Научная статья на тему 'Величина пожарного риска в пассажирских двухэтажных вагонах'

Величина пожарного риска в пассажирских двухэтажных вагонах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
199
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ / FIRE HAZARD / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FIRE SAFETY CONTROL / RATED QUANTITY / PROCEDURE / FIREFIGHTING / ПОЖАРНЫЙ РИСК / РАСЧЕТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ / ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА / МЕТОДИКА / ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Чибинев Н. Н.

Приведен краткий анализ пожарной опасности в пассажирских двухэтажных вагонах и обозначены проблемы обеспечения в них пожарной безопасности. Показана возможность применения методики МЧС России для определения расчетных величин пожарного риска в этих вагонах и даны рекомендации по повышению пожарной безопасности для пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE RISK IN DOUBLE-DECK PASSENGER CARRIAGES

The article reviews and analyzes in brief fire hazards in double-deck passenger carriages, and highlights the fire safety issues. The author shows usability of the procedure, developed by the Russian Federation Ministry of Emergencies, in calculating probable fire risk in double-deck passenger carriages and makes recommendations toward enhanced fire safety of travelling public.

Текст научной работы на тему «Величина пожарного риска в пассажирских двухэтажных вагонах»

© H.H. Чибинсв, 2013

УДК 614:629.4 H.H. Чибинев

ВЕЛИЧИНА ПОЖАРНОГО РИСКА В ПАССАЖИРСКИХ ДВУХЭТАЖНЫХ ВАГОНАХ

Приведен краткий анализ пожарной опасности в пассажирских двухэтажных вагонах и обозначены1 проблемы1 обеспечения в них пожарной безопасности. Показана возможность применения методики МЧС России для определения расчетных величин пожарного риска в этих вагонах и даны1 рекомендации по повышению пожарной безопасности для пассажиров.

Ключевые слова: пожарная опасность, система обеспечения пожарной безопасности, пожарный риск, расчетные величины, опасные факторыг пожара, методика, противопожарные мероприятия.

И И о российским железным дол л рогам, протяженность которых около 90 тысяч километров, осуществляется более 40 % объема мировых пассажирских грузоперевозок. Одним из существенных факторов, мешающих ритмичной работе железнодорожного транспорта и выполнению его основного предназначения, являются происходящие на железной дороге пожары. Связанные с ними тяжелые последствия с гибелью людей и со сбоями в движении поездов, определяют актуальность проблемы и требуют принятия действенных мер по усилению противопожарной защиты грузопассажирских перевозок.

Сводки о пожарах в России в пассажирских вагонах и электропоездах в последние пять лет с пугающей ежемесячной регулярностью появляются на страницах газет, журналах, телевидении и радиосообщениях и особенно в Интернете, с показом видеороликов.

В настоящее время в России начался выпуск двухэтажных купейных вагонов модели 61—4465, который вызвал в различных средствах ин-

формации всестороннюю дискуссию среди российских граждан как основных их пассажиров.

Одним из основных направлений этих дискуссий является пожарная безопасность пассажиров в этих вагонах.

Факторами пожароопасности в данных вагонах являются:

• Наличие источников зажигания;

• Значительное количество пожарной нагрузки;

• Ограничение возможности по эвакуации;

• Отсутствие систем дымоудале-ния и средств индивидуальной защиты для пассажиров;

• Высокая наполняемость пассажирами.

В современных пассажирских вагонах содержится от 2 до 3,5 т различных полимеросодержащих конструкционных и отделочных материалов (ПКОМ), являющихся потенциальными источниками не только химического загрязнения воздушного пространства в вагонах, но и основными носителями различных токсических газообразных веществ во время пожаров.

Параметр Сценарий 1 1-й этаж Сценарий 2 1-й этаж Сценарий 3 2-й этаж Сценарий 4 2-й этаж

По повышенной температуре 52 сек. 52 сек. 39 сек. 36 сек.

По потере видимости 33 сек. 33 сек. 28 сек. 27 сек.

