Научная статья на тему 'Вебометрика как диагностический инструментарий цифровой социологии: содержание, предназначение, опыт использования'

Вебометрика как диагностический инструментарий цифровой социологии: содержание, предназначение, опыт использования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
478
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБОМЕТРИКА / ВИЗАБИЛИТИ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / МЕТОДЫ / САЙТ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ЮЗАБИЛИТИ / INTERNET / INTERNET CONTENT / INTERNET RESOURCES / METHODS / SITE / SOCIAL DIAGNOSTICS / TECHNOLOGIES / USABILITY / VISIBILITY / WEB METRICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кибакин М. В.

В материалах статьи раскрыта сущность вебометрики как социологического метода сбора первичного материала через изучение содержания контента, сервисов и удобства технологических решений обращения к нему пользователей. Приведено обоснование необходимости развития цифровых технологий социальной диагностики с помощью вебометрических показателей. На основании анализа научных источников по проблеме показан существенный потенциал вебометрики в изучении различных аспектов научной, образовательной, политической деятельностей, а также ее универсальный характер в качестве методического средства.Дано уточненное понятие вебометрики как метода сбора первичных социологических данных, описана возможность его использования для изучения интернет-контента. Обоснованы правила и условия эффективного использования вебометрики на основе: применения методов и процедур контент-анализа для разработки ее бланков; включения юзабилити и визабилити в анализ технологических характеристик интернет-порталов; придания достоверности используемым параметрам исследования в результате их выделенияиз официальных документов государственной политики и корпоративных стратегий; сочетания традиционных способов фиксации первичных данных и компьютерных алгоритмов. Подробно раскрыта конкретная вебометрическая методика, которая предполагает фиксацию формального статуса исследуемого интернет-источника, содержательных параметров информационной представленности сведений о реализации государственной политики на примере работы с молодежью, наличия сервисов, а также показателей технологичности сайта и удобства обращения к нему населения. Приведен пример получения данных на основе метода вебометрики, а также их интерпретации.На основании полученных данных выполнен анализ сочетания традиционных и современных интерактивных сервисов, которые в настоящее время представлены на официальных сайтах, показаны недостатки имеющейся ситуации для проведения эффективной информационной политики в области работы с молодежью. Сделан вывод о релевантности вебометрических методов и большом потенциале их развития в рамках цифровой социологии.The essence of Webometrics as a sociological method of collecting primary material by studying the content of content, services and the convenience of technological solutions for accessing it by users has been revealed in the article. A justification for the need to develop digital technologies for social diagnostics using webometric indicators has been provided. Based on the analysis of scientific sources on the problem, the significant potential of Webometrics in the study of various aspects of scientific, educational, and political activities, as well as its universal character as a methodological tool have been shown.A refined concept of Webometrics as a method of collecting primary sociological data has been given, the possibility of using it to study Internet content has been described. The rules and conditions for effective use of Webometrics have been substantiated, based on the usage of content analysis methods and procedures for the development of its forms; to include usability and visibility in the analysis of technological characteristics of Internet portals; to make the research parameters used reliable by separating them from official documents of state policy and corporate strategies; to combine traditional methods of fixing primary data and computer algorithms. A specific webometric technique has been revealed in detail, which implies fixing the formal status of the Internet source under study, the content parameters of information representation of information about the implementation of state policy on the example of working with young people, the availability of services, as well as indicators of the site’s technology and ease of access to it by the population. An example of obtaining data on the basis of Webometrics, as well as its interpretation has been given.Based on the data obtained, an analysis of the combination of traditional and modern interactive services, which are currently presented on official websites, has been made, the shortcomings of the existing situation for effective information policy in the field of work with young people have been shown. It has been concluded about the relevance of webometric methods and the great potential for their development within the framework of digital sociology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вебометрика как диагностический инструментарий цифровой социологии: содержание, предназначение, опыт использования»

Вебометрика как диагностический инструментарий цифровой социологии: содержание, предназначение, опыт использования

Удк 316.2 Doi 10.26425/2658-347X-2020-1-12-18

Получено 14.02.2020 одобрено 25.03.2020 опубликовано 16.04.2020 Кибакин Михаил Викторович

