Научная статья на тему 'Ведущие направления организации профилактической помощи подросткам начальных и средних профессиональных учебных заведений'

Ведущие направления организации профилактической помощи подросткам начальных и средних профессиональных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
315
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФИЛАКТИКА / ПОДРОСТКИ / VOCATIONAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / PREVENTION / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яковлева Татьяна Владимировна, Альбицкий Валерий Юрьевич, Иванова Анна Аркадьевна, Сухинин Михаил Вячеславович

Представлены данные о системе профилактической работы в 97 учреждениях начального и среднего профессионального образования различных регионов Российской Федерации. Выявлены основные причины недостаточной эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья студентов учреждений данного уровня образования, недостаточной заинтересованности учащихся в ведении здорового образа жизни, а также предложены меры по оптимизации этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яковлева Татьяна Владимировна, Альбицкий Валерий Юрьевич, Иванова Анна Аркадьевна, Сухинин Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of the organization of preventive care for adolescents in primary and secondary vocational schools

There are presented data about the system of preventive work in 97 institutions of primary and secondary vocational education of various regions of the Russian Federation. There were revealed the basic reasons for the insufficient efficacy of the protection and promotion of health of students of institutions of this level of education, lack of poor concernment of students in keeping healthy lifestyles, as well as there are proposed measures to optimize this work.

Текст научной работы на тему «Ведущие направления организации профилактической помощи подросткам начальных и средних профессиональных учебных заведений»

Яковлева Т.В., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Сухинин М.В.

33

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:616-053.6-084]:377

Яковлева Т.В.1, Альбицкий В.Ю.1'2, Иванова А.А.1'2, Сухинин М.В.2'3

ведущие направления организации профилактической помощи подросткам начальных и средних профессиональных учебных

заведений

'Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1; 2Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1; 3Центр реабилитации для детей с нарушением слуха Минздрава России, 142190, Москва, г Троицк-1

I Представлены данные о системе профилактической работы в 97учреждениях начального и среднего профессионального образования различных регионов Российской Федерации. Выявлены основные причины недостаточной эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья студентов учреждений данного уровня образования, недостаточной заинтересованности учащихся в ведении здорового образа жизни, а также предложены меры по оптимизации этой работы.

Ключевые слова: профессиональное образование; здоровый образ жизни; профилактика; подростки. T. V.Yakovleva', V.Yu. Albitskiy12, A.A. Ivanova12, M.V. Sukhinin23

MAIN DIRECTIONS OF THE ORGANIZATION OF PREVENTIVE CARE FOR ADOLESCENTS IN PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS

1Pirogov Russian National Research Medical University ,1, Ostrovityanova Str., Moscow, Russian Federation, 119121 2Scientific Centre of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991 3Center for Rehabilitation for children with hearing loss, Troitsk-1, Moscow, Russian Federation, 142190

I There are presented data about the system of preventive work in 97 institutions of primary and secondary vocational education of various regions of the Russian Federation. There were revealed the basic reasons for the insufficient efficacy of the protection and promotion of health of students of institutions of this level of education, lack of poor concernment of students in keeping healthy lifestyles, as well as there are proposed measures to optimize this work.

Key words: vocational education; a healthy lifestyle; prevention; adolescents.

Начальное и среднее профессиональное образование вносят существенный вклад в реализацию молодежной политики государства [1]. Сегодня подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена ведется по 250 специальностям. Установлено, что в кадровой структуре разных отраслей экономики страны количество работников с начальным и средним профессиональным образованием составляет от 60 до 80%, а в сфере обслуживания

- 90%.

Необходимо отметить, что более 90% студентов учреждений начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), а в малых городах 100% студентов

- это жители региона, на территории которого расположено образовательное учреждение. В связи с этим особо остро стоит вопрос о подготовке не только образованных, но и физически и психически здоровых кадров для местной экономики [2].

