Научная статья на тему 'Ведущие дистрибьюторы мирового рынка электронных компонентов'

Ведущие дистрибьюторы мирового рынка электронных компонентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудин Михаил

Под франчайзингом понимают такую организацию бизнеса, при которой компания-производитель компонентов передает компаниидистрибьютору право на распространение продукта. Франчайзинговый дистрибьютор обязуется продавать этот продукт по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает производитель. Чаще всего данные правила касаются ценовой политики и ограничений на продажу продукции производителей-конкурентов. В обмен на осуществление этих правил дистрибьютор получает разрешение использовать имя производителя, его репутацию, продукт, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы технической поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведущие дистрибьюторы мирового рынка электронных компонентов»

Компоненты и технологии, № 1'2004

Рынок

Ведущие дистрибьюторы мирового рынка

электронных компонентов

Под франчайзингом понимают такую организацию бизнеса, при которой компания-производитель компонентов передает компании-дистрибьютору право на распространение продукта. Франчайзинговый дистрибьютор обязуется продавать этот продукт по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает производитель. Чаще всего данные правила касаются ценовой политики и ограничений на продажу продукции производителей-конкурентов. В обмен на осуществление этих правил дистрибьютор получает разрешение использовать имя производителя, его репутацию, продукт, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы технической поддержки.

е-

Михаил Гудин

[email protected]

400

350

300

250

S 200

d

о.

і 150 100 50

2000

Львиная доля компонентов на рынках Европы и Америки распространяется именно по франчайзинговой схеме. Однако наличие неликвидных излишков на складах конечных потребителей и дистрибьюторов, а также нежелание некоторых производителей сбывать свою продукцию методом франчайзинга позволяет процветать независимым поставщикам электроники, которые почти не стеснены производственными рамками и не имеют ограничений на продажу конкурентных товаров. Кроме того, независимые дистрибьюторы меньше ограничены графиками производства и ча-

71,3

109,2 56,3

55,8 51,9

65,9

73,1 65,6

78,8 63,9

59,1 55,6

108,9

94,8 95,1

79,1

5,8 5.2 5,1- 5,5-

2001

2002

2003*

□ Африка\Ближний Восток □ Юго-Восточная Азия □ Япония □ Америка □ Европа

Рис. 1. Динамика и региональная структура мирового рынка электронных компонентов (источник: ZVEI). Примечание: * — Прогноз.

10

сто способны предложить не только конкурентоспособную цену, но и срок.

Согласно оценкам EBN, в 2002 году 79% покупателей электроники, воспользовавшихся услугой независимых дистрибьюторов, исходили при выборе поставщика в первую очередь из соображений срочности, а цена играла второстепенную роль.

Современный мировой рынок электронных компонентов постепенно начинает оправляться после сокрушительного падения в 2001 году (рис. 1). Как видно из графика, кризис высокотехнологичных отраслей в наименьшей степени коснулся южно-азиатского региона, страны которого наращивали объемы потребления электронных компонентов последние два года. Несмотря на это, крупнейшими франчайзинговыми и независимыми дистрибьюторами на сегодняшний момент остаются западные компании.

Большинство крупнейших франчайзинговых поставщиков (рис. 2) продемонстрировало в 2002 году снижение оборотов по сравнению с предыдущим годом.

Чтобы сохранить объемы продаж, дистрибьюторы активизировали деятельность по предоставлению дополнительных бесплатных услуг клиентам. Arrow и Avnet наряду со стандартными услугами по тестированию компонентов, упаковке, программированию и техническими консультациями стали предлагать бесплатные решения задач, касающихся планирования закупок и логистики; Future Electronics внедрила онлайновый поиск замены компонента; Farnell и Nu Horizons предложили покупателю воспользоваться системой штрихового кодирования упаковок.

-------www.finestreet.ru-----------------------

Компоненты и технологии, № 1'2004

Рынок

Таблица 1. Крупнейшие мировые независимые дистрибьюторы электронных компонентов (источник: ЕВЫ)

Consumer Electronic Converge Smith & Associates ACG Classic Components America II Electronics

Оборот, 2оо1 год, $ млн. 47б 295 324 24о н\д 17б

Оборот, 2оо2 год, $ млн. 34о 3о4 295 22о 2б1 182

Региональная структра продаж, 2оо2 г., %

Северная Америка 58 бо 1оо 7о б5 70

Европа 32 2о о 3о 15 15

Азия 1о 2о о 1о 15

Основные производители AMD, AD, Fujitsu, Hitachi, Infineon, Intel, Motorola, Philips, STM, Toshiba н\д AMD, AVX, Dallas Semiconductor, Fairchild, Intel, Micron, ON Semiconductor, Samsung, Texas Instruments, Vishay AVX, Infineon, Intel, Kemet, Motorola, National Semiconductor, Philips, Samsung, Tyco, Xilinx н\д Altera, AMP, Analog Devices, Intel, Kemet, Motorola, National , Philips, Texas, Xilinx

Но улучшение сервиса не смогло компенсировать снижение цен и сокращение спроса со стороны высокотехнологичных отраслей Северной Америки и Европы. Рост продаж наблюдался только у тех дистрибьюторов, которым удалось увеличить присутствие на рынках Южной Азии (доля поставок Richardson Electronics в страны этого региона увеличилась с 10% в 2001 году до 15% в 2002, Nu Horizons — с 3 до 7%).