д-р соц. наук, профессор, доцент, ФГОБУ Во «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация

oRCiD: 0000-0003-2714-8622

E-mail: [email protected]

аннотация

В материалах статьи раскрыта сущность вебометрики как социологического метода сбора первичного материала через изучение содержания контента, сервисов и удобства технологических решений обращения к нему пользователей. Приведено обоснование необходимости развития цифровых технологий социальной диагностики с помощью вебомет-рических показателей. На основании анализа научных источников по проблеме показан существенный потенциал вебометрики в изучении различных аспектов научной, образовательной, политической деятельностей, а также ее универсальный характер в качестве методического средства. Дано уточненное понятие вебометрики как метода сбора первичных социологических данных, описана возможность его использования для изучения интернет-контента. Обоснованы правила и условия эффективного использования вебометрики на основе: применения методов и процедур контент-анализа для разработки ее бланков; включения юза-билити и визабилити в анализ технологических характеристик интернет-порталов; придания достоверности используемым параметрам исследования в результате их выделенияиз

Ключевые слова

официальных документов государственной политики и корпоративных стратегий; сочетания традиционных способов фиксации первичных данных и компьютерных алгоритмов. Подробно раскрыта конкретная вебометрическая методика, которая предполагает фиксацию формального статуса исследуемого интернет-источника, содержательных параметров информационной представленности сведений о реализации государственной политики на примере работы с молодежью, наличия сервисов, а также показателей технологичности сайта и удобства обращения к нему населения. Приведен пример получения данных на основе метода вебометрики, а также их интерпретации.

На основании полученных данных выполнен анализ сочетания традиционных и современных интерактивных сервисов, которые в настоящее время представлены на официальных сайтах, показаны недостатки имеющейся ситуации для проведения эффективной информационной политики в области работы с молодежью. Сделан вывод о релевантности вебометрических методов и большом потенциале их развития в рамках цифровой социологии.

Вебометрика, визабилити, Интернет, интернет-контент, интернет-ресурсы, методы, сайт, социальная диагностика, технологии, юзабилити.

Цитирование

Кибакин М.В. Вебометрика как диагностический инструментарий цифровой социологии: содержание, предназначение, опыт использования//Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 1. С. 12-18.

© Кибакин М.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Webometric as diagnostic tools of digital sociology: contents, purpose, usage experience

Doi 10.26425/2658-347X-2020-1-12-18

Received 14.02.2020 Approved 25.03.2020 Published 16.04.2020 Kibakin Mikhail

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Associate Professor, Financial University under the Government of the russian Federation, Moscow, russian Federation

oRCID: 0000-0003-2714-8622

E-mail: [email protected]

abstract

The essence of Webometrics as a sociological method of collecting primary material by studying the content of content, services and the convenience of technological solutions for accessing it by users has been revealed in the article. A justification for the need to develop digital technologies for social diagnostics using webometric indicators has been provided. Based on the analysis of scientific sources on the problem, the significant potential of Webometrics in the study of various aspects of scientific, educational, and political activities, as well as its universal character as a methodological tool have been shown. A refined concept of Webometrics as a method of collecting primary sociological data has been given, the possibility of using it to study Internet content has been described. The rules and conditions for effective use of Webometrics have been substantiated, based on the usage of content analysis methods and procedures for the development of its forms; to include usability and visibility in the analysis of technological characteristics of Internet portals; to make the research parameters used reliable by separating them from official documents of state policy and

Keywords

corporate strategies; to combine traditional methods of fixing primary data and computer algorithms. A specific webometric technique has been revealed in detail, which implies fixing the formal status of the Internet source under study, the content parameters of information representation of information about the implementation of state policy on the example of working with young people, the availability of services, as well as indicators of the site's technology and ease of access to it by the population. An example of obtaining data on the basis of Webometrics, as well as its interpretation has been given. Based on the data obtained, an analysis of the combination of traditional and modern interactive services, which are currently presented on official websites, has been made, the shortcomings of the existing situation for effective information policy in the field of work with young people have been shown. It has been concluded about the relevance of webometric methods and the great potential for their development within the framework of digital sociology.