Однако данные официальной статистики свидетельствуют о ежегодном снижении общего числа учреждений профессионального образования. Так, в 2005 и 2008 гг. в Российской Федерации насчитывалось более 3,3 тыс. и около 2,8 тыс. учреждений НПО, а также более 2,6 тыс. и чуть более 2,5 тыс. учрежде-

Для корреспонденции: Яковлева Татьяна Владимировна, доктор мед. наук, проф., зав. каф. поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова

ний СПО соответственно. В 2011 г. в стране наблюдалось резкое снижение общего числа учреждений НПО - до 2040 единиц и незначительный рост по сравнению с 2008 г. общего числа учреждений СПО - до 2586 единиц, находящихся на разных уровнях ведомственной и административно-территориальной принадлежности (табл. 1).

Численность обучающихся в учреждениях НПО и СПО в 2005 г. составляла более 1 и 1,7 млн человек соответственно, в 2008 г. - 780 тыс. и 1,6 млн человек, а в 2011 г. - 640 тыс. и 1,4 млн. человек. Таким образом, сегодня из общей численности учащейся молодежи Российской Федерации в возрасте 14-30 лет (35,5%) доля учащихся профессиональных технических училищ и лицеев (НПО) составляет менее 3,2%, а студентов техникумов и колледжей (СПО) -менее 4,5% [3].

СПО, подразумевающее раннюю вовлеченность в сферу трудовых отношений, не представляет прежнего интереса у молодежи, особенно той ее части, которая проживает в крупных городах.

Однако современная система профессионального образования должна и может стать по-настоящему привлекательной для молодежи. Внедрение образовательных стандартов нового поколения позволяет сделать каждое учреждение данного уровня не только перспективным в профессиональном плане, но и здоровьесберегающим. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков именно в период обучения во многом зависят от грамотности педагогов по

Таблица 1 Общая численность государственных и муниципальных учреждений начального и среднего профессионального образования за период 2005-2011 гг. (в тыс. ед.)

Образовательные Год

учреждения 2005 2008 2011

НПО 3392 2855 2040

СПО 2688 2566 2586

вопросам здоровьесбережения, наличия и доступности технической базы для ведения здорового образа жизни, межведомственного сотрудничества образовательных учреждений и органов здравоохранения, особенно первичного звена [4-7].

С целью выявления факторов риска, влияющих на сохранение и укрепление здоровья студентов НПО И СПО, нами была разработана анкета, включающая оценку здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, оценку организации профилактического образования и физкультурно-оздоровительной работы. В качестве экспертов выступили директора 97 учреждений СПО различного профиля: медицинского, педагогического, технического, творческого, юридического и др. Общее число учащихся составило 68 152 человека.

Анализ полученных результатов проводился с использованием современных социально-гигиенических методов: аналитического, статистического, экспертных оценок с определением коэффициента согласованности Кендалла (Ж), SWOT-анализа.

В ходе проведенного исследования установлено, что весомая доля в получении информации о здоровом образе жизни (ЗОЖ) принадлежит «Тематическим семинарам, лекциям, практическим занятиям в рамках программы обучения», «Дням здоровья» и «Радио- и видеоматериалам, созданным самими учащимися» (Ж = 0,441).

По мнению директоров учреждений, ведущим фактором, препятствующим ведению ЗОЖ учащимися, является «низкая личная мотивация». Второе ранговое положение занимает «низкий материальный уровень семьи». На третьем месте - «иные жизненные приоритеты» (Ж = 0,454). В ранговой шкале факторов, определяющих жизненный успех, образование занимает ведущие позиции, тогда как здоровье находится лишь на пятом месте [1].

Важным компонентом в приобщении подростка к ЗОЖ является совместная работа педагогов и медицинского персонала образовательного учреждения с родителями учащихся. Перспективным и современным в этом плане являются интернет-технологии, позволяющие родителям получать своевременную и четкую информацию о состоянии здоровья ребенка, возможных факторах риска, в том числе поведенческих, и необходимых коррекционных мероприятиях [8]. В настоящее время наиболее распространенными

формами работы с родителями являются спортивные игры, туристические походы, викторины, родительские собрания.

В ходе опроса установлены факторы, наносящие наибольший вред здоровью подростков. Известно, что учащиеся ПТУ, техникумов, лицеев потребляют алкогольные напитки в первый год обучения - 6086,7%, во второй год обучения - 68,8-81,8%, в третий год обучения - до 75%, причем основная доля приходится на пиво и слабоалкогольную продукцию (83,3%) [5]. Наше исследование подтвердило ранее установленные факты (табл. 2).

