Научная статья на тему 'Векторно-алгоритмический метод расчета электрической мощности и электромагнитного момента электродвигателя'

Векторно-алгоритмический метод расчета электрической мощности и электромагнитного момента электродвигателя Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
166
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕКТОРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВЕКТОРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ МЕТОД / РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО МОМЕНТА / АСИНХРОННЫЙ КОРОТКОЗАМКНУТЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / VECTOR-ALGORITHMIC CONTROL / VECTOR-ALGORITHMIC METHOD / CALCULATION OF ELECTRIC POWER AND ELECTROMAGNETIC TORQUE / ASYNCHRONOUS SHORTCIRCUITED ELECTRIC MOTOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Халина Татьяна Михайловна, Стальная Мая Ивановна, Еремочкин Сергей Юрьевич

Рассмотрен векторно-алгоритмический метод расчета электрической мощности и электромагнитного момента на валу трехфазного асинхронного короткозамкнутого электродвигателя при его питании от однофазной сети переменного тока. Сформулирован алгоритм расчета мощности и электромагнитного момента электродвигателя при векторно-алгоритмическом управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Халина Татьяна Михайловна, Стальная Мая Ивановна, Еремочкин Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors propose to carry out the acceptance tests of traction electric motors in electric locomotives not only in stationary conditions but also in transient ones. Based on transient mathematical modeling in armature circuit the authors propose the approach which allows determining the requirements for power equipment of test station. The requirements are necessary for providing the tests of traction electric motors considering ferry parameters and estimating the opportunities for implementing the required conditions using the existing test stations.

Текст научной работы на тему «Векторно-алгоритмический метод расчета электрической мощности и электромагнитного момента электродвигателя»

УДК 62-831.2

ВЕКТОРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ МЕТОД РАСЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО МОМЕНТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Т.М. Халина, М.И. Стальная, С.Ю. Еремочкин

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул E-mail: [email protected]

Рассмотрен векторно-алгоритмический метод расчета электрической мощности и электромагнитного момента на валу трехфазного асинхронного короткозамкнутого электродвигателя при его питании от однофазной сети переменного тока. Сформулирован алгоритм расчета мощности и электромагнитного момента электродвигателя при векторно-алгоритмическом управлении.

Ключевые слова:

Векторно-алгоритмическое управление, векторно-алгоритмический метод, расчет электрической мощности и электромагнитного момента, асинхронный короткозамкнутый электродвигатель.

Key words:

Vector-algorithmic control, vector-algorithmic method, calculation of electric power and electromagnetic torque, asynchronous short-circuited electric motor.

Для электрификации фермерских хозяйств применяют простые и экономичные решения по распределению электроэнергии. Для отдельных отдаленных маломощных хозяйств экономически оправдано применение однофазной системы электроснабжения [1, 2].

При непосредственном питании от однофазной сети переменного тока для запуска, работы и регулирования скорости трехфазного асинхронного короткозамкнутого электродвигателя целесообразно использовать специальные схемы питания, на основе векторно-алгоритмического управления [3, 4]. Однако использование известных методик расчета мощности и электромагнитного момента электродвигателя невозможно по причине несинусоидальной формы напряжения, поступающего на обмотки электродвигателя, и неравенства напряжения на разных статорных обмотках. В связи с этим был разработан специализированный векторно-алгоритмический метод расчета мощности и электромагнитного момента трехфазного электродвигателя, питающегося от однофазной сети, при векторно-алгоритмическом управлении [5].

Прежде всего, задаются параметры электродвигателя: номинальное напряжение ин, число полуволн напряжения в периоде регулирования т, частота питающей сети /,ш, количество промежутков коммутации 2 в одном полупериоде частоты регулирования, количество участков тактирования К в каждом промежутке коммутации 2 (рис. 1). Количество промежутков коммутации 2 одинаково для каждой из трех обмоток (А,В,С).

Рассчитываются величина промежутка 21 в градусах (секундах), величина одного участка тактирования внутри участка коммутации 21 в градусах (секундах), причем число участков тактирования К в каждом из промежутков коммутации 21 полупе-риода питающей сети является постоянной величиной.

Определяется способ соединения статорных обмоток электродвигателя - треугольник или звезда,

причем алгоритм расчета для каждого способа соединения статорных обмоток различный.

