ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 93/99(4/9)
«ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРЕЦ» ГЕНРИ КЛЕЙ И МИССУРИЙСКИЙ КОМПРОМИСС 1S2G г.
© Татьяна Николаевна Немерова
Курский государственный университет, г. Курск, Россия, аспирант кафедры всеобщей истории, e-mail: [email protected]
В статье автор рассматривает деятельность спикера Палаты представителей Генри Клея во время дебатов 1819-1820 гг. по вопросу вхождения Миссури в состав США. Политическая борьба между северными и южными штатами по вопросу ограничения распространения рабства на новые территории грозила вылиться в раскол страны и вооруженное противостояние. Решение вопроса, предложенное Генри Клеем, стало первым опытом политики компромиссов, предшествовавшей Гражданской войне в США.
Ключевые слова: Миссурийский компромисс; рабство; поправка Толмеджа; Американское колонизационное общество.
Когда мы говорим о политических деятелях США, то чаще всего вспоминаем президентов, с чьими именами связаны целые эпохи. Но многие политики, не занимавшие этот пост, оставили свой след в истории страны благодаря своим решениям, которые определили направление развития Соединенных Штатов. Одним из наиболее выдающихся американских деятелей является Генри Клей. Имя этого человека связано с политикой компромиссов между северными и южными штатами, проводимой в первой половине XIX в., благодаря чему он получил прозвище «великий миротворец». Миссурийский компромисс, заключенный в 1820 г., был первым результатом такой политики. Он позволил отложить наступление Гражданской войны на несколько десятилетий.
В отечественной историографии нет отдельных исследований, посвященных деятельности Генри Клея. Информацию о нем можно найти в работах общего характера. Клей занимал различные посты в течение нескольких эпох в политической жизни США, его активные действия в отношении различных проблем развития страны заставляют исследователей обращаться к его деятельности. В американской историографии существует большое количество исследований, посвященных Генри Клею, хотя боль-
шинство из них рассматривает его работу в качестве одного из лидеров партии вигов, а также его роль в принятии компромисса 1850 г. [1-3].
Генри Клей родился в 1777 г. в штате Виргиния. Здесь он изучал право и юриспруденцию и получил лицензию адвоката. Но в дальнейшем его имя было связано со штатом Кентукки, куда он переехал в 1797 г. Клей приступил к адвокатской практике в Лексингтоне, но постепенно стал больше внимания уделять политической деятельности. Вскоре он добился заметных успехов в политике на уровне штата, и уже в 1803 г. был избран в законодательное собрание Кентукки. В 1806 г. Клей стал сенатором от штата Кентукки и занимал этот пост в течение года. Но его имя в большей степени связано с деятельностью Палаты представителей, куда он впервые был избран в 1810 г. Генри Клей был спикером нижней палаты бессменно на протяжении девяти лет с 1811 по 1820 гг., а затем избирался на этот пост в 1815 и 1823 гг. П. Джонсон отмечает, что благодаря своей активной деятельности на этом посту он стал самым влиятельным политиком страны после президента [4]. Генри Клей занимал пост госсекретаря с 1825 по 1829 гг., неоднократно избирался в Сенат, а также трижды баллотировался на пост президента США.
Клей имел большой авторитет в глазах своих коллег потому, что честно и ответственно выполнял свои обязанности. Р.В. Ре-мини отмечает: «Он не пользовался своей властью для назначения комитетов, чтобы обрести последователей, с которыми он мог бы критиковать администрацию. У него не было фаворитов. Его предписания отражали его взгляды на проблемы нации» [5]. Главным в деятельности Генри Клея было стремление решать возникающие проблемы в рамках действующего законодательства. Он не добивался выгодных для себя решений в ущерб интересам государства. Но не всегда его предписания находили единогласную поддержку представителей штатов. По этому поводу Клей советовал своим последователям на посту спикера: «Решайте быстро и никогда не объясняйте свои решения; Палата представителей поддержит вас, но всегда найдутся люди, которые заметят недостатки и будут оспаривать ваши доводы» [6]. Во время пребывания Генри Клея на посту спикера Палаты представителей разразился кризис, грозивший стране расколом. Благодаря работе этого политического деятеля кризис удалось преодолеть и решить на время разногласия.
