УДК 94
А.А. Алексеев
СГГ А, Новосибирск
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА: ОККУПАЦИЯ ПСКОВЩИНЫ
В публикации, на основе изданных материалов и впечатлений оккупационного детства автора, обобщаются исторические факты оккупации Псковщины.
A.A. Alekseyev SSGA, Novosibirsk
GREAT PATRIOTIC WAR: PSKOV OCCUPATION
The author summarizes historical facts of Pskov occupation on the basis of the published materials and the impression of his childhood years spent on occupied territory.
Псковская земля, родная, Прими поклон от сына твоего.
Три года во время Великой Отечественной войны почти треть населения СССР (более 70 млн. человек) находилась на оккупированной территории. Проблема оккупации, в том числе партизанское движение изучены недостаточно. Нередко публикации 1950 - 1970-х гг. имели пропагандистский характер, с тенденцией преувеличения результатов боевых действий партизан. Без достаточного анализа содержания сводок, донесений партизанских командиров, мемуарных источников приводятся, например, цифровые данные убитых и раненых немцев. Но своих раненых немцы, как правило, не оставляли и установление их численности по итогам операций представляется проблематичным. Слабо изученной остается проблема духовного, психологического состояния общества, быта людей - взрослых и детей в условиях оккупации. Сложное явление коллаборационизма в публикациях иногда рассматривается упрощенно. В условиях оккупации наступил не просто другой уровень жизни, стало другим ее состояние. Рухнула вся социальная сфера: здравоохранение, почта, образование, культура (учебные заведения, в том числе школа; библиотеки, клубы, театры, радио), каналы материального обеспечения (заработная плата, необходимые продукты и предметы быта: хлеб, соль, сахар, спички, керосин, дрова). Но самая тяжелая трагедия произошла в социально-психологической сфере. Не стало советской власти, своего государства с его защитной функцией. Жизнь или смерть человека напрямую стали зависеть от «милости» оккупантов. Особенно это отразилось на детях. Поколение людей из оккупационного детства имеет свое «лицо», свой психологический облик. Вместо необходимых для формирования «человечного в человеке» переживаний торжества Радости, Счастья, Праздника Жизни дети находились в состоянии, хотя и не часто, угрозы смерти, напряженности, страха, стресса. Стресс для
детской души - страшная, разрушающая нравственное и физическое здоровье сила. Это поколение потом выстраивало свою судьбу, с проблемами в усвоении культуры, науки. В целом проблема оккупации остается мало известной в обществе, в среде молодежи в частности, восточных районов особенно.
В данной публикации автором делается первая попытка обобщения исторических фактов периода оккупации на территории Псковской области, и трех ее районов в частности: Пыталовского, Островского, Пушкиногорского. Два первых - Родина автора (находился в период оккупации, в возрасте 8-11 лет), Пушкиногорский, связанный с именем А.С. Пушкина. (С Псковской землей были тесно связаны и другие представители отечественной культуры: М.П. Мусорский, Н.П.Римский -Карсанов - создал оперу «Псковитянка»).
Территория области была захвачена рвавшимися к Ленинграду немецко-фашистскими войсками группы армий «Север» в первые полтора месяца войны. 5 июля немцы вступили в Пыталово, 6 июля захватили Остров, при ожесточенном сопротивлении частей 163-й мотострелковой дивизии, 25-го танкового полка, 111-й стрелковой дивизии. Псковский поэт Иван Виноградов, редактор партизанской газеты в период оккупации, тогда писал: Смотрю я с болью острою -Весь край окутал мрак:
И в Порхове, и в Острове,
И в Славковичах враг!
