Научная статья на тему 'Вековой юбилей Нины Георгиевны Конкиной'

Вековой юбилей Нины Георгиевны Конкиной Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вековой юбилей Нины Георгиевны Конкиной»

2009 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 7 Вып. 4

ХРОНИКА

ВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ НИНЫ ГЕОРГИЕВНЫ КОНКИНОЙ

Не только кафедра гидрологии суши, но и весь факультет географии и геоэкологии СПбГУ в преддверии знаменательного события— 12 октября 2011 года исполняется 100 лет со дня рождения почетного ветерана кафедры Нины Георгиевны Конкиной. Нина Георгиевна — удивительный пример истинного патриота нашей страны. Ее преданность раз выбранной специальности—гидрологии — поразительна. Она постоянно следит за развитием гидрологической науки. Сохранив до настоящего времени ясность мысли, мудрость и оптимизм, она живо интересуется делами кафедры и факультета. Традиционными стали ее напутствия студентам 2-го курса, выбравшим своей специальностью гидрологию суши, с которыми она ежегодно выступает на встречах с будущими гидрологами. Она всегда — желанный гость на кафедре и факультете, истинный хранитель университетских традиций.

Нина Георгиевна поступила на географический факультет ЛГУ в 1932 г. Закончив кафедру гидрологии суши, она проработала в составе кафедры с 1938 по 1976 г., была во время войны по совместительству заместителем декана факультета. Она — участница многих исторических университетских событий — во время войны принимала участие в строительстве оборонных рубежей под Ленинградом, состояла в отряде ПВО, была эвакуирована с университетом в Саратов, где в 1943 г. защитила кандидатскую диссертацию, организовывала работу факультета в 1944 г., после возвращения из Саратова. Велики научные заслуги Нины Георгиевны. Она автор более 30 научных и учебных публикаций, в том числе соавтор знаменитого, подготовленного под руководством проф. Л. К.Давыдова учебника «Общая гидрология», вышедшего в свет в 1958 г., выдержавшего три издания и переведенного на польский язык. За большие заслуги в научно-педагогической деятельности Нина Георгиевна награждена многими правительственными и университетскими наградами.

Коллектив кафедры гидрологии суши и все сотрудники факультета желают Нине Георгиевне доброго здоровья, бодрости и оптимизма.

В преддверии своего знаменательного юбилея Нина Георгиевна согласилась поделиться своими знаниями и опытом, ответив на ряд вопросов, касающихся выбора специальности, «жизни» кафедры в разные периоды ее развития, ее соратников по кафедре. Ниже приводится это интервью.

Вопрос: Чем был обусловлен выбор Вами специальности «гидрология»?

Ответ: Школу я окончила в 1928 г. в г. Рыбинске. Возникал вопрос — где учиться дальше? Где работать? Специальности никакой. В городе безработица. Состояла на бирже труда, год я не работала. Мудрая моя мама советует ехать в г. Ленинград и там решать все эти вопросы. В Ленинграде уже несколько лет жил и работал один из братьев — бухгалтер. В Ленинграде в поисках работы я встречала объявления, приглашающие на подготовительные курсы маляров, штукатуров, слесарей, токарей—для будущей работы в промышленности, строительных организациях. Это и понятно — 1929 г. — год первой пятилетки. Строят, восстанавливая объекты хозяйства после гражданской войны.

По объявлению Ленгидропроекта обнаруживаю курсы подготовки гидрометров для изысканий на реках! Решаю, что это для меня. Ленгидропроект — крупная проектно-испытательская организация по проектированию гидроэлектростанций на реках. С реками я знакома с детства. В Рыбинске, где я жила — р. Волга. Рядом реки Молога, Шексна, и в самом городе две речки Черёмуха и Коровка, на которых я проводила свое детство и юношеские годы. Каждую весну я встречала высокие подъемы воды в реках. Были очень сильные наводнения, например в 1924 г., когда вода заливала ближайшие с нашим домом улицы. Шесть месяцев обучения на курсах и я могу работать! О методах гидрометрических работ, о гидрологии как науке у меня еще не было представления. После окончания курсов меня, как уже специалиста, направляют на работу в Марийскую автономную область*

* 5 декабря 1936 г. Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР. 22 октября 1990 года — Марийская Советская Социалистическая Республика (МССР). 9 декабря 1992 года — Республика Марий Эл — (Материал из Википедии — свободной электронной энциклопедии).

