Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ И БРЕНДЫ НА РЫНКЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ'

ВЕДУЩИЕ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ И БРЕНДЫ НА РЫНКЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
кондитерская промышленность / анализ производства / ведущие кондитерские компании / санкционное давление / российская экономика / confectionery industry / production analysis / leading confectionery companies / sanctions pressure / Russian economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахов Н.С., Кневец Е.В.

В статье проводится анализ состояния и динамика производства отрасли кондитерской промышленности в условиях политических и экономических санкций, введённых западными государствами и международными организациями в отношении РФ, а также оцениваются доли ведущих компаний и брендов на рынке кондитерских изделий в целом, по группам и категориям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING RUSSIAN COMPANIES AND BRANDS IN THE CONFECTIONERY MARKET

The article analyzes the state and dynamics of production of the confectionery industry in the context of political and economic sanctions imposed by Western states and international organizations against the Russian Federation, as well as estimates the shares of leading companies and brands in the confectionery market as a whole, by groups and categories.

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ И БРЕНДЫ НА РЫНКЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ»

УДК 33 Астахов Н.С., Кневец Е.В.

Астахов Н.С.

магистрант кафедры налогообложения и бухгалтерского учета Южно-Российский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Кневец Е.В.

магистрант кафедры налогообложения и бухгалтерского учета Южно-Российский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ВЕДУЩИЕ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ И БРЕНДЫ НА РЫНКЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация: в статье проводится анализ состояния и динамика производства отрасли кондитерской промышленности в условиях политических и экономических санкций, введённых западными государствами и международными организациями в отношении РФ, а также оцениваются доли ведущих компаний и брендов на рынке кондитерских изделий в целом, по группам и категориям.

Ключевые слова: кондитерская промышленность, анализ производства, ведущие кондитерские компании, санкционное давление, российская экономика.

На российском рынке кондитерских изделий в 2020 г. наблюдалось значительное снижение объемов производства с 4 015 до 3 850 тыс. тонн готовой продукции по сравнению с прошлым годом (-4,1% к уровню 2019 г.). Причиной являлось снижение объемов реальных располагаемых доходов населения в

период коронавирусных ограничений, а также приостановка деятельности заведений общественного питания. В 2021 г. со стабилизацией макроэкономической ситуацией и ростом доходов населения, объем рынка кондитерских изделий продемонстрировал прирост на 136,7 тыс. тонн в натуральном выражении, что на 3,5% выше, чем в 2020 г. [1, с. 21-38].

По итогам 2022 года, не смотря на геополитические потрясения, беспрецедентное внешнеэкономическое давление, ухудшение социально-экономической ситуации и снижение реальных располагаемых доходов населения, объем внутреннего выпуска кондитерских изделий составил 3 989,3 тыс. тонн, практически не уступив показателям 2021 г. Фактическое сохранение объемов рынка прошлого периода связано с ростом потребительского спроса на фоне стресса и тревоги, сохранением традиции кондитерских изделий как экономичных вариантов подарков [2].

В 2023 году отечественные производители в целом выдержали санкционное давление и преодолели возникшие трудности в части поставок импортного сырья и оборудования, а большинство международных брендов продолжают выпуск продукции на своих российских площадках, поэтому дефицит предложения на рынке не наблюдается. Более того, объем производства кондитерских изделий в России превысил 4 216,7 тыс. тонн. (+5,7% к уровню

2022 г.) [3].

Рынок кондитерских изделий на 90,9% обеспечивается продукцией внутреннего производства, поэтому отечественные предприятия не испытывают значительного конкурентного давления со стороны иностранных компаний. Так по итогам 2023 г., из-за санкционных ограничений, транспортно-логистических проблем и волатильности курса рубля, объем импорта кондитерских изделий снизился на 6,5% и 25,5% относительно 2022 и 2021 гг. соответственно [4].

При этом экспорт является важной составляющей для российских производителей кондитерских изделий - в 2023 г. на долю экспорта приходится 14,6% от всего объема производства или 614,2 тыс. тонн. Между тем по итогам

2023 г. объемы экспорта снизились на 1,7% и 17,6% относительно 2022 и 2023

гг. соответственно. Менее значительное снижение экспорта в сравнении с импортом связано с тем, что и до 2022 г. основными направлениями поставок являлись страны СНГ, а рынок ЕС был довольно быстро замещен поставками в страны Азии и Ближнего Востока (Китай, Турцию, Саудовскую Аравию, Израиль) [5].

