Научная статья на тему 'Вектор трансформации политической системы России: феномен малопартийности'

Вектор трансформации политической системы России: феномен малопартийности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
515
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / TRANSFORMATION / POLITICAL SYSTEM OF RUSSIA / STAGES OF TRANSFORMATION OF POLITICAL SYSTEM / POLITICAL PARTIES / PARTY SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Степанченко Владимир Анатольевич

Автор определяет особенности трансформации политической системы России и приводит возможный сценарий её развития в будущем. Особое внимание уделяется феномену формирования малопартийной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author defines features of transformation of Russian political system and results the probable script of its development in the future. The special attention is given to the phenomenon of formation system of several parties.

Текст научной работы на тему «Вектор трансформации политической системы России: феномен малопартийности»

Владимир СТЕПАНЧЕНКО

СТЕПАНЧЕНКО Владимир Анатольевич — аспирант Института социальнополитических исследований РАН

С

щ

ВЕКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ФЕНОМЕН МАЛОПАРТИЙНОСТИ

Автор определяет особенности трансформации политической системы России и приводит возможный сценарий её развития в будущем. Особое внимание уделяется феномену формирования малопартийной системы.

The author defines features of transformation of Russian political system and results the probable script of its development in the future. The special attention is given to the phenomenon of formation of system of few parties.

Ключевые слова:

трансформация, политическая система России, этапы трансформации политической системы, политические партии, партийная система; transformation, political system of Russia, stages of transformation of political system, political parties, party system.

овременная политическая система России формировалась на фоне глобальных социальных изменений, происходящих в обществе с разрушением советской модели управления государством. Причём подобное формирование в некоторых случаях проходило спонтанно. В упрощённом хронологическом виде этот процесс можно представить так: 1989—1991 гг. — разрушение и деградация советской системы, становление органов РСФСР в новом качестве; 1991—1993 гг. — период начала становления органов власти Российской Федерации, принятие новой Конституции и предшествующий этому кризис власти; 1993—2000 гг. — период становления федеративной республики и органов власти, многопартийность, конкурентная борьба политических партий; 2000—2008 гг. — процесс усовершенствования модели политического устройства, корректировка выборного законодательства, снижение количества игроков на политическом поле; 2008 г. — по настоящее время — поиск новой конфигурации политической системы (внесение поправок в Конституцию, продлевающих срок полномочий президента и Государственной Думы, введение нормы подотчётности правительства перед парламентом, новации в избирательном законодательстве и др.). Нетрудно заметить, что этапы становления и трансформации политической системы совпадают со сроками президентства и с избирательными циклами. Это определяется тем, что политическая система почти всегда трансформируется «сверху», что определяется не только огромными полномочиями первого лица государства, но и его особым статусом в политической системе. Самая жёсткая реформа политической системы России произошла в 2005—2007 гг., когда вступили в силу новые правила функционирования избирательной системы. Самым недемократичным некоторые наблюдатели посчитали увеличение заградительного барьера, однако выборы в декабре 2007 г. показали напрасность подобных страхов: ни одна из политических партий, не прошедших в Думу, не набрала больше 5% и меньше 7% голосов. Однако партийную конкуренцию значительно ослабило иное нововведение — требование о численности партии. Так, на январь 2006 г. существовало 37 партий, к концу 2007 г., по итогам проверки Росрегистрации на соответствие партий новым требованиям о пятидесятитысячной планке численности по стране в целом и не менее 500 человек в половине регионов страны, право сохранить статус партии имели только 19 структур. В выборах в Государственную Думу в декабре 2007 г. и вовсе приняли

vladimirstep@yandex.ru участие 11 политических партий. При ЭТОМ В течение последних лет

число партий, имевших право на участие в выборах, постоянно снижалось примерно в два раза каждый год. Этот процесс логически завершился в конце 2008 г. слиянием и поглощением мелких партий крупными. Из 15 существовавших в России партий две партии прекратили своё существование (ликвидирована за неучастие в выборах Партия возрождения России, сливается с «Единой Россией» Аграрная партия); Партия социальной справедливости и партия зелёных объединились со «Справедливой Россией»; три партии — СПС, Демократическая партия и «Гражданская сила» объединились в новый проект «Правое дело»; партия «Народный союз» преобразовалась в общественное движение; «Патриоты России» объединились с Партией мира и единства.

Таким образом, именно выборы депутатов Государственной Думы и их результаты привели к институциализации новой политической системы России. Она обрела тот вид, который хотели придать ей инициаторы законодательных нововведений в 2005 г. Появилась не только количественно, но и качественно новая партийная система, которая характеризуется доминированием «Единой России» и вымиранием политической оппозиции, как левой, так и правой. В партийном пространстве сформировалась система «ограниченного плюрализма», и резко усилилась роль бюрократии в политической жизни страны. Как считает представитель вирджинской школы П. Бернхольц, чрезмерная интервенция бюрократии в политический процесс приводит к дисбалансу общественных интересов в результате искажения общественной воли, а следовательно, к нарастанию антидемократических тенденций1. Бюрократия при этом выражает не только собственный интерес, но и интерес ряда клиен-тел, лоббистских групп, что в ещё большей степени искажает общественный интерес. Избиратели формируют законодательные органы, законодательные органы формируют бюрократию, а бюрократия осуществляет управление избирателями. Таким образом, избиратели, голосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.

По результатам избирательного цикла 2007—2008 гг. российский учёный К. Хо-

1 Макарычев А.С. Принципы и параметры общественного выбора (исследования вирджинской школы) // Политические исследования, 1995, № 4.

лодковский назвал складывающий политический режим плебисцитарно-бюро-кратическим2. Определяющую роль в нём играет бюрократия, а избиратели просто утверждают выбор, сделанный узким кругом лиц. В обществе отсутствует инструменты и каналы для выдвижения кандидатур «снизу», нет реальных партий, агрегирующих интересы разных групп населения, нет развитого и авторитетного гражданского общества, отсутствуют навыки солидарности и объединения граждан.

Однако история России не раз демонстрировала цикл «реформа — контрреформа». И уже меньше чем через год после депутатских выборов в своем первом послании Федеральному Собранию президент России Д.А. Медведев предложил новые идеи по трансформации политической системы страны. Как объяснил президент, предложенные им «меры способны обеспечить большую включённость граждан в политическую жизнь», поскольку «5 миллионов наших граждан отдали голоса партиям, которые в Государственную Думу не попали». Некоторые эксперты увидели в десяти предложениях президента либерализацию политической системы и даже назвали их «10 шагов по демократизации политической системы». Снижается минимальная численность партий; отменён избирательный залог, необходимый для регистрации на выборах; думским партиям гарантирован доступ к государственным СМИ; партиям, набравшим 5—7% голосов на выборах, гарантированы 1—2 депутатских мандата; предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов федерации будут представляться президенту только партией, набравшей наибольшее число голосов на региональных выборах, и др. Кроме того, предложена корректировка Конституции — увеличение сроков полномочий президента и депутатов Государственной Думы и введение обязанности правительства ежегодно выступать с отчётом перед парламентом. Последняя мера может быть рассмотрена как попытка преодоления несбалансированности полномочий законодательной и исполнительной власти, свойственной российской политической системе с момента её создания. Кроме того, эти меры

2 Холодковский К.Г. К вопросу о политической системе современной России // Политические исследования, 2009, № 2.

должны поднять авторитет политических партий у избирателей и привести к сокращению разрыва между властью и обществом.

Остановимся на трансформации политической системы в отношении политических партий. Минимальная численность партии снижается с 50 до 40 тыс. чел. Парламентским партиям подтвердить свою численность не составит труда, для вновь создаваемых партий подобное снижение окажется незначительным. Положением о представлении президенту кандидатуры главы исполнительной власти региона фактически закрепляется де-юре существовавшая де-факто монополия «Единой России» на региональном уровне. Отмена избирательного залога уменьшает шансы непарламентских партий («Патриоты России», «Яблоко») принять участие в региональных выборах, поскольку, как свидетельствуют региональные выборы, так называемая парламентская льгота даёт думским партиям огромное преимущество.

Единственная «загадочная» норма — гарантия партии, набравшей от 5% до 7% голосов избирателей, 1—2 депутатских мандатов. Некоторые наблюдатели расценили это как аванс новой правой партии «Правое дело», которая возникла при нескрываемой поддержке Кремля путём объединения «Гражданской силы», СПС и Демократической партии. Этот проект, возможно, станет единственной интригой политической жизни России до следующих думских выборов в 2011 г.

Партии, уже получившей название «про-кремлёвской» на этапе создания, предстоит выдержать испытания. Во-первых, либеральные идеи были полностью дискредитированы как властью, так и самими лидерами либерального движения. В совокупности голосов либеральные партии оказались не в состоянии набрать 5%, хотя данные социологических служб свидетельствуют, что у части избирателей (по разным данным, от 10% до 25%) есть запрос на существование либеральной партии.

Во-вторых, партия «Правое дело» испытывает организационные трудности. Регистрацию в Министерстве юстиции

она получила без созданного московского отделения. Потенциальный лидер партии — бизнесмен Е. Чичваркин накануне учредительной региональной конференции скрылся от российского правосудия в Лондоне. Возникнут у партии и проблемы с финансированием в условиях экономического кризиса, поиском новых «лиц», способных привлечь избирателя, определением идеологической платформы, с взаимодействием со своими патронами из Кремля, противодействием со стороны «Единой России» и др.

Однако создание такой «прокремлёв-ской» демократической партии неизбежно изменяет структуру политической системы. Благодаря контролю над политическими партиями, следующий парламент может стать внешне плюралистичным: в нём, скорее всего, будет представлен весь политический спектр: правые, центристы, левые. Однако партийная система будет выглядеть несколько сложнее, чем классическая двух- или трёхпартийная модель. Если ранее провозглашалась идея построить двухпартийную модель — центристская «Единая Россия» и левоцентристская «Справедливая Россия» («левая нога власти»), то выборы в Государственную Думу и в региональные парламенты показали, что правороссы балансируют на грани проходного барьера, да и коммунисты не спешат освобождать левый фланг.

Тем не менее Кремль в выстроенной системе «умеренного плюрализма» сможет решать, какая партия достойна пройти в парламент, а какая — нет. Пока же можно точно утверждать, что к следующим думским выборам 2011 г. в России не появится ни одной новой политической партии. Благодаря реформе политической системы, предложенной президентом, укрепят свои позиции парламентские партии («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), непарламентские партии («Правое дело», «Яблоко», «Патриоты России») будут бороться за существование. Политическая судьба двух последних вообще под вопросом; либо у них будет успех на некоторых региональных выборах, либо они канут в политическое небытие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.