ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378
ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1
© Игорь Алексеевич ШАРШОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления методологического обеспечения основной деятельности, e-mail: [email protected]
Выявлены и систематизированы ведущие тенденции и принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе в контексте концепции профессионально-творческого саморазвития личности. Рассмотрено смысловое различие понятий «тенденция» и «закономерность», взаимосвязь между тенденциями и принципами в педагогических исследованиях. На основе полилатерального подхода определены методологические ориентиры для выявления тенденций и их обоснования в условиях модернизации современной системы высшего образования: билатеральность диалектического соотношения внешнего развивающего воздействия на процесс взаимодействия субъектов и внутреннего индивидуального опыта и личностно-профессиональной направленности участников взаимодействия; учет разработанных моделей профессионально-творческого саморазвития и взаимодействия студентов и преподавателей; разрешение конкретных акмеологических противоречий ПТСЛ и взаимодействия субъектов.
Итоговая совокупность представлена четырьмя ведущими тенденциями взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, каждая из которых находит свое практическое выражение в реализации четырех принципов. Тенденция детерминации и развития реализуется через принципы дуальной детерминации, прогрессивности, нелинейной суперпозиции, непрерывности и циклического развития. Тенденция взаимодействия и взаимодополнения раскрывается через принципы полисубъ-ектности, единства индивидуализации и интеграции, парсипативности, единства положительной и отрицательной обратной связи. Тенденция управления и самоуправления раскрывается через следующие принципы: соответствия, развивающего воздействия, рефлексивного управления и самоуправления, психологической поддержки. Тенденция интенсификации и оптимизации конкретизируется в принципах профессиональной направленности и самореализации, единства научной и педагогической (познавательной) деятельности, единства интеллектуально-творческой активности, профессионального самообразования и самосовершенствования.
Сформулированные ведущие тенденции и принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют иерархическую систему, в которой каждый принцип связан не только с выявленными тенденциями, но и с другими принципами. В своем единстве они обеспечивают целостность и динамичность реализации данного процесса в вузе, выступая теоретико-методологическим обоснованием психолого-педагогических условий эффективного взаимодействия. Осознание и учет выявленных тенденций и принципов дает возможность повышать эффективность образовательного процесса в вузе, прогнозировать, проектировать и корректировать его реализацию в изменяющихся условиях внешней среды.
Ключевые слова: взаимодействие; субъекты образовательного процесса; профессионально-творческое саморазвитие; закономерности; тенденции и принципы; дуальная детерминация; полисубъект-ность; рефлексивное самоуправление; профессиональное самообразование и самосовершенствование.
Выявление основных закономерностей, тенденций и принципов развития педагоги-
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 11-36-00207а1, и проекта № 6.2082.2011 гос-задания Минобрнауки РФ.
ческих явлений и процессов при необходимых интеллектуальных, творческих, физических и временных затратах дает возможность повышать эффективность этих явлений, прогнозировать, проектировать и корректиро-
вать изучаемые процессы в изменяющихся условиях.
До настоящего времени в педагогической литературе нет четкого взаимнооднозначного решения проблемы закономерностей, тенденций и принципов, хотя на методологическом уровне эти вопросы неоднократно обсуждались в исследованиях различных ученых (Ю.К. Бабанский, В.С. Гер-шунский, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев,
В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Е.Н. Шиянов и др.). Изучение теоретико-методологических источников позволяет соотнести эти понятия следующим образом. Закономерности, как объективно существующие, необходимые, существенные, повторяющиеся связи явлений и процессов, отражают многообразие их взаимодействия и отношений, причинно-следственные зависимости; их изучение связано с поиском общих тенденций развития и функционирования педагогических систем. Тенденция - это предполагаемая потенциальная закономерность или закон, т. е. некоторая «связь между явлениями и процессами, состояниями и свойствами, которая при определенных объективных условиях может перейти в категорию закономерностей» [1, с. 123]. Провести границу между данными понятиями довольно сложно, поэтому можно вести речь лишь об их относительном различии. Степень их приближения определяется характеристиками устойчивости, систематичности и повторяемости. Тенденция выражает определенный порядок причинной устойчивой связи между явлениями, при котором изменения одних компонентов явления вызывают изменения других. Закономерности определяют устойчивые зависимости, характеризуемые регулярной повторяемостью какого-либо качества или результата в относительно неизменных условиях. Закон регистрирует строго определенную зависимость, которая может быть подвергнута строгой формализации, качественной, статистической проверке или оценке результатов наблюдений, экспериментов в жестко фиксируемой форме (например, в виде формулы), поэтому педагогические закономерности, в силу изменчивости и неоднозначности педагогической среды, как правило, не доходят до уровня закона (Г.В. Воробьев).
Процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза, рассматриваемый в контексте концепции профессиональнотворческого саморазвития личности (ПТСЛ) как саморазвивающаяся акмепедагогическая система, испытывает на себе влияние закономерностей и тенденций развития образовательной системы высшей школы [2]. Таким образом, исследование данного феномена должно быть направлено на выявление основных устойчивых зависимостей его развития и функционирования в образовательной среде вуза. Не имея возможности утверждать массовый характер зависимостей процесса взаимодействия, мы можем говорить только об определенных тенденциях и принципах взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, познание которых обеспечит не только его коррекцию после реализации соответствующей технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, но и позволит прогнозировать его результаты и возможности их достижения в других, изменившихся обстоятельствах.
Сами по себе тенденции не содержат непосредственных предписаний для педагогической деятельности, но в них заложено указание на общее направление и конкретные педагогические ориентиры разработки принципов (В.В. Краевский). Принцип, являясь «методологическим отражением познанных закономерностей» (В.И. Загвязинский), концентрированным выражением научных результатов в практических целях, определяет общую стратегию решения педагогических задач определенного типа и служит наиболее общим условием повышения эффективности педагогической деятельности в целом [3]. Таким образом, ведущие тенденции взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, действующие в педагогической реальности, отражают обобщенные знания об этом процессе в теоретической сфере, а вытекающие из них принципы и правила - в сфере практической, определяя стратегию и тактику практической деятельности преподавателей и студентов, характер их творческого обогащающего взаимодействия, материализуясь в формах, методах и конечных результатах процесса ПТСЛ.
Принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, тем самым, выступают наиболее важными, осново-
полагающими предписаниями, обусловленными соответствующими тенденциями, следование которым является объективно необходимым условием успешной реализации процесса профессионально-творческого саморазвития, преодоления присущих ему противоречий и достижения поставленных целей. В качестве таковых принципов следует выбирать лишь те положения, для которых выполняются следующие требования: универсальности (принципы имеют всеобщее значение, действуют в любых ситуациях образовательной среды вуза); самостоятельности (принципы не должны подменяться и поглощаться другими принципами); взаимодополнения (все принципы должны быть взаимосвязаны: каждый предполагает другие и реализуется полноценно при условии осуществления всех остальных принципов).
Полилатеральный подход [2] позволяет определить методологические ориентиры, являющиеся основой для выделения и обоснования ведущих тенденций и принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе.
Во-первых, определяемые тенденции должны отражать билатеральное диалектическое соотношение внешнего развивающего воздействия на процесс взаимодействия субъектов и внутреннего индивидуального опыта и личностно-профессиональной направленности участников взаимодействия.
Во-вторых, при формулировании тенденций и принципов следует использовать разработанные модели профессиональнотворческого саморазвития и взаимодействия студентов и преподавателей [4; 5], позволяющие субъектам самостоятельно выстраивать индивидуальные бифуркационные стратегии ПТСЛ во взаимодействии.
В-третьих, каждый принцип (а тем более тенденция) должен регулировать разрешение конкретных акмеологических противоречий ПТСЛ и взаимодействия субъектов [6], а совокупность принципов - разрешение ведущих противоречий педагогического процесса (В.И. Загвязинский). При этом психологопедагогические условия эффективной реализации процесса взаимодействия должны выступать конкретным выражением, применением принципов [7].
Поскольку зависимости определяются противоречиями, составляющими сущность
проблем (Т.М. Давыденко), то и тенденции взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе можно выявить, исходя из этого утверждения. В реальном образовательном процессе вуза одновременно могут проявляться сразу несколько противоречий различного характера и содержания. В соответствии с этим мы выделяем единую структуру ведущих тенденций взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе в контексте их профессионально-творческого саморазвития, каждая из которых находит свое практическое выражение в реализации нескольких принципов.
Тенденция детерминации и развития, определяющая зависимость инициации и осуществления процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса от особенностей внутреннего мира участников процесса, степени развития их профессиональной свободы, творческой активности, направленной на профессиональноличностное становление и творческую самореализацию в профессии.
Саморазвитие - это «одна из сложных форм работы внутреннего мира, в т. ч. и по преобразованию самого внутреннего мира, наряду с переработкой опыта, выработкой собственных позиций и убеждений» [8, с. 68], постановкой жизненных и профессиональных целей, поиском путей самоопределения. Каждый человек путем познания внешнего мира и самопознания пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать это понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути, в т. ч. и в профессиональной области. Саморазвитие и жизненный путь - понятия коэволюционные, оба они - сугубо индивидуальные процессы, характеризующие уникальную неповторимость каждой личности. На определенных жизненных этапах они могут коренным образом изменять друг друга: «Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития» [8, с. 79], насколько он свободен в выборе своего пути саморазвития.
