Научная статья на тему 'ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ НАШЕЙ СЕМЬИ'

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ НАШЕЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ НАШЕЙ СЕМЬИ»

Ольга ШИМАНСКАЯ

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ НАШЕЙ СЕМЬИ

Великая война 1941-1945 гг. справедливо называется «Отечественной», поскольку она затронула каждого человека, проживающего на пространстве СССР. Все граждане нашей страны принимали участие в военных действиях или приближали Победу трудом в тылу. У каждой семьи есть свои герои, потери, боль и радость. Так и в нашей семье.

Мои дед Василий Демьянович Кулешов (1879-1959) и прадед мужа Алексей Васильевич Шелишей (1880-1963) во время Отечественной войны были участниками партизанского движения в Белоруссии и на Украине, но свою военную службу они начинали ещё в русско-японской войне 1904-1905 гг. За оборону Порт-Артура Алексей Васильевич Шелишей, подпоручик береговой артиллерии, стал

полным георгиевским кавалером, и ему было присвоено звание почётного гражданина. Дед Василий Демьянович Кулешов сражался под Мукденом в составе Маньчжурской армии, а во время Первой мировой войны участвовал в знаменитом «Брусиловском прорыве». В ходе боевых действий он пострадал от газовой атаки, ставшей причиной потери зрения. Накануне Великой Отечественной войны он был лесником в д. Лобановка Моги-лёвской области, вместе с военными и органами НКВД устраивал тайники на случай войны для наших разведгрупп. Все это я знаю со слов старших родственников и моей мамы, которая ещё ребёнком была проводником к этим тайникам.

Другого деда, Ивана Герасимовича Мишенькина (1895-1974), человека могучего и ироничного, я помню хорошо. Род моего отца происходит из большой деревни Берёзов Майдан Воротынского района Нижегородской области. Иван Герасимович прошёл четыре войны -В Первую мировую 1914-1918 гг. дослужился до фельдфебеля и был награждён солдатским Георгиевским крестом. В конце 1916 г. получил ранение и был отправлен в г. Владимир на госпитальное лечение, куда за раненым приехала его невеста Мария Ивановна Першина. В 1917 г. по выздоровлении они обвенчались, родили 11 детей, среди которых мой отец, Константин, был четвёртым. В Гражданскую войну (1918-1921) - дед был командиром эскадрона в Первой конной армии С. Будённого. В «зимнюю» советско-финскую войну 1939-1940 гг. Иван Герасимович был призван в армию и стал командиром разведотделения, был тяжело ранен. Бабушка

© Шиманская Ольга Константиновна - к.филос.н., доцент, Центр исследования проблем религии и общества Института Европы РАН.

забрала его из ленинградского госпиталя и выходила сама. В лёгком у деда остался осколок, из-за чего он был признан инвалидом. Но, когда началась Великая Отечественная война и был мобилизован его год рождения, он ушёл на фронт вместе с другими односельчанами, однако был признан годным только к нестроевой службе и зачислен в санитарные части. По рассказам моего отца (документально это не подтверждено, т.к. военкомат в г. Воротынец во время войны сгорел), дед попал в дивизию, которую формировал печально известный генерал Власов, бывший родом из Нижегородской области. После окружения армии Власова на волховских рубежах мой дед, имевший огромный военный опыт, в том числе и в армейской разведке, вывел лесами и болотами несколько десятков солдат к г. Ленинград. Дальше он воевал в составе Ленинградского фронта, закончил войну заместителем командира военно-полевого госпиталя по хозяйственной части. После войны из госпиталя он привёз с собой в Берёзов Майдан будущего председателя колхоза Мирона Григорьевича Бери. Мирон Григорьевич был по национальности евреем, родом с юга Украины, где погибли все его родственники, а деревня была сожжена. Еще до войны он закончил сельхозтехникум. Мне известны две версии этой дружбы: по первой, дед вынес юного бойца с поля боя, по другой, выходил тяжелораненого в госпитале и стал ему на всю жизнь старшим товарищем, т.к. Мирон был ровесником его старшего сына Василия (моего дяди), погибшего на фронте в 1942 г. Мой отец после войны долго пытался найти следы своего погибшего брата, писал запросы в разные ведомства и архивы, но так ничего и не выяснил.

