Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / иностранный язык / воспитание / обучающиеся старших классов / pedagogical conditions / foreign language / up-brining / high school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Горбулина

Статья посвящена реализации регионального компонента на занятиях по иностранному языку на уровне среднего общего образования. В статье представлены основные подходы и принципы, обеспечивающие реализацию воспитательного аспекта иноязычного образования в ходе овладения региональным компонентом. В исследовании особое внимание уделяется представлению комплекса условий, определяющих эффективность данного процесса, среди которых наиболее значимыми являются следующие: формирование положительной мотивации у обучающихся к овладению региональным компонентом, погружение обучающихся в аутентичную языковую и культурную образовательную среду, интеграция аудиторной, внеурочной деятельности и самостоятельной работы, интеграция общекультурных дисциплин и дисциплин лингвистического профиля, применение поэтапной системы заданий, соответствующей этапам алгоритма реализации воспитательного аспекта в ходе процесса овладения региональным компонентом. Реализация указанных условий может быть обеспечена как в рамках традиционного обучения, так и рамках дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Горбулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PEDAGOGICAL CONDITIONS PROVIDING THE UPBRINGING ASPECT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN THE PROCESS OF ACQUISITION OF THE REGIONAL COMPONENT IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to the problem of regional component implementation of high school students at foreign language lessons. The article contains the main approaches and principles aimed at upbringing aspect implementation in the process of acquisition of the regional component. The author gives the detailed description of the pedagogical description providing the effectiveness of this process. The most important of them are the following: positive motivation formation in the process of the regional component acquisition, creating of the authentic linguistic and cultural environment; integration of lessons in class and extra curriculum activities and individual work. Integration of the basic subjects and linguistically oriented subjects; using the special system of tasks. The represented complex of pedagogical conditions can be used in the process of traditional and distance education in high school.

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы. Homo Cyberus. 2019; № 1 (6). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ AA_1_2019

2. Дорожкин А.М. О смысле модернизации образования. Гуманитарные науки и образование. 2010; № 4 (4): 63 - 67.

3. Ивашевский С.Л. Диалектика идеалов и правовых норм в образовательной культуре России: монография. Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 2008.

4. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: монография. Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 1996.

5. Никандров Н. Ценности в системе образовательной культуры России. Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии: монография. Бейрут - Нижний Новгород: Издательство НИМ «Махинур», 2006: 189 - 195.

6. Савруцкая Е.П., Жигалев Б.А., Викулина М.А., Макшанцева Н.В. Институты образования и молодежь: на пути устойчивого развития общества: монография. Нижний Новгород: НГЛУ, 2017.

7. Сулима И.И. Антропология диалектики образования и традиции. Непрерывное образование: XXI век. 2015; № 3 (11): 3 - 12.

8. Терентьев А.А. Российская цивилизация: уроки исторического опыта и современности. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018.

9. Астафьева О.Н., Делокаров К.Х. Теория самоорганизации и образование. По материалам научно-методической конференции «Синергетика и учебный процесс». Лицейское и гимназическое образование. 2000; № 3: 92 - 98.

10. Гелих О.Я., Князева Е.Н. Синергетические основы социального управления. Менеджмент и маркетинг в социальной сфере: учебное пособие. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2003: 213 - 242.

11. Рытов Д.А. Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя. Вестник СПбГИК. 2019; № 3 (40): 135 - 139.

References

1. Verbickij A.A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy. Homo Cyberus. 2019; № 1 (6). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ AA_1_2019

2. Dorozhkin A.M. O smysle modernizacii obrazovaniya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2010; № 4 (4): 63 - 67.

3. Ivashevskij S.L. Dialektika idealov i pravovyh norm v obrazovatel'noj kulture Rossii: monografiya. Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo VVAGS, 2008.

4. Kas'yan A.A. Kontekst obrazovaniya: nauka imirovozzrenie: monografiya. Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo NGPU, 1996.

