Научная статья на тему 'Вектор развития: Черняевский Альтшуллер'

Вектор развития: Черняевский Альтшуллер Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ТРИЗ в развитии
Область наук
Ключевые слова
ТРИЗ Образование / применение инструментов ТРИЗ / педагогическое наследие / образовательные практики ТРИЗ / познавательная мотивация / организационные знания

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Н.Г. Оглы

Учитывая значимость заданной темы, доклад является логическим продолжением развития представленных в предыдущем выступлении (TRiZ SUMMIT 2022) предложений по совершенствованию образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Презентация, в развитие темы прежней работы, отражает целесообразность изучения некоторых теоретических аспектов педагогической деятельности выпускников Горийской Образовательной Семинарии с целью возможности дальнейшей интеграции, наряду с педагогическими методиками ТРИЗ Образования в среду обучения на региональном уровне. Вниманию участников «TRiZ SUMMIT 2023» также предлагаются перспективы по организации обеспечения мероприятий для реализации пилотного проекта «Вектор развития: Черняевский-Альтшуллер» по выявлению одаренных детей в отдаленных регионах страны. Представленные тезисы это возможность рассмотрения перспективного исследования общей системы классификации истории педагогического наследия регионального уровня и организационных знаний в этом отношении, дальнейшее развитие и увеличение, таким образом, вводных данных посредством соответствующего расположения в описательной части S-образной развития системы, отмеченной в предыдущей статье. В первой части работы представлена информация и краткая хронология о предыстории вопроса. Далее, исходя из опыта деятельности педагога-просветителя Алексея Осиповича Черняевского и автора теории ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера, предложены тенденции и инициативы по организации совместного развития методик для функционального применения в современный период, а также определяющие выводы, составленные на основе методических разработок специалистов. Во второй части статьи отражены перспективы по организации реализации начального этапа совместного применения опыта А.Черняевского и Г. Альтшуллера по выявлению одаренных детей в отдаленных регионах страны (Азербайджан), для участия на Международном конкурсе «Кубок ТРИЗ» Международной Ассоциации “TRIZ Developers Summit” с последующим распространением опыта деятельности на международном уровне ТРИЗ сообщества. Следует отметить, что, как и в предыдущей работе, социальная значимость статьи для ТРИЗ сообщества заключается в возможности обращения к первоисточникам информации для предварительных исследований по предложенной теме со стороны представителей Комитета Образования на родине автора теории ТРИЗ и ряда выпускников Горийской семинарии в Азербайджанской Республике. Новизна рекомендаций заключается в допустимости формирования симбиоза профессиональных компетенций (организационное обеспечение) определенного рода (представлено выше) педагогической деятельности. Автор выражает признательность Мастерам ТРИЗ: М.С. Рубину, Н.В. Рубиной, В.М. Петрову, П.Р. Амнуэль, академику РАО Г.М. Ахмедову, проф. А.Б. Кутвану за предоставление консультаций и информационных данных в преддверии написания статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вектор развития: Черняевский Альтшуллер»

дои

Алиев Н.Г. оглы

Вектор развития: Черняевский - Альтшуллер

Аннотация. Учитывая значимость заданной темы, доклад является логическим продолжением развития представленных в предыдущем выступлении (TRiZ SUMMIT 2022) предложений по совершенствованию образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Презентация, в развитие темы прежней работы, отражает целесообразность изучения некоторых теоретических аспектов педагогической деятельности выпускников Горийской Образовательной Семинарии с целью возможности дальнейшей интеграции, наряду с педагогическими методиками ТРИЗ Образования в среду обучения на региональном уровне. Вниманию участников «TRiZ SUMMIT 2023» также предлагаются перспективы по организации обеспечения мероприятий для реализации пилотного проекта «Вектор развития: Черня-евский-Альтшуллер» по выявлению одаренных детей в отдаленных регионах страны. Представленные тезисы - это возможность рассмотрения перспективного исследования общей системы классификации истории педагогического наследия регионального уровня и организационных знаний в этом отношении, дальнейшее развитие и увеличение, таким образом, вводных данных посредством соответствующего расположения в описательной части S-образ-ной развития системы, отмеченной в предыдущей статье.

В первой части работы представлена информация и краткая хронология о предыстории вопроса. Далее, исходя из опыта деятельности педагога-просветителя Алексея Осиповича Чер-няевского и автора теории ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера, предложены тенденции и инициативы по организации совместного развития методик для функционального применения в современный период, а также определяющие выводы, составленные на основе методических разработок специалистов.