Одно из моих первых радостных воспоминаний детства - 9 мая 1970 г., День Победы. Мы в г. Горьком идём в Кремль к Вечному огню. Вернее, идут взрослые, а я сижу на шее у отца и наблюдаю за всем сверху. Отец совсем молодой, ему 43 года. Меня распирает от гордости, мой отец - герой! Он в сине-зелёной форме советника юстиции, а на ней медали «За отвагу», «За победу над Германией», орден Красной звезды и гвардейский значок. Многие люди в форме, орденах и медалях здороваются с ним за руку, кто-то дарит ему цветы.

Мишенькин Константин Иванович (1927-2000), мой отец, ушёл на фронт из родной деревни Берёзов Майдан весной 1944 г., ему было 16 лет. Сначала он был направлен на полгода в учебку, потом, после присвоения звания младшего сержанта, с 1944 г. до 1951 г. служил в мотострелковом подразделении дивизии особого назначения МГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского. Кроме ордена и медалей, был награждён именным оружием и серебряными карманными часами с дарственной подписью руководителя МГБ Л.П. Берии. На расспросы о войне он отвечал всякими забавными историями о солдатском быте, службе и смекалке. Одна из историй о том, как не было сапог ему по размеру и ему выдали ленд-лизовские американские оранжево-коричневые ботинки на высокой шнуровке, которые комично выглядели с длинной серой шинелью. В таком виде он пел на концерте «Бородино» Лермонтова (у него был красивый глубокий баритон), а солдаты смеялись. В то же время, на виске у него был глубокий шрам, и глаз плохо видел - стреляли из автомата в упор, в боестолкновении он отбил автомат противника, очередь прошла по касательной, а пороховой выхлоп обжёг глаз. Орден Красной Звезды нашёл его после демобилизации. Он был вручен за смелость и отвагу, проявленные при ликвидации банды Хмары. Отцу очень нравился роман Владимира Богомолова «В августе 44-го...», он подарил мне эту книгу, сказав, что из нее я узнаю правду о войне и о том,

как он воевал. После демобилизации в 1951 г. отец работал кузнецом, потом наладчиком на Горьковском автомобильном заводе и учился в вечерней школе. Как лучший наладчик ГАЗа он был направлен в 1957 г. на работу в Польшу для передачи технологии производства автомобилей «Победа», получивших там название «Варшава». Вернувшись из Польши, отец поступил во Всесоюзный юридический заочный институт, был приглашён на работу следователя прокуратуры, а по окончании института был избран народным судьёй. В последние годы жизни отец работал начальником юридического отдела в большой транспортной организации в г. Сургут, был активным членом Совета ветеранов, в котором открыл безвозмездную юридическую консультацию для бывших фронтовиков и членов их семей.

Моя мама Мишенькина (Кулешова) Антонина Васильевна (1927-1989) родом из Белоруссии. Её брат Георгий в первый день войны ушёл добровольцем на фронт, а закончил войну в 1945 г. в освобождённой Вене. У него была вполне мирная профессия - учитель русского языка и литературы. Из 36 ребят 1922 года рождения, ушедших воевать из села Лобановка Чериковского района Могилёвской области, с войны вернулся он один. Через два месяца после начала войны Могилёвская область была оккупирована. В Белоруссии захватчики проводили тактику выжженной земли, в ответ на которую развернулось массовое партизанское движение. В нём принимала участие и моя мама, ставшая связной партизанского отряда им. Чапаева. Она пережила все ужасы войны. Многие её одноклассники были угнаны на работу в Германию, некоторые расстреляны за связь с партизанами и распространение листовок. Однажды каратели СС собрали всех деревенских жителей в помещении фермы и подожгли её, и только подоспевшие партизаны отбили их. Её двоюродная сестра Маша была угнана в Германию, и освобождена в 1945 г. из лагеря смерти Освенцим. Огромное число людей в Белоруссии погибло, выжившие пережили голод, тиф, но не сдались, всегда верили в победу и всеми силами приближали её.