Свобода (в человекознании - один из главных атрибутов существования личности, имманентная характеристика человеческой деятельности) в профессиональной деятельности понимается как избирательная творче-
ская активность личности, отличающаяся от той активности, которая осуществляется при отсутствии выбора, по принуждению. Неотъемлемыми атрибутами творческой активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития. То есть человек самостоятельно может осуществлять выборы (в т. ч. и выборы личностного и профессионального роста) среди ряда альтернатив (стратегий и тактик ПТСЛ), конструировать эти альтернативы. При этом, «являясь высшей формой развития направленности личности, свобода делает человека ответственным за принятый выбор как перед самим собой, так и перед обществом» [1, с. 124]. Творческая самореализация в профессии как диалектическая цель профессионально-творческого саморазвития, являясь свободной деятельностью, зависит от внешних и внутренних факторов, прежде всего, от степени признания и принятия личностью общественных целей; взаимосвязи самопознания, саморегуляции и самоутверждения как относительно самостоятельных этапов самореализации; многообразия индивидуальных траекторий ПТСЛ.
Данная тенденция находит свое выражение в реализации принципов: дуальной детерминации, прогрессивности, нелинейной суперпозиции, непрерывности и циклического развития.
- Принцип дуальной детерминации определяет диалектическое взаимодействие внутренних факторов профессионально-творческого саморазвития и осознаваемых и принимаемых внешних воздействий. Отметим, что саморазвитие, являясь выражением в активной форме особенностей внутреннего мира личности (В.Г. Маралов), все же в большей степени определяется внутренними условиями как побудительными причинами, чем внешними стимулами окружающей среды: потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Однако внешние условия, действуя через внутренние, активно-творчески воспринимаются и преломляются в личности.
- Принцип прогрессивности утверждает гуманную сущность процесса взаимодействия. Саморазвитие в этом ключе понимается «однонаправленно» - как ориентация
только на прогрессивное развитие, на самосовершенствование личности. Творчество также имеет принципиально созидающий характер, подразумевая не просто рождение нового, но способствующего развитию человека и общества. Наконец, акмеологическое знание, полученное в ходе исследования сущности взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, должно быть направлено на интересы субъектов, их прогрессивное личностное и профессиональное приращение. Осуществляя связь с предыдущим принципом, данный принцип задает ориентацию процесса взаимодействия: в направлении максимально эффективного использования возможностей внутренней среды и ресурсов, определяемых изменением условий внешней среды.
- Принцип нелинейной суперпозиции: для сложных саморазвивающихся систем, какими являются человек, коллектив и т. п., несправедлив принцип суперпозиции: возможны ситуации, когда совместное действие причин А и В приводит к результатам, качественно отличающихся от эффектов воздействия А или В по отдельности. Этот принцип предоставляет субъектам множество возможных альтернатив и свободу выбора направления ПТСЛ. Он предполагает многоплановость развития личности в разных сферах и является обоснованием и руководством для практического построения индивидуальных (даже уникальных) бифуркационных траекторий ПТСЛ, выбора субъективно-оптимального направления дальнейшего профессионально-творческого саморазвития: причем вектор саморазвития может постоянно меняться, исходя из внутренних побуждений или внешних воздействий, что приводит к существенным увеличениям «поля» возможностей, альтернатив и вариантов развития. Профессионально-творческое саморазвитие, как процесс, имеет возможность диалектических «откатов»: если на стадии самопознания преобладающим стал какой-либо один вариант траектории ПТСЛ, «закрывший» другие альтернативы, то это закрытие имеет лишь временный характер: на следующем рефлексивном цикле, когда внутренние и внешние условия и сам вектор саморазвития изменятся, несостоявшиеся альтернативы ПТСЛ могут осуществиться, хотя и в измененном виде.