5. Nikandrov N. Cennosti v sisteme obrazovatel'noj kul'tury Rossii. Dialog civilizacij: bazovye koncepty, idei, tehnologii: monografiya. Bejrut - Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo NIM «Mahinur», 2006: 189 - 195.

6. Savruckaya E.P., Zhigalev B.A., Vikulina M.A., Makshanceva N.V. Instituty obrazovaniya i molodezh': na puti ustojchivogo razvitiya obschestva: monografiya. Nizhnij Novgorod: NGLU, 2017.

7. Sulima I.I. Antropologiya dialektiki obrazovaniya i tradicii. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2015; № 3 (11): 3 - 12.

8. Terent'ev A.A. Rossijskaya civilizaciya: uroki istoricheskogo opyta i sovremennosti. Nizhnij Novgorod: NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2018.

9. Astaf'eva O.N., Delokarov K.H. Teoriya samoorganizacii i obrazovanie. Po materialam nauchno-metodicheskoj konferencii «Sinergetika i uchebnyj process». Licejskoe i gimnazicheskoe obrazovanie. 2000; № 3: 92 - 98.

10. Gelih O.Ya., Knyazeva E.N. Sinergeticheskie osnovy social'nogo upravleniya. Menedzhment i marketing v social'noj sfere: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Knizhnyj dom, 2003: 213 - 242.

11. Rytov D.A. Cifrovye obrazovatel'nye resursy v podgotovke muzykanta-ispolnitelya. Vestnik SPbGIK. 2019; № 3 (40): 135 - 139.

Статья поступила в редакцию 08.10.21

УДК 373.1

Gorbulina N.A., postgraduate, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: d-al_n-tusss@mail.ru

THE MAIN PEDAGOGICAL CONDITIONS PROVIDING THE UPBIHGING ASPECT OF FOREIGH LANGUAGE EDUCATION IN THE PROCCESS OF ACQUISITION OF THE REGIONAL COMPONENT IN HIGH SCHOOL. The article is devoted to the problem of regional component implementation of high school students at foreign language lessons. The article contains the main approaches and principles aimed at upbringing aspect implementation in the process of acquisition of the regional component. The author gives the detailed description of the pedagogical description providing the effectiveness of this process. The most important of them are the following: positive motivation formation in the process of the regional component acquisition, creating of the authentic linguistic and cultural environment; integration of lessons in class and extra curriculum activities and individual work. Integration of the basic subjects and linguistically oriented subjects; using the special system of tasks. The represented complex of pedagogical conditions can be used in the process of traditional and distance education in high school.

Key words: pedagogical conditions, foreign language, up-brining, high school students.

Н.А. Горбулина, аспирант, Курский государственный университет, г. Курск, E-mail: d-al_n-tusss@mail.ru

ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Статья посвящена реализации регионального компонента на занятиях по иностранному языку на уровне среднего общего образования. В статье представлены основные подходы и принципы, обеспечивающие реализацию воспитательного аспекта иноязычного образования в ходе овладения региональным компонентом. В исследовании особое внимание уделяется представлению комплекса условий, определяющих эффективность данного процесса, среди которых наиболее значимыми являются следующие: формирование положительной мотивации у обучающихся к овладению региональным компонентом, погружение обучающихся в аутентичную языковую и культурную образовательную среду, интеграция аудиторной, внеурочной деятельности и самостоятельной работы, интеграция общекультурных дисциплин и дисциплин лингвистического профиля, применение поэтапной системы заданий, соответствующей этапам алгоритма реализации воспитательного аспекта в ходе процесса овладения региональным компонентом. Реализация указанных условий может быть обеспечена как в рамках традиционного обучения, так и рамках дистанционного обучения.

Ключевые слова: педагогические условия, иностранный язык, воспитание, обучающиеся старших классов.

