Научная статья на тему 'Ведение реестра объектов муниципальной собственности'

Ведение реестра объектов муниципальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1059
64
Поделиться
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / РАЗДЕЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА / ОБЪЕКТ УЧЕТА / ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА / ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аксенова Елена Геннадьевна, Бутова Анастасия Юрьевна, Матвиенко Татьяна Валерьевна

В статье рассмотрен порядок ведения реестра муниципального имущества на территории Российской Федерации и виды ответственности и правонарушений, допускаемые при ведении реестра объектов муниципальных образований. Приведены сведения о разделах реестра муниципального имущества и об объектах учета, подлежащих внесению в данный реестр. Ведение реестра осуществляется на всей территории нашего государства, и главной его задачей является учет объектов, расположенных в каждом регионе, районе, городе и сельском поселении. Реестр представляет собой информационный ресурс, выступающий в качестве одной из форм систематизации учета, он характеризуется как специальный документ в виде книги регистрационных дел, официальных бумаг и имущества.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аксенова Елена Геннадьевна, Бутова Анастасия Юрьевна, Матвиенко Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ведение реестра объектов муниципальной собственности»

УДК 351. 627 DOI 10.23947/2413-1474-2017-3-55-60

ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Е.Г. Аксёнова, А.Ю. Бутова, Т.В. Матвиенко Донской государственный технический университет

MAINTAINING REGISTER OF OBJECTS OF MUNICIPAL PROPERTY

E.G. Aksyonova, A.Yu. Butova, T.V. Matviyenko Donskoy state technical university

В статье рассмотрен порядок ведения реестра муниципального имущества на территории Российской Федерации и виды ответственности и правонарушений, допускаемые при ведении реестра объектов муниципальных образований. Приведены сведения о разделах реестра муниципального имущества и об объектах учета, подлежащих внесению в данный реестр.

Ведение реестра осуществляется на всей территории нашего государства, и главной его задачей является учет объектов, расположенных в каждом регионе, районе, городе и сельском поселении.

Реестр представляет собой информационный ресурс, выступающий в качестве одной из форм систематизации учета, он характеризуется как специальный документ в виде книги регистрационных дел, официальных бумаг и имущества.

Ключевые слова: муниципальное имущество, раздел муниципального имущества, объект учета, правонарушения при ведении реестра, виды ответственности.

In the article the order of conducting of municipal property on the territory of the Russian Federation and the liabilities and offences is permissible for maintenance of the register of municipal formations. Provides information about the registry of the municipal property and objects of accounting, to be entered in the register.

The register is maintained in all areas of our state and its main task is to record the objects located in each region, district, city and rural settlement.

The registry is a information resource that acts as a form of systematization and accounting, and is characterized as a special document in book registration cases, official papers, and effects.

Keywords: municipal property, municipal property section, the accounting object, irregularities in the maintenance of the register, types of responsibility.

В социально-экономическом развитии общества земельным ресурсам, землепользованию и земельным отношениям на протяжении всей человеческой истории принадлежала ключевая роль, поэтому характер и масштабы земельных преобразований следует рассматривать как один из решающих факторов, обуславливающих уровень эффективности развития муниципального имущества [6].

Муниципальным называют такое имущество, право распоряжения которым предоставляется органам местного самоуправления. Федеральным законом предусматривается передача муниципального имущества должностным лицам и в надлежащие органы местного самоуправления, осуществляемые отдельные государственные полномочия.

У муниципального имущества существует свой состав, складываемый из недвижимого и движимого имущества. Целевое назначение дает возможность определять принадлежность имущества.

Население муниципального образования выступает собственником муниципального имущества. Взаимоотношения населения и органов местного самоуправление строятся на основе доверия последним при формировании представительных органов местного самоуправления.

Занесению в реестр подлежат все объекты муниципального имущества, которые отнесены к компетенции органов местного самоуправления. При этом каждому из этих объектов присваивается свой уникальный реестровый номер, который не может быть использован более одного раза.

Реестр, как и любая другая база данных, осуществляется как в электронной форме, так и на бумажном носителе, поскольку при несоответствии информации в реестре информации на электронных носителях пользуются бумажными носителями. Хранение базы реестра осуществляется в недоступных для посторонних лиц местах с целью недопущения утраты и подделки информации в реестре [4].

