Чайковский Д.В., Гончарова Н.А. Ведущие мировые научно-исследовательские центры по социальной оценке техники: опыт участия в российско-немецком семинаре на базе ITAS (Карлсруэ, Германия) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. - 2016. - № 2. - С. 66-69.
Chaykovskiy D.V., Goncharova N.A. The leading world research centers on technology assessment: experience of participation in the Russian-German workshop at the ITAS (Karlsruhe, Germany). Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Culture. History. Philosophy. Law. 2016. No. 2. Pp. 66-69.
УДК 62:001.892
Д.В. Чайковский, Н.А. Гончарова
ВЕДУЩИЕ МИРОВЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ЦЕНТРЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ТЕХНИКИ: ОПЫТ УЧАСТИЯ В РОССИЙСКО-НЕМЕЦКОМ СЕМИНАРЕ НА БАЗЕ ITAS (КАРЛСРУЭ, ГЕРМАНИЯ)
Статья посвящена анализу итогов серии международных семинаров «Оценка технологий и анализ устойчивости» с участием представителей Института оценки техники и системного анализа Технологического университета Карлсруэ (ITAS KIT) и Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета (ИСГТ ТПУ), которые прошли с 25.01.2016 по 29.01.2016 в г. Карлсруэ (Германия). В качестве ключевых докладчиков выступили А. Грунвальд, А. Феррари, К. Рёш, В. Стелцер, В.-Р. Поганец, А. Лёш, Р. Бикрофт, К. Шерц. Были сделаны следующие доклады: «Введение в оценку технологий», «Будущее и его альтернативы: методы оценки технологий», «Видение будущего и его оценка», «Оценка устойчивости: интегрированный концепт и методология», «Устойчивая биоэкономика», «Ответственные инновации и их оценка (RITA)», «Опыт проекта "Школа устойчивого развития"», «Новые горизонты оценки технологий». Участники семинара обсудили инструментарий социальной оценки техники (Technology Assessment, TA) и возможности его использования в практике оценки научно-технических проектов в Российской Федерации, важность развития коммуникации и создание среды доверия между представителями инженерно-технического и социально-гуманитарного знания. Было принято решение о необходимости дальнейшего сотрудничества между ITAS KIT и ИСГТ ТПУ.
Ключевые слова: социальная оценка техники, TA-инструментарий, ответственные инновации, устойчивое развитие, сотрудничество, ИТАС, ТПУ.
D.V. Chaykovskiy, N.A. Goncharova
THE LEADING WORLD RESEARCH CENTERS ON TECHNOLOGY ASSESSMENT: EXPERIENCE OF PARTICIPATION IN THE RUSSIAN-GERMAN WORKSHOP AT THE ITAS (KARLSRUHE, GERMANY)
This article is devoted to the analysis of the International workshop «Technology Assessment and Sustainability Analysis» together with ItAs KIT and Institute of Humanities, Social Sciences and Technologies of National Research Tomsk Polytechnic University (IHSST TPU) which was held in Karlsruhe,
© Чайковский Денис Витольдович - кандидат философских наук, директор Института социально-гуманитарных технологий, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, e-mail: [email protected].
© Гончарова Наталья Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, e-mail: [email protected].
Germany. The key speakers were A. Grunwald, A. Ferrari, Ch. Rösch, V. Stelzer, W.-R. Poganietz, A. Lösch, R. Beecroft, C. Scherz. There were presented the following reports: «Technology Assessment - an Introduction», «Futures and modes of orientation in TA», «Visions and Vision Assessment», «Sustainability Assessment: integrative concept and methodology», «Sustainable Bio-Economy», «Responsible Innovation and Technology Assessment», «The next horizon of technology assessment».
The workshop participants discussed the Technology Assessment tools and ways of their implementation into the assessment of technical projects in Russian Federation; the importance of communication development and the creation of trust-based cooperation between engineering and humanitarian representatives. It was decided to continue the cooperation of ITAS KIT and IHSST TPU.
Keywords: Technology Assessment, TA-tools, Responsible Innovation, Sustainable Development, Cooperation, ITAS, TPU.
C 25 по 29 января 2016 года состоялась серия международных семинаров под названием «Оценка технологий и анализ устойчивости» («Technology Assessment and Sustainability Analysis»), организованная по инициативе Института оценки техники и системного анализа Технологического университета Карлсруэ (ITAS KIT) во главе с директором Армином Грунвальдом. Это мероприятие прошло в рамках визита российской делегации из Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета (ИСГТ ТПУ) в Карлсруэ с целью развития научных исследований в области «Ответственное управление ресурсами». Обращение к опыту ITAS KIT для реализации данного проекта было рекомендовано российской команде Международным научным советом ТПУ, в частности, профессорами Манфредом Хорватом (Австрия) и Эберхардом Умбахом (Германия).
Со стороны ИСГТ ТПУ в российско-немецком семинаре приняли участие Д.В. Чайковский (директор ИСГТ ТПУ, к.ф.н., доцент кафедры социальных коммуникаций); М.В. Рыжкова (доцент, д.э.н., кафедра экономики); Н.А. Гончарова (к.э.н., доцент кафедры социальных коммуникаций, доцент кафедры организации и технологии высшего профессионального образования); Черепанова Н.В. (к.э.н., доцент кафедры менеджмента); И.Ф. Зернин (эксперт Полигона инженерного предпринимательства).
