Научная статья на тему 'Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития'

Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
901
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / ОБЩАЯ АКТИВНОСТЬ / КОМФОРТ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SPORTING ACTIVITIES / MOTIVATION / COMMUNICATION / GENERAL PHYSICAL ACTIVITY / COMFORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Лоскутова Мария Евгеньевна, Огородова Татьяна Вячеславовна

Представлены результаты эмпирического исследования мотивационной сферы личности спортсменов. В группах спортсменов допрофессионального, профессионального и суперпрофессионального этапов профессионализации установлены ведущие мотивы занятия спортом общая активность, комфорт, социальный статус, социальная полезность, общение, а также описана их значимость. Проанализированы и обобщены различия выраженности мотивов между группами. Максимального уровня развития на допрофессиональном и суперпрофессиональном этапах достигает мотив социальной полезности, в то время как наибольшей значимости мотив общения. Выделены ведущие мотивационные факторы занятия спортом в зависимости от возраста. Основным для всех групп респондентов 15-25, 26-40 и 41-60 лет стал «оздоровительный мотивационный фактор», немаловажным является «социальный мотивационный фактор». «Соревновательный мотивационный фактор» превалирует у спортсменов 15-25-летнего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Лоскутова Мария Евгеньевна, Огородова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Athlete’s Leading Motivations at the Ascending Stage of Professional Development

The paper presents the results of an empirical study of the motivational sphere of athletes’ personality. The leading motivations for doing sports identified in groups of athletes at pre-professional, professional and super-professional stages of professional development are general physical activity, comfort, social status, social utility, communication. The paper describes the significance of these motivations, analyses and summarizes the differences in how these motivations are expressed in different groups. The motivation of social utility reaches the maximum level of development during the pre-professional and super-professional stages, while the motivation of communication reaches the level of greatest significance. The paper identifies the leading motivational factors for doing sports, depending on the age of the subject. The key factor for all groups of respondents aged 15-25, 26-40, and 41-60, was the «health-improving motivational factor», while the «social motivational factor» is also important. The «competitive motivational factor» is predominant among the 15-25-year-old athletes.

Текст научной работы на тему «Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития»

УДК 159.9

ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития

М. М. Кашапов, М. Е. Лоскутова, Т. В. огородова

Кашапов Мергаляс Мергалимович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия E-mail: [email protected]

Лоскутова Мария Евгеньевна - аспирант, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия E-mail: [email protected]

Огородова Татьяна Вячеславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова E-mail: [email protected]

Представлены результаты эмпирического исследования мотива-ционной сферы личности спортсменов. В группах спортсменов допрофессионального, профессионального и суперпрофессионального этапов профессионализации установлены ведущие мотивы занятия спортом - общая активность, комфорт, социальный статус, социальная полезность, общение, а также описана их значимость. Проанализированы и обобщены различия выраженности мотивов между группами. Максимального уровня развития на допрофессиональном и суперпрофессиональном этапах достигает мотив социальной полезности, в то время как наибольшей значимости - мотив общения. Выделены ведущие мотивационные факторы занятия спортом в зависимости от возраста. Основным для всех групп респондентов 15-25, 26-40 и 41 -60 лет стал «оздоровительный мотивационный фактор», немаловажным является «социальный мотивационный фактор». «Соревновательный мотивационный фактор» превалирует у спортсменов 15-25-летнего возраста. Ключевые слова: профессионализация, спортивная деятельность, мотивация, общение, общая активность, комфорт.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-174-179 Введение

Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионала, развития его личности опирается на два основных понятия - «профессионализация» и «профессионал». Профессионализация - формирование специфических видов трудовой активности человека. Профессионал - специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач [1]. Исходя из данных определений, логично было бы обобщить понятие профессионала в психологии труда и спортивной психологии, поскольку спортсмен-профессионал

отвечает тем же критериям, что и профессионал в любой деятельности: ему присущи профессиональная продуктивность, идентичность и зрелость. Спортсмены реализуют свою деятельность в двух основных формах - тренировочной и соревновательной. Показатель профессиональной продуктивности определяется спортивными достижениями. Говоря о профессиональной идентичности, важно отметить, что осознание себя спортсменом в спортивной деятельности происходит на более ранних этапах, чем в других профессиональных сферах. Спортсмен становится и ощущает себя членом определенной группы, преследующей общие социально значимые цели, руководствующейся общими нормами и традициями, и принимает их как свои собственные.