- Принцип непрерывности и циклического развития заключается в следующем: процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса идет непрерывно, меняется лишь скорость и вектор изменений. Кажущаяся дискретность (фиксированные стадии модели взаимодействия субъектов образовательного процесса) является результатом «скрытой» саморегуляции субъектов, приводящей к определенным качественным трансформациям. Педагогические явления часто имеют пороговый характер: при плавном изменении условий поведение системы изменяется скачком. Это дало нам основание выделить условные стадии осей моделей ПТСЛ и взаимодействия [2, 4, 5]. При этом мы подчеркивали диалектически бесконечный и цикличный характер профессионально-творческого саморазвития как повторение на более высоком уровне, не отвергая, а наоборот, используя предыдущие достижения для дальнейшего роста: каждый следующий виток не является простым наложением поступательного движения, а представляет собой новое качество - личность проходит качественно новые состояния, подобные, но не тождественные тем, которые она проходила раньше. На практике данный принцип означает формирование личностно- и профессионально-значимых качеств, освоение новых знаний, способов и технологий ПТСЛ на основе и в соответствии с индивидуальным опытом, уже имеющимися качествами, знаниями и умениями, т. е. обеспечивает единство теоретической и практической подготовки к осуществлению эффективного субъ-ект-субъектного взаимодействия. В случае, если не реализованы организационно-педагогические и психологические предпосылки для восприятия новой информации, она не воспринимается субъектами и не осознается ее необходимость для профессиональнотворческого саморазвития.
Следует учитывать, что взаимодействие субъектов образовательного процесса с точки зрения эффективности не может быть замкнутой системой и детерминироваться исключительно внутренними ресурсами самих субъектов [9]. Согласно положениям синергетики, преобладание закрытости, изолированности системы приводит к росту энтропии (хаотичности, дезорганизованности), а значит, и к деградации системы. Откры-
тость системы, напротив, способствует увеличению возможностей, развитию ее потенциала. Акмеология настаивает на необходимости изучения развития профессионализма в многообразии личностных и деятельностных проявлений, следовательно, необходимо дополнить вышеназванные принципы другими, связанными с внешней вузовской средой. Взаимодействие субъектов образования высшей школы мы рассматриваем как фактор интенсификации и повышения эффективности их индивидуальных путей профессионально-творческого саморазвития [10].
Таким образом, получаем следующую тенденцию: непосредственно тенденцию
взаимодействия и взаимодополнения, определяющую переход от личностного к субъектному характеру профессиональнотворческого саморазвития в образовательном процессе вуза.
Под взаимодействием понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязанно, а взаимообусловленно. Суть взаимодействия процессов профессиональнотворческого саморазвития студентов и преподавателей состоит в органичном сочетании взаимных воздействий: каждый из процессов профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса выступает причиной другого и одновременно следствием обратного влияния профессионально-творческого саморазвития партнера; «изолированные» личностные процессы профессионально-творческого саморазвития студентов и преподавателей интегрируются в единый процесс профессионально-творческого саморазвития субъектов (ПТСС). При этом происходит не только взаимопроникновение, но и взаимодополнение составляющих процессов. Результат данного взаимодействия - сама по себе целостная, внутренне дифференцированная, саморазвиваю-щаяся система, подчиняющаяся как обозначенным выше принципам, так и специфическим: полисубъектности, единства индивидуализации и интеграции, парсипативности, единства положительной и отрицательной обратной связи.
- Принцип полисубъектности является ключевым для данной тенденции. Он предполагает не только повышение активности субъектов, рассмотрение позиций преподава-
теля и студента как личностно равноправных, но и связан с изменением роли и функций участников единого процесса ПТСС: субъекты переходят в категорию сотрудничающих людей. В данном случае особое значение имеют их профессионально-ценностные ориентации, связанные со взаимной заинтересованностью, отношением друг к другу как к самостоятельной ценности и не как к средству для достижения своих индивидуальных целей, но как способу повышения эффективности совместно осуществляемого процесса ПТСС.
- Принцип единства индивидуализации и интеграции. Индивидуализация, как известно, это необходимый учет индивидуальных особенностей каждого участника образовательного процесса, т. е. в нашем контексте учет уникальности пути освоения способов и механизмов процесса взаимодействия, определяемого индивидуальными различиями людей. «Процесс индивидуализации начинается с обособления индивида; без такого обособления невозможны ни его существование как индивидуальности, ни эффективная профессиональная деятельность» [1, с. 125]. Интеграция, напротив, подразумевает «слияние» (но не растворение!) личностей, синтез «индивидуальных вкладов» (Г.М. Андреева), взаимовлияние студентов и преподавателей друг на друга, взаимовыгодное объединение и дополнение личностных и профессиональных качеств, способов и средств достижения общей цели ПТСС. Эффективность процесса взаимодействия и возникающие в нем взаимоотношения предопределены индивидуальными особенностями включенных в общую деятельность участников, в т. ч. их личностным опытом: чувствами, переживаниями, эмоциями и соответствующими им действиями и поступками. Индивидуализация и интеграция учитываются при построении технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса, разработке соответствующих программ, отборе конкретных упражнений.