Ведение реестров муниципальных образований возложено на органы местного самоуправления, которые обязанные в свою очередь [2]:

- сохранять государственную тайну и обеспечивать доступ к реестру;

- регулировать правила ведения реестра и требований, предъявляемые к нему;

- предоставлять выписки из реестров и информационно-справочное обслуживание на всей территории Российской Федерации.

При осуществлении реестра объектов муниципального имущества для него устанавливается специальный порядок ведения, требования которого закреплены в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 №424 «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» [5].

Данный приказ содержит в себе основные сведения и информацию о каждом объекте имущества, принадлежащим на основании вещного права муниципальным образованиям и учреждениям, а также порядок осуществления такого реестра и сведений об объектах учета.

В реестре объекты учета распределены по группам, которые показаны на рис. 1.

Реестр состоит из трех разделов, которые состоят из недвижимого, движимого имущества и сведений о муниципальных унитарных предприятиях. В эти разделы включены свои основные сведения, характеризующие каждый из этих разделов, показанных в табл. 1.

Составление заявления правообладателем муниципального имущества в письменной форме позволяет занести сведения об объектах учета в реестр недвижимого или движимого имущества, представленных в 1 и 2 его разделе, а также лиц, содержащихся в 3 разделе. К сведениям об объектах учета, которые содержатся в реестре муниципального имущества, имеется открытый доступ для неограниченного круга лиц, эти сведения состоят в форме выписок из реестров.

В законодательстве Российской Федерации (РФ) закреплены требования, в соответствии с которыми к полномочиям органов власти субъектов РФ и муниципальным образованиям относится учет, управление и распоряжение принадлежащим им имуществом.

Имущество, подлежащие учету, может:

- входить в состав казны публично-правового образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- закрепляться за государственными и муниципальными учреждениями;

- находиться в собственности муниципальных унитарных предприятий.

Учет и управление имуществом является важным моментом, который принадлежит

публично-правовым образованиям на праве собственности. Собственность муниципальных образований подлежит учету в соответствующих реестрах на основании информации, предоставляемой правообладателем данного имущества. В этом случае порядок ведения такого реестра каждым образованием определяется самостоятельно.

Рис. 1. Объекты учета

Таблица 1

Разделы реестра муниципального имущества

Разделы и основные сведения реестра

1.Недвижимое имущество 2.Движимое имущество З.Муниципальные унитарные предприятия и учреждения

наименование имущества наименование движимого имущества полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица

местоположение недвижимого имущества сведения о балансовой стоимости местонахождение

площадь, протяженность реквизиты документов основной государственный регистрационный номер

сведения о кадастровой стоимости сведения о правообладателе реквизиты документа

кадастровый номер муниципального недвижимого имущества сведения об установлении ограничения (обременения) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. размеры доли

даты возникновения и прекращения прав муниципальной собственности на недвижимое имущество данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств

реквизиты документов размер уставного фонда

Ведение реестра объектов муниципальной собственности является неотъемлемой частью учета объектов, поскольку он необходим для подтверждения права собственности любого муниципального образования.

Подтверждением такого права служит выписка из реестра муниципальной собственности [4].

Требования, предъявляемые к информации, находящейся в реестре, содержатся в различных нормативно-правовых актах. Для реестра муниципальных образований,

осуществляемых органом местного самоуправления, требования закреплены в таком нормативно-правовым акте как приказ Министерства экономического развития № 424 от 30.08.2011 [5].

Ведение реестра осуществляется уполномоченными органами. В ходе неправильного проведения реестра объектов муниципального имущества возникают различного рода правонарушения, и на данные органы возлагается ответственность.

К главным правонарушениям при проведении реестра относятся:

- единицы каждого из уровней не покрывают соответствующую территорию без наложения и разрывов;

- отсутствие сведений о кадастровых номерах части имуществ и отсутствие технического учета;

- отсутствие правоустанавливающих документов на имущество;

- ведение реестра собственности не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество.

Еще одним видом правонарушений выступает передача имущества в аренду. Имущество, закрепленное за собственником или приобретенное бюджетными учреждениями за счет средств собственника, не может быть передано на управление им бюджетным учреждениям без согласия на то собственника. Данное право прописано в части 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ [1]. Бюджетным учреждениям разрешено распоряжаться таким имуществом, которое находится у собственника на праве оперативного управления, самостоятельно.

Таким образом, бюджетное учреждение не имеет права без согласия на то собственника предоставлять объекты недвижимого имущества, в том числе и ценное движимое имущество. Для предоставления имуществ в аренду необходимо составить договор аренды на это имущество в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» [3].