Internet, Internet content, Internet resources, methods, site, social diagnostics, technologies, usability, visibility, web metrics.

For citation

Kibakin M.V. (2020) Webometric as diagnostic tools of digital sociology: contents, purpose, usage experience. Digital sociology. Vol. 3, no 1, pp. 12-18. DOI: 10.26425/2658-347X-2020-1-12-18

© The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

введение

Цифровая социология активно осваивает исследовательский инструментарий, который используют преимущественно в информатике, связи, а также при реализации проектов по развитию инфраструктуры информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее - Интернет). Одним из потенциально полезных для социальной диагностики явлений и процессов в информационном, сетевом обществе является вебометрика, которая ранее рассматривалась преимущественно как средство определения количественных характеристик создаваемых и функционирующих интернет-ресурсов.

В современных условиях тематику социологических исследований целесообразно расширять через включение перечня актуальных и перспективных тем изучения интернет-контента, в качестве которого принимается любое информационно значимое наполнение информационного ресурса в Интернете (сайта, портала, банка данных, библиотеки и др.) текстами, графикой, мультимедиа и иной информацией, которую пользователь может применять, как правило, в личных целях, при этом к наиболее важным характеристикам интернет-контента относят качество, доступность, актуальность, уникальность (эксклюзивность - отсутствие аналогов на ресурсах со сходной тематикой).

Соответственно, должен совершенствоваться и исследовательский инструментарий социологического изучения специфического социального пространства -виртуальной сферы взаимодействия, социальных сетей, информационных ресурсов с наполняющей их информацией, интернет-контента.

литературный обзор

Вебометрику, научно-практическое средство исследований в Интернете, описывают в различных аспектах.

Существенное место в публикациях занимает описание возможностей использования вебометрики для оценки рейтинга организаций высшего образования на основе их библиометрических характеристик [Селиверстова, Попов, 2009; Цыганкова А.И., Цветкова В.А., 2010]. Близкими по своим методическим подходам являются научные работы, которые раскрывают практику вебометрических исследований научных организаций и научной деятельности [Косяков и др., 2016; Платонов, 2012; Санчес, 2015]. В этой же логике описана роль вебометрики в развитии библиотечных ресурсов [Канн, 2018].

Весьма интересным представляются статьи, посвященные раскрытию возможностей использования вебометрики как инструмента медиа аналитики

в политической сфере [Мицкевич, 2018]. Есть некоторые публикации, которые представляют вебометрику как средство достижения целей PR-деятельности (связей с общественностью) [Печников, 2012].

Отдельную группу источников составляют публикации авторов, которые обращают внимание на методические и организационно-технологические особенности вебометрики как особой исследовательской технологии в Интернете, а также ее взаимосвязь с другими методами социальной диагностики и получения первичных данных в различных сферах человеческой деятельности [Вахрушев, 2019; Гуськов и др., 2015; Клименко и др., 2017; Шокин и др., 2014].

теория и методы

Уточненное понимание вебометрики как метода сбора первичных социологических данных заключается в его определении в качестве комплексного средства, совокупности способов и приемов исследования характеристик информационных ресурсов, их содержания и силы воздействия на потребителя, а также социально-ориентированных характеристик информационно-коммуникационных структур и технологий, опосредующих механизм взаимодействия с ними субъекта социальной деятельности и поведения (пользователя) в Интернете.

Учитывая специфику объектной области цифровой социологии, существует объективная потребность накопления опыта применения вебометрики в получении первичных социологических данных и осуществления анализа полученных результатов с точки зрения определения предметного поля и границ использования этого метода.

С целью апробации технологии вебометриче-ской социальной диагностики проведено социологическое исследование «Социальная насыщенность сайтов органов государственной власти и местного самоуправления московского региона»1.

Предметной областью исследования стало социологическое описание интернет-контента сайтов органов власти в областях:

- реабилитации и абилитации инвалидов;

- социальной защиты ветеранов, лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

- осуществления мероприятий государственной молодежной политики.