Мы можем говорить о достижении отдельными спортсменами на определенных этапах спортивного совершенствования профессиональной зрелости. Профессиональная зрелость является, по мнению В. А. Бодрова, интегрирующим свойством субъекта труда, отражающим как процесс формирования профессионала («профессионализацию»), так и его результат («профессионализм», «квалификацию», «компетентность») [2].

По мнению В. Н. Дружинина, профессионализация - это функция личности и общества, а оценка продуктивности этого процесса проводится по социальным и личностным показателям эффективности деятельности и развития субъекта труда [1].

Систематическое занятие спортом способствует развитию необходимых профессионально важных качеств, свойственных конкретной выбранной спортсменом области, формирует специфическое восприятие поставленных целей и задач, расширяет и конкретизирует мотивы деятельности спортсмена-профессионала, способствуя разностороннему и гармоничному развитию личности [3]. Спортивная деятельность становится для спортсмена сферой развития и самореализации, дает возможность самоутверждения, становления профессионала через самопознание, выработки адекватной самооценки своей деятельности в соответствии с поставленными задачами. Благодаря занятиям спортивной деятельностью человек получает возможность оценить свое место в обществе. Занятие спортом предоставляет специфические условия достижения поставленных целей, в соответствии с которыми этапы, проходимые спортсменами на пути к ней, также могут быть изменены, однако основа структуры

деятельности (информационная основа деятельности, контроль и др.) проявляется и реализуется на всех этапах становления спортсмена.

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности: оно начинается на стадии освоения профессии и продолжается на следующих этапах [4]. А. К. Маркова выделяет следующие этапы (уровни) профессионализма:

допрофессионализм: человек уже работает, но не обладает полным набором качеств профессионала;

профессионализм: человек - профессионал, т. е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется;

суперпрофессионализм: творчество, личностное развитие, достижение «акме» - вершина профессиональных достижений;

непрофессионализм, псевдопрофессионализм: внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он непрофессионал и допускает много «брака» в работе, либо деградирует как личность;

послепрофессионализм: человек может оказаться «профессионалом в прошлом», а может - советчиком, учителем, наставником для других специалистов [5]. Данная классификация в полной мере может использоваться и применительно к спортивной деятельности.

В рассмотрении вопросов профессионализации важным является обращение к исследованию мотивации. Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации [4]. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности: его мотивация наполняется профессиональным содержанием. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей [5].

Другое направление связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности - внутренние и внешние. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для личности факторы, например, материальная выгода, социальное признание и т. д. На этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение деятельности [6].

Трудовую активность спортсмена, как и любого другого субъекта труда, вызывает профессиональная мотивация, представляющая собой систему внутренних побуждений, направленных на достижение профессиональных целей и регулирующих структуру и функции деятельности. Наиболее важно с научной и практической точек зрения исследование мотивационной сферы спортсменов на «восходящей стадии профессионального развития» [4, 7, 8].

Целью нашей работы стало исследование мотивационных факторов личности спортсмена на восходящей стадии профессионального развития.

Выборка, методы и методики исследования

В исследовании приняли участие 118 человек. Допрофессиональный уровень: спортсмены-любители, в свободное от учебы и работы время систематически занимающиеся такими видами командного спорта, как футбол, волейбол, любительский хоккей, - 34 человека. Профессиональный уровень: игроки молодежной сборной России по хоккею - 54 человека. Суперпрофессиональный уровень: игроки команды Континентальной хоккейной лиги - 30 человек. В анкетировании приняли участие 75 человек, занимающихся различными видами спорта - волейболом, баскетболом, хоккем, футболом, спортивной гимнастикой, боевыми искусствами. Среди них 47% составили мужчины, 53% - женщины. Респонденты были распределены на 3 возрастные группы: 15-25 лет, 26-40 лет и 41-60 лет.