Ведение реестра не допускается при наличии таких правонарушений, как использование имущества не по его назначению и несоответствие целям его приобретения. Так, при осуществлении реестра на земельных участках каждый из них должен соответствовать определенной категории земель и видом его разрешенного использования. Строительство зданий, помещений и сооружений не может производиться на территориях, которые не соответствуют той или иной категории.

В случае неправильно проведенного реестра объектов имущества уполномоченное лицо несет ответственность за:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- несоответствие осуществления кадастрового учета;

- утрату или искажение сведений в Едином государственном реестре недвижимости;

- незаконный отказ от осуществления кадастрового учета;

- несвоевременно внесенные сведения в реестр;

- внесение сведений, которые не соответствуют сведениям публичной кадастровой карты;

- отказ в предоставлении сведений, находящихся в общем доступе.

В результате неправильного осуществления реестра и допущения правонарушений на лицо, которое допустило такое правонарушение, может быть наложена административная ответственность или административный штраф, размеры которого зависят от вида правонарушения.

На сегодняшний день при проведении реестра объектов муниципальной собственности проверяют каждый пункт, который необходимо выполнить с целью недопущения подобных правонарушений, а установление порядка ведения реестров муниципального имущества дает возможность разграничить данное имущество на группы (разделы), которые помогают более детально проводить реестр каждого из них.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ от 21.10.1994 (ред. от 01.03.2013) : [принят Гос.Думой 21 октября 2014 года] [Электронная версия] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 15.08.17).

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ : федер.закон : [одобрен Советом Федерации 24 сентября 2004 г.] [Электронный ресурс] / Российская газета. — Режим доступа: https://rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html (дата обращения 15.08.17).

3. О защите конкуренции : федеральный закон : [принят Гос.Думой 8 июля 2006 г.] [Электронный ресурс] / Российская газета. — Режим доступа: https://rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html (дата обращения 15.08.17).

4. О государственной регистрации недвижимости : федер. закон : [принят Гос.Думой 3 июля 2015 г.] [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (дата обращения 15.08.17).

5. Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества: [приказ Минэкономразвития от 30 июля 2011 г.] [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123870/ (дата обращения 15.08.17).

6. Аксенова, Е.Г. Актуальные проблемы землеустройства и кадастра / Е.Г. Аксёнова, М.В. Гаранова // Экономика и экология территориальных образований. —2017.

— № 1. — С. 93-95.

Bibliography

1. The Civil Code of the Russian Federation from 10/21/1994 (an edition from 3/1/2013): [it is accepted State. Duma On October 21, 2014] [Electronic version] / ConsultantPlus. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (date of the address 15.08.17).

2. About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation: feeder. law: [the electronic resource] / the Russian newspaper is approved by the Federation Council on September 24, 2004] [. — Access mode: https://rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html (date of the address 15.08.17).

3. About protection of the competition: federal law: [it is accepted State. Duma on July 8, 2006] [Electronic resource] / Russian newspaper. — Access mode: https://rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html (date of the address 15.08.17).

4. About the state registration of the real estate: feeder. law: [it is accepted State. Duma on July 3, 2015] [Electronic resource] / ConsultantPlus. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (date of the address 15.08.17).

5. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation from 8/30/2011 On the statement of an order of maintaining registers of municipal property by local governments: [order of the Ministry of Economic Development of July 30, 2011] [Electronic resource] / ConsultantPlus. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123870/ (date of the address 15.08.17).

6. Aksenova, E.G. Current problems of land management and inventory / E.G. Aksyonova, M.V. Garanova//Economy and ecology of territorial educations. — 2017. — No. 1.

— Page 93-95.

Елена Геннадьевна Аксенова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.

Elena Gennadyevna Aksenova - is Candidate of Economic Sciences, the associate professor "Economy of environmental management and the inventory" of the Don state technical university.

Анастасия Юрьевна Бутова - студентка кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.

Anastasia Yurevna Butova - is the student of "Economy of Environmental Management and Inventory" department of the Don state technical university.

Татьяна Валерьевна Матвиенко - магистрант кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.

Tatyana Valeryevna Matviyenko - the undergraduate of "Economy of Environmental Management and Inventory" department of the Don state technical university.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 344000, Rostov-on-Don, Gagarin Square, 1 Тел.: +7-918-894-30-99; e-mail: lenochek-1512@yandex.ru