Научная статья на тему 'ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ БУХАРИИ И РУССКИЕ ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVII-XVIII ВЕКАХ'

ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ БУХАРИИ И РУССКИЕ ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVII-XVIII ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШАЯ БУХАРА / МАЛАЯ БУХАРА / ТОРГОВЛЯ / СИБИРЬ / УЗБЕКИ / ДЖУНГАРЫ / САРТЫ / УЙГУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Сергей Семенович

Автор изучает торговлю между странами Центральной и Средней Азии, и первыми русскими городами Западной Сибири в XVII-XVIII веках, главными действующими лицами которой были бухарцы. Их караваны, которые везли китайские и индийские ткани, фарфор, табак, чай, ревень, монеты из золота и серебра, лазурь и т.д., регулярно приходили в Тобольск, Тару, Тюмень, Томск. Купцы имели право свободно перемещаться по Сибири, обладали судебным иммунитетом. Существуют письменные материалы, как опубликованные, так и хранящиеся в архивах, которые свидетельствуют об ассортименте товаров и объемах продаж. На основании данных археологических раскопок автор пытается рассмотреть вопрос о местах выхода караванов. По его мнению, наиболее вероятными местами формирования караванов могли быть крупные города Большой Бухары и Малой Бухары. Из них караваны шли на север традиционными путями через Центральный Казахстан, или через Джунгарские ворота. Поскольку существуют некоторые особенности культуры населения Большой Бухары (узбеков) и Малой Бухары (уйгуров), автор полагает, что они могут быть индикаторами для определения городов, из которых караваны шли в Сибирь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT AND SMALL BUKHARIA AND RUSSIAN TOWNS OF WESTERN SIBERIA IN THE XVII-XVIII CENTURIES

The author studies trade between the countries of Central and Middle Asia, and the first Russian towns of Western Siberia in the XVII-XVIII centuries, the main characters of which were the Bukharians. Their caravans, which carried Chinese and Indian fabrics, porcelain, tobacco, tea, rhubarb, golden and silver coins, azure, etc., regularly came to Tobolsk, Tara, Tyumen, Tomsk. The merchants had the right to move freely in Siberia, and had judicial immunity. There are written materials, both published and archived, which indicate the range of goods and sales. The author is trying, on the basis of data from archaeological excavations, to consider the issue of caravan outlets. In his opinion, the most likely places for the formation of caravans could be the large cities of Great Bukhara and Small Bukhara. From them caravans went to the north in traditional ways through Central Kazakhstan, or through the Dzungarian Gate. Since there are some peculiarities of the culture of the population of Big Bukhara (Uzbeks) and Small Bukhara (Uigurs), the author believes that they can be indicators for identifying cities from which caravans went to Siberia.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ БУХАРИИ И РУССКИЕ ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVII-XVIII ВЕКАХ»

УДК 902/904

ВЕЛИКАЯ И МАЛАЯ БУХАРИИ И РУССКИЕ ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVN-XVШ ВЕКАХ

© 2018 г. С.С. Тихонов

Автор изучает торговлю между странами Центральной и Средней Азии, и первыми русскими городами Западной Сибири в ХУП-ХУШ веках, главными действующими лицами которой были бухарцы. Их караваны, которые везли китайские и индийские ткани, фарфор, табак, чай, ревень, монеты из золота и серебра, лазурь и т.д., регулярно приходили в Тобольск, Тару, Тюмень, Томск. Купцы имели право свободно перемещаться по Сибири, обладали судебным иммунитетом.

Существуют письменные материалы, как опубликованные, так и хранящиеся в архивах, которые свидетельствуют об ассортименте товаров и объемах продаж. На основании данных археологических раскопок автор пытается рассмотреть вопрос о местах выхода караванов. По его мнению, наиболее вероятными местами формирования караванов могли быть крупные города Большой Бухары и Малой Бухары. Из них караваны шли на север традиционными путями через Центральный Казахстан, или через Джунгарские ворота. Поскольку существуют некоторые особенности культуры населения Большой Бухары (узбеков) и Малой Бухары (уйгуров), автор полагает, что они могут быть индикаторами для определения городов, из которых караваны шли в Сибирь.

Ключевые слова: Большая Бухара; Малая Бухара, торговля, Сибирь, узбеки, джунгары, сарты, уйгуры.

