти реформы вошли в жизнь городских жителей, не говоря уже о столице.

Примером положительных результатов первого этапа реформ может служить первый частный ресторан в Пекине, открытый Лю Гуйсянь, обычной домохозяйкой из провинции Хэбэй. Она вместе с мужем не имела достаточного дохода для содержания пятерых детей, и они решились открыть свой небольшой ресторан. В первый же день у порога выстроилась длинная очередь из посетителей, среди которых было много иностранных дипломатов и журналистов.

Успех Лю привлёк внимание членов правительства КНР: однажды ресторан посетили Яо

16 Asian Development Bank - Poverty Reduction and Development: National Strategies and a Case Study of ADB-Funded Pilot Project in Nayong County in Guizhou Province, People's Republic of China // URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/386051/eawp-10.pdf

17 Embassy of the PRC in Republic of the Philippines - Agriculture Development and Poverty Alleviation in Chin // URL: http://ph.china-embassy.org/eng/sgdt/t83682.htm

Илинь и Чэнь Мухуа, два заместителя премьер-министра Китая. Этот ресторанчик не только прокормил четыре поколения семьи Лю Гуйсянь, но и сделал их богатыми [ 18].

Второй перевал. Успех первых шагов воодушевил реформаторов. Для дальнейшего сокращения бедности правительство Китая с 1986 г. запустило программы по сокращению бедности в сельской местности, ориентированные на содействие региональному развитию. Программы были сосредоточены на территориях, где сельская бедность была серьёзной, особенно в регионах проживания этнических меньшинств и в приграничных районах.

Для координации программ в 1986 г. была создана Ведущая группа Государственного совета по сокращению бедности и развитию (LGPRD) [ 19]. Местные LGPRD и их офисы были также организованы в провинциях, префектурах и уездах бедных районов.

В общей сложности 332 уезда были определены как национальные бедные уезды, для которых были разработаны три основные программы:

- субсидированных займов;

- программа «Продовольствие за работу» (Food For Work);

- бюджетные гранты для бедных районов [16].

Программа кредитования представляла собой субсидированные

кредиты как домашним хозяйствам, так и предприятиям для промышленности и сельского хозяйства в бедных уездах.

Программа FFW использовала излишки рабочей силы на фермах для развития инфраструктуры (дороги, ирригация и обеспечение питьевой водой).

Государственные бюджетные гранты поддерживали инвестиции в бедные районы, включая распространение технологий, образование и здравоохранение. Для бедных уездов вводился также определённый льготный режим налогообложения.

Благодаря усилиям, предпринятым на втором этапе реформ, численность бедного сельского населения сократилась с 125 млн до 80 млн при этом ежегодное сокращение в среднем составило 6,4 млн [19]. Доля бедных в общей численности сельского населения сократилась с 14,8 до 8,7% [20].

Третий перевал. В 1994 г. был принят первый государственный план по снижению уровня нищеты - Государственный план избавления от бедности 80 млн человек за 7 лет (1994-2000 гг.) [21]. Это была первая программа действий по сокращению бедности, с чёткими и определёнными целями, задачами, мерами и временными рамками. Многие предложения

18 История первого частного ресторана в Пекине со времени объявления политики реформ и открытости // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0523/c31516-9463262.html

19 Asian Development Bank - Poverty Profile of the People's Republic of China // URL: https:// www.adb.org/sites/default/files/publication/29980/poverty-profile-prc.pdf

20 National Bureau of Statistics of China - China Statistical Yearbook 2019 // URL: http://www. stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm

21 The State Council Leading Group Office of Poverty Alleviation and Development // URL: http:// www.cpad.gov.cn/art/2016/7/14/art_343_141.html

и меры носили новаторский характер.

К примеру, было принято решение начиная с 1994 г. ежегодно выделять миллиард юаней для финансирования инфраструктурных проектов с целью привлечения бедного населения к работе [22]. Увеличился объём инвестиций, были приняты меры для ускорения строительства автомобильных и железных дорог в бедных уездах и посёлках. В бедных районах приоритет отдавался грузовым перевозкам. Большое внимание уделялось развитию водного транспорта. Усилия были направлены также на ускоренную ликвидацию неэлектрофицированных уездов, решение проблемы доступа к питьевой воде для людей и скота. Массовый характер приобрела работа по ликвидации неграмотности, привлечения детей и молодёжи к получению начального образования, а взрослых - к профессиональному. Значительно расширилась сеть телефонной и почтовой связи в бедных уездах и деревнях. Открылись новые возможности для технической подготовки и трудоустройства для населения в бедных районах.

Исключительно важным было решение о ежегодном выделении миллиарда юаней льготного кредитования для поддержки прежде всего бедных домохозяйств [22]. Возвращение или частичное возмещение в течение трёх лет подоходных налогов для вновь созданных предприятий в «старых, молодых, пограничных и бедных районах» резко ожи-

вило экономику депрессивных районов. Большим подспорьем для бедных домохозяйств стало предоставленное им право на использование местных запасов продовольствия.

Мощной поддержкой усилиям центрального правительства стало решение о выделении каждой провинцией и округом части средств на развитие экономически слаборазвитых территорий. Созданные фонды по борьбе с нищетой экономически развитых провинций (Гуандун, Фуц-зян, Чжэцзян, Цзянсу, Шаньдун и Ляонин) были сфокусированы на центральных и западных регионах, где бедность являлась самой серьёзной проблемой. Государственные коммерческие банки ежегодно выделяли достаточный объём кредитных средств для поддержки проектов в этих районах.

Борьба с бедностью приобрела в Китае поистине всенародный характер. После Национальной конференции по сокращению масштабов нищеты в 1996 г. ежегодное финансирование мер по борьбе с нищетой со стороны центрального правительства увеличилось более чем на 50% в реальном выражении [23]. Были сохранены три канала финансирования, открытые в 1986 г., а именно: программа субсидированных займов, программа FFW и государственные бюджетные гранты.