В 1819 г. население территории Миссури предоставило петицию о вхождении в состав США в качестве нового штата. Важным обстоятельством является тот факт, что к этому времени число рабовладельческих и свободных от рабства штатов было одинаковым -по 11. От того, каким будет новый штат, зависело, на чьей стороне окажется преимущество в Конгрессе США. Представители северных штатов выступали с предложением ввести ограничение на распространение рабства к западу от реки Миссисипи, что влекло за собой отмену рабства в Миссури. Но представители южных штатов указывали на то, что на территории будущего штата уже поселились рабовладельцы, и численность рабов здесь уже достигла 10 тыс. человек [4, с. 213]. Ни одна из сторон не была намерена уступать в этом вопросе, и дебаты по поводу вхождения Миссури в Союз затягивались.
Разногласия у северян и южан вызывало различное толкование действовавшего в то время законодательства, в особенности статьи Конституции о запрете ввоза рабов на территорию Соединенных Штатов с 1 января 1808 г. [7]. Южане не считали, что данное
положение накладывало запрет на работорговлю внутри страны и перевозку невольников из одного рабовладельческого штата в другой. Северяне же считали, что такие явления были запрещены после 1808 г. наряду с ввозом рабов с территорий других стран. Южане не собирались добровольно отказываться от своей собственности, к которой относились рабы. А заставить их без нарушения законодательства было невозможно. Переезд рабовладельцев с освоенных земель Миссури в любой другой рабовладельческий штат также не представлялся возможным.
Представители Севера предприняли попытку добиться постепенной отмены рабства на территории нового штата, что также вызвало бурные споры в Палате представителей. Поправка к Миссурийскому биллю, предложенная конгрессменом от штата Нью-Йорк Джеймсом Толмеджем, предусматривала постепенное освобождение рабов, родившихся на территории Миссури, по достижении ими 25-летнего возраста, а также запрет принудительного труда в новом штате за исключением наказания за преступления [8]. Таким образом, постепенно Миссури становился бы свободным от рабства штатом.
13 февраля 1819 г. Генри Клей выступил против принятия поправки Толмеджа. Его речь не была записана, но о ее содержании можно судить по ответным выступлениям его оппонентов. Спикер полагал, что сохранение рабства позволит предоставить более достойные условия жизни для «черных рабов Юга», чем для «белых рабов Севера» [8, р. 1175]. Он говорил, что плантаторы должны обеспечивать своим подневольным работникам условия содержания, необходимые для сохранения работоспособности; на Севере же каждый хозяин производства заинтересован в получении наибольшей выгоды с минимальными затратами. Это выступление Клея побудило представителей Юга активнее противостоять принятию поправки и активнее отстаивать свое право на собственность. Спикер также нашел большое количество оппонентов на стороне представителей Севера [9].
Но не следует считать, что только условия существования негров волновали Генри Клея, когда он высказывался против поправки Толмеджа. В своей деятельности на посту спикера он всегда следил за соответствием принимаемых решений действующему зако-
нодательству, тогда как поправка противоречила положениям Конституции. Согласно статье IV, Конгресс может требовать от нового штата республиканской формы правления и отсутствия противоречий с федеральной конституцией, но не имеет права вводить ограничения, касающиеся собственности населения [7, с. 39]. Поэтому требование запретить рабство на территории, чье население имеет в собственности рабов, в данном случае не могло быть правомерным. Вмешательство во внутреннюю политику и самоуправление штата со стороны Конгресса США также является нарушением прав штата, о чем Генри Клей упоминал в Палате представителей во время обсуждения билля о Миссури [10].
15 февраля 1819 г. поправка Толмеджа была одобрена 79 голосами Палаты представителей против 67, но Сенат ее отверг. После повторного представления поправки верхняя палата Конгресса вновь отвергла ее 2 марта
1819 г., после чего миссурийский билль был снят с рассмотрения до следующей сессии Конгресса.
Что касается взглядов самого Генри Клея относительно рабства, следует отметить, что он считал его негативным явлением. Он писал о рабстве: «Может ли человек быть счастливым и удовлетворенным, когда видит около 30 тысяч таких же, как он, лишенных всех прав, делающих жизнь приятной, передающихся как скот из одного владения в другое; когда он видит дрожащего раба на аукционе, окруженного жаждущими покупателями... когда он не знает, в чьих деспотических руках он может оказаться. когда все естественные связи порваны на части; и когда он понимает, что никаких способов постепенного освобождения не принято ни для рабов, ни для их потомков, достигших возраста 25 лет» [11]. Сам Генри Клей имел в собственности около 60 рабов, что делало его крупным рабовладельцем по масштабам штата Кентукки. Незадолго перед своей смертью в 1852 г. он освободил большинство из них [12].