Активное развитие партизанского движения на Псковщине началось с июля 1941 г. В рядах партизан вместе с русскими сражались белорусы, украинцы, казахи, армяне, латыши, эстонцы, были даже поляки, болгары, испанцы и немцы. Всего на территории Псковщины действовало 29 Ленинградских и Калининских партизанских бригад (районы псковского края входили тогда в Ленинградскую и частично Калининскую области) -более 57 тысяч бойцов. Здесь были особые сложности развертывания партизанской борьбы. Оккупированные в первые три недели войны западные районы края оказались без запасов продовольствия, оружия, нехватало медикаментов. Командиры не имели опыта партизанской борьбы. На Псковщине располагалось большое количество немецких войск. Партизаны действовали вблизи фронта, на территории с развитой сетью охраняемых врагом железных и шоссейных дорог, в условиях малого оперативного простора. С августа 1941 г. на Псковщине образовался Партизанский край («Лесная республика»). Это был первый советский район на оккупированной территории страны. Местами базирования партизан были леса и болота. В районах базирования они отвечали за защиту населения, вели борьбу с врагом. Большинство бригад, отрядов имели постоянную связь не только с населением, но и с центрами руководства партизанским движением, откуда получали оперативные задачи, оружие, боеприпасы, медикаменты; обеспечивали эвакуацию тяжело раненых и больных на Большую землю. Постановлением бюро
Ленинградского обкома ВКП(б) 8 октября 1942 г. на территории Псковского округа было образовано 11 межрайонных подпольных партийных центров, охватывавших 36 районов. Этим же постановлением были утверждены руководители партийных центров. Из партийно-советского актива, работников НКВД, редакций газет, комитетов ВЛКСМ подбирались члены центров, решались вопросы обеспечения радистами и рациями, типографиями, другими необходимыми материалами для подпольной работы. Немецко-фашистские войска предпринимали несколько карательных экспедиций против Партизанского края.
Островский район находится в центральной части Псковской области. С оккупацией Острова, под руководством Клавы Назаровой здесь была создана подпольная Комсомольская организация, сначала из 5 человек. Организация пополнялась. Члены группы наладили связь с партизанами, собирали и передавали им разведанные, подслушанные разговоры мощной немецкой радиостанции, снабжали попавших на лечение в больницу советских военнопленных документами, оружием и провожали их в партизанский отряд, организовывали побеги из спецлагеря юношей и девушек, предназначенных для отправки в Германию. Карательным отрядом члены группы были схвачены и казнены. В августе 1943 г. произошла следующая волна арестов и расстрел подпольщиков. На территории города и района действовала группа разведчиков-чекистов, которая передала в разведцентр фронта около 300 радиограмм, провела боевые рейды по Островскому и соседним районам. В Острове действовали и группы армейской разведки.
В действовавшей на территории Островского и Сошихинского районов 3-й Ленинградской партизанской бригаде к концу 1942 г. было более 400 бойцов. Только в апреле 1943 г. силами бригады в этих районах было уничтожено более 30 немцев, взорвало 5 складов с боеприпасами, 11 автомашин, бронемашина, разгромлена комендатура. Примечательный факт: взятые в плен два немецких солдата остались в бригаде и воевали вместе с партизанами, а одни из них, Альберт, был переводчиком, привел в отряд своих однополчан - немцев и был награжден орденом Красной Звезды. В июле 1943 г. здесь высадился воздушный десант: 40 командиров и политработников. На его основе был сформирован 4-й партизанский полк из местного населения.
Пыталовский район - пограничный с Латвией. По мирному договору 1920 г. район отошел к Латвии (Пыталово по-латышски называлось Абрене). В 1940 г., с присоединением Латвии к СССР Пыталову и району возвращено было русское название. С оккупацией Латвии и Псковщины немецко-фашистскими войсками Латвия была вновь отделена от России, установлена граница по прежней пограничной линии. После распада СССР, до 2008 г. территория Пыталовского района РФ была спорной с Латвией. На берегу пограничной реки Лжа (в полутора километрах от моей деревни «Новый поселок») в течение всего периода войны, на возвышении, как скорбный памятник, стояли полуразрушенные казармы бывшей советской погранзаставы (деревянные, на каменном фундаменте, стены прочные, пол
был не везде). На территории района в 1942 - 1944 гг. вели боевые действия партизанский полк «За советскую Латвию», партизанский отряд «Лиесма» («Пламя»), 4-я Ленинградская и 1-я Латвийская партизанские бригады: подрывали железнодорожные линии, эшелоны поездов противника. Бои за освобождение района начались 19 июля и окончились 23 - 24 июля 1944 г.
Пушкиногорский район. Здесь А.С.Пушкин жил в ссылке, приезжал в свое имение, написал ряд прекрасных произведений («Борис Годунов», стихотворения «Деревня», «Я помню чудное мгновенье» и др.). А.С. Пушкин бывал и в других местах Псковского края: Опочке, Острове и др. Уже в конце июня 1941 г. вражеская авиация совершила несколько налетов на станцию Тригорская, а 3 июля были сброшены первые бомбы на поселок Пушкинские Горы. Тогда пострадал Святогорский монастырь (в нем захоронен А.С. Пушкин). Пушкинские Горы и село Михайловское в те дни обороняли части 27-й армии, 21-го механизированного корпуса под командованием генерал-майора Н.Э. Берзарина (будущего коменданта Берлина) и генерал-майора (впоследствии генерала армии, дважды Героя Советского Союза) Д.Д. Лелюшенко. В ожесточенных сражениях Пушкинские Горы переходили из рук в руки. 12 июля начались дни и годы оккупации.