В результате к 2000 г. число бедных в сельской местности сократилось с 80 млн (1993 г. до 32 млн [16].

22 World Bank Document - Infrastructure, Growth, and Poverty Reduction in China // URL: http://documents.albankaldawli.org/curated/ar/958211468770406497/pdf/307740CHA0Infr1ur e01see0also0307591.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Ethics, Hunger and Globalization // Search of Appropriate Policies. P. 142.

Четвёртый перевал. Следующим шагом на пути к искоренению бедности стал запуск правительством Китая Программы оказания помощи бедным сельским районам и их развития (20012010 гг.) [24].

Изменение облика китайских сёл и превращение их в зажиточные стало главной целью нового этапа борьбы. Были определены 150 тыс. бедных деревень как в ключевых бедных уездах, так и за их пределами. Ключевые бедные уезды получили преференции в рамках реформы сельскохозяйственного налогообложения и распределения средств на нужды бедности для инфраструктуры и социального развития. Особое внимание уделялось накоплению человеческого капитала и социальному развитию, а в бедных деревнях поощрялись подходы к сокращению бедности, предусматривающие широкое участие населения.

В течение этого периода LGPRD продвигал три основных подхода к борьбе с бедностью:

- комплексный план развития села;

- обучение рабочей силы и миграция;

- промышленное развитие в ключевых бедных уездах для регионального развития и сокращения сельской бедности.

Важно, что проекты не навязывались сверху, а определялись самими сельскими жителями. Признавая важность миграции из сельской местности в города для обеспечения возможностей трудо-

устройства для бедных, были реализованы новые политические инициативы, помогающие молодым трудящимся мигрировать и находить работу в городах и посёлках. Местные органы власти организовывали учебные семинары, спонсировали центры по трудовой миграции и профессиональные школы для помощи мигрантам в поиске работы в прибрежных районах и городах.

Сельскохозяйственный банк Китая (ABC) и LGPRD совместно содействовали промышленному развитию, включая специализированное сельскохозяйственное производство, за счёт развития сельскохозяйственных предприятий в бедных уездах. Квалифицированные предприятия, занимающиеся агробизнесом, могли подавать заявки на субсидированные кредиты в местных отделениях Сельскохозяйственного банка Китая, а бедные фермерские хозяйства, специализирующиеся на определённых видах сельскохозяйственной продукции, могли косвенно получать кредиты от этих предприятий. Требовалось, чтобы как минимум 500 бедных домохозяйств пользовались услугами предприятия, получившего субсидированный кредит.

В целом Программа значительно увеличила потенциал развития местных общин и помогла большому количеству домашних хозяйств благодаря инвестициям в инфраструктуру.

Сельское бедное население сократилось с 32 млн в 2000 г. до 15 млн в 2007 г. [20].

24 http://www.gov.cn/gongbao/content/2001/content_60922.htm .

Пятый перевал. Китайская народная мудрость гласит: «Для того чтобы увидеть дальше, нужно подняться выше».

В 2011 г. правительство КНР запустило новую Программу оказания помощи бедным сельским районам и их развития (2011-2020 гг.), которая учитывала особенности, опыт и достижения трёх десятилетий [25].

По результатам подсчёта общая численность сельского бедного населения составила 166 млн чел. [26]. Основные цели нового плана заключались в том, чтобы вывести всё бедное население за черту бедности к 2020 г. и ещё больше сократить разрыв в социально-экономическом развитии между бедными и небедными регионами. Для получения государственной помощи были определены 14 бедных регионов, 832 бедных уезда и 128 тыс. бедных деревень. Чтобы эффективно помогать малоимущим домохозяйствам и отдельным лицам, фокус внимания был сосредоточен на бедных домохозяй-ствах.

В ноябре 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин представил стратегию «точечного сокращения бедности». Для реализации этой стратегии в 2016 г. был разработан пятилетний план сокращения бедности, который включал пять ключевых программам, направленных на:

- поддержку бедных домохо-зяйств за счёт развития сельского хозяйства и промышленности;

- расселение 10 млн сельских бедняков, проживающих в отдалённых районах и суровых климатических условиях [ 27];

- помощь бедным домохозяйст-вам в увеличении доходов с помощью политики экологической компенсации;

- сокращение бедности за счёт укрепления образования и усиления мер социального обеспечения.

При реализации программ по сокращению бедности на решающем этапе был сделан упор на развитие партнёрских отношений между местными органами власти и всеми заинтересованными сторонами. Для достижения практических результатов и укрепления потенциала местных общин в 128 тыс. бедных деревень были направлены опытные управленцы из центральных, провинциальных и районных администраций.

Неправительственные организации, академические учреждения и волонтёры были мобилизованы для мониторинга программ по сокращению бедности.

Концентрация всекитайских усилий на борьбе с нищетой не могла не дать ожидаемого результата. Численность бедного сельского населения сократилась в 10 раз: с 166 млн в 2010 г. до 16 млн в 2018 г. [20].

25 http://www.gov.cn/jrzg/2011-12/01/content_2008462.htm

26 World Bank Blogs - Ending poverty in China: Lessons for other countries and the challenges still ahead // URL: https://blogs.worldbank.org/eastasiapacific/ending-poverty-in-china-lessons-for-other-countries-and-challenges-still-ahead

27 Evaluating Poverty Alleviation by Relocation under the Link Policy: A Case Study from Tongyu County, Jilin Province, China // URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/18/5061/pdf

Восёмь надёжных опор, обеспечивающих успех борьбы

с бедностью

Сначала XXI в. во всех странах

развивающегося мира были приняты программы преодоления бедности.

Вопрос в том, были ли достигнуты поставленные цели?