В масштабах всей страны Клей придерживался идеи о постепенном освобождении рабов. Единственным законным способом сделать это, по его мнению, могло быть внесение изменений в конституции штатов. Но для этого остальные рабовладельцы должны
были встать на позиции Клея и внести этот вопрос на рассмотрение в законодательные собрания штатов. 9 февраля 1820 г. в своем выступлении представитель штата Пенсильвания Джон Серджент так характеризовал позицию Генри Клея по вопросу рабства: «Он будет рекомендовать народу Миссури запретить рабство, а также народу своего штата, он будет поддерживать повсеместное освобождение рабов так скоро, как это будет возможно» [10, р. 1206]. Вопрос о рабстве должен быть решен самими штатами, чье население приняло решение о необходимости его отмены. Конгресс США может только утвердить изменения в конституциях штатов при отсутствии противоречия с федеральной конституцией. Но стоит отметить, что Генри Клей придерживался распространенных в то время расистских представлений о негритянской расе и к аболиционистам не относился [13].
В северных штатах также были распространены взгляды о неполноценности негров. А. де Токвиль писал: «У меня сложилось впечатление, что расовые предрассудки сильнее проявляются в тех местах, где рабство отменено, чем в тех, где оно еще существует» [14]. В то время считалось, что негры находятся на более низкой ступени развития и являются расой, стоящей между людьми и обезьянами. В северных штатах свободные негры не были законодательно уравнены в правах с белым населением. Например, в Огайо и Индиане свободные негры были обязаны платить залог в 500 долларов как гарантию их хорошего поведения, а в штате Нью-Йорк они были лишены права голоса [4, р. 214]. Обладая физической свободой, негры не обладали свободой политической и не имели возможности отстаивать свои права.
На таких представлениях о невозможности равноправия двух рас на территории Соединенных Штатов и базировалось образованное в 1816 г. Американское колонизационное общество. Его члены полагали, что свободных негров следует отправлять в Африку, т. к. только там они смогут обрести истинную свободу и равноправие [15]. Благодаря таким действиям общества в 1822 г. в Африке была основана колония, впоследствии получившая название Либерия.
С момента основания Американского колонизационного общества Генри Клей
принимал в его деятельности активное участие, а в 1836 г. стал его президентом. По его мнению, вывоз свободных негров в Африку должен стать неотъемлемой частью освобождения рабов в США. Клей писал: «Если будет поставлен на рассмотрение вопрос, должно ли быть немедленное или постепенное освобождение рабов в Соединенных Штатах без их вывоза или колонизации... я не имею сомнений, что освободить их будет неблагоразумно» [16].
Многие южане негативно относились к деятельности Американского колонизационного общества и не принимали идеи Генри Клея как одного из его активистов. Но во время миссурийских дебатов их отношение к этому политику изменилось. Р.П. Форбс отметил, что речь, произнесенная спикером 13 декабря 1819 г., «нейтрализовала его репутацию деятеля колонизационного общества как потенциально опасного критика рабства» и придала стимул южным представителям в борьбе с их оппонентами по вопросу ограничения распространения рабства на территории к западу от Миссисисипи и в Миссури в частности [16, р. 37].
В декабре 1819 г. открылась первая сессия XVI Конгресса. На повестку дня был поставлен вопрос о выделении Мэна из Массачусетса и его вхождении в Союз в качестве отдельного штата. Еще в июле в Массачусетсе был проведен референдум, и население высказалось за отделение Мэна. Так как на Севере не существовало рабства, то и на территории Мэна не было рабовладельцев. Следовательно, он должен был пополнить ряды северных штатов. Принимая во внимание ситуацию, когда вопрос о Миссури еще не был решен, вхождение Мэна в качестве свободного от рабства штата давало бы Северу перевес в Конгрессе. При отсутствии каких-либо разногласий между Мэном и Массачусетсом и иных обстоятельств, требующих тщательного рассмотрения в Конгрессе, принятие Мэна в состав США не должно было затянуться. Тем не менее Мэн получил статус нового штата позднее, чем на это могли рассчитывать политики Севера.
30 декабря Генри Клей отметил, что Палата представителей не может перейти к рассмотрению одного билля, не решив все вопросы с другим, а именно с биллем о Миссури. Но отказывать Мэну во вхождении в со-
став США было несправедливо, т. к. в его отношении не было никаких разногласий. Поэтому спикер предложил объединить два билля, к тому же в истории США уже существовал подобный случай в 1791 г., когда были одновременно приняты в Союз Кентукки и Вермонт [10, р. 831-832, 835-836]. Это предложение встретило сопротивление со стороны некоторых представителей северных штатов, заинтересованных в скором принятии Мэна.