По пониженному содержанию кислорода 42 сек. 42 сек. 30 сек. 30 сек.

По CO2 > 600 сек. > 600 сек. > 600 сек. > 600 сек.

По CO 59 сек. 59 сек. 50 сек. 49 сек.

По HCL 33 сек. 33 сек. 28 сек. 27 сек.

По тепловому потоку > 600 сек. > 600 сек. > 600 сек. > 600 сек.

Пути эвакуации и эвакуационные выходы из всех пассажирских вагонов и особенно из двухэтажных не регламентируются требованиями СП1.13130.2009 [1] по причине их прямого не распространения, но эвакуация в случае пожара из вагона жизненно необходима, т.к. невыход из купе, выпрыгивание через окна вагона смертельно опасно, особенно вне территории железнодорожной станции. Пути эвакуации в вагоне имеют различного типа и вида облицовку и напольное покрытие, лестницы частично криволинейные в плане, двери в купе раздвижные по катающим опорам в бок, а наружные из вагонов открываются только специальным ключом вовнутрь тамбура.

Во время пожаров в пассажирских вагонах основными опасными факторами являются: высокая скорость распространения огня и температура пожара, быстрое накопление токсичных продуктов горения (окиси углерода, хлористого и цианистого водорода т.п.) и потеря видимости, а так-

же паника, связанная с резкой остановкой поезда и переворачивание пассажирских вагонов.

Исходя из основного условия безопасной эвакуации пассажиров из железнодорожного вагона - полной остановки локомотива, выполнена проверка и расчет пожарного риска для пассажиров двухэтажного вагона по Методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности [2].

Для расчетов времени эвакуации и пожарного риска двухэтажного пассажирского купейного вагона модели 61-4465 принято условие, что пожарная нагрузка не превышает 60 кг/м2. Расчёты показали, что для различных 4-х сценариев возникновения и развития пожара в вагоне (по два на этаже) время образования опасных факторов пожара колеблется от 27 до 33 секунд (табл. 1). При этом пожарный риск составляет 1,62 • 10-4 (при частоте возникновения пожара в вагоне

С)п = 4,5 • 10 4), что не соответствует

требованиям [3], т.е. больше 10-6.

В этой связи для обеспечения пожарной безопасности пассажиров в двухэтажных вагонах требуется внедрение эффективных инженерно-технических противопожарных мероприятий, с обязательным учетом обстоятельства, что более 58 % всех пожаров при перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщении возникают на перегонах, где имеются естественные и искусственные заграждения), где нет поблизости пожарных подразделений и источников противопожарного водоснабжения. Время свободного сгорания вагона составляет от 30 - 60 минут.

Проведенные расчеты пожарного риска и анализ выполненных различных натурных огневых испытаний пассажирских вагонов показывают, что для обеспечения пожарной безопасности в двухэтажных пассажирских вагонах необходимо применить ком-

плекс инженерно-технических противопожарных мероприятий, таких как:

• Обеспечение существующих аварийных выходов из пассажирских вагонов складными или выдвижными лестницами-стремянками, веревочными или надувными лестницами;

• Оснащение вагонов системами дымоудаления с одновременным широким применением для отделки вагонов специальных несгораемых или трудновоспламеняемых с малой дымообразующей способностью отделочных материалов;

• Оборудование купейных вагонов автоматическими системами водяного пожаротушения (тонкораспыленной водой);

• Обеспечение пассажирских купе комплектом индивидуальных средств защиты (пожарно-спасательные комплекты «Шанс»);

• Нанесение на стене коридора внутри пассажирского вагона специальной светоуказательной эвакуационной полосы.

1. ФЗ-123 от 22.07.08г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. Правила пожарной безопасности на

железнодорожном транспорте (ПП50-109-

92 (2000)).

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Приказ МЧС России №382 от 30.06.09 г. «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», н'.ца

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Чибинев H.H. — кандидат технических наук, доцент, [email protected], Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт).

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.