Научная статья на тему 'ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ РЕФОРМЫ - «ЗАКОН О КОНТРОЛЕ»'

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ РЕФОРМЫ - «ЗАКОН О КОНТРОЛЕ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / РЕВИЗИЯ / НАДЗОР / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЕР / РИСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанов Салман Абдулганиевич, Алиев Хаджимурад Басирович

В статье анализируется развитие контрольно-надзорной деятельности в России. Принятие закона о контроле регламентирует проведение мониторинга, а именно дистанционного контроля (надзора). Это целенаправленный, постоянный и опосредованный анализ получаемой информации об объектах контроля. Для мониторинга используются системы (методы) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курбанов Салман Абдулганиевич, Алиев Хаджимурад Басирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VECTOR OF DEVELOPMENT OF THE CONTROL AND SUPERVISORY REFORM - «LAW ON CONTROL»

The article discusses changes in the development of control and supervisory activities. The adoption of the law on control regulates monitoring, namely remote control (supervision). This is a purposeful, continuous and indirect analysis of the information received about the objects of control. For monitoring, systems (methods) of remote control are used, including with the use of special technical means operating in an automatic mode.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ РЕФОРМЫ - «ЗАКОН О КОНТРОЛЕ»»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_6_565 УДК 343

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ РЕФОРМЫ -

«ЗАКОН О КОНТРОЛЕ»

Курбанов Салман Абдулганиевич,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры налогов и налогообложения, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: ksalman-1979@yandex.ru

Алиев Хаджимурад Басирович,

старший преподаватель кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: fef2004@mail.ru

В статье анализируется развитие контрольно-надзорной деятельности в России. Принятие закона о контроле регламентирует проведение мониторинга, а именно дистанционного контроля (надзора). Это целенаправленный, постоянный и опосредованный анализ получаемой информации об объектах контроля. Для мониторинга используются системы (методы) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.

Ключевые слова: контроль; ревизия; ревизия; надзор; финансовый контроль; государственный контроль; контролер; риск.

UDC 343

THE VECTOR OF DEVELOPMENT OF THE CONTROL AND SUPERVISORY REFORM - «LAW ON CONTROL»

Kurbanov Salman Abdulganievich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Taxes and Taxation, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: ksalman-1979@yandex.ru

Aliyev Khadzhimurad Basirovich,

Senior Lecturer, Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Nalchik, Russia, e-mail: fef2004@mail.ru

The article discusses changes in the development of control and supervisory activities. The adoption of the law on control regulates monitoring, namely remote control (supervision). This is a purposeful, continuous and indirect analysis of the information received about the objects of control. For monitoring, systems (methods) of remote control are used, including with the use of special technical means operating in an automatic mode.

Keywords: control; revision; revision; supervision; financial control; state control; controller; risk.

Существование современного правового государства невозможно без эффективного функционирования государственного и муниципального контроля.

В зарубежных странах и в России государственный контроль существует уже несколько столетий, но лишь сравнительно недавно в нашей стране вопросам государственного

контроля стало уделяться большое внимание со стороны ученых, общества и государства. Организация законодательства Российской Федерации по отраслям права привела к тому, что положения, регламентирующие осуществление государственного контроля, содержатся во множестве нормативных правовых актов, являются в значительной части

устаревшими, противоречащими друг другу и создающими многочисленные проблемы при проведении государственного и муниципального контроля на практике.

В целях создания эффективной системы контроля важную роль играет определение оптимальной степени вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Пределы и степень вмешательства государства в экономические отношения должны коррелировать с динамикой их развития. Нарушение такого баланса недопустимо, поэтому для его соблюдения необходим четкий механизм государственного контроля в указанной сфере. Длительное время правовой основой государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в сфере предпринимательства выступал Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294).

Несколько незаметным для правовой науки и профессионального юридического сообщества стало принятие Федеральным Собранием Российской Федерации и подписание Президентом Российской Федерации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 248).

