Научная статья на тему 'ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЗОВЫЙ НОРМАТИВ ЗАТРАТ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / STANDARD PER CAPITA FINANCING / BASIC COST STANDARD / FINANCING OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стребков Сергей Геннадьевич

Введение: реформирование бюджетной системы неразрывно связано с изменением способов финансирования бюджетных учреждений. На смену сметному методу в 2012 г. в нашей стране был принят метод нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений. В настоящий момент можно подвести итоги работы нового метода и определить вектор его дальнейшего развития. Материалы и методы: изучена история возникновения метода нормативно-подушевого финансирования в нашей стране и её отражение в ключевых нормативно-правовых документах. Действие актуальных нормативных документов по нормативно-подушевому финансированию в сфере высшего профессионального образования определено интервалом с 2015 по 2019 год. По действующей нормативно-правовой базе Минобрнауки России (Министерства науки и высшего образования) для проведения анализа составлены таблицы базовых нормативов затрат, коэффициентов, выполнен расчёт базового норматива затрат с использованием районных коэффициентов для различных субъектов Российской Федерации. В таблицах определена динамика изменения базовых нормативов затрат в исследуемом периоде. Результаты: проанализирована динамика изменения показателей базовых нормативов затрат за период 2015-2019 г. с оценкой причин роста (снижения) отдельных видов затрат. Проведена оценка значимости отдельных видов коэффициентов к базовому нормативу затрат. Обсуждение: сформулирован перечень целей внедрения нормативно-подушевого финансирования, озвученных в нормативных документах и общественных дискуссиях по этому вопросу. Проведена оценка степени реализации целей нормативно-подушевого финансирования в высшем профессиональном образовании. Озвучены выявленные недостатки метода нормативно-подушевого финансирования на современном этапе. Заключение: сложившаяся практика применения нормативно-подушевого метода финансирования в высшем профессиональном образовании имеет ряд недостатков и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Даны рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTOR OF DEVELOPMENT OF NORMATIVE PER CAPITA FINANCING OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION EDUCATION IN RUSSIA

Introduction: the reform of the budget system is inextricably linked with changes in the way budget institutions are financed. In 2012, our country adopted the method of standard per capita financing of educational institutions to replace the estimated method. At the moment, it is possible to sum up the results of the new method and determine the vector of its further development. Materials and methods: the history of the emergence of the method of per capita financing in our country and its reflection in key legal documents is studied. The validity of current regulatory documents on per capita financing in the field of higher professional education is determined by the interval from 2015 to 2019. Under the current regulatory framework Ministry of education and science (Ministry of science and higher education) for the analysis of compiled tables of basic standards cost factors, the calculation of the base standard costs using regional coefficients for different regions of the Russian Federation. The tables determine the dynamics of changes in the basic cost standards in the study period. Results: the dynamics of changes in the indicators of basic cost standards for the period 2015-2019 with an assessment of the reasons for the growth (decrease) of certain types of costs is analyzed. The significance of certain types of coefficients to the basic cost standard was assessed. Discussion: a list of goals for the implementation of per capita financing is formulated, as stated in regulatory documents and public discussions on this issue. The assessment of the degree of implementation of the goals of normative per capita financing in higher professional education was carried out. The identified shortcomings of the method of normative per capita financing at the present stage are voiced. Conclusion: the current practice of applying the per capita method of financing in higher professional education has a number of disadvantages and needs further improvement. Recommendations are given to eliminate shortcomings and improve the method.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

08.00.05

УДК 330.1 DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10084

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

С. Г. Стребков

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)»,

Новосибирск (Россия)

Аннотация

Введение: реформирование бюджетной системы неразрывно связано с изменением способов финансирования бюджетных учреждений. На смену сметному методу в 2012 г. в нашей стране был принят метод нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений. В настоящий момент можно подвести итоги работы нового метода и определить вектор его дальнейшего развития.

Материалы и методы: изучена история возникновения метода нормативно-подушевого финансирования в нашей стране и её отражение в ключевых нормативно-правовых документах. Действие актуальных нормативных документов по нормативно-подушевому финансированию в сфере высшего профессионального образования определено интервалом с 2015 по 2019 год. По действующей нормативно-правовой базе Минобрнауки России (Министерства науки и высшего образования) для проведения анализа составлены таблицы базовых нормативов затрат, коэффициентов, выполнен расчёт базового норматива затрат с использованием районных коэффициентов для различных субъектов Российской Федерации. В таблицах определена динамика изменения базовых нормативов затрат в исследуемом периоде.

Результаты: проанализирована динамика изменения показателей базовых нормативов затрат за период 20152019 г. с оценкой причин роста (снижения) отдельных видов затрат. Проведена оценка значимости отдельных видов коэффициентов к базовому нормативу затрат.

Обсуждение: сформулирован перечень целей внедрения нормативно-подушевого финансирования, озвученных в нормативных документах и общественных дискуссиях по этому вопросу. Проведена оценка степени реализации целей нормативно-подушевого финансирования в высшем профессиональном образовании. Озвучены выявленные недостатки метода нормативно-подушевого финансирования на современном этапе. Заключение: сложившаяся практика применения нормативно-подушевого метода финансирования в высшем профессиональном образовании имеет ряд недостатков и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Даны рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию метода.

Ключевые слова: базовый норматив затрат, высшее профессиональное образование, нормативно-подушевое финансирование, финансирование образовательного учреждения.

Для цитирования: Стребков С. Г. Вектор развития нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования в России // Вестник НГИЭИ. 2020. № 9 (112). С. 54-72. DOI: 10.24411/22279407-2020-10084

VECTOR OF DEVELOPMENT OF NORMATIVE PER CAPITA FINANCING OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION EDUCATION IN RUSSIA S. G. Strebkov

Novosibirsk state University of architecture and civil engineering (sibstrin), Novo-Sibirsk (Russia)

Abstract

Introduction: the reform of the budget system is inextricably linked with changes in the way budget institutions are financed. In 2012, our country adopted the method of standard per capita financing of educational institutions to replace the estimated method. At the moment, it is possible to sum up the results of the new method and determine the vector of its further development.

Materials and methods: the history of the emergence of the method of per capita financing in our country and its reflection in key legal documents is studied. The validity of current regulatory documents on per capita financing in the field of higher professional education is determined by the interval from 2015 to 2019. Under the current regulatory framework Ministry of education and science (Ministry of science and higher education) for the analysis of compiled

tables of basic standards cost factors, the calculation of the base standard costs using regional coefficients for different regions of the Russian Federation. The tables determine the dynamics of changes in the basic cost standards in the study period.

Results: the dynamics of changes in the indicators of basic cost standards for the period 2015-2019 with an assessment of the reasons for the growth (decrease) of certain types of costs is analyzed. The significance of certain types of coefficients to the basic cost standard was assessed.

Discussion: a list of goals for the implementation of per capita financing is formulated, as stated in regulatory documents and public discussions on this issue. The assessment of the degree of implementation of the goals of normative per capita financing in higher professional education was carried out. The identified shortcomings of the method of normative per capita financing at the present stage are voiced.

Conclusion: the current practice of applying the per capita method of financing in higher professional education has a number of disadvantages and needs further improvement. Recommendations are given to eliminate shortcomings and improve the method.

Key words: Standard per capita financing, basic cost standard, financing of an educational institution higher professional education.

For citation: Strebkov S. G. Vector of development of normative per capita financing of higher professional education education in Russia // Bulletin NGIEI. 2020. № 9 (112). P. 54-72. DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10084

Введение

Обеспечение современного и качественного образования граждан является одной из важнейших задач государства. Для решения этой задачи требуется обеспечить финансирование образовательных учреждений в объёмах, необходимых для качественной реализации образовательных программ. Недостаточность финансовых ресурсов государства, кризис системы образования, переход нашей страны к рыночной системе хозяйствования вынудили к поиску новых способов определения объёмов необходимого финансирования образовательных учреждений. Сметный метод финансирования образовательных учреждений подвергался активной критике с одновременным поиском альтернатив. В качестве нового подхода к финансированию образовательных учреждений, в том числе учреждений высшего профессионального образования, в нашей стране в 2012 г. был выбран метод нормативно-подушевого финансирования. На сегодняшний момент этап внедрения нормативно-подушевого метода финансирования вузов можно считать однозначно завершённым, можно подвести итоги и определить вектор дальнейшего развития метода.