на изыскательские работы на малых реках — притоках Волги. Там уже работала большая экспедиция. Я сменила техника-гидролога и получила задание измерять расходы воды на реках Кундыше, Кокшаге и вести наблюдения на испарительной площадке в селе (поселке) Арде — за испарением, температурой воды и воздуха. Гидроствор на р. Кундыш был оборудован люлечной переправой. Река сплавная и плывущие бревна мешали работам с лодки или другого судна. Наблюдения скорости течения воды и промерные работы можно было во время паводков вести с берега. С этими работами мне помогали справиться рабочие. Это была моя первая полевая работа. Через год меня вызвали в Ленинград, на камеральную обработку материалов. В Ленинграде я попала на работу к опытным руководителям и в хороший молодой коллектив гидрометров. Работали дружно, с азартом выполняя и перевыполняя нормы (тогда внедрялась нормированная работа). В коллективе изучались и внедрялись новые методы обработки материалов, шли разговоры о гидрологии, ее назначении, разделах, исследованиях в различных организациях не только на реках, но и морях, озерах, ледниках. Появился на наших рабочих столах новый и единственный учебник по гидрологии Советова С. А. Эта книга меня заинтересовала. К концу второго года работы в Ленгидропроекте я почувствовала, что я сделала выбор и буду поступать на географический факультет Ленинградского Университета на кафедру гидрологии, что я и сделала осенью 1932 г. Я была принята на вечернее отделение. Через год стала учиться на дневном. После учебной практики в Саблино я сказала сама себе — я гидролог.

Вопрос: Как Вы можете охарактеризовать обстановку на кафедре гидрологии ЛГУ в 30—40-х годах ХХ века?

Ответ: Кафедра гидрологии в системе Университетского образования страны была первой в 30—40-х годах. Она возникла после слияния Санкт-Петербургского географического института с Ленинградским университетом. Опыт был принят и в других университетах возникли кафедры гидрологии — в Московском и Одесском университетах.

В организации и оформлении кафедры приняли активное участие крупные специалисты- ученые В.Г.Глушков, С.А. Советов. За основу формирования кафедры было принято определение науки гидрологии, как науки комплексной, самостоятельной, как науки о жизни воды на земном шаре (моря, реки, озера, ледники, подземные воды) в процессе круговорота в природе. Такое широкое определение требовало много знаний по многим дисциплинам — географических, физикоматематических и геофизических наук, совместно с собственно гидрологическими. Если знания по фундаментальным наукам обеспечивались кафедрами ЛГУ, то обеспечить преподавание специальных гидрологических дисциплин кафедра не могла. Штат кафедры был мал. Требовались совместители.

Студентов на кафедре гидрологии было много. Группы гидрологов считались самыми многочисленными. Помню, выпуск 1936 г. насчитывал 100 человек. Многие из них были направлены в Якутское Управление ГМС и работали по изучению вод Севера Сибири.

В 30—40-е годы — годы первых пятилеток, страна восстанавливает народное хозяйство, разрушенное гражданской войной. Запросов на специалистов гидрологов было много. Они поступали от транспортных, проектных, гидроэнергетических, мелиоративных организаций, от управления Гид-рометслужбы, от научных институтов — ГГИ, Арктического института и др. Кафедра гидрологии удовлетворяла эти потребности как могла.

Студенты-гидрологи старших курсов были разделены по узким специализациям. Одно время существовали 4 группы: по изучению подземных вод (до 1934 г., затем была переведена на геологический факультет), по морской специализации, по речным водам и комплексная группа. Но это разделение не просуществовало и до конца 40-х годов. И в конечном итоге осталось 2 группы: по гидрологии моря и по гидрологии вод поверхности суши (реки, озера, болота, ледники — были объединены кафедрой гидрологии суши). Специалисты по гидрологии моря впоследствии (в 1946 г.) явились основой новой кафедры — океанографии.