Введение. Во время археологических исследований Тарской крепости (ныне г. Тара - районный центр Омской области, расположен на левом берегу Иртыша в 300 км севернее Омска), основанной на Иртыше близ устья р. Тара князем Андреем Елецким в 1594 г., были получены сведения, позволявшие поставить вопрос об изучении культуры сибирских бухарцев (тат. - Бухарлык, тадж. Бухорй, узб. -БихогоИк,) в XVII-XVIII веках. По-другому их называли сарты, уйгуры, узбеки (Ко-русенко, 2011, с. 19). Это были выходцы из Средней и Центральной Азии, пришедшие в Западную Сибирь с торговыми караванами, но по каким-то причинам не вернувшиеся на родину. Известно, что бухарцам было разрешено торговать с 1596 года в городах Тара, Тобольск, Тюмень, а позже и в Томске, где и сформировались Бухарские слободы.

Поиск материальных свидетельств присутствия бухарев в Таре стимулировал подготовку нескольких публикаций (Тихонов, 2015а, с. 49-410, Тихонов, 2015б, с. 411-413; Тихонов, 2016а, с. 32-8; Тихонов, 2016б, с. 160-164; Тихонов, 2016в, с. 440-442; Тихонов, 2017, с. 149-154) и, в конечном счете, идею о написании цельного исследования по культуре сибирских бухарцев, а также жителей Великой и Малой Бухарий XVII-XVIII веков.

В данной работе будет рассмотрен вопрос о возможных местах выходов торговых караванов, направлявшихся в сибирские города.

Проблема. Глобальная проблема, на решение которой направлена активность автора и его коллег - интеграция археологии и этнографии (Жук, Тихонов, Томилов, 2009, с. 79-25; Тихонов, 2005, с. 189-195), один из вариантов решения которой - изучение этнографо-археологических комплексов (ЭАК) и их компонентов (Тихонов, 2004, с. 56-61; Тихонов, 2006, с. 382-383).

Ее суть в том, что люди оставляют после себя материальные объекты и предметы, которые могут быть зафиксированы как археологами (на ранних этапах функционирования коллективов), так и этнографами (преимущественно поздние стадии и современность). Эти объекты и предметы, а также их описания, рисунки, устные рассказы и исторические предания о них и людях, их оставивших, являются источниками. Соответственно, имеются разные методики их поиска, сбора, изучения. Полагаю, что после разработки и апробации методологии и методик для всеобъемлющего восприятия и исследования источников специалистами разных дисциплин проблема будет решена.

Но, как система состоит из элементов, так и глобальная проблема являет собой совокупность проблем менее глобальных, но все-таки важных. В данном конкретном случае она состоит в изучении, типологии, классификации, культурной, хронологической, территориальной, этнической атрибуции предметов и объектов, из которых складывается комплекс находок Тарской крепости.

Сейчас мы может уверенно говорить, что кроме находок русского происхождения в Таре есть предметы западноевропейские (ткани, украшения, стеклянные изделия), китайские (фарфор, фаянс, ткани), среднеазиатские (ткани) (Татауров, Тихонов, Черная, 2016, с. 432-434; Татауров, Черная, Тихонов, 2017, с. 417-420).

Но есть и предметы, происходящие из Великой Бухарии и Малой Бухарии (Кашгарии), которые мы пока дифференцировать между собой не можем, относя их к среднеазиатским. Частичному решению этой проблемы - выявлению мест выхода караванов - и будет посвящена эта статья.

Методология. Для методологического обоснования работ этнографо-археологического характера есть несколько оснований:

• системный метод в варианте Л.Ф. Берталанфи для анализа компонентов культуры и взаимосвязей между ними;

• концепция саморазвивающихся систем Г. Хакена для выявления точек бифуркации и результатов сильных и слабых взаимодействий на нее;

• теорема Гёделя о неполноте, прямо обосновывающая необходимость использования данных смежных наук в аксиоматических дисциплинах;

• теория ветвящихся процессов А.Н. Колмогорова и его последователей для рассмотрения вероятности деградации систем (например, вырождения знатных родов) или их элементов в ходе исторического процесса.

Конечно, их полная адаптация для гуманитарных исследований далека от завершения, но работы в этом направлении идут (Тихонов, 2013а, с. 44-50). Для заявленной темы целесообразно использовать мир-системный подход И. Валлерстайна ^аЛег^ет, 1974; 1987, рр. 309-324; Тихонов, 2015в., с. 160-167). Согласно его концепции на разных этапах развития существуют мини-системы (для первобытности), мир-экономики (для сложных аграрных обществ) и мир-империи - политически объединенные единицы с центром, полупериферией и периферией, взимающие дань с провинций и колоний.

В нашем случае значимы две системы: Русское царство - Сибирь, где совершенно очевидно, что есть центр и что есть периферия в общем, и чем является Тарская крепость по отношению к Москве, в частности. Полупериферией здесь могут быть развитые города к востоку от коренных земель Русского царства, например - Казань. Отношения между ними определены: центр получает необходимые ему ресурсы, скажем, пушнину, в ХУШ веке - металлы, и за это обеспечивает окраину необходимым: порохом, оружием, хлебом, тканями, людьми, предметами роскоши и т.д.

Другая система: Великая Бухария - сибирские города Тара, Тобольск, Тюмень и, впослед-ствие, Томск. Понятно, что Большая Бухария - центр, города Сибири по отношению к ней - периферия. Что здесь будет полупериферией сказать трудно: возможно, Малая Бухария, или же разные группы кочевников, которых называли киргис-кайсаки, каменные (дикокаменные) киргизы, джун-гары или еще как-нибудь. Отношения центра и периферии второй системы тоже определены: богатое и сильное южное государство по традиции торгует с дальними землями, получая с этого хорошую прибыль. Сибирские города, несмотря на всю их местную значимость, по сравнению с центром малы и слабы. Этот постулат необходимо учитывать при анализе отношений центр-периферия в треугольнике Бухара - Москва - Тара.

Вторым методологическим основанием работы является концепция исследований ЭАК и его компонентов (Тихонов, 2004, с. 56-61; 2005, с. 189-195; 2006, с. 382-383), одним из которых являются предметы (оружие, орудия труда, украшения, посуда, ткани и прочее). Они обеспечивают или облегчают жизнедеятельность человека, люди, пользующиеся ими, считают их нужными, престижными, модными и т.д. Предметный комплекс может быть многоэтничным/поликультурным и специфичным по происхождению и формированию. Он существует в течение какого-то хронологического промежутка. Следовательно, его можно дифференцировать по времени, территории, этническим и культурным особенностям. Это позволяет проводить надежные аналогии с другими ЭАК.

Методика. Методика сопоставлений комплексов специалистам хорошо известна. Она восходит к типологическому методу Густава Оскара Монтелиуса (МоШ;еПш, 1903-23), известному чаще всего либо из лекций по археологии, либо из работы Л.С. Клейна (Клейн 2011, с. 448-451). Она была адаптирована для выявления инородных компонентов в однокультурной среде и изложена Ю.В. Трофимовым в кандидатской диссертации (Трофимов, 2004).

Применительно к комплексу бухарцев она выглядит следующим образом: рассмотрение истории изучения вопроса, выявление мест выхода караванов из Бухарии в Сибирь, проведение раскопок в начальных и конечных пунктах следования караванов, сравнение предметов, полученных при раскопках и выделение бухарского комплекса в сибирских городах, рассмотрение караванных дорог и т.д. По мере выполнения работ какие-то части научного алгоритма становятся завершенными. Пока же решается вопрос о месте выхода караванов.

Источники письменные. Известно, что сибирские власти обязаны были расспрашивать купцов и послов, прибывавших в русские города в конце XVI - первой половине XVII века о дорогах, о здоровье правителей и т.д. Существовали и «казацкие скаски» о походах в южные земли. Поэтому сибирская администрация имела некоторые представления о южных государствах, хотя бы и не из первых рук. Но эти данные я пока не изучил. Насколько я знаю, первые достоверные сведения о Малой Бухарии, побывав там, получил посланник в Китай Ф.И. Байков. Он несколько месяцев в конце 1655 - начале 1656 гг. зимовал в этих землях (Байков, 1788, с. 124-125).

Наличие письменных, в том числе и картографических, сведений о Бухарии подтверждают чертежи С.У. Ремезова, созданные им в Москве на основе архивных материалах Сибирского приказа в конце XVII-XVIII веков (Ремезов, 2003, рис. 42, 44; 2011, рис. 162а). На листе 42 показаны реки Аму-Дарья и Сыр-Дарья, Аральское море, города Великой Бухарии (Бухарского ханства) Бухара, Ургенч, Балх и т.д. В левой части фрагмента чертежа находится область Кашкар (Кашгар) и некоторые города. Отрадно, что показаны и пути между ними (рис. 1-1). На листе 44 показана та же самая территория, те же населенные пункты, но в Малой Бухаре показаны калмыцкие кочевья (рис. 1-2). На листе 162а ситуация показана несколько иная: отмечены территории Бухарского ханства и кочевья казахов (рис. 1-3).

Чертежи непривычны глазу современного человека и требуют особого анализа с использование крупномасштабных карт. Но после проведенных работ они становятся совершенно ясными и понятными, в чем я уже убеждался (Тихонов, 2013б, с. 52-56; 2014, с. 6-11).

В 1734 г. академик Г.Ф. Миллер начал свое десятилетнее путешествие по Сибири. В приказных избах сибирских городов он снял множество копий с документоа, на их основе написал солидную работу «Известия о песошном золоте в Бухарии...» (Миллер, 2005, с. 472-507), где описал не только деятельность русских по изучению Бухарии, но и географию Бухарского ханства и Кашга-рии, и золотоносные реки близ Эркети (современный Яркенд) (Миллер, 2005, с. 473-479).

Русский писатель, чиновник, историк М.Д. Чулков, бывший в 1770-х годах на службе в Ком-мерц-коллегии, имел доступ ко многим документам по торговле, прежде всего к законодательным актам и договорам, как действовавшим, так и хранившимся в архиве учреждения. Обобщив материалы, он создал многотомное «Историческое описание Российской коммерции ...», в том числе описал и торговлю с Бухарой через Оренбург (Чулков, 1785а, с. 4-12, 17, 20, 30-31, 48, 75) и через сибирские города (Чулков, 1785б, с. 4-7, 15-19, 27-5, 44-60).

В последующие десятилетия посещение русскими Малой Бухары было запрещено, и только Ч.Ч. Валиханов, прибыв в Кашгарию под видом купца с торговым караваном, сумел там прожить около года (1858-1859), и привезти ценнейшие сведения по истории и географии этой территории (Валиханов, 1904а, с. 41-78; 1904б, с.79-150; 1904в, с. 449-484).

Г.Н. Потанин, тщательно изучивших архив Областного правления сибирских киргизов в Омске в 1868 г. подготовил солидный труд «О караванной торговле. (Потанин, 2005, с. 7-58). Из ученых XIX века Кашгарию подробно описал еще и А.Н. Куропаткин (1879).

Что касается Большой Бухары (Бухарского ханства), то путь к ней и обратно хоть и был длинным и опасным, но русские, начиная с петровских времен, бывали здесь регулярно (Ханыков, 1843). Во второй половине XIX века среднеазиатские ханства вошли в состав Российской империи.

В годы Советской власти существовала установка: подготовить истории народов союзных республик, поэтому изучение Средней Азии шло целенаправленно, и были подготовлены работы фундаментального фарактера, основанные как на данных письменных источников, так и вещественных (История народов Узбекистана, 1947; История Узбекской ССР, 1955; Средняя Азия и Дальний Восток., 1999).

Что касается Малой Бухары или Кашгарии, то она вошла в состав Китайского государства как провинция Нан-лу, и отечественные ученые не имели возможности работать на этой территории.

Источники археологические. Археологические материалы среднеазиатского происхождения найдены в Таре в ходе раскопок 2007-2018 годов (руководитель проекта С.Ф. Татауров) на терри-

тории острога и посада Тарской крепости. В целом, она совпадает с современной площадью Ленина в историческом центре Тары, на которой расположены административные здания, учреждения культуры, торговли и т.д. К сожалению, пока не найдено место, где располагались «юрты приезжих бухарев». Судя по данным письменных источников, они стояли на правом берегу р. Аркарка, чуть ниже крепости (Тихонов, 2016а, с. 32-38; 2017, с. 149-154). Однако, в последние два года из-за высокого уровня разлива Иртыша этот берег недоступен для исследования. Возможно, и то, что на месте юрт находится автодром, серьезно затруднит работы. Но, так или иначе, некоторые среднеазиатские материалы в Таре получены, хотя их пока их не с чем сравнивать, поскольку современные материалы раскопок поздних памятников археологов Китая и Узбекистана мне практически неизвестны. Надеюсь, что эта лакуна со временем будет заполнена.

Обсуждение. Рассмотрим города Сибири, Малой и Большой Бухарии.

Сибирские города Тобольск - Тюмень - Тара образуют треугольник с вершиной в Тобольске на устье Тобола со сторонами, направленными по рекам Тобол и Тура на юго-запад в Тюмень, находящейся примерно в 200 км от Тобольска, и на юго-восток по Иртышу в Тару, лежащую приблизительно в 400 км от Тобольска. Расстояние между Тарой и Тюменью около 500 км по прямой. Именно в этот район и прибывали караваны из Бухарии. От Тобольска до Бухары по прямой линии чуть больше 2000 км, а до Яркенда - 2200 км. Это соответствовало двух-двух с половиной месячному переходу каравана. Расстояние между сибирскими городами можно было преодолеть за одну-две недели. То есть, по сравнению с большим расстоянием из Бухары и Яркенда сибирские города лежали компактно.