В обращении президента В.В. Путина к гражданам страны в процессе проведения прямой линии, посвященной освещению наиболее актуальных проблем современной России, указывалось на актуальность реализации аксиологической направленности деятельности работников различных сфер жизнедеятельности российского общества: социальной политики, медицины, образования. В выступлении лидера государства особое внимание уделялось важности реализации воспитательных задач на различных уровнях российского образования в условиях глобализации. Было отмечено, что построение аксиологической основы образовательного процесса является надежной опорой формирования и развития гражданина России. Также подчеркивалось, что решение данной проблемы требует обеспечения специальных условий, способствующих формированию лично-

сти обучающихся, которые смогут достойно представлять и защищать интересы своей Родины на региональном и международном уровнях [1].

В этой связи для данного исследования представляется значимым рассмотрение ценностного потенциала иноязычного образования как важнейшего инструмента решения воспитательных задач на уровне осуществления международного взаимодействия с представителями запада и востока. Сохранить свои духовные скрепы и достойно пронести их через всю жизнь - это сложная задача, реализация которой требует специально разработанной педагогической основы, обеспечивающей крепкую интериоризацию ценностей родной культуры в современном многокультурном мире. Общеизвестно, что нравственные и духовные ценности россиян не всегда соотносятся с ценностями и мировоззрением пред-

ставителей зарубежных культур, которые являются чуждыми и разрушительными для российского общества. Указанный факт свидетельствует об актуальности данного исследования.

Цель данного исследования состоит в определения комплекса условий, необходимых для решения воспитательных задач на уровне основного общего образования средствами иностранного языка. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать теоретическую литературу по теме исследования;

2) определить основополагающие принципы и подходы;

3) определить педагогические условия реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе овладения региональным компонентом обучающимися старших классов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе представлены основные педагогические условия реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе овладения региональным компонентом.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что в работе отражены основные теоретические положения, способствующие повышению эффективности процесса воспитания средствами иноязычного образования.

В настоящий момент сложилась серьезная источниковая база, необходимая для решения проблемы реализации воспитательного аспекта в ходе овладения региональным компонентом иноязычного образования, рассматриваемого как важнейший потенциал аксиологической составляющей образовательного процесса: исследования, посвященные рассмотрению ценностного современного иноязычного потенциала в целом и его регионального компонента в частности (Сысоев П.В., Грибова Н.С., Пассов Е.И., Кузовлев В.П.); работы, представляющие философские аспекты реализации ценностной составляющей в образовании (Д.С. Лихачев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин); исследования, отражающие педагогические аспекты овладения ценностями современного образования (А.М. Булынин, И.Ф. Исаев, ГИ. Чижакова, N. На\М^); труды, отражающие психологические аспекты в образовательном процессе (А.А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Л.С. Выготский); исследования, посвященные рассмотрению вопросов теории и методики реализации аксиологического потенциала современного иноязычного образования (А.В. Аникеенко, О.С. Бабенкова).

Данные теоретические положения реализуются на основе применения следующих методологических подходов: аксиологического, социокультурного, системного, коммуникативного, гуманистического.

Применение указанных подходов предполагает реализацию следующих принципов в рамках осуществления воспитательного аспекта на уроке иностранного языка: принцип сохранения исторической памяти народа; ценностной направленности; единства духовного, физического, эмоционального, интеллектуального; эстетической направленности; интегративности; коммуникативности; новизны; системности; последовательности; преемственности; сознательности.

Воспитательная составляющая процесса иноязычного образования обучающихся предполагает овладение основополагающими национальными ценностями, без которых невозможно становление и развитие современного российского общества. Проанализировав современные образовательные стандарты, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, можно отметить, что в процессе иноязычного образования происходит формирование таких важных ценностей, как национальное самосознание, национальная идентичность, патриотизм [2; 3; 4].

Достижение воспитательных задач в рамках иноязычного образования предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой происходит личностное совершенствование, становление моральных норм обучающегося, присвоение национальных традиций и ценностей, а также ценностей страны изучаемого языка и традиций мировой культуры.

О.С. Бабенкова говорит о важности системы национальных ценностей в процессе реализации воспитательного аспекта иноязычного образования [5].

Интеграция указанных принципов и подходов позволяет решить аксиологические задачи образовательного процесса. Однако достижение эффективной реализации регионального компонента в ходе иноязычного образования невозможно без специального комплекса психолого-педагогических условий.