Практически во всех регионах РФ разработаны комплексные программы профилактики злоупотребления ПАВ и противодействия их незаконному обороту с учетом территориальных особенностей. Однако реализация этих программ осуществляется лицами, не имеющими специальной подготовки, в связи с чем проводимая работа носит недостаточно квалифицированный характер [3, 9]. Несмотря на то что большинство преподавателей (68%) проходят подготовку по вопросам здоровьесбережения учащихся, директора НПО и СПО считают ее не соответствующей требованиям времени.

Среди наиболее эффективных мероприятий по сохранению здоровья подростков на первые два ранговых места эксперты ставили «проведение ежегодной диспансеризации с последующими рекомендациями по оздоровлению» и «иммунизацию в рамках национального календаря прививок» (Ж = 0,823). Несмотря на то что третью позицию занимает «санитарно-просветительская работа», отсутствие подобного направления деятельности в 23% учреждений настораживает. Интересной и в то же время актуальной формой подобной работы служит проведение тематических занятий - «школ здоровья», посвященных различным компонентам ЗОЖ, поскольку одной из основных причин нарушения здоровья подростков является модель поведения, связанная с образом жизни. Неблагоприятные тенденции социально значимой заболеваемости подростков сохраняются: увеличивается доля случаев заболеваемости активным туберкулезом, наркомании и токсикомании. Повышается распространенность инвалидности у детей и подростков, обусловленной психическими расстройствами и расстройствами поведения. В структуре смертности подростков 15-19 лет лидирующие позиции занима-

Таблица 2

Ранговое распределение факторов, наносящих вред здоровью подростков

Ранговое место Фактор

I Употребление алкогольных и энергетических напитков

II Потребление наркосодержащих препаратов

III Курение

Яковлева Т.В., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Сухинин М.В.

35

Таблица 3

Основные меры для формирования мотивации ЗОж у детей и подростков

Ранговое место Мера

I Наличие концепции формирования ЗОЖ

II Сотрудничество с муниципальными органами здравоохранения

III Организация волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ

ют травмы, отравления и болезни системы кровообращения. Последнее связывают с регистрацией в данном классе болезней причин смерти, обусловленных наркоманией [8, 10].

Известно, что наиболее информативным и доступным инструментом ранней диагностики нарушений здоровья и развития детей и подростков являются ежегодные скрининг-обследования и профилактические медицинские осмотры [5]. Проведенное исследование выявило отсутствие медицинских кабинетов в 7,2% учреждений, а в 4,1% учреждений они не соответствуют принятым стандартам. Более того, в 24,7% учреждений НПО и СПО медицинский персонал отсутствует. Медицинская сестра/фельдшер состоят в штате или являются приходящими в 62,9% учреждений. Врач имеется только в 2,1% учебных заведений, а медицинская сестра и врач присутствуют в 10,3% образовательных учреждений данного уровня.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в большинстве (71,1%) учреждений профилактические осмотры проводятся 1 раз в год, однако в 9% они вообще отсутствуют.

В последние годы все большее внимание специалисты стали уделять проведению донозологической диагностики, которая включает аппаратное обследование и анкетирование. При опросе установлено наличие подобного обследования в полном объеме только в 1% учреждений данного уровня.

Значимой составляющей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является работа, направленная на развитие стрессоустойчиво-сти подростков, психологических навыков в противостоянии групповому давлению в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор [11, 12]. Большие надежды возлагаются на работу психолога, в задачи которого входят выяснение и объяснение причин отклонений психического здоровья подростка, помощь в налаживании отношений с одногруппниками, педагогами и, возможно, родителями. Результаты опроса выявили, что кабинет психолога имеется в 67% учреждений НПО и СПО.

Одним из весомых компонентов ЗОЖ является рациональное питание. В большинстве своем молодежь не придает особого значения не только качеству,

пользе, но и режиму питания [13]. Проведенный анализ показал, что охват горячим питанием студентов НПО и СПО составляет 77%, основной формой организации питания являются столовые, работающие на сырье (42,3%), отсутствие пищеблока имеет место в 3,1% средних профессиональных учреждений.

Важной составляющей ЗОЖ является физическая нагрузка, оптимальная для соответствующего возраста и пола.