Данный закон с 01.07.2021 сменил Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". До 31.12.2024 включительно данный документ применяется в соответствии с особенностями, установленными его ст. 26.3, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1969, Законом о контроле, и стал основой отраслевого урегулирования - по его нормативам будут разработаны:

- законы о видах контроля в определенных отраслях;

- отраслевые положения о видах контроля;

- ведомственные акты региональных органов исполнительной власти (ч. 10 ст. 1 Закона о контроле).

Федеральный закон № 248-ФЗ в будущем существенным образом должен обно-

вить всю систему публичного управления в части осуществления уполномоченными органами власти и должностными лицами функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля как одной из важнейших сторон современной системы публично-властного управления.

Частичным подтверждением именно такого целеполагания является пояснительная записка к ФЗ № 248-ФЗ, которая была представлена в Государственную Думу Российской Федерации перед обсуждением законопроекта. В ней особо отмечено, что названный закон должен ликвидировать пробельность и несистемность правового регулирования государственного контроля (надзора), а также повысить эффективность мероприятий по профилактике нарушений.

С 2014 г. Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, совместно с Министерством экономического развития, Министерством юстиции, другими министерствами и ведомствами, а также общественными организациями велась совместная работа по реформированию законодательства о контрольно-надзорной деятельности. Результатом работы стало принятие еще одного ключевого правового документа - Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Этот закон определяет организационные и правовые основы установления и оценки применения требований нормативных правовых актов, которые являются предметом государственного и муниципального контроля, служат основанием для привлечения к административной ответственности, применяются при лицензировании, аккредитации и иных формах экспертизы и оценки.

Вступивший в силу с 1 ноября 2020 г. Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» регламентирует формирование единой системы обоснованных, соответствующих правовым нормам требований, направленных на обеспечение социально-экономического и правового развития России. Наряду с этим закон предусматривает реализацию механизма «регуляторной гильотины», которая предусматривает отмену устаревших и противоречивых норм в рассматриваемой сфере. Для систематизации обяза-

тельных требований и обеспечения доступа к информации о них заинтересованных лиц, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций с 1 марта 2021 г. организована работа по формированию реестра обязательных требований.

ФЗ № 248 в первую очередь конкретизирует сами понятия государственного и муниципального контроля, четко определяет мероприятия, которые не относятся к государственному и муниципальному контролю, регламентирует систему и порядок проведения контрольных мероприятий, а также вводит новые инструменты и институты, направленные на совершенствование государственного и муниципального контроля.

Можно предположить, что при определении предмета правового регулирования законодатель стремился к более подробной, чем в ФЗ № 294, регламентации контрольно-надзорных правоотношений.

Новый закон отвечает на вопросы: как реализовать, организовать, осуществить и, на наш взгляд самое главное, как обеспечить условия для соблюдения обязательных требований. Для определения новелл обратимся к положениям нового законодательства.

Анализ рассматриваемого ФЗ № 294 позволяет определить его важнейшие положения, к которым относятся:

- формирование полноценной системы анализа рисков;

- закрепление принципов государственного и муниципального контроля, актуальных в современном правовом государстве;

- систематизация возможных контрольных мероприятий;

- систематизация и конкретизация содержания видов контрольных действий;

- увеличение перечня применяемых профилактических инструментов за счет таких новшеств, как стимулирование добросовестности, консультирование и т. п.;

- введение института независимой оценки соответствия деятельности контролируемого лица обязательным требованиям;

- введение механизма обжалования решений контрольного органа и действий его должностных лиц в досудебном порядке;

- установление необходимости согласования выездных мероприятий с органами прокуратуры;

- наделение всех субъектов Российской Федерации правом устанавливать виды регионального контроля и утверждать положения о видах федерального контроля в преде -лах переданных полномочий;

- предоставление прав присутствия при осуществлении контрольных мероприятий Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и региональным бизнес-омбудсме-нам.

Кроме этого, в данном федеральном законе закреплены:

- электронный реестр допустимых видов контроля;

- информационная система досудебного обжалования;

- реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;

- информационная система контрольных органов.

Каждому объекту надзора (контроля) присваивается своя категория риска.

В части 1 ст. 23 ФЗ № 294 прописаны шесть категорий:

- чрезвычайно высокий риск;

- высокий риск;

- значительный риск;

- средний риск;

- умеренный риск;

- низкий риск.