Ключевые докладчики и темы докладов со стороны ITAS KIT: Армин Грунвальд «Введение в оценку технологий» (Technology Assessment - an Introduction), «Будущее и его альтернативы: методы оценки технологий» (Futures and modes of orientation in TA); Арианна Феррари «Видение будущего и его оценка» (Visions and Vision Assessment); Кристина Рёш и Волкер Стелцер «Оценка устойчивости: интегрированный концепт и методология» (Sustainability Assessment: integrative concept and methodology); Кристина Рёш и Витольд-Рогер Поганец «Устойчивая биоэкономика» (Sustainable Bio-Economy); Андреас Лёш «Ответственные инновации и их оценка (RITA)» (Responsible Innovation and Technology Assessment); Ричард Бикрофт «Опыт проекта "Школа устойчивого развития"» (Experiences from Karlsruhe School of Sustainability); Констанция Шерц «Новые горизонты оценки технологий» (The next horizon of technology assessment).
Благодаря организаторам семинара неделя прошла очень насыщенно в плане приобретения знаний, ознакомления с опытом команды профессора Грун-
Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2016. № 2
вальда, получения экспертных консультаций по проекту ИСГТ ТПУ «Ответственное управление ресурсами», обсуждения вопросов сотрудничества. Важной частью взаимодействия стало знакомство российских ученых с практическими приложениями рабочих групп ITAS KIT - от образовательных проектов (например, «Школа устойчивого развития Карлсруэ») до крупных промышленных (например, заводы по производству биотоплива и цемента).
«Социальная оценка техники», «оценка технологий» (далее TA) - относительно новое для российского научного сообщества направление. Так, отдельные методы TA достаточно широко используются экономистами, системщиками и социологами ТПУ (Systems analysis, Life-cycle analysis, Discourse analysis, элементы Stakeholders' analysis), в то время как TA-инструментарий для построения альтернатив будущего научной разработки, технологии используется гораздо реже (Scenario technique, Sustainability assessment, Policy analysis).
Резюмируя итоги прошедшего российско-немецкого семинара, научный коллектив ИСГТ ТПУ сформулировал следующие ключевые идеи, принципы и цели на будущее.
1. TA понимается как комплексный подход в контексте устойчивого развития («shaping technology», «shaping of innovation»). Он предполагает в самом широком смысле предоставление «перспективных знаний» (знаний о будущем) о последствиях создания и применения технологий, а не просто узкое понимание коммерциализации научной разработки.
2. Проекты TA ITAS KIT - это масштабные долгосрочные затратные исследования, насчитывающие не один год междисциплинарного взаимодействия инженеров и экспертов в области социально-гуманитарного профиля, которые выстроены на личной репутации и доверии между исследователями.
3. Предельной вершиной применения TA является рождение новой технологии (пример кейсов о заводах bioliq®, celitement®).
4. Для того чтобы использовать ТА в российской практике вообще и ТПУ в частности, необходимо адаптировать существующую методологию к российским условиям с учетом региональной специфики. Для этого желательно продолжить работу с командой профессора Грунвальда и разработать собственные методики и инструменты анализа влияния технологий на общество и общества на технологии.
5. Идеи TA следует применять на ранних стадиях разработки инновационных научно-технических проектов, т.е. уже на этапе формулирования проблемы. Для текущих проектов или проектов, готовых к внедрению, данную оценку проводить нецелесообразно. Следствием этого является необходимость совместной дискуссии между «гуманитариями» и «технарями» - создание некой коммуникационной площадки для выявления актуальных социотехнических проблем.
6. Для выявления взаимовлияния общества и технологических инноваций необходимо определение потребностей ключевых конкретных стейк-холдеров.
7. Нельзя насильно навязать нашим коллегам из технических университетов некую программу действий по ответственному управлению ресурсами, которой они обязаны следовать. Как было сказано ранее, нашей задачей должно стать формирование доверительных отношений в рамках междисциплинарного коммуникативного пространства. Специалистам социально-гуманитарного профиля необходимо проявлять инициативу в целях установления партнерства с инженерами, создавать условия для эффективного взаимодействия (коллабора-ционную площадку).
8. Профессор А. Грунвальд и его команда согласились помочь нам в работе над реализацией проекта, в частности подготовить совместные публикации и прочитать лекции для студентов ТПУ по теме «Устойчивое развитие и социальная оценка техники».
В ходе докладов немецких коллег российские ученые получили комплексное представление о социально-гуманитарной экспертизе инновационных научно-технических проектов. Семинары проходили в режиме дискуссии, обмена мнениями, а не односторонней трансляции знаний. Сотрудники 1ТЛ8 также проявили интерес к сотрудничеству, что нашло отражение в итогах семинара. Кроме того, обе стороны договорились в будущем более активно участвовать в российско-немецких научных мероприятиях по вышеназванным темам (организация и проведение конференций, чтение лекций и участие в совместных грантовых программах).
Получено 23.03.2016