Представляется значимым подчеркнуть важность единства цели, которое объединяет все психолого-педагогические условия и их прочную взаимосвязь с приоритетной целью реализации регионального компонента на занятиях по иностранному языку с задачами, системой педагогических подходов и принципов, а также методов и приёмов. Именно поэтому в данном исследовании речь идет именно о комплексе психолого-педагогических условий. Понятие «комплекс» рассматривается в словаре Д.Н. Ушакова как «совокупность, сочетание явлений или свойств» [6].

В данном исследовании автор поддерживает идею Н.М. Борытко, который считает «психолого-педагогические условия внешними сознательными мерами педагога, способными повлиять на протекание и результат педагогического процесса» [7, с. 127].

Приоритетными условиями, обеспечивающими эффективность реализации задач воспитательного аспекта в процессе овладения региональным компонентом иноязычного образования, являются следующие:

- формирование положительной мотивации у обучающихся к овладению региональным компонентом;

- погружение обучающихся в аутентичную языковую и культурную образовательную среду, отражающую ценностный потенциал регионального компонента как важнейшей составляющей иноязычного образования;

- интеграция аудиторной, внеурочной деятельности и самостоятельной работы;

- интеграция общекультурных дисциплин, дисциплин лингвистического профиля и элективных курсов;

- применение поэтапной системы заданий, соответствующей этапам алгоритма реализации регионального компонента и отражающей национальные особенности региональной культуры и культуры страны изучаемого языка.

Рассмотрим более детально каждое из выявленных педагогических условий. Важнейшим педагогическим условием является формирование положительной мотивации у обучающихся к овладению региональным компонентом.

Среди наиболее важных видов мотивации, формированию которых необходимо наиболее уделять внимание, выделяется внутренняя и инструментальная мотивация, которая определяют эффективность реализации регионального компонента на уроке иностранного языка. Важнейшей составляющей указанного вида мотивации является отбор содержания обучения. В качестве содержательной основы обучения могут выступать тексты на иностранном языке, отражающие такие ценности, как патриотизм, чувство национального самосознания, национальную идентичность, уважение к родной культуре и толерантность к культуре страны изучаемого языка и мировой культуре. С точки зрения овладения реализацией регионального компонента представляют интерес следующие отражающие факты культуры и национальные ценности источники: аутентичная литература на иностранном языке, документальные фильмы и телепрограммы, энциклопедические справочники, иностранные форумы, материалы ЮНЕСКО, лекции и выступления мировых учёных, известных поэтов и политиков.

Следующим актуальным педагогическим условием является погружение обучающихся в аутентичную языковую и культурную образовательную среду, отражающую ценностный потенциал регионального компонента как важнейшей составляющей иноязычного образования. Педагог разрабатывает номенклатуру тем, которая отражает аксиологические аспекты иноязычного образования в странах изучаемого языка. К данным темам могут быть отнесены следующие: «Национальное наследие стран изучаемого языка в произведениях англоязычной литературы и культуры», «Знаменитые люди и их вклад в мировое наследие», «Национальная символика», «Национальные праздники и традиции стран изучаемого языка».

Важнейшей особенностью реализации данного условия является проведение систематического анализа фактов культуры страны изучаемого языка и родной культуры. Например, в старших классах может быть предложена тема для обсуждения «Итоги Второй мировой войны глазами граждан России и Америки». Особое место отводится применению приема смыслового развертывания, который предусматривает сопровождение фактов культуры детальными комментариями и разъяснениями педагога, постановку им проблемных вопросов, ответы на которые формируют у обучающихся адекватное отношение к истинным и ложным ценностям.

В реализации данного условия представляется целесообразным организация онлайн-конференций с обучающимися, представителями стран изучаемого языка. В качестве тем обсуждения на конференциях могут выступать следующие: «Национальные герои и их вклад в дело мира», «Сохранение национальных парков как объектов национального достояния», «Музыка в культурном наследии различных стран».