- Принцип парсипативности (участия) определяет особенности включения в совместную деятельность различных моделей действия участников процесса взаимодействия, а также специальных моделей организации совместной деятельности. Здесь возможно использование различных идей: «позицион-
ного» принципа (выявление и сталкивание различных позиций субъектов, их взглядов на один и тот же предмет при групповой работе (С.Ю. Курганов, Ж. Пиаже, Д.Б. Элько-нин и др.), содержательного распределения действий (Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов и др.), принципа проекции (проекции в другом субъекте черт собственной личности), ролевых игр и т. п. Результативность совместной деятельности во многом обусловливается особенностями стилей взаимодействия субъектов [11].
- Принцип единства положительной и отрицательной обратной связи. Изменение состояния субъектов предопределяется также характером обратной связи, доминирующей во взаимодействии. При рассмотрении процесса взаимодействия следует отметить как важное «противоречивое взаимодействие тенденций двух различных типов - тенденций стабильности, нуждающихся в укреплении отрицательных обратных связей, и тенденций поиска новых, более рациональных способов использования внешних энергии и вещества, необходимо требующих формирования положительных обратных связей и ограничения стабильности» [12, с. 44]. Таким образом, отрицательная обратная связь характеризуется получением информации субъектов друг о друге о том, что некоторый (заданный) результат не достигается, и произошло рассогласование реального движения со спроектированной траекторией ПТСС, т. е. происходит сопоставление результатов процесса с конкретной целью. На основе этой информации субъект с помощью механизмов саморегуляции способен привести собственное движение «в норму» (в соответствие с первоначально заданной траекторией), т. е. отрицательная обратная связь обеспечивает стабилизирующий эффект, возвращая процесс ПТСС к равновесию. Для прогрессивной эволюции, связанной с появлением новых качеств, необходимы положительные обратные связи (Н.Н. Моисеев). Данные связи призваны усилить изменения личности студентов и преподавателей в направлении их движения к желаемому состоянию. Именно они определяют переход из одного качественного состояния в другое, обеспечивают условия для оптимального взаимодействия субъектов на основе своих имеющихся возможностей и информации от соучастников
процесса. Т.М. Давыденко отмечает, что для наиболее полного использования потенциальных возможностей развития личности просто положительных связей недостаточно -нужны такие положительные связи, которые являлись бы основой обеспечения максимального влияния (взаимовлияния - в нашем случае) на мотивационные аспекты личности. Для эффективной реализации процесса взаимодействия, проходящего различные стадии устойчивости и неустойчивости, необходимо диалектическое сочетание типов обратной связи при ведущей роли положительной обратной связи, определяющей возможности качественного роста субъектов.
Таким образом, тенденция детерминации и развития через свои принципы обеспечивает раскрытие, реализацию и развитие личностного и профессионального потенциала субъектов, тенденция взаимодействия и взаимодополнения характеризует ключевую особенность интегрального процесса ПТСС -взаимообусловленность составляющих его процессов ПТСЛ студентов и преподавателей. При этом признание прав субъектов на индивидуальный или совместный выбор направления профессионально-творческого саморазвития, идея обратной связи актуализируют проблему: а надо ли «снаружи» управлять процессом взаимодействия и если да, то каким образом, какими принципами необходимо руководствоваться. Мы приходим к выявлению тенденции, связанной с основным диалектическим противоречием процесса взаимодействия между внешним формирующим воздействием и внутренней творческой активностью субъектов.
Тенденция управления и самоуправления характеризует постепенный переход от внешнего управления к рефлексивному самоуправлению.
На начальном этапе инициации и становления процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса управляющее направляющее воздействие необходимо, однако, как мы уже отмечали, внешние воздействия необходимо рассматривать через призму внутренних условий, определяющих самоорганизацию и саморегуляцию процесса, а не как навязывание определенного направления взаимодействия и саморазвития субъектов. По мере продвижения субъектов по пути профессионально-творческого само-
развития необходимо постепенное увеличение значимости самоуправления, в идеале, на высоких сознательных уровнях ПТСЛ - полный приоритет самостоятельности. Данная тенденция раскрывается через следующие принципы: соответствия, развивающего воздействия, рефлексивного управления и самоуправления, психологической поддержки.