Предположу, что по какой-то причине властители Бухары и ее религиозные лидеры обращали особое внимание на эти земли. Например, Н.Ф. Катанов опубликовал две рукописи о походе сюда учеников Бахауддина Накшбанди, для распространения ислама (Катанов, 1903, с. 133-146). Этот сюжет хорошо известен специалистам. В принципе, если бы была возможность изучить археологически астана святых, расположенных по Иртышу выше Тобольска, то письменный источник приобрел бы и материальное подтверждение. Но почему-то именно в район устья Тобола, в далекий край, из Бухары отравились 366 шейхов, из которых почти 300 погибли, и были похоронены по берегам Иртыша. До сих пор их могилы являются святыми для татар.

Именно здесь стояли столицы властителей Сибири: Чинги-Тура на месте которой появилась русская Тюмень. Столицей хана Кучума стал Кашлык, неподалеку от которого русские возвели Тобольск. Что касается Тары, то пока материалы, свидетельствующие о наличии татарской дорус-ской крепости здесь, не найдены. Однако, есть кратчайшее упоминание Г.Ф. Миллера о городе Ялом, предположительно в районе Тары.

На далекий тобольский север в столицу Кучума из Ургенча прибыл известный Дин Али ходжи, за которого хан Кучум отдал свою дочь, и их потомки до сих пор живут в Сибири.

Вероятно, эта территория была значима для правителей, религиозных деятелей и купцов Бухары. Может быть, прав был Ш. Марджани, слова которого привел Хади Атласи: «Пятый сын Джучи хана Шайбан хан жил в двенадцати километрах от Тобола, в стольном городе детей своих -Сибири, последним названием которого был Искер» (Хади Атласи, эл. ресурс). Тем более, что этот район был богат пушниной. И тогда можно предположить, что именно место, освященное внуком «Покорителя вселенной», делало его сакральным в плане идеологии, а природные богатства привлекали в плане материальном.

Итак, места прихода бухарских караванов известны, другое дело, что найти конкретную точку их базирования пока не удалось. Что касается мест выхода, то речь может идти о двух удаленных друг от друга регионах, населенных разными народами, имевшими собственные религии, и платившие дань разным владыкам, что и будет показано в компиляции, основанной на вышеописанных мной источниках.

Большая Бухара, иначе Бухарское ханство (примерно с середины XIX века доминирующими становятся топонимы «Русский Туркестан», «Западный Туркестан») было заселено узбеками, исповедовавшими ислам, причем в Х1У-ХУ1 веках Бухара и Самарканд были средоточием религиозной учености. Бухарские земли, которые арабы называли «Маверанахр», лежали по рекам Аму-Дарья и Сыр-Дарья. «Мавераннахр» (дореволюционном написании - «Маврель-нагр») является калькой с древнеперсидского: «*рага-» '(противоположный) берег' + «гаШаЬ-» 'река'. Главные города ханства - Бухара, Хива, Балх, Фергана, Самарканд, Туркестан, Коканд и другие. Ханство гра-

ничило с Персией, а владения Великого Могола, по представлениям русских XVIII века, были неподалеку.

Бухарские купцы традиционно торговали во владениях Великого Могола, в Персии и Сибири. Правящая династия в XVI веке - Шейбаниды, завоевавшие земли Тимуридов. В XVII - первой половине XVIII века этими землями правили Аштарханиды (астраханские Джучиды), а с середины XVIII века - узбеки из династии Мангытов.

При постройке Оренбурга на месте слияния Яика и Ори (ныне - Орск) в 1734 году статский советник И.И. Кириллов, руководивший Оренбургской экспедицией, писал о новом городе Абулхаир-хану (Младший жуз), а тот гарантировал неприкосновенность купцов. С тех пор торговцы из Бухары, Ташкента, Хивы и даже Кашгарии стали нередкими гостями на оренбургских торгах. Вероятно, торговле способствовало и то обстоятельство, что караванный путь до Оренбурга составлял всего 40 дней. Купцы привозили золото и серебро в индийских, персидских и бухарских монетах, ткани простые бумажные, полушелковые парчи, занавеси, черные и серенькие овчины (бухарские), ляпис лазурь (лазурный камень, лазурит), индийские кисеи, шелковые и полушелковые парчицы. Логично предположить, что в Сибирь эти товары стали поступать в меньшем количестве или вообще не приходили.

Малая Бухара, иначе Кашгария, Алтышара, Нан-лу, Восточный Туркестан, была 1758-1764 годах завоевана Китаем. С трех сторон вокруг ее шести главных городов - Яркенд, Кашгар, Аксу, Янисар, Хотан, Уш-Турфан - были горы, окружавшие пустыню Такла-Макан. Сами же города, и окружавшие их мелкие селения, находились в предгорьях.

Местные купцы торговали в Китае, на Тибете, с тангутами, калмыками и монголами. Жители Малой Бухарии говорили на уйгурском языке, формально приняли ислам, но не все знали кто такой пророк Магомет, свадьбы и похороны проводили по шаманскому обряду, но если находили знатока ислама, то он читал религиозные тексты.

Попытку привнести ислам в первой трети XVII века предпринял Махтуми-Азям, потомок Пророка из колена Имама Ризы. Его деятельность была плодотворна, а после его смерти дело продолжили его сыновья Имам-Калян и Исаак-Вали. К сожалению, их адепты начали религиозную вражду. Дело закончилось вмешательством джунгарского контайши Галдана, который в 1678 г. покорил Кашгарию. Менее чем чрез 100 лет после разгрома джунгар землями Кашгарии овладели китайцы.

Купцы торговали китайскими тканями и посудой, гашишем, чаем, ревенем, конями рабами.

Заключение. Торговля с Бухарой досталась русским в Сибири в «наследство» от Кучума. Предположу, что путь до сибирских городов был тяжел, поэтому целесообразно было ходить крупными караванами. Например, караван, с которым шел Ч.Ч. Валиханов, состоял из 60 с лишним верблюдов, нескольких десятков коней, караванщики покупали сотнями овец для еды и продажи. Был также опытный караван-баши, которому подчинялись все купцы и их работники. Такие караваны целесообразно было составлять в наиболее крупных городах, таких как Яркенд и Кашгар в Малой Бухарии, Бухара, Хива и Самарканд в Большой Бухарии, что не исключало участия в торговом предприятии купцов из других городов. Но, в первую очередь, необходимо изучить поздне-средневековые материалы именно этих городов.

Надо полагать, что караваны шли традиционными путями. Из средеазиатских городов целесообразно было выходить в Сары-Арку к верховьям Ишима, и далее к Тобольску. Из Кашгарии караваны шли через Джунгарские ворота и озеро Алаколь, часто упоминаемое, далее через озера Зай-сан, Ямыш (где были торги) на север.

Прибывших в Сибирь купцов и их персонал русские называли «бухарцы». Однако, использование этнонима «узбек» свидетельствовало о прибытии каравана из Бухарского ханства. Уйгурами русские называли жителей Восточного Туркестана, однако сами себя они именовали по месту проживания: кашкарлык, аксулык и т.д. Сарты - это не этноним. Так называли купцов, чаще всего иранского происхождения - таджиков, но иногда и всех купцов подряд.

Судя по списку, привозимые товары, за исключением китайской посуды, были органические, поэтому, после продажи вероятность их откладывания в культурном слое русского города была невелика. Однако, могли сохраниться предметы домашнего или походного обихода в местах постоянного проживания караванщиков в сибирских городах, изучение которых планируется в будущем.

Рис. 1. Великая и Малая Бухария на чертежах С.У. Ремезова 1-1 - «Чертеж всей земли безводной и малопроходимой каменной степи» (фрагмент)

(Ремезов, 2003, рис. 42). 1-2 - «Чертеж всех сибирских градов и земель» (фрагмент) (Ремезов, 2003, рис. 44) 1-3 - фрагмент листа 162а «Хорографической книги...» (Ремезов, 2011, рис. 162а)

ЛИТЕРАТУРА

1. Байков Ф.И. Путешествие Российского посланника Федора Исааковича Байкова в Китай // Древняя Российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся, издаваемая Николаем Новиковым Ч. IV. М.: в типографии компании типографической. 1788. С. 120-142.

2. Валиханов Ч.Ч. Очерки Джунгарии // Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова / Записки ИРГО по отделению этнографии. Т. XXIX. СПб., типография Главного управления уделов. 1904а. С. 41-78.

3. Валиханов Ч.Ч. О состоянии Алтышара или шести восточных городов провинции Нан-лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 году // Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова / Записки ИРГО по отделению этнографии. Т. XXIX. СПб., типография Главного управления уделов. 1904б. С.79-150.

4. Валиханов Ч.Ч. Выписка из отчета о путешествии в Кашгар поручика Валиханова // Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова / Записки ИРГО по отделению этнографии. Т. XXIX. СПб., типография Главного управления уделов. 1904 г. С. 449-484.

5. Жук А.В., Тихонов С.С., Томилов Н.А. Введение в этноархеологию. Учебное пособие для студентов исторических факультетов высших учебных заведений // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Т. 11. Омск: Издательский дом «Наука», 2009. С. 79-125.

6. История народов Узбекистана. Том 2. От образования государства Шейбанидов до Октябрьской Революции Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1947. 514 с.

7. История Узбекской ССР. Т. 1, кн. 1: До середины XVIII в. 2-е изд., испр. Ташкент: Изд-во Акад. наук УзССР, 1955. 480 с.

8. Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири» // Ученые записки Казанского университета. Вып. 12, Казань, 1903. С. 133-146.

9. Клейн Л.С. История археологической мысли в 2-х томах. Т. 1. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 668 с.

10. Корусенко С.Н. Сибирские бухарцы в начале XVIII века. Омск: Издат. дом «Наука», 2011. 248 с.

11. Куропаткин А.Н. Кашгария. Историко-географический очерк страны, ее военные силы, промышленность, торговля. СПб.: типогр. В.С. Балашова, 1879. 443 с.

12. Миллер Г.Ф. Известия о песошном золоте в Бухарии, о чиненных для оного отправлениях и о строении крепостей при реке Иртыше, которым имена: Омская, Железенская, Ямышевская, Семипалатная // Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. III. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. С. 472507.

13. Потанин Г.Н. О караванной торговле с Джунгарский Бухарией в XVIII столетии // Потанин Г.Н. Избранные сочинения в трех томах. Том 3. Труды по истории, этнографии и фольклору. Павлодар: ООО НПФ «ЭКО», 2005. С. 9-58.

14. [Ремезов С.У.] Хорографическая чертежная книга Сибири Семена Ульяновича Ремезова. Тобольск: Обществ. благотворит. фонд «Возрождение Тобольска», 2011. 690 с.

15. [Ремезов С.У.] Чертежная книга Сибири: Сост. тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году: [В 2 т.]. Федер. служба геодезии и картографии России, Обществ. фонд «Возрождение Тобольска». 2003. 176 с.

16. Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья. Средняя Азия в раннем средневековье. / Серия «Археология». М.: Наука, 1999. 378 с.

17. Татауров С.Ф., Тихонов С.С., Черная М.П. Итоги раскопок исторического центра города Тары в 2016 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, Издательство ИАЭТ СО РАН, 2016. Т. 22. С. 432-434.

18. Татауров С.Ф., Чёрная М.П., Тихонов С.С. Некоторые итоги раскопок Тарской крепости (по материалам 2007-2017 годов) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, Издательство ИАЭТ СО РАН, 2017. Т. 23. № 1. С. 417-420.

19. Тихонов С.С. Компоненты этнографо-археологического комплекса // Интеграция археологических и этнографических исследований. Алматы; Омск, издательский дои «Наука», 2004. С. 56-61.

20. Тихонов С.С. Интеграция археологии и этнографии: практика и парадоксы применения // Культуры и народы Западной Сибири в контексте междисциплинарного изучения. Томск, ТГУ, 2005. С. 189-195.

21. Тихонов С.С. Этнографо-археологические комплексы народов Сибири и проблемы их // Современные проблемы археологии России. Материалы Всероссийского археологического съезда. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН 2006. С. 382-383.

22. Тихонов С.С. Об археолого-этнографической интеграции и ее методологическом обеспечении // Культурологические исследования в Сибири. 2013а, № 1. С. 44-50.

23. Тихонов С.С. Карты С.У. Ремезова в археолого-этнографических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. История. 2013б. № 3 (23). С. 52-56.

24. Тихонов С.С. Чертежи С.У. Ремезова и изучение ханства Кучума (на примере «Хорографической книги» // История, экономика и культура чредневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Ма-

териалы II Всероссийской научной конференции. Курган, Курганский государственный университет, 2014. С. 6-11.

25. Тихонов С.С.К вопросу о микротопонимике малого сибирского города и глубине исторической памяти его населения (по материалам города Тары, Омская область) // Третьи Ядринцевские чтения. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Омска. Омск, БУК Омской области «Омский государственный историко-краеведческий музей», 2015а. С. 409-410.

26. Тихонов С.С. К вопросу о месте расположения Бухарскй слободы Тарской крепости (исторические районы и топонимы города Тары) // Третьи Ядринцевские чтения материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Омска. Омск, БУК Омской области «Омский государственный историко-краеведческий музей», 2015б. С. 2015. С. 411-413.