В процессе проведения онлайн-конференции реализуется обмен мнениями обучающихся, формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Необходимо отметить, что в процессе овладения региональным компонентом отводится большое внимание простору художественных и документальных фильмов. В качестве примера может быть выбран фильм «Неизвестная война», отражающий события Второй мировой войны и представляющий ее важнейшие вехи глазами американцев.

Организация просмотров документальных фильмов на английском языке способствует формированию патриотического сознания и правильной интерпретации с позиции гражданина России фактов культуры.

Следующим важнейшим условием является интеграция аудиторной, внеурочной деятельности и самостоятельной работы. В реализации данного условия неоценима роль экскурсий по исторически значимым местам России. Например, посещение военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». Обучающимся предлагается подготовить и провести экскурсию на иностранном языке, где они должны рассказать о значении танкового сражения 1943 года в победе над фашизмом во Второй мировой войне.

Овладение региональным компонентом предполагает овладение духовными ценностями страны изучаемого языка. Обучающимся в рамках реализации самостоятельной работы может быть предложено составить проект на иностранном языке на тему «Коренная пустынь глазами разных поколений». Неотъемлемой частью реализации проекта является выражение собственного отношения обучающихся к духовному наследию России.

Реализация регионального компонента невозможна без взаимосвязи дисциплин общекультурной подготовки (краеведение, история, география, обще-ствознание, литература) и лингвистических дисциплин (иностранный язык, ли-

тература стран изучаемого языка, страноведение), таких элективных курсов, как «Великие люди стран изучаемого языка», «Культура и история стран изучаемого языка», «Введение в переводческую деятельность» и др.

Реализация регионального компонента на основе межпредметной связи может вывести образовательную деятельность на новый качественный уровень и эффективно интегрировать учебный, познавательный, развивающий и воспитательный аспект в иноязычном образовании. «В рамках данного исследования межпредметные связи рассматриваются как определённый уровень интеграционного взаимодействия, способствующий эффективной организации учебной, познавательной, воспитательной и развивающей деятельности в процессе профессионального иноязычного образования» [8, с. 160].

Решающим условием в процессе овладения региональным компонентом является применение поэтапной системы заданий, соответствующей этапам алгоритма реализации регионального компонента и отражающей национальные особенности региональной культуры и культуры страны изучаемого языка. Поскольку осуществление алгоритма процесса реализации регионального компонента предполагает выполнение таких этапов, как подготовительный, мотива-ционно-стимулирующий, информационный, аналитический, этап актуализации, продуктивный и оценочный этапы, то представляется целесообразно разссмо-треть каждый вид заданий для определенного этапа. Мотивационно-стимулиру-ющий этап предусматривает формирование у обучающихся первичного интереса к овладению региональным компонентом как важнейшей составляющей культурного наследия своей страны и страны изучаемого языка. Вариантом выполнения такого задания может быть просмотр видеофильма о необычных местах России и составление на его основе сценария видеоролика на тему «Самые удивительные места России и Америки».

Информационный этап предполагает выполнение заданий на поиск и отбор информации, представляющей региональный компонент. Одним из вариантов может быть создание проекта на тему «Национальные парки России и Америки».

Аналитический этап предусматривает выполнение заданий сравнительно-сопоставительного анализа фактов культуры с целью формирования у обучающихся патриотического самосознания и адекватного отношения к фактам культуры. Он предполагает анализ конкретных фактов региональной и иноязычной культур, например, проект на тему «Макдональдс и его влияние на пищевое поведение россиян».

На этапе актуализации выполняются задания, направленные на формирование адекватного отношения к фактам родной культуры и культуры страны изучаемого языка. Задания предусматривают выражение оценочных суждений, представление определенной точки зрения, ее аргументацию и защиту, вывод по затронутой проблеме. Обучающимся может быть предложено написание эссе на тему «Бессмертный полк глазами разных народов: его значение для разных поколений».

