Научная статья на тему 'Ведущие мотивы при подготовке специалиста неязыкового вуза к использованию знаний иностранного языка'

Ведущие мотивы при подготовке специалиста неязыкового вуза к использованию знаний иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайль Ю. А.

Обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей вузов в настоящее время рассматривается как средство передачи обучающимся социально и профессионально значимой информации, отработки ими навыков использования иноязычных источников в своей профессиональной деятельности, их подготовки к непрерывному образованию. В связи с этим автор обращается к вопросам мотивации и выявления ведущих мотивов при подготовке специалистов к использованию знаний иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Leading Motives in Preparing a Student of a Non-language Institution of Higher Education to the Use of a Foreign Language

Teaching a student of non-language specialities a foreign language is currently considered as a means to transfer socially and professionally significant information to the students, to drill skills to use foreign-language sources in their professional activity, to prepare them for continuous education. In this connection the author addresses the issues of motivation and finding leading motives in training specialists to use a foreign language.

Текст научной работы на тему «Ведущие мотивы при подготовке специалиста неязыкового вуза к использованию знаний иностранного языка»

№ 2, 2008

является противоречие между возможными путями выполнения задания и невозможностью практически осуществить задуманное. Таким образом, разработка электронных учебных материалов имеет практическую направленность, носит творческий характер.

Итак, подготовка студентов к применению современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе предполагает повышение мотивации, развитие познавательной активности студентов, поддержку стремления к самосовершенствованию; ознакомление с теоретическими основами использования ИКТ, современными электронными учебными изданиями и с требованиями, предъявляемыми к ним; развитие у студентов навыков оценки элек-

тронных учебных материалов, умения самостоятельно разрабатывать электронные образовательные ресурсы. Разработка электронных учебных материалов включает в себя все вышеперечисленные направления, а следовательно, повышает готовность студентов к применению современных информационных и коммуникационных технологий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М., 2002.

2 См.: Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. М., 2003.

3 См.: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М., 2005. С. 8.

4 Там же. С. 28.

Поступила 27.11.07.

ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ю. А. Кайль, ассистент кафедры иностранных языков Алтайского государственного аграрного университета (г. Барнаул)

Обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей вузов в настоящее время рассматривается как средство передачи обучающимся социально и профессионально значимой информации, отработки ими навыков использования иноязычных источников в своей профессиональной деятельности, их подготовки к непрерывному образованию. В связи с этим автор обращается к вопросам мотивации и выявления ведущих мотивов при подготовке специалистов к использованию знаний иностранного языка.

Существуют различные подходы к определению понятия «мотив». Однако можно выделить то, что объединяет всех их, а именно представление о мотиве как о внутреннем осознанном побуждении к выполнению определенной деятельности.

В применении к иностранному языку эту проблему исследовали И. А. Зимняя1,

А. К. Маркова2, Ю. М. Орлов3, А. Н. Леонтьев4, Е. А. Маслыко5 и др.

Из всего многообразия учебных мотивов, которые направлены в первую очередь на реализацию главной цели — становление студента как специалиста высокой квалификации, способного исполь-

© Ю. А. Кайль, 2008

зовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности, свободно ориентирующегося в иноязычной научной и специальной литературе, нами исходя из практики работы со студентами, а также ряда исследований (анкетирование, беседы и т. д.) в русле общей цели был выделен ряд мотивов, которые позволяют рассматривать их как наиболее действенные при подготовке студентов к использованию знаний иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. Условно все выделенные мотивы были объединены в группы по содержательному принципу: коммуникатив-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ные, познавательные, ценностно-ориентировочные, мотивы самоутверждения, мотивы осмысления чтения литературы по специальности.

К коммуникативным мотивам, которые определяются на основе потребностей в общении, относятся: желание профессионального общения; стремление получить новые сведения для последующего сообщения на занятиях; намерение получить информацию для общения с товарищами вне занятий; потребность в личном общении.

В группу познавательных мотивов, базирующихся на стремлении обучаемых к познанию своей специальности и связанных с осознанием полезности деятельности для будущей практической работы, входят: желание получить интересующую информацию по специальности; потребность расширить имеющиеся знания по будущей специальности; стремление глубже изучить языковые явления, характерные для профессиональных текстов.