В качестве инструмента диагностики моти-вационной структуры личности использовалась методика «Диагностики мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана [9], включающая 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Исследование личностных особенностей респондентов проводилось с помощью разработанной анкеты, в которой предлагалось в открытой форме ответить на вопросы, отражающие различные аспекты их жизни.

Результаты выраженности мотивов каждой группы были подвергнуты первичной математической обработке (анализ средних и частотных распределений), а также проверке достоверности различий с использованием непараметрических критериев Mann-Whitney и Wilcoxon. Данные анкетирования респондентов разного возраста до-профессионального уровня профессионализации прошли процедуру кластерного анализа.

результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе анализа данных были выявлены ведущие мотивы (группы мотивов), характерные для каждого из рассматриваемых уровней профессионализации спортсмена.

Ведущим мотивом занятия спортом для спортсменов-любителей является «общая активность». Спорстмены-любители, как правило, это люди, уже получившие определенную профессию, работающие и не связывающие материальное обеспечение со спортивной деятельностью. Уровень их профессиональной квалификации в выбранной сфере деятельности, близкое окружение являются сложившимися, устоявшимися, привычными. Спортивная деятельность предоставляет им возможность расширить круг знакомств, найти единомышленников, обсуждать актуальные вопросы спортивной жизни как собственной, так и страны в целом. Кроме того, занятия спортом позволили респондентам почувствовать себя причастными к новой сфере деятельности, в которой они еще не достигли результатов [10]. Желание самосовершенствоваться, развиваться также актуализирует выраженность мотива «общая активность» в группе допрофессионнального уровня профессионализации. Таким образом, для спортсменов-любителей занятие спортом является удовлетворением актуальной потребности в активности.

Установлено, что для спортсменов профессионального уровня ведущим мотивом спортивной деятельности является комфорт, но другие мотивы - социальный статус, социальная полезность -также значимы.

Выборка профессионалов в нашем исследовании представлена спортсменами не старше 20 лет, хоккейный стаж которых превышает 10 лет. Каждый год сборная команда России комплектуется игроками, показывающими значительные успехи, и приглашение в сборную является высокой оценкой и признанием их профессионального уровня. Все юноши имеют интенсивный тренировочный и соревновательный график, который требует больших физических, эмоциональных, интеллектуальных затрат. По выражению А. Н. Леонтьева, мотив - это опредмеченная потребность, т. е. такая потребность, которая выражена в стремлении человека к определенной цели. На наш взгляд, именно потребность в комфортных условиях жизни, не реализованных на данном жизненном этапе, но желаемых в будущем, и выступает источником побудительной силы мотива «комфорт».

Достаточно логично, по нашему мнению, проявление мотива жизнеобеспечения, как самого слабого для данной группы. Молодые хоккеисты имеют практически все необходимое для тренировок и жизни. Распорядок дня, питания, обеспечение формой и спортивным инвентарем осуществляется централизованно, получаемое материальное вознаграждение, определенная независимость от родителей обусловливают значительное преимущество, по сравнению со сверстниками.

Спортсмены суперпрофессионального уровня продемонстрировали целую группу ведущих мотивов деятельности: комфорта, социального статуса и общения.

Достигая пика карьеры, спортсмен становится публичным лицом - интервью, участие в спортивных программах, даже личная жизнь спортсмена становятся объектом интереса журналистов. Все это наряду с регулярными тренировками и игровой деятельностью приводит к моральному истощению спортсмена. Суперпрофессионал испытывает острую потребность в личном пространстве, в дружеском общении, в уюте, комфорте и отдыхе. В своей спортивной деятельности он и находит настоящих друзей, которые за несколько лет постоянной совместной деятельности, основанной на взаимовыручке, «чувстве плеча», товариществе, становятся одной большой семьей. Высокий уровень профессионализации в спорте также способствует удовлетворению потребности в комфорте, обеспечивая благосостояние спортсмена, возможность получать повышенный уровень удобств.

Во второй части эмпирического исследования были рассмотрены различия выраженности ведущих мотивов в группах спортсменов анализируемых уровней профессионализации.

