Научная статья на тему 'Вектор реализации сопряженного двигательного и умственного развития'

Вектор реализации сопряженного двигательного и умственного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СООТНОШЕНИЕ / ВОЗРАСТ / ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ / MOTOR ABILITIES / INTELLECTUAL ABILITIES / CORRELATION / AGE / DEVELOPMENTS VARIANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович

Обосновывается необходимость учета связей в развитии двигательной и умственной сфер личности в образовательном процессе. На основе экспериментальных данных показано, что соотношение развития двигательных и умственных способностей юношей меняется с возрастом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As estimated in the article, it is necessary to take into account heterogeneous connections between different aspects of personal development in the educational process. It gives us an opportunity to use positive and level negative transfers of one system onto another. The best studied in this aspect are correlations between the development of motor analyser and mental functions. At the same time, there is some fragmentary scientific data, which shows the process mentioned above at different ontogenesis stages. It is also proved that one of the most perspective research tendencies is the study of motor and intellectual abilities correlation in ontogenesis. The theses formulated in the article are based on the wide ex perimental material, which has been collected for three age extracts during three years. Motor (power, quickness, endurance, speed-andpower abilities) and intellectual abilities (Amthauer IST-test) were tested. The experimental data analysis shows that schoolboys of the 6th grade characterized by low intellectual dynamics have higher rate of motor abilities dynamics. On the contrary, schoolboys characterized by higher intellectual dynamics do not obtain such well-developed motor abilities, which does not seem to lower the development of their intellectual power. According to these facts, we could suggest that the intensive motor development at teen age lowers the intellectual development. At the same time the pupils of the 8th, the 10th grades, as well as the first and the second year university students, display an inverse correlation, i.e. a higher rate of motor abilities growth for young men with high intellectual dynamics are observed. It is also necessary to note that while 6-grade schoolboys had higher quantity intellectual changes based on the originally higher intellectual development level, 8-grade and older young men showed different dynamics: they had higher quantity intellectual changes based on an originally (a year before) lower intellectual development level. Based on the research results, the following supposition is made: for teenagers, the intensiveness of motor and the intensiveness of intellectual development are antagonistic in some way. We can say that all this is directly connected with the cognitive psychology term "the syndrome of the 7th grade" characterized by a demonstrable lowering of schoolchildren's intellectual dynamics. It is obvious that pupils have a lowering of different levels. The latter is possibly connected with individual characteristics, which cause individual degrees of expressing the sensitivity of the motor development. People with more intensive motor development show the lowering of intellectual development, and vice versa.

Текст научной работы на тему «Вектор реализации сопряженного двигательного и умственного развития»

Е.М. Ревенко, В.А. Сальников

ВЕКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СОПРЯЖЕННОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Обосновывается необходимость учета связей в развитии двигательной и умственной сфер личности в образовательном процессе. На основе экспериментальных данных показано, что соотношение развития двигательных и умственных способностей юношей меняется с возрастом.

Ключевые слова: двигательные способности; умственные способности; соотношение; возраст; варианты развития.

Неотъемлемой частью инновационного этапа развития образовательной системы является совершенствование физического воспитания подрастающего поколения. Низкая эффективность традиционной системы физического воспитания диктует необходимость поиска новых организационных форм. В ходе проведения большой теоретической и экспериментальной работы группой ученых было доказано, что спортивно-ориентированное физическое воспитание позволяет существенно повысить эффективность педагогических воздействий на развитие двигательного потенциала учащихся [1].

Вместе с тем одним из условий успешной реализации инноваций является осознание роли физического воспитания в процессе развития личности, которая в настоящее время сводится преимущественно лишь к формированию двигательного потенциала, укреплению здоровья подрастающего поколения. Процессы развития умственной и двигательной сфер личности рассматриваются как имеющие свои независимые, непере-секающиеся линии. По нашему мнению, одной из причин этого выступает не в полной мере осмысленное в общественном сознании значение физического развития для целостного формирования личности в единстве ее двигательных, интеллектуальных способностей и нравственных качеств. Отдельные способности не являются рядоположными и не существуют независимо друг от друга, а приобретают качественно различный характер и существенно меняются от степени развития других способностей.