Материалы и методы

Основными материалами для анализа и оценки в статье послужили нормативные документы Правительства Российской Федерации, Минобрнау-ки (Министерства науки и высшего образования), а также опыт практического применения автором методик нормативно-подушевого финансирования. В статье используются методы анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, индукции, моделирования, сравнения, описания.

Нормативно-подушевое финансирование образовательных организаций - на современном этапе это модель финансирования образовательных учреждений, основывающаяся на определении нормативных затрат на одного обучающегося в год. Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений обычно противопоставляется сметному, при котором финансирование осуществляется на основе смет всей совокупности расходов на содержание образовательного учреждения в соответствующем году. Сметное финансирование учреждений высшего профессионального образования в нашей стране характерно для периода существования СССР и переходного периода рыночной экономики.

Возможность нормативно-подушевого финансирования в образовании начала обсуждаться в период СССР с выходом в 1987 г. брошюры Е. Ф. Сабурова «Новый хозяйственный механизм школы». Использование понятий человеческого капитала и производственной функции применительно к образовательному процессу было весьма новаторским для своего времени. Идеи нормативно-подушевого финансирования образования не успели найти своего воплощения в нормативных документах СССР. Идея изменения принципов финансирования образования на законодательном уровне появилась в период перехода к рыночной системе хозяйствования. Проблема финансовых нормативов рассматривалась в период 1990-х гг. при разработке концепции реформирования высшего образования России в рамках проекта ТАСИС ДЕЛФИ [1], характеризовавшейся высокой социальной, политической и финансовой нестабильностью государства, когда установленные

государством гарантии финансирования образования не выполнялись [2].

Начальным этапом в декларировании новых подходов к нормированию расходов в сфере высшего профессионального образования можно считать Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина от 11.07.1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» [3]. Указом был определён основной норматив заработной платы преподавателя ВУЗа в размере, превышающем в 2 и более раза среднюю заработную плату в промышленности Российской Федерации. Это решение позволяло уйти от тарифно-квалификационного принципа оплаты труда и установить взаимосвязь оплаты труда преподавательского состава с рыночными процессами на рынке труда. Несмотря на однобокость такого решения к составу расходов ВУЗа, подход к нормированию оплаты труда преподавательского состава и научных работников в размере, превышающем в 2 и более раза среднюю по региону, используется и в настоящее время, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»» (далее по тексту «дорожная карта») [4]. На уровне закона идея нормативно-подушевого финансирования образования получила своё воплощение в «Законе об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 п. 2, ст. 41. Метод формирования нормативов был определён как «Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчёте на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе» [5].

Последующие федеральные программы и иные нормативные документы, вплоть до 2012 г., предусматривали необходимость разработки новых нормативов, в том числе и без акцента на подушевой персонификации. Рассматривались возможности использования в качестве единичного норматива отдельной образовательной услуги, отдельной образовательной программы, одного обучающегося и одного учреждения, при этом нормативно-подушевое финансирование рассматривалось наравне с другими [6]. Для этого переходного периода характерно использование, в той или иной степени, сметного подхода в финансировании образовательных учреждений высшего образования. Переходный период был характерен активными дискуссиями между сторонниками трактовки высшего профессионального образования как «общественного блага» и сторонниками образования как «услу-

ги», активными поисками возможных методик нормирования расходов, изучение зарубежного опыта [7]. Оценка преимуществ нормативного финансирования высшего профессионального образования над сметным носила эмпирический характер.

Отправной точкой практического создания и применения нормативов подушевого финансирования в нашей стране следует считать Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от

07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [8]. В нём, в числе других задач, указано «осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования...» Указ определил в качестве объекта финансирования обучающегося, с учётом образовательной программы, профессиональной направленности и особенностью реализации образовательной программы. Следующее за указом Постановление Правительства Российской Федерации от

03.06.2013 г. № 467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования» утвердило срок определения методики для формирования нормативных затрат с возможностью применения повышающих коэффициентов и правил применения методики (два месяца с момента выхода постановления) и начало её практического применения при формировании государственного бюджета на 2015 год [9]. В соответствии с постановлением № 467 методика формирования нормативных затрат была создана и утверждена 02.08.2013 г.

Определение состава базовых нормативов затрат и иные изменения в порядке формирования государственного задания, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» [10], привели к необходимости переработки методики. Новая методика определения нормативных затрат, актуальная на сегодняшний день, была утверждена приказом Минобрнауки России от 30.10.2015 г. № 1272 «О методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупнённым груп-

пам специальностей (направлений подготовки)» [11]. Основой методики является процедура определения базового норматива затрат - минимального значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям или укрупнённым группам специальностей, по уровням профессионального образования, очной формы обучения. Под единицей государственной услуги, в высшем профессиональном образовании, понимается расчётная величина среднегодового контингента студентов, учитывающая приём новых студентов, выпуск закончивших обучение и прогнозный отсев (движение) студентов в соответствующем календарном году. Методика регламентирует состав расходов, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (прямых), к которым относятся оплата и начисления на оплату труда профессорско-преподавательского состава, приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, приобретение учебной литературы и периодических изданий, транспортные услуги, расходы на прохождение практики обучающимися, повышение квалификации преподавательским составом.

К регламентируемым методикой затратам на общехозяйственные нужды (косвенные) при оказании государственной услуги относятся затраты на коммунальные услуги, затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, амортизация особо ценного движимого имущества, услуги связи, в том числе Интернет, оплата и начисления на оплату труда работников, не принимающих участие в оказании государственной услуги, организацию культурно-массовой работы и прочие общехозяйственные нужды.

Дополнительно методика устанавливает применение к базовому нормативу затрат две группы коэффициентов. Территориальные корректирующие коэффициенты, учитывающие региональный уровень заработной платы, расходы на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества. Отраслевые коэффициенты, отражающие особенности образовательных учреждений реализовывать образовательные программы, показатели эффективности ВУЗа, форму обучения (очно-заочная, заочная). На практике определение подушевой нормы финансирования выражается в ежегодном формировании и доведении до образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки (Министерству науки и высшего образования), документов следующего содержания.

Приказ об утверждении перечня направлений подготовки, по которым определяется базовый норматив затрат. Документ содержит перечень направлений подготовки, с указанием кодов, сгруппированный по трём стоимостным группам, в зависимости от трудоёмкости, материалоёмкости и необходимости дорогостоящего лабораторного оснащения учебного процесса, и по уровням образования. Совместно или отдельным приказом министерство устанавливает корректирующие коэффициенты и правила их применения к базовому нормативу затрат. Методика определения министерством значений отдельных составляющих базовых нормативов затрат и коэффициентов носит не публичный характер. Сумма субсидии на выполнение государственного задания учреждения по образовательным услугам высшего профессионального образования в упрощённом виде формируется как произведение базового норматива затрат с учётом применяемых к нему коэффициентов на коэффициент выравнивания, на среднегодовую численность контингента, указанную в государственном задании, и прибавлением доли возмещаемых налогов (налог на имущество, налог на землю).

Для анализа базового норматива затрат в настоящей статье принимается период, соответствующий актуальной нормативной базе (2015-2019 г.), наиболее массовый уровень высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет) и стоимостные группы направлений подготовки, которые обобщённо можно назвать как: «гуманитарные направления № 1» и «технические направления, не требующие значительной материально-технической базы, № 2». Источником значений базовых нормативов затрат и группировка направлений подготовки служат соответствующие приказы Минобрнауки (Министерства науки и высшего образования) [12; 13; 14; 15; 16; 17]. Для краткости используем упрощённые и объединённые в части расходов на содержание имущества формулировки составляющих базовых нормативов затрат, чем используемые в нормативных документах.

Значения базовых нормативов затрат оформляем в виде таблиц по стоимостным группам, с промежуточной группировкой по затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги (прямым) и затратами на общехозяйственные расходы (косвенным).

Аналогично показатели базовых нормативов затрат для стоимостной группы № 2 представлены в таблице № 2.