Наиболее интересны и показательны результаты мотивов социальной полезности и общей активности. Установлено, что у спортсменов допро-фессионального уровня значимо выше значение мотива «общая активность», по сравнению с группой профессионалов (V = 339, р < 0,001) и группой суперпрофессионалов (V = 198, р < 0,001).

Спортивная деятельность занимает все время профессиональных спортсменов, происходит смешение спортивной деятельности и деятельности, обеспечивающей достойную жизнь. Для спортсменов-любителей спорт является хобби, источником энергии и сил, средством разнообразия повседневной действительности, обеспечивает активность во всех сферах жизни, поддерживает общую активность, позволяет найти точки опоры для дальнейшего личностного роста, что и объясняет важность данного мотива.

Если рассматривать мотив «социальная полезность», спортсмены допрофессионального уровня значимо уступают спортсменам-профессионалам (V = 222, р < 0,001) и суперпрофессионалам (V = 274,5, р = 0,002). Спортсмены-профессионалы и суперпрофессионалы осознают социальную значимость того колоссального труда, которому они отдают свои силы, время, здоровье. Неоспорим тот факт, что хоккеисты высокого уровня (КХЛ, молодежной сборной России) формируют для своих болельщиков значимый пласт эмоциональной жизни, развивают чувство общности, толерантности, сплоченности. Мотив социальной полезности относится к внутренней, ценностной мотивации спортивной деятельности. Командные, зрелищные виды спорта ориентированы на зрителя, болельщика, поэтому одним из самых строгих наказаний для команды является игра при пустых трибунах.

Спортсмены-мастера принимают ответственность за результат, качество, красоту игры перед своим клубом, городом, страной. Чем выше уровень соревнований, в которых принимает участие спортсмен (чемпионат страны, чемпионат мира), тем более выражен мотив социальной полезности. Поэтому данный мотив выше у игроков профессионального уровня в молодежной сборной (и = 523,5; р = 0,004), чем у более взрослых и опытных игроков команды КХЛ суперпрофессионального уровня. Молодые хоккеисты понимают, что на их плечи ложится развитие хоккея в России, повышение статуса страны и престижа данного вида спорта в целом. Им важно осознавать себя социально полезными. Спортсмены-любители социальную полезность рассматривают в первую очередь, как личный вклад в сохранение здоровья, физической выносливости, социальной активности. Данный мотив актуализируется также благодаря широкой кампании по пропаганде спорта и здорового образа жизни как условия процветания и развития страны.

Интересен факт, что спортсмены-профессионалы уступают респондентам допрофессионального уровня (и = 574, р = 0,005) и суперпрофессиональным игрокам (и = 432,5, р < 0,001) в значимости мотива общения, в то же время у данных групп этот мотив является одним из ведущих, и значимых различий по нему между группами не установлено (и=-0,463, р = 461,500). Нарастающая ответственность, эмоциональный накал, профессиональный долг неотъемлемо ведут к психологическому напряжению игроков, что может влиять на общий настрой команды. Спортивная деятельность занимает практически все время игроков. Общение в команде, раздевалке, после игры или тренировки, совместный настрой на победу, анализ причин поражения становятся неотъемлемыми и важными частями жизни профессионального спортсмена и способствуют физической и психологической релаксации. Несмотря на важность общения в спорте для обеих групп, на наш взгляд, для непрофессиональных спортсменов общение в спортивной команде является одной из целей занятия спортом, в то время как для молодежной сборной страны самоцелью является спорт и высокие достижения в нем, а общение - одним из атрибутов, средств их достижения.

В третьей части исследования были проанализированы мотивы занятия спортом респондентов разного возраста допрофессионального уровня профессионализации. В результате анкетирования было получено 188 утверждений, отражающих мотивы занятия спортом: «моральное удовольствие», «физическая нагрузка», «хорошее настроение», «поддержание здоровья», «достижение результатов», «интерес, удовольствие». С помощью процедуры кластерного анализа мотивы были объединены в следующие группы:

1) оздоровительный мотивационный фактор, сложившийся из мотивов поддержания здорового образа жизни, фигуры, тонуса организма и т. п.;

2) социальный фактор, формирующийся из мотивов общения, новых знакомств, морального удовлетворения, улучшения настроения и т. п.;

3) соревновательный мотивационный фактор, включающий мотив достижения результатов, участия в соревнованиях, получение «адреналина».

