Научная статья на тему 'Вектор развития содержания общего образования: от академической к функциональной грамотности'

Вектор развития содержания общего образования: от академической к функциональной грамотности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
994
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FUNCTIONAL LITERACY / ACADEMIC LITERACY / CONTENT OF GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексашина Ирина Юрьевна, Абдулаева Оксана Абдукаримовна, Киселев Юрий Петрович

В статье обсуждаются тенденции развития содержания общего образования, обусловленные глобальными вызовами современного общества. На основе анализа характеристик академической и функциональной грамотности определены их принципиальные отличия, характер взаимосвязи и взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTOR OF DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION CONTENT:FROM ACADEMIC TO FUNCTIONAL LITERACY

The article discusses trends in the development of the content of general education, due to the global challenges of modern society. Based on the analysis of the characteristics of academic and functional literacy their fundamental differences, the nature of the relationship and interaction are determined.

Текст научной работы на тему «Вектор развития содержания общего образования: от академической к функциональной грамотности»

И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев

(Санкт-Петербург)

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

VECTOR OF DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION CONTENT: FROM ACADEMIC TO FUNCTIONAL LITERACY

В статье обсуждаются тенденции развития содержания общего образования, обусловленные глобальными вызовами современного общества. На основе анализа характеристик академической и функциональной грамотности определены их принципиальные отличия, характер взаимосвязи и взаимодействия.

Ключевые слова: функциональная грамотность, академическая грамотность, содержание общего образования.

The article discusses trends in the development of the content of general education, due to the global challenges of modern society. Based on the analysis of the characteristics of academic and functional literacy their fundamental differences, the nature of the relationship and interaction are determined. Key words: functional literacy, academic literacy, content of general education.

Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. Прежде всего это связано с ускорением всех социокультурных перемен. Наблюдается очевидное несоответствие между развитием образования и общим уровнем культурного и технического окружения. Нарушилась веками сложившаяся система передачи опыта и традиций. Стремительно сокращаются сроки внедрения в практику новейших достижений науки и техники, зачастую полученные профессиональные навыки становятся невостребованными.

Господствовавшие в мировом образовании в последние два столетия технократические и сциентистские тенденции во многом предопределили его нынешний кризис. Оттуда же берет своё начало утвердившийся

в образовательной системе узкодисциплинарный подход, резкое обособление двух компонент образования: естественнонаучного и гуманитарного. Линейный, детерминистский подход к природе и технике способствовал развитию у людей фрагментарного восприятия действительности, утрате способности предвидеть, адекватно и комплексно оценивать глобальные экологические, цивилизационные, образовательные кризисы.

Столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте основан на взаимодействии двух парадигм: во-первых, это холистский подход к миру как к целостной системе; во-вторых, это гуманистический подход к человеку, живущему в этом мире. Объективное единство существова-

ния человечества - единство исторических судеб, единство с природой Земли, единство связей и взаимозависимости политических процессов, науки, техники и культуры утверждает глобалистика, которая предполагает развитие у человека новой системы ориентаций, основанных на общечеловеческих ценностях; формирование гуманистических отношений между людьми, овладения новыми способами научного мышления, исходящего из системно-целостного подхода к миру [4].

В рамках методологии системно-целостного подхода мы получаем ориентиры новой ментальности, которая формируется у человека на основе осознания [9]:

- внутренней многозначности (плюрализма) позиций и точек зрении при изучении того или иного достаточно сложного и нового вопроса;

- внутренней альтернативности принимаемых решений и понимания не только ближайших, но и отдалённых последствий принимаемых решений, особенно глобального характера;

- возможностей информатизации и цифровизации всех сфер жизни, с одной стороны, и необходимости осмысления целостной, системной картины мира, с другой стороны;

- необходимости привлекать к сотрудничеству при выработке решений различных специалистов (как гуманитарного, так и естественнонаучного профиля);

- уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственных разным нациям, и принципа ненасилия в отношении других людей, без которого нельзя наладить эффективное сотрудничество в решении глобальных проблем, особенно международного характера.

Эти педагогические ориентиры зачастую связывают с изменениями содержания функциональной грамотности, под которой понимается «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для

содействия их прогрессу и для собственного развития» [6]. Функциональная грамотность, в широком смысле, представляет собой интегральное качество личности» [5].