Согласно проведенному исследованию, «тройка» спортивных объектов - спортивный зал, спортивная площадка и спортивный городок имеется в 24,7% учреждений НПО и СПО, два спортивных объекта -в 18,6% заведений и только один спортивный объект (чаще эксперты называли спортивный зал) - в 56,7% учреждений. Собственного бассейна нет ни у одного учреждения. В 40,2% образовательных заведений проходят 2 занятия физкультуры в неделю. Мониторинг двигательной активности методом шагометрии, согласно оценке экспертов, проводится лишь в 15,5% средних специальных учебных заведений.

По утверждению экспертов, у 100% учащихся НПО и СПО имеется возможность дополнительно заниматься спортом в секциях, организованных на базе образовательного учреждения. Однако посещаемость этих секций остается недостаточной, что, по мнению экспертов, является следствием отсутствия необходимых условий для занятий и современного оснащения спортивных объектов.

Актуальным направлением в работе образовательного учреждения любого уровня является оздоровление детей и подростков. Анкетирование экспертов выявило, что оздоровительные лагеря на период каникул создаются в 24,7% учреждений НПО и СПО, из которых 17,5% выездные, 6,2% стационарные и только 1% смешанный (как стационарный, так и выездной).

В заключительной части анкеты экспертам было предложено определить наиболее эффективные меры по формированию мотивации к ЗОЖ у подростков. В ходе опроса подтвердилась главенствующая роль концепции формирования ЗОЖ с учетом возрастно-половых особенностей, уровня образовательного учреждения, региональных особенностей (табл. 3). Далее в порядке убывания значимости мероприятий руководители НПО и СПО поставили «Сотрудничество с муниципальными органами здравоохранения», а на третье место - «Организацию волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ» (Ж = 0,577).

Результаты проведенного исследования, с одной стороны, выявили проблемы в организации эффективной здоровьесберегающей деятельности учреждений НПО и СПО, с другой - позволяют планировать мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья подростков, обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования.

Таким образом, существующая система профилактического образования молодежи на этапе начального и среднего профессионального обучения не систематизирована, не имеет четко обозначенных приоритетных направлений, опирается на отработанные формы работы, не учитывает региональных особенностей и

не способствует созданию устойчивой мотивации учащихся к ЗОЖ. Должного учета основных принципов здоровьесбережения в системе образования и воспитания не происходит, что, безусловно, сказывается на ее продуктивности и престижности.

Для повышения эффективности мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения необходимо:

- сформировать четкий алгоритм сотрудничества с учреждениями первичного звена здравоохранения, а именно с детскими поликлиниками в части четкой и своевременной организации профилактических осмотров и диспансеризации; центрами здоровья для детей с целью проведения воспитательной и санитарно-просветительной работы, выявления факторов риска и формирования ЗОЖ;

- усилить материально-техническую базу спортивных залов и площадок;

- обеспечить полный охват горячим питанием студентов;

- организовать работу оздоровительных лагерей на базе учреждений в период каникул;

- обеспечить современную подготовку преподавательского состава по вопросам здоровьесбережения подростков;

- наладить интернет-технологии в работе с родителями;

- выделять гранты и поощрения учащимся и педагогам, активно участвующим в спортивной и творческой жизни образовательного учреждения.

Вышеперечисленные мероприятия должны быть учтены при разработке концепции по формированию ЗОЖ подростков, обучающихся в начальных и средних профессиональных учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Челноков В.А. Жизненные ценности: социальные и профессиональные представления студентов ССУЗ. Казанский педагогический журнал. 2005; 1: 13-7.

2. Чуланов В.К., Седова Н.Е., Ульянова Н.Н., Гурдина Е.Ф., Карпова Т.В., Севба Е.В. Колледжи малого города как новая форма образовательного учреждения среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование. 2012; 1: 5-10.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: Социологический портрет. М.: ЦСПиМ; 2010.

4. Альбицкий В.Ю., Макеев Н.И. Здоровьесберегающее поведение подростков. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010; 2: 21-4.

5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей (новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях): руководство для врачей. М.; 2008.

6. Невзоров А.А., Никитский Д.Н., Турчиев А.Г. Тактические аспекты организации профилактической помощи учащейся молодежи. Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения». 2010; 14 (2): 1-10.