Важный и вместе с тем не всегда сознательно реализуемый аспект влияния двигательных действий на умственное развитие в ходе физического воспитания отмечала Н.П. Локалова [2]. Развитие двигательной и умственной сфер личности теснейшим образом взаимосвязано, поскольку, с одной стороны, познавательные процессы позволяют человеку контролировать и управлять движениями, а с другой - посредством реализации двигательной деятельности происходит развитие самих познавательных процессов. Процесс осуществления движений всегда сопряжен с необходимостью создания адекватного образа двигательного действия, что предполагает анализ, синтез, сравнение и обобщение информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Отсюда наиболее адекватный образ двигательного действия возможен при достаточной дифференцированности познавательной сферы. Вместе с тем известно [3], что как раз именно движения позволяют практически до бесконечности разнообразить впечатления, обусловливая поставку более богатого воспринимаемого материала, а также способствуют расчленению исходно слитных впечатлений, что, в свою очередь, лежит в основе про-

цессов дифференциации в развитии познавательных процессов.

Эффективность учебного процесса может обеспечиваться только при такой его системной организации, которая соотносится с закономерностями возрастного развития различных систем организма, которые в большей или меньшей степени взаимосвязаны и взаи-модетерминированы. Сегодня становится все более очевидным, что в образовательной системе сложно создать оптимальные условия развития личности, изучая и раскрывая лишь гомогенные связи между отдельными сторонами обучения и воспитания и развитием соответствующей сферы личности. Отмеченное продиктовано логикой развития сложных систем. С позиции системного подхода познание становления личности не сводится к суммированию закономерностей развития ее элементов. Изменение какого-либо отдельного компонента отражается на других компонентах и обусловливает изменение системы в целом.

Комплексное изучение развития человека позволило Б.Г. Ананьеву подчеркнуть, что в процессе развития изменение какого-либо отдельного компонента системы не может не затрагивать других компонентов в силу наличия внутренних взаимозависимостей между отдельными сторонами развития (умственного, физического, нравственного и т.д.). В частности, пишет автор, «то или иное изменение, вносимое воспитанием и обучением в развитие ребенка, проникает в одни механизмы, вызывает сопротивление в других, растормаживает или затормаживает какой-либо комплекс реакций, образует новую систему связей или преобразует старую» [4. С. 519-520]. Определенное воспитательное воздействие вызывает в человеке отдельную ответную реакцию, но эта реакция отражает изменение целого. В этой связи истинно глубокое познание закономерностей развития личности не должно ограничиваться изучением гомогенных связей, а более полную картину, отражающую закономерности развития человека, можно составить на основе изучения взаимовлияния развития различных сторон личности в ходе онтогенеза.

В этой связи внешние развивающие влияния должны учитывать структурно-функциональную разнокаче-ственность элементов системы и их разнообразную взаимную зависимость в ходе онтогенеза. Неправомерно рассматривать возрастное развитие только применительно к отдельно взятым системам, необходимо знать качество их взаимосвязей в возрастном аспекте и то, как эти взаимосвязи изменяются в различные возрастные периоды [5].

К настоящему времени в науке накоплен достаточно большой объем материала, раскрывающего особенности соотношения двигательной и умственной сфер

взрослеющей личности. Вместе с тем имеющиеся данные в значительной степени фрагментарны и отражают тот или иной узкий аспект рассматриваемого вопроса. Сегодня практически не исследован вопрос о наиболее оптимальном соотношении развития двигательных и умственных способностей в процессе взросления. Неизвестно, развитие каких двигательных способностей наиболее благотворно влияет на развитие умственной сферы человека в каждом конкретном возрасте, т. е. нет информации о том, как соотносятся сензитивные периоды развития двигательных способностей с аналогичными периодами в развитии определенных умственных способностей. Полагаем, что в раскрытии отмеченных закономерностей кроется существенный резерв повышения качества воспитательно-образовательных воздействий на развивающуюся личность.

