Научная статья на тему 'Ведущие закономерности и принципы развития индивидуального стиля деятельности педагога дополнительного образования1'

Ведущие закономерности и принципы развития индивидуального стиля деятельности педагога дополнительного образования1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПРИНЦИП / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / LAW / PRINCIPLE / INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY / DEVELOPMENT / TEACHER / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна

В статье обоснована необходимость выявления закономерностей развития индивидуального стиля деятельности педагога дополнительного образования детей. Выявлены ведущие закономерности: циклически-волнового развития, соответствия, информированности. Каждая закономерность раскрыта через совокупность принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING REGULARITIES AND PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHER

The article proves the need to identify patterns of development of individual style of the teacher of additional education of children. The leading patterns are revealed: cyclical and wave development, compliance, awareness. Each pattern is disclosed through a set of principles.

Текст научной работы на тему «Ведущие закономерности и принципы развития индивидуального стиля деятельности педагога дополнительного образования1»

УДК 374

ВЕДУЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

© Людмила Николаевна МАКАРОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: mako20@tamb.ru

В статье обоснована необходимость выявления закономерностей развития индивидуального стиля деятельности педагога дополнительного образования детей. Выявлены ведущие закономерности: циклически-волнового развития, соответствия, информированности. Каждая закономерность раскрыта через совокупность принципов.

Ключевые слова: закономерность; принцип; индивидуальный стиль деятельности; развитие; педагог; дополнительное образование детей.

Выявление и познание определенных закономерностей и принципов развития индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСД) педагога дополнительного образования детей не только обеспечивает его коррекцию, но и позволяет прогнозировать результаты изменения ИСД и процесс их достижения [1]. Мы воспользуемся идеями В.И. Загвязинского и Е.Н. Шиянова, которые соотносят эти понятия следующим образом. Закономерности выражают существенные, необходимые связи между явлениями, между причиной и следствием различных процессов; их изучение связано с поиском общих тенденций развития и функционирования педагогических систем [2; 3]. Сами по себе закономерности не содержат непосредственных указаний для педагогической деятельности, а принцип, являясь «методологическим отражением познанных закономерностей» [3, с. 67], определяет общую стратегию решения педагогических задач определенного типа и служит наиболее общим условием повышения эффективности педагогической деятельности в целом.

В понимании принципов развития ИСД целесообразно исходить из следующего. В отношении любого вида деятельности педагога УДОД могут быть найдены и сформулированы обусловленные потребностями и за-

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».

кономерностями данного вида деятельности наиболее важные, основополагающие предписания, следование которым является объективно необходимым условием успешности этой деятельности, преодоления присущих ей противоречий и достижения ее цели [4]. Такие предписания, относящиеся к области развития ИСД, и выступают как принципы, которые отличаются взаимосвязью и взаимопроникновением: каждый предполагает другие и реализуется полноценно только при условии осуществления всех остальных принципов.

Определим основные методологические ориентиры, являющиеся основой для выделения и обоснования закономерностей и принципов развития ИСД. Во-первых, исходя из идей реализуемого нами синергетического подхода [5], определяемые закономерности должны отражать диалектическое соотношение внешнего формирующего воздействия на развитие ИСД и внутреннего индивидуального опыта саморегулируемого развития ИСД. Во-вторых, каждый принцип (а тем более закономерность) регулирует разрешение конкретных педагогических противоречий, а совокупность принципов регулирует разрешение ведущих противоречий педагогического процесса (В .И. Загвязинский).

В соответствии с этим справедливо следующее утверждение: поскольку мы рассматриваем ИСД педагога УДОД как динамическую, открытую саморегулируемую систему, то необходимо в качестве инвариантной, как это не покажется очевидным, выделить закономерность циклически-

волнового развития ИСД: выбор педагогом индивидуального стиля деятельности, его динамический и саморегулируемый характер обеспечивается циклически-волновым пониманием развития ИСД как волнового процесса со множеством переходов и точек бифуркаций, в которых исход события заранее не предрешен.

ИСД педагога УДОД одновременно участвует в инволюционной и эволюционной фазе цикла развития, которые сменяют друг друга, сменяя при этом и форму активности личности [6]. Волнообразность предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития ИСД (как системы), а с другой - наличие сменяющих друг друга волн изменений, которые соответствуют различным состояниям и уровням организации ИСД. При этом волнообразность не является простым наложением поступательного и кругового циклического движения, она представляет собой новое качество: всякая волна предполагает определенный процесс изменения параметров ИСД во времени.