Установлено, что оздоровительный мотива-ционный фактор является ведущим для всех трёх групп респондентов. На наш взгляд, для людей любого возраста спорт, прежде всего, ассоциируется со здоровьем и ведением здорового образа жизни. Такое отношение к спорту прививается еще в детском саду, развивается в других образовательных учреждениях и становится хорошей привычкой в дальнейшей взрослой жизни. Этот мотивационный фактор меньше, чем у взрослых (41-60 лет), выражен в группах 15-25 и 26-40 лет. Мы считаем, что физическое и психологическое здоровье для данных групп респондентов является не необходимой потребностью, а актуальной реальностью. В спортивной деятельности респонденты старшей возрастной группы и находят возможность удовлетворения потребности поддержания и укрепления здоровья.

Социальный мотивационный фактор - второй из выявленных по значимости: занятия спортом приносят людям всех возрастов моральное удовлетворение, повышают настроение и дают возможность больше общаться с единомышленниками. Этот фактор более выражен в старшей возрастной группе, поскольку, на наш взгляд, эти люди острее испытывают дефицит общения, в силу разных причин, чем школьники, студенты и взрослые.

Соревновательный мотивационный фактор является наименее значимым среди выявленных: наиболее сильно выражен в группе респондентов 15-25 лет, что мы связываем с их потребностью самоутверждения как в жизни, так и спорте, а соревнования предоставляют им реальную возможность продемонстрировать свои способности.

Заключение

Таким образом, мы считаем, что профессионал в спорте отвечает всем основным критериям профессионала в любой другой трудовой деятельности и наравне с ними может считаться субъектом труда, проходящего те же этапы профессионализации.

Обобщая результаты проведенного исследования, важно отметить, что установленные различия в выраженности мотивационных факторов (допрофессионального уровня - общая активность; профессионального уровня - мотив комфорта; суперпрофессионального - комфорта, социального статуса и общения) отражают специфику этапов профессионализации в спортивной деятельности.

Рассматривая мотивацию в контексте по-требностной сферы, можно предположить, что выявленные мотивы и мотивационные факторы

являются определенными пусковыми механизмами различных этапов спортивной карьеры. Процесс психологического сопровождения спортсмена, направленный на достижение высоких спортивных результатов, невозможен без опоры на понимание ведущих мотивов, конкретизации, уточнения содержания этих мотивов, построения иерархии целей.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-10823а).

Библиографический список

1. Психология : учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2009. 656 с.

2. Бодров В. А. Профессиональная зрелость человека. Феномен и категория зрелости в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2007. С. 174-197.

3. Огородова Т. В. Психология спорта : учеб. пособие. Ярославль, 2013. 120 с.

4. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. М., 2000. 98 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.

6. Огородова Т. В. Принятие ответственности как фактор профессионального становления спортсмена // Когни-тивно-акмеологические основы профессионального становления субъекта / под ред. М. М. Кашапова, Ю. В. Пошехоновой. Ярославль, 2013. С. 265-272.

7. КашаповМ. М., Воскресенский А. А. Акмеологический подход к пониманию связей стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмео-логия образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4 (12). С. 307-310.

8. Кашапов М. М., Воскресенский А. А. Связь стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (25). С. 71-75.

9. МильманВ. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 23-43.

10. Огородова Т. В., Лоскутова М. Е. Динамика развития «образа Я» спортсмена-любителя // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия : IX междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 13-14 марта 2015). Новосибирск, 2015. № 2 (9), ч. 6. С. 133-135.

Athlete's Leading Motivations at the Ascending stage of Professional Development

Mergalyas M. Kashapov

P. G. Demidov Yaroslavl State University 14, Sovetskaya str., Yaroslavl, 150000, Russia E-mail: [email protected]

Maria E. Loskutova

G. Demidov Yaroslavl State University 14, Sovetskaya str., Yaroslavl, 150000, Russia E-mail: [email protected]

Tatiana V. ogorodova

G. Demidov Yaroslavl State University 14, Sovetskaya str., Yaroslavl, 150000, Russia E-mail: [email protected]

The paper presents the results of an empirical study of the motivational sphere of athletes' personality. The leading motivations for doing sports identified in groups of athletes at pre-professional, professional and super-professional stages of professional development are general physical activity, comfort, social status, social utility, communication. The paper describes the significance of these motivations, analyses and summarizes the differences in how these motivations are expressed in different groups. The motivation of social utility reaches the maximum level of development during the pre-professional and super-professional stages, while the motivation of communication reaches the level of greatest significance. The paper identifies the leading motivational factors for doing sports, depending on the age of the subject. The key factor for all groups of respondents aged 15-25, 26-40, and 41-60, was the «health-improving motivational factor», while the «social motivational factor» is also important. The «competitive motivational factor» is predominant among the 15-25-year-old athletes. Key words: professional development, sporting activities, motivation, communication, general physical activity, comfort.

References

1. Psikhologiya: uchebnik dlya gumanitarnykh vuzov (Psychology: the textbook for Humanities universities). The 2nd ed. Ed. by V. N. Druzhinin. St.-Petersburg, 2009. 656 p. (in Russian).

2. Bodrov V. A. Professional'naya zrelost' cheloveka (Human's professional maturity (psychological aspects)). Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii (Phenomenon and category ofmaturity in psychology). Eds. A. L. Zhurav-lev, E. A. Sergienko. Moscow, 2077, pp. 174-197 (in Russian).

3. Ogorodova T. V. Psikhologiya sporta: ucheb. posobie (Sports Psychology: the textbook). Yaroslavl, 2013. 120 p. (in Russian).

4. Povarenkov Yu.P. Psikhologiya professional'nogo stanov-leniya lichnosti (Psychology of person's professional formation). Moscow, 2000. 98 p. (in Russian).

5. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma (Psychology of professionalism). Moscow, 1996. 312 p. (in Russian).

6. Ogorodova T. V. Prinyatie otvetstvennosti kak faktor professional'nogo stanovleniya sportsmena (Assuming responsibility as factor of athlete's professional formation). Kognitivno-akmeologicheskie osnovy professional 'nogo stanovleniya sub'ekta (Cognitive and acmeological bases of subj ect's professional formation The monograph). Eds. M. M. Kashapov, Yu. V. Poshekhonova. Yaroslavl, 2013, pp. 265-272 (in Russian).

7. Kashapov M. M., Voskresenskiy A. A. Akmeologicheskiy podkhod k ponimaniyu svyazey strategiy povedeniya v

konflikte s individual'nymi osobennostyami sportsmenov (Acmeological approach to understanding relations between behavior strategies in conflict and athletes' individual characteristics). Izv. of Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Arneology. Developmental Psychology, 2014, no. 4, iss. 4(12), pp. 307-310 (in Russian).

8. Kashapov M. M., Voskresenskiy A. A. Svyaz' strategiy povedeniya v konflikte s individual'nymi osobennostyami sportsmenov (Relations between behavior strategies in conflict and athletes' individual characteristics). Vestn. Yaroslav. gos. un-ta im. P. G. Demidova. Ser. Gumani-tarnye nauki (Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Ser. Humanities), 2013, no. 3 (25), pp. 71-75 (in Russian).

9. Mil'man V. E. Metod izucheniya motivatsionnoy sfery lich-

nosti (Method of studying person's motivational sphere). Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika moti-vatsii i samoregulyatsii (Practicum of psycho-diagnostics. Psychodiagnosis of motivation and self-regulation). Moscow, 1990, pp. 23-43 (in Russian). lO.Ogorodova T. V., Loskutova M. E. Dinamika razvitiya «obraza Ya» sportsmena-lyubitelya (Dynamics of development of amateur athlete's self-image). Nauchnye perspektivy XXI veka. Dostizheniya i perspektivy novogo stoletiya: IXmezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 13-14 March 2015). Scientific Perspectives XXI century. Achievements and prospects of the new century: IX International scientific-practical conference. March 13-14, 2015, Novosibirsk. 2015, no. 2 (9), part 6, pp. 133-135 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.