Научная статья на тему 'Ведущие педагогические принципы формирования экологической компетентности бакалавра техники и технологии'

Ведущие педагогические принципы формирования экологической компетентности бакалавра техники и технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИП «ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ» / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ / THE PRINCIPLE OF «INTELLECTUALIZATION» / LEARNING PRINCIPLES / ECOLOGICAL COMPETENCE / BACHELOR OF ENGINEERING AND TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Галина Ивановна, Егоров Андрей Николаевич

В статье рассматриваются ведущие педагогические принципы инженерного образования, направленные на формирование экологической компетентности бакалавров техники и технологии в вузе. Показано, что экологическая компетентность является качественной характеристикой образованности бакалавров техники и технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Галина Ивановна, Егоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leading pedagogical principles of forming of ecological competence of bachelor of engineering and technology

The article examines the leading pedagogical principles of engineering education aimed at the formation of ecological competence of bachelors of technology in the University. It is shown that the ecological competence is a quality characteristic of education bachelor of engineering and technology.

Текст научной работы на тему «Ведущие педагогические принципы формирования экологической компетентности бакалавра техники и технологии»

УДК 37.01+159.9

Г. И. Егорова, А. Н. Егоров

Ведущие педагогические принципы формирования экологической компетентности бакалавра техники и технологии

В статье рассматриваются ведущие педагогические принципы инженерного образования, направленные на формирование экологической компетентности бакалавров техники и технологии в вузе. Показано, что экологическая компетентность является качественной характеристикой образованности бакалавров техники и технологии.

The article examines the leading pedagogical principles of engineering education aimed at the formation of ecological competence of bachelors of technology in the University. It is shown that the ecological competence is a quality characteristic of education bachelor of engineering and technology.

Ключевые слова: принципы обучения, принцип «интеллектуализации», экологическая компетентность, бакалавр техники и технологии.

Keywords: learning principles, the principle of «intellectualization», ecological competence, bachelor of engineering and technology.

Необходимость формирования экологической компетентности как качественной характеристики образованности бакалавров техники и технологии, обеспечивается прикладными, теоретическими исследованиями. Современный образованный человек владеет объёмом и качеством знаний, умений о природных и социальных законах, явлениях, ценностях. И чем активнее использует бакалавр полученные в процессе собственного образования экологические знания, чем активнее содержание этих знаний для окружающих, тем выше оценивается его уровень экологической компетентности. Проблема формирования экологической компетентности, как сложная интегральная проблема, находит своё отражение в печати, однако при этом остаётся не полностью исследованной. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что экологическая компетентность выступает как показатель профессиональной образованности бакалавра техники и технологии.

В педагогической теории экологическая компетентность характеризуется как уровень экологической образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных эколо-

© Егорова Г. И., Егоров А. Н., 2014

гических суждений о явлениях в различных областях техники и технологии, промышленной, общей экологии, экологии социума. Вузовское образование обеспечивает механизм освоения экологического опыта, отражающего практику самореализации человека в системах: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система». Данные системы отражаются в содержании профессионального образования через различные области познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельности.

Каковы же основные признаки и показатели экологической компетентности и как они взаимосвязаны с общей профессиональной компетентностью, профессиональной образованностью? Обобщённая характеристика экологической компетентности как части профессиональной компетентности, по мнению ряда авторов [3, с. 132]), включает следующие показатели:

• осведомлённость в широком круге экологических проблем, в том числе глобальных, национальных, региональных;

• способность к обоснованию причин возникновения экологических проблем, готовность к их анализу;

• теоретическая готовность к решению выявленных экологических проблем. Осмысление проблем профессиональной деятельности, раскрытие причин возникновения, выбор адекватных методов, применение междисциплинарных методов;

• освоение профессионального пространства через освоение ценностных ориентиров при решении различных экологических проблем, формирующих экологическое сознание;

• формирование базы теоретических знаний и умений для самостоятельных, оценочных экологических суждений в различных областях техники и технологии через изучение профессиональных понятий, теорий, фактов, процессов;

• формирование умений ориентироваться в потоке современной экологической информации, изучение различных видов источников загрязнения биосферы, умение их использовать для решения задач профессиональной деятельности.

В силу многозначности и универсальности показателей понятия «экологическая компетентность» нами предложена совокупность эффективных принципов, определяющих закономерности педагогического процесса через конкретную его организацию: отбор содержания, форм и методов, ориентированных на формирование экологической компетентности. Безусловно, принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. В то же время они являются итогом научного осмысления педагогической мысли, передовой педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между субъектами образовательного процесса. Остановимся более подробно на

приоритетном принципе формирования экологической компетентности -принципе интеллектуализации.

Обоснование необходимости введения данного принципа носит очевидный характер. Во-первых, по своему основному смыслу понятие «интеллектуализация» относится не только к процессам, происходящим в социуме, но и к процессам, происходящим на индивидуальном уровне развития личности и обеспечивающим формирование нового образа профессиональной деятельности будущих бакалавров техники и технологии.