Законодатель, видя своей целью снижение административной нагрузки на хозяйствующих субъектов, учел, что органам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля следует проводить проверки только в результате обнаружения существенных отклонений, выявленных в отчетах. Органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля будут анализировать поступающую в их адрес документацию, и проводить проверку только в случае обнаружения существенных отклонений показателей от заданных (обязательных требований) значений.

Отдельного внимания заслуживает превентивная направленность нового законодательства. Новый механизм государственного контроля и надзора позволяет не только выявлять нарушения со стороны граждан и юридических лиц, но и способствовать уменьшению количества совершаемых правонарушений: в целях мотивации про-

водятся мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц. Меры стимулирования контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований способствуют снижению нагрузки на государственный аппарат и сбережению ресурсов по применению мер государственного принуждения. В ст. 45 определены профилактические мероприятия:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- меры стимулирования добросовестности;

- объявление предостережения;

- консультирование;

- самообследование;

- профилактический визит.

Среди приведенных профилактических мероприятий особого внимания заслуживают профилактический визит (ст. 52) и самообследование (ст. 51).

Проведение контролирующими (надзорными) органами профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий - это прописано в п. 1 ст. 8 Закона о контроле.

Поскольку профилактика соблюдения общеобязательных требований должна стать ключевым элементом контрольно-надзорной деятельности публичной власти и неотъемлемой частью новой системы госконтроля, то этот принцип закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям при осуществлении госконтроля.

ФЗ № 294 предусматривает ряд мер стимулирования добросовестности, то есть вариантов и условий снижения количества проверок. Не подвергая сомнению добросовестность подконтрольных субъектов, о чем свидетельствуют, например, положения ч. 2 ст. 23 и ч. 4 ст. 24, законодатель поставил в обязанность контролерам обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований. Отметим, что сформированная добросовестность у подконтрольных субъектов имеет положительное значение, поскольку учитывается при определении критериев риска, что немаловажно для последующего выбора контрольно-над-

зорных мероприятий и их интенсивности, которые будут применяться к подконтрольному субъекту (ст. 23).

Контролируемые лица могут провести независимую оценку соблюдения обязательных требований, если это предусмотрено федеральным законом о видах контроля. Пока будет действовать заключение о соответствии требованиям, выданное по результатам обследования, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу в отношении контролируемого лица проводиться не будут.

Оценку проводят независимые от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица аккредитованные инспекции. Особенности проведения независимой оценки и использования ее результатов прописаны в гл. 11.

Смягчение проверочного режима может быть получено и в том случае, если контролируемое лицо является добровольным членом саморегулируемой организации (СРО), это предусмотрено в ст. 55 Закона о контроле. Тогда ответственность за соблюдение обязательных требований своего члена берет на себя СРО. Однако в таком случае необходимо выполнение следующих условий:

- данная возможность предусмотрена федеральным законом о видах контроля;

- между СРО и контрольно-надзорными органами заключено специальное соглашение.

Если контролируемое лицо заключит договор страхования рисков причинения вреда, оно тоже получит возможность на период действия полиса освободиться от плановых проверок. На это указывается в пп. 6 п. 7 ст. 23 и п. 9 ст. 25 Закона о контроле.

Кроме того, в ФЗ № 294 предусмотрены следующие новации:

- определен перечень объектов экономической деятельности, которые попадают под сферу действия закона;

- создана система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе и в период проведения контрольных мероприятий;

- расширен перечень видов надзорных мероприятий: в форме контрольной и мониторинговой закупки; выборочного контроля; инспекционного визита; рейдового осмотра; документарной проверки; выездной проверки;

- введено понятие «мониторинг безопасности»;

- определен и расширен перечень контрольных действий в отличие от ранее применяемого. При этом все контрольные действия распределены по видам контрольных мероприятий;

- введено понятие дистанционной проверки и используемых средств при ее проведении (посредством аудио- или видеосвязи);

- впервые определены законодательно виды мероприятий для профилактики нарушений, а также государственные органы их осуществляющие.