Данная закономерность в исследовании индивидуального стиля деятельности как системы исходит из понимания его эволюции как волнового процесса со множеством переходов и критических точек бифуркации, со сменой фаз внутри циклов развития, с воспроизводством на новом витке, в новых условиях подобных, в чем-то сходных явлений и ситуаций.

Согласно этой закономерности, конец предшествующего витка, предшествующей волны развития - это начало новой волны, причем прошлый индивидуальный опыт развития ИСД не уходит «в никуда», он продолжает жить в виде мировоззрения, культуры, технологии, в виде сделанного педагогом в прошлом выбора, который определил дальнейшее развитие ИСД. Представление о волновом движении ИСД как сложной системы не отрицает, а предполагает свободу и развитие педагогической деятельности педагога УДОД, хотя степень этой свободы и этого разнообразия различна в различных точках и стадиях развития ИСД.

Из закономерности циклически-волно-вого развития ИСД следуют принципы непрерывности, неисчезновения альтернатив и самосохранения ИСД. Принцип непрерывности ИСД заключается в следующем. Процесс

изменения индивидуального стиля деятельности педагога УДОД идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак изменения. Кажущаяся дискретность (прерывистость) может быть результатом невидимой саморегуляции педагога, приводящей к определенному качественному состоянию стиля. В процессе развития ИСД непрерывность связана с формированием индивидуальных и профессионально-значимых качеств, освоением новых знаний и технологий на основе уже имеющихся знаний, умений и индивидуально-профессиональных качеств.

Данный принцип в развитии ИСД подчеркивает важность и необходимость новых знаний (как теоретических, так и практических) по психологии и педагогике для педагога УДОД, содержание которых должно соответствовать его индивидуальному опыту и совокупности уже имеющихся знаний. При выходе из ситуации «когнитивного диссонанса» педагог может выбрать различные направления развития ИСД: адаптационный или бифуркационный [6]. Выбор в значительной степени зависит от того, насколько созданы предпосылки для восприятия педагогом УДОД новой информации (имеется ли соответствующая ценностная ориентация и мотивация, каков уровень психолого-педаго-гической подготовленности и т. п.).

Принцип неисчезновения альтернатив ИСД исходит из того, что волновая идея, в отличие от линейно-поступательной, не предполагает обязательного движения ИСД в единственном направлении: вектор развития может меняться, что приводит к существенным увеличениям «поля» возможностей, альтернатив и вариантов развития. Оказывается, что даже если в стадии самоопределения «победил» какой-либо один вариант развития, «закрывший» другие альтернативы, то это закрытие имеет лишь временный характер: в другой временной стадии, когда внутренние и внешние условия и сам вектор изменятся, несостоявшиеся альтернативы ИСД могут осуществиться, хотя и в измененном виде.

Принцип самосохранения ИСД основан на известной потребности человека и внешней среды к стабильности. Он выражается в том, что стиль как самоорганизующаяся система, изменяясь, стремится сохранить себя и использует для достижения этого свой по-

тенциал. По мнению А.П. Назаретяна, развитие следует выводить не из стремления к развитию или стремления к самоорганизации, а из стремления к сохранению, т. к. существующее существует лишь постольку, поскольку оно способно самосохраняться и противостоять внешним воздействиям, направленным на его изменение [7].

ИСД как система стремится к стабилизации диапазона изменения внутренних условий, максимально устойчив в данных конкретных внутренних и внешних условиях своего существования и на данном этапе развития. Весь смысл функционирования ИСД -сохранение себя в конкретной среде, а изменение последней заставляет ИСПД развиваться дальше, т. е. мы получаем парадоксальное утверждение - в основе развития ИСД лежит стремление педагога УДОД к его самосохранению: изменение необходимо ради будущего самосохранения ИСД. Но это возможно только при переходе ИСД в новое качественное состояние, в противном случае стиль начинает саморазрушаться по следующему направлению: стагнация, деформация и деградация.

Отметим, что внешние воздействия на ИСД педагога УДОД необходимо рассматривать через призму внутренних условий, определяющих его саморегуляцию, а не как навязывание ИСД определенного направления развития. При активном внешнем воздействии на ИСД педагога с целью его изменения возможны следующие варианты результата:

- у ИСД нет внутренних возможностей для противодействия внешнему воздействию, и он существенно пассивно изменяется, причем данные изменения могут быть как положительными, так и негативными;

- ИСД имеет достаточно внутренних ресурсов, чтобы не поддаваться внешнему воздействию и остаться неизменным;

- внешнее воздействие на ИСД активизирует деятельность ее внутренних компонентов и позволяет, используя точку бифуркации, перевести систему в новое качественное состояние.