27. Тихонов С.С. История сибирских татар и мир-системный подход // Сибирский сборник. Курган, Курганский государственный университет, 2015в. С. 160-167.

28. Тихонов С.С. Бухарская слобода Тарской крепость: исследования топографии и исторических районов города // Средневековые тюрко-татарские государства. 2016а. № 8. С. 32-38.

29. Тихонов С.С. Бухарцы в Тарском Прииртышье в конце XVI - начале XVIII в. // Экология древних и традиционных обществ. Материалы V Международной научной конференции. Тюмень, Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2016б. С. 160-164.

30. Тихонов С.С. Исследования микротопографии Тарской крепости и ее окрестностей в 2016 г. // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016в. Т. XXII. С. 440-442.

31. Тихонов С.С. Бухарские татары и поиск материальных свидетельств их пребывания в Срднем Прииртышье // Средневековые тюрко-татарские государства. 2017. № 9. С. 149-154.

32. Трофимов Ю.В. Контакты древнего населения Западной Сибири по археологическим материалам : Исследования отечественных ученых 1920-1970-х гг. Омск, 2004 // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. http://www.dissercat.com/content/kontakty-drevnego-naseleniya-zapadnoi-sibiri-po-arkheolo-gicheskim-materialam-issledovaniya-o#ixzz5ThmNQdlZ

33. Хади Атласи. История Сибири. http://protatar.narod.ru/Kitaplar/HadiAtlasi/ SibHis6.html#06

34. Хади Атласи. История Сибири. http://kitap.net.ru/atlasi-sibhis9.php

35. Ханыков Н.В. Описание Бухарского ханства. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1843. 282 с. 3 л. ил., карт. 23.

36. Чулков М.В. О торговле в Хиву, в Бухару, в Индию и со степными народами через Оренбург // Историческое описание Российской коммерции при всех портах и границах от древних времен и до настоящего. Т. II, кн. III. М.: в университетской типографии у Н. Новикова, 1785а. С. 3-265.

37. Чулков М.В. О сибирских торгах и товарах вообще // Историческое описание Российской коммерции при всех портах и границах от древних времен и до настоящего. Т. III, кн. I. М.: в университетской типографии у Н. Новикова, 1785б.С. 1-405.

38. Montelius O. Die älteren Kulturperioden im Orient und in Europa, v. 1-2, Stockh., 1903-23.

39. Wallerstein I. The Modem World-System. Vol. 1. Capitalist Agriculture and the Origene of the European World-Economy in the sixteen century. New York-London: Academic Press, 1974. 410 c.

40. Wallerstein I. World-System analysis // Social theory today / Ed. by A. Giddens& J. Y. Turner. Cambridge: Polity Press, 1987. Рр. 309-324.

Список сокращений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Записки ИРГО по отделению этнографии - Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии

S.S. Tikhonov

GREAT AND SMALL BUKHARIA AND RUSSIAN TOWNS OF WESTERN SIBERIA IN THE XVII-XVIII CENTURIES

The author studies trade between the countries of Central and Middle Asia, and the first Russian towns of Western Siberia in the XVII-XVIII centuries, the main characters of which were the Bukharians. Their caravans, which carried Chinese and Indian fabrics, porcelain, tobacco, tea, rhubarb, golden and silver coins, azure, etc., regularly came to Tobolsk, Tara, Tyumen, Tomsk. The merchants had the right to move freely in Siberia, and had judicial immunity. There are written materials, both published and archived, which indicate the range of goods and sales. The author is trying, on the basis of data from archaeological excavations, to consider the issue of caravan outlets. In his opinion, the most likely places for the formation of caravans could be the large cities of Great Bukhara and Small

Bukhara. From them caravans went to the north in traditional ways through Central Kazakhstan, or through the Dzungarian Gate. Since there are some peculiarities of the culture of the population of Big Bukhara (Uzbeks) and Small Bukhara (Uigurs), the author believes that they can be indicators for identifying cities from which caravans went to Siberia.

Keywords: Great Bukhara; Small Bukhara, trade, Siberia, uzbeks, jungars, sarts, yigurs.

Сведения об авторе:

Тихонов Сергей Семенович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Омская лаборатория археологии, этнографии и музееведения, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Омск); semchi957@gmail.com

Tikhonov Sergey S. - Candidate of Historical Sciences, Senior staff scientist, Omsk laboratory of Archaeology, ethnography, museology, Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IAET SB RAS) (Omsk).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.