Таким образом, вновь принятые законодательные акты расширили сферу применения действующего внешнего государственного финансового контроля, присоединив к объектам проверки и коммерческие организации.

Внесенные дополнения и изменения свидетельствуют не только о совершенствовании надзорных функций со стороны государства в отношении коммерческих организаций, но и введении новых форм и видов контрольных действий.

ФЗ № 294 увеличил количество контрольно-надзорных мероприятий, но большинство из них более мягкие по сравнению с ревизиями. Перечень таких мероприятий приведен в п. 2, 3 ст. 56:

- контрольная закупка;

- мониторинговая закупка;

- выборочный контроль;

- инспекционный визит;

- рейдовый осмотр;

- документарная проверка;

- выездная проверка;

- наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

- выездное обследование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом в п. 4 ст. 56 указано, что для оценки соблюдения обязательных требований контролеры не могут применять иные способы, то есть список мероприятий закрытый. Закон не содержит перечня контрольных мероприятий. Мероприятия, проводимые в рамках конкретного вида контроля, должны быть прописаны в отраслевом положении о виде контроля.

Закон о контроле применяется только в отношении сфер деятельности организаций. Согласно п. 4, 5 ст. 2 федеральный закон не распространяется, в частности на такие виды контроля, как:

- контроль в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в сфере закупок, осуществляемых юридическими лицами отдельных видов;

- контроль соблюдения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

- налоговый контроль;

- валютный контроль;

- финансовый контроль;

- госконтроль соблюдения антимонопольного законодательства;

- контроль соблюдения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взно -сов и выплат страхового обеспечения;

- контроль оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и т. д.

При проведении сравнительного анализа действующей практики государственного финансового контроля бюджетной сферы от коммерческих организаций установлены отличия:

- в составе контрольных процедур, возможности проведения отдельных из них дистанционно;

- расширении перечня контрольных действий;

- определении рисков для коммерческих предприятий;

- внесении дополнений о профилактических мероприятиях.

ФЗ№ 294 расширен состав участников взаимодействия в сфере контроля (надзора). Новые его участники прописаны в гл. 7. Кроме контролируемого лица, эксперта, экспертной организации в перечне появились свидетель и специалист. Согласно ст. 32 Закона о контроле в качестве свидетеля добровольно может выступать лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, специального режима государственного контроля (надзора).

Свидетелями также могут быть судья, прокурор, следователь, дознаватель, должностное лицо налогового органа, инспектор, если получение определенных сведений связано с исполнением служебных обязанностей.

Если работник вызван в контрольный (надзорный) орган в качестве свидетеля, за время его отсутствия на основном месте работы зарплата по нему сохраняется (п. 2 ст. 35). Специалист может привлекаться для оказания содействия контрольным (надзорным) органам, в том числе при применении технических средств (ст. 34).

Согласно ч. 7 ст. 23 ФЗ № 294 презумпция добросовестности объекта контроля перестает существовать.

Оценка добросовестности контролируемых лиц будет проводиться с учетом следующих сведений:

- реализация мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- наличие систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

- предоставление доступа контрольному (надзорному) органу к информресурсам;

- проведение независимой оценки выполнения обязательных требований;

- добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

- заключение договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба) вследствие неисполнения контролируемым лицом обязательных требований.

Все перечисленные действия являются добровольными, то есть могут не осуществляться, но их осуществление влияет на снижение категории риска, а значит, положительно скажется на периодичности проверок.

Рассмотрим нововведения закона.

Механизм проведения мониторинговой закупки (в том числе дистанционной) и результатов ее применения прописан в ст. 65. Ее отличие от известной контрольной закупки состоит в том, что полученные продукция (товары), результаты работ, услуг будут направлены на экспертизу на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству. Закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Нарушения, выявленные в ходе закупки, становятся поводом для проведения контрольных мероприятий.

Выборочный контроль - это отбор проб образцов продукции для проверки их соответствия обязательным требованиям по без-

опасности, качеству (ст. 69). Применяется, если нет возможности проверить соответствие иным способом.

Выездное обследование - визуальная оценка инспектором соблюдения контролируемым лицом обязательных требований без взаимодействия с этим лицом и без его информирования (ст. 75).