Следовательно, внешние формирующие воздействия на ИСД только создают условия для перехода стиля в состояние неустойчивости и самоопределения в выборе дальнейшей траектории развития, но выбора, обу-

словленного (в определенной степени) целью внешнего формирующего воздействия. Определенная динамика внешних формирующих воздействий, нарушая равновесность ИСД, может создавать качественно новые состояния стиля - от экстенсивного к интенсивному.

Таким образом, мы приходим к определению закономерности соответствия, которое формулируется следующим образом: чем больше внешние формирующие воздействия соответствуют внутренней сущности индивидуального стиля деятельности педагога УДОД и обеспечивают условия для реализации его активности, тем выше уровень его саморегулируемого развития, характеризующийся внутренней координацией компонентов стиля в ходе адаптации к этим условиям.

Профессиональная деятельность педагога УДОД осуществляется в постоянно изменяющихся внешних условиях, следовательно, невозможно взаимно-однозначное обеспечение траектории движения ИСД к определенной цели, заданной внешним формирующим воздействием. Уместнее вести речь об устойчивости целесообразной направленности саморегулируемого развития ИСД, которая обеспечивается путем подкрепления положительной определенности желаемого состояния индивидуального стиля педагога в процессе развития.

Согласно вышесказанному, процесс развития ИСП педагога УДОД происходит по нелинейным законам, т. е. темп и направление развития не заданы однозначно. Из этого следует новое понимание формирующего воздействия на ИСД: оно должно ориентироваться не столько на желания воздействующего, сколько на собственные тенденции развития ИСД как системы, а также допускать возможность существования зон (и моментов), свободных от контроля - непредсказуемых, интуитивных.

Рассмотрим принципы, связанные с выделенной закономерностью: ведущей роли положительной обратной связи в развитии ИСД, конструктивизма, инерции, эластичности, вариативности и гибкости ИСД.

Принцип ведущей роли положительной обратной связи в развитии ИСД основан на идее Н.Н. Моисеева, согласно которой для прогрессивной эволюции, связанной с появ-

лением новых качеств, необходимы положительные обратные связи [8]. Ведущая роль положительных обратных связей в изменении ИСД педагога подчеркивает важность внешнего воздействия на бифуркационном (неустойчивом) этапе развития индивидуального стиля через формирование ценностных ориентаций и мотивации педагога УДОД. Но нельзя считать, что рассматриваемый принцип полностью отвергает наличие отрицательной обратной связи в развитии ИСД. С позиции синергетического подхода ИСД преподавателя в своем развитии проходит цикл состояний «устойчивость -неустойчивость - устойчивость». Состоянию устойчивости стиля как раз и присуща отрицательная обратная связь.

Принцип конструктивизма ИСД. Индивидуальный стиль деятельности педагога УДОД складывается и существует независимо от того, занимается ли преподаватель его созданием или не придает ему никакого значения. Но эффективный ИСД создается целенаправленно, а не существует сам по себе. Стихийно осуществляемый выбор ИСД связан лишь с технологическими аспектами профессиональной деятельности педагога. Осознание же зависимости конечного результата от всей совокупности компонентов и условий развития ИСД не наблюдается, т. к. не анализируются взаимосвязи между индивидуальным опытом педагога и реализацией возможностей его внутренней и внешней среды.

С нашей точки зрения, ИСД, находящийся на более высоком уровне развития, более подвижен, изменчив, разнообразен в своих проявлениях, что обеспечивает ему большую адаптационную возможность. Но изменение стиля возможно при наличии механизма рефлексии, позволяющего педагогу УДОД самоосознать реальный ИСД и на основе полученных знаний, в результате разрешения проблемы когнитивного диссонанса, по-разному относиться к внешним формирующим воздействиям.

Принцип инерции (или запаздывания) ИСД. Изменение индивидуального стиля деятельности педагога УДОД начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде ИСД и продолжается некоторое время после их окончания. Инерция свойственна

каждому преподавателю независимо от его возраста и проявляется в стереотипах мышления, использовании устаревших знаний, приемов и средств деятельности, нормах поведения, межличностном общении, отношении к учащимся и коллегам.