Как известно, все архитекторы исходят из того, что возводимые по их проектам сооружения будут самыми прочными и долговечными. Для того чтобы реальность не расходилась с замыслом, как известно, нужно обеспечить устойчивость конструкции, чтобы каждый из её элементов сохранял равновесие при любых внешних воздействиях. Устойчивость китайской конструкции по преодолению бедности обеспечили не только глубоко продуманные целевые программы и жёсткий административный контроль над их практической реализацией, но и восемь надёжных опор, выстроенных параллельно, которые не дают потерять устойчивость эффективно действующей системе взаимодействия всей сложной конструкции.

Инфраструктура. Опыт борьбы с бедностью в Китае показывает, как важно сосредоточиться на выявлении глубинных причин нищеты и создании условий населению для самостоятельного решения этой сложной задачи. Важно не только

вывести население из нищеты, но и предотвратить его повторное обнищание в будущем. Без создания крепкого фундамента устойчивого развития это невозможно. Понимая это, в Китае уделили приоритетное внимание созданию надёжной и эффективно действующей инфраструктуры. Водоснабжение, электроснабжение, ирригация,транспортное сообщение, телекоммуникационные системы - вот далеко не полный перечень инфраструктурных проектов, осуществлённых в Китае в рамках борьбы с бедностью.

По оценке Всемирного банка, к 2014 г. обеспеченность электроэнергией в Китае достигла 100% [28].

ЮНИСЕФ сообщает, что в Китае охват населения, имеющего доступ к улучшенным источникам питьевой воды, поднялся с 65,5% в 1990 г. до 94% в 2017 г., а доступ к базовой санитарии - до 97% в 2016 г. [29]. На конец 2019 г. уровень покрытия китайских сёл централизованным водоснабжением достиг 86% [30]. В то же время, по данным ООН, до сих пор доступа к чистой воде лишены более 700 млн жителей планеты [8].

С самого начала реформ особое внимание в Китае также уделялось развитию сети автомобильных дорог. Достижения впечатляют.

28 The World Bank | Data - Access to electricity (% of population) - China // URL: https://data. worldbank.org/indicator/EG.ELC.ACCS.ZS?locations=CN

29 UNICEF - Statistics - China // URL: https://www.unicef.org/infobycountry/china_statistics. html

30 National Bureau of Statistics of China - 2018 Statistical Monitoring Report on the Implementation of China National Program for Women's Development (2011-2020) // URL: http:// www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202001/t20200103_1721237.html

По данным Национального бюро статистики Китая, в 2018 г. протяжённость автомобильных дорог составляла 4,85 млн км, из них 143 тыс. км - это скоростные шоссе [20].

Особое внимание уделялось развитию отдалённых бедных регионов, их транспортной взаимосвязанности.

Например, протяжённость дорог в Тибетском автономном районе в 1998 г. составляла 22,5 тыс. км, а к 2017 г. увеличилась в четыре раза -до 89,4 тыс. км. К 2008 г. дорогами были соединены все уезды высокогорного Тибета [31].

В рамках планов по возрождению села Китай планирует инвестировать 700 млрд долл. на сельскую инфраструктуру с 2018 по 2022 г.

Например, только в провинции Фуцзянь до конца 2020 г. решено построить и улучшить свыше 10 тыс. км сельских дорог [ 32].

Целевые программы по преодолению бедности включали в себя и развитие сети современных железных дорог.

К 2020 г. «стальными нервами» были соединены все регионы Китая, их протяжённость составила 132 тыс. км (2018 г.). Это крупнейшая в мире сеть [20]. При этом 30 тыс. км железных дорог - высокоскоростные, что больше, чем в Японии и Европе, вместе взятых.

Не имеющей аналогов на планете стала Цинхай-Тибетская желез-

ная дорога, введённая в эксплуатацию 1 июля 2006 г. Первая железная дорога, соединяющая Пекин и Лхасу, стала не только самой протяжённой на нагорье (1956 км), но и самой высокогорной в мире - железнодорожная магистраль проходит на высоте 5072 м над уровнем моря.

Новая железная дорога имеет важное значение для ускорения социально-экономического развития провинции Цинхай и Тибетского автономного района. Строительство железной дороги до Лхасы стало ключевым этапом программы развития Западного Китая, целью которой является ликвидация диспропорции в развитии восточных и западных регионов страны.

Строительство автомобильных и железных дорог открыли заоблачный Тибет всему миру и дали мощный импульс развитию внутреннего туризма в регионе.

По данным Национального бюро статистики Китая, с 2000 г. количество туристов, посетивших Тибетский автономный округ, увеличилось с 150 тыс. чел. до 476 тыс. в 2018 г. Благодаря этому Тибетский регион заработал 247 млн долл. [20].

Развитие сети железных дорог в Китае, включая скоростные, будет продолжаться. Правительство Китая планирует построить ещё 4 тыс. км новых железнодорожных путей, включая 2 тыс. км высокоскоростных железных дорог в 2020 г. [33].

31 CGTN - In Tibet: Road development from isolated to well-connected // URL: https://www. youtube.com/watch?v=c-c7VypYR6c

32 YiCai Global - China to Invest USD700 Billion in Rural Infrastructure Over Four Years // URL: https://www.yicaiglobal.com/news/china-to-invest-usd700-billion-in-rural-infrastructure-over-four-years

33 Nation to build over 4,000 km of new rail lines // URL: https://www.chinadaily.com. cn/a/202001/03/WS5e0e4d2fa310cf3e35582272.html

Переселение. Одна из сложных задач, с которой столкнулись в Китае в рамках борьбы с бедностью, стало переселение жителей из особо отдалённых и труднодоступных районов в места со сравнительно благоприятными природными условиями. Эта работа проводилась централизованно, с учётом мнения жителей и не нарушая целостности деревень, что позволяло не разрушать устоявшиеся социальные отношения между сельчанами.

Например, в уезде Ечэн, округа Кашгар Синь-цзян-Уйгурского автономного района, жители некоторых поселений страдали от суровых природных условий и частых стихийных бедствий, а земля была непригодна для сельхозработ. Для улучшения условий жизни, правительство приняло решение переселить свыше 14 тыс. чел. из трёх близлежащих деревень на участке, зажатом между высокогорными хребтами Куньлуня с одной стороны и пустыней Такла-Макан - с другой.