Во второй части статьи отражены перспективы по организации реализации начального этапа совместного применения опыта А.Черняевского и Г. Альтшуллера по выявлению одаренных детей в отдаленных регионах страны (Азербайджан), для участия на Международном конкурсе «Кубок ТРИЗ» Международной Ассоциации "TRIZ Developers Summit" с последующим распространением опыта деятельности на международном уровне ТРИЗ сообщества. Следует отметить, что, как и в предыдущей работе, социальная значимость статьи для ТРИЗ сообщества заключается в возможности обращения к первоисточникам информации для предварительных исследований по предложенной теме со стороны представителей Комитета Образования на родине автора теории ТРИЗ и ряда выпускников Горийской семинарии в Азербайджанской Республике. Новизна рекомендаций заключается в допустимости формирования симбиоза профессиональных компетенций (организационное обеспечение) определенного рода (представлено выше) педагогической деятельности.

Автор выражает признательность Мастерам ТРИЗ: М. С. Рубину, Н.В. Рубиной, В.М. Петрову, П.Р. Амнуэль, академику РАО Г.М. Ахмедову, проф. А.Б. Кутвану за предоставление консультаций и информационных данных в преддверии написания статьи.

Ключевые слова: ТРИЗ Образование, применение инструментов ТРИЗ, педагогическое наследие, образовательные практики ТРИЗ, познавательная мотивация, организационные знания.

ЧАСТЬ 1

... «Научить удивляться» по новому» ...

Л. С. Выготский

В данном разделе статьи предлагается предопределить тенденции организации совместного развития методик для функционального применения, исходя из опыта деятельности педагога Алексея Осиповича Черняевского и изобретателя Генриха Сауловича Альтшуллера в современный период.

Инициирована возможность систематизации опыта и личностного подхода педагогов по определению методов поиска одаренных детей в отдаленных регионах страны.

Некоторая информация и краткая хронология о предыстории вопроса:

28 Февраля 2017 года в рамках проекта «Педагогическое наследие и вопросы современности» в Российском Информационно- культурном Центре, в городе Баку прошла встреча с представителями научной и педагогической общественности, посвящённая просветителю Азербайджана Алексею Осиповичу Черняевскому.

Участники:

Министерство образования Азербайджанской Республики:

Институт образования Азербайджанской Республики;

Институт профессионального развития работников образования Азербайджанской Республики;

Центр поддержки обучения Управления образования г.Баку;

Республиканский центр гуманной педагогики;

Государственный Педагогический Университет;

Бакинский Славянский Университет;

Бакинский Государственный Университет;

Журнал «Русский язык и литература»;

Министерство культуры Азербайджанской Республики:

(Дома-музеи выпускников Горийской Семинарии)

Дом-музей Джалила Мамедкулизаде;

Дом-музей Нариман Нариманова;

Дом-музей Узеира Гаджибекова;

Национальная библиотека имени М.Ф.Ахундова;

Национальная Академия наук Азербайджанской Республики:

Гуманитарное отделение Президиума НАНА;

Центр по систематизации и сбору научного наследия Президиума Академии наук Азербайджанской Республики;

Институт истории наук НАНА;

Институт философии НАНА;

Азербайджанская Национальная Энциклопедия;

18 мая 2017 года в рамках проекта Российского информационно-культурного центра в городе Баку «Педагогическое наследие и вопросы современности» в Институте философии Национальной академии наук Азербайджана состоялось расширенное заседание Учебно-методического центра русского языка РИКЦ, посвященное научным исследованиям в области истории педагогики России и Азербайджана, в том числе истории деятельности Горийской семинарии:

Академик-секретарь Отделения общественных наук НАНА Наргиз Ахундова, директор Института философии Ильгам Мамед-заде, координатор образовательных программ РИКЦ Натиг Алиев, ученые Института философии Рафига Азимова, Велиев Горхмаз, Института истории наук Ахмедов Агиль, Зейналова Аид отметили значимость исследований на академическом уровне определяющих этапов истории педагогического наследия.

На встрече представителями соответствующих структур Национальной Академии Наук, Министерства Образования Азербайджана была отмечена важность в освещении педагогического наследия выпускников Горийской семинарии и его дальнейшего изучения.

Отделом мониторинга и контроля за качеством Института профессионального развития работников образования (Наргиз Раджабова) было рекомендовано представить тезисы семинара на дальнейшее рассмотрение в институт.

