недели держалась на озёрах посёлка Солотвино в пойме Тисы (близ румынской границы). В период сезонных, дальних миграций мы встречали шипунов регулярно лишь весной (конец февраля — март). Это были либо птицы, отдыхающие перед началом транскарпатского перелёта на разливах и каналах междуречья Тисы и Латорицы, либо летящие стаи (до 6 особей) в долине реки Уж.
Таким образом, лебедь-шипун стал регулярно встречаемым видом орнитофауны Закарпатья, что не удивительно, поскольку он уже гнездится на территориях прилегающих стран — Польши, Словакии и Венгрии, а также севернее (на Волыни и т.д.).
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 718: 74-75
Велика ли роль отвлекающих демонстраций возле гнезда у славки-черноголовки Sylvia atricapilla ?
Ю. Н. Бубличенко, С. А. Фетисов
Второе издание. Первая публикация в 1991*
В литературе известны описания (Мальчевский 1959; Овчинникова 1961) нескольких отвлекающих реакций, демонстрируемых славками-черноголовками Sylvia atricapilla возле своих гнёзд. Сложилось мнение, что все они носят строго адаптивный характер, так как служат птицам для спасения кладок и птенцов от врагов. Однако возникают сомнения, могут ли отвлекающие демонстрации у черноголовых славок играть существенную роль на популяционном уровне: во-первых, из-за того, что они отмечаются далеко не у всех особей (и само поведение имеет значительные индивидуальные различия); во-вторых, потому, что у данного вида повсеместно наблюдается очень низкий — не выше 50-60% — показатель успешности размножения.
В мае-июле 1986-1989 годов мы провели более 600 осмотров 77 гнёзд славок-черноголовок, размножавшихся во вторичных мелколиственных лесах Себежского района Псковской области. Удалось проследить поведение 77 самок и самцов. У каждой особи поведение регистрировали не менее трёх раз во время насиживания яиц и на стадии выкармливания птенцов.
* Бубличенко Ю. Н., Фетисов С. А. 1991. Велика ли роль отвлекающих демонстраций возле гнезда у славки-черноголовки? //Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 1: 79-80.
Самой действенной формой отвлекающих демонстраций у славок-черноголовок является активный «отвод» от гнезда путём имитации раненой птицы. Возможно, поэтому её доля среди отвлекающих демонстраций возле гнёзд наиболее высока (примерно 80% у самок и 67% у самцов). Вычисление коэффициента корреляции Дж.Юла подтвердило, что существует статистически значимая — и у самок, и у самцов — связь между способностью «отводить» врагов от гнезда и частотой разорения их гнёзд (P < 0.01)Чаще других «отводили» от гнезда самки, размножавшиеся успешно.
С другой стороны, нет оснований переоценивать значение отвлекающих демонстраций как фактора, определяющего успешность размножения вида. В случаях опасности от гнезда отводили (хотя бы 1 раз из 3) лишь 40% самок и 30% самцов. Правда, у пар, размножавшихся успешно, этот показатель был несколько выше. Кроме того, примерно у 10% особей, «отводивших» врага от своих гнёзд, тем не менее пострадали кладки или птенцы. Причин тому несколько: во-первых, разорение гнезда вероятно и в отсутствие родителей; во-вторых, в густой растительности «отводящая» птица бывает плохо заметна, а расстояние и время её демонстрации — недостаточными; в-третьих, врановые птицы, в отличие от наземных хищников, по-видимому, совсем не реагируют на отвлекающие демонстрации славок-черноголовок. С точки зрения отбора стратегии защиты у вида нет явных преимуществ в том, чтобы рисковать жизнью взрослых особей во время «отвода» от гнезда ради спасения кладки или птенцов, тогда как возможен повторный (компенсирующий) цикл размножения.
Литература
Мальчевский А.С. 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц: Размножение и постэмбриональное развитие лесных воробьиных птиц Европейской части СССР. Л.: 1-282.
Овчинникова Н.П. (1961) 2006. Поведение славки-черноголовки Sylvia atri-capilla в гнездовой период (по наблюдениям в «Лесу на Ворскле») // Рус. орни-тол. журн. 15 (311): 206-214.