В районе развернулась партизанская война. В 1943 г. Пушкиногорская партизанская бригада на территории своего и Себежского, Опочецкого, Красногорского районов подорвала 13 воинских эшелонов, 54 автомашины, разгромила 3 гарнизона, волостную управу, уничтожила 5 мостов, 3 склада, убито и ранено было около 1000 вражеских солдат и офицеров. 22 июля 1944 г. бригада в составе 4-х отрядов численностью 252 человека соединилась с частями Красной Армии. Немцами были разрушены Пушкинские Горы, в руины превращен Пушкинский заповедник.
На территории Островского района в братских и одиночных воинских могилах захоронено 4048 человек, Пыталовского - 516, Пушкиногорского -7028. На Псковской земле в борьбе с оккупантами, по неполным данным, погибло 5675 партизан и 623 подпольщика Псковского края. Захватчики уничтожили 71187 мирных жителей, 89087 человек было угнано в Германию, сожжено и разграблено 3823 деревни, из них 1120 так и не были восстановлены; уничтожены были промышленность, учреждения культуры, народного образования.
Многие деревни фашисты сжигали вместе с жителями. На Псковской земле произошла трагедия, которая, к прискорбному сожалению, не стала еще общеизвестным фактом. Деревня Красуха в Порховском районе. В ноябре 1943 г. близь нее, между Порховом и Островом, взрывом была уничтожена автомашина немецкого командования. Фашисты ворвались в деревню, согнали ее жителей в сарай и подожгли. Тех, кто пытался бежать из огня, расстреливали. Погибло 230 (по другим сведениям 280) человек - детей, женщин, стариков. После войны Красуху некому было восстанавливать. На ее месте в 1968 г. был сооружен памятник: насыпной холм, на нем - скульптура 2-х метровой высоты: «Скорбящая псковитянка» (крестьянка). К склону
холма приложен отесаный камень с надписью: «Трагической и мужественной Красухе от земляков».
32 месяца продолжалась партизанская война на Псковщине. Партизаны уничтожили более ста тысяч вражеских солдат и офицеров, вывели из строя более тысячи паровозов, свыше 20 тысяч вагонов, платформ, 20 бронепоездов, разрушили 175 километров железнодорожного полотна, взорвали 1585 мостов, разгромили 48 железнодорожных узлов и станций, уничтожили 105 вражеских самолетов. Нередко партизанские бригады до прихода советских войск выбивали врага из городов и сел. Почти 9 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, а 20 из них получили звание Героя Советского Союза.
Особый аспект проблемы - условия жизни людей в оккупации. В этом вопросе автор считает возможным использовать и личные, «впечатанные» навсегда в сознание, душу впечатления детства, осмысливаемые в течение всей последующей жизни. Можно обозначить несколько тем. В разных районах оккупации условия не были одинаковы. Особенно жестокое отношение немцев к мирному населению было в районах сосредоточения и боевых действий партизан. Не все люди в оккупации воспринимали ее однозначно враждебно. Были и такие, которые желали победы Германии над СССР. На оккупированной территории, в частности на Псковщине, отчетливо проявился гражданский коллаборационизм. В нашей деревне почти у всех изб рядом были землянки, для укрытия в случаях обстрелов. В местах непостоянных партизанских территорий власть менялась по временам суток: днем власть немцев, ночью - партизан (даже если в данное время не было тех и других). Партизаны обычно появлялись в деревне ночью, приходили из мест базирования небольшими группами (2 - 3 человека) повидаться с родными; они, конечно, решали и оперативные задачи. В 1943 - 1944 гг. зимою приходили уже в белых комбинезонах, на лыжах, с автоматами. Немцы ночью обычно не появлялись. Но формально и фактически на территории власть, военно-политический порядок были немцев.