Таблица 1. Динамика базовых нормативов затрат для стоимостной группы № 1

Итоговые значения и величина составляющих Дина-

№ Составляющие базовых нормативов затрат базовых нормативов затрат (тыс. руб./год) мика за

п/п 2015 2016 2017 2018 2019 период (%)

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского

1 состава (далее по тексту - ППС) и других работ- 33,01 37,01 48,73 50,85 54,02 +63,65 ников образовательной организации, непосредственно связанных с оказанием государственной

услуги, включая страховые взносы

Затраты на приобретение материальных запасов и

2 имущества с учётом срока полезного использова- 0,38 2,34 2,44 2,54 2,54 +568,42

ния, включая арендные платежи

Затраты на приобретение учебной литературы, пе-

3 риодических изданий, издательских и полиграфи- 0,9 0,54 0,56 0,52 0,52 -42,22

ческих услуг, электронных изданий

Затраты на приобретение транспортных услуг, в

том числе на проезд ППС до места прохождения

повышения квалификации и обратно, на проезд до места прохождения практики и обратно для обу- 0,27 0,28 0,29 0,3 0,3 +11,11

чающихся, проходящих практику, и сопровожда-

ющих их работников образовательной организации

Затраты на организацию учебной и производ-

ственной практики, в том числе затраты на прожи-

5 вание и оплату суточных для обучающихся, про- 1,81 2,0 2,08 2,14 2,14 +18,23

ходящих практику, и сопровождающих их работ-

ников образовательной организации

Затраты на повышение квалификации ППС, в том

числе связанные с наймом жилого помещения и 6 дополнительные расходы, связанные с проживани- 2,0 0,35 0,36 0,31 0,31 -84,50

ем вне места постоянного жительства

^ Затраты на прохождение ППС периодических медицинских осмотров 0 0,42 0,44 0,74 0,74 +76,19

8 Итого прямых затрат: 38,37 42,94 54,9 57,4 60,57 +57,86

9 Затраты на коммунальные услуги 1,71 2,12 2,2 2,46 2,46 +43,86

Затраты на содержание объектов недвижимого и

особо ценного движимого имущества (проведение

10 текущего ремонта, выполнение санитарно- 1,21 3,95 4,11 6,39 6,39 +428,1

эпидемиологических требований, противопожар-

ной безопасности, охранной сигнализации)

Затраты на приобретение услуг связи, в том числе Интернет 0,14 0,11 0,11 0,08 0,08 -42,86

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты

по оплате труда работников образовательной орга-

12 низации, которые не принимают непосредственно- 19,64 12,42 12,92 13,28 13,44 -31,57

го участия в оказании государственной услуги,

включая страховые взносы

Затраты на организацию культурно-массовой, физ-

13 культурной и спортивной, оздоровительной рабо- 3,30 3,3 3,46 3,39 3,52 +6,67

ты со студентами

14 Итого косвенных затрат: 26,0 21,9 22,8 25,6 25,89 -0,42

15 Итого базовые нормативы затрат 58 64,37 64,84 77,70 83,0 86,46 +34,32

Table 1. Dynamics of basic cost standards for cost group № 1

Total values and the amount of the basic Dynam-

№ The components of the basic standards cost cost standards (thousand rubles / year) ics for

n/a 2015 2016 2017 2018 2019 the period (%)

Labor costs and accruals for payments for the remu-

neration of teaching staff (hereinafter referred to as

1 teaching staff) and other employees of an education- 33,01 37,01 48,73 50,85 54,02 +63,65

al organization directly related to the provision of

public services, including insurance premiums

The cost of acquisition of inventories and property,

2 taking into account useful life, including lease payments 0,38 2,34 2,44 2,54 2,54 +568,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Expenses for purchasing educational literature, peri-

3 odicals, publishing and graphic services, electronic publications 0,9 0,54 0,56 0,52 0,52 -42,22

Expenses for the purchase of transport services, in-

cluding travel of teaching staff to the place of profes-

4 sional development and back, travel to the place of practice and back for students undergoing practice, and accompanying employees of the educational organization 0,27 0,28 0,29 0,3 0,3 +11,11

The costs of organizing training and production prac-

tice, including the cost of living and payment of dai-

5 ly allowances for students who are interning, and accompanying employees of the educational organization 1,81 2,0 2,08 2,14 2,14 +18,23

Expenses for improving the skills of teaching staff,

6 including those related to the hiring of residential premises and additional expenses related to living outside of the place of permanent residence 2,0 0,35 0,36 0,31 0,31 -84,50

7 The cost of the passage of the PPP periodic medical examinations 0 0,42 0,44 0,74 0,74 +76,19

8 Total direct costs: 38,37 42,94 54,9 57,4 60,57 +57,86

9 The cost of utilities 1,71 2,12 2,2 2,46 2,46 +43,86

Expenses for the maintenance of real estate and es-

10 pecially valuable movable property (current repairs, compliance with sanitary and epidemiological requirements, fire safety, security alarm) 1,21 3,95 4,11 6,39 6,39 +428,1

11 Expenses for purchasing communication services, including Internet 0,14 0,11 0,11 0,08 0,08 -42,86

Labor costs and accruals for remuneration of em-

12 ployees of an educational organization who do not directly participate in the provision of public services, including insurance premiums 19,64 12,42 12,92 13,28 13,44 -31,57

13 Expenses for organization of mass cultural, physical culture, sports, health-improving work with students 3,30 3,3 3,46 3,39 3,52 +6,67

14 Total indirect costs: 26,0 21,9 22,8 25,6 25,89 -0,42

15 Total basic cost standards 64,37 64,84 77,70 83,0 86,46 +34,32

Источник: составлено автором на основании [12; 13; 14; 15; 16; 17]

Таблица 2. Динамика базовых нормативов затрат для стоимостной группы № 2

№ п/п Составляющие базовых нормативов затрат Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат (тыс. руб./год) Динамика за период (%)

2015 2016 2017 2018 2019

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты

по оплате труда профессорско-преподавательского

1 состава (далее по тексту - 1II 1С) и других работни- 33,01 37,01 48,73 55,09 58,84 +43,90

ков образовательной организации, непосредственно

связанных с оказанием государственной услуги,

включая страховые взносы

Затраты на приобретение материальных запасов и

2 имущества с учётом срока полезного использования, 2,92 4,71 4,9 5,09 5,09 +42,63

включая арендные платежи

Затраты на приобретение учебной литературы, пе-

3 риодических изданий, издательских и полиграфиче- 0,9 0,54 0,56 0,52 0,52 -73,08

ских услуг, электронных изданий

Затраты на приобретение транспортных услуг, в том

числе на проезд ППС до места прохождения повы-

4 шения квалификации и обратно, на проезд до места 0,61 1,68 1,75 0,76 0,76 +19,74

прохождения практики и обратно для обучающихся,

проходящих практику, и сопровождающих их ра-

ботников образовательной организации

Затраты на организацию учебной и производствен-

ной практики, в том числе затраты на проживание и

5 оплату суточных для обучающихся, проходящих 2,87 7,34 7,63 7,84 7,84 +63,39

практику, и сопровождающих их работников обра-

зовательной организации

Затраты на повышение квалификации ППС, в том

6 числе связанные с наймом жилого помещения и до- 2,19 1,35 1,4 0,33 0,33 563,64

полнительные расходы, связанные с проживанием

вне места постоянного жительства

7 Затраты на прохождение ППС периодических меди- 0 0,42 0,44 0,81 0,81 +92,86

цинских осмотров

8 Итого прямых затрат: 42,5 53,05 65,41 70,44 74,19 +42,71

9 Затраты на коммунальные услуги 1,71 2,31 2,4 2,68 2,68 +36,19

Затраты на содержание объектов недвижимого и

особо ценного движимого имущества (проведение

10 текущего ремонта, выполнение санитарно- 2,53 4,34 4,52 7,11 7,11 +64,42

эпидемиологических требований, противопожарной

безопасности, охранной сигнализации)

11 Затраты на приобретение услуг связи, в том числе 0,14 0,11 0,11 0,08 0,08 -75,00

Интернет

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты

по оплате труда работников образовательной орга-

12 низации, которые не принимают непосредственного 24,19 13,66 14,21 14,6 14,78 -63,67

