Научная статья на тему 'ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И НАРОДНЫЙ ПОЭТ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА МАХТУМКУЛИ ПЫРАГЫ'

ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И НАРОДНЫЙ ПОЭТ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА МАХТУМКУЛИ ПЫРАГЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕТОД / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / МАХТУМКУЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кемалов Б., Сапарова А.

В данной статье рассматриваются особенности развития культурного наследия Махтумкули и их влияние на развитие общества. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития литературного учения. Даны рекомендации по внедрению разработок в развитие современной литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT THINKER AND PEOPLE'S POET OF TURKMEN PEOPLE MAGTYMGULY PYRAGY

This article discusses the features of the development of the cultural heritage of Magtymguly and their impact on the development of society. A cross and comparative analysis of the influence of the choice of the direction of development of literary teaching was carried out. Recommendations are given for the introduction of developments in the development of modern literature.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И НАРОДНЫЙ ПОЭТ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА МАХТУМКУЛИ ПЫРАГЫ»

УДК 82.001

Кемалов Б.

преподаватель кафедры «Педагогика» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

(Туркменистан, г. Ашгабад)

Сапарова А.

преподаватель кафедры «Педагогика» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

(Туркменистан, г. Ашгабад)

ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И НАРОДНЫЙ ПОЭТ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА МАХТУМКУЛИ ПЫРАГЫ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития культурного наследия Махтумкули и их влияние на развитие общества. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития литературного учения. Даны рекомендации по внедрению разработок в развитие современной литературы.

Ключевые слова: анализ, метод, исследование, литература, Махтумкули.

Чтобы выяснить истинное положение каждой великой личности, можно изучить период, в котором он жил, и заставить его действовать в условиях того общества, в котором он вырос. Потому что достоинство каждого человека определяется тем, насколько он выполнил свою историческую задачу с правильным пониманием эпохи, в которую он жил, и ее требований, и тех услуг, которые он оказал своему народу и всему человечеству.

Учитывая этот факт, мы должны взглянуть на отдельные страницы долгой и короткой истории нашего народа, чтобы правдиво и реально увидеть величие нашего великого мыслителя и нашего национального поэта.

Наш солнечный Туркменистан - очаг многих культур, а туркменский народ - истинный и законный наследник этих культур.

От алтындепинской культуры до культуры маргушей , от великого Парфянского федеративного государства до великого сельджукского федеративного государства, от хорезмшан до независимой нейтральной Республики Туркменистан , наши предки построили десятки больших и малых государств. Точно так же туркменский народ является одним из древнейших представителей всех тюркских народов и тюркского мира и разделил с ними равную судьбу до XVI века.

О жизни Махтумкули:

Махтумкули, не волнуйся!

Это напряженное время, не теряйте себя!

Не слушай меня и скажи нет!

Мир огромен, и их много.

Махтумкули Фраги родился в 1733 году в селении «Чайговшан» в Туркменской пустыне. Он из рода геркезов туркменского уезда Гёклени. Об этом пишет сам поэт:

Скажи тем, кто не знает, что это наше бедное имя,

Его происхождение Геркез, его страна Этрек, его имя Махтумкули.

Махтумкули получил начальное образование и воспитание у своего деда Довлеттмаммада Азади. Помимо овладения навыками своих предков, он также изучает навыки железа и серебра, необходимые для его времени. Изучение этих навыков было необходимо поэту, чтобы поддерживать свою бедную семью, а также зарабатывать на хлеб, в котором он нуждался во время учебы. В возрасте 20 лет Махтумкули около года учился в медресе Идрис Баба в селе Гызылаяк, расположенном на берегу реки Амы. Затем, около 1754 года, он отправился учиться в историческое медресе имени Гогельташ в Бухаре.

Шахир знакомится с сирийским туркменским ученым по имени Нури Казым, которого пригласили прочитать там специальную лекцию. Более года

спустя некоторые моральные нарушения среди студентов этого медресе не устраивали этих двух друзей. Сначала Нури Казым, а затем и Махтумкули должны будут покинуть это медресе.

В основанное в 1713 году в Хиве медресе «Ширгазы», считавшееся одним из самых славных медресе того времени, они вернулись в 1757 году, после проведения нескольких мероприятий в Гогельташе по указанию медресе Ходжи Ахмета Ясави в Туркестане.

Чтение множества произведений восточной классики и путешествия по многим странам еще больше расширяют кругозор Махтумкули. На втором году обучения в медресе Ширгазы он стал наставником других учеников, а затем стал преподавать вместо него в отсутствие директора медресе. Когда Махтумкули и его друг Нури Казым были в Хиве, в медресе Ширгази был открыт специальный отдел для туркмен. После этого количество туркмен, отправившихся учиться в хивинское медресе, стало увеличиваться. Сейдидир Зелили и Махтумкули жили в медресе Ширгазы.

Махтумкули путешествовал по многим странам, посещал научные центры Туркестана, учился и приобретал богатый и ценный опыт.По возвращении к любимому народу начались самые ответственные годы его жизни в политической и общественной сфере и его испытание перед историей. Махтумкули, которым двигала безграничная любовь к родине, а самое дорогое -прекрасная туркменская земля, выдержал это испытание с высоко поднятой головой.

Он оставил свой неповторимый след, оставив свои святые идеалы, свою великую школу и ясные принципы, которые будут жить вечно в душах и сердцах не только своего времени, но и будущих поколений своего народа. По нашим сведениям из различных книг и статей, а также, как известно из его бессмертного творчества, поэт, нашедший художественное воплощение в творчестве своего отца, пытается осуществить историческую мечту туркменского народа «построить независимое, свободном государстве и жить в государстве».

Отдыхая, размышляя о разных путях, исследуя внутренние и внешние ситуации, материальные и духовные возможности своего народа, и стараясь использовать все возможности надлежащим образом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Махтумкули. Избранное. Стихи / пер. с туркм. - М., 1983.

2. Салихов А.Г. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908— 1920 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Уфа, 2003.

3. Соегов М. А.-З. Валиди Тоган о стихотворных сборниках великого туркменского поэта-мистика Махтумкули // IV Международный симпозиум «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе». Уфа, 20—21 октября 2010 г. — Уфа, 2010.

Kemalov B.

Lecturer of the department "Pedagogy" Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)

Saparova A.

Lecturer of the department "Pedagogy" Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)

THE GREAT THINKER AND PEOPLE'S POET OF TURKMEN PEOPLE MAGTYMGULY PYRAGY

Abstract: this article discusses the features of the development of the cultural heritage of Magtymguly and their impact on the development of society. A cross and comparative analysis of the influence of the choice of the direction of development of literary teaching was carried out. Recommendations are given for the introduction of developments in the development of modern literature.

Keywords: analysis, method, research, literature, Magtymguly.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.