Ценностно-ориентировочные мотивы побуждают студента к становлению как специалиста-исследователя, которому свойствен творческий поиск. Эту группу мотивов составляют: стремление научиться свободно читать тексты по специальности; желание научиться работать самостоятельно с научными текстами; потребность стать компетентным в своей области знаний; намерение повысить свою квалификацию как специалиста.

В основе группы мотивов самоутверждения лежат факторы осознания своего места в иерархии социальной структуры общества, а также оценка себя как личности. К мотивам самоутверждения относятся: стремление к самосовершенствованию; желание завоевать авторитет у сокурсников, упрочить свои позиции в качестве студента.

Мотивы осмысления чтения литературы по специальности обусловлены осознанием студентом своей интегрированности в общую учебную деятельность по овладению иностранным

языком, а также желанием выбрать собственную тактику чтения иноязычной литературы по специальности.

С целью определения значимости для студентов I курса агрономического факультета перечисленных мотивов было проведено анкетирование. Анализ полученных данных по мотивационным группам показал, что ведущими мотивами для студентов являются познавательные (75 %) и ценностно-ориентировочные (73 %). Это объясняется действием двух основополагающих факторов деятельности студента: стремления расширить общий кругозор и желания сформироваться за время учебы как специалист определенного профиля.

Судя по результатам анализа анкетных данных без учета деления на группы, доминирующий мотив для студентов составляет стремление научиться читать иноязычные тексты по специальности (91 %). Данный факт говорит о том, что учебная деятельность большинства студентов носит осознанную профессиональную направленность и чтение для них является источником не только приобретения знаний профессионального характера, но и формирования умений и навыков работы с текстами по специальности.

Следующую ступень занял мотив, основа которого закладывается еще в школе, где изучение иностранного языка не ограничено отдельными профессиональными целями и носит общеобразовательный характер. Это стремление повысить эффективность изучения иностранного языка (86 %). То, что большинство анкетируемых указали данный мотив, свидетельствует о его сформиро-ванности и устойчивости. Опора преподавателя на подобные глубоко осознанные мотивы широкого поля действия может оказаться хорошей базой для формирования и закрепления сходных мотивов, действующих при подготовке студентов к использованию знаний иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

№ 2, 2008

Третье место в иерархии мотивов занимает стремление получить высокую оценку для того, чтобы упрочить свои позиции в качестве студента (80 %). Объяснение кроется в том, что вчерашний абитуриент чувствует себя еще недостаточно уверенно и, чтобы утвердиться, должен приложить максимум усилий к учебной деятельности в целом.

Познавательные (79 %) и ценностноориентировочные (74 %) мотивы, которые оказались преимущественно в середине таблицы, составляют фундамент, позволяющий организовать активную профессионально направленную деятельность студентов через систему специальных текстов и заданий к ним, с помощью которых можно создать условия для непрерывной мотивации и одновременно блокировать противоположную тенденцию — демотивацию.

Низкий уровень коммуникативной мотивации (56 %) отмечается у многих студентов. Повышение их активности в этом плане видится в опоре на мотивообразующие факторы, способные стимулировать потребности студентов в профессиональном общении. С этой целью можно организовать общение на занятиях как наиболее доступную и организованную коммуникативную деятельность, например, моделировать условия, имитирующие производственную деятельность специалиста, связанную с получением, обработкой и передачей информации. Таким образом будет одновременно осуществлен принцип дифференцированного и взаимосвязанного обучения. Возмож-

ность показать на занятиях практическое использование информации в профессиональных целях является не только фактором, порождающим мотивацию обучения, но и условием, необходимым для мотивации чтения текстов на иностранном языке.

Итак, при подготовке студентов к использованию знаний иностранного языка действие личностно значимых мотивов преобладает над общественно значимыми. Однако отмечаются взаимозависимость и взаимовлияние мотивов в процессе деятельности, их преемственность и динамизм. Это проявляется в том, что функционирование одного мотива вызывает формирование или подавление другого, или в том, что на смену уже выполнившему свою роль мотиву приходит новый, требующий более высокого уровня знаний, умений и навыков.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М., 2002.

2 См.: Маркова А. К. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990.

3 См.: ОрловЮ. М. Восхождение к индивидуальности : кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М., 1991 ; Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера : беседы психолога со старшеклассниками : кн. для учащихся / Ю. М. Орлов. М., 1987.

4 См.: Леонтьев А. Н. Потребность, мотивы, эмоции : конспект лекций / А. Н. Леонтьев. М., 1971.

5 См.: Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справ. пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Минск, 1997.

Поступила 28.11.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.