участия в оказании государственной услуги, вклю-

чая страховые взносы

Затраты на организацию культурно-массовой, физ-

13 культурной и спортивной, оздоровительной работы 3,3 3,3 3,46 3,39 3,52 +6,25

со студентами

14 Итого косвенных затрат: 31,87 23,72 24,70 27,86 28,17 -13,13

15 Итого базовые нормативы затрат 74,37 76,77 90,11 98,30 102,36 +27,34

60

Table 2. Dynamics of basic cost standards for cost group № 2

Total values and the amount of the basic Dy-

№ n/a cost standards (thousand rubles / year) namics

The components of the basic standards cost for the

2015 2016 2017 2018 2019 period (%)

Labor costs and accruals for payments for the remuneration of teaching staff (hereinafter referred to as

1 teaching staff) and other employees of an education- 33,01 37,01 48,73 55,09 58,84 +43,90 al organization directly related to the provision of public services, including insurance premiums

The cost of acquisition of inventories and property,

2 taking into account useful life, including lease pay- 2,92 4,71 4,9 5,09 5,09 +42,63

ments

Expenses for purchasing educational literature, peri-3 odicals, publishing and graphic services, electronic 0,9 0,54 0,56 0,52 0,52 -73,08 publications

Expenses for the purchase of transport services, in-

cluding travel of teaching staff to the place of profes-

sional development and back, travel to the place of practice and back for students undergoing practice, 1,68 1,75 0,76 0,76 +19,74

and accompanying employees of the educational or-

ganization

The costs of organizing training and production practice, including the cost of living and payment of dai-5 ly allowances for students who are interning, and accompanying employees of the educational organization

2,87 7,34 7,63 7,84 7,84 +63,39

Expenses for improving the skills of teaching staff,

6 including those related to the hiring of residential premises and additional expenses related to living outside of the place of permanent residence 2,19 1,35 1,4 0,33 0,33 -563,64

7 The cost of the passage of the PPP periodic medical examinations 0 0,42 0,44 0,81 0,81 +92,86

8 Total direct costs: 42,5 53,05 65,41 70,44 74,19 +42,71

9 The cost of utilities 1,71 2,31 2,4 2,68 2,68 +36,19

Expenses for the maintenance of real estate and es-

10 pecially valuable movable property (current repairs, compliance with sanitary and epidemiological requirements, fire safety, security alarm) 2,53 4,34 4,52 7,11 7,11 +64,42

11 Expenses for purchasing communication services, including Internet 0,14 0,11 0,11 0,08 0,08 -75,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Labor costs and accruals for remuneration of em-

12 ployees of an educational organization who do not directly participate in the provision of public services, including insurance premiums 24,19 13,66 14,21 14,6 14,78 -63,67

13 Expenses for organization of mass cultural, physical culture, sports, health-improving work with students 3,3 3,3 3,46 3,39 3,52 +6,25

14 Total indirect costs: 31,87 23,72 24,70 27,86 28,17 -13,13

15 Total basic cost standards 74,37 76,77 90,11 98,30 102,36 +27,34

Источник: составлено автором на основании [12; 13; 14; 15; 16; 17]

Таблица 3. Коэффициенты к базовому нормативу затрат Table 3. Coefficients to the basic cost standard

Значение коэффициента

(ед.) / The value of the coefficient (units)

Наименование коэффициента / The name of the coefficient

Составляющие базовых нормативов затрат, на которые распространяет своё действие (п/п табл. 1, 2) / Components of the

basic cost standards, which are subject to its effect (n/a tabl. 1, 2)

Право ведущего вуза самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты / The right of a leading University to independently develop and approve educational standards

1,15

1,0

1, 5, 6

Особенности реализации государственной услуги

в отношении студентов, являющихся инвалидами, лицами

с ограниченными возможностями здоровья / Features 2 1,0 1, 3, 6, 12

of implementation of the state service in relation

to students with disabilities, persons with disabilities

Специфика специализированного учреждения по работе

со студентами-инвалидами / Specifics of a specialized 1,2 1,0 1, 12

institution for working with students with disabilities

Особенности реализации образовательных программ

в уникальных научно-образовательных комплексах / 1,0 1,0 1, 3, 5, 6, 12

Features of implementation of educational programs

in unique scientific and educational complexes

Достижение целевых показателей эффективности деятельности вуза / Achievement of target indicators of efficiency of activity of the University

1,7

1,0

1, 5, 6

Форма обучения / Form of training 1,0 0,1 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13

Коэффициент выравнивания / Alignment coefficient 0,8 1,2 15

Территориальный коэффициент уровня заработной платы / Territorial coefficient of the salary level 4,407 1,0 1, 12

Территориальный коэффициент коммунальных услуг / The territorial factor in the utilities 16,669 1,0 9

Районные коэффициенты и северные надбавки / District coefficients and Northern allowances 2 1 1, 12, 13

Источник: составлено автором на основании [12; 13; 14; 15; 16; 17]

Для расчёта величины субсидии на государственное задание по реализации образовательных программ высшего образования базовые нормативы затрат в чистом виде, без применения коэффициентов, не применяются. Для оценки величины и значимости коэффициентов используются приказы Минобрнауки (Министерства науки и высшего образования). В таблице 3 указаны все коэффициенты базовых нормативов затрат с областью применения.

Коэффициент выравнивания является вспомогательной, расчётной величиной, призванной сгладить неравномерность финансирования учреждений последующих лет при совершенствовании методики

определения базовых нормативов затрат и величины субсидии.

Наиболее значимыми коэффициентами для формирования суммы субсидии являются: коэффициент формы обучения (для заочной формы 0,1, для очно-заочной 0,25), территориальный коэффициент уровня заработной платы, имеющий наибольший уровень для крупных городов и удалённых территорий с суровыми условиями жизни, территориальный коэффициент коммунальных услуг, районные коэффициенты и надбавки, имеющие высокое значение для территорий с суровыми условиями жизни. Для иллюстрации влияния коэффициентов вы-

полним расчёты суммы базовых нормативов затрат нормативам с учётом региональных коэффициентов для нескольких субъектов федерации по базовым 2019 г. [17] в таблице 4.

Таблица 4. Базовый норматив затрат с учётом территориальных коэффициентов для отдельных субъектов Российской Федерации

Table 4. Basic standard of expenses taking into account territorial coefficients for individual subjects of the Russian Federation

Наименование субъекта Российской Федерации /

Name of the subject of the Russian Federation

Базовый норматив затрат, бакалавриат, 2 группа (тыс. руб./год) / Basic

cost standard, bachelor's degree, group 2 (thousand rubles / year)

Коэффициент уровня заработной платы (ед.) / Coefficient of the level of wages (units)

Коэффициент коммунальных услуг (ед.) / The ratio of utilities (units of)

Районные коэффициенты

и северные надбавки (ед.) / District coefficients and Northern allowances (units))

Базовый норматив с учётом коэффициентов (ед.) / The base standard given the odds (ed.)

Республика Дагестан / Republic of Dagestan Город Москва / Moscow city Чукотский автономный округ / Chukotka Autonomous Okrug

Источник: составлено автором на основании [12; 13; 14; 15; 16; 17]

102,36 102,36

102,36

1,009 3,258

4,3

1,000 2,892

16,669

1,000

1,000

2,000

103

273,66

390,82

В период 2015-2019 годов прослеживается изменение величины территориальных коэффициентов в разные годы до 9 %, но следует воспринимать эти изменения в увязке с изменением соответствующего базового норматива и численности обучающихся. По вышеуказанному примеру в период 2015-19 годов, вне зависимости от изменения территориальных коэффициентов, коэффициенты Республики Дагестан были близкими к единице, а Чукотский автономный округ имел максимальные значения.

Результаты Проведём оценку изменения показателей базового норматива затрат по таблицам 1 и 2, указанным выше. Состав и величина базового норматива затрат периода 2016-2019 года более однородна по сравнению с 2015 годом в силу завершения процессов формирования методик определения показателей. В частности, пункт 10 таблиц 1 и 2 соответствует базовому нормативу затрат 2015 года, в последующие года затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества (проведение текущего ремонта, выполнение санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации) в базовых нормативах представлены тремя пунктами:

1. Затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи).

2. Затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества.

3. Сумма резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу.

Динамика изменений базовых нормативов затрат в первой группе направлений обучения (таблица № 1) характерна следующими изменениями.