В область переселения в Акташе было инвестировано 840 млн юаней для сокращения масштабов бедности. За короткий период были построены объекты коммунального обслуживания, включая канализацию, электрические сети, дороги, газ, а также детские сады, медицинские центры, центры деятельности сельских жителей и скверы.

Аналогичный подход осуществлялся повсеместно.

К концу 2017 г. правительством Китая уже были успешно переселены 5,89 млн чел. [ 34].

Образование. В Китае отдавали себе отчёт в том, что только повышенное внимание к уровню образо-

вания населения способно помочь искоренению нищеты, упредить «передачу бедности» от одного поколения к другому. Речь шла исключительно о качественном образовании, так как именно оно создаёт основу для дальнейшего развития и снижает вероятность повторного обнищания. Китай достиг значительного прогресса в достижении этой цели.

По данным Всемирного банка, в Китае уровень грамотности населения поднялся с 65,5% в 1982 г. до 96,8% в 2018 г., при среднем мировом значении в 86,3% [ 35].

Согласно национальному бюро статистики Китая, в 2018 г. доля неграмотных людей старше 15 лет составляла 4,94%. В Тибетском автономном районе неграмотными остаётся 35% населения.

Также высок уровень неграмотности в таких регионах, как Ганьсу (10,35%), Цинхай (10,24%) и Гуйчжоу (9,93%) [20].

В Китае понимают, что отсутствие качественного образования -это проблема, которая может привести к повторному обнищанию населения.

Для решения проблемы доступности школьного образования принимаются решительные меры.

Например, в уезде Фупинь (городской округ Баодин, провинция Хэбэй) правительство совмещает усилия по борьбе с бедностью и развитием образования. Дополнительно здесь было построено 13 школ в сельских районах и начато сотрудничество со школами провинции Хэбэй для улучшения квалификации учителей. Правительство уезда вместе с известными автопроизводителями основало учебную базу для профессионального обра-

34 National Development and Reform Commission of China - Poverty Alleviation Relocation annual report // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2018--11/06/content_5337727.html

35 The World Bank | Data - Literacy Rate Total - China // URL: https://data.worldbank.org/ indicator/SE.ADT.LITR.ZS?locations=CN

зования и трудоустроило 6186 малоимущих молодых людей [36].

Всё больше китайских юношей и девушек получают высшее образование.

В 2018 г. 28,3 млн чел. учились на бакалавра, 2,3 млн - на магистра и 389 тыс.- в докторантуре [20].

Доля китайских студентов, получающих высшее образование, непрерывно растёт: с 0,3% в 1990 г. до 2,6% в 2018 г.

Увеличилось число китайских вузов: с 598 в 1978 г. до 2663 в 2018 г. [20], а Университет Цин-хуа и Пекинский университет входят в число самых лучших университетов мира [37].

Значительно увеличилось число китайских студентов, обучающихся за рубежом.

С 1978 г., когда таких студентов было всего 860, число молодых людей, обучающихся за рубежом, выросло к 2018 г. до 662 тыс. чел.- в 770 раз! [20]

Получение качественных знаний в китайских университетах стало нормой, а престиж университетских дипломов Китая растёт из года в год.

Всё более значимую роль в программах получения образования играет Интернет, что особенно важно для жителей труднодоступных районов.

В провинции Ганьсу, например, около 1000 школ, в которых обучается менее пяти человек. Чтобы обеспечить лучшее образование для этих детей, провинциальные власти в 2017 г. запустили экспериментальный образовательный проект в режиме онлайн. Теперь во всех школах в районе

установили одинаковое расписание занятий и набрали учителей для проведения онлайн-курсов. Переключая видеопотоки, учителя могут отслеживать и общаться со студентами из разных школ.

Прямая трансляция объединила детей в сельской местности.

В настоящее время около 100 млн сельских китайских учащихся в начальных и средних школах охватываются национальной спутниковой широкополосной сетью передачи для онлайн-обучения. Около 64 тыс. школ по всей стране оснащены цифровыми образовательными ресурсами, которые помогают почти 4 млн учащихся в отдалённых и бедных регионах получить образование, несмотря на нехватку учителей [38].

Ведущую роль здесь играет компания Weidong Cloud Education, которая является партнёром Министерства образования Китая и ЮНЕСКО.

В 2020 г. Weidong предоставляет 50 различных образовательных онлайн-программ, которыми пользуются 90% школ Китая, включая учебные заведения самых отдалённых регионов страны. Для тех, кто стремится получить профессиональное образование, предлагается выбор из 3 тыс. дисциплин, которым обучают свыше 8 тыс. квалифицированных преподавателей.

Каждый год онлайн-образование получают 350 тыс. человек из Китая и ещё 16 стран мира.

Здравоохранение. Меры по ликвидации бедности в Китае параллельно сопровождались усилиями по улучшению системы здравоохранения, и они дали свои результаты.

Согласно официальной статистике Китая, базовое медицинское страхование в настоящее вре-

36 Academia.edu - Targeted poverty alleviation and its practices in rural China: A case study of Fuping county, Hebei Province // URL: https://www.academia.edu/38054455/Targeted_poverty_ alleviation_and_land_policy_innovation_Some_practice_and_policy_implications_from_China

37 QS World University Rankings - University Rankings // URL: https://www.topuniversities. com/university-rankings/world-university-rankings/2019

38 People's Daily Online - Internet plays a role in China's poverty alleviation // URL: http:// en.people.cn/n3/2019/0925/c98649-9617817.html

мя покрывает свыше 1,35 млрд городских и сельских жителей в Китае. Из года в год растёт число госпиталей, учреждений традиционной китайской медицины и специализированных учреждений: с 1978 г. их количество увеличилось соответственно с 7,5 тыс., 447 и 643 до 19,7 тыс., 3,9 тыс. и 7900 в 2018 г.