Подобная тенденция прослеживается и в работе независимых дистрибьюторов (табл. 1). 2002 год оказался более успешным, чем предыдущий для America II Electronics и Converge, активно торгующих со странами азиатского региона.

Профиль продукции, поставляемой крупнейшими франчайзинговыми дистрибьюторами, чаще всего соответствует структуре мирового спроса на электронные комплектующие (рис. 2). На полупроводниковые приборы приходится не менее половины объема продаж официальных дистрибьюторов. Исключение здесь составляет компания Digi-Key, специализирующаяся на поставке пассивных компонентов.

Доля полупроводниковых приборов в суммарном объеме продаж независимых дистрибьюторов зачастую больше, чем для официальных, например, для немецкой компании Consumer Electronic она составляет 88%, для America II Electronics — 78%.

Российский рынок электронных компонентов, несмотря на рост в последние годы (рис. 3), на нынешний момент ничтожно мал и составляет не более 0,5% от мирового. Экс-

9,10%

14,60%

□ Полупроводники

и Электромеханические компоненты

□ Пассивные компоненты

□ Дисплеи/лампы ■ Печатные платы

Рис. 2. Профильная структура мирового спроса на электронные компоненты, 2002 г.

(источник: 2УЕ!)

порт электронных компонентов из России затруднен в связи с сокращением спроса на крупнейших заграничных рынках и низкой конкурентоспособностью отечественной продукции.

Крупнейшие мировые дистрибьюторы обычно работают с нашей страной через по-средников-импортеров и не имеют российских представительств. Большая часть продукции заграничных производителей электронной индустрии, подобно южно-азиатскому региону, распространяется в России через местных официальных дистрибьюторов.

Выводы

Большая часть крупнейших мировых дистрибьюторов электронных компонентов в настоящий момент переживает глубочайший кризис, вызванный падением цен и оборотов в высокотехнологичных отраслях Америки и Европы. Чтобы предотвратить спад, ведущие западные поставщики внедряют программы по улучшению сервиса, а также осваивают новые рынки.

Самым перспективным регионом для крупнейших дистрибьюторов является Южная Азия. Проникновение западных компаний в этот регион осложнено культурными барьерами.

Российский рынок электронных компонентов последние годы демонстрирует устойчивый рост, но в отличие от китайского, он ничтожно мал и поэтому менее привлекателен для крупных поставщиков электроники.

1200

□ Полупроводники ■Пассивные ■ Другие

Рис. 3. Российский рынок электронных компонентов (источник: LVCELECTRONICS)

Таблица 2. Крупнейшие мировые франчайзинговые дистрибьюторы электронных компонентов (источники: EBN, Cahners Research, Reed Electronics Group)

et с 5 Arrow Future el С О Richardson e ‘ет о Nu Horizons

Оборот, 2оо1 г., млрд долл. 12,81 1о,127 2,9 1,31 о,43 о,3б о,28

Оборот, 2оо2 г., млрд долл 8,8 7,39 2,б 1,13 о,47 о,35 о,32

| Профиль поставляемой продукции, %

«актив» 5о 57 н/д н/д 74 28 8о

«пассив» 11 1б н/д н/д 14 б5 2о

«иное» 39 27 н/д н/д 12 7

| Региональная структра продаж, 2оо2 г., %

Северная Америка 58 58 7о бб 5б 97 89

Европа 32 33 3о 27 21 2 4

Азия 1о 9 б 15 1 7

Штат, 2оо2 г., тыс. чел 12 12,4 4,5 5,13 1,12 1,14 о,48

| Основные поставщики

Agilent * * * * *

Altera * * * *

Analog Devices * * * *

Atmel * * *

AVX * * * * *

Cypress * * * *

Epcos * * *

Fairchild * * * * *

Fujitsu * *

Hitachi * * *

Infenion * * * * *

Intel * * * *

IR * * * * * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Intersil * * * *

Linear Technology * * *

Maxim/Dallas * * * *

Microchip * * * *

Motorola * * * * * *

Murata * * *

National * * * * *

NEC\CEL * * * * * *

Omron * * * *

ON * * * *

Philips * * *

STM * * * *

Tyco * * * *

TDK * *

Texas * * * *

Toshiba * * * *

Winbond * * * *

Vishay * * * *

Xilinx * *

Zetex * *

Zilog * *

- www.finestreet.ru-

Список источников

1. ZVEI — Zentralveband Elektrotechnik und Elektronikindustrie (www.zvei-be.org).

2. EBN — Electronic Buyer's News (www. ebnonline.com).

3. LVCELECTRONICS (www.lvselectronics. com).

4. Cahners Research (www.cahnerscarr.com).

5. EETIMES (www.eetimes.com).

6. Reed Electronics Group (www.reed-electron-ics.com).

----------------------------------- 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.