Конструирование инструментария сбора первичных данных на основе вебометрического подхода выполнено, исходя из следующих предположений.

1 Исследование проведено в ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в 1 квартале 2020 г.; научный руководитель - д.с.н. М.В. Кибакин; разработка инструментария - сотрудники социологической лаборатории К.Ю. Мишин, Д.И. Марков; всего исследовано 317 сайтов.

1. Этот инструментарий опирается на общие подходы в рамках контент анализа:

- выделение в качестве объектов исследования сайтов (порталов, интернет-источников);

- использование в качестве единиц анализа различных форм размещения в Интернете автономной информации, совокупности взаимосвязанных сведений в вице текстов в электронных СМИ в блогах (аналог информации традиционных СМИ), а также специфических для интернет-коммуникаций комментариев и пр.;

- включение в качественные и количественные «единицы счета» объемов материала, фактов их появления, а также, что характерно для интернет-коммуникаций, количества подписчиков, «лайков», «ре-постов», «смайлов» и т.п.

2. Необходимость включения в перечень первичных данных не только параметров интернет-контента, но и «социальной технологичности» как объекта, на который направлена социальная активность субъекта:

- «видимости» сайта, обозначаемого чаще всего как «юзабилити» (англ. usability, удобства использования, пригодности использования, эргономично-сти, то есть способности интернет-источника быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в конкретных условиях обращения к нему);

- технологичности, простоты и легкости обращения как с сайтом в целом, так и перехода к его различным компонентам - «визабилити» (англ. visibility).

3. Формирование системы индикаторов фиксации социально значимых характеристик сайтов, исходя из перспективных целей (миссии, доктрины, принципов деятельности) предпринимательских структур и организаций «третьего сектора», а также программно-целевых установок, закрепленных в документах стратегического планирования, принципов разделения властей и государственного устройства, если объектом исследования являются сайты органов власти.

4. Активное использование формализованных алгоритмов поиска и фиксации информации о функционировании сайта: различных счетчиков, метрик, релизов, служебной информации. В ряде случаев трудно определить степень достоверности этих показателей.

В связи с этим и в целях лучшего понимания роли информационных технологий в вебометрическом методе можно обратить внимание и на социоинженер-ный, экспериментальный подход к совершенствованию работы сайтов, достижения лучших показателей социальной эффективности, который используется владельцами (администрацией) сайта. Он реализуется в технологии оптимизации веб-сайтов, которая часто называют «А/Б тестирование». Это аналог экспериментальной работы, при которой информация о полученном результате изменения сайта (изменение дизайна,

увеличение сервисов и т.д.) практически в режиме реального времени, становится известной экспериментатору, который последовательно «перебирает» средства достижения наилучших результатов.

анализ результатов

Осуществленный в ходе социологического исследования сбор первичных данных о характеристиках сайтов органов государственной власти и местного самоуправления их структур, а также взаимодействующих организаций, позволил получить достаточно представительную информацию о содержании и привлекательности их интернет-контента в некоторых сферах реализации своих полномочий, а также удобства доступа к нему посетителей сайта (граждан, населения, избирателей).

В структуре бланка вебометрики выделены следующие содержательные блоки:

- характеристика статуса объекта исследования -сайта, принадлежащего различным органам власти;

- тематические индикаторы информации, относящиеся к различным направлениям государственной политики в определенной области;

- наличие сервисов;

- информационно-коммуникативные и технологические характеристики сайта (визабилити, юзабилити).

В первый блок бланка включены параметры сайтов, которые в последующем использованы в качестве критериев их группировки и сравнительного анализа: название региона; URL; портал администрации региона; портал органа местного самоуправления; новостное интернет-издание; сайты организаций (образовательные, молодежные, ветеранские и иные порталы региона).

Во втором блоке бланка вебометрики содержатся предметные характеристики интернет-контента в соответствии с основными направлениями государственной политики в отношении отдельных категорий населения.

В содержании бланка вебометрики сайтов органов власти, а также взаимодействующих с ними структур в области реализации государственной молодежной политики, отдельно выделены следующие единицы анализа, подлежащие фиксации с точки зрения наличия разделов:

- по информированию молодежи: здоровье и здоровый образ жизни; молодежный спорт; образование; досуг; карьера и трудоустройство; общественная жизнь и социальная активность; молодая семья; международные молодежные связи;

- поддержка молодежных талантов: конкурсные мероприятия (профессиональные, творческие конкурсы); спортивные соревнования; научные олимпиады; интернаты для талантливой молодежи; условия

проведения летних (зимних) научных школ (научных лагерей) на базе вузов; исследовательская деятельность (научные экспедиции); достижения (доска почета лауреатов и победителей конкурсов); стажировки; международные молодежные проекты;

- воспитание молодежи: добровольческая (волонтерская) деятельность; молодежное самоуправление (ученические, студенчески организации и трудовые коллективы); социальная реклама общественных ценностей (здоровье, труд, семья, права человека, толерантность); вовлечение молодежи в военно-патриотическую деятельность; историческое и культурное наследие; защита окружающей среды;

- освещение мероприятий, связанных с работой с молодежью (новостные материалы, анонсы, отчеты, интервью, авторский взгляд): спортивные; образовательные; научные; военно-патриотические мероприятия с участием молодежи и для молодежи; культурно-исторические мероприятия с участием молодежи и для молодежи; общественная работа; волонтерская деятельность; новостные программы по работе с молодежью;

- интернет-контент для отдельных категорий молодежи: школьников; обучающихся в образовательных организациях среднего, профессионального и высшего образования; молодых ученых; молодых специалистов; молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья; молодых предпринимателей;

Мобильные приложения

- ссылки на ресурсы, связанные с молодежной проблематикой: аккаунты и сообщества в социальных сетях с молодежной тематикой; специализированные сайты по работе с молодежью.

Третий блок бланка вебометрики связан с описанием имеющихся на сайте сервисов различного характера:

- сервисы, обеспечивающие обратную связь: контакты и порядок связи; отзывы (комментарии); вопросы и предложения; молодежный форум (форум по молодежным проблемам); рассылка уведомлений;

- сервисы интерактивных коммуникаций: онлайн опросы; тесты; ссылки на мобильные приложения.

Реальные результаты выявления с помощью вебо-метрики количественных показателей сервисов отражены на рисунке.

Как свидетельствуют полученные результаты, современные информационные ресурсы органов власти в части анализа их сервисов тяготеют к традиционной форме подачи материала, о чем свидетельствует высокий уровень распространенности разделов «Контакты» (87,4 %), «Фото и видео архив» (37,9 %). Существенно ниже, но все же на заметном уровне находятся сервисы «Мобильные приложения» (13,8 %), «Отзывы и комментарии» (12,8 %), «Вопросы и предложения» (9,6 %), «Онлайн-опросы» (8,5 %), а также кнопка рассылки (6,3 %). Одновременно современные, яркие, интерактивные сервисы, к использованию которых тяготеет молодежь, представлены на минимальном

Тесты и игры

и

л е

^ Онлайн-опросы

*

о

К Фото и видеоархив

ие

ш Кнопка рассылки

2

р

т

^ Молодежный форум

о

б е

^ Вопросы и предложения Отзывы и комментарии Контакты

0 30 60 90

Уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составлено по материалам исследования / Compiled on the materials of the study

Рисунок. Вебометрические показатели сервисов, связанных с молодежной проблематикой на сайтах

органов власти и взаимодействующих структур

Figure. Web metrics indicators of services related to youth issues on the websites of authorities and interacting structures

уровне - «Молодежный форум» и «Тесты и игры» имеют лишь 1,1 % уровень выраженности каждый.

Представляется, что даже такие описательные ве-бометрические характеристики позволяют получить достаточно важную информацию органам власти для совершенствования такого эффективного средства информирования населения, как свой интернет-портал (сайт).

Содержание четвертого блока вебометрического бланка включает индикаторы информационно-коммуникативных и технологических характеристик сайта и носит преимущественно характер получения эргономических, процессуально-технологических параметров:

- юзабилити: наличие в главном меню сайта вкладки «молодежная политика»; наличие связанного с основным порталом специализированного сайта по молодежной тематике; наличие тегов (ключевых слов для поиска) после статей; специальные возможности (наличие версии для слабовидящих и др.);

- визабилити: количество обратных ссылок на сайт; количество просмотров сайта в среднем за сутки; количество посетителей на сайте.

Аналогичную структуру имели бланки для получения вебометрических показателей социальной полезности сайтов органов власти по реализации мероприятий с такими социально уязвимыми категориями населения - инвалидами, а также с лицами предпенсионного и пенсионного возраста

заключение

Таким образом, вебометрика в современных условиях цифровизации различных сфер жизни общества, введения повсеместной и нормативно регулируемой практики открытости органов власти в форме наличия сайтов государственных и муниципальных структур может стать релевантным средством получения мониторинговой информации о реализации в России программ социально-экономического развития, получения характеристик доступности соответствующих интернет ресурсов, что подтвердили результаты описываемого в статье социологического исследования.

БИБЛИОГРАФИЯ

Вахрушев М.В. (2019). Альтметрики, вебометрики и инфометрики как взаимодополняющие направления в современной библиометрии // Научные и технические библиотеки. № 8. С. 67-76.

Гуськов А.Е., БыховцевЕ.С., КосяковД.В. (2015). Альтернативная вебометрика: исследование веб-трафика сайтов научных организаций // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. № 12. С. 12-28.

Канн С.К. (2018). Модели развития библиотечных сайтов в свете вебометрики // В сборнике: Одиннадцатые Макушинские чтения. Материалы научной конференции. Отв. ред. С.Н. Лютов. С. 125-137.

Клименко О.А., Рычкова Е.В., Шабальников И.В. (2017). Корпоративный портал Сибирского отделения РАН: модель, аналитика, вебометрика // Информационные и математические технологии в науке и управлении. № 2 (6). С. 44-50.

Косяков Д.В., Гуськов А.Е., БыховцевЕ.С. (2016). Академические институты России в зеркале вебометрики // Вестник Российской академии наук. Т. 86, № 11. С. 1015-1025.

Мицкевич А.И. (2018). Политическая медиаметрия и вебометрика как инструменты современной медиа аналитики//Проблемы управления (Минск). № 3 (69). С. 109-121.

Печников А.А. (2012). Повышение рейтингов университетов методами вебометрики // В сборнике: Телематика-2012. Труды XIX Всероссийской научно-методической конференции. С. 250-251.

Платонов К.А. (2012). Анализ региональных структур научных сайтов РАН методами вебометрики (на примере анализа интернет-пространства Дальневосточного отделения РАН) // В сборнике: Научный сервис в сети Интернет: поиск новых решений. Труды Международной суперкомпьютерной конференции. С. 646-651.

Санчес Т.У. (2015). Видимость академических исследований по градостроительству и будущее вебометрики //Вестник МГСУ. № 3. С. 119-137.

Селиверстова А.Н., Попов Ф.А. (2009). Анализ внутренних ресурсов Бийского технологического института методами вебометрики // Дистанционное и виртуальное обучение. № 12. С. 14-20.

Цыганкова А.И., Цветкова В.А. (2010). Вебометрика и вебометрическая активность российских вузов // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. № 11. С. 17-22.

Шокин Ю.И., Веснин А.Ю., Добрынин А.А., Клименко О.А., Рычкова Е.В. (2014). Анализ веб-пространства академических сообществ методами вебометрики и теории графов // Информационные технологии. № 12. С. 31-40.

REFERENCES

Guskov A.E., Bykhovtsev E.S. and Kosyakov D.V. (2015), "Alternative webometrics: research of web traffic of scientific organizations' websites" ["Al'ternativnaya vebometrika: issledovanie veb-trafika saitov nauchnykh organizatsii"], Scientific and Technical Information Processing. Series 1: organization and methods of information work [Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty], no. 12. pp. 12-28.