За аналогичный период выросла и доля практикующих врачей и помощников врачей на тысячу человек: с 1,17 до 2,59, а доля сельских врачей и помощников - с 0,76 до 1,82 [20].

С 2015 г. правительство поддержало строительство 3438 стандартизированных городских медицинских центров, 14 тыс. сельских медицинских центров. К тому же в самые бедные районы было направлено 14 тыс. врачей.

К 2018 г. доля деревень с работающими клиниками увеличилась до 94% по сравнению с 87,4% в 1985 г.

Как результат, в сельской местности снизилась смертность среди новорождённых с 3,79% в 1991 г. до 0,47% в 2018 г.

Коэффициент младенческой смертности на селе также значительно упал: если в 1991 г. он составлял 5,8%, то в 2018 г. уже 0,73% [20].

Значительное развитие получили дистанционные медицинские услуги, благодаря которым лучшие врачи и современное лечение стали доступнее для больных из отдалённых и бедных регионов Китая. Расходы на лечение, как правило, покрывает базовая медицинская страховка и страховка от серьёзных болезней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения всего комплекса многочисленных и разнообразных проблем в области здравоохранения и предоставления качественных медицинских услуг для отдалённых и бедных районов потребуется ещё немало усилий, включая внедрение новых технологий, дополнительное финансирование таких областей,

как санитария и гигиена, доступ к медицинским услугам и пр.

Однако достигнутое в этой сфере является важной составляющей в искоренении бедности в Китае.

Финансы. Одним из важных векторов деятельности, направленной на сокращение бедности, стало развитие системы микрокредитования.

В декабре 2014 г. LGOP, Министерство финансов, Народный банк Китая, Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC) и Комиссия по регулированию страхования Китая (CIRC) совместно выпустили Руководство по инновациям и развитию микрокредитования для борьбы с бедностью [16]. Был разработан индивидуальный, преференциальный кредитный заём по борьбе с бедностью на сумму менее 50 тыс. юаней. Заём предоставлялся без гарантии для зарегистрированных бедных в течение трёх лет с базовой процентной ставкой.

Все провинции (автономные области и муниципалитеты), опираясь на новые подходы, сумели успешно реализовать дух документа.

Наглядным является пример деревни Цяньцю (уезд Наюн, провинция Гуйчжоу), где был создан Фонд развития общины, что повысило доступность микрофинансирования для жителей села.

В рамках проекта фонд предоставил микрофинансовые займы 33 сельским домохозяйствам. Из них 29 домохозяйств использовали кредиты для разведения животных, а остальные - для покупки транспортных средств.

Фонд также укрепил потенциал фермеров и способствовал их участию в управлении финансами. Поскольку фонд не требовал от фермеров предоставления залогового обеспечения, они могли сами определять, как использовать кредит.

В результате финансовых и инфраструктурных преобразований в селе значительно сократилась степень бедности по доходам.

Согласно национальному стандарту уровень бедности по доходам в деревне Цяньцю снизился с 73,3% до проекта до 11,8% после проекта. Таких примеров - тысячи по всему Китаю.

Предпринимательство. О стремительном развитии частного сектора Китая в период реформ ходят легенды, и опубликовано много исследований. Благодаря созданным для частного сектора благоприятным условиям микро-, малые и средние предприятия с первых дней реформ вносят колоссальный вклад в экономический рост Китая и сокращение масштабов бедности.

Согласно данным, приведённым в Securities Daily, на конец 2017 г. в Китае насчитывалось около 28 млн юридических лиц, занимающихся малыми и микропредприятиями, а также около 62 млн индивидуальных промышленных и коммерческих предприятий.

Малые, средние и микропредприятия составляют более 90% всех субъектов рынка в Китае, более 80% занятых по всей стране, более 70% патентов, более 60% ВВП и более 50% налоговых поступлений [ 39].

Туризм. Туристическая индустрия стала ключевым фактором

в ускорении экономического развития и искоренения нищеты, отмечается в докладе, опубликованном World Tourism Alliance и China Tourism Academy [40]. Богатая история, разнообразная культура, волшебная красота природы, большое число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и достопримечательностей - всё это и многое другое делает Китай исключительно привлекательной страной для туристов. Прежде всего для своих.

Внутренний туризм за последние 20 лет превратился в передовую отрасль Китая, которая приносит государству колоссальные доходы: только в 2018 г. они составили 882 млрд долл.! [ 41]

Примером чудесного превращения заброшенной деревни в очаровательный туристический город является деревня Тяньси в провинции Хунань.

В 2014 г. 212 из 1415 домашних хозяйств Тяньси испытывали тяжёлое финансовое положение, а в начале 2016 г. многие потеряли средства к существованию, после того как в провинции запретили вырубку деревьев. На выручку пришёл туризм.

На конец июня 2018 г. деревню посетило 90 тыс. путешественников, а доход деревенских жителей превзошёл 7 млн юаней. К концу 2018 г. осталось лишь 10 бедных домохозяйств, не выведенных из нищеты [40].

Правительство Китая адресно вкладывает деньги в популяризацию сельского туризма, чтобы беднейшие регионы могли зарабатывать, а их жители - избавляться от нищеты.

39 http://news.hexun.com/2018-06-22/193249215.html

40 Tourism a key in poverty alleviation // URL: https://www.chinadaily.com.en/a/201910/10/ WS5d9e8a98a310cf3e3556f9b5.html

41 Не рисом единым. Как китайские деревни научились зарабатывать на туристах // URL: https://aif.ru/politics/world/ne_risom_edinym_kak_kitayskie_derevni_nauchilis_zarabatyvat_na_ turistah

В селе Юй (провинция Чжэцзян) во время отпускного сезона не так уж легко забронировать комнату в крестьянском доме - слишком много желающих; в это местечко проложен специальный автобусный маршрут из Шанхая. В наши дни в недавнем прошлом бедная деревня стала крупным туристическим центром.

