Научная статья на тему 'ВЕЛИКАЯ АЛБАНИЯ?'

ВЕЛИКАЯ АЛБАНИЯ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКАЯ АЛБАНИЯ?»

Т.ДЖУДА1 ВЕЛИКАЯ АЛБАНИЯ?

(Реферат) JUDAH TIM

Greater Albania? // Survival. - L., 2001. - Vol. 43, № 2. - P.7-18.

Большинство западных обозревателей уверены в существовании албанского национализма. Они полагают, как пишет автор, что он пришел на смену сербскому национализму и является серьезной угрозой для стабильности на Балканах. Несомненно, националисты существуют. Они стремятся объединить независимое в будущем Косово с Албанией, сократив долю сербского, черногорского и македонского населения, и создать Великую Албанию. Однако, по мнению автора, причин для беспокойства по поводу мощи албанского национализма значительно меньше, чем может показаться на первый взгляд.

Албания в ее нынешнем виде появилась после Балканских войн 1912 и 1913 гг. Проблема албанцев заключалась в том, что их значительная часть осталась за пределами нового государства. Больше всего албанцев было в Косове, некоторые остались в Северной Греции, Черногории и Западной Македонии. В период мировых войн у нищего албанского государства не было возможности заботиться об албанцах, находящихся за границей. В послевоенные годы многие надеялись, что в скором времени появится некая форма федерации, которая решит проблему албанцев, разделенных между Югославией и Албанией. Но этому не суждено было случиться. В 1948 г. произошел раскол между Югославией и СССР, и албанские албанцы остались в пределах закрытого государства Энвера Ходжи.

1 Джуда Тим - внештатный корреспондент в Лондоне, эксперт по Балканам.

Казалось бы, сейчас, когда отступила угроза сербского национализма, настало самое подходящее время для создания Великой Албании. Но ни одна из господствующих албанских политических партий публично не поддерживает этой идеи. Когда из-за войны в Косове в марте 1999 г. почти полмиллиона косовских албанцев вынуждены были бежать в Албанию, они были поражены бедностью и размахом коррупции на родине. К тому же, в самой Албании албанцев скорее занимает проблема собственного благосостояния, нежели территориальный вопрос.

В Югославии же в период Второй мировой войны югославские албанцы активно сопротивлялись югославским партизанам, которых они связывали со «славянским коммунизмом», и в силу этого играли незначительную политическую роль. Только с середины 60-х годов албанизация в Косове стала стремительно набирать темп. Юго-славская Конституция 1974 г. предоставила автономию сербской косовской области, которая стала впоследствии центром албанской жизни. Албанцы не стремились к расколу Косова, их цель заключалась в достижении статуса республики, подобно Хорватии или Словении, и стремлении приобрести полную независимость. Большинство албанского населения Югославии не стремилось создать Великую Албанию. Скорее многие из них просто идеализировали закрытую тогда родину. К тому же, те немногие югославские албанцы, кто возвращался в Албанию, старались воздерживаться от комментариев о чрезвычайной бедности и диктатуре в стране. В период с 60-х до 80-х годов малочисленные незаконные албанские группировки, породившие в конечном счете Освободительную армию Косова (ОАК), считали единственно выгодным способом выражения национализма крайний марксизм-ленинизм, бескомпромиссный же национализм в то время воспринимался отрицательно, так как напоминал об албанском фашизме военных лет. Однако возможность создания паналбанского государства обсуждалась в академических кругах югославских албанцев, но широкой огласки не получила.

Но несмотря ни на что партизанские отряды на территории Югославии существуют. Одна из таких организаций - это Освободительная армия Прешева, Медведжи, Буяноваца (ОАПМБ) - от названий трех районов южной Сербии, где живут приблизительно 100 тыс. албанцев. Существует точка зрения, свойственная в основном иностранным специалистам, что США финансировали и обучали ОАПМБ. Это наталкивает на мысль, что бывшая Освободительная армия Косова (ОАК), уверенная в безоговорочной поддержке со стороны Запада, решила воссоз-

дать партизанскую силу и проводить в жизнь ирредентистские требования. Помощь со стороны Запада скорее объясняется тем, что американцы стремились дестабилизировать Балканы и ускорить таким образом процесс свержения Слободана Милошевича. Но по достижении цели политика Запада резко переменилась. Основной задачей теперь стало поддержание демократических сил в Белграде. И ОАПМБ была вовлечена в мирные переговоры с сербами. Для сокращения передвижения потока оружия между Национальной освободительной армией (НОА) в Македонии и ОАПМБ и предотвращения любых попыток объединения этих групп югославская армия была направлена на границу с Македонией.

Что же касается Македонии, то, согласно переписи населения 1994 г., четверть ее населения - этнические албанцы. Они живут, главным образом, в столице - Скопье, остальные же - это македонские славяне. Последние всегда опасались этнического раскола, союза албанской части населения с Косовом или объединения в Великую Албанию. Но, несмотря на частые волнения и аресты албанцев, отношения между двумя этносами никогда не переходили на уровень подсознательной ненависти друг к другу. Тем не менее, албанцы продолжают считать себя второразрядными гражданами. Этническая албанская партия представлена в парламенте с 1990 г., а политический вес приобрела лишь к 1998 г. Изменения наступили после выборов в ноябре 2000 г., когда Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ) вступила в коалиционное правительство с одной из двух националистических этнических албанских партий Македонии - Демократической партией албанцев (ДПА), возглавляемой Арбеном Джафери. До этого момента ВМРО-ДПМНЕ считала албанцев смертельной угрозой. С точки зрения же ведущих членов ДПА, сотрудничество с правительством - это единственно возможный способ достижения политического согласия.