Однако здесь неоспорим и тот факт, что новый образ профессиональной деятельности требует создания развивающей модели профессионального обучения. В современных условиях реализации ФГОС нового поколения отметим, что это не отдельные изолированные направления, а проявление глубинной потребности общественного развития личности бакалавра техники и технологии в новом типе экологически осмысленной, развитой формации. Хорошо всем известно, что XXI в. -век глобальных экологических изменений, новой техники и технологий, процессов и направлений, ориентированных на защиту окружающей среды, общественной, индивидуальной жизни человека. С этих позиций педагогический принцип интеллектуализации преобразует всю систему отношений бакалавра техники и технологии с окружающим миром и самим собой. Глобальные экологические проблемы требуют, прежде всего, рационального, сознательного уровня интеллектуального осознания противоречий между темпами развития промышленности (нефтеперерабатывающей, нефтегазодобывающей и др.) и рациональными методами защиты окружающей среды, знание которых, умение применять их на практике мы рассматриваем как основу экологической компетентности бакалавра техники и технологии.

Во-вторых, новые нормативные документы, программы, в том числе закон об образовании, требуют реализации новых принципов, подходов в профессиональной подготовке бакалавров техники и технологии.

В-третьих, в педагогической литературе мы находим научное обоснование интеллектуализации как принципа дидактики в профессиональной подготовке педагога. Это обоснование проведено М.М. Левиной, сущность которого заключается в следующем:

• интеллектуализация дидактического процесса является закономерным следствием общей тенденции развития науки и производства, научно-технического прогресса и потому выступает решающим условием в дидактической подготовке бакалавра;

• интеллектуализация учебного познания способствует повышению методологического и теоретического уровней профессионального образования, так как содействует углублению научной и исследовательской подготовки, повышает его творческие способности [4, с. 72].

Методологической основой принципа интеллектуализации для формирования учебных действий бакалавров техники и технологии является системный и деятельностный подходы. Процесс интеллектуализации ориентирует на моделирование и интеграцию профессиональных ситуаций в учебном процессе. Дидактические тенденции интеграции учебного материала и процесс повышения интеллектуального уровня познавательной деятельности в области решения экологических проблем взаимно дополняют друг друга. Они характеризуют общую стратегию организации дидактического процесса. Диалектическая взаимосвязь отражена через использование развивающих технологий обучения, решение экологических задач, что, безусловно, сближает учебную деятельность с профессиональной [2, с. 233].

Таким образом, принцип интеллектуализации при формировании экологической компетентности - это система важнейших требований, соблюдение которых обеспечит эффективное и качественное формирование экологических знаний, умений, экологических убеждений бакалавра техники и технологии в вузе. Реализацию принципа интеллектуализации мы связываем с такими параметрами дидактического процесса, как: насыщение содержания образования современными научными воззрениями, стимулирующими экологическое развитие; обогащение экологического мышления методологией научного познания; формирование системы экологических знаний, умений, в которой основную роль играют качественные параметры, такие как системность, динамичность, уровень обобщенности, познавательные ориентиры в области промышленной экологии; развитие механизмов экологического мышления, логических приемов, связанных с постановкой цели и выработкой концепции ее достижения, со способностью к оценочным действиям.

Для формирования экологической компетентности бакалавров в области техники и технологии важен не только показ междисциплинарных, внутридисциплинарных связей, но и самостоятельный их поиск для выполнения различных мыслительных экологических операций.

Остановимся более подробно на аспектах интеллектуализации экологического содержания бакалавров техники и технологии.

Отметим, что традиционное профессиональное образование ориентировано на получение совокупности систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, а также определенного уровня развития познавательных сил и практической подготовки - все это достигается в результате учебно-воспитательной работы [1, с. 32]. Однако при таком подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека, его значимые качества. Это приводит к регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания на среднего бакалавра.

Отвечая на вопрос, чем вызвана необходимость интеллектуализации экологического содержания, можно сказать следующее: эта необхо-

димость связана с тем, чтобы, не сообщая огромного количества научных фактов и оставаясь в объеме утвержденной программы изучаемой дисциплины, подготовить бакалавра, хорошо знакомого с основными положениями и законами изучаемой науки, способствовать воспитанию творчески мыслящего исследователя, владеющими активными формами интеллектуальной деятельности.

Сегодня думающий бакалавр техники и технологии - это тот человек, который обязан наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, одолевать конфликты и противоречия. А для этого он должен обладать высокой экологической компетентностью, которая, безусловно, формируется в процессе обучения. Отметим знакомую закономерность: процесс обучения бакалавра - это двусторонний процесс. В процессе познавательной деятельности бакалавр усваивает знания, интеллектуальные умения и навыки, накапливает определенный опыт ориентации в мире и возможностях его преобразования.

Рассматривая содержание обучения как элемента педагогической системы, считаем, что отбор содержания должен идти с учетом полноты и системности включения экологической информации, направленной на формирование и развитие экологической компетентности бакалавра.

Но при этом отметим, что в содержании дисциплин должно выделяться не только усвоение определенной экологической информации, не только заучивание теорий законов, правил рационального природопользования, а прежде всего должны быть выделены элементы методологического экологического познания, раскрывающие целостный окружающий мир с его закономерностями, проблемами, взаимосвязями и перспективами развития. При этом экологические знания как таковые не исчезают, они перестают быть самоцелью обучения.