Внимание исследователей в большинстве случаев акцентировалось на влиянии двигательной активности на умственную работоспособность [6, 7], выявлении возможности интеграции двигательной и познавательной деятельности учащихся в рамках занятий по физическому воспитанию [8-11]. Последний подход, по мнению авторов, позволяет непосредственно повысить интеллектуальный потенциал двигательной активности. Но речь в этом случае идет не столько о влиянии собственно двигательного развития и активности на умственное становление, сколько о том, каким образом сочетать двигательную и умственную работу, чтобы в ходе решения двигательных задач активизировать умственную деятельность. Бесспорно, подобная организация физического воспитания крайне важна в дошкольном образовательном процессе, поскольку при высо-коактуализированной потребности в движениях ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Вместе с тем высокие требования к познавательному развитию современных дошкольников нередко заставляют вводить уже в этом возрасте фактически полноценные занятия, предполагающие длительные статические нагрузки. Отчасти альтернативой этому могут стать интеллектуально нагруженные занятия физическим воспитанием преимущественно в игровой форме.

При всей ценности интеллектуализации физического воспитания посредством совмещения двигательной и умственной деятельности этот подход имеет свои ограничения.

Во-первых, практика показывает, что современное образовательное пространство отличается непрерывно увеличивающейся интеллектуализацией. При этом приоритет умственного развития становится настолько высок, что в определенной степени вытесняет из образовательной среды другие не менее важные для всестороннего и гармоничного развития личности сферы, в частности сферы развития двигательного и нравственного потенциалов человека. Наблюдаемый крен в сторону увеличения интеллектуальной нагрузки уже и при занятиях физической культурой, с одной стороны, повышает и без того высокую умственную нагрузку учащихся, а с другой - появляется риск утраты главных задач физического воспитания - развития двигательного потенциала, укрепления здоровья подрастающего поколения. В рассматриваемом случае интеллектуализация физического воспитания достигается преимуще-

ственно не средствами собственно двигательной активности, а привнесением в последнюю умственной нагрузки.

Во-вторых, совмещение двигательной и умственной активности, вероятнее всего, наиболее успешно может реализовываться в рамках дошкольного и отчасти младшего школьного физического воспитания. Косвенным подтверждением этому служит то, что практически все исследовательские работы по данному вопросу осуществлялись именно на детях отмеченных возрастных групп. Очевидно, что задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрастах позволяют включать в процесс решения двигательных задач умственную работу (например, в игровой метод). Не секрет, что в более старших возрастных группах задачи, формы и средства физического воспитания существенно изменяются, увеличивается доля строго регламентированных упражнений, направленных на развитие тех или иных двигательных способностей. Доля игрового метода существенно снижается. Соответственно меньше возможностей включения в двигательную активность компонентов умственной деятельности.

Как нам представляется, одним из перспективных исследовательских направлений по рассматриваемой проблеме является изучение соотношения развития двигательных и умственных способностей в ходе онтогенеза. Ценность данного подхода определяется следующим. Во-первых, уровень двигательных способностей является интегральным показателем функционирования двигательного анализатора и в определенной степени отражает двигательную активность той или иной направленности. Во-вторых, изучение соотношения рассматриваемых способностей позволяет раскрывать роль собственно двигательного развития в формировании умственных способностей, причем методически осуществить это возможно практически на всех этапах онтогенеза.

В настоящее время нами исследуются соотношения развития двигательных и умственных способностей на трех выборках, в каждой из которых ежегодные наблюдения проводятся в течение трех лет. Первая выборка школьников 6-8-х классов, вторая - юношей и девушек 10-11-х классов и 1-го курса Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, третья выборка - юношей и девушек 1-3-го курсов академии. Часть результатов исследования к настоящему времени уже опубликована в открытой печати [12-15].