Наибольшая положительная динамика роста у затрат на приобретение материальных запасов (п. 2) и содержание объектов недвижимости (п. 10) предположительно связана с недооценкой нормативной величины расходов в 2015 году. Наибольшую отрицательную динамику в первой группе у базовых нормативов на повышение квалификации ППС (п. 6) и затрат на услуги связи (п.11) можно объяснить завышением норматива на повышение квалификации в 2015 г., сокращением норматива на услуги связи - постепенным переходом на обмен информацией и документами в электронном виде и завышением норматива в 2015 г. Рост заработной платы ППС (п. 1) с одновременным снижением заработной платы неосновного персонала (п. 12) связан с выполнением «дорожной карты», предусматривающей достижения соотношения заработной

платы ППС (основного персонала) как 200 % по отношению к средней заработной плате по региону и снижением доли оплаты труда и среднесписочной численности неосновного персонала в общем фонде оплаты труда и численности сотрудников образовательного учреждения. Изменение нормативов оплаты труда основного и неосновного персонала в период 2015-2019 гг. носило равномерный характер. Рост прямых затрат (п. 8) обусловлен прежде всего ростом затрат на оплату труда ППС (п. 1), при этом косвенные затраты (п. 15) не выросли, но имеют тенденцию к росту в период 2017-2019 гг.

Для второй группы направлений обучения (таблица № 2) характерны изменения следующего характера.

Наибольшая положительная динамика роста у затрат на организацию учебной практики (п. 5), что предположительно связано с занижением норматива в 2015 году, и у затрат на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества (п. 10), что связано с неполным включением затрат в норматив 2015 года.

Наибольшая отрицательная динамика, как и у первой группы направлений обучения, у затрат на повышение квалификации ППС (п. 6) и затрат на услуги связи (п. 11) с аналогичными причинами возникновения. Аналогично для первой группы направлений обучения произошло увеличение норматива по заработной плате ППС при снижении норматива заработной платы неосновного состава, выросла сумма нормативов прямых затрат при снижении косвенных.

Для обеих групп направлений обучения характерно появление в 2016 году нового норматива «Затраты на прохождение ППС периодических медицинских осмотров» с его активным ростом к 2019 году. Сумма нормативов затрат для первой и второй групп направлений обучения выросла, темп роста в рассматриваемый период 2014-2019 гг. превышал уровень инфляции, заложенный в федеральный бюджет, рост первой группы был больше.

Из анализа таблиц № 3 и 4 можно сделать следующие выводы.

Базовый норматив формирует минимальную величину затрат на реализацию образовательной программы в течение одного календарного года. В настоящий момент при формировании суммы субсидии на государственное задание по реализации образовательных программ к базовому нормативу затрат могут быть применены десять коэффициентов, из которых восемь могут носить только повышающий характер, один (нормы обучения) - понижающий и один (коэффициент выравнивания) как

повышающий, так и понижающий. Коэффициенты направлены на оценку особенностей реализации образовательных программ отдельными учреждениями в различных субъектах Российской Федерации и сглаживание изменения финансирования ВУЗов при переходе со сметного на нормативно-подушевой метод. Наиболее значимы территориальные коэффициенты, дающие до четырёхкратного увеличения от базового норматива затрат.

Состав анализируемых таблиц и динамика изменений значений свидетельствует не только о большой проведённой работе, но и достижении определённого уровня стабилизации процесса развития нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования. Тем не менее нельзя считать этот процесс законченным и совершенным. Прежде всего, необходимо оценить, в какой мере достигнуты цели, которые должны быть достигнуты нормативно-подушевым финансированием.

Обсуждение

При оценке итогов процесса и возможных перспектив его развития необходимо оценить степень достижения поставленных целей. В нормативных документах, а именно в Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599, цель введения нормативно-подушевого финансирования указана весьма кратко, как «в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов...»

В дискуссиях по вопросам нормативно-подушевого финансирования озвучиваются цели: обеспечение равных условий образовательного процесса, появление принципа «деньги следуют за обучающимся», появление качественной конкуренции между образовательными учреждениями, повышение эффективности расходования бюджетных средств, ликвидации неэффективных затрат учреждения, повышение заработной платы работников учреждения, обеспечение прозрачности финансирования образовательных учреждений, обеспечение гарантированного финансирования учреждений, повышение экономической защищённости учреждений, снижение субъективных факторов при распределении средств, обеспечение каждого обучающегося одинаковой суммой бюджетных средств. При их несовпадении с указом № 599 озвученные цели хорошо иллюстрируют проблемы и ожидания участников дискуссий [18; 19; 20].

Особенностью дискуссионного процесса является то, что основной состав участников обсуждения нормирования финансирования образования представлен учёными, политиками, руководителями

образовательных учреждений, не имеющими прикладного опыта нормирования и планирования деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования. Отличительными чертами дискуссий на тему нормативно-подушевого финансирования являются отсутствие детального изучения участниками недостатков методик сметного метода финансирования, тщательного исследования возможностей их устранения в рамках сметного метода и аргументированного обоснования, что имеющиеся недостатки могут быть устранены исключительно за счёт введения нормативно-подушевого финансирования. Это, по сути, привело к отказу от сметного метода, как от неэффективного, практика широкого применения которого на протяжении десятилетий была освоена специалистами и руководителями финансово-экономических служб, имела свою историю создания, совершенствования и контроля исполнения. Возникла необходимость создания новых методик и перестройки работы. По факту новые методики можно считать созданными, несмотря на недостатки, успешно функционирующими и доступными для анализа и оценки соответствия целям.

Цель обеспечения равных условий образовательного процесса может считаться выполненной в части обеспечения минимального объёма финансирования обучения контингента в части базового норматива затрат на государственном уровне и базового норматива затрат с учётом коэффициентов внутри субъекта Российской Федерации. При этом базовый норматив затрат не обеспечит необходимых расходов в крупных городах и на территориях с суровыми климатическими условиями. Внутри субъектов Российской Федерации ВУЗы имеют различный уровень расходов на содержание имущественного комплекса, применение базового норматива затрат с применением коэффициентов и добавлением возмещаемых налогов по имущественному комплексу не создаёт равных условий. Равные условия финансирования образовательного процесса приведут к появлению средней стоимости и цены образовательных услуг. Цена подразумевает в своём составе наличие ожидаемой прибыли и подверженности влиянию всех законов рынка.

Существующие принципы формирования субсидии на выполнение государственного задания по реализации образовательных программ высшего профессионального образования, сроки внесения изменений в государственное задание и соглашение по субсидии в течение года не позволяют оперативно реагировать на перевод обучающихся за счёт бюджета из одного вуза в другой и соблюдать

принцип «деньги следуют за обучающимся». В общем случае снижение величины субсидии на выполнение государственного задания по реализации образовательных программ высшего профессионального образования предусмотрено при снижении величины среднегодового контингента студентов на дату промежуточного или окончательного отчёта о его выполнении более чем 10 % в целом по заданию.

Достижение цели появления качественной конкуренции между образовательными учреждениями путём перехода на нормативно-подушевое финансирование носит неоднозначный характер. Финансирование образовательных учреждений может ограничивать ценовую конкуренцию и стимулировать качественную.

С точки зрения ограничения ценовой конкуренции приказом Министерства высшего образования и науки РФ от 12.02.2019 г. № 6н «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами в пределах установленного государственного задания» в п. 4 было установлено ограничение на минимальный размер оплаты образовательных услуг: «Размер платы за оказание (выполнение) платных услуг (работ) не может быть ниже величины финансового обеспечения оказания таких же услуг (выполнения работ) в расчёте на единицу услуги (работы), оказываемых (выполняемых) в рамках государственного задания» [21]. Ежегодно перед началом приёмной компании в вузах (начало июня) Минобрнауки производит мониторинг стоимости образовательных услуг высшего профессионального образования, утверждаемой образовательными учреждениями на следующий учебный год, на предмет соответствия требованиям вышеуказанного приказа. Факты снижения стоимости должны быть обоснованы вузами по каждой образовательной программе и расчёты - обоснования снижения стоимости предоставляются в министерство. Таким образом, вузы внутри одного субъекта федерации имеют одинаковое ограничение стоимости образовательных услуг. Вузы различных субъектов Российской Федерации имеют различную стоимость реализации образовательных программ и могут конкурировать между собой по цене, но только по одинаковым образовательным программам. При

этом провинциальные вузы получают преимущество перед вузами крупных городов и территорий с тяжёлыми климатическими условиями, где стоимость выше.