В работе семинара приняли участие директор Института истории наук Марьям Сеид-бейли, председатель Ассоциации русскоязычных учебных заведений Любовь Якунина, заведующая Отделом международного сотрудничества Института образования Алмаз Хасрет, заведующий Отделом международных проектов Института профессионального развития.

работников образования Азад Ахмедов, представители научной и педагогической общественности.

Краткая информация о подготовительном периоде в преддверии Международного Конкурса «Кубок ТРИЗ 2023».

Подготовительный семинар с учащимися (обладатели Гран-при 2023) Бакинского Европейского Лицея по применению инструментов ТРИЗ и приемов МДО (Междисциплинарное Обучение, одним из авторов является З.Вейсова, директор лицея), прошел при участии модераторов члена Союза архитекторов Е. Шамилли и члена Союза Художников Азербайджана Бахрама Халилова

Информация о А.О. Черняевском:

Алексей Осипович Черняевский - педагог, просветитель (село Маразы Шемахинский район, Азербайджан).

С 1879 года инспектор азербайджанского отделения Горийской Закавказской Учительской Семинарии. Автор учебника «ВЕТЕН ДИЛИ» («Родная речь»),

Итоги непосредственной деятельности А. Черняевского в Горийской семинарии представили педагогической и творческой общественности писателей и просветителей: Джалил Маммедкулизаде, Сани Ахундов, Рашид бек Эфендиев, Теймур Байрамалибеков, Фирудин бек Кочарли, Нариман Нариманов и др. Композиторы: Муслим Магомаев (старший), Узеир Га-джибеков.

Следует отметить, что в селении Маразы, района Гобустан Азербайджанской Республики, где начинал свою педагогическую деятельность просвещенец, функционирует средняя школа №1 имени А.О.Черняевского.

Генрих Саулович Альтшуллер. В результате деятельности автора ТРИЗ по формированию школы литературной научной фантастики и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), изобретательскому международному сообществу были представлены новые имена бакинцев, писателей-фантастов и изобретателей: Евгений Войскунский, Павел Амнуэль, Михаил Рубин, Виктор Фей и др.

Примечательна в этом отношении возможность продолжения педагогических традиций А.Черняевского с применением методик Г.Альтшуллера и его последователей в области ТРИЗ. Представляется возможным разработка совмещенных методов по определению мотивированных учащихся по приобретению знаний системного мышления и технических навыков ТРИЗ

(РТЛ Г.С. Альтшуллера), что может содействовать вкладу в формирование определенного этапа новой парадигмы образования данного направления в период цифровых технологий.

Определенные со стороны Комитета Образования представители региона, могли бы выявлять мотивированных учащихся до проведения Международного конкурса «Кубок ТРИЗ» и в период подготовительных семинаров, направленно содействовать дальнейшему совершенствованию по освоению методик ТРИЗ (Junior), отслеживая их творческий и профессиональный рост (Talent Acquisition) уже после проведения состязания.

Что берется за основу данной инициативы:

Ограниченное число участников конкурса «TRIZ Developers Summit» в регионах страны отбирается путем специального опросника по выявлению мотивированных детей среди основной массы учащихся общеобразовательных учреждений, с учетом рекомендаций Отдела по работе с одаренными детьми Института Образования, что приводит к повышению интереса к творческому проекту и личностному росту.

Следует обратить внимание, что в предыдущий период Комитетом Образования TRIZ Developers Summit проделана определенная исследовательская работа в этом направлении: «Организация исследовательской деятельности в начальной школе» Радовская О.В., Рубина Н.В.

Участникам проекта организационного и теоретического уровня предлагается обратить внимание на следующие направления (использованы определения специалистов) по заимствованию опыта педагогического и творческого наследия А.О. Черняевского и Г.С. Альтшуллера, с целью определения этапов по дальнейшему развитию познавательной мотивации среди учащихся, в данном случае, среди кандидатов в участники Международного Конкурса «Кубок ТРИЗ»:

- Педагогическая целенаправленность всех действий;

- Формирование Внутренней познавательной мотивации;

- Методика формирования познавательной мотивации (применение опыта А.Черняев-ского и Г.Альтшуллера);

- Специальная программа восстановления системы мотивации учащихся в процессе обучения;

- Нейрофизиологические механизмы формирования познавательной деятельности ребенка (привлечение дополнительных специалистов);

- Определение условий возникновения познавательной потребности;

- Формирование среды развития исследовательских компетенций среди учащихся, обучающихся теории ТРИЗ;

- Формирование познавательной самостоятельности;

- Организация учебно-познавательной деятельности;

- Формирование поисково-познавательной активности;

- Определение лучших методических разработок экспертов ТРИЗ Образования на региональном уровне;

Дополнительная организация для заинтересованных сторон курса ознакомительных лекций:

«О роли русского сентиментализма в литературе в формировании познавательной мотивации среди азербайджанских писателей-выпускников горийской семинарии, и о роли эмоциональной составляющей внеклассного чтения русской и азербайджанской литературы в формировании познавательной мотивации среди учащихся (из опыта преподавания уроков литературы выпускников Горийской семинарии)»;

В дальнейшем предполагается определить организационное и теоретическое пространство для проведения сравнительного анализа, обобщения и аналитического заключения по приемлемым работам, посвященным истории педагогического и творческого наследия наших мэтров, для последующего представления в управленческие образовательные структуры и исследовательские центры соответствующего направления.

ЧАСТЬ 2

«...Синхронное рассмотрение состояния развития теории и практики воспитания в разных странах, у разных народов в разную историческую эпоху с целью выработки ориентиров, позволяющих оценивать современные подходы к воспитанию и обучению и прогнозировать их с учетом будущего, учитывая при этом опыт прошлого...»

Из Сборника докладов по результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно - исторического познания. Л.С. Выготский»

Во второй части презентации предложены перспективы по организации реализации начального этапа совместного применения опыта А.О. Черняевского и Г.С. Альтшуллера по выявлению одаренных детей в отдаленных регионах страны (Азербайджан) с дальнейшим экстраполированием приобретенного опыта в другие регионы Международного ТРИЗ сообщества.

С этой целью предлагается инициация на базе общеобразовательного учреждения № 1 имени А.О.Черняевского селения Маразы, р-на Гобустан Азербайджанской Республики пилотного проекта: «Вектор развития: Черняевский-Альтшуллер».

(Выборочное применение S-образной развития системы для дополнения к предыдущей статье)

Категория координации интеграции проекта: Управление организационными знаниями (Knowedge Management)

Определенный компонент:

- Создание и совершенствование инфраструктуры по интеграции пилотного проекта «Вектор развития: Черняевский-Альтшуллер;

Аспект рассмотрения системы:

- Организационно-структурный;

Основные параметры:

- Внешнее регулирование процессов управления в организации;

- Наличие внешнего регулятора;

- Представление в структуре управления элемента внешнего регулятора;

- Координация, определенность целей;

Далее определяются этапы развития системы с предельным задействованием существующих инфраструктурных ресурсов:

1 этап развития:

- Создание информационной и организационной инфраструктуры представленного на рассмотрение проекта на региональном уровне;

Центральный уровень:

- Административные и общественные ресурсы;

Региональный уровень:

- Административные и общественные ресурсы;

Регулируемое обязательствами сотрудничество Комитета образования TRIZ Developers Summit (TDS) с ведущими на данный момент соответствующими структурами в области образовательных практик ТРИЗ:

1.1 Подготовительные мероприятия по выездному (виртуальное) заседанию Комитета образования TDS по организации мероприятий межрегионального плана TDS «Основные

направления и механизмы продвижения Международного конкурса «Кубок ТРИЗ» совместно с заинтересованными представителями минобрнауки, местными органами власти региона Гобустан, образовательными СМИ»;

1.2 Согласование плана мероприятий по проведению отбора участников Международного Конкурса «Кубок ТРИЗ 2024» с учетом методических рекомендаций, как ученых-исследователей по изучению наследия А.О.Черняевского и истории Горийской Семинарии, так и экспертов Комитета Образования TDS;

1.3 Проведение отборочного тура на конкурс по выявлению мотивированных кандидатов (анкетирование, рекомендации педагогов) среди учащихся всех возрастных категорий средней школы №1 имени А.О. Черняевского;

1.4 Проведение среди участников конкурса подготовительных семинаров по ознакомлению с условиями конкурса по методике ТРИЗ Образование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.5 Организация представления работ учащихся для рассмотрения в жюри конкурса TDS;

1.6 Проведение сравнительного анализа итогов работ учащихся для определения значимости реализации пилотного проекта с последующими рекомендациями Комитета образования в подготовительный период следующих конкурсов других регионов на международном уровне;