Собранный и обработанный на сегодняшний день материал позволяет говорить о следующем. У шестиклассников проявления двигательных способностей в зависимости от уровня интеллекта не имеют достоверных различий ни по одному из тестируемых показателей. Между тем на уровне тенденции несколько более высокий уровень быстроты и скоростно-силовых способностей выявлен у школьников с высоким интеллектом. У школьников с низким интеллектом имеет место незначительное преобладание в показателях силовых тестов [12].

Несколько иная картина выявлена у школьников 8-х классов, свидетельствующая о довольно значительных различиях в двигательных способностях в зависи-

мости от проявляемого ими уровня интеллекта. Так, у лиц, имеющих меньший уровень интеллекта, выше показатели силовых и скоростно-силовых способностей, а также быстроты. Показатели в тестовых испытаниях двигательных способностей у школьников со средним уровнем интеллекта ближе к данным лиц, имеющих меньший уровень интеллекта.

Подобная связь наблюдается и у школьников 10-х классов; она свидетельствует, что лучший результат в показателях силовых, скоростно-силовых способностей, а также быстроты и аэробной выносливости выявлен у лиц с меньшим уровнем интеллекта. Полученные данные свидетельствуют, что в процессе

взросления происходит как бы поляризация в развитии интеллекта и двигательной сферы, развивающаяся, вероятнее всего, по доминантному признаку.

Результаты испытуемых второй и третей выборок показали, что и в 11-х классах, и у студентов 13-го курсов сохраняется описанная тенденция поляризации в развитии двигательной и умственной сфер личности, но при этом наблюдается ее существенное ослабление [14, 15]. То есть в процессе взросления, по мере удаления от подросткового возраста, наблюдается ослабление отрицательных связей между двигательными и умственными способностями.

Подтверждением этому послужило изученное нами соотношение динамики развития изучаемых способностей. Так, если в 6-х классах более высокая динамика двигательных способностей наблюдалась у школьников с низкой динамикой интеллекта, то начиная с 8-го класса и вплоть до студенческого возраста наиболее выраженные приросты двигательных способностей наблюдаются у юношей с высокой динамикой интеллекта.

Особый интерес в контексте рассматриваемого вопроса вызывает анализ выраженности динамики развития умственных способностей лиц, различающихся исходным уровнем интеллекта. У школьников 6-х классов высокая динамика интеллекта свойственна лицам, имеющим в начале эксперимента более высокий уровень его проявления. Юношам 8-11-х классов и студентам 1-3-го курсов свойственно обратное: высокая динамика интеллекта выявлена у лиц со сравнительно более низким уровнем его проявления в начале эксперимента.

Соответственно у шестиклассников, имеющих высокие темпы развития двигательных способностей, ниже уровень интеллекта и его динамика. Исходя из этого мы склонны полагать, что интенсивное развитие двигательной сферы в подростковом возрасте несколько тормозит интеллектуальное развитие. Наоборот, у школьников с высоким интеллектом и большей динамикой его развития двигательные способности развиваются менее интенсивно, чем, вероятно, не препятствуют развитию умственной сферы. Косвенное подтверждение нашей гипотезы мы находим в ряде работ, описывающих динамику умственного развития в школьном возрасте. Так, в работе О.В. Болотовой [16] выявлено определенное снижение темпов познавательного развития учащихся 5-7-х классов, которое, по мнению автора, связано с особенностями подросткового возраста, когда на первое место выходит физическое развитие детей. На этом этапе организм тратит колос-

сальные энергетические ресурсы на биологические процессы созревания, изменения на гормональном и психофизиологическом уровнях.

Сравнение динамики интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения, проведенное Е.Г. Будриной [17], также показало наличие спада интеллектуальных возможностей учащихся 7-х классов, который в той или иной степени проявляется как в коррекционной и традиционной, так и в обогащающей моделях обучения.

По мнению Е.П. Ильина [18], гормональная перестройка, происходящая в организме в подростковом возрасте, приводит к росту возбуждения и подвижности нервных процессов. Известно, что преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу обусловливает более высокую потребность в двигательной активности. Есть основания полагать, что повышение возбудимости нервной системы в подростковом возрасте влияет на повышение двигательной активности, блокирующей в некоторой степени активность умственную. Вместе с тем подростковая возбудимость нервной системы не может не иметь индивидуальную меру выраженности хотя бы потому, что исходный уровень возбудимости и подвижности нервных процессов у людей неодинаков.