Качественная конкуренция по реализации образовательных программ, в том числе и поощряемая материально, была между вузами и до момента внедрения нормативно-подушевого финансирования. При актуальной системе нормативно-подушевого финансирования стимулирование качества образовательных услуг косвенным образом заложено в значения коэффициентов (за исключением территориальных и формы обучения) к базовым нормативам затрат (таблица № 3) и в общей сумме носит незначительный характер. На практике поощрение преподавателей, дающих качественный показатель вузу, не связано с величиной субсидии и носит индивидуальный характер.

В период 2015-2019 гг. сомнительно повышение эффективности расходования денежных средств путём внедрения нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования. Непрозрачность методик формирования базовых нормативов затрат и коэффициентов затрудняет объективный анализ. Если рассматривать в качестве эффективности общую сумму государственных расходов на высшее профессиональное образование, то она стабильно росла. Рост расходов на образование по периодам выполнения установила национальная доктрина образования [22]. Величина базового норматива затрат тоже выросла. В целях экономии расходов на обучение не произошло перераспределение контрольных цифр приёма в пользу провинциальных вузов с низким значением территориальных коэффициентов, в субъектах РФ, не находящихся на территориях с тяжёлыми климатическими условиями, как имеющих более низкий базовый норматив затрат с применением коэффициентов.

Непрозрачность для вузов методик определения базового норматива затрат и фактической себестоимости образовательных программ не даёт ответа, произошла ли ликвидация неэффективных затрат учреждения. Если предположить, что за основу базового норматива затрат принимаются сведения о фактических расходах прошлых периодов с применением корректирующих коэффициентов, нормативов и поправок на ожидаемое изменение отдельных групп расходов в будущем, то в статистику неизбежно должны попасть неэффективные затраты учреждения, произведённые ими ранее. При формировании фактической себестоимости образовательных программ самим учреждением возможны различные варианты распределения косвенных расхо-

дов, серьёзно меняющих результат расчёта. В рассматриваемом периоде большой вклад в ликвидацию неэффективных затрат вузов внесла необходимость выполнения «дорожной карты», вынудившая максимальным образом аккумулировать ресурсы для повышения заработной платы преподавательского состава и научных сотрудников. Это привело к тому, что часть необходимых расходов по ремонту зданий, сооружений, лабораторного оборудования, обновления парка оргтехники не выполнялась и в статистику расходов прошлых лет не попала. Часть хозяйственных процессов была выведена вузами на аутсорсинг, что улучшило статистику вузов с точки зрения «дорожной карты», но увеличило затраты.

Цель повышения заработной платы работников учреждения в результате нормативно-подушевого финансирования можно считать выполненной. Повышение заработной платы преподавательского состава напрямую в период 2015-2019 г. было заложено в базовый норматив затрат. Одновременно норматив предусматривал снижение расходов на неосновной персонал. На практике это привело к увольнению вузами максимально возможного количества неосновного персонала с передачей функций уволенных работников оставшимся, с неэквивалентной доплатой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение прозрачности финансирования образовательных учреждений за счёт нормативно-подушевого финансирования нельзя считать выполненным полностью. Финансирование образовательных учреждений высшего профессионального образования за счёт государственного бюджета осуществляется не только за счёт субсидии на выполнение государственного задания, но и других субсидий (на приобретение оборудования, строительство объектов и т. п.), прозрачность формирования которых оставляет желать лучшего. При формировании субсидии на выполнение государственного задания не являются прозрачными методики формирования базового норматива и коэффициентов. При этом базовый норматив и коэффициенты публикуются и доступны широкому кругу пользователей. Однако в базовый норматив затрат не входит и не доступна для широкого ознакомления сумма возмещаемых налогов, входящая в сумму субсидии, являющаяся для каждого вуза индивидуальной.

С точки зрения обеспечения гарантированного финансирования образовательных учреждений нормативно-подушевое финансирование в настоящий момент является государственным инструментом планирования и распределения расходов на образование. Любой способ нормативного финанси-

рования является, прежде всего, обоснованием потребности в финансовых ресурсах. С точки зрения практического экономического расчёта, конечную сумму финансирования образовательного учреждения, полученную сметным способом, можно распределить на численность обучающихся (среднегодовой контингент, приведённую численность и т. п.). Аналогично сумму финансирования, полученную через нормативно-подушевое финансирование, детализировать до набора отдельных смет. Вне зависимости от способов обоснования потребности в финансировании финансирование может осуществляться только при наличии финансовых ресурсов. В настоящий момент гарантированное финансирование учреждений в размере базового норматива затрат без применения коэффициентов является недостаточным для обеспечения работы основной массы государственных вузов.

Цель повышения экономической защищённости образовательных учреждений можно трактовать как обеспечение гарантий исполнения учреждениями своих финансовых обязательств по выплате заработной платы, налогов и взносов, коммунальных услуг и т. п. [23]. Это пересекается с целью гарантированного финансирования (см. выше) и может конкретизировать отдельные показатели бухгалтерского баланса образовательного учреждения как критические, с точки зрения экономической защищённости (безопасности). Сметное финансирование подразумевает определение с помощью смет, в том числе и сумму расходов, необходимую для содержания конкретного имущественного комплекса. При нормативно-подушевом способе финансирования возможна ситуация, когда снижение численности обучающихся и связанное с этим сокращение финансирования пройдет «точку безубыточности» и приведёт к критическому росту кредиторской задолженности. В настоящий момент финансирование учреждений высшего профессионального образования по нормативно-душевому принципу не подразумевает обязанность учреждения расходовать денежные средства в строгом соответствии с базовым нормативом затрат (с учётом применения коэффициентов) и отчёта о фактическом расходовании средств в соответствии с базовыми нормативами затрат. Это даёт определённую свободу финансово -экономических решений, но и создаёт повод для нарушений и ошибок в ведении финансовой деятельности на местах. Одним из важнейших негативных факторов, появившихся с введением нормативно-подушевого метода финансирования, стал разрыв между внутренним планированием вуза и механизмом появления нормативов. В настоящий мо-

мент вузы не располагают исчерпывающей информацией, в какой степени утверждаемые базовые нормативы затрат соответствуют их реальным потребностям.

Цель снижения субъективных факторов при распределении средств между образовательными учреждениями при внедрении нормативно-подушевого финансирования при формировании субсидии на выполнение государственного задания по реализации образовательных программ можно считать выполненной и возможной к дальнейшему совершенствованию. Произошла систематизация субъективных факторов в виде создания перечня коэффициентов к базовому нормативу затрат. С точки зрения автора, перечень коэффициентов нельзя считать исчерпывающим и необходимо провести дополнительный анализ объективности уже определённых. Проявление непрозрачных субъективных факторов финансирования сохранилось при определении и распределении других субсидий, носящих целевой характер.

Цель обеспечения каждого обучающегося одинаковой суммой бюджетных средств носит откровенно популистский характер. В силу географических, инфраструктурных отличий, особенностей ведения образовательного процесса невозможно обеспечить качественное функционирование образовательных учреждений, выделяя одинаковую сумму, даже формируемую как среднюю, на каждого обучающегося даже в рамках одного вуза. Это приведёт к критическому недофинансированию вузов с высоким уровнем затрат на поддержание инфраструктуры и материалоёмким образовательным процессом.

Заключение

Анализ практики применения нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования показал, что к настоящему моменту законодательная и нормативная документация метода отлажена и активно применяется. Применение метода к настоящему моменту не позволило в полной мере достигнуть целей, сформулированных общественными дискуссиями. Следует признать, что в нашей стране равенство стоимости образовательных услуг в силу специфики образовательных процессов и географических особенностей недостижимо. В качестве рекомендаций по совершенствованию нормативно-подушевого метода возможно предложить следующее.