В штате кафедры были — заведующий — В. Н. Лебедев, ассистент Гапеева, П. В. Иванов, условно Ю.М.Шокальский (фактически он состоял в штате кафедры физической географии).

Заведующий кафедрой В. Н. Лебедев — крупный ученый, представитель географического направления в гидрологии. Учебные планы кафедры, их выполнение и подбор специалистов для ведения занятий и чтения лекций входили в его обязанности. Помогал в привлечении специалистов и Ю.М.Шокальский. В результате для работы на кафедре были привлечены: В.М.Маккавеев, читающий курсы «гидромеханики» и «гидравлики», П. В. Иванов вел занятия по «гидрологии рек», И. В. Молчанов читал лекции по «гидрологии озер», Дубах вел занятия по «гидрологии болот», по «гидрометрии» вела занятия сначала Флёрова, позже Е.В.Берг, по «гидрологическим прогнозам» курс вел М.И.Львович, по «стоку рек» Соколовский и др. Курс «общей гидрологии» читал В. Н. Лебедев, помогала ему асс. Гапеева. Курс «физической океанографии» читал Ю. М. Шокальский. Для чтения курсов он привлекал таких крупных специалистов, как бывший

директор Пулковской обсерватории проф. В. В. Серафимов, читающий курс «Мореходной астрономии», курс «гидрографии» читал А. Копусов, привлекались и др. специалисты — А. П. Белобров, М. И. Сперанский и др.

Основными учебными пособиями для гидрологов был учебник С. А. Советова («Курс общей гидрологии») по общей гидрологии на физико-математическом, географическом факультетах и в Санкт-Петербургском Географическом институте. Гидрологию он относил к циклу геофизических наук. Часто геофизическая направленность в гидрологии не была принята. В.Г.Глушков создал и пропагандировал географическое направление факультета. Это направление широко пропагандировалось на географическом факультете ЛГУ. Особенно оно развивалось многие годы в трудах Л. К. Давыдова и в трудах его учеников. Л. К. Давыдов приступил к руководству кафедрой в 1938 г. и руководил ею в течение 30 лет. Л. К. Давыдов долго работал в системе Гидрометслужбы, хорошо знал требования, предъявляемые со стороны производственных организаций. Не случайно, поэтому, он уделял большое внимание подготовке гидрологов — составлению и корректировке учебных планов, программ читаемых курсов, учебников, учебных пособий. Он часто говорил: «Гидролог всегда должен помнить о природе».

Все студенты географического факультета 1—2 курсов, в том числе и гидрологи проходят в летнее время учебную полевую практику. Для этой цели при ЛГУ существовала и сейчас существует учебно-научная географическая станция в пос. Саблино Ленинградской области. Специальную гидрометрическую практику студенты-гидрологи проходили на малой р. Тосна. В конце 30-х годов Давыдов попытался расширить учебную практику и организовал ее на большой реке и озерах. Учебные практики, в конечном итоге, были расширены, но уже в послевоенные годы.

С 30-х годов кафедра готовила специалистов и в аспирантуре. Первые две аспирантки А. П. Бурдыкина и К. С. Кабанова проходили подготовку под руководством В. Н. Лебедева. Особенно большая группа аспирантов была принята в 1939 г. К 1941 г., к началу войны, подготовили кандидатские диссертации Филенко, Корт, Дуванин, Н.Г.Конкина, В.В.Лавров. Руководил ими Л.К.Давыдов. Впоследствии Корт В. Г. и Дуванин А. И. стали докторами наук.

В 30-е годы научные исследования проводились под руководством Лебедева В. Н., что нашло отражение в опубликованных сборниках по гидрологии в 1938 и в 1939 г.

Кратко оценив обстановку работы на кафедре 30-40-х годов ХХ века можно прийти к следующим выводам:

1. Кафедра гидрологии в системе университетского образования была первой в стране. 30-40-е годы ХХ века — это был период становления гидрологии и обстановку на кафедре можно оценить как творческую. Опыт этот был положителен.

2. Принятая комплексность гидрологии как науки при подготовке специалистов оказалась не эффективной как при выполнении учебных планов, так и для развития самой науки. В итоге в Университете появились две новые кафедры: подземных вод — гидрогеологии на геологопочвенном факультете (1934 г.) и кафедра океанографии (1946 г.)