Принцип эластичности ИСД состоит в том, что скорость изменения ИСД педагога (С) зависит от самого потенциала внутренних условий (Я), т. е. С = Р(Я). Если графически показать изменение ИСПД при внешнем воздействии, то скорость изменения ИСПД преподавателя определяется углом подъема или спада кривой изменения стиля в зоне эластичности после прохождения точки бифуркации. Если угол малый, то можно говорить о малой эластичности стиля, т. е. стиль-система не очень восприимчив к внешним воздействиям и малые воздействия могут практически не изменить его. Если угол большой, то мы можем говорить о большой эластичности системы, ее активной восприимчивости.

Жестко детерминированный стиль-система имеет минимальную энтропию и может оказаться неспособным адаптироваться к изменяющимся условиям среды учреждения дополнительного образования детей. С другой стороны, чрезмерное разнообразие, связанное с высоким уровнем энтропии, приводит к деструктуризации ИСД как целостной системы. Следовательно, каждый этап перехода на новую ступень развития ИСД педагога - это не только приобретение новых возможностей, но и разумные ограничения в их использовании.

Принцип вариативности и гибкости развития ИСД утверждает, что каждый педагог УДОД пользуется определенной свободой в организации своей деятельности и возможны различные варианты реализации траектории изменения ИСД. Анализ наблюдений за индивидуальными стилями деятельности успешно работающих преподавателей показывает, что для них (в самом общем виде) характерны следующие признаки: высокий уровень информированности о сущности ИСД и закономерностях его развития; периодическая рефлексия имеющегося ИСД с целью его самоосознания, учет полученных данных и изменений среды УДОД для осуществления саморегуляции направлений развития ИСД.

Следует отметить, что развитие ИСД зависит не только от принципов, отражающих противоречия существования и изменения внутренних компонентов индивидуальности педагога УДОД (как играющих определяющую роль в восприятии внешних воздействий на ИСД), но и отражающих систему противоречивых связей и отношений трех структурных компонентов: индивидуальность педагога - особенности профессиональной деятельности - особенности учащихся. Следовательно, необходимо дополнить вышеназванные принципы другими, связанными с внешней средой УДОД и ее субъектами.

В соответствии с вышесказанным, сформулируем закономерность информированности: чем большей информацией располагает педагог УДОД о внутренней и внешней среде, тем более вероятно устойчивое функционирование ИСД (самосохранение через развитие). Данная закономерность исходит из соотношения неопределенности информации, определяющей эффективность выбираемого направления изменения индивидуального стиля деятельности педагога.

Если педагог получает максимум информации о восприятии его ИСД от коллег и учащихся, то это позволяет ему затрачивать минимальное количество энергии (усилий) на взаимодействие с ними как субъектами внешней среды - это случай гармонического резонанса между системой (ИСД) и средой. И наоборот, система затрачивает максимальные усилия при адаптации к неизвестной среде. С данной закономерностью связаны принципы эффективного использования потенциала среды УДОД, открытости, этикокультурного развития ИСД, зависимости развития ИСД от уровня профессиональнопедагогической культуры педагога и поли-субъектный принцип.

Принцип эффективного использования потенциала среды УДОД отражает зависимость саморегулируемого развития ИСД (субъективной стороны) педагога от наиболее полного и эффективного использования совокупности ресурсов среды УДОД (объективной стороны). Развитие и формирование ИСД педагога имеет объективный источник -требования, установленные педагогической деятельностью. Преподавателю необходимо произвести тщательный анализ среды УДОД

и ее возможностей для саморегулируемого развития ИСД. Таким образом, практическая реализация данного принципа является достаточным условием изменения ИСД, которое, объединяясь с необходимым (анализом внутренних условий), и обеспечивает динамизм развития ИСД преподавателя. В результате совпадения набора элементов внутренних и внешних условий и оптимального сочетания их характеристик наблюдается явление, аналогичное резонансу, приводящее к резкому усилению эффективности ИСД педагога УДОД.

Принцип открытости ИСД. Увеличение возможностей и актуализация потенциала саморегулируемого развития ИСД педагога обеспечивается его взаимодействием с другими участниками образовательного процесса в УДОД. Согласно положениям синергетики, преобладание закрытости, изолированности системы приводит к росту энтропии (хаотичности, дезорганизованности), а значит и к деградации системы [9]. Действия, направленные на создание большей открытости системы, свободы, конкуренции, адекватной информированности ведут к нарастанию отрицательности энтропии (негэнтро-пии). Следовательно, чем больше педагог открыт для взаимодействия с учащимися и коллегами, тем больше у него данных о целесообразности используемого ИСД и тем эффективнее он может использовать полученную информацию для актуализации потенциала саморегулируемого развития ИСД.