Далеко не все албанцы симпатизируют НОА. В близлежащих к Тетову деревнях после неудавшегося наступления НОА в марте 2000 г. многие жители были напуганы партизанами. Разумеется, албанцы разделяют идею достижения равенства для албанцев в Македонии, но никто не приветствовал появление ОАК в Косове в начале 1998 г. Вероятнее всего НОА была создана вовсе не идеологами Великой Албании, а скорее проигравшими после депортации Милошевича, теми, кто не сумел понять, что изменение режима повлекло за собой и изменение албанского

сценария на Балканах. Многие из основателей ОАК, подобно Шале, в 80-х годах являлись членами Народного движения Косова (НДК). В свою очередь, ключевыми фигурами НДК были македонские албанцы. Прежние члены НДК, такие как Шала, играли ключевую роль в создании ОАПМБ и НОА. Политический лидер НОА - Али Ахмети, македонский албанец, помогал организовать материально-техническое снабжение ОАК в период войны. По окончании войны он и другие члены НДК агитировали за развязывание нового конфликта, теперь в Македонии. Спровоцированная албанцами война в Македонии, возникшая вслед за этнической чисткой сербов в Косове, представила Косово как дестабилизирующую силу на Балканах и усилила доводы против независимости. Хотя многие и предполагают, что американцы умышленно не препятствовали передвижению оружия и партизанских отрядов в Македонию, доказательств этого нет. Как бы там ни было, в результате столкновений в Македонии вероятность приобретения Косовом независимости в ближайшее время стала маловероятной. Переговоры же о будущем Македонии начались по инициативе ЕС, подписавшего Стабилизационное соглашение и Соглашение об объединении с Македонией.

Несмотря на нестабильную ситуацию в Македонии, все же основной проблемой Балкан остается Косово. Чтобы подготовить почву для будущей «существенной» автономии Косова в пределах Югославии, в область, по решению Совета Безопасности ООН, была направлена администрация ООН. После всеобщих выборов в Черногории, которые прошли 22 апреля 2001 г. и были выиграны коалицией Черногории, выступающей за независимость, остается неясным, будет ли сохранена целостность Федеративной Республики Югославия после лета 2001 г. Измененный статус Косова потребовал бы нового решения от Совета Безопасности ООН.

Пока же в Албании повсюду идет строительство. Экономические показатели неуклонно растут. Согласно данным МВФ в 1999 г., экономический рост Албании составил 7,2% годовых. Население Албании прекрасно осознает, что новые войны на Балканах могут подвергнуть опасности экономический рост и процветание государства. Из-за конфликта в Македонии албанское правительство пригласило главных албанских лидеров на паналбанскую встречу и потребовало от них прекращения экстремистских действий. Защита албанцев вне Албании заключается, главным образом, в защите прав человека. Албанский премьер-министр Илир Мета заявил на конференции в Афинах, прошедшей 4 апреля 2001

г., что идеи или плана Великой Албании для Албании не существует. Албанское правительство также попросило НАТО об оказании помощи при охране границ государства и защите территории от ее использования НОА для проникновения в Македонию.

Среди лидирующих партий Албании не существует той, которая призывает к созданию Великой Албании. Большинство албанцев просто хотят, чтобы их страна была процветающим государством. Когда министр юстиции Албании Арбен Имами, представляющий партию меньшинства, заявил, что выступает за союз с Косовом, он был резко осужден доминирующей Социалистической партией. Даже Сали Бериша, прежний президент Албании, который время от времени разыгрывал националистическую карту, не упоминал об идее Великой Албании.

В Косове, Македонии, в меньший степени в Южной Сербии и Черногории «албанский вопрос» существует. Существуют также сложные переплетения отношений - политические, семейные, экономические, военные, криминальные, - которые являются связующим звеном различных частей албанской нации. Пока это не требование о создании Великого албанского государства. Но если албанцы будут чувствовать, что на территории страны, где они живут, нарушаются их права, если они потеряют надежду на то, что Косово станет независимым, то вполне вероятно, что такое требование появится. Пока же важным является то, что регион процветает, а границы, разделяющие албанцев, постепенно растворяются так же, как это произошло в странах Европейского сообщества. Но нельзя забывать о том, что убийство солдатами НОА восьми членов македонских сил безопасности 28 апреля в Македонии наглядно продемонстрировало, что партизаны не разгромлены, а ждут своего часа. Переговоры, начавшиеся в апреле 2001 г., - надежда на то, что страна может быть спасена от войны. Их неудача может иметь катастрофические последствия. Кровопролитие не принесет никаких политических результатов, но будут тысячи жертв и новые балканские беженцы. Чтобы осознать это, сербам потребовалось десять лет. Остается надеяться, что албанцы окажутся понятливее, заключает автор.

Д.А.Родионова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.