Иногда немцы находились в деревне длительное время. Выбирали дома почище, хозяев выгоняли. Тогда была возможность наблюдать их и даже общаться. Не все немцы были злодеями по отношению к мирному населению. Немец мог показать семейную фотографию с детьми, ребенку дать конфетку, несколько сахаринок (таблетки с высокой концентрацией сахара), или отрезать кусочек армейского хлеба (хлеб у них был твердый, очень вкусный, ароматный). При этом немец казался ребенку добрым. Бывали случаи, когда все жители деревни по приказу собирались в одном месте (на улице): немцы пытались что -то узнавать о партизанах, что -то требовали (из многих семей мужчины - взрослые и подростки были в партизанах). Однажды перед собравшимися на земле стоял пулемет. Повзрослев, можно было размышлять о том, как представители нации Шиллера, Гете могли посреди деревни на открытой поляне соорудить для себя туалет (большого размера), никак не прикрыв его от глаз людей, и пользоваться им в дневное время. Но это соответствовало известному
людям в оккупации изречению немцев: «русские свиньи». Иногда в деревне днем появлялись эсесовцы (в черной форме), влезали в подвалы, на чердаки, «искали» партизан. Даже детям понятна была бессмысленность мероприятия.
Обустраивались немцы основательно (до разгрома под Сталинградом). От границы с Латвией начали строительство шоссейной дороги. По нашим деревенским масштабам стройка была грандиозная. По дороге из школы (была открыта начальная школа) мы могли даже прокатиться в вагонетке по узкоколейной линии вдоль строящегося шоссе. Строили его латыши (латышская часть немецкой армии). Вдоль шоссе по обеим сторонам на значительном расстоянии от нее вырубили рощу. Это было обязательным правилом немцев на оккупированной территории (мера безопасности от партизан).
Существует и вопрос отношения населения с партизанами. Среди партизан были и такие, которых люди боялись. Один из них был известен в нашей округе деревень, партизанский командир, говорили - из Ленинграда, запомнился и мне (даже имя), со шрамом на лице (очень суровый).
Дети как-то не задумывались о том, что весь период оккупации совершенно не было сахара, соли, мыла, спичек, керосина. Огонь добывали первобытным способом, и это было даже интересно (надо найти подходящий камушек, железку). В темное время освещением была горящая лучина. Извечно простой вопрос для российской деревни - дрова, стал очень трудным. Кругом - лес, болото; летом сучьев можно набрать, а зимою -топор, пила, валенки одни кое-какие на всю семью; в деревне - старики, женщины и дети. Болото - рядом с деревней, но за горою, там - березы не толстые (береза в печке горит даже сырая, дает высокую температуру), ее надо было срубить и тащить в гору.
В таких условиях, при полном отсутствии какого-либо здравоохранения многие семьи страдали педикулезом, дети - кожными болезнями (некоторые могли избавиться от них только через многие годы). Постоянная тревога взрослых передавалась детям. До зимы 1943 г. уверенность в нашей Победе в деревне была у немногих. Партизаны бывали, но, как помнится, не убеждали. Впечатляющей была немецко-фашистская наглядная агитация. Например: плакат размером около 1 м2, отличная бумага, на нем: колхозник и колхозница, на их шеях - колода (в качестве хомута), с большим висячим замком; от нее веревки (вожжи) к плугу, который тащат эти двое; за плугом -Сталин с огромными черными усами и длинной плетью. Этот плакат кое у кого помещался в избе на стене на видном месте. Деревня бывала под обстрелами. С пограничного кордона несколько раз обстреливали из орудий («сорокапяток», это 45 мм диаметр снарядов, не крупные считаются). Почему? - Вероятно, мстили за партизан, а возможно, просто для развлечения (в разное время, неожиданно, летом и зимою, днем и ночью, куда попадет). Предполагали мы, что это делали латыши немецкой армии. Иногда они устраивали у себя танцы, на которые требовали прихода девушек из соседних деревень. Обстрелы деревни производились и стрелковым
оружием: устраивались засады для встречи появления партизан, при этом точно знали, когда и с какой стороны партизаны появятся (это работа осведомителей, возможно своих деревенских). В этом случае немцы (или латыши) стреляли, как нам казалось, и по бегущим людям, кое-кто попадал под пули, не успев укрыться в землянке.