Содержание образования, кроме профессионально ориентированных экологических знаний, должно быть практически ориентировано, раскрывать последствия экологических кризисов, выбирать то решение, которое принесет наибольшую, реальную пользу.

Таким образом, одна из специфических черт современного этапа интеллектуализации экологического содержания для бакалавров техники и технологии - единство системного стиля экологического мышления с моделирующим экологическим познанием, которое выражается в расширении приемов мыслительных экологических операций, универсализации метода моделирования. В этом направлении можно развивать один из признаков системного экологического мышления - способность к многостороннему рассмотрению изучаемого объекта. Здесь на помощь приходит системный подход.

Другим важнейшим источником в плане интеллектуализации экологического содержания для бакалавров техники и технологии является включение в предметное содержание курса материала междисциплинарной, внутридисциплинарной экологической тематики. Важность ис-

пользования междисциплинарных связей вытекает из рассмотрения учебной дисциплины как элемента системы дисциплин. Здесь становится очевидным тот факт, что междисциплинарные связи четче показывают многосторонность изучаемого объекта, позволяют проводить самостоятельный их поиск для выполнения различных мыслительных экологических операций.

Формирование методологических знаний - следующий необходимый компонент интеллектуализации экологического содержания. Методологические знания - это знания о методах и способах получения новых знаний, они связывают между собой философские и логические знания, систему науки в целом и ее отраслей, процесс и принципы познания, исторические закономерности развития наук, концептуальные системы в области промышленной экологии. Именно методологическая основа направлена на получение особых экологических знаний и умений, знаний и умений о способах переноса учебной экологической информации и профессиональных умений. Методологическое экологическое знание - это знание, синтезированное самим бакалавром, знание, которое существует наряду с готовым знанием, и это уже можно утверждать, что компонент экологического мировоззрения, экологического миропонимания предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному экологическому мышлению.

Доказана эффективность и логических знаний, знаний о формах и способах доказательств и опровержений, рассуждений, также необходимых каждому бакалавру. Любой бакалавр должен знать и активно использовать правила формулирования экологических определений, понятий, знать методы образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). А также полезно знать строение суждений, основные формально-логические законы, правила умозаключений, логические методы научного экологического мышления (классификация, систематизация объектов, определение, доказательство, гипотеза и др.).

Принцип интеллектуализации сочетается с другими принципами, которые нашли широкое применение в практике профессиональной подготовки бакалавров техники и технологии. Обобщая собственный опыт, опыт подобных исследований, можно назвать следующие основные принципы, лежащие в основе отбора содержания, построения учебных планов подготовки бакалавров техники и технологии:

• принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования уровню и перспективам развития экологической науки;

• принцип гуманистической направленности, ориентированный на удовлетворение образовательных запросов личности, воспитания высоконравственных общечеловеческих качеств личности бакалавра;

• принцип систематичности и последовательности, требующий располагать учебные дисциплины с учетом логики изучаемой научной

системы знаний и закономерностей развития научных экологических понятий;

• принцип единства обучения, воспитания, развития, предполагающих неразрывную связь обучения с формированием мировоззренческих, творческих, поведенческих качеств личности бакалавра;

• принцип связи теории и практики, ориентированных на подведение студентов к пониманию значения экологической теории в жизни, практике;

Учет данных принципов необходим и, безусловно, они проявляются в различных параметрах при формировании экологической компетентности.

В параметрах первого порядка принципы могут проявляться по отношению к конкретной личности. В какой мере личность осознает потребность в экологическом развитии?

Параметры второго порядка проявляются на более высоком уровне - в уровне сформированности экологической компетентности: экологическое сознание, чувства, стремления, симпатии.

Параметры третьего порядка характеризуют уровень готовности к практической реализации элементов и компонентов экологической компетентности, ее взаимосвязи с профессионально важными качествами. Практической реализацией параметров третьего порядка можно назвать поступочные, поведенческие компоненты. Именно поступок является актом интеллектуально-нравственного самоопределения. В этом проявляются ценностные аспекты экологической компетентности.

В нашей практике подготовки бакалавра техники и технологии нашли широкое использование и программы спецкурсов, методических указаний, направленных на реализацию принципа интеллектуализации, который способствует формированию продуктивной, творческой личности, способной совершенствовать и изменять способы экологического мышления, приобщаться к многообразным типам деятельности.

Список литературы

1. Егорова Г.И. Возрождение интеллигенции России - национальный приоритет современного образования // Специфика педагогического образования регионах России: сб. науч. тр. V Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень; СПб., 2012. - С. 32-36.

2. Егорова Г.И. Интеллектуальное и социальное взаимодействие в параметрах проблемного поля жизнедеятельности современного студента. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.Е.И. Бражник. - СПб.: Экспресс, 2012. -С. 233-340.

3. Кривых С.В., Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: моногр. / под ред. С. В. Кривых. - СПб.: Экспресс, 2013. - 200 с.

4. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.