- Принцип соответствия. Название принципа определяет его суть: он характеризует соответствие внешнего развивающего воздействия внутренней сущности процессов ПТСЛ. При определении цели взаимодействия и процессов профессионально-творческого саморазвития субъекты в процессе самоосмысления и самоопределения могут придавать (или не придавать) значимость внешнему воздействию, оно может иметь разную степень влияния: кардинальные изменения в процессе ПТСС возможны лишь в случае, если внутренние условия личности, внутренняя философия «допускают» эти изменения. При активном внешнем воздействии на процесс взаимодействия субъектов с целью его изменения или интенсификации возможны следующие варианты:
- у субъектов нет внутренних возможностей для противодействия внешнему воздействию и они пассивно подчиняются, причем данные изменения могут быть как положительными, так и отрицательными. Реализуется стратегия формирования (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова) - вмешательство во внутренний мир человека, навязывание норм, правил поведения, приемов деятельности. Этот вариант основан на традиционном подходе к управлению, согласно которому результат управленческого воздействия есть однозначное, предсказуемое следствие приложенных усилий;
- субъекты имеют достаточно внутренних ресурсов, чтобы не поддаваться внешнему воздействию. В этом случае велика вероятность стагнации (в случае, когда слишком много усилий уходит на противодействие внешнему управлению) или неэффективности взаимодействия, поскольку данный процесс превращается в замкнутую систему, рассчитывая только на собственные силы, негативно воспринимая любой обмен с внешней средой;
- внешнее воздействие активизирует внутренние ресурсы субъектов, создавая не-
обходимые условия и содействуя переводу процесса профессионально-творческого саморазвития в новое качественное состояние. «Управляющий» не навязывает пути саморазвития субъектам, а способствует собственным тенденциям их развития с максимальной эффективностью. В основе такого управления - взаимодействие, соуправление внешних и внутренних факторов.
Тем самым, процесс выбора стратегии взаимодействия представляет собой отбор внешних формирующих воздействий в соотнесении со своими промежуточными и потенциальными состояниями, результатом которого является появление единственной в данных конкретных условиях доминирующей внутренней цели, определяющей траекторию профессионально-творческого саморазвития. Причем эффективность взаимодействия субъектов тем выше, чем с большей продуктивностью используются внешние ресурсы для этого.
- Принцип развивающего воздействия. Для вузовской (и не только) практики образования необходимо использование т. н. «развивающего воздействия», которое заключается в том, что основной путь содействия взаимодействию и саморазвитию субъектов состоит в стимулировании (в т. ч. и через предоставления возможностей для самореализации) внутренних источников этого саморазвития. В результате совпадения и оптимального сочетания внутренних и внешних условий наблюдается явление резонанса, приводящее к резкому усилению эффективности процесса профессионально-творческого саморазвития субъектов.
- Принцип рефлексивного управления и самоуправления. «Качественной характеристикой рефлексивного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способности к самоуправлению своей деятельностью» [13, с. 101]. Никакое внешнее управление путем инструкций и наставлений не заменит и даже не сравнится по качественному эффекту с самостоятельной деятельностью (самоуправлением), направленной на достижение самостоятельно поставленной цели, совершающейся средствами, избранными также самостоятельно. Личность выступает при этом субъектом управ-
ления, однако у нее необходимо сформировать соответствующие механизмы самоуправления процессом ПТСЛ. Одним из таких механизмов является рефлексия. В данном случае рефлексия обеспечивает не только анализ своей деятельности субъектами, но и понимание целей и стратегии управляющего воздействия, принятие и осознание их как личностно значимых и соотнесения с собственными стремлениями и задачами. Таким образом, суть данного принципа состоит в побуждении собственной активности и самостоятельности «управляемых», обеспечении их субъектной позиции в контексте самоуправления процессами взаимодействия и ПТСЛ, переходе из позиций «реагирования» в позицию организатора и со-организатора собственной деятельности.
- Принцип психологической поддержки в идеале предполагает сведение внешнего воздействия «управляющего» к функции консультирования, не ограничивающего личность в проявлении своих творческих ресурсов, сохраняющего свободу выбора решения субъектами, в т. ч. и выбора оптимальных стилей взаимодействия и методов достижения поставленных целей. Весь смысл внешнего управления в этом случае состоит в обеспечении психолого-педагогической поддержки субъектов с учетом индивидуальных особенностей каждого при обязательной творческой активности самих «управляемых». Практическая реализация данного принципа может выражаться в следующих действиях «управляющего»: совете (содействии в сфере планирования), предложении (предложении новой цели саморазвития или взаимодействия, соответствующей общим побуждениям и сознательно принятой субъектами), помощи и сотрудничестве (содействии в достижении цели) и т. п.
Однако управляющее воздействие (в т. ч. и самоуправление) на процесс взаимодействия должно ориентироваться не только на желания воздействующего и самих субъектов, но и на собственные тенденции профессионально-творческого саморазвития как системы. Задача обеспечения устойчивого целесообразного и эффективного профессионально-творческого саморазвития субъектов заключается в создании необходимых условий (содержательных, организационных, технологических и методических), при кото-
рых субъекты могли бы сами определяться в деятельности таким образом, чтобы продуктивно использовать личностные возможности, индивидуальный опыт и субъективные качества, а также возможности образовательной среды.
Тенденция интенсификации и оптимизации определяет зависимость между повышением эффективности процесса взаимодействия и рациональным использованием личных и коллективных усилий.
Интенсификация в образовательном процессе традиционно трактуется как повышение производительности труда субъектов за единицу учебного времени (Ю.К. Бабанский). Речь при этом идет преимущественно не об ускорении развития, не об усилении энергетических затрат субъектов, а об использовании всех своих возможностей. Мера интенсификации - усиление целенаправленности образовательного процесса. В контексте профессионально-творческого саморазвития это означает обучение целеполаганию, усиление внимания к педагогическому стимулированию самообразовательной деятельности субъектов, создание условий для интенсивного формирования профессиональных умений, самомобилизация внутренних сил субъектов в различных ее проявлениях (саморефлексия, творческая саморегуляция, самоактуализация). Всестороннее проявление «самости» субъектов свидетельствует об их благополучном самодвижении к качественному результату.
Однако для избежания истощения сил интенсификацию взаимодействия целесообразно ограничить оптимизацией. Термин «оптимизация» означает «наилучший для данных условий» с точки зрения определенных критериев. Оптимальный результат - не идеальный, а максимально возможный в конкретной педагогической ситуации с учетом уровня развития субъектов. Меры оптимизации взаимодействия: комплексное решение целей образовательного процесса; выделение приоритетов образования и выбор педагогически целесообразной для данных условий стратегии взаимодействия; выбор оптимальных стилей и оптимальной бифуркационной траектории ПТСС; осознанный отбор целесообразных и продуктивных способов решения задач образования; создание соответствующих благоприятных условий
(материальных, морально-психологических, этических, эстетических и др.); самоанализ и взаимный анализ продуктивности своих действий.
Принципы данной тенденции определяются и определяют, в свою очередь, условия, способствующие повышению эффективности процесса взаимодействия [2]. Как правило, они характеризуют соотношение составляющих элементов-показателей ПТСС (особенно интегральных показателей и системообразующих элементов), их интенсифицирующее влияние друг на друга и на процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса в целом. Процесс ПТСС на высоких уровнях сформированности более динамичен, разнообразен в своих проявлениях, отличается большей целостностью и гибкостью. Это выражается в том, что изменение ключевых компонентов его структуры заставляет реагировать связанные с ними компоненты, что, в свою очередь, влияет на изменение первых компонентов и таким образом процесс самоинтенсифицируется. Сформулируем принципы данной тенденции.
- Принцип профессиональной направленности и самореализации отражает ведущую роль интегрального показателя «стремление к творческой самореализации в профессиональной деятельности» при реализации субъектами процесса ПТСС. При благоприятных условиях, если профессия воспринимается как сфера самореализации, т. е. отвечает жизненным притязаниям личности, если происходят профессиональные достижения, взаимодействие проходит эффективнее, порождая высокий уровень взаимоуважения и взаимоудовлетворения, чувство идентичности с собой и деятельностью. Реализация данного принципа актуализирует проблему психологической готовности субъектов к осознанному, самостоятельному овладению профессией. При неблагоприятных условиях (ошибка в выборе профессии, разочарование в осуществляемой деятельности) саморазвитие в ходе профессионального взаимодействия может тормозиться или блокироваться. Профессиональная направленность субъектов может проявляться: а) в совокупности личностно-профессиональных качеств; б) в учебной, научной и педагогической деятельности; в) в соответствующей направленности образовательного процесса в
вузе, обеспечивающей «создание необходимых условий для свободного творческого проявления личности студента и преподавателя в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности» [1, с. 126]. Преподаватель вуза, ориентируясь на самореализацию в педагогической профессии, стремится и студента сделать заинтересованным участником процесса по овладению профессией, активизируя творческий потенциал на пути к вершине самореализации - акме. Стремление к творческой самореализации в профессии выступает одной из ведущих движущих сил саморазвития личности, побуждающей и направляющей ее деятельность.
- Принцип единства научной и педагогической (познавательной) деятельности. Работы А.В. Барабанщикова, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Макаровой, а также результаты наших исследований показывают сходство и неразделимость научной и педагогической деятельности для преподавателя вуза (для студента - научной и познавательной). Различия в целях, содержании, методах той и другой деятельности приводят к нередкому искусственному их разделению, обусловленному односторонней направленностью личности. Между тем, экспериментальные данные технологии взаимодействия ПТСС показывают, что для творческой самореализации личности эффективнее сочетание данных типов деятельности при ведущей роли педагогической (для преподавателей), познавательной (для студентов), которые составляют основу для научно-исследовательской.
