Научная статья на тему 'Вектор трансформации экономических отношений государственной собственности в постсоветской России'

Вектор трансформации экономических отношений государственной собственности в постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ECONOMIC RELATIONS / STATE OWNERSHIP / MULTILEVEL SYSTEM / SOCIALLY FOCUSED STATE / SOCIAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудина О. Ю.

Государственная собственность занимает особое место в экономической структуре со-временного общества. Ее положение в общей системе отношений собственности определяет роль государства в экономических преобразованиях. В данной статье говорится о роли государственной собственности в России, современ-ных тенденциях и направлениях ее трансформации в связи с построением социально-ориентированной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTION OF THE STATE OWNERSHIP TRANSFORMATION IN THE POST-SOVIET RUSSIA

The state ownership takes a special place in economic structure of modern society. Its position in the general system of property relations defines the state role in economic trans-formations. This article tells about the role of state ownerships in Russia, modern tendencies and directions of its transformation in connection with construction of the socially focused eco-nomy.

Текст научной работы на тему «Вектор трансформации экономических отношений государственной собственности в постсоветской России»

ВЕКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

О. Ю. ДУДИНА

Государственная собственность занимает особое место в экономической структуре современного общества. Ее положение в общей системе отношений собственности определяет роль государства в экономических преобразованиях.

В данной статье говорится о роли государственной собственности в России, современных тенденциях и направлениях ее трансформации в связи с построением социальноориентированной экономики.

Ключевые слова: экономические отношения, государственная собственность, многоуровневая система, социально ориентированное государство, социальный капитал.

В условиях постсоветской экономики формы собственности оказываются по большей части комбинациями различных правомочий. Особо это проявляется на уровне государственной собственности. Именно эта форма собственности претерпела наибольшую степень трансформации и реформирования в период постсоветского развития экономики бывшего СССР.

Сегодня можно выделить четыре основных черты, характеризующих государственную собственность в экономике постсоветской России.

Первая характерная черта - масштабность, т. е. государство по-прежнему является крупнейшим собственником. Можно утверждать, что удельный вес государственной и муниципальной собственности в России продолжает оставаться высоким по сравнению с индустриально развитыми странами.

Вторая характерная черта - публичный порядок управления имуществом (объектами собственности). В этом порядке управления государство неизбежно проявляет публичные экономикоправовые регуляторы или средства воздействия на хозяйственный оборот.

Третья характерная черта - всеобъемлющий характер отношения владения, т. е., государство вправе обладать такими объектами, которых не может и не должно быть у другого собственника, а также особыми способами приобретения имущества, которые отсутствуют у любого другого собственника (налоги, сборы, пошлины, конфискация, национализация).

Четвертая характерная черта - наличие в объектах собственности распределенного и пе-

рераспределенного имущества. Распределенное имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на ограниченном вещном праве, т. е. на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вышеуказанные гражданские права существуют только в нашей стране. Существование таких прав объясняется незавершенностью процесса разгосударствления объектов собственности.

В последние годы в России идет процесс формирования сложной многоуровневой системы государственной собственности, соответствующей федеральному устройству российского государства, закрепленному в Конституции РФ. На сегодня практика социально-экономической жизнедеятельности России подтвердила устойчивое наличие трех уровней государственной собственности.

Практика функционирования собственности в постсоветской экономике объективно требует усиления исследовательского внимания к проблемам государственной собственности. Применительно к отечественному хозяйству это связано не только с тем, что формирование и развитие негосударственных форм собственности не привело к ожидаемым позитивным результатам, но еще и с тем, что развитие этих форм собственности оказалось непосредственно связанным с «благополучием», качественными характеристиками государства как собственника.

Актуальность такой постановки вопроса обусловлена, прежде всего, крайне неблагоприятными социальными итогами проводимой государством либеральной экономической политики.

Анализ содержания существующих научных работ, посвященных проблемам государственной собственности, позволяет констатировать, что достигнут высокий уровень обобщений и выводов, отражающих теоретико-методологические и прикладные аспекты ее формирования и современного развития. В то же время отмечается ряд спорных положений, касающихся определения сущности государственной собственности, характеристики ее субъектно-объектной структуры, а также обоснования ее роли и места в современной экономической системе. Концептуально эти спорные положения связаны со следующими обстоятельствами и параметрами функционирования государственной собственности.

Представляется серьезным недостатком то, что государственная собственность трактуется как явление одноуровневое с государственным сектором экономики. При этом «спорным» моментом является не «вертикальное» соотношение государственной собственности и государственного сектора экономики, а «горизонтальная» их взаимосвязь. Названные процессы рассматриваются не в структурно-генетическом плане в рамках диалектики «сущности» и «явления», а в режиме функциональных связей в контексте отношения «целого» и «части» или отношения различных «частей» какого-то единого «целого».