Г/, В Ж

320

268'

Рис. 1. Осциллограмма напряжения, поясняющая формирование промежутков коммутации иучастков тактирования

Алгоритм расчета для соединения статорных обмоток электродвигателя в треугольник. В каждый из промежутков коммутации 21 определяется для каждой из обмоток приложенное к ней напряжение иобм, и при этом учитывается направление протекающего по ней тока, а, следовательно, и потока. Всегда для одной из обмоток напряжение будет либо + Цтзтю/;, либо - Цтзтю/;, а для двух других - либо + бшю*. , либо--------— ътШ.. В тече-

2 ' 2 ' ние всего времени внутри участка К напряжение считается постоянным. При этом на каждом из К участков тактирования значения напряжения в конце участка находятся по формуле:

и = и— тощ, (1)

где ит - максимальное значение питающего синусоидального напряжения, поступающего на статор-

ные обмотки электродвигателя; ю - угловая частота переменного питающего напряжения.

=Т2исети; (2)

ю = 2п/, (3)

где/- частота напряжения сети, 50 Гц.

В каждом из К участков тактирования производится векторное сложение полученных значений напряжений по теореме косинусов:

иа + — =4и] + и2 + 2иаи4 осва. (4)

Причем сначала производится векторное сложение по теореме косинусов двух значений с напряжением либо +~— БШЮ*,., либо----------^ БШЮ*,..

Угол между ними а=120°, значения напряжения на обмотках берутся по модулю. Затем к рассчитанному значению прибавляется третье значение напряжения либо + Цтзтю/;, либо -Цтзтю/;, взятое также по модулю в направлении тока, протекающего по этой обмотке, по формуле:

),

(5)

тем к полученному значению прибавляется напряжения на третьей обмотке (а=0°) по модулю. Таким образом, получают суммарное значение напряжения на статорных обмотках в каждый из К участков, формула (5).

Далее порядок расчета одинаков и для схемы соединения статорных обмоток «звезда», и для схемы «треугольник». Находится суммарное значение векторов напряжения статорных обмоток электродвигателя в периоде регулирования 2 и1ф по формуле:

=Е (и21+и2 2+...+ии),

(6)

где и2; - суммарное значение векторов напряжения трех статорных обмоток электродвигателя в периоде коммутации 21.

Формулу (6) можно представить в виде:

Е^1ф =Е ((и™ + ^1, + и21С

)+

+ (и22А + и22, + и22С ,

где иЩАВС - суммарное значение векторов напряжения статорных обмоток электродвигателя на участке тактирования К в промежутке коммутации 21; / - количество промежутков коммутации 2 в периоде регулирования; у - количество участков тактирования К в промежутке коммутации 21; иКу2!А, Щш, ЩвС - значения вектора напряжения обмотки А, В и С соответственно на участке тактирования К в промежутке коммутации 21.

Алгоритм расчета для соединения статорных обмоток электродвигателя в звезду. В каждый из промежутков коммутации 21 определяется для каждой из обмоток приложенное к ней напряжение иобм с учетом направления протекающего по ней тока: либо + &тзтю^, либо -Цтзтю^, либо иобм=0 (обмотка не работает).

На каждом из Ку участков тактирования значения напряжения находятся по формуле (1). Значения ит и ю определяются по формулам (2) и (3) соответственно. В каждом из К участков тактирования производится векторное сложение полученных значений напряжений по формуле (4). В формуле (4) все значения напряжений на статорных обмотках электродвигателя берутся по модулю.

Если напряжение на двух обмотка иобм=0, то результирующим будет напряжение на третьей обмотке. Если напряжение на одной из обмоток иобм=0, то угол между двумя другими векторами будет либо а=120° при одинаковом направлении токов в обмотках (положительном или отрицательном), либо а=60° при разном направлении токов в обмотках.

Если напряжение есть на всех трех обмотках, то сначала суммируются вектора напряжений двух обмоток с положительным направлением тока или с отрицательным направлением тока, причем угол между данными векторами составляет а=120°. За-

, ) + (—2(а + + ^/с )),

где и2! - суммарное значение векторов напряжения трех статорных обмоток электродвигателя в периоде коммутации 21.

Причем полученные после векторного сложения значения напряжения на каждом из К участков тактирования в периоде коммутации 21 суммируются по формуле:

Е^1ф=ЕЕ (((и

+

+(и*

К121А 1 ^ К121В 1 ^ К 12 1С + и + +и

) +

+ (иК/21А +иК/21В + иК/2 1С

К 22 1С ) + ... + )) +

+ ((иК 12 2 А + ик 12 2В + 12 2С ) + (и 22 2А 1 иК 22 2

+ иК222С ) + ... + (иК/2 2А + иК]2 2В + иК]2 Г )) +

) + (и

+ иК 2 2/В + ^К 22/С

) +... + (и/ „ + + и

))),

К/2/А К/2/В К/2/С

где - суммарное значение векторов напряжения трех статорных обмоток электродвигателя в участке тактирования К' в промежутке коммутации 2/.