Закон о контроле содержит подробный алгоритм проведения каждого контрольно-надзорного мероприятия, в том числе допустимый набор действий. Перечень таких контрольно-надзорных действий приведен в п. 1 ст. 65:

- осмотр;

- досмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- испытание;

- экспертиза;

- эксперимент.

По сравнению с традиционными проверками все новые способы надзора связаны с меньшими издержками для контролируемых лиц, а также предполагают меньшее время взаимодействия (некоторые из них вообще бесконтактные).

Выездная проверка, согласно п. 3 ст. 73, может проводиться только с уведомлением и только если у контролера нет возможности:

- удостовериться в полноте и достоверности полученных от контролируемого лица сведений из документов и объяснений, оценить ситуацию без выезда на место;

- оценить соблюдение обязательных требований без выезда на место и совершения контрольных действий в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Иными словами, только если контролеру необходимо именно на месте уточнить какие-либо сведения либо если проведение иного контрольного мероприятия по каким-либо объективным причинам невозможно (например, не работает Интернет), то применяется выездная проверка. Отраслевое положение о виде контроля может содержать ограничения проведения выездных проверок в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска. Допустим, выездная проверка может не проводиться по отношению к объектам с низкой категорией риска [1-3].

Если по ранее действовавшим нормам срок проведения выездной и документарной проверок составлял до 20 рабочих дней, то п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о контроле он сокращен в два раза - до 10 рабочих дней.

Большое внимание в Законе о контроле уделено дистанционным способам взаимодействия участников, поскольку это означает оперативность контроля, доступность, информативность, прозрачность, снижение издержек.

Информационное обеспечение всех видов контроля обеспечит работа создаваемых систем, которые перечислены в ст. 17.

Основная система - единый реестр, куда будут поступать сведения из всех систем. Планируемый ввод единого реестра в эксплуатацию - 01.01.2022.

Цели создания информационных систем перечислены в п. 5 ст. 17:

- учет объектов контроля и контролируемых лиц;

- учет сведений о соблюдении обязательных требований;

- обеспечение взаимодействия участников контроля (надзора);

- планирование;

- учет действий и решений должностных лиц и контрольного (надзорного) органа;

- учет результатов проведения профилактических мероприятий;

- учет сведений о пресечении выявленных нарушений, об устранении их последствий;

- информационное сопровождение организации и осуществления контроля.

Статья 96 Закона о контроле регламентирует проведение мониторинга - дистанционного контроля (надзора). Это целенаправленный, постоянный и опосредованный анализ получаемой информации об объектах контроля. Для мониторинга используются системы (методы) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Соглашение о проведении мониторинга - дело добровольное. Оно заключается по заявлению контролируемого лица, и контролерам предоставляется удаленный доступ к объекту. Лицо, находящееся под анализом, освобождается от плановых проверок соблюдения контролируемых требований.

Также отметим, что с использованием различных средств взаимодействия, в том числе

аудио- или видеосвязи, могут проводиться инспекционный визит и выездная проверка (п. 5 ст. 56). Дистанционными также могут быть контрольная и мониторинговая закупки (п. 2 ст. 67, п. 2 ст. 68).

Если цифровая связь с контролируемыми лицами невозможна, то участники контроля вправе использовать и бумажные носители до 31.12.2023 (п. 9, 10 ст. 98).

А вот подать жалобу контролируемое лицо в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, согласно досудебному порядку, сможет только в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 40). В электронном виде будет прислано и соответствующее решение.

Выбираемые контролерами мероприятия, применяемые ими меры должны быть соразмерными характеру нарушений, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям, как то устанавливает п. 1 ст. 9 Закона о контроле. Гарантиям и защите прав контролируемых лиц посвящена гл. 8. В ней прописаны не только права контролируемых лиц, ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора, но и другие особенности проведения контроля (надзора).

Статьей 38 закреплено право контролируемого лица на возмещение вреда (ущерба), причиненного при осуществлении контроля (надзора), в том числе и упущенной выгоды. Ущерб компенсируется, но только в случае, если он был нанесен неправомерными действиями контролеров.