Другой пример - небольшая деревня Атулээр (уезд Чжаоцзюэ Ляншань-Ийский АО, провинция Сычуань) с населением в 500 чел., живущих на вершине утёса. Единственным способом добраться до деревни до недавнего времени был подъём на 800 м по плетёным лестницам из ротанга. Жители деревни, несмотря на тяжёлые условия жизни, отказались от переселения, и местное правительство потратило миллион юаней (145 тыс. долл.) на постройку стальной лестницы с перилами, которая сократила время в пути до ближайшего города с трёх часов до одного.

Далее, China Telecom инвестировала 1,5 млн юаней для предоставления услуг сотовой связи и Интернета сельским жителям. С тех пор лестница стала одной из главных достопримечательностей провинции Сычуань: чтобы увидеть её, в деревню прибывают туристы со всей страны и из-за рубежа. Некоторые даже пытаются подняться по ней. Для туристов в деревне появились отели с Wi-Fi и горячей водой [40].

Уже в 2015 г. инвестиции в туристическую отрасль Китая достигли рекордной отметки в триллион юаней [42]. Работа по борьбе с бедностью в сфере туризма также получила помощь от международных организаций.

В 2008 г. Всемирный банк инвестировал 52 млн долл. в шесть городов Ганьсу, чтобы помочь в развитии достопримечательностей, включая Великую Китайскую стену на перевале Цзяюйгуань;

гору Майдзи с гротами и росписью стен; Яданский национальный геологический парк [40].

По данным Министерства культуры и туризма Китая, общий вклад туризма в ВВП Китая в 2018 г. составил 9,94 трлн юаней (1,4 трлн долл.), что составляет 11,04% от его общего ВВП [20]. Сектор туризма также создал около 80 млн рабочих мест, что составляет 10,29% от общей численности занятого населения в Китае [40].

Интернет. В Китае из года в год расширяется доступ населения к Интернету, включая самые отдалённые и бедные районы.

Согласно данным South China Morning Post, в 2019 г. в Китае 61% населения (854 млн чел.) являются интернет-пользователями, при этом 225 млн из них - сельское население.

58% от всего населения (817 млн чел.) пользуются мобильным Интернетом [43].

По данным технологического портала ZDNet, в 2019 г. в Китае 86% (!) населения пользовались онлайн-кошельками.

В отличие от городских китайцев, для которых Интернет стал неотъемлемой частью жизни, большинство сельских жителей страны остались на обочине интернет-революции.

Сложившееся положение было исправлено в 2015 г., когда Госсовет КНР принял решение до 2020 г. инвестировать 22 млрд долл. в проекты обеспечения сельских районов Интернетом.

Аналогичная инициатива была выдвинута в 2018 г. для беднейших общин Китая. Положительные результаты уже видны.

42 China's tourism robust in 2015, investment surges // URL: http://www.chinadaily.com.cn/ business/2016-01/15/content_23109649.htm

43 South China Morning Post - Behind the great firewall, China's internet is thriving - even in rural areas // URL: https://www.scmp.com/tech/apps-gaming/article/2131730/behind-great-firewall-chinas-internet-thriving-even-rural-areas

Число сельских жителей с широкополосным доступом в Интернет увеличилось почти в четыре раза: с 25 млн в 2010 г. до более 93 млн в 2017 г. [44].

Интернет напрямую связывает жителей отдалённых поселений с остальным миром, предоставляя им доступ к ресурсам внешнего мира, позволяя взаимодействовать с этим миром, и в то же время открывает эти деревни для остальных.

Например, деревня Гайбао (уезд Липин, провинция Гуйчжоу) на юго-западе Китая стала популярной среди туристов после того, как видео с живописным природным ландшафтом и самобытной народной культурой деревни стали распространяться на видеоплатформах. Деревня начала активно зарабатывать на туристическом буме.

«Виртуальное шоссе» с двусторонним движением работает в Китае очень эффективно. С помощью Интернета, продукты из отдалённых деревень попадают на виртуальные полки магазинов по всей стране.

Одним из примеров такого взаимодействия является уезд Инань, расположенный во внутренних районах гор Имэн в провинции Шаньдун на востоке Китая. Уезд испытывал трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, поскольку не имел доступа к информации. Положение изменилось, как только уезд подключился к всемирной паутине и стал соединять фермеров с ком-

паниями-производителями и платформами электронной торговли.

К борьбе с нищетой подключены и интернет-компании, которые активно сотрудничают с администрациями разных уровней.

Например, Alibaba преобразовывает обычные сёла в деревни Таобао, позволяя жителям, некогда покинувшим родные места в поисках работы, вернуться и строить местную экономику.

С декабря 2017 г. по июнь 2019 г. продажи продукции и продуктов из бедных уездов на платформах Alibaba превысили 110 млрд юаней (около 15,49 млрд долл.) [45]. В этом году компания инициировала проект Taobao Village Live - платформу для потокового вещания, которая позволяет фермерам рекламировать свою продукцию в Интернете. Ожидается, что это может дополнительно принести свыше 3 млрд юаней в 2020 г. [46].

В то время как электронная торговля более развита в городских районах, розничные продажи в Интернете в сельских районах росли быстрее, чем в среднем по стране.

С 2014 по 2017 г. объём розничных онлайн-продаж в сельских районах Китая вырос с 180 млрд юаней до 1,24 трлн что составляет совокупный годовой рост в 91% по сравнению с 35% в национальном масштабе [ 47].

Китайская онлайн-платформа доставки еды Meituan Dianping так-

44 China Power - How web-connected is China? // URL: https://chinapower.csis.org/web-connectedness/

45 Alizila.com - E-commerce still key tool in poverty alleviation in China // URL: https://www. alizila.com/e-commerce-still-key-tool-in-poverty-alleviation-in-china/

46 Xinhua Net - Economic Watch: Internet empowers China's anti-poverty drive // URL: http:// www.xinhuanet.com/english/2019-10/17/c_138480020.htm

47 The World Bank | Blog - E-commerce for poverty alleviation in rural China: from grassroots development to public-private partnerships // URL: https://blogs.worldbank.org/eastasiapacific/e-commerce-poverty-alleviation-rural-china-grassroots-development-public-private-partnerships

же сотрудничает с властями для помощи в преодолении бедности.