Библиографический список

Продуктивный этап требует выполнение от обучающихся заданий, построение монологического и диалогического высказывания по тематике, отражающей региональную составляющую иноязычного образования. Например, обучающимся предложен проект «Атомные станции и их влияние на развитие различных регионов». Данное задание предполагает представление фактов культуры из разных стран и создание обучающимися своего творческого продукта на иностранном языке.

Значимым для процесса реализации регионального компонента является оценочный этап, основанный на обсуждении полученных результатов обучающихся друг с другом и с учителем и их возможная корректировка. Обучающимся может быть предложено проанализировать проект, представленный его одноклассниками и внести возможные коррективы по его совершенствованию.

Реализация предлагаемого комплекса педагогических условий может осуществляться как в процессе проведения традиционного обучения, так и в ходе организации дистанционного обучения. Применение разработанного комплекса условий в рамках организации дистанционного обучения требует создания программно-педагогических средств. Каждое программно-педагогическое средство должно включать в себя четыре основных составляющих:

1) информационный компонент, содержащий тексты, фильмы, аудиома-териалы, отражающие особенности реализации регионального компонента на занятиях по иностранному языку;

2) операционно-деятельностный компонент, состоящий из системы заданий и опор, направленных на овладение региональным компонентом;

3) справочно-консультационный компонент, содержащий в себе лингвистические словари, грамматические справочники, лексические справочники по реги-оноведению и страноведению, сайты, отражающие факты культуры, зрительные опоры, аудио- и видеофильмы;

4) коррекционно-оценочный компонент, содержащий правильные варианты заданий и комментарии для разъяснения возможных ошибок и способов их преодоления.

Таким образом, мы определили, что реализация регионального компонента на занятиях по иностранному языку обеспечивается на основе применения комплекса условий, способствующих овладению теоретическими знаниями, практическими умениями, приемами деятельности как в ходе осуществления традиционного, так и дистанционного обучения. Следовательно, цель данного исследования достигнута. Для ее достижения автор решил поставленные задачи, а именно: провел системный анализ литературы, определил основные принципы и подходы, сформулировал ведущие педагогические условия, которые предполагают достижение высокого уровня духовно-нравственного становления подрастающего поколения. Перспектива дальнейшего исследования видится в разработке учебно-методического комплекса, способствующего реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе овладения региональным компонентом обучающимися старших классов.

1. Стенограмма «Прямая линия с Владимиром Путиным». Available at: http://moskva-putinu.ru/transcript/

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Москва: Просвещение, 2014.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Available at: https://fgos.ru/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Available at: https://fgos.ru/

5. Бабенкова О.С. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2019.

6. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. Москва: Дом Славянской книги, 2008.

7. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001.

8. Бабенкова О.С. Условия реализации эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016; № 3 (39): 157 - 161. Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/044-021.pdf

References

1. Stenogramma «Pryamaya liniya s Vladimirom Putinym». Available at: http://moskva-putinu.ru/transcript/

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya grazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2014.

3. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/

5. Babenkova O.S. Formirovanie professional'noj gotovnosti buduschih pedagogov k realizacii vospitatel'nogo aspekta inoyazychnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2019.

6. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar'russkogo yazyka: sovremennaya redakciya. Moskva: Dom Slavyanskoj knigi, 2008.

7. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti: monografiya. Volgograd: Peremena, 2001.

8. Babenkova O.S. Usloviya realizacii 'epistemicheskogo podhoda v sovremennom professional'nom inoyazychnom obrazovanii. Uchenye zapiski. 'Elekironnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 3 (39): 157 - 161. Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/044-021.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 11.10.21

УДК 371.321

Kolesnik N.B., postgraduate, senior lecturer, Department of Design and Architecture, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: design-firid@mail.ru

DEVELOPMENT OF STUDENTS' FIGURATIVE THINKING AS A BASIS OF VOCATIONAL TRAINING IN MEDIUM DESIGN. The article addresses a problem of vocational training of students - future environment designers in the higher education system. The role and importance of specialist designer in aesthetic design system of object-spatial environment are analyzed. Problems are identified in the formation of professional qualities of the designer's personality, among which partic-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.