Юсупова Л. Н. Ведение дневника на английском языке в рамках курса по академическому письму // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76223. htm.
ART 76223 УДК 372.881.1
Юсупова Лилия Наильевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Института иностранных языков ФБГОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск lily of valley@mail.ru
Ведение дневника на английском языке в рамках курса по академическому письму
Аннотация. В статье рассматривается методический прием «(ведения дневника на английском языке», используемый для обучения продуктивной письменной речи на английском языке в рамках курса «(Академическое письмо» для бакалавров неязыковых специальностей. Дано описание приема, его преимущества и недостатки. Представлен опыт и результаты применения на практике двух видов дневников: личного и академического.
Ключевые слова: иноязычная продуктивная письменная речь, процесс-ориентированный подход, академическое письмо, личный дневник, академический дневник. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Неотъемлемой частью современной жизни человека стало стремительное увеличение письменной коммуникации на английском языке (АЯ) на межличностном, деловом и академическом уровнях. Способность передавать в письменной форме информацию оценивается как одно из главных умений конкурентно способного специалиста. В связи с этим чрезвычайно возросла роль обучения данному виду речевой деятельности и в неязыковых вузах, что отражено в требованиях ФГОС ВПО+3. Чтобы решить поставленные ГОС задачи, все чаще вузы в рамках рабочих программ по иностранному языку, используя поаспектный подход, вводят курс «Академическое письмо» (АП). Споры о понятии и концепции данного курса на английском языке (Academic writing) не утихают на страницах журнала «Высшее образование в России» начиная с 2011 гг. [2, 3] Таким образом, ведется активный поиск разнообразных методов, технологий и приемов, направленных на качественное овладение продуктивной письменной речью (ППР) на АЯ. В статье предлагается описание авторского опыта по обучению данному виду речевой деятельности студентов бакалавров 1 курса (неязыковых специальностей) с использованием приема «ведения дневника на английском языке» (keeping a journal). В ходе эксперимента было апробировано несколько видов дневников.
В отечественной и зарубежной теории и практики обучения иностранным языкам существует несколько толкований ключевого понятия writing. В данной статье мы будем оперировать термином «продуктивная письменная речь» (ППР). ППР является умением, обеспечивающим способность выражать мысли в письменной форме и создавать тексты разных типов и жанров [1, 4].
В контексте образования и методики обучения иностранным языкам, дневник -это обобщающее название различных приемов обучения (экспрессивной) ППР, которая в свою очередь сначала выступает в форме учебной (guided writing), а затем и коммуникативной (free writing) письменной речи, а также отличается самостоятельностью учащихся в определении содержания и языковой формы письменного сообще-
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Юсупова Л. Н. Ведение дневника на английском языке в рамках курса по академическому письму // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76223. htm.
ния. Согласно классификации Т. Хедж по типам ППР (types of writing), дневник относится к письменной речи, используемой в личных целях (personal writing) [1, c. 110].
Профессор университета штата Вермонт, кафедры английского языка, Toby Fulwiler посвятил ряд работ данной форме обучения письму. В своей книге "The working writer" он различает такие виды дневников как академический (academic journals), двухчастный (double-entry journals), личный (personal journals). Основную идею ведения дневника он сформулировал в следующем высказывании: "learning to write by writing to learn" (учиться писать надо в процессе самого письма) [8, с. 83]. Методика, предложенная зарубежным методистом, относится к процесс-ориентированному подходу в обучении ППР (process-oriented writing) [1], где на первый план выдвигается не речевой продукт - текст, а сложный, творческий процесс речепорождения в письменной форме. Другими словами, чтобы научится оформлять свои мысли в письменной форме на АЯ, надо регулярно и много писать.
Столкнувшись с рядом проблем при обучении студентов по курсу «Академическое письмо» (АП), в 2009-2010 гг. на кафедре иностранных языков гуманитарных направлений ПетрГУ автором был апробирован прием «ведения личного дневника», как один из способов мотивации и вовлеченности студентов в обучение иноязычной ППР [6]. Были выделены главные преимущества дневника перед эссе:
1. Регулярная работа над ППР.
Не секрет, что студенты без желания пишут эссе, оттягивая дату сдачи. Записи же в дневнике (entry) представляют собой параграф, максимум два. В отличие от эссе, дневник подталкивает писать регулярно (одно entry в неделю) и ведется в течение длительного промежутка времени (1 или 2 семестра). Он позволяет обучающемуся осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая непосредственный процесс и сравнивая свои действия во времени («отложенная» рефлексия).
2. Оттачивание навыков ППР в микроконтексте на уровне предложения, а именно грамматики, синтаксиса, лексики.
3. Отработка азов академического письма (соблюдение структуры параграфа).