Руководитель комиссии по образованию ОЭСР (организации экономического сотрудничества и развития) Андреас Шлейхер обосновывает необходимость в новых критериях функциональной грамотности, показывающих компетентность молодых людей в мире, где глобализация является мощной экономической, политической и культурной силой. Обновления содержания функциональной грамотности необходимы, чтобы убедиться, что дети развиваются по надёжным ориентирам, приобретают навыки и качества характера, которые помогут им найти свой путь в неопределённом, изменчивом, энергозависимом и неоднозначном мире [2].

Таким образом, функциональная грамотность выступает интегративным показателем образования, состав и содержание которого постоянно меняются в зависимости от развивающихся потребностей человека и общества.

Не вызывает сомнения, что решение проблемы функциональной грамотности связано прежде всего с повышением уровня общего образования, позволяющего человеку функционировать в развивающемся мире. При этом индивид должен быть готовым выполнять основные задачи и функции в своей профессиональной деятельности, повседневной жизни, в качестве гражданина, а также обеспечивать безопасность своей жизнедеятельности и общества в целом. Это усиливает личностную значимость функциональной грамотности [6].

Согласно К. Робинсону [1], концептуальный сдвиг в образовании должен происходить по трём направлениям:

• от образования (education) - к свободному познанию (learning);

• от потребления (consumption) - к участию (participation);

• от учреждений (institutions) - к сетям (networks).

На этой основе рассматриваются возможные направления совершенствования

общего образования для обеспечения инновационного развития страны. Так, в международном стандарте «Навыки XXI века» («универсальные навыки», «ключевые компетентности», «soft skills») выделяются базовые навыки, компетенции и личностные качества, которые необходимо развивать в системе образования [7]:

1. Базовые навыки (способность учащихся применять знания и умения для решения повседневных задач в ситуациях, которые отличаются от учебных). К этой группе относятся навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность.

2. Компетенции (способность учащихся решать нетипичные задачи в ситуациях, которые отличаются от учебных). В эту группу входят компетенции, позволяющие учащимся решать более сложные задачи: критическое мышление, креативность, умение общаться, умение работать в команде.

3. Личностные качества (способность учащихся справляться с изменениями окружающей среды в ситуациях, которые отличаются от учебных). К таким качествам отнесены любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная грамотность.

В формате планируемых образовательных результатов перечисленные характеристики можно рассматривать как развитие познавательной, ценностной и деятель-ностной сфер личности. Концептуальная рамка образовательных результатов, разработанная для международного проекта «Образование 2030» [3], реализуемого ОЭСР, ориентирована по этим же принципам:

- развитие системы знаний, умений, отношений и ценностей, создающих основу образовательных результатов;

- формирование компетенций, как способность мобилизовать знания, умения, отношения и ценности при решении практических задач, проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в мире;

- становление стратегии поведения, как способности действовать в различных внеу-чебных ситуациях.

Однако целевая установка образовательных систем на развитие функциональной грамотности обучающихся не отменяет значимость академической грамотности в новых условиях. Важно подчеркнуть, что первые две позиции международного стандарта «Навыки XXI века» - базовые навыки и компетенции - составляют основу академической грамотности, а выработка стратегий поведения, как способности действовать в различных внеучебных ситуациях, направлена на развитие функциональной грамотности.

С академической грамотностью традиционно связано содержание отечественного образования, которое конструируется на основе базовых понятий основных отраслей науки. В условиях быстроменяющегося мира с неопределённым будущим и насыщенного информацией понимание академической грамотности выходит за границы предметных знаний, умений и навыков, смещая акценты в сторону развития умения добывать, сопоставлять и анализировать информацию, критически её оценивать, интерпретировать идеи и скрытые смыслы, делать самостоятельные выводы, а главное, продуцировать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать их состоятельность и выражать все это в форме связного, логически упорядоченного и структурированного устного или письменного текста.

С этих позиций в самом широком смысле под академической грамотностью понимаются комплексные умения (И.Б. Короткина), связанные прежде всего со знаковой, текстовой языковой деятельностью, которые позволяют не только критически оценивать, анализировать и правильно интерпретировать различного рода информацию, но и продуцировать новое знание, выдвигать, обосновывать и логически упорядочивать собственные мысли [8].