Принцип этико-культурного развития ИСД определяет, какие именно способы развития индивидуального стиля деятельности ради достижения поставленной цели будут признаны педагогом легитимными. В современной образовательной среде УДОД в деятельности со сложными, человекоразмерными системами (индивидуальность преподавателя - особенности учащихся) возникает новый тип интеграции истины и нравственности, целерационального и ценностнорационального. Технологическая деятельность с такими системами предполагает учет целого спектра возможных траекторий развития ИСД педагога в точках бифуркации. Внешнее формирующее воздействие на него с целью познания или изменения всегда сталкивается с проблемой выбора определенного сценария развития ИСД из множества воз-

можных. И ориентирами в этом выборе служат не только знания, но и нравственные принципы, налагающие запреты на определенные способы экспериментирования с ИСД.

Полисубъектный принцип предполагает рассмотрение позиций педагога УДОД и учащихся как личностно равноправных, что связано с изменением роли и функций участников педагогического процесса. В данном случае особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации преподавателя, связанные с его смысловыми устремлениями, отношением к учащимся. Полисубъ-ектный принцип требует отношения к педагогу и учащемуся как к уникальным личностям, независимо от их индивидуальных особенностей. Но в свете данного принципа преподаватель должен сам воспринимать себя такой личностью и видеть ее в каждом учащемся и коллеге, относясь к ним как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

Принцип зависимости развития ИСД от уровня профессионально-педагогической

культуры педагога. Чем выше уровень развития профессионально-педагогической

культуры преподавателя, тем более свободным и творческим он будет в самоосуществ-лении ИСД. Этот принцип основан на том, что мы рассматриваем ИСД как динамическую внешнюю форму конкретных проявлений профессиональной культуры педагога. Именно имеющийся уровень (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный - И.Ф. Исаев) культуры позволяет (или не позволяет) преподавателю выйти за пределы устойчивых педагогических взглядов и пристрастий к определенным видам и способам педагогической деятельности.

У педагога УДОД с адаптивным уровнем профессионально-педагогической культуры критическая ситуация не вызывает активности, она направлена на торможение изменения ИСД, инновации в нем оцениваются негативно или отвергаются. Начиная с репродуктивного уровня у преподавателя появляется стремление к освоению нового, поиску позитивных инноваций в ИСД. Каждый педагог в строительстве своего микрокультур-ного мира, являющегося портретом его личности, выступает как свободная творческая сила, отбирающая, оценивающая и заново

соотносящая элементы профессиональнопедагогической культуры. Преподаватель познает себя и творит свой стиль, самообо-гащается и самосовершенствуется, создает условия для своей творческой самореализации и для последующего преобразования культурной среды УДОД и культурных профессиональных отношений в частности.

Все выявленные закономерности и принципы развития ИСД взаимосвязаны и взаимозависимы: каждый принцип связан не только с выявленными закономерностями, но и друг с другом. В своем единстве они обеспечивают целостность и динамичность развития индивидуального стиля деятельности педагога УДОД, а их аналитическое осмысление позволяет определить педагогические условия этого процесса.

1. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Основные закономерности развития педагогов и учащихся при организации профильного обучения в системе дополнительного образования детей // Образование и общество. 2010. № 3 (62). С. 68-71.

2. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Москва; Ставрополь, 1991.

3. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М., 2006.

4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Хорохори-на Ю.Н., Терещенко Г.Ф. Особенности деятельности педагога, осуществляющего профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 4 (72). С. 28-33.

5. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Методологическое обеспечение компетентностной модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования // Гаудеамус. Тамбов, 2011. № 1 (17). С. 7-13.

6. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: в 2 ч. Москва; Тамбов, 2000. Ч. 1.

7. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. М., 1991.

8. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.

9. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46-52.

Поступила в редакцию 5.09.2011 г.

UDC 374

LEADING REGULARITIES AND PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHER

Lyudmila Nikolayevna MAKAROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: ma-ko20@tamb.ru

The article proves the need to identify patterns of development of individual style of the teacher of additional education of children. The leading patterns are revealed: cyclical and wave development, compliance, awareness. Each pattern is disclosed through a set of principles.

Key words: law, principle; individual style of activity; development; teacher; additional education of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.