Проводимое нами вводное в курс АП тестовое эссе показывало, что помимо лексико-грамматических ошибок, 70% первокурсников не умеют строить синтаксически верные предложения, несущие легко-уловимый смысл, употребляют множество русских лексических и синтаксических калек, не могут логично связывать предложения и параграфы, не имеют представления о структуре абзаца, как развитии ключевой мысли-предложения (topic sentence). Следует вывод, что невозможно писать «высоко-жанровые» академические тексты, не заложив основ АП.
Не смотря на общие положительные показатели эффективности использования данного методического приема (количество грамматических и лексических ошибок, лексическая наполняемость, соблюдение логической структуры параграфа), ведения личного дневника не способствовало дальнейшему качественному освоению академических текстов. В частности, стилистически корректно оформлять текст, использовать академическую лексику и сочетаемость слов. Кроме того, опрос студентов показал, что только 44% остались довольны такой формой работы. Пришлось признать, что личный дневник - нерелевантное средство обучения АП, поскольку не способствует достижению ее главной цели - освоения академического стиля на английском языке для написания эссе, аннотаций и докладов.
Следующим этапом в 2014-2015 гг. со студентами I курса направления «бакалавр международных отношений» нами был апробирован прием - «ведение академического дневника». Была поставлена цель - осуществить плавное переориенти-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Юсупова Л. Н. Ведение дневника на английском языке в рамках курса по академическому письму // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76223. htm.
рование школьных навыков ППР на университетские. Принципиальным отличием academic journal является, во-первых, содержательная сторона, т. е. темы для entry связаны со специальностью и профориентацией студентов. Во-вторых, такой вид дневника является своего рода «источником и накопителем сырого материала» для будущих полноценных академических эссе [7,с. 9]. Это все те же мысли, идеи, размышления, наблюдения, но не о личном мире студента как в personal journal, а об его академической среде. Студенты вели двухчастные записи (double-entry journal), где в одном параграфе записывали наблюдаемые факты, новости глобального мира, цитаты, а в другой - свои комментарии. В-третьих, отсутствовала классическая форма оценивания, но была графа «диалог с преподавателем», чтобы получать обратную связь в виде комментариев, смайликов. Являясь инструментом технологии обучения критическому мышлению, academic journal помогал студентам систематизировать, анализировать, размышлять, делать свои выводы. При такой форме работы с дневником студенту не обойти без активного чтения на АЯ новостей, статей, книг по теории предмета (тем самым осваивая academic vocabulary), а также обсуждений этих тем на уроках по практике устной речи. Теперь данный методический прием является компонентом целостного подхода (whole language approach), где активное говорение, слушание и чтение академической информации на АЯ способствует и развитию ППР в рамках АП.
Об эффективности применения данного приема говорит написание финального аргументативного эссе, которое студенты сначала «развивали» на страницах своих дневников. В соответствии с рубрикатором оценивания академического эссе [5, с. 41]. 80% получило положительные оценки, 20% удовлетворительные. При опросе 90% студентам понравилось вести академический дневник. Отмечали такие положительные моменты как - «умение четко и логично формулировать свои мысли на АЯ», «следить за событиями и проблемами в мире», «вычленять главное из потока информации и сжимать до одного параграфа», «писать в удовольствие, не думать об оценке, а смотреть на свои ошибки и комментарии преподавателя». А самой высокой оценкой эффективности данного приема можно считать желание студентов продолжить вести academic journal и на следующий учебный год. Работа автора статьи по применению данного методического приема в рамках АП не закончена и продолжается со студентами на II курсе.
Ссылки на источники
1. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, Cambridge University Press, 2001. - 224 с.
2. Короткина И. Б. Академическое письмо: на пути к концептуальному единству // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 136-142.
3. Островская Е. С., Вышегородцева О. В. Academic Writing: концепция и практика академического письма на английском языке // Высшее образование в России. - 2013. - № 7. - С. 104-113.
4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студ. пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
5. Юсупова Л. Н. Написание академического эссе на английском языке. Academic Essay Writing: учеб. пособие для студ. гуманитарных направлений. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. - 48 c., ил.
6. Юсупова Л. Н. Об одном из способов обучения письменной речи на иностранном языке в вузе: материалы науч.-метод. конф. (16-17 февраля 2010 г.). Ч. II (Л-Я). - Петрозаводск: Изд-во Петр-ГУ, 2010.- С. 332-336.
7. Leki Ilona. Academic writing. Exploring process and strategies. - Cambridge University Press, 1998. - 233 с.
8. Fulwiler Toby. The Working Writer. - New Jersey, Needhon, Massachusetts, 1998. - 458 р.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Юсупова Л. Н. Ведение дневника на английском языке в рамках курса по академическому письму // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76223. htm.
Рекомендовано к публикации:
Борзовой Е. В., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 08.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.16
Принята к публикации Accepted for publication 10.10.16 Опубликована Published 18.10.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Юсупова Л. Н., 2016
www.e-koncept.ru
977230412016670