Возможно и необходимо доработать методику оперативной передачи средств субсидии при переходе обучающегося из одного образовательного учреждения в другое. Необходимо увеличить значимость качества образовательных услуг через увеличение

действующих или введение нового коэффициента к базовому нормативу затрат. Методика формирования базового норматива затрат и коэффициентов должна стать прозрачной для вузов, возмещаемые налоги должны войти в базовый норматив затрат. Проанализировать состав используемых коэффициентов к ба-

зовому нормативу затрат. Например, следует рассмотреть дополнительный коэффициент на обучение иностранных студентов, расходы по которым выше. Необходима отчётность вузов о фактическом расходовании денежных средств по нормативно-подушевому финансированию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В. И., Дж. Ван Зантворт, Бианка Енеке. Формирование социального диалога и партнёрских связей образования, органов управления и саморазвития. Доклад 4, апрель 2001. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2001, 120 с.

2. Розина Н. М., Зуев В. М. Нормативно-подушевое финансирование высшего образования: концепции и реалии // Вестник финансового университета. 2015. № 3. С. 122-135.

3. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. М. : Издание Верховного Совета СССР, 1991. № 31 (31 июля). 1281. 1320 с. [статьи 800-903].

4. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2469.

5. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета 1992. 4 с.

6. Беляков С. А. Финансирование системы образования в России. М. : МАКС Пресс, 2006. 301 с.

7. Климов А. А. Нормативно-подушевое финансирование вузов // Экономика образования. 2007. № 3 С. 22-27.

8. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 // Российская газета, 2012. С. 4.

9. О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования, Постановление Правительства Российской Федерации от 03 июня 2013 г. № 467 // Собрание Законодательства РФ. 2013. № 23. Ст. 2924.

10. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 // Собрание Законодательства РФ. 2015. № 28. ст. 4226.

11. О методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупнённым группам специальностей (направлений подготовки), Приказ Министерства Науки и образования от 30 октября 2015 г. № 1272 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165064/ (дата обращения 18.08.2020).

12. Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистенты-стажировки, и программ послевузовского профессионального образования в интернатуре, подготовке научных кадров в докторантуре, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам и стоимостным группам специальностей и направлений подготовки, отраслевые и территориальные корректирующие коэффициенты на 2016 год Перечень Минобрнау-ки Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № АП-117/18вн [Электронный ресурс]. URL: https://www.audar-mfo.rUna/editArtide/mdex/type_id/5/doc_id/9313/release_id/32509/ (дата обращения 18.08.2020).

13. О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодёжной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним, Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 884 [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-20.07.2016-N-884/ (дата обращения 18.08.2020).

14. Изменения в итоговые значения и величину составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, программ послеву-

зовского профессионального образования в интернатуре и подготовки научных кадров в докторантуре, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, Утверждено Минобрнауки Российской Федерации 27 ноября 2017 г. № 217/18 вн [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71743512/ (дата обращения 18.08.2020).

15. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, отраслевые коэффициенты и порядок их применения на 2019 год, Утверждено Министерством науки и высшего образования 20 ноября 2018 г. № МН-Пр-8/СК [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72776186/ (дата обращения 18.08.2020).

16. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 год Утверждено Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 25 июня 2019 г. № МН-Пр-18/СК [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/others/orm_z.pdf (дата обращения 18.08.2020).

17. Территориальные корректирующие коэффициенты к базовым нормативам затрат, применяемые при расчёте нормативных затрат на оказание государственных услуг в целях расчёта субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, и порядок их применения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Утверждено Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 25 июня 2019 г. № МН-Пр-18/Ск. [Электронный ресурс]. URL: https://nkrfkod.ru/zakonodatelstvo/territorialnye-korrektiruiushchie-koeffitsienty-k-bazovym-normativam-zatrat-primenjaemye-pri_3/ (дата обращения 18.08.2020).

18. Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом : Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. В. В. Глухова. СПб. : Издательство «Лань», 2004. 608 с.

19. Управление высшим учебным заведением: учебник / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника и д-ра физ.-мат. наук В. М. Филиппова. 5-е изд., перераб. и доп. М., ИНФРА-М, 2020. 426 с.

20. Аветисян И. А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России // Отраслевая экономика. 2013. № 1 (25). С. 108-122.

21. Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определёнными федеральными законами в пределах установленного государственного задания. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. № 6н [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72272748/ (дата обращения 18.08.2020).

22. О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 04 октября 2000 г. № 751 // Собрание Законодательства РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

23. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения : Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. М. : ИНФРА-М, 2017. 345 с.

Дата поступления статьи в редакцию 17.06.2020, принята к публикации 21.07.2020.

Информация об авторах: СТРЕБКОВ СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ,

преподаватель кафедры экономики и финансов девелопмента, начальник планово-финансового отдела университета

Адрес: ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)», 630008 Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, д. 113 E-mail: biostans@yandex.ru Spin-код: 5972-9312

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Bajdenko V. I., Dzh. Van Zantvort, Bianka Eneke. Formirovanie social'nogo dialoga i partnjorskih svjazej obrazovanija, organov upravlenija i samorazvitija. Doklad 4, aprel' 2001 [Formation of social dialogue and partnerships of education, government and self-development. Report 4, April 2001], Moscow: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. 2001, 120p.

2. Rozina N. M. V. M. Zuev Normativno-podushevoe finansirovanie vysshego obrazovanija: koncepcii i realii [Normative per capita financing of higher education: concepts and realities], Vestnik finansovogo universiteta [Bulletin of the financial University], 2015. No. 3. pp. 122-135.

3. Vedomosti Siezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR [Vedomosti of the Congress of people's deputies of the USSR and the Supreme Soviet of the USSR], Moscow: Izdanie Verhovnogo Soveta SSSR, 1991. No. 31, 1281 1320 p. [st. 800-903].

4. Ob utverzhdenii plana meroprijatij («dorozhnoj karty») «Izmenenija v otrasljah social'noj sfery, na-pravlennye na povyshenie jeffektivnosti obrazovanija i nauki» [On approval of the action plan («road map») «Changes in social sectors aimed at improving the efficiency of education and science»], Sobranie Zakonodatel'stva RF. 2014. No. 19. St. 2469.

5. Zakon RF ot 10 ijulja 1992 g. No. 3266-1 «Ob obrazovanii» [Law of the Russian Federation of July 10, 1992 No. 3266-1 «on education»], Rossijskaja gazeta, 1992. 4 p.

6. Beljakov S. A. Finansirovanie sistemy obrazovanija v Rossi [Financing of the education system in Russia], Moscov: MAKS Press, 2006. 301 p.

7. Klimov A. A. Normativno-podushevoe finansirovanie vuzov [Normative per capita financing of higher education institutions], Jekonomika obrazovanija [Economics of education]. 2007. No. 3, pp. 22-27.

8. O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki [On measures to implement the state policy in the field of education and science], Ukaz prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maja 2012 g. No. 599, Rossijskaja gazeta, 2012. 4 p.

9. O merah po osushhestvleniju perehoda k normativno-podushevomu finansirovaniju imejushhih gosudarstven-nuju akkreditaciju obrazovatel'nyh programm vysshego professional'nogo obrazovanija [About measures for implementation of transition to standard per capita financing of state-accredited educational programs of higher professional education], Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 03 ijunja 2013 g. No. 467, Sobranie Zakonodatel'stva RF. 2013. No. 23. St. 2924.

10. O porjadke formirovanija gosudarstvennogo zadanija na okazanie gosudarstvennyh uslug (vypolnenie rabot) v otnoshenii federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdenij i finansovogo obespechenija vypolnenija gosudarstvennogo zadanija [About the order of formation of the state task for rendering state services (performance of works) concerning Federal state institutions and financial support of performance of the state task], Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 ijunja 2015 g. No. 640, Sobranie Zakonodatel'stva RF. 2015. No. 28. st. 4226.

11. O metodike opredelenija normativnyh zatrat na okazanie gosudarstvennyh uslug po realizacii obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija po special'nostjam (napravlenijam podgotovki) i ukrupnjonnym gruppam spe-cial'nostej (napravlenij podgotovki) [About the method of determining the standard costs for the provision of public services for the implementation of educational programs of higher education in specialties (areas of training) and enlarged groups of specialties (areas of training)], Prikaz Ministerstva Nauki i obrazovanija ot 30 oktjabrja 2015 g. No. 1272 [Jelektronnyj resurs] Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165064/ (Accessed 18.08.2020).