Крупнейшим игроком на рынке кондитерских изделий является холдинг «Объединенные кондитеры» на него в 2023 г. приходилось 9,2% от всего рынка (8,7% в 2023 г.). Наиболее популярными брендами холдинга являются - Красный октябрь, Бабаевский, Рот Фронт, Аленка, Вдохновение. На втором месте по объему рынка находится ООО «КДВ Групп» с долей в 8,3% (8,6% в 2023 г.) и брендами Яшкино, Бонди и др. Крупнейшими игроками на рынке также является ряд транснациональных компаний - ООО «Марс» (5,6%), ООО «Нестле Россия» (4,5%), ООО "Мон'дэлис Русь" (4,5%) (рисунок 1) [6-10].

■ Холдинг "Объединенные кондитеры" ООО "КДВ Групп11

9,2%

■ ООО "Марс"

8,3%

ООО "Нестле Россия

■ ООО "Мон'дэлис Русь"

5,6%

■ ЗАО "Ферреро Руссия"

59,7%

4,5%

■ АО "Акконд1

4,5%

■ ОАО "Сладонеж"

■ ЗАО "Атрус1

■ ООО "Кондитерское объединение "Славянка

V

■ Прочие

Рисунок 1. Доля крупнейших компаний на рынке кондитерских изделий в 2022 г., в % от натурального выражения (данные компаний, экспертные оценки, аналитика автора).

Уровень консолидации на рынке кондитерских изделий можно оценить как средний - на 5 крупнейших компаний приходится 32,1% рынка (31,9% в 2021 г.). Повышение доли рынка у крупнейших игроков в 2022 г. связано с повышением издержек у небольших локальных производителей, у которых значительно меньше ресурсов для поддержания рентабельности при сдерживании значительного роста цен.

В 2022-2023 гг. снизилась доля транснациональных компаний, так как они заявили о своем отказе от инвестиций и расширения мощностей на российских предприятиях. Кроме того, значительный объем продукции экспортировался в страны СНГ, но из-за трудностей в отправке экспортных поставок, объем выпуска сократился. Ожидается, что в среднесрочной перспективе данная тенденция продолжится.

Стоит отметить, что на рынке кондитерских изделий 59,7% приходится на локальные небольшие производства, которые географически ориентированы на регион расположения и близлежащие направления. Это связано с тем, что производства размещаются в местах сбыта, а ограниченные сроки продукции, усложняют транспортировку и сбыт за пределами региона производства.

Наибольшую долю в группе сахаристых кондитерских изделий занимает Холдинг «Объединенные кондитеры» (17,1%), на втором месте - ООО «КДВ Групп» (10,7%), на третьем - ООО «Марс» (9,0%). Среди брендов наиболее популярными являются - Красный Октябрь, Яшкино, Бонди, Skittles, Бабаевский, Рот Фронт [7,8,10].

Наиболее консолидированными рынками среди сахаристых кондитерских изделий являются рынки халвы, мармелада и зефира, как наиболее популярные виды. В 2023 году наибольшие доли в потреблении категорий и видов кондитерских изделий занимали следующие компании:

• Халва - ООО «Азовская кондитерская фабрика» (46,8%) с брендом Азовская КФ,

• Козинаки - ООО «Азовская кондитерская фабрика» (33,8%) с брендом Азовская КФ,

• Щербет - ООО «Азовская кондитерская фабрика» (23,4%) с брендом Азовская КФ,

• Грильяж - холдинг «Объединенные кондитеры» (9,4%) с брендом Вдохновение,

• Прочие восточные сладости - ООО «Азовская кондитерская фабрика» (30,2%),

• Мармелад - ООО «Нестле Россия» (12,9%) с брендом Бон Пари

• Зефир - холдинг «КДВ Групп» (15,4%),

• Прочие сахаристые кондитерские изделия - холдинг «Объединенные кондитеры» (20,1%).

В группе мучных изделий крупнейшим игроком является ООО «КДВ Групп» с долей в 10,4%, на втором месте Холдинг «Объединенные кондитеры» (2,6%), на третьем ЗАО «Атрус» (2,5%). Наиболее популярными брендами являются - Яшкино, Аленка, Бабаевский, Сладонеж, а также бренды СТМ («Красная цена» (сеть «Пятерочка»), «365 дней» (сеть «Лента»), «Каждый день» (сеть «Ашан») и др.) [7,10,13].

Все категории мучных кондитерских изделий отличаются низким уровнем консолидации, ввиду высокой локализации рынка. По итогам 2023 года, в 3 категориях - печенье, вафли и пряники - наибольшая доля приходится на ООО «КДВ Групп» с брендом Яшкино. Доля данной компании составляет от 7,8% в категории печенье до 13,6% в категории пряников. В категории торты наибольшая доля приходится на ООО «Раменский кондитерский комбинат» с брендом Becker House и долей в 12,6% [7,14].

