Система ИАД автоматически генерирует множество подобных правил на основании предоставленных ей данных, и аналитик отбирает только те правила, у которых большая поддержка или достоверность (или оба параметра сразу).
Другой пример - множественная кластеризация. Например, аналитик мог бы попытаться разбить все школы на группы (кластеры), внутри которых объекты обладают схожими характеристиками, а объекты из разных кластеров - напротив, существенно отличаются друг от друга. При этом кластеризацию можно проводить не по одному параметру, а одновременно по нескольким разнородным параметрам, т. е. в многомерном пространстве. (В примере со школами такими параметрами могут быть: численность учащихся, приходящихся на одного учителя; уровень материально-технического обеспечения школы; качественный состав педагогических кадров и др.)
Итак, сделан обзор двух современных аналитических технологий, являющихся мощным инструментом в цепи принятия окончательного оперативного или стратегического решения. Разработка руководящих решений по управлению образовательными процессами попадает в разряд областей, наиболее сложно поддающихся автоматизации. Однако, используя суммарную мощь технологий оперативного и интеллектуального анализа данных, сегодня имеется возможность оказать помощь в разработке таких управляющих решений и, самое главное, значительно ускорить сам процесс разработки решений, их отбора и принятия.
список литературы
1. Inmon W. Building the Data Warehouse. New York: John Willey & Sons, 1992.
2. Барсегян А. А., Куприянов М. С. и др. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
УДК 378.147
веб-конспекты будущих учителей математики
А. В. ДИКОВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра информатики и методики преподавания информатики
Всемирная паутина Интернета захватывает все большее число людей в свои сети. Также в нее попадают учащиеся, студенты, учителя и преподаватели вузов. Благодаря Вебу появляются новые формы взаимодействия, новые методы и средства обучения. Уже существуют коллекции цифровых образовательных ресурсов для систем общего и начального профессионального образования [http://school-collection.edu.ru], методическая интернет-служба [http://textbook.keldysh.ru], образовательные порталы [http://www.portal.edu.ru/, www.school.edu.ru,http://www.auditorium.ru/, http:// en.edu.ru/http://ege.edu.ru/, http://www.ict.edu.ru/, http://www.openet.ru и др.], дистанционные обучающие олимпиады [http://attend.to/dooi], конкурсы и телекоммуникационные проекты [http://www. thinkquest.da.ru/]. Новые сетевые технологии викиви-ки и блоги позволяют всем членам сетевого сообщества быть участниками создания сетевого контента.
Всемирная паутина на сегодняшний день содержит более 3 миллиардов веб-страниц, и 2 миллиона добавляются каждый день. Такой огромный архив информации, конечно, должен быть использован в обучении. Учителя-предметники пользуются Интернетом в основном на курсах повышения квалификации, так как в школе и дома доступ ко Всемирной сети отсутствует. Совершая сёрфинг по Интернету в поисках необходимой информации по изучаемой теме, учитель старается скопировать на диск все, что может быть полезным. При этом часто упускается «гиперсвязанная» информация, недоступная первому беглому взгляду, а также теряются координаты источника и, как следствие, нарушаются авторские права и права копирования. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»
[http://www.programs-gov.ru/cgi-bin/index. cgi?prg=129] провозглашает построение развитой образовательной информационной среды, которая предполагает обеспеченность компьютерной техникой и широким доступом учителей и учащихся к ресурсам Всемирной паутины. Это позволит учителям со временем понять, что вместо копирования из сети материла лучше составить аннотированный список ссылок на интересные веб-ресурсы, который может послужить основой веб-конспекта.
Веб-конспект предназначен учащимся для самостоятельного изучения темы, без привлечения весьма затратного по времени поиска информации. Веб-конспект, как и любой другой документ Всемирной паутины, основан на гипертексте, что резко отличает его от других видов учебных материалов. Дидактические возможности гипертекста только начинают исследоваться. Например, в работе [6] гипертекст определяется как «некоторый нелинейно организованный объем политематической информации, интегрирующий непересекающиеся информационные ресурсы, между которыми могут быть установлены перекрестные ссылки». Однако свойство политематичности, на мой взгляд, требует комментариев, так как реально существующие гипертекстовые документы, как правило, посвящены отдельно взятой теме. Так, например, определение веб-сайта в работе [4, с. 412] говорит о том, что это «группа взаимосвязанных веб-страниц, расположенных на сервере организации или частного лица и посвященная, как правило, определенной направленности». Внешние связи на сайте устанавливаются для логического продолжения углубления (погружения) в тему. Теодор Нельсон, выдвигая в 1965 году идею гипертекста, указывал на то, что каждый текст должен
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Сектор молодых ученых • № 3 (7) 2007 г.
иметь некие «окна», связывающие его с другими родственными текстами.
Другое свойство гипертекста - нелинейность структуры. Оно встречается во всех определениях гипертекста. Так, например, О. В. Дедова отмечает, что гипертекстом является «текст определенной структуры, предполагающей возможность выбора последовательности выведения и чтения информации, то есть текст так называемой нелинейной структуры» [3]. Из данного определения вытекает, что каждое прочтение гипертекстового документа формирует оригинальную последовательность логически связанных фрагментов текста, зависящую от инициативы читающего. Этот факт позволяет сделать заключение о творческом характере работы над документом, имеющим гипертекстовую основу.
Веб-сайт от гипертекста отличается тем, что у первого определена структура связей главной страницы и всех внутренних страниц. В гипертексте часто объектами ссылки являются отдельные элементы веб-страницы - такие, как рисунки, абзацы текста, заголовки, таблицы и т. д. Структура связей в гипертексте напоминает перекрестные ссылки в печатных справоч-но-информационных изданиях. Отсутствует жесткая иерархия связей, как в случае построения структуры веб-узла.
Рис. 1. Связи в гипертексте
(Связи между американскими политическими блогами [1])
А. В. Штыров, рассматривая гипертекст как инструмент познания [7], отмечает, что чтение гипертекста может быть творческим процессом, стимулирующим интеллект учащегося, его жажду знаний, логическое мышление. Знакомство с темой, изложенной в форме гипертекста, позволяет читателю сосредоточиться на тех местах, