Научная статья на тему 'Вечное детство русской души'

Вечное детство русской души Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ АРХЕТИПЫ / ОТЦЕУБИЙСТВО / ВЕЧНО ЖЕНСТВЕННОЕ / ИНФАНТИЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ПСИХИКИ / КАЗКА КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРХЕТИПИКИ / RUSSIAN ARCHETYPES / PATRICIDE / THE ETERNAL FEMININE / INFANTILE FEATURES OF RUSSIAN PSYCHE / A FAIRY TALE AS A REFLECTION OF NATIONAL ARCHETYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Быковская Татьяна Владимировна

Статья посвящена анализу инфантильных черт русской психологии. Они рассматриваются автором как устойчивые феномены, обнаруживающие архетипический уровень национальной психики, который не подвержен социокультурной динамике. Автор обращается к материалу русской сказки, сюжеты и персонажи которой демонстрируют национальную архетипику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eternal Childhood of Russian Soul

The article is devoted to the analysis of Russian psychology infantile features. They are considered by the author as the stable phenomena detecting archetypical level of national mentality which is not subjected to socio-cultural dynamics. The author addresses to the material of Russian fairy tales, which topics and characters reveal national archetypes.

Текст научной работы на тему «Вечное детство русской души»

3. Лакруа, Ж. Персонализм: истоки - основания - актуальность [Текст] / Ж. Лакруа // Избранное: Персонализм. - М., 2004.

4. Роллан, Р. Собр. соч. [Текст] : в 9 т. / Р. Роллан. - М., 1974. - Т. 1.

5. Губман, Б. Л. Символ веры Ж. Маритена [Текст] / Б. Л. Губман // Маритен, Ж. Философ в мире. М., 1994.

6. Arbour, R. Henri Bergson et lettres françaises [Текст] / R. Arbour. - P., 1955.

7. Федотов, Г. П. Эсхатология и культура [Текст] / Г. П. Федотов // Русские философы: Антология. М., 1996.

8. Вдовина, И. С. Французский персонализм (1932-1982) [Текст] / И. С. Вдовина. - М., 1990.

9. Федотов, Г. П. С.-Петербург, 22 апреля (5 мая) 1918 г. [Текст] / Г. П. Федотов // Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. - СПб., 1991. - Т. 1.

10. Федотов, Г. П. Эсхатология и культура [Текст] / Г. П. Федотов // Русские философы: Антология. - М., 1996.

11. Лакруа, Ж. Персонализм: истоки - основания - актуальность [Текст] / Ж. Лакруа // Избранное: Персонализм. - М., 2004.

12. Федотов, Г. П. Россия и свобода [Текст] / Г. П. Федотов // Русские философы: Антология. - М., 1996.

13. Тайманова, Т С. Жанна д’Арк и духовные искания русского зарубежья [Текст] / Т. С. Тай-манова // Русская литература. - 2006. - № 4.

14. Delaporte, J. Péguy dans son temps et dans le nôtre [Текст] / J. Delaporte. - P., 1957.

15. Роллан, Р. Собр. соч. [Текст] : в 9 т. / Р. Роллан. - М., 1974.

16. Федотов, Г. П. Рождение свободы [Текст] / Г. П. Федотов // Русские философы: Антология. - М., 1996.

17. Бердяев, Н. А. Христианство и классовая борьба [Текст] / Н. А. Бердяев. - Париж, 1935.

18. Бердяев, Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии [Текст] / Н. А. Бердяев. -М., 1991.

19. Федотов, Г. П. Новый Град [Текст] / Г. П. Федотов. - Нью-Йорк, 1952.

20. Федотов, Г. П. Проблемы будущей России. Ст. 2 [Текст] / Г. П. Федотов // Судьба и грехи России. - СПб., 1991. - Т. 1.

21. Федотов, Г. П. Социальный вопрос и свобода [Текст] / Г. П. Федотов // Русские философы: Антология. - М., 1996.

УДК 316.347(470)

ББК 60.54

Т.В. Быковская,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова

ВЕЧНОЕ ДЕТСТВО РУССКОЙ ДУШИ

Д ля современной России исключительную значимость приобретают проблемы поиска ценностных и смысловых ориентиров духовного и социально-культурного развития. Анализ данных проблем связан с изучением архетипического уровня национальной психологии, ибо отсюда произрастают

ведущие духовные и социальные установки национального самосознания. «О любой расе, - писал X. Ортега-и-Г ассет, - лучше всего свидетельствуют избираемые ею архетипы» [1, с. 342].

Основополагающими русскими архетипами являются «отцеубийство» и «вечно женственное». Отцовский фактор в русском архетипе заменяется материнским, «вечно женственным». Одним из последствий безотцовщины становиться «не-взросление» русского человека: без отцов дети не взрослеют, а для матерей они всегда остаются детьми.

На русскую психологию как психологию ребенка обратили внимание многие авторы, в их числе - П. Чаадаев, Н. Гоголь, И. Тургенев, Н. Федоров, Ф. Достоевский, которые показали одно из самых устойчивых переживаний русского человека - чувство бездомности, безотцовщины. Русская литература дала один из самых содержательных в мировой литературе образ ребенка, чья психология -ключ к душе русского человека. Детская психика специфична в восприятии мира и адаптации к нему, но для русской души это не возрастная фаза, а целый мир, из которого чаще всего не удается выйти во взрослую жизнь.

В отце и матери, с точки зрения психоаналитика, персонифицировано главное противоречие человеческого бытия: противостояние между культурой и природой, между системой сдерживания и инстинктивным устремлением к удовольствию, между способностью создавать и потреблять. Становление психологических первопринципов является, таким образом, феноменологией чувства дома - одного из самых глубоких архетипических переживаний человека. Первый опыт, приобретаемый в детстве, становится главным: он определяет всю жизнь, которая будет «воспоминанием детства».

В традициях психоанализа отцовский фактор рассматривается как культурный. Приобретение отцовских качеств требует от личности усилий и напряжения. От отца исходит умение «сдерживать природу» и, преодолевая ее, создавать культуру. Отец - исток культурного творчества; именно умение созидать по идеальным образцам доставляет удовольствие. Материнский фактор - природный; он выражается в инстинктивной устремленности к чрезмерности, неограниченности. Мать - это «присвоение готового», которое доставляет удовольствие тем, что не требует усилий.

Русские национальные архетипы отмечены особенным соотношением мужского и женского, отцовского и материнского. Н. Бердяев это соотношение «женственного и мужественного начала в русском народном характере» назвал первым таинственным противоречием России: «Та же антиномичность проходит через все русское бытие» [2, с. 277].

Многие авторы, пытаясь понять русского человека, в анализе используют слово «ребенок». Обратимся к некоторым высказываниям: «Русские скорее склонны к покорности, нежели к проявлению своей воли, их уму не хватает импульса, как их духу свободы. Вечные дети, они могут на миг стать победителями в сфере грубой силы, но никогда не будут победителями в области мысли» [3, с. 187]; «Славяне - это могучее народное тело, над которым едва подрагивает крошечная детская головка» [1, с. 343]; «...Мы живем одним настоящим, без прошлого и будущего, а если иногда волнуемся, то из детского легкомыслия, с каким

ребенок силится встать и протягивает руки к погремушке. <...> Мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но по кривой линии. Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего ...

Мы подобны незаконным детям, без наследства, без связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существованию» [4, с. 36, 37].

М. Мамардашвили назвал Россию страной, в которой гуляет гений повторений, сказав, что как будто существуют какие-то архетипы, по путям которых проходит наш опыт, заключающийся в том, что мы его не извлекаем. «Любой год возьмите, и вы увидите все то же самое, те же самые дилеммы. <...> В российском прошлом не было исторических действий, когда люди додумывали бы до конца свои мысли, превращая . состояние своих душ в состояние истории. А иначе смысл, который не извлечен, и дело, которое не доделалось, будут повторяться и неизбежно порождать зло» [5, с. 213]. Отметим актуальную ценность суждения Мамардашвили, о том, что у каждого времени есть свой знак и «у нас тоже свой знак времени. (1987 г. - Т.Б.), и если мы сделаем (переход в другой мир. - Т.Б.), то мы будем поколением, которое не пройдет, то есть после которого начнется что-то другое, другой мир» [5, с. 211].

Отказ от постижения бытия путем осмысления исторического опыта и замена его собственным разумением являются феноменами детской психологии. Одна из особенностей детского восприятия мира заключается в том, что он предстает впервые. Всякий взгляд - заново, всякий раз - обучение. Дар ребенка - то дар первовидения: он не знает предшественников и не ждет последователей.

3. Фрейд, характеризуя детскую психологию, писал, что для нее реальность и фантазия имеют одинаковую ценность. Этот «инфантильный след» присутствует в русском сознании, для которого столь очевидно смещение реального и желаемого. В инфантильности русского сознания - «впервые и сам» - кроется, очевидно, одна из причин «смелых и радикальных реформаторств» в России. Неудачи многих русских реформ объясняются и их недостаточной продуманностью. Историки обратили внимание на одну часто встречающуюся особенность русских реформаторов, есть такие, которые или молоды и народа не знают, или такие, которым и свою голову не жаль, а чужую тем более. Часто реформы проводятся без глубокого знания реальной жизни и без волнений за последствия, с детской убежденностью в успехе. Отсутствие расчета, контроля, чувства меры - черты детской психологии, для которой нормальна замена адекватного представления о реальности инфантильным эгоизмом.

Н. Мотрошилова, называя современную ситуацию в России варварской, особо отмечает «грандиозные обманы, аферы, мошенничество в массовых масштабах на фоне удивительного легковерия населения; миллионы беспризорных детей при живых родителях» [6, с. 49]. Д.С. Лихачев в реестре русских качеств называет легковерие контрдансом национального характера.

Следствием разрушительных реформ является запустение и социально-культурное одичание, столь привычные для русского сознания и образа жизни. Это

напоминает ребенка, который все разламывает, разбрасывает и навести порядок самостоятельно не может. В ощущении единственности коренится максимализм ребенка, который чувствует «свою силу»: здесь исток детского вандализма. Ему не ведом мир и его ценности до него, он о них узнает по мере взросления, а если не взрослеет, то проходит путь всякий раз заново. Психология вечных детей исходит из того, что мир должен жить по твоим правилам, а не ты должен интегрироваться в культуру мира.

Склонность русских к разрушению, к сожалению, очевидна. С одной стороны, инфантильная страсть к разрушению является творческой, так как она связана с желанием узнать, приобрести новое для себя знание. С другой стороны, она произрастает из детской жестокосердности, которая является обычной чертой детской психологии с ее слабо развитым сознанием и пониманием. Но желание разрушить, «чтобы узнать», из сферы нормальной детской психологии переходит во взрослую жизнь. Эта психологическая особенность авторами названа по-разному - апокалипсичность, бунтарство, удаль, «карамазовщина», стихийность, но природа и роль ее едины. Инфантильная нигилистическая реакция устойчиво присуща национальному сознанию, как и убежденность, что все можно создать заново по своим правилам. Эта несерьезность ассоциируется с детской игрой, которая, с одной стороны, обучает жить в реальности, а с другой - к ней отношения не имеет: ведь это детская забава, в основе которой - детская фантазия. Ребенок не трудится, его деятельность - игра.

Игровое начало обнаруживается в такой черте русской жизни, как склонность к занятиям, которые не являются насущными и обязательными. Русский ум часто не связан с повседневными заботами. Еще П. Чаадаев с горечью писал, что у нас нет и в помине тех условий, которые в других странах являются естественными, и речь идет «вовсе не о моральных принципах и не о философских истинах, а просто о благоустроенной жизни, о тех привычках сознания, которые сообщают непринужденность уму и вносят правильность в душевную жизнь человека» [4, с. 34]. Почти век спустя А. Белый, как бы продолжая, утверждал, что «в мечтах русские люди забывают о позоре настоящего и, подражая образцам грядущего своими неумелыми манипуляциями, напоминают обитателей сумасшедшего дома» [7, с. 198].

Необходимое заменяют действия, которые являются социальным театром, «празднеством и игрой», тем, что в русской истории получило нарицательное название «потемкинских деревень». Вновь забавы, в которые играем как дети, и вновь иллюзии, в которые верим. Первостепенным и важным становится то, что таковым не является. Склонность к театральности, к празднествам отражает не только стремление к отдыху, это уход от нужных забот. Заиграться и забыть - знакомая детская формула. М. Мамардашвили с горечью писал о том, что в стране проводились сотни конференций, на которых выступали тысячи людей, обсуждая несуществующие проблемы. О. Шпенглер, характеризуя «русскость», обращает внимание на «интеллигенцию» с ее вычитанными проблемами и конфликтами.

Русский человек часто не видит норм реальной жизни, точнее сказать, не желает видеть. Он понимает «неважность» их: все можно получить без особого

труда, с помощью последнего как раз ничего не добьешься. Надо ждать «счастливого стечения обстоятельств», благодаря которому можно получить все в единый миг.

«Единый миг» - это не только вечная русская мечта. В русской истории часто все вершит именно он. Когда-то В. Розанов, с присущим ему стилистическим блеском, сказал: «Русь слиняла в два дня. Самое большее в три. Даже «Новое Время» нельзя было закрыть так быстро, как закрылась Русь. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей» [8, с. 541]. На наш взгляд, понятно, о чем идет речь: мы имеем опыт жизни в стране, которая «разом рассыпалась вся». Свидетельство «единого мига» - и самозванство, мгновенное политическое восхождение, и «внезапно свалившееся богатство», являющееся не результатом собственного созидательного усилия, а «даром» от другого. Упования на чудо, на внезапно сбывшееся авось характерны для инфантильного сознания.

Особо подчеркнем неотъемлемость от «авось» равнодушия к любому исходу событий, к любому разрешению проблемной ситуации. «Авось» есть символ перманентной неопределенности и зыбкости социальной и культурной истории России. А. Вежбицкая, специалист по языковой культуре, пишет: «Русская частица авось подводит краткий итог теме, пронизывающей насквозь русский язык и русскую культуру - теме судьбы, неконтролируемости событий, существованию в непознаваемом и не контролируемом реальным сознанием мире» [9, с. 78-79]. С психологической точки зрения содержание слова «авось» характеризует инфантильную психику.

Б.П. Вышеславцев пишет: «Любимец русской сказки Иванушка-Дурачок, долго лежавший на печи, ни с того, ни с сего вдруг вскакивает и кричит: «Эх, вы, тетери, отпирайте двери, хочу идти туда, сам не знаю куда (курсив наш. -Т.Б.). Многих возмущает пошлость и безнравственность сказки ...

Сказка раскрывает то, что тщательно скрыто в жизни, в ее официальном благочестии и ее официальной идеологии» [10, с. 114].

В сказке проникновенно изображено вечное детство русской души. Она отражает национальную архетипику отношений мужчины и женщины, главным в ней является не образ мужчины, отца, а образ умной женщины. Есть и иные герои в русской сказке, но у мужского персонажа преобладают черты детской психологии, исчерпывающе представленные в ней. Метафора сна, столь значимая в сказке, соответствует психологии ребенка, который много спит. Мужчина в русской сказке постоянно тянется ко сну, это своего рода имитация колыбели, материнского лона, столь надежно защищающего от опасностей.

Отношение женщины к мужчине напоминают отношение матери к ребенку. Она выручает его из трудных положений, ему достаточно захотеть - и желание исполнится: собственных усилий от него не требуется. Если он и поступает по-своему, то, как правило, забыв женские наставления, как ребенок забывает наставления матери: заигрался и забыл, а когда вспомнил, то уже поздно, поправить дело может только мать. На мужчину нет надежды, его душа - детская, ребяческая. Он только производит беспорядки, и пока женщина не примется за дело, их не миновать. Эта детскость поведения взрослого

героя есть реакция на сложности жизни и стремление вернуться в блаженное время детства, к матери, когда о тебе помнила и заботилась женщина - мать. Мужской персонаж сказки часто совершает поступки под влиянием порывов, потом раскаивается («я больше не буду»), у него быстрый переход от радости к тоске, от любви к ненависти. Такое поведение типично для неустойчивой в эмоциональном отношении детской психики. Эта психология часто лежит в основе поведения русского человека. Обратимся еще раз к Чаадаеву, отметившему, что равнодушию русских к житейским опасностям соответствует такое же «равнодушие к добру и злу, к истине и ко лжи» [4, с. 40]. Ощущая себя вечным ребенком, русский человек по-детски ищет отца. Поиски социальных заместителей отца стали печальной традицией: в психологии русского человека уживаются безотцовщина и патернализм.

Библиографический список

1. Ортега-и-Гассет, X. Бесхребетная Испания [Текст] / X. Ортега-и-Гассет / пер. с исп. А. Б. Матвеева. - М., 2003.

2. Бердяев, Н. А. Судьба России [Текст] / Н. А. Бердяев. - М., 1998.

3. Кюстин, Аст де. Николаевская Россия [Текст] / Аст де Кюстин ; пер. с фр. - М., 1990.

4. Чаадаев, П. Я. Философические письма [Текст] / П. Я. Чаадаев. - М., 1991.

5. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М., 2001.

6. Мотрошилова, Н. В. Варварство как обратная сторона цивилизации [Текст] / Н. В. Мот-рошилова // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 44-51.

7. Белый, А. Символизм как миропонимание [Текст] / А. Белый. - М., 1994.

8. Розанов, В. В. Несовместимые контрасты жития [Текст] / В. В. Розанов. - М., 1991.

9. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбицкая. - М., 1997.

10. Вышеславцев, Б. П. Русский национальный характер [Текст] / Б. П. Вышеславцев // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 111-121.

УДК 008 ББК 71.0

Е.А. Крайнова,

аспирант кафедры культурологии

Саратовского государственного технического университета

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

^Злитературе отражаются объективные процессы, происходящие в обществе в тот или иной временной период. Темпоральные представления могут быть разнообразными и индивидуализированными, однако фундаментальные понятия о времени, его течении и структуре являются продуктами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.