После войны мама закончила медицинский техникум, и всю жизнь работала медицинской сестрой. Они познакомились с отцом в Западной Белоруссии в г. Лида. Группа медицинских работников проводила вакцинацию и санацию жителей деревень от тифа, туберкулёза и других болезней, которые были широко распространены в областях Западной Белоруссии в послевоенный период. На медиков, как и на других советских служащих, часто совершали нападения различные бандформирования, поэтому было принято решение прикомандировывать к ним охрану из частей МГБ. Группу моей мамы сопровождало отделение под командованием ее будущего мужа. После демобилизации в 1951 г. отец привёз маму в г. Горький.

Одним из участников партизанского подполья был и дед моего мужа, секретарь комсомольской организации колхоза в с. Троща Житомирской области - Шиман-ский Бронислав Александрович (1910-1942). Когда он пришёл навестить свою жену с младенцем, то был выдан немцам одним из своих соседей. Его расстреляли в 1942 г. вместе с другими участниками подполья, он похоронен в г. Иванополь в братской могиле. Другой дед, Берловский Григорий Романович (1910-1945), погиб при освобождении Чехословакии 7 марта 1945 г. и похоронен в г. Шахты (Словакия). Отец мужа Анатолий Брониславович тоже считается ветераном Великой Отечественной, хотя родился в 1939 г. В 60-е годы он, как и все Шиманские, служил на флоте. Был тральщиком в гидроакустической команде, которая занималась поиском, вылавливанием и ликвидацией морских мин, установленных на Балтике во

время войны. Позже он закончил медицинский институт, стал военным врачом, командиром госпиталя в г. Душанбе, откуда несколько раз командировался в Афганистан, когда советские войска вели там боевые действия.

Список участников войны в нашей семье можно продолжать и дальше. Среди них не было выдающихся военачальников, но наши прадедушки, дедушки, бабушки, отцы и матери вынесли на своих плечах тяжёлое бремя военного лихолетия. Победа - это не только результат блестящей военной стратегии, это итог самопожертвования, тяжёлого, беззаветного труда всего народа. И мы должны сохранить об этом светлую память.

Роман ЛУНКИН

ОТ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Война стала тяжелым испытанием для всей страны в целом и для каждого конкретного человека. В нашей семье у дедов и прадедов были разные судьбы, но все они по-своему смело и честно служили Родине и защищали ее. По прошествии многих лет, когда старшее поколение ушло в вечность, понимаешь, сколько всего хотелось бы спросить у дедушек и бабушек, но сделать это уже невозможно. Многое становится явным, когда сейчас открываются архивы Министерства обороны, создаются базы данных, посвященные героям и Первой и Второй мировой войн. Первую мировую также называли отечественной - это потом, в советское время, она стала «забытой», «империалистической». Открываются и базы данных «Мемориала», просматривая которые понимаешь, что многое бабушки и дедушки не рассказывали сознательно.

Дед Василий Васильевич Лункин (Лункины - уроженцы Раненбургского района Рязанской области, ныне - в составе Липецкой), единственный дедушка, которого я застал в живых, воевал на Дальнем Востоке с японцами в 1945-1946 гг. Там он был контужен и из-за этого до конца жизни плохо ощущал вкус еды. В 1946 г. В.В. Лункин закончил службу где-то в Манчжурии и был награжден медалью «За победу над Японией». Старший брат деда Иван Лункин был призван в 1941 г. и в самом начале войны пропал без вести.

Прадед по другой родственной линии Федор Семин вместе со своей женой Прасковьей был из села Руднево Луховицкого района Московской области. В первые дни войны ушел добровольцем на фронт, был пулеметчиком. Погиб в Демянском котле в 1942 г. и, как наша семья узнала спустя десятилетия, похоронен в

Василий Лункин, награжден медалью «За победу над Японией»

© Лункин Роман Николаевич - д.полит.н., заместитель директора Института Европы РАН.

Современная Европа, 2020, №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.