- Принцип единства интеллектуальнотворческой активности. Мы неоднократно утверждали необходимость взаимодополнения интеллектуальной и творческой составляющих процесса ПТСС как дуальных способов саморазвития, данное положение было положено в основу построения модели ПТСС и аналогично предыдущему принципу проверено и подтверждено экспериментально в рамках технологии взаимодействия ПТСС [2; 7; 10]. Если в контексте знаниевой парадигмы в образовательном процессе вуза больше востребована интеллектуальная составляющая, то концепция личностно-творческой профессиональной подготовки со всей очевидностью требует повышения творческой активности субъектов образования.
- Принцип профессионального самообразования и самосовершенствования. Этот принцип естественным образом завершает ряд основных принципов ПТСС, т. к. одна из целей любого образовательного процесса (в вузе, в т. ч.) - создание условий для дальнейшего общего и профессионального самообразования, саморазвития и самосовершенствования. Данный показатель является лидером среди системообразующих элементов-показателей профессионально-творческого саморазвития преподавателей (любая профессия требует самообразования, самостоятельного овладения, пополнения и обновления профессиональных знаний, но педагогическая - особенно). Профессиональное самосовершенствование представляет собой вид специальной систематической деятельности, направленной на самоуправление, саморазвитие личностно- и профессионально-значимых качеств личности, удовлетворение потребности личности в профессиональном росте.
Таким образом, сформулированные ведущие тенденции и принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют иерархическую систему, в которой каждый принцип связан не только с выявленными тенденциями, но и с другими принципами. В своем единстве они обеспечивают целостность и динамичность реализации данного процесса в вузе, выступая теоретико-методологическим обоснованием психо-лого-педагогических условий эффективного взаимодействия.
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
2. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психо лого-педагогического исследования. М., 2005.
4. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Специфика моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 3. С. 1054-1058.
5. Шаршов И.А., Старцев М.В. Интегральная модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. Тамбов, 2011. № 2. С. 10-20.
6. Шаршов И.А. Ведущие педагогические противоречия взаимодействия преподавателей и студентов вуза в контексте качества современного высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 4 (96).
С. 13-18.
7. Старцев М.В., Шаршов И.А. Педагогические условия повышения эффективности взаимодействия преподавателей и студентов вуза // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11. С. 350-354.
8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002.
9. Кудрявцева С.В. Взаимодействие субъектов образования как показатель эффективности педагогической системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2000.
10. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор повышения качества высшего образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1 (21). С. 92-96.
11. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов // Образование и общество. 2004. № 6 (29). С. 37-47.
12. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.
13. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.
Поступила в редакцию 5.09.2013 г.
UDC 378
LEADING TRENDS AND PRINCIPLES OF INTERACTION BETWEEN SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL IN MODERNIZATION AND COMPETITIVENESS CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
Igor Alekseyevich SHARSHOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Methodological Supply of Main Activity Department, e-mail: [email protected]
The leading trends and principles of interaction between the subjects of the educational process at the university in the context of professional creative self-development are identified and classified. The meaningful difference between the concepts “tendency” and “law”, the relationship between trends and principles in educational research are considered. Based on polilateral approach the methodological guidelines for identifying trends and their justification in terms of modernization of modern higher education system are defined: bilaterality dialectical relationship between the external effects on the developing process of interaction between actors and internal individual experiences and personal- professional orientation of participants in the interaction, accounting models developed professional creative self and interaction of students and teachers; specific permission acmeologic PTSL contradictions and interaction of subjects .
Total aggregate is represented by four key trends in the interaction between the subjects of the educational process in high school, each of which finds its practical expression in the implementation of the four principles. Trend determination and development is realized through the dual principles of determination, progressiveness, nonlinear superposition, continuity and cyclical development. Trend interaction and complementarity principles are disclosed through polysubject, customize unity and integration, unity of positive and negative feedback. Trend and self-government is revealed through the following principles: compliance, developmental effects, and self- reflexive control, psychological support. Trend of intensification and optimization principles is concretized in a professional orientation and self-realization, unity of scientific and pedagogical (cognitive) activity, unity intellectual and creative activity, and professional self-improvement.
The leading trends and principles of interaction of educational process are interconnected and interdependent are formulated. They form a hierarchical system in which each principle is not only related to the identified trends, but also with the other principles. In their unity they ensure the integrity and dynamism of the implementation of this process in high school, being as the theoretical and methodological basis for psycho-pedagogical conditions for effective interaction. The awareness and consideration of the identified trends and principles enabling greater efficiency of the educational process in high school, predict, design and adjust its implementation in the changing environment.
Key words: interaction; subjects of educational process; professional creative self-development; patterns; trends and principles; dual determination; poly-subject; reflexive self-management; professional self-education and self-improvement.