Kann S.K. (2018), "Models of library sites development in the light of webometrics" ["Modeli razvitiya bibliotechnykh saitov v svete vebometriki"],

In the collection: Eleventh Makushin readings. Proceedings of the scientific conference. Responsible editor S. N. Lyutov [V sbornike: Odinnadtsatye Makushinskie chteniya. Materialy nauchnoi konferentsii. Otv. red. S.N. Lyutov], pp. 125-137.

Klimenko O.A., Rychkova E.V. and Shabalnikov I.V. (2017), "Corporate portal of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences: model, analytics, Webometrics" ["Korporativnyi portal Sibirskogo otdeleniya RAN: model', analitika, vebometrika"], Information and mathematical technologies in science and management [Informatsionnye i matematicheskie tekhnologii v nauke i upravlenii], no. 2 (6), pp. 44-50.

Kosyakov D.V., Guskov A.E. and Bykhovtsev E.S. (2016), "Academic institutes of Russia in the mirror of webometrics" ["Akademicheskie instituty Rossii v zerkale vebometriki"], VestnikRossiiskoi akademii nauk, vol. 86, no. 11, pp. 1015-1025.

Mitskevich A.I. (2018), "Political media metrics and Webometrics as tools of modern media analytics" ["Politicheskaya mediametriya i vebometrika kak instrumenty sovremennoi media analitiki"]. Problemy upravleniya (Minsk), no 3 (69), pp. 109-121.

Pechnikov A.A. (2012), "Improving University ratings by webometrics methods" ["Povyshenie reitingov universitetov metodami vebometriki"]. In the collection: Telematics-2012. Proceedings of the XIX All-Russian scientific and methodological conference [V sbornike: Telematika-2012. TrudyXIX Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii], pp. 250-251.

Platonov K.A. (2012), "Analysis of regional structures of the scientific sites of the Russian Academy of Sciences by the methods of webometrics (on the example of the Internet space analysis, of the Russian Academy of Sciences Far East branch)" ["Analiz regional'nykh struktur nauchnykh saitov RAN metodami vebometriki (na primere analiza internet-prostranstva Dal'nevostochnogo otdeleniya RAN)"], In the collection: Scientific service on the Internet: search for new solutions. Proceedings of the International supercomputer conference [V sbornike: Naucnhyi servis v seti Internet: poisk novykh reshenii. Trudy Mezhdunarodnoi superkomp 'yuternoi konferentsii], pp. 646-651.

Sanches T.U. (2015), "Visibility of academic research on urban planning and the future of Webometrics" ["Vidimost' akademicheskikh issledovanii po gradostroitel'stvu i budushchee vebometriki"], VestnikMGSU, no. 3, pp. 119-137.

Seliverstova A.N. and Popov F.A. (2009), "Analysis of internal resources of the Biysk Technological Institute by webometrics methods" ["Analiz vnutrennikh resursov Biiskogo tekhnologicheskogo instituta metodami vebometriki"], Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie, no. 12, pp. 14-20.

Shokin Yu.I., Vesnin A.Yu., Dobrynin A.A., Klimenko O.A. and Rychkova E.V. (2014), "Analysis of the web space of academic communities by methods of Webometrics and graph theory" ["Analiz veb-prostranstva akademicheskikh soobshchestv metodami vebometriki i teorii grafov"], Information technologies [Informatsionnye Tekhnologii], no. 12, pp. 31-40.

Tsygankova A.I. and Tsvetkova V.A. (2010), "Webometrics and webometric activity of Russian Universities" ["Vebometrika i vebometricheskaya aktivnost) rossiiskikh vuzov"], Scientific and Technical Information Processing. Series 2: Information processes and systems [Nauchno-tekhnich-eskaya informatsiya. Seriya 2: Informatsionnye protsessy i sistemy], no. 11, pp. 17-22.

Vakhrushev M.V. (2019), "Altmetrics, Webometrics and infometrics as complementary directions in modern bibliometry" ["Al>tmetriki, vebometriki i infometriki kak vzaimodopolnyayushchie napravleniya v sovremennoi bibliometrii"], Scientific and Technical Libraries [Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki], no. 8, pp. 67-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.