3. Географическое направление в гидрологии на кафедре развивалось как в рамках учебного процесса, так и в трудах специалистов. В результате к концу рассматриваемого периода в Ленинграде сформировалась школа географов-гидрологов, а впоследствии выпускники кафедры стали получать специальность географ-гидролог.

4. Трудности в выполнении учебных планов и подборе соискателей при подготовке гидрофизиков привели к необходимости подготовки на кафедре гидрологов-географов высшей квалификации.

Вопрос: Вспомните очень кратко о Вашей работе в военные годы.

Ответ: Война 1941-45 гг. встретила меня в Саблино на учебной базе Университета за занятиями со студентами на практике по гидрологии. Сразу началась мобилизация. Студенты и преподаватели уходили на фронт. Практические занятия прекратились. На базе осталась группа под руководством проф. А. А. Корчагина по сбору мхов для госпиталя. В Ленинграде я была зачислена в МПО для работы в химическом отряде Университета. Работа заключалась в дежурствах, особенно тревожных во время воздушных налетов немцев. В июле — августе я принимала участие (по приказу Ректора ЛГУ) в строительстве оборонных сооружений в окрестностях станции Луболяды вместе со студентами и преподавателями Географического факультета. Мы рыли противотанковые рвы. Немецкие летчики нас обстреливали и мы прятались, где могли, укрывая головы своими лопатами.

При приближении фронта к месту работ, нас быстро в ночное время эвакуировали лесными тропами к ближайшей ж/д станции. Мы возвратились в Ленинград. Здесь возобновились дежурства в химотряде ПВО. С сентября начались занятия со студентами в стенах Университета. Студенческие группы были малочисленные и с каждым днем они уменьшались. К концу зимы, к моменту эвакуации их оставалось по 1-2 студента на группу. Сократилось и число преподавателей. На ка-

федре гидрологии нас осталось двое: Петр Владимирович Иванов и я — Конкина Нина Георгиевна — ассистент.

Эвакуация Университета в Саратов проходила через Ладожское озеро в автобусах (кажется, до ст. Жихарево) и далее по железной дороге в пассажирских вагонах. В пути были с 28 февраля по 6 марта 1942 г. В Саратове нас приютил Саратовский Университет, предоставив аудитории для занятий и общежитие для студентов. Преподавателей разместили в гостинице «Россия». В Саратове в марте 1942 г., занятия в ЛГУ возобновились. Однако я к преподаванию приступила позже, пробыв некоторое время в больнице, поправляя здоровье.

На кафедре гидрологии, как я уже говорила, нас осталось двое. Заведующий кафедрой Л. К. Давыдов был отозван еще в Ленинграде для работы в ГГИ и эвакуирован в г. Свердловск с его коллективом.

Студентов-гидрологов было немного и вопрос об их подготовке решался индивидуально. П.В.Иванов вел занятия по «гидрологии рек», «гидравлике», руководил курсовыми работами. Я вела курсы «общая гидрология», «сток рек», «гидрометрия», «гидрология озер». Трудности были со старшим курсом — пятым. По договоренности с ректором ЛГУ, студентов кафедры гидрологии суши откомандировали в Свердловск в ГГИ для завершения образования. Там у крупных специалистов они прослушали лекции по «гидрографии», «гидрологическим прогнозам», «стоку рек», выполнили дипломные работы. В подготовке к выпуску студентов-океанографов помогла доц. А. А. Дмитрива, прочитав курс «Динамика моря» и др. Для этой цели она была вызвана из Самарканда, где работала в ВМАК (высшая морская академия).

В летнее время я вместе со студентами и преподавателями факультета выезжала на сельскохозяйственные работы в Саратовскую область на прополку и уборку урожая. Одновременно в эвакуации я была заместителем декана. Работы было много. В годы войны были организованы по приказу Наркомата высшего образования два досрочных выпуска — после 3 и 4-х лет обучения. Нужно было готовить для этой цели соответствующие документы под строгим контролем ректора А. А. Вознесенского. В Саратове мне удалось завершить кандидатскую диссертацию и защитить ее в Ученом Совете.