Например, в Шигадзе, в Тибетском автономном районе, Meituan использовала свою платформу для работы с местными органами власти, фермерами, поставщиками продукции и ресторанами, покупая высокогорный ячмень с плато, а затем превращая его в продукты питания и продвигая их в Интернете.

В Тибетском автономном районе Китая высокогорный ячмень является основным продуктом и источником дохода для местного населения. В настоящее время его подают в некоторых популярных ресторанах в крупных городах, таких как Пекин и Шанхай.

Проект охватывает продукцию из бедных регионов Тибета, Синьцзян-Уйгурского автономного района и провинции Юньнань [46].

Большинство бедных регионов Китая находится в отдалённых и труднодоступных местах. Интернет помогает преодолеть географические барьеры, даёт возможность людям получить образование, открыть свой бизнес и наладить связь с внешним миром. Главное, Интернет помогает расширить сферу охвата кампании по борьбе с бедностью и ускорить усилия по искоренению абсолютной бедности до конца 2020 г.

Подходы разные - цель одна: положить конец бедности

«Владеющий конём даёт его другим объездить» [1, с. 102]. Эти слова принадлежат Конфуцию. Они подразумевают желание делиться имеющимся богатством - знаниями и опытом - со своими друзьями и теми, кто стремится к этому.

Бедность - это комплексное явление, вызванное многими факторами. В каждой стране свои подходы к решению этой проблемы, учитывающие национальные особенности. Китай с населением 1,4 млрд чел. шёл своим путём к успеху, на ходу преодолевая препятствия и решая возникающие сложные задачи. Главное, что за истёкший период Китай, проявив большую политическую волю и решимость, ни разу не пересмотрел своих планов, не свернул с пути и не сбавил темпа реформ.

Мир мог бы извлечь большую пользу для спасения более

600 млн чел. от нищеты, воспользовавшись огромным опытом Китая, который готов поделиться им совсеми заинтересованными странами.

Бедность является неизбежным явлением несбалансированного регионального развития. Искоренение нищеты во всех её формах является сложной задачей, стоящей перед развивающимися странами во всём мире.

В настоящее время Китай находится на решающей стадии борьбы с бедностью, которая не останавливается, несмотря на эпидемию коронавируса, неожиданно охватившую Китай. «Борьба с бедностью и борьба с эпидемией являются ключевыми политическими задачами, требующими равного внимания», - отмечается в циркуляре Руководящей группы Госсовета КНР по оказанию по-

мощи в развитии бедных районов [48].

Прогресс, достигнутый Китаем в борьбе с нищетой, действительно впечатляет, но власти КНР не намерены останавливаться на достигнутом с тем, чтобы не допустить

«возвращения» нищеты. Инициатива «Один пояс - один путь» в том числе нацелена на решение этой сложной задачи. До конца 2020 г. правительство Китая полно решимости распрощаться с бедностью. Навсегда.

Библиография • References

Бедных китайцев скоро не останется // РИА «Новости» // URL: https://ria.

ru/20170227/1488830387.html [Bednyh kitajcev skoro ne ostanetsya // RIA «Novosti» // URL: https://ria.

ru/20170227/1488830387.html] История первого частного ресторана в Пекине со времени объявления политики реформ и открытости // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0523/ c31516-9463262.html [Istoriya pervogo chastnogo restorana v Pekine so vremeni ob»yavleniya politiki reform i otkrytosti // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0523/c31516-9463262.html]

Китай отметил 40-летие реформ и открытости заявкой на дальнейшее развитие // URL: https://rg.ru/2018/12/18/kitaj-otmetil-40-letie-reform-i-otkrytosti-zaiavkoj-na-dalnejshee-razvitie.html [Kitaj otmetil 40-letie reform i otkrytosti zayavkoj na dal'nejshee razvitie // URL: https://rg.ru/2018/12/18/kitaj-otmetil-40-letie-reform-i-otkrytosti-zaiavkoj-na-dalnejshee-razvitie.html] Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов. М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007.- 400 с.

[Konfucij. Izrecheniya. Kniga pesen i gimnov. M.: AST, AST Moskva, Hranitel', 2007.400 s.]

Не рисом единым. Как китайские деревни научились зарабатывать на туристах // URL: https://aif.ru/politics/world/ne_risom_edinym_kak_kitayskie_ derevni_nauchilis_zarabatyvat_na_turistah [Ne risom edinym. Kak kitajskie derevni nauchilis' zarabatyvat' na turistah // URL: https://aif.ru/politics/world/ne_risom_edinym_kak_kitayskie_derevni_nauchilis_ zarabatyvat_na_turistah] Academia.edu - Targeted poverty alleviation and its practices in rural China: A case study of Fuping county, Hebei Province // URL: https://www.academia. edu/38054455/Targeted_poverty_alleviation_and_land_policy_innovation_Some_ practice_and_policy_implications_from_China Alizila.com - E-commerce still key tool in poverty alleviation in China // URL: https://

www.alizila.com/e-commerce-still-key-tool-in-poverty-alleviation-in-china/ Asian Development Bank - Poverty Profile of the People's Republic of China // URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/29980/poverty-profile-prc.pdf Asian Development Bank - Poverty Reduction and Development: National Strategies and a Case Study of ADB-Funded Pilot Project in Nayong County in Guizhou

48 Ministry of Commerce People's Republic of China - China stresses winning battle against poverty while fighting epidemic // URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/newsrelease/ counselorsoffice/westernasiaandafricareport/202002/20200202937820.shtml