В отношении Миссури Палате представителей не удавалось достигнуть согласия, политики северных штатов по-прежнему пытались ограничить распространение рабства на территории, лежащие к западу от Миссисипи. Но представители Юга не соглашались отдавать обширные плодородные земли, которые они уже успели освоить, своим оппонентам. Генри Клей отмечал, что если к Мэну Конгрессом не предъявлено никаких условий, то не следует так поступать и в отношении Миссури. Что касается вопроса об объединении двух биллей, то он не видит «великой несправедливости в проекте, связывающем вхождение двух штатов вместе» [10, р. 841]. Пока же спикер вынес на рассмотрение вопрос о числе представителей в Конгрессе США от Мэна и Массачусетса. Также он поручил особой комиссии разобраться, кого из нынешних представителей Массачусетса после выделения нового штата считать представителями от штата Мэн. После выяснения этого вопроса следовало внести в билль о новом штате соответствующие изменения и представить на рассмотрение палате представителей. Таким образом, Г. Клей добивался важной цели: теперь можно было приостановить на время вхождение Мэна и направить все силы на урегулирование вопроса о Миссури. Кроме того, решение вопроса о представительстве Мэна и Массачусетса было нелишним.
А пока вопрос не был решен, противостояние Севера и Юга продолжалось. Впервые обозначился явный раскол не по политическому, а по секционному признаку, а проблема распада страны уже начала обсуждаться ведущими политиками. Джон Кэлхун в разговоре с Джоном Квинси Адамсом говорил о возможности образования союза южных штатов и Великобритании. Сам Генри Клей также рассматривал возможность рас-
пада Соединенных Штатов на три части: северную, южную и западную. Именно последней спикер отдавал ведущую роль в дальнейшем развитии стран Северной Америки [17].
Пока же существовала возможность урегулирования проблемы в Конгрессе, Генри Клей прилагал все усилия для сохранения целостности Союза. 16 февраля 1820 г. Сенат принял решение об объединении биллей о Мэне и Миссури и принятии поправки сенатора Джесса Томаса, которая состояла в ограничении распространения рабства к северу и западу от Миссури. Но палата представителей проголосовала против предложений Сената. Политики Севера не были согласны с одновременным принятием двух штатов, а политиков Юга не устраивала поправка Томаса.
29 февраля 1820 г. была создана согласительная комиссия двух палат Конгресса для выработки общего мнения и окончательного урегулирования вопроса. Понимая, что дальнейшее затягивание вопроса о принятии Миссури может только ухудшить положение, Генри Клей направил в согласительную комиссию тех представителей, которые были настроены на принятие компромиссного решения. Спикер понимал, что в противном случае работа комиссии ни к чему не приведет, дебаты продолжатся, а угроза раскола страны станет более явной.
Согласительная комиссия утвердила предложенные ранее компромиссные решения, но разбила их на отдельные билли. Миссури и Мэн принимались в Союз в качестве рабовладельческого и свободного от рабства штатов соответственно. Устанавливался запрет на распространение рабства к северу от 36° 30' с. ш. на всей территории Луизианы, при этом выдача беглых рабов была разрешена со всей территории страны. 2 марта
1820 г. палата представителей проголосовала 90 голосами против 87 за принятие билля о Миссури [18].
Перевес не был значительным, и некоторые представители предприняли попытку изменить такое положение. 3 марта 1820 г. Джон Рэндольф из Виргинии потребовал повторного голосования по миссурийскому биллю. Но Генри Клей сперва отложил его предложение до следующего дня, а затем передал билль в Сенат для утверждения [10,
р. 1588-1590]. Таким образом, проведенное днем ранее голосование оказалось финальным. Эти действия спикера вызвали протесты со стороны Рэндольфа, но многие представители уже не были настроены на новые дебаты по поводу Миссури и не поддержали его.
Благодаря такому ловкому ходу Генри Клея была предотвращена возможность дальнейшего затягивания обсуждений по вопросу, которые не могли завершиться полным удовлетворением противоборствующих сторон. Длительные дебаты завершились. 3 марта 1820 г. президент Джеймс Монро подписал билль о Мэне, а 6 марта - билль о Миссури.