Особый вопрос о школьном обучении. На территориях власти партизан восстанавливалось школьное обучение. Но осуществлялось это по-разному. В районах, где партизаны отвоевали территорию и органы советской власти еще не воссоздались, школы создавали партизаны, и они были необычны. В Инструкции по работе школ, за подписью Военного комиссара 3-й партизанской бригады имели Германа и Начальника политотдела бригады, указывалось, что задачей этих школ является: «помочь детям разобраться в происходящих событиях, дать им хотя бы элементарные знания и навыки». Кроме перечня тем уроков, предписывалось создать при школах пионерские отряды и «через комсомольскую организацию полка наладить военную подготовку» школьников: изучение винтовки и автомата, караульная служба, элементы строя, санитарное дело, на полтора месяца определялась тематика рассказов о Великой Отечественной войне. В дер. Шалаши Славковического района учительницей школы была партизанка-учительница этой довоенной школы. Такая форма школ обусловливалась военно-политическим положением: дети-школьники могли быть партизанами (неизвестно было, сколько еще времени продлится война и как может меняться положение в районе). В школу пришло 40 ребят. Открытие было праздничным: над школой вывешен красный флаг, украшен класс. В новый (1943-й) год в школе была устроена елка, с небольшим украшением. Угощением ребят были котлеты и ржаные пряники.
На территориях, подвластных оккупационным властям, предусматривалось и практиковалось начальное школьное обучение детей -без отечественной истории и литературы, с предметом «Закон Божий», с новым методом наказания провинившихся учеников - стояние у доски на коленях. Школы, как правило, работали в довоенных школьных помещениях; учителя, в основном, были прежние. Важнейшим атрибутом внешнего вида школы был на видном месте большой портрет Гитлера. Такие школы оккупационные власти создавали не везде, в зависимости от военнополитической ситуации. После разгрома немцев под Сталинградом эта практика была прекращена повсеместно.
В конце 1943 - начале 1944 гг. настроение людей менялось. Партизаны сообщали об обратном движении фронта - с Востока на Запад. Крепла надежда на освобождение, Победу. Ночами над нашей территорией стали пролетать наши самолеты для бомбардировок объектов в тылу немцев. Люди не спали. Мальчишки учились отличать наши самолеты от немецких по звуку моторов. Нередко слышались разрывы, в местах пожаров виделось краснеющее небо. (Такое небо, зарево, в разные периоды оккупации виделось и там, где немцы сжигали деревни. Трудное зрелище). В годы оккупации появилось и такое жуткое явление в зимние ночи - вой волков в округе
(выйдешь на крыльцо и слышишь). Были случаи появления их в деревне, подкопы под хлева и волчья расправа с животными (скот был далеко не у всех). Существовала опасность нападения волков и на людей. Это явление с волками психологически воспринималось как единое с войною, оккупацией.
Нашей деревне, и некоторым другим в округе, их жителям, повезло. Деревню не сожгли, погибли во время обстрелов единицы людей, в Германию людей у нас не угнали. Причины этому, вероятно, были две. Первая: деревня не была в зоне сосредоточения партизан; вторая: она была рядом с Латвией, это для немецкого командования имело важное значение. Условия жизни людей в соседних с нами районах Латвии были несравнимы с нашими. Когда нашим людям удавалось по разрешению немецкой комендатуры бывать там у родственников, они могли принести соль, сахар, спички, другие продукты (небольшое количество). Это была реализация политики руководства фашистской Германии на разделение народов СССР. Особое положение оккупированной Латвии характеризует и такой факт: во время
транспортировки детей из оккупированных районов в Германию (в том числе из Псковщины) на территории Латвии немцы, по просьбам латышей, оставляли им детей для работы в домашнем хозяйстве. (Некоторые из них, после освобождения советскими войсками, разными судьбами оказались в Западной Сибири). Бывали случаи и нелегального перехода нашими людьми границы (посещение родственников в Латвии), в том числе детьми.
Дети в оккупации не по возрасту взрослели (не физически). Кому удавалось потом учиться в вузах, немецкий язык, как правило, не изучали. Оккупация на детское сознание оказывала такое влияние, что потом забывается только в перерывы.
О подходе фронта партизаны предупредили, сказали: надо идти в лес, будут бои. Солнечным утром, в июле 1944г. услышали рокот мотора танка, молодые мужские голоса, вышли из леса. Заканчивалось освобождение Псковской земли.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Непокоренная земля Псковская. - Л., 1976.
2. Псковщина партизанская/составитель В.А. Акатов. - Лениздат, 1985.
3. Виноградов И.В. Партизанская война на Псковщине (1941 - 1944 гг.) - Псков,
1950.
4. Книга памяти. Псковская область. - Псков, 1993.
5. Псковская энциклопедия. - Псков, 2007.
© А.А. Алексеев, 2009