1.7 Адаптация имеющихся инфраструктурных и материальных ресурсов к развивающейся деятельности комитета, как на центральном, так и на региональном уровнях;

2 этап развития:

- Ускорение интеграции в деятельность комитета заинтересованных сторон центрального и регионального уровней;

- Определение основных параметров регулирования процессов управления деятельности комитета и выделение главного параметра для данного этапа развития;

- Представление в структуре управления элемента внешнего регулятора;

- Определение ведущего вида деятельности комитета на данном этапе - Организация международного конкурса TDS

- Подведение к ИКР данного вида деятельности;

- Интенсивная интеграция со стороны Комитета Образования в инфраструктуру и задействование ресурсов на центральном и региональном уровнях;

- Определение ведущих организационных партнеров:

Центральный уровень:

- Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям;

- TRÍZ Developers Summit, Комитет по Образованию;

- Российская Академия Образования;

- Министерство просвещения Российской Федерации;

- Московский Государственный Педагогический Университет

- Институт педагогических исследований одаренности детей

- Институт возрастной физиологии РАО

Региональный уровень:

- Innovation Management and TRIZ Institute;

- NG Creators Club;

- Инновационные Агентства Республики;

- Национальная Академия Наук;

- Министерство Науки и Образования;

- Институт Образования, Отдел по работе с одаренными детьми, Отдел Инновационных проектов;

- Региональные Управления по Образованию;

Центральный уровень:

2.1 Установление отношений для функционального сотрудничества в целях многоуровневого экспертного видения, системной интеграции по вышеуказанной инициативе между Комитетом образования TRIZ Developers Summit, Институтом системных проектов Московского Государственного Педагогического Университета (лаборатория компетентных практик образования, лаборатория гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования), Институтом Стратегии Развития Образования РАО, Институтом Образования Азербайджана (Отдел по работе с одаренными детьми) и для оценки динамики образовательных достижений за период реализации данного инновационного проекта для дальнейшего распространения;

2.2 Установление отношений между Комитетом образования TDS и Институтом Стратегического Развития Образования РАО для участия в формировании и реализации совместных мероприятий Министерства Просвещения Российской Федерации и Министерства Науки и Образования Азербайджана в этом направлении;

2.3 Определение дополнительных заинтересованных сторон, в целях трансформирования инициативы Комитета образования TDS «Вектор развития: Черняевский-Альтшуллер» в ресурсный потенциал определенной сферы (ТРИЗ Образование, Международный Конкурс Кубок ТРИЗ) развития инновационного образования, а также в целях организационно-технического обеспечения реализации данного проекта;

2.4 Проведение переговоров с управленческими образовательными структурами в целях определения следующего этапа развития инновационной инфраструктуры данного направления (Вектор развития: Черняевский-Альтшуллер);

3 этап развития:

На данном этапе предлагается выделить одно из основных направлений деятельности Комитета по Образованию по интеграции проекта «Вектор развития: Черняевский-Альт-шуллер:

Центральный уровень:

- Комитет по образованию TRIZ Developers Summit, Комиссия по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования оказывают содействие в решении организационного содействия региону в целях расширения географического пространства проекта и информационное методическое обеспечение на местах;

3.1 Организация и проведение переговоров (по исполнении 2.1) в целях многоуровневого экспертного видения, системной интеграции по вышеуказанной инициативе между Комитетом образования TRIZ TDS, Институтом системных проектов Московского Государственного Педагогического Университета (лаборатория компетентных практик образования, лаборатория гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования);

3.2 Организация и проведение переговоров (по исполнении 2.2) между Комитетом образования TDS и Институтом Стратегического Развития Образования РАО для участия в формировании и реализации совместных мероприятий Министерства Просвещения Российской Федерации и Министерства Науки и Образования Азербайджана в этом направлении;

3.3 На базе Московского музея образования (в развитие 2.3; за основу берется интерактивный опыт работы учреждения в данном направлении), Музея Образования Азербай-

джана и Общеобразовательного учреждения №1 имени А.О.Черняевского разработать программу для проведения периодических встреч-семинаров ученых-исследователей истории педагогики (Горийская семинария) и педагогов-практиков ТРИЗ (ТРИЗ- Педагогика);

Региональный уровень:

- Содействие в решении организационных вопросов расширения географического пространства проекта (Общеобразовательные учреждения с преподаванием русского и азербайджанского языков), и информационное методическое обеспечение на региональном уровне :

3.4 Организация и проведение выездного (виртуальное) совместного заседания Комитета образования TDS с представителями Института Образования, Государственного Педагогического Университета (Министерство Науки и образования), Института Философии и Социологии, Института Систем Управления (Национальная Академия Наук) Азербайджанской Республики по вопросам организационного и научно-методического обеспечения данного проекта.