Расширение традиционного понимания академической грамотности не требуют радикального изменения структуры предметного обучения, но предполагает смещение

акцентов в содержании учебных программ и обогащение их заданиями на развитие и оценку навыков XXI века и личностных качеств учащихся.

Динамика современной жизни ставит задачу адаптации выпускников школ к заранее не определённой профессиональной траектории и формирования их готовности к решению задач в условиях новых технологических и социальных возможностей. Содержание школьного образования и учебной деятельности все больше ориентируется на формирование функциональной грамотности, становясь контекстуальным, приближенным к реальным ситуациям и формирующим стратегии поведения в различных контекстах реальной жизни.

В концепции П.Р. Атутова функциональная грамотность рассматривается в двух аспектах, «первый из которых связан с вооружением учащихся необходимым и достаточным объёмом знаний, умений, навыков, обеспечивающих возможность вхождения школьников в будущую деятельность, имея достаточный базис для эффективной практической работы на протяжении длительного периода. Второй аспект связан с формированием мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности, позволяющих всегда

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

- Моделирует ту или иную область научного познания.

- Предполагает развитие причинно-следственного, линейного мышления.

- Конструируется на базе классической системы формирования понятий на основе преимущественного использования индуктивного метода.

- Ученики осваивают систему понятий конкретной науки и их теоретические обобщения.

быть в деловой форме и постоянно и чутко реагировать на систематически изменяющуюся информационную и технологическую обстановку» [6].

В отличие от академической грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. Она обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Формирование нового порога функциональной грамотности связано с множеством социальных, экономических факторов и современных общественных тенденций, в зависимости от выбираемых при рассмотрении фокусов могут быть представлены различные типы функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная, компьютерная грамотность, финансовая грамотность и др.

Анализ структуры и содержание академической и функциональной грамотности обнаруживает их принципиальные отличия. Для лучшего понимания концептуального направления вектора развития содержания общего образования представим специфические особенностей учебно-познаватель-

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Л

- Моделирует реальную жизненную ситуацию.

- Ориентирует на нелинейное (вероятностное) мышление. Сложные системы нельзя описать только причинно-следственными связями.

- Конструируется на базе концептов на основе преимущественного использования дедуктивного метода.

- Ученики осваивают систему концептов, включающую предметные знания учеников, которые становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях [5].

Схема. Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности.

Такой подход соотносится с динамической моделью развития функциональной грамотности, разработанной Е.В. Ермоленко, компонентами которой являются: «ядро» - относительно инвариантная часть грамотности, определяемая имеющимся

ных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности обучающихся (схема).

На основе представленной схемы можно сделать вывод, что развитию функциональной грамотности в большей степени соответствует интегративное содержание. Другим важным выводом считаем принципиальную взаимосвязь этих двух видов грамотности, а также характер преемственности между ними.

уровнем общего образования (центр ядра представлен академической грамотностью); «внутренняя оболочка» - вариативная часть, отражающая новое содержание грамотности, связанное с изменениями в различных сферах общественной жизни, и «внешняя оболочка», включающая резерв грамотности, определяемый с учётом перспектив развития общества [6]. При этом важно подчеркнуть, что академическую грамотность следует рассматривать как фундамент для развития функциональной грамотности. Вектор развития содержания общего образования обоснован взаимодействием целевых установок развития академической и функциональной грамотности на всех его этапах.

Литература

1. Robinson K., Aronica L. Creative Schools: The Grassroots Revolution That's Transforming Education. Viking, 2G15. 32G p.

2. Schleicher A. Pisa tests to include 'global skills' and cultural awareness: [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bbc.com/news/business-363436G2

3. The Future of Education and Skills: OECD Education 2G3G Framework Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2G16. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf

4. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.: СпецЛит, 2GGG.- 223 с.

5. Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П. Система ориентиров конструирования заданий для развития и оценивания функциональной грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. - 2G19. - № 3: [Электронный ресурс]. - URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=288G3 (дата обращения: 21.G4.2G19)

6. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2G15. №1. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 21.G4.2G19).

7. Ковалева ГГС. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): Материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2G18 г.// Центр оценки качества образования [Официальный сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения 15.G5.2G19)

8. Короткина И.Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования // Ценности и смыслы.- 2G17. - № 5(51). - С. 2G-31.

9. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. - СПб.: СпецЛит, 2GG2. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.