Как нам представляется, во многом с этим связан известный в когнитивной психологии «синдром 7-го класса», характеризующийся выраженным снижением динамики умственного развития школьников. Исходя из полученных нами данных очевидно, что у школьников в неодинаковой степени выражено замедление умственного развития. Последнее же, вероятно, связано с индивидуальными особенностями, обусловливающими индивидуальную меру выраженности сензитивности двигательного развития. У лиц с более интенсивным двигательным развитием больше выражено замедление динамики умственного развития, и наоборот. Этот тезис основывается на том, что выраженность и продолжительность сензитивных периодов для развития тех или иных двигательных способностей могут существенно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей личности [19].

Иная картина наблюдается на «выходе» из подросткового возраста. У школьников 8-х и старших классов, а также у студентов более высокая динамика интеллекта свойственна лицам с его более низким уровнем в исходном состоянии. Мы полагаем, как раз тем учащимся, кому в подростковом возрасте было свойственно более интенсивное двигательное развитие. В результате у лиц с низким уровнем проявления умственных способностей в 8-х и 10-х классах наблюдается однонаправленная более выраженная динамика изменения как двигательных, так и умственных способностей.

Представленные данные показывают наличие определенных вариантов возрастного развития личности в изучаемом аспекте, т.е. в определенном возрастном периоде возможно некоторое преобладание в развитии либо умственных, либо двигательных функциональных систем. Полагаем, что в раскрытии отмеченных закономерностей кроется существенный резерв повышения качества воспитательно-образовательных воздействий на развивающуюся личность.

Учет гетерогенных связей в развитии различных систем в едином процессе развития человека позволит создать наиболее благоприятные условия для формирования как двигательных, так и умственных способностей учащихся на основе использования положительных и нивелирования отрицательных переносов

развития одной функциональной системы на другую. Факты, свидетельствующие о взаимосвязях в развитии двигательной и умственной сфер личности, диктуют необходимость поиска должного места физического воспитания в инновационной образовательной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Прогонюк Л.Н. и др. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и под-

ростков общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 56-59.

2. Локалова Н.П. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 106-112.

3. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1: Физиология и психология. М.: Изд-во АН СССР, 1952. 772 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Под ред. Н.А. Логиновой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та,

2007. 549 с.

5. Сальников В. А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития // Физическая

культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 4. С. 8-12.

6. Бондаренко Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников: Дис. ... канд.

психол. наук. Ставрополь, 2003. 255 с.

7. Зайцев Б.М., Лытко А.А. Динамика умственной работоспособности первоклассников-шестилеток при разной двигательной активности //

Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 50-57.

8. Баландин В. А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание,

образование, тренировка. 2000. № 1. С. 24-26, 39-40.

9. Дворкин А. С., Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспита-

ния // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 32-34.

10. Стародубцева И.В., Короткова Е.А. Умственное развитие старших дошкольников в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 3. С. 18-22.

11. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 1. С. 50-54.

12. Зелова Т.Ф., Ревенко Е.М., Сальников В.А. Возрастные особенности соотношения развития двигательных и умственных способностей школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 3. С. 11-16.

13. Ревенко Е.М., Леденева И.В., Сальников В.А. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у школьников 15-17 лет //

Сибирский педагогический журнал. 2008. № 15. С. 448-459.

14. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у студентов // Теория и практика физиче-

ской культуры. 2008. № 11. С. 24-30.

15. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Сравнение микровозрастной динамики двигательных и умственных способностей студентов 17-20 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 6. С. 54—61.

16. Болотова О.В. Исследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 273 с.

17. Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 33-46.

18. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 384 с.

19. Сальников В.А. Особенности межпризнаковых и межвозрастных связей показателей морфофункционального развития // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: Сб. науч. тр. Омск: СибАДИ, 2010. 196 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 16 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.