С чрезмерной увлеченностью функциональными механизмами формирования и развития государственной собственности вполне увязывается и «юридическая детерминанта» в рамках экономических отношений государственного присвоения. Следовательно, не отрицая значимости существующих подходов и выработанных на их основе трактовок сущности государственной собственности, следует выявить социально-экономический ведущий аспект данной сущности. Это позволит не только более емко определить государственную собственность как сложное явление в системе общественно-экономических отношений, но также качественно усовершенствовать методологию и логику как такового исследования собственности.

Как показывает практика, экономическая политика государства вообще, а в переходных условиях в частности связана с научно обоснованным формированием адекватного институционального сектора переходной экономики. В рамках этого сектора должны создаваться не просто переходные институты экономических взаимодействий, но институты, внутренняя логика развития которых объективно приводит к созданию не всякой, а именно «социализированной» рыночной эконо-

мики. Теперь можно утверждать, что формирование постсоветской экономической политики российского государства практически сводится к «производству» институциональной системы экономического развития определенного, социально направленного качества. Речь в данном случае идет не об институционализации самой рыночной экономики, а об институционализации процесса формирования этой экономики.

В настоящее время усиление роли государства особенно актуально, и в современных условиях хозяйствования необходимо становление нового социально-ориентированного государства. Президент Франции Н. Саркози в своем выступлении в Брюсселе, касающемся финансового кризиса 2008 г., сказал: «Рыночная экономика XXI века должна быть социально ориентированной» [1].

Очевидно, что экономическая политика государства с целью социально ориентированной реализации государственной собственности является в определенном смысле функцией деятельности общества по созданию социального государства и социально направленной государственной собственности.

Любая экономика, а особенно экономика постсоветского периода, имеет определенные социальные ориентиры своего развития, центральной проблемой становится выявление сущности социального капитала и разработка определения данной сущности.

Социальный капитал может быть определен как ценность, обеспечивающая «доходность» членов социума и общества в целом путем развивающего для каждой личности общения, причастности человека к традициям и нормам бытия определенной социальной группы [2].

Таким образом, можно утверждать, что постсоветская экономика России - экономика, направленная на всестороннее совершенствование социального капитала нации, представляющего собой одновременно цель и средство нового качества экономического роста.

Функциональными критериями бытия экономики постсоветского периода выступают показатели уровня и качества жизни россиян, динамика абсолютной и относительной бедности, параметры развития малого и среднего бизнеса, количественные оценки и качественные характеристики среднего класса и теневой экономики. Особое значение для стратегии обеспечения социальной безопасности нации относительно множества факторов внешних и внутренних экономических и иных угроз имеют показатели, характеризующие состояние и перспективы государственного уча-

стия в расширенном воспроизводстве человеческого капитала личности и общества.

Внутренняя логика развития экономики постсоветского периода объективно приводит к возникновению институтов, конституирующих систему отношений частного присвоения, т. е. систему частной собственности как основу конкурентно-рыночных отношений.

Сегодня задача государства состоит в том, чтобы расширенно воспроизводить такие институты присвоения, которые оказывают стимулирующее воздействие на систему обмена-общения во всех сферах конкурентно-рыночной экономики. Следовательно, можно констатировать, что важнейшей формой экономической реализации государственной собственности является институциональная система сферы частного присвоения.

Необходимо отметить, что государство может высокоэффективно осуществлять функции «социализации» рыночного хозяйства лишь в том случае, если само является ориентированным на прогрессивное развитие социума. В связи с этим возникает концепция формирования и развития социально ориентированной государственной собственности. Создателем социального государства с одноименной государственной собственностью является, как известно, гражданское общество, представляющее собой сообщество, союз суверенных личностей-собственников, различных социальных групп, стремящихся к реализации своих общественно-личных интересов, способствующих прогрессивному развитию всех и каждого.

Это общество нуждается в государстве, представляющем собой подконтрольное данному обществу институциональное устройство, призванное не «господствовать» и «властвовать», а защищать интересы личности, социальных групп и нации в целом, производя и совершенствуя соответствующий институциональный капитал.

Таким образом, основная задача сегодняшних и грядущих преобразований заключается в том, чтобы сформировать такие формы присвоения, которые явились бы основой социальной и макроэкономической стабильности нации. В связи с этим политико-идеологические цели и алгоритмы реформирования собственности должны уступить место научно обоснованной и императивной социально-экономической концепции ее преобразования с учетом не только хозяйственных особенностей России, но и требований растущей информатизации всей системы общественных отношений.

Литература

1. Выступление Президента Франции Н. Саркози в Брюсселе 16 октября 2008 года. URL: www.ricom.ru

2. Собственность в системе социально-экономических отношений: Теоретико-методологические и институциональные аспекты: монография / под ред. В. И. Жукова. М., 2005.

* * *

THE DIRECTION OF THE STATE OWNERSHIP TRANSFORMATION IN THE POST-SOVIET RUSSIA

O. Yu. Dudina

The state ownership takes a special place in economic structure of modern society. Its position in the general system of property relations defines the state role in economic transformations.

This article tells about the role of state ownerships in Russia, modern tendencies and directions of its transformation in connection with construction of the socially focused economy.

Key words: economic relations, state ownership, multilevel system, socially focused state, social capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.