После прорыва блокады Ленинграда мне вместе с доц. Шибановым было поручено подготовить факультет к реэвакуации. Возвращение в Ленинград состоялась в июне 1944 г.

Ленинград встретил нас ясным свежим утром. Мы ехали по Невскому, удивляясь и радуясь совершенно чистой и безлюдной улице и не веря, что голодного, грязного города теперь нет.

В Университете собирались студенты и преподаватели из разных мест эвакуации. Летних каникул в 1944 г. не было. Все занимались восстановлением, ремонтом, приведением в порядок своих помещений, лабораторий, аудиторий для учебных занятий. На кафедру гидрологии вернулись Е. В. Берг, А. М. Леонов, Н. М. Арсеньева, Б. М. Петров. Я передала свои обязанности прежнему заместителю декана —Лукоянову С. М., вернувшемуся с фронта, и активно участвовала к подготовке занятий своей кафедры.

Занятия в 1944 г. начались в октябре. День победы в мае 1945 г. я встретила на Дворцовой площади. Был митинг при большом скоплении ленинградцев со всех районов города. Мы ждали возвращения войск с Ленинградского фронта. Под крики: «Ура!» —воины-бойцы появились со стороны Невского проспекта и шли колонной к мосту на Васильевский остров. Встретили их ликованием и криками ура! Многие из нас плакали от радости и печали.

Вопрос: Кого из ученых, преподававших во время Вашей работы на кафедре, Вы хотели бы особо выделить как по профессиональным, так и по личным качествам?

Ответ: Отмечу заведующего кафедрой гидрологии проф. Л. К.Давыдова (1938—1968) и заведующего кафедрой К. Е. Иванова (1969—1979 гг.)

Л. К. Давыдов обладал высоким профессионализмом. Возглавлял он школу Ленинградских гидрологов-географов. Был хорошим организатором. Умел создать дружный трудовой коллектив на кафедре. Свои знания и опыт работ широко пропагандировал в лекциях студентам и сотрудникам при выполнении тематических работ. Был требователен и к себе и к своим подчиненным. Большое внимание уделял талантливой молодежи, помогал отстающим.

К. Е. Иванов, профессор, доктор географических наук, не менее профессионален. Занимался многими проблемами водных ресурсов, их охраной и рациональным использованием, связанным с мелиорацией и землепользованием. Но, большую часть времени он использовал для исследования гидрологии болот, а шире — болотоведение. В итоге им создана школа гидрологов-болотоведов. По гидрологии болот К. Е. Иванов известен своими многочисленными опубликованными трудами, как в России, так и за рубежом. Известен также как экспериментатор и прогнозист.

К сожалению, чертой характера К. Е. Иванова было чувство доверчивости. Оно не способствовало укреплению кафедры а, наоборот, привело к потере твердого руководства ею.

Вопрос: Каковы, по Вашему мнению, преимущества и недостатки современной системы высшего образования по сравнению с советской?

Ответ: На этот вопрос я отвечать не могу, так как давно уже не работаю. Замечу лишь, что в подготовке гидрологов, да и других специалистов присутствовали базовые науки, создающие фундамент для любых специальностей.

Вопрос: Ваши пожелания молодому поколению гидрологов.

Ответ: Не теряя навыков, полученных в Университете, повышать свои знания самообразованием по любым, интересующим их темам (в искусстве, науке, культуре). Вас научили работать и учиться — продолжайте!

Вопрос: В чем секрет Вашего долголетия?

Ответ: Во-первых, я все время в движении, вся жизнь моя в движении. Летом я много ездила, работала в разных условиях — на реках, озерах, ледниках. И дома я в движении. Постоянное движение, а не застой, всегда что-то делаю.

Во-вторых, — гены. У моего деда была большая семья и она сильно разрослась. У моей семьи сильные корни — из Вологодской области. Мои двоюродные сестры и братья дожили до 93 — 94 лет, и ныне живущей сестре — 92, мне — 99!

Н. Г. Конкина, май 2011 года

Материал беседы подготовлен Паршиной Т. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.