В соответствии со ст. 39 Закона о контроле с 2023 г. судебное обжалование решений надзорного органа, действий его должностных лиц будет возможно только после досудебного обжалования.

Контролируемые лица могут жаловаться по любому поводу, касающемуся процедуры проведения контроля (надзора).

В статье 42 перечислены причины, по которым может быть отказано в рассмотрении жалобы. После отказа по одной из этих причин (например, имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе) вторичное обращение проверяющего лица с жалобой по тому же предмету исключается (п. 2 ст. 42).

В Законе о контроле закреплена возможность отмены решения любого инспектора, если мероприятие проведено с нарушением (п. 1 ст. 91). В ФЗ № 294 аналогичная возможность отмены касалась только результатов одного мероприятия - проверки (ст. 20).

Перечень грубых нарушений, состоящий из 11 пунктов, приведен в п. 2 ст. 91 Закона о контроле.

Доступ ко всем необходимым документам и сведениям, касающимся проверок, лица, в отношении которых эти проверки проводятся, смогут получить в едином реестре, который будет сформирован до 01.01.2022 (ст. 17).

Если информации о контрольных (надзорных) мероприятиях в едином реестре нет, то их проведение недопустимо (п. 4 ст. 19).

Ревизия соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного объекта контроля несколькими контрольными (надзорными) органами в ходе проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не может быть согласована в прокуратуре - этот запрет установлен пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона о контроле.

Закон о контроле действует с 01.07.2021, за исключением некоторых положений (п. 1 ст. 98). Положения о видах регионального и муниципального контроля будут разработаны и приняты до 01.01.2022. До указанной даты действительны соответствующие положения, принятые по нормативам, утвержденным ФЗ № 294 (п. 4 ст. 98 Закона о контроле).

Таким образом, проведенный анализ новелл ФЗ № 248 позволяет предположить, что

будет существенно снижена административная нагрузка как на государственный аппарат, так и на хозяйствующих субъектов.

Однако не следует ждать быстрых результатов от вступления в силу ФЗ № 248. Концептуально новые идеи и достижения реформы контрольно-надзорной деятельности, длительное время не нашедшие своей реализации при применении положений ФЗ № 294, настраивают на качественное изменение существа и форм контрольно-надзорной деятельности, избавление хозяйствующих субъектов от тотального контроля со стороны многочисленных органов и должностных лиц публичной власти.

Несмотря на очевидные преимущества нового ФЗ № 248, стоит указать, что в законе имеются некоторые пробелы, которые необходимо устранить. Например, в соответствии со ст. 3 для различных видов государственного и муниципального контроля должны быть приняты положения об их осуществлении, которые будут предусматривать порядок организации и осуществления данного вида контроля. Учитывая большое количество видов государственного и муниципального контроля, целесообразно провести дополнительную работу по разработке и принятию значительного массива порядков проведения каждого из видов контроля.

Кроме того, новый ФЗ № 248 отменяет ключевой для защиты бизнеса ФЗ № 294, тем самым усиливая контроль, создавая предпосылки для предоставления контролирующим органам карательных функций.

Список литературы-

1. Исаев, Э. А. Подходы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере / Э. А. Исаев // Бюджет от Казначейства. - 2019. - С. 48-50.

2. Копырина Я. Н. Информационные технологии как фактор повышения эффективности казначейского контроля / Я. Н. Копырина // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - № 1. - С. 546-553.

3. Лукьянчикова, С. А. Государственный финансовый контроль: ретроспективный анализ, понятие, виды, проблемы развития / С. А. Лукьянчикова // Вестник уральского института экономики, управления и права. -2019. - № 3 (48). - С. 20-25.

References_

1. Isaev E.A. Approaches to digitalization of control in the financial and budgetary sphere. Budget from the Treasury. 2019. pp. 48-50.

2. Kopyrina Ya. N. Information technologies as a factor of increasing the efficiency of treasury control. Topical issues of the modern economy of 2020. No. 1 pp. 546-553.

3. Lukyanchikova S.A. State financial control: retrospective analysis, concept, types, problems of development. Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. 2019. № 3 (48). Pp. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.