Среднее значение вектора напряжения иср1ф на статорных обмотках в периоде регулирования электродвигателя, питающегося от однофазного источника электроэнергии, находится по формуле:

Хи1Ф

Как известно [6], электромагнитный момент электродвигателя определяется по формуле:

т1и12 Г-

М = -

(7)

где и - значение напряжения на статорных обмотках электродвигателя.

0

При постоянных значениях активного и индуктивного сопротивлений обмотки статора, реактивного сопротивления рассеяния, скольжения и оборотов электродвигателя можно считать, что момент пропорционален квадрату приложенного напряжения, то есть:

М = и2. (8)

С учетом формул (7) и (8) можно найти отношение моментов, развиваемых электродвигателем при питании от однофазной и трехфазной сети, как отношение напряжения иср1ф к среднему значе-

Рис. 2. Обобщенная блок-схема алгоритма расчета мощности и электромагнитного момента, развиваемого электродвигателем при векторно-алгоритмическом управлении

нию вектора напряжения, вычисленного по вышеприведенной методике, но при включении двигателя в трехфазную сеть:

^ %, (9)

м3ф и2 Зф

3ф ср.Зф

где М1(ф и М3ф - момент, развиваемый электродвигателем при питании от одно- или трехфазной сети; ^Срзф - среднее значение вектора напряжения на статорных обмотках электродвигателя при питании от трехфазного источника электроснабжения.

Как известно, мощность на валу электродвигателя определяется развиваемым электродвигателем моментом и скоростью, в соответствие с формулой:

Р * Мдвю. (10)

Тогда при ю=сош1:, с учетом формул (8) и (10), получаем:

где Р1ф и Р3ф - мощность на валу электродвигателя, питающегося от одно- или трехфазной сети.

Из формул (7)—(10) отношение мощности Р1ф к мощности Р3ф находится по формуле:

Р М и2

рф = М1Ф = иср.1ф .100%

Р3ф М3Ф и2 Зф

3ф 3ф ср.Зф

На основании методики расчета мощности и электромагнитного момента, развиваемого электродвигателем при векторно-алгоритмическом управлении, составлена обобщенная блок-схема алгоритма расчета (рис. 2).

На основании блок-схемы алгоритма расчет мощности и электромагнитного момента, развиваемого электродвигателем при векторно-алгоритмическом управлении, возможно написание специализированной программы расчета.

Выводы

Предложен векторно-алгоритмический метод, позволяющий производить расчет как численного, так и относительного значения электрической мощности и электромагнитного момента на валу трехфазного асинхронного короткозамкнутого двигателя при питании от однофазной сети при векторно-алгоритмическом управлении. Суть метода сформулирована в виде словесного алгоритма и представлена в виде блок-схемы. Показано, что преимуществом метода является возможность расчета мощности и электромагнитного момента трехфазного асинхронного электродвигателя, запуск и работа которого осуществляется от однофазной сети посредством векторно-алгоритмической коммутации статорных обмоток при отсутствии непрерывной синусоидальности напряжения, поступающего на статорные обмотки электродвигателя, а также при неравенстве напряжения по величине на разных обмотках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коломиец А.П., Кондратьева Н.П., Владыкин И.Р., Юран С.И. Электропривод и электрооборудование. - М.: КолосС, 2006. -328 с.

2. Khalina T.M., Stalnaya M.I., Eremochkin S.Y. The rational use of the three phase asynchronous short circuited electric motors in a single phase network // Proc. VII Intern. Conf. on Technical and Physical Problems of Power Engineering (ICTPE-2011). - Lefkosa, 2011. - №22. - P. 105-107.

3. Однофазно-трехфазный транзисторный реверсивный коммутатор, ведомый однофазной сетью: пат. 109356 Рос. Федерация. № 2011120731/07; заявл. 23.05.2011; опубл. 27.10.2011, Бюл. № 30. - 2 с.

4. Преобразователь частоты, ведомый однофазной сетью переменного тока, для питания однофазного асинхронного двига-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

теля: пат. 109938 Рос. Федерация. № 2011120730/07; заявл. 23.05.2011; опубл. 10.10.2011, Бюл. № 30. - 2 с.

5. Еремочкин С.Ю., Стальная М.И. Векторно-алгоритмический метод круговых диаграмм для расчета электрической мощности и электромагнитного момента на валу трехфазного асинхронного короткозамкнутого двигателя при питании от однофазной сети // Наука и молодежь-2011: Матер. VIII Всеросс. научно-техн. конф. - Барнаул, 2011. URL: http://edu.sec-na.ru/publication/5/release/54/attachment/21/ (дата обращения: 14.02.2012).

6. Чиликин М.Г, Сандлер А.С. Общий курс электропривода. -М.: Энергоатомиздат, 1981. - 586 с.

Поступила 17.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.