4 этап развития:

Определяются альтернативные виды деятельности Комитета Образования по дальне-шему развитию данного проекта, которые могут включать в себя развитие сервисных функций деятельности комитета на региональном уровне:

- Создание Образовательного Network ТРИЗ для реализации проекта «Вектор развития: Черняевский-Альтшуллер» на региональном уровне с использованием языка региона:

4.1 Обеспечение подготовительных мероприятий для функционального сотрудничества Комитета Образования TDS с Государственным Центром Перевода Азербайджана, Институтом Языкознания Национальной Академии Наук с целью перевода методических и обучающих изданий;

4.2 Частичное привлечение к проекту общеобразовательных учреждений, где преподавание ведется на языке региона;

4.3 Новый этап интеграции проекта в общеобразовательных учреждениях, где преподавание ведется на языке региона;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Посылы из Педагогического наследия:

Содействие «... появлению позитивного жизненного плана как реализация зоны ближайшего развития у старшеклассников.»

Понятие «Зона ближайшего развития» было введено в психологию в начале ХХ века Л.С.Выготским с целью объяснения специфики развития человека в онтогенезе.

Предназначение рекомендаций заключается в представлении предпосылок для организационного обеспечения системного формирования познавательно-мотивационной среды Достойных целей (Жизненная Стратегия Развития Творческой Личности, ЖСРТЛ, ТРИЗ), с учетом уникального регионального опыта (Азербайджан) педагогического наследия (деятельность А.Черняевского по выбору одаренных учащихся для обучения в Горийской образовательной семинарии), среди мотивированных участников в процессе набора и подготовки к ежегодному Международному Конкурсу «TRIZ Developers Summit» и другим аналогичным состязаниям ТРИЗ сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Координация и интеграция инструментов ТРИЗ. Сборник научных трудов. Библиотека Саммита разработчиков ТРИЗ. Составители: М.С. Рубин, В.М. Петров. Прага. 2014

2. Материалы научно-практической конференции. ТРИЗ в развитии. Сборник научных трудов. Часть 1. Выпуск7. Составители: М.С. Рубин, В.М. Петров. Санкт-Петербург, .2015

3. М.С. Рубин. Основы ТРИЗ для предприятий. Учебное пособие. Москва.2022

4. М.С. Рубин, В.И. Кияев. Основы ТРИЗ и инновации. Применение ТРИЗ в программных и информационных системах: Учебное пособие-СПб, Изд-во С-Петербургского ун-та, 2011

5. Н.В. Рубина. Вебинар по практическому применению инструментов ТРИЗ. 2021 [Электронный ресурс] https://triz-summit.ru/contest/vebinar-expert-2021/diagnostika-programm/

6. И.А. Бариляк. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях. 2002 [Электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/osobennosti-motivatsii-uchebnoi-deyatelnosti-detei-shkolnogo-vozrasta-obuchayushchikhsya-v-n#ixzz3OJAS sK7T

7. Сборник докладов по результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно - исторического познания», Том 1 Ред. Т.Н. Саха-рова.МПГУ Москва-2016

8. Н.Г. Алиев. Совершенствование образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Доклад на Международной конференции «TRIZ Summit 2022». 2022

[Электронный ресурс] https://r1.nubex.ru/s828-c8b/f3647_dd/8-

SUMM%C4%B0T%20TR%C4%B0Z%202022%20%20%D0%9D%D0%B00/oD10/o82%D0%B8% D0%B3%20%D0%90%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%B2%20%D00/o9F0/oD10/o80%D0%B5% D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B50/oD0%BB%D1%8C %20TRIZ%20Developers%20Summit%20%D0%B2%20%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80% D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B5.pdf

9. Н.Г. Алиев. Совершенствование образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Вектор развития: Черняевский - Альтшуллер.

Доклад на Международной конференции «TRIZ Summit 2023». 2023 [Электронный ресурс] https://r1.nubex.ru/s828c8b/f4012_b3/03%D0%90%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%B2-TRIZ%20Summit%202023.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.