Миссурийский компромисс 1820 г. стал итогом противостояния, разделившего страну на противоборствующие стороны по географическому принципу, каждая из которых принимала во внимание вариант распада страны. Впоследствии компромисс активно критиковали и на Юге, и на Севере. Южане считали несправедливым ограничение распространения рабства на новые территории. Представители северных штатов при этом не смогли полностью добиться своих целей и были вынуждены уступить своим противникам. Но существовали и другие точки зрения. Роберт Уинтроп считал, что этот компромисс стал «особой гарантией и охраной свободных штатов от неограниченного распространения рабства, а его аннулирование стало предметом более возмущенной и неистовой агитации и протестов Севера в 1854 году» [19].
Генри Клей проявил себя во время дебатов как сторонник политики компромиссов. Томас Харт Бентон так писал о его роли в дебатах: «Мистеру Клею часто высказывают восхищение как автору компромисса 1820 года, несмотря на его повторяющиеся заявления об обратном, но он бесспорный автор финального соглашения в миссурийском противостоянии по вопросу вхождения штата» [19, р. 7-8]. Уверенность Генри Клея в необходимости скорейшего завершения дебатов по проблеме Миссури и принятии соглашения, его решительные действия на финальной стадии обсуждения помогли избежать распада страны. Он понимал, что принятие Миссури не решило всех проблем, а только обозначило их. Противоборство северных и южных штатов по проблеме рабст-
ва не могло быть решенным с помощью компромисса 1820 г. И пока противоречия оставались, следовало ожидать новых кризисных ситуаций.
1. Remini R.V. At the Edge of the Precipice: Henry Clay and the Compromise that Saved the Union. N. Y., 2010.
2. Peterson M.D. The Great Triumvirate: Webster, Clay, and Calhoun. N. Y., 1987.
3. Watson H.L. Andrew Jackson vs. Henry Clay: Democracy and Development in Antebellum America. Boston, 1998.
4. Johnson P. A History of the American People. N. Y., 1997. P. 217.
5. Remini R.V. Henry Clay: Statesman for the Union. N. Y., 1991. P. 172.
6. MacNeil N. «The House Shall Chuse Their Speaker.» // American Heritage. 1977. V. 28. Issue 2. URL: http://www.americanheritage.com/ articles/magazine/ah/1977/2/1977_2_26.shtml (дата обращения: 18.04.2010).
7. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / под ред. О.А. Жидкова. М., 1993. С. 34.
8. Annals of the Congress. XV Congress, 2nd Session. P. 1170.
9. Forbes R.P. The Missouri Compromise and Its Aftermath. Slavery and the Meaning of America. Chapel Hill, 2007. P. 37.
10. Annals of Congress. XVI Congress. 1st Session. P. 1417.
11. Clay H. The Papers of Henry Clay: in 11 v. / еd. by J.F. Hopkins. Lexington, 1959-1992. V. 1. P. 4-5.
12. Rush T. Henry Clay (1777-1852). URL: http:// www.let.rug.nl/~usa/B/hclay.htm (дата обращения: 10.01.2009).
13. Eaton C. Henry Clay and the Art of American Politics. Boston, 1957. P. 118.
14. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 254.
15. Clay H. The Works of Henry Clay Comprising His Life, Correspondence and Speeches: in 7 v. / еd. by C. Colton. New York; London, 1904. V. 6. P. 331.
16. Forbes R.P. The Missouri Compromise and Its Aftermath. Slavery and the Meaning of America. Chapel Hill, 2007. P. 31.
17. Исаев С.А. Алексис де Токвиль и Америка его времени. СПб., 1993. С. 89.
18. Акт, разрешающий населению территории Миссури сформировать правительство и принять Конституцию штата, принимающий этот штат в Союз, равноправным с прежними штатами, и запрещающий рабство на определенных территориях. URL: http://america-xix. org. ru/library/missouri_compromise/ (дата обращения: 12.12.2008).
19. Whintrop R.C. Memoir of Henry Clay. Cambridge, 1880. P. 8.
Поступила в редакцию 18.Q3.2Q11 г.
UDC 93/99(4/9)
“GREAT PEACEMAKER” HENRY CLAY AND MISSOURI COMPROMISE OF 1820
Tatyana Nikolayevna Nemerova, Kursk State University, Kursk, Russia, Post-graduate Student of General History Department, e-mail: [email protected]
In the article the author considers political activity of the speaker of the House of Representatives, Henry Clay, at the time of debates of 1819-1820, when state of Missouri should be admitted to the USA. The dissolution of the USA and armed conflicts could follow to the political struggle at the Congress between representatives of the Northern and the Southern states because of the question of restriction of slavery on new territories. The compromise solution, which Henry Clay offered, became the first experience of the compromise policy in the USA before the Civil War.
Key words: Missouri compromise; slavery; Tallmadge amendment; American Colonization Society.