tive advertising materials in the print media of the Republic of Mordovia. The purpose of the study is to identify and describe the typological features of regional advertising in the press. To achieve the common goal, the following tasks were set: to analyze advertising as a component of creative marketing; to identify the specifics of advertising in the print press; to systematize the types and genres of advertising in the print press; identify and analyze verbal (text, presentation style) and non-verbal (size, color, shape, sound, composition, font, etc.) means of expression in advertising texts in the printed press of the Republic of Mordovia.
Key words: audience, media, print advertising, color.
Н.П. Баяндина
Пермский национальный исследовательский политехнический университет [email protected]
ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ И ИСТОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЧАЙНОГО БРЕНДА «ГРИБУШИН»
Аннотация
В настоящее время в Прикамье разработан региональный этап туристского маршрута «Великий чайный путь». Статья посвящена историческим аспектам формирования регионального чайного бренда, а также возможностям Пермского края в реализации этого маршрута. История бренда «Грибушин» начинается в XIX веке с развитием торгового пути из Азии в Европу. Дорога из Китая в Москву носила название «Великий чайный путь», поскольку чай был основным предметом русско-китайской торговли, на ней действовало более 120 торговых ярмарок. История чайного пути — это история развития экономических и культурных связей между народами Евразии. Город Кунгур, расположенный на расстоянии 100 км от Перми, находился на Великом чайном пути. В его развитие на протяжении XIX века внесли свой вклад кунгурские купцы А.С. Губкин и М.И. Грибушин. Сегодня благодаря потомку династии Грибушиных вновь развивается чайный бренд «Грибушин», ведется
популяризация традиций русских чайных церемоний. С городом Кунгуром в общественном сознании прочно связан образ чайной столицы Урала. Так в Прикамье в последнее десятилетие складываются новые региональные бренды.
Ключевые слова: чай, торговля, логотип, бренд, Великий чайный путь, туризм.
Цель настоящей работы — дать анализ исторических и общественных предпосылок формирования региональных брендов, комплексного подхода к созданию нового образа территории и городов.
В международных путеводителях еще 1990-е годы появился туристский маршрут «Великий чайный путь». Это самый длинный — около 3000 км — из существующих туристских маршрутов, пересекающий евро-азиатский континент и являющийся «совместным проектом глав государств и туристических отраслей России, Монголии и Китая. В первую очередь маршрут был рассчитан на активное привлечение туристов из Китая» [7]. Вдоль всей Транссибирской магистрали его обслуживал специальный поезд «Звезда Евразии». Как отмечает «ТурИнфо», «в состав международного туристического проекта вошли Омская, Свердловская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, республики Бурятия, Тыва, Хакасия и Татарстан» (https://www.ural-travel.com/news-ural/97-ural-2012-05-24.html). Великий чайный путь проходил по городам Пермского края: Соликамску, Перми и Кунгуру, имевшему славу главного чайного города на Урале. История Чайного пути дала богатый материал для современных исследователей. В работах М. Н. Балдано, Т. С. Доржиевой, Д. Д. Ба-дараева, И. Д. Ван и других Великий чайный путь рассматривается не только как исторический объект, но и как проект сотрудничества многих евразийских государств.
К середине XIX века Россия занимала первое место в мире по объему ввоза и потребления чая, стала самой «чаепотребляющей» страной мира [6, с. 38]. Несмотря на все препятствия материального, бытового, психологического и культурного характера, чай сумел превратиться в подлинно национальный напиток. Со временем сложился и свой российский чайный ритуал. Долгое время чай не воспринимали как самостоятельный напиток. Чаепитие требовало затрат и специальных знаний для приготовления, оно нуждалось в особом «прикла-
де» — сладком дополнении в виде меда, сахара, кондитерских изделий, чтобы доставить удовольствие. Без «приклада» для большинства потребителей чай оставался пустой водичкой. Постепенно складывались особые социальные и психологические условия для чайных церемоний. Для них были нужны стол, лавки и стулья, особое недешевое чайное оборудование: самовар, заварочный фарфоровый чайник, чашки, блюдца, ложечки. Учитывая русский консерватизм в традициях и скромный материальный достаток простого народа, трудно было предположить, что этот «водяной напиток» станет популярнее кваса. Вероятно, в завоевании сердец сыграла роль задушевная беседа, которую вели за чайной парой, и холодный климат, в котором горячий и бодрящий напиток согревал душу. В России были восприняты и существенно дополнены все существующие на Востоке и Западе виды чаепития, в результате создан свой, русский национальный образ.