7. Ибрагимова Е.М., Шубочкина Е.И. Состояние здоровья и медико-социальные особенности подростков, обучающихся по разным программам профессиональной подготовки в колледжах. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 4: 22-6.

8. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Яковлева Т.В. Инновационные технологии в деятельности центров здоровья для детей. Социальные аспекты здоровья населения. 2013. 34 (6): 10.

9. Усачев В.А. Пути формирования готовности к здоровому образу жизни у студентов в условиях учебных заведений среднего про-

фессионального образования. Сибирский педагогический журнал. 2009; 1: 389-96.

10. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Макеев Н.И., Антонова Е.В. Условия формирования здоровьесберегающего поведения подростков 15-17 лет. Российский педиатрический журнал. 2010; 1: 44-7.

11. Coccia С., Darling С.А., Rehm M. et al. Adolescent health, stress and life satisfaction: the paradox of indulgent parenting. Stress Health. 2012; 28 (3): 211-21.

12. Cooper R.G., Al-Alami U. Teenagers must think about healthy living. East Afr. J. Public Health. 2010; 7 (4): 289-94.

13. Нефедовская Л.Ф. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. М.: Литтерра; 2007.

REFERENCES

1. Chelnokov V.A. Life values: social and professional views of college students. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2005; 1: 13-7 (in Russian).

2. Chulanov V.K., Sedova N.E., Ul'yanova N.N., Gurdina E.F., Karpova T.V., Sevba E.V. Colleges in small town as a new format of institutions of secondary vocational education. Srednee professional'noe obrazovanie. 2012; 1: 5-10 (in Russian).

3. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Youth of Russia: Sociological portrait. Moscow: TsSPiM; 2010 (in Russian).

4. Al'bitskiy V.Yu., Makeev N.I. Health-safety behavior in adolescents. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2010; 2: 21-4 (in Russian).

5. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Assessment of children health status (new approaches to preventive and promotive work in educational institutions): Guide for physicians [Otsenka sostoyaniya zdorov'ya detey (novye podkhody k profilakticheskoy i ozdorovitel'noy rabote v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyalh]. Moscow; 2008 (in Russian).

6. Nevzorov A.A., Nikitskiy D.N., Turchiev A.G. Tactical aspects of the preventive help management in studying youth. Informatsionno-analiticheskiy vestnik «Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya». 2010; 14 (2): 1-10 (in Russian).

7. Ibragimova E.M., Shubochkina E.I. Health status and medical social features of adolescents studied on different programs of professional training in colleges. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2013; 4: 22-6.

8. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Yakovleva T.V., Modestov A.A., Kosova S.A., Terletskaya R.N. i dr. Groundbreaking technologies in activity of children health centers. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2013; 34 (6): 10 (in Russian).

9. Usachev V.A. Pathways formation for healthy lifestyle readiness among students in terms of institutions of secondary vocational education. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009; 1: 389-96 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Makeev N.I., Antonova E.V. Health saving behavior environment in 15-17 y.o. teens. Usloviya formirovaniya zdorov'esberegayushchego povedeniya podrostkov 15-17 let. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2010; 1: 44-7 (in Russian).

11. Coccia C., Darling C.A., Rehm M. et al. Adolescent health, stress and life satisfaction: the paradox of indulgent parenting. Stress Health. 2012; 28 (3): 211-21.

12. Cooper R.G., Al-Alami U. Teenagers must think about healthy living. East Afr. J. Public Health. 2010; 7 (4): 289-94.

13. Nefedovskaya L.F. Status and problems of students' health. Moscow: Litterra; 2007 (in Russian).

Поступила 19.03.14 Received 19.03.14

Сведения об авторах

Альбицкий Валерий Юрьевич, доктор мед. наук., проф. каф. поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, руководитель отдела социальной педиатрии ФГБУ НЦЗД; Иванова Анна Аркадьевна, доктор мед. наук, проф. каф. поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ст. науч. сотр. отдела социальной педиатрии ФГБУ НЦЗД, annaiv33@rambler.ru; Сухинин Михаил Вячеславович, канд. мед. наук, доцент каф. поликлинической и социальной педиатрии факультета усовершенствования врачей ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, директор ФГБУ Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.