Среди группы шоколадных и какаосодержащих кондитерских изделий крупнейшим игроком является Холдинг «Объединенные кондитеры» (14,9%), на втором месте - ООО «Марс» (12,7%), на третьем ООО «Мон'дэлис Русь» (10,4%). Среди наиболее популярных брендов стоит выделить - Красный Октябрь, Россия щедрая душа, Alpen Gold, Бабаевский, Аленка, Mars, Twix и др. [8,9,10].

Наименьшая консолидация рынка наблюдается в категориях пралине и шоколадных паст. По прочим категориям доля крупнейших 10 компаний в объеме потребления составляет 64-90%. В 2023 году наибольшие доли в потреблении категорий шоколадных и какаосодержащих кондитерских изделий занимали следующие компании:

• Плитки - холдинг «Объединенные кондитеры» (31,9%) с брендами Бабаевский, Аленка, Красный Октябрь, Вдохновение,

• Батончики - ООО «Марс» (52,6%) с брендами Snickers, Mars, Twix, Bounty,

• Конфеты - Холдинг «Объединенные кондитеры» (14,2%) с брендами Красный Октябрь, Вдохновение,

• Конфеты в коробках - ЗАО «Ферреро Руссия» (25,1%) с брендом Ferrero,

• Пралине - холдинг «Объединенные кондитеры» (10,9%) с брендом Красный Октябрь,

• Шоколадные пасты - ЗАО «Ферреро Руссия» (40,4%) с брендом Nutella,

• Прочие шоколадные КИ - ООО «Нестле Россия» (14,2%) с брендами Россия щедрая душа, Nesquick.

На сегодняшний день отечественная кондитерская промышленность является не только ведущим драйвером роста и развития пищевой промышленности, но и важной отраслью экономики России.

Несмотря на серьезные геополитические вызовы и беспрецедентное внешнеэкономическое давление, перед которыми сталкивается российская экономика, кондитерская промышленность страны продолжает держать курс на уверенное восстановление и положительную динамику роста по всем группам и направлениям.

Производители кондитерских изделий также столкнулись с различными трудностями в части поставок импортного сырья и оборудования, нарушения

логистических цепочек, роста цен на зарубежные ингредиенты, персональных иностранных санкций, заметного оттока кадров.

Крупнейшие российские компании преодолели кризис и демонстрируют рекордные показатели производительности продукции и по всем показателям вселяют оптимистичные прогнозы на еще большие свершения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тихонова И. Производство кондитерских изделий в России / Кондитерские изделия. 2020. №5. С.21-38;

2. Некоммерческая организация «Союз сахаропроизводителей России», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.rossahar.ru/press-center/news/novosti/eksport-konditerskikh-izdeliy-iz-rossii-snizilsya-v-2022-g-na-23-obem-vnutrennego-rynka-uvelichilsya/ (дата обращения: 28.05.2024);

3. МИА «Россия сегодня», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240103/sladosti-1919575817.html (дата обращения: 28.05.2024);

4. Исследования аналитического агентства «Агроан» [Электронный ресурс]. URL: https://foodmarket.spb.ru/archive/2024/222980/222984/ (дата обращения: 29.05.2024);

5. АО "Интерфакс", официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/935264 (дата обращения: 29.05.2024);

6. ООО «Нестле Россия» [сайт компании] URL: https://www.nestle.r;

7. ООО "КДВ Групп" [сайт компании] URL: https://kdv-group.com/ru;

8. ООО "Марс" [сайт компании] URL: https://rus.mars.com;

9. ООО "Мон'дэлис Русь" [сайт компании] URL: https://www.mondelezinternational.com/Russia;

10. Холдинг "Объединенные кондитеры" [сайт компании] URL: https: //www. uniconf. ru;

11. ООО "Азовская кондитерская фабрика" [сайт компании] URL: 1. http: //www. azovkf. ru;

12. ЗАО "Атрус" [сайт компании] URL: https://atrus-conditer.ru;

13. ООО "Раменский кондитерский комбинат" [сайт компании] URL:

2. https://ramkonditer.ru;

14. ООО "Кондитерское объединение "Славянка" [сайт компании] URL:

3. https://ru.slavyanka.com

Astakhov N.S., Knevets E. V.

Astakhov N.S.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Rostov-on-Don, Russia)

Knevets E.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Rostov-on-Don, Russia)

LEADING RUSSIAN COMPANIES AND BRANDS IN THE CONFECTIONERY MARKET

Abstract: the article analyzes the state and dynamics of production of the confectionery industry in the context of political and economic sanctions imposed by Western states and international organizations against the Russian Federation, as well as estimates the shares of leading companies and brands in the confectionery market as a whole, by groups and categories.

Keywords: confectionery industry, production analysis, leading confectionery companies, sanctions pressure, Russian economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.