Province, People's Republic of China // URL: https://www.adb.org/sites/default/ files/publication/386051/eawp-10.pdf CGTN - In Tibet: Road development from isolated to well-connected // URL: https://

www.youtube.com/watch?v=c-c7VypYR6c China Power - How web-connected is China? // URL: https://chinapower.csis.org/ web-connectedness/

China's tourism robust in 2015, investment surges // URL: http://www.chinadaily.

com.cn/business/2016-01/15/content_23109649.htm Embassy of the PRC in Republic of the Philippines - Agriculture Development and Poverty Alleviation in Chin // URL: http://ph.china-embassy.org/eng/sgdt/ t83682.htm

Ethics, Hunger and Globalization // Search of Appropriate Policies. P. 142. Evaluating Poverty Alleviation by Relocation under the Link Policy: A Case Study from Tongyu County, Jilin Province, China // URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/18/5061/pdf Ministry of Commerce People's Republic of China - China stresses winning battle against poverty while fighting epidemic // URL: http://english.mofcom.gov.cn/ article/newsrelease/counselorsoffice/westernasiaandafricareport/202002/ 20200202937820.shtml Nation to build over 4,000 km of new rail lines // URL: https://www.chinadaily.com.

cn/a/202001/03/WS5e0e4d2fa310cf3e35582272.html National Bureau of Statistics of China - 2018 Statistical Monitoring Report on the Implementation of China National Program for Women's Development (20112020) // URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202001/ t20200103_1721237.html National Bureau of Statistics of China - China Statistical Yearbook 2019 // URL:

http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm National Development and Reform Commission of China - Poverty Alleviation Relocation annual report // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2018-11/06/ content_5337727.html People's Daily Online - Internet plays a role in China's poverty alleviation // URL:

http://en.people.cn/n3/2019/0925/c98649-9617817.html QS World University Rankings - University Rankings // URL: https://www.

topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2019 South China Morning Post - Behind the great firewall, China's internet is thriving -even in rural areas // URL: https://www.scmp.com/tech/apps-gaming/ article/2131730/behind-great-firewall-chinas-internet-thriving-even-rural-areas South China Morning Post - Coronavirus outbreak threatens to undermine China's drive to end extreme poverty // URL: https://www.scmp.com/news/china/ politics/article/3051467/coronavirus-outbreak-threatens-undermine-chinas-drive-end

Sustainable Development Goals Knowledge Platform - Sustainable Development

Goals // URL: https://sustainabledevelopment.un.org/?menu=1300 Sustainable Development Goals Knowledge Platform - United Nations Sustainable Development Summit 2015 // URL: https://sustainabledevelopment.un.org/ post2015/summit

Sustainable Development Goals Knowledge Platform // URL: https:// sustainabledevelopment.un.org/sdg1

The State Council Leading Group Office of Poverty Alleviation and Development //

URL: http://www.cpad.gov.en/art/2016/7/14/art_343_141.html The World Bank - China Overview // URL: https://www.worldbank.org/en/country/ china/overview

The World Bank | Blog - E-commerce for poverty alleviation in rural China: from grassroots development to public-private partnerships // URL: https://blogs.worldbank.org/ eastasiapacific/e-commerce-poverty-alleviation-rural-china-grassroots-development-public-private-partnerships The World Bank | Data - Access to electricity (% of population) - China // URL:

https://data.worldbank.org/indicator/EG.ELC.ACCS.ZS?locations=CN The World Bank | Data - Literacy Rate Total - China // URL: https://data.worldbank.

org/indicator/SE.ADT.LITR.ZS?locations=CN Tourism a key in poverty alleviation // URL: https://www.chinadaily.com.

cn/a/201910/10/WS5d9e8a98a310cf3e3556f9b5.html UN - Ending Poverty // URL: https://www.un.org/en/sections/issues-depth/ poverty/index.html

UN - Helping 800 Million People Escape Poverty Was Greatest Such Effort in History, Says Secretary-General, on Seventieth Anniversary of China's Founding // URL: https://www.un.org/press/en/2019/sgsm19779.doc.htm UN - The Millennium Development Goals Report 2015 // URL: https://www.un.org/ millenniumgoals/2015_MDG_Report/pdf/MDG%202015%20rev%20(July%201).pdf UNDESA - Sustainable Development Goals Report 2019 // URL: https://www.un.org/ development/desa/publications/sustainable-development-goals-report-2019.html UNICEF - Statistics - China // URL: https://www.unicef.org/infobycountry/china_ statistics.html

United Nations Conferences, Meetings and Events - Millennium Summit (6-8 September 2000) // URL: https://www.un.org/en/events/pastevents/millennium_ summit.shtml

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

United Nations Millenium Development Goals // URL: https://www.un.org/ millenniumgoals/

UNSD - The Sustainable Development Goals Report 2019 // URL: https://unstats.

un.org/sdgs/report/2019/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2019.pdf World Bank Blogs - Ending poverty in China: Lessons for other countries and the challenges still ahead // URL: https://blogs.worldbank.org/eastasiapacific/ ending-poverty-in-china-lessons-for-other-countries-and-challenges-still-ahead World Bank Document - Infrastructure, Growth, and Poverty Reduction in China // URL: http://documents.albankaldawli.org/curated/ar/958211468770406497/ pdf/307740CHA0Infr1ure01see0also0307591.pdf Xinhua Net - Economic Watch: Internet empowers China's anti-poverty drive // URL:

http://www.xinhuanet.com/english/2019-10/17/c_138480020.htm YiCai Global - China to Invest USD700 Billion in Rural Infrastructure Over Four Years // URL: https://www.yicaiglobal.com/news/china-to-invest-usd700-billion-in-rural-infrastructure-over-four-years http://news.hexun.com/2018-06-22/193249215.html http://www.gov.cn/gongbao/content/2001/content_60922.htm http://www.gov.cn/jrzg/2011-12/01/content_2008462.htm

Статья поступила в редакцию 16 марта 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.