Основными центрами продажи чая были Ирбитская и Нижегородская ярмарки. Среди покупателей бытовало мнение, что «чай на все цену ставит». Чай продавался фактурами — большими тюками, набитыми разными сортами чая, розницы не существовало. Невыгодность такой системы была очевидной, кто-то должен был ее сломать. Эту миссию взял на себя кунгурский купец Алексей Семенович Губкин (1816-1883). Губкин начал с того, что упорядочил цены на разные сорта чая, развешивая товар в любых количествах по требованию покупателя. Он командировал сотрудников в Кяхту, Ханькоу и другие центры китайского чаеводства, с целью выяснить особенности не только чаеторговли, но и логистического пути товара от плантации до прилавка, свойства и цену лучших сортов, способов сушки, перевозки, дробления, упаковки. Благодаря этому к фирме Губкина пришел прочный авторитет. Фирменный стиль включал в себя слоган «Наилучший продукт по дешевой цене в любое время, в любом месте доставим потребителю», который стал девизом предприятия, и логотип — «два якоря», официально зарегистрированный в департаменте торговли и мануфактур. Наличие логотипа на упаковке чая гарантировало отменное качество товара.
После смерти Губкина состояние унаследовал внук Александр Григорьевич Кузнецов (1856-1895), преобразовавший в 1891 году товарищество под названием «Губкина Алексея преемник А. Кузнецов и К», которое стало крупнейшим в России оптовым поставщиком
чая (рис. 1). В конце XIX века фирма открыла конторы в основных чаепроизводящих районах мира: Шанхае, Коломбо, Калькутте [3, с. 83^_ _
Т0РГ0В0-ТОВАРИ-
ПРЕЕМНИКЪ
ПРОМЫШЛЕН. ЩЕСТВО
АПЕКСУ ГУБКИНА А НЧЗНЕЦОВЪ н К ?
ПРДВЛЕШЕ ВЪ МОСКВПз
цЪнд ЗА чФУНТА - рубЛ5 к.
ВГЪСЪ ЧИСТАГО ЧАЯ 'ДФУНТА
цгъна«=руб.45 коп
Рис. 1. Этикетка чая А. Г. Кузнецова
Больших успехов в чаеторговле достигла другая кунгурская купеческая династия, основателем которой стал Михаил Иванович Гри-бушин (1832-1889). «В 12-летнем возрасте он начал работать в фирме А. С. Губкина швейцаром, приказчиком, управляющим чайными плантациями в Китае» [2]. Грибушинская торговля чаем, сахаром и другими товарами была известна не только в Кунгуре, Перми, но и по всему Уралу. Закуп чая производился в Кяхте, куда привозили особый китайский чай, отличавшийся от иных сортов высоким качеством. Михаил Грибушин наладил свою систему закупки, доставки и продажи чая. Чайный лист закупался напрямую с плантаций в центральной части Китая и по Великому Чайному пути, через Кяхту, Ир-
кутск, Томск, Тюмень доставлялся в Кунгур. «Здесь у Грибушиных имелись многочисленные склады, амбары и чаеразвесочная фабрика, где чайный лист разбирался по сортам, развешивался и упаковывался. Расфасовка производилась в фирменные бумажные пакеты, картонные и жестяные коробки, фарфоровые чайницы с собственным товарным знаком» [1, с. 63]. По аналогии с фирмой Губкина для логотипа был выбран якорь. На нем «изображены весы - символ справедливости —и якорь, который, с одной стороны, символизирует удачу, а с другой — указывает на морской способ доставки чая, который был распространен в Российской империи в те времена» [1] (рис. 2).
Рис. 2. Реклама торгового дома «М. И. Грибушина наследники»
С годами популярность чая быстро росла, торговля М. И. Грибушина приносила устойчивую прибыль, чай продавался на Нижегородской, Ирбитской и Крестовской ярмарках, что отмечалось в рекламе как уровень доверия потребителя к товару. Огромное состояние и хорошо налаженное торговое дело после смерти владельца перешло жене и сыновьям. В список десяти крупнейших домов России входил учрежденный в 1896 году торговый дом «М. И. Грибушина наследники» с уставным капиталом 2 миллиона рублей, с местом пребывания главного правления в Кунгуре [5, с. 25]. Главой торгового дома «М. И. Грибушина наследники» становится старший сын
С.М. Грибушин. В 1918 году имущество торгового дома было национализировано.
В советский период грибушинское чайное дело было прервано, потомки рассеялись по миру, и эта фамилия долгие годы не встречалась в истории Кунгура. В начале 2000-х годов мэр города Амир Махмудов с помощью общественности решает возродить историю предпринимателей Грибушиных. В здании Малого гостиного двора, когда-то построенного на средства Грибушина, открылся музей истории купечества, где основной темой экспозиций является чайная торговля в Кунгуре и история рода Грибушиных. Памятник первооткрывателю чайной торговли, кунгурскому купцу А. С. Губкину украсил центральный сквер города. Началась активная работа по возрождению бренда Кунгура как купеческого города с крепкими предпринимательскими и благотворительными традициями. По инициативе сотрудников Кунгурского музея проводятся межрегиональные научно -практические конференции «Грибушинские чтения». В Кунгуре издано несколько книг о купечестве, реконструировано родовое захоронение Грибушиных. В Перми снято два фильма о знаменитой династии.
Все это дало толчок к формированию на современной основе нового регионального бренда Кунгура как чайной столицы Российской империи. В последние годы работа по популяризации туристической привлекательности Кунгура, возрождению традиций благотворительности и меценатства ведется очень активно. В туристические маршруты включается кунгурское чаепитие с местными сладостями, специально разработанное сотрудниками музея, ритуал сохраняет лучшие чайные традиции. Благодаря активной работе по возрождению забытых имен предпринимателей удалось найти потомка Грибуши-ных, гражданина Франции, ныне работающего в Сингапуре Бенджамина Дюпала. В 2014 году Дюпал основал российско-франко-сингапурскую компанию «Грибушин Хауз», которая стала соучредителем торгового дома «Грибушин» [4, с. 246]. В планах дома — развитие чайной торговли на тех же принципах, что и у Грибушиных. В настоящее время потомок известной династии кунгурских чаеторговцев сотрудничает с предпринимателями, развивающими сеть кофеен и чайных в Перми. В частности, он дал согласие на использование фамилии в названии чайной и стал соучредителем проекта «Чайная
кондитерская Грибушин». Так спустя сто лет вновь был возрожден чайный бренд «Грибушин» (рис. 3).
Грибншин
чайная кондитерская
Рис. 3. Фирменная этикетка чайной «Грибушин»
«Внимание к качеству чая мы унаследовали от семейства Грибу-шиных. Мы выбрали те же сорта с тех же плантаций в Китае и Индии. Грибушинский чай отличается отменным качеством и превосходным вкусом» [4], — сообщается на сайте кондитерской. Чайную открыли в деловом квартале Перми, в непосредственной близости от места расположения лавки семьи Грибушиных в дореволюционной Перми. «Основная идея чайной — возродить и придать современное звучание вековым традициям и истории чая. Для новой чайной создатели сохранили оригинальный знак торгового дома Грибушиных, который в XIX веке украшал упаковку свежего чая из Китая и Индии. Чай поставляется тем же путем, что и в XIX веке: из Китая через Томск, а затем в Пермь. Из сортов китайского чая, которые привозят от томских поставщиков в Пермь, для заведения были выбраны 15 самых интересных и популярных» [8]. Одновременно эти сорта продаются в фирменных упаковках, на каждой из которых рассказывается биография членов династии Грибушиных. Здесь подаются «пряники с разными начинками, которые пекут в Кунгуре по старинному русскому рецепту, возрождённому местными основоположниками пряничного дела» [9]. Преемственность традиций на современном уровне делает чайную «Грибушин» полноправным участником еще одного проекта — «Покупай пермское».
Когда-то Грибушины привили пермякам любовь к напитку и распространили чайную культуру в повседневной жизни. Сегодня чайная «Грибушин» вносит разнообразие в городскую среду. Респектабельная реклама ненавязчиво предлагает горожанам и гостям города свой рецепт чая. «Владельцы чайной возобновили располагающую к семейному и дружескому отдыху атмосферу: здесь читают, проводят деловые встречи, слушают лекции и концерты, устраивают вечеринки и бизнес-курсы. «Хочешь открыть лучшее в человеке — напои его хорошим чаем», — говорил мудрец Конфуций» [10].
В 2019 году в рамках Грибушинских чтений обсуждалась тема «Великий чайный путь в истории России». Специалист по истории российско-китайской чайной торговле В. Г. Шаронова провела круглый стол. Речь шла о путях доставки чая в Российскую империю, о различных аспектах деятельности крупных чаеторговых фирм, о новых именах в истории чайного дела, городе Тяньцзине как важном пункте Чайного пути, через который осуществлялась транспортировка чая в Россию сухопутным и морским путём. Журналист В.В. Каль-пиди рассказала о современном использовании бренда «Грибушин», а А. С. Чернышенко, директор торгового дома «Грибушин» (г. Пермь), поделился опытом закупок китайского чая в XXI веке.
Подводя итоги исследования, стоит отметить, что масштабный проект «Великий чайный путь» требует создания особой инфраструктуры и пока не реализован в полном объеме. Идеологическая основа проекта — привлечение внимания к туристическим ресурсам регионов-участников. Каждый из них уже представил свои возможности и «изюминки» для его реализации. В настоящее время ввиду ограниченных финансовых возможностей данный маршрут в основном работает в виде отдельных этапов в каждом регионе.
В Пермском крае маршрут проходит через исторические населенные пункты, которые были на Великом чайном пути — Пермь и Кунгур. Кроме того, в туристические маршруты включены село Сук-сун, где изготавливали медные самовары, и город Нытва, где действует музей ложки. Здесь изучают традиции гостеприимства уральского населения, а также «околочайные» производства — самоваров, ложек, сладостей.
Говоря о сложившейся в Перми в XIX веке традиции употребления именно китайского чая всемирно известных сортов, отметим, что
сейчас на наших глазах происходит воссоздание чайного бренда. «Чай под историческим названием «Грибушин» собирается на исторически закрепленных за пермскими купцами плантациях» [10]. Это редкий пример возрождения отечественного бренда с учетом современных тенденций маркетинга и рекламы.
Литература
1. Баяндина Н.П. Пермь купеческая. Пермь: Пушка, 1997. 160 с.
2. ГАПК. Ф. 973. Оп. 1. Д. 452. Л. 91.
3. Исторический очерк 25-летней деятельности торгово-промышленного товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К». М. : Скоропечатня А.А. Левенсон,1917. 198 с.
4. Кальпиди В.В. Бренд «Грибушин». Из истории в современность. Вклад в понимание социально-ответственного бизнеса // Благотворительность и меценатство в Пермском крае: исторический опыт и тенденции. Добрянка, 2019. С.240-247.
5. Мушкалов С.М. Грибушины. Пермской губернии династия. Пермь: Раритет-Пермь, 2007. 304 с.
6. Похлебкин В.В. Чай. Его типы, свойства, употребление. М: Эксмо-Пресс, 2018. 224 с.
7. Тростьевский С. Великий чайный путь // Планета дорог. 15.11.2016. URL: http://www.planetadorog.ru/r/veHkiy_chaynyy_put/ (дата обращения: 10.04.2020).
8. Богданова О. Купеческие традиции чаепития. В новой чайной-кондитерской «Грибушин» будут читать книги и проводить концерты // Информационное агентство «Текст». 22.11.2017. URL: https: //www .chitaitext.ru/novosti/kupecheskie -traditsii-chaepitiya-v-novoy-chaynoy-konditerskoy-gribushin-budut-chitat-knigi-i-provodi/ (дата обращения: 10.04.2020).
9. Вязовский чудо-пряник. URL: вязовский-пряник.рф (дата обращения: 10.04.2020).
10. Пространство чая. «Грибушин» как традиция пермского гостеприимства // Коммерсантъ. Прикамье - Пермь. 31.10.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3786618 (дата обращения: 10.04.2020).
N.P. Bayandina
Perm National Research Polytechnic University
THE GREAT TEA ROUTE AND THE HISTORY OF THE REGIONAL TEA BRAND "GRIBUSHIN"
The local stage of «The Great Tea Route» tourist trail has been recently developed in the Perm region. The paper considers historical aspects of a regional tea brand formation, as well as region's opportunities to implement this route. The history of the «Gribushin» brand begins in the 19th century with the establishment of trade route from Asia to Europe. The tea was the main kind of goods in Russian-Chinese trade. The road from China to Moscow called the "Great Tea Route" provided for more than 120 trade fairs. The history of the tea road is closely associated with the development of economic and cultural ties between the nations of Eurasia. The city of Kungur, 100 km from Perm, was located on the Great Tea Route. During the 19th century, Kungur merchants A.S. Gubkin and M.I. Gribushin have contributed significantly to its development. Today, thanks to a descendant of the Gribushins' dynasty, the «Gribushin» tea brand is developing again in Perm, and the traditions of Russian tea ceremony are being popularised. In the mind of the public, the image of the Urals tea capital has a strong connection with Kungur. So in the last decade, new regional brands have been emerging.
Key words: tea, trade, logo, brand, Great Tea Route, tourism.
К.А. Казакова, Д.В. Филиппова
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина [email protected], [email protected]
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ КАК НАПРАВЛЕНИЕ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)
Аннотация
Персональный брендинг — это комплекс действий, направленный на позиционирование и продвижение определенной личности.