12. Perechen' i sostav stoimostnyh grupp special'nostej i napravlenij podgotovki po gosudarstvennym uslugam po realizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija - programm bakalavriata, specialiteta, magistratury, podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad'junkture), ordinatury, assist-enty-stazhirovki, i programm poslevuzovskogo professional'nogo obrazo-vanija v internature, podgotovke nauchnyh kadrov v doktoranture, itogovye znachenija i velichina sostavljaju-shhih bazovyh normativov zatrat po gosudarstvennym uslugam i stoimostnym gruppam special'nostej i napravlenij podgotovki, otraslevye i territorial'nye korrektiru-jushhie kojefficienty na 2016 god [The list and composition of cost groups of specialties and areas of training in the state standards for the implementation of the main professional educational programs of higher education - undergraduate, specialist, master's degree programs, training of scientific and pedagogical personnel in post-graduate (adjunct), residency, assistant internships, and programs of postgraduate professional education in internship, training of scientific personnel in doctoral studies, the final values and value of the basic cost standards for public services and cost groups of specialties and training directions, industry and territorial adjustment coefficients for 2016], Perechen'

Minobrnauki Rossijskoj Federacii ot 01 dekabrja 2015 g. No. AP-117/18vn [Jelektronnyj resurs] Available at: https://www.audar-info.rU/na/editArticle/index/type_id/5/doc_id/9313/release_id/32509/ (Accessed 18.08.2020).

13. O znachenijah bazovyh normativov zatrat na okazanie gosudarstvennyh uslug v sfere obrazovanija i nauki, molodjozhnoj politiki, opeki i popechitel'stva nesovershennoletnih grazhdan i znachenij otraslevyh korrektirujushhih kojefficientov k nim [On the values of basic standards of expenditures for the provision of public services in the field of education and science, youth policy, guardianship and guardianship of minors and the values of industry-specific corrective coefficients to them], Prikaz Minobrnauki Rossijskoj Federacii ot 20 ijulja 2016 g. No. 884. [Jelektronnyj resurs] Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-20.07.2016-N-884/ (Accessed 18.08.2020).

14. Izmenenija v itogovye znachenija i velichinu sostavljajushhih bazovyh normativov zatrat na okazanie gosu-darstvennyh uslug po realizacii obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija, programm poslevuzovskogo pro-fessional'nogo obrazovanija v internature i podgotovki nauchnyh kadrov v doktoranture, otraslevye korrektirujushhie kojefficienty i porjadok ih primenenija na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov [Changes to the final values and the amount of the basic cost standards for the provision of public services for the implementation of higher education programs, postgraduate professional education programs in internships and training of scientific personnel in doctoral studies, industry adjustment coefficients and the procedure for their application for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020], Utverzhdeno Minobrnauki Rossijskoj Federacii 27 nojabrja 2017 g. No. 217/18 vn [Jelektronnyj resurs] Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71743512/ (Accessed 18.08.2020).

15. Itogovye znachenija i velichina sostavljajushhih bazovyh normativov zatrat na okazanie gosudarstvennyh uslug po realizacii obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija, otraslevye kojefficienty i porjadok ih primenenija na 2019 god [Final values and the value of the basic cost standards for the provision of public services for the implementation of higher education programs, industry coefficients and their application for 2019], Utverzhdeno Min-isterstvom nauki i vysshego obrazovanija 20 nojabrja 2018 g. No. MN-Pr-8/SK [Jelektronnyj resurs] Available at: https://base.garant.ru/72776186/ (Accessed 18.08.2020).

16. Itogovye znachenija i velichina sostavljajushhih bazovyh normativov zatrat na okazanie gosudarstvennyh uslug po realizacii obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija, otraslevye korrektirujushhie kojeffi-cienty i por-jadok ih primenenija na 2020 god i planovyj period 2021 i 2022 god [The final values and the value of the components of the basic standards of expenditures for the provision of public services for the implementation of educational programs of higher education, industry corrective coefficients and the procedure for their application for 2020 and the planning period 2021 and 2022], Utverzhdeno Ministerstvom nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii 25 ijunja 2019 g. No. MN-Pr-18/SK [Jelektronnyj resurs] Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/others/orm_z.pdf (Accessed 18.08.2020).

17. Territorial'nye korrektirujushhie kojefficienty k bazovym normativam zatrat primenjaemye pri raschjote normativnyh zatrat na okazanie gosudarstvennyh uslug v celjah raschjota subsidii na finansovoe obespechenie vy-polnenija gosudarstvennogo zadanija federal'nymi gosudarstvennymi bjudzhetnymi i avtonomnymi uchrezhdenijami, v otnoshenii kotoryh funkcii i polnomochija uchreditelja osushhestvljaet Ministerstvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii, i porjadok ih primenenija na 2020 god i planovyj period 2021 i 2022 godov [Territorial adjustment factors to the base cost standards used in the calculation regulatory costs on the provision of public services for the purpose of calculating subsidies for financial support for the implementation of the state task for Federal state budget and Autonomous institutions in respect of whom the functions and powers of the founder of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation, and their application in 2020 and the planning period of 2021 and 2022], Utverzhdeno Ministerstvom nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii 25 ijunja 2019 g. No. MN-Pr-18/Sk. [Jelektronnyj resurs] Available at: https://nkrfkod.ru/zakonodatelstvo/territorialnye-korrektiruiushchie-koeffitsienty-k-bazovym-normativam-zatrat-primenjaemye-pri_3/ (Accessed 18.08.2020).

18. Vasil'ev Ju. S., Gluhov V. V., Fedorov M. P. Jekonomika i organizacija upravlenija vuzom [Economics and organization of University management: Textbook. 3rd ed., correct and add.], Saint-Petersburg: Publ. «Lan'», 2004. 608 p.

19. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem: uchebnik [Management of higher education institutions: textbook], pod obshh. Red. dr. sci. economy, prof. S. D. Reznika i dr. sci physics and mathematics V. M. Filippova. 5-e izd., pererab. i dop. Moscow. INFRA-M, 2020. 426 p.

20. Avetisjan I. A. Problemy finansirovanija vysshego obrazovanija v sovremennoj Rossii [Problems of financing higher education in modern Russia], Otraslevaja jekonomika [Branch economy], 2013. No. 1 (25). pp. 108-122.

21. Ob utverzhdenii porjadka opredelenija platy dlja fizicheskih i juridicheskih lic za uslugi (raboty), otnosjash-hiesja k osnovnym vidam dejatel'nosti federal'nyh gosudarstvennyh bjudzhetnyh uchrezhdenij, nahodjashhihsja v

vedenii Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii, okazyvaemye imi sverh ustanovlennogo gosudarstvennogo zadanija, a takzhe v sluchajah, opredeljonnymi federal'nymi zakonami v predelah ustanovlennogo gosudarstvennogo zadanija [About the approval of the procedure for determining the payment for individuals and legal entities for services (works) related to the main activities of Federal state budgetary institutions under the jurisdiction of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation, rendered by them in excess of the established state task, and also in cases defined by Federal laws within the established state task], Prikaz Ministerstva Nauki i Vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 12 fevralja 2019 g. No. 6n. [Jelektronnyj resurs] Available at: https://base.garant.ru/72272748/ (Accessed 18.08.2020).

22. O nacional'noj doktrine obrazovanija v Rossijskoj Federacii [About the national doctrine of education in the Russian Federation], Utverzhdena postanovleniem pravitel'-stva Rossijskoj Federacii 04 oktjabrja 2000 g. No. 751, Sobranie Zakonodatel'stva RF. 2000. No. 41. St. 4089.

23. Upravlenie jekonomicheskoj bezopasnost'ju vysshego uchebnogo zavedenija [Management of economic safety of higher educational institutions: a Textbook], 2-e izd., pererab. i dop. / Pod obshh. red. dr. sci economy, prof. S. D. Reznika. Moscov. INFRA-M, 2017. 345 p.

Submitted 17.06.2020; revised 21.07.2020.

Information about the author: STREBKOV SERGEY GENNADIEVICH, Lecturer at the Department of Economics and Development Finance, Head of the Planning and Financial Department of the University

Address: FSBEI HE «Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)» 630008 Russia, Novosibirsk, st. Leningradskaya, house 113 E-mail: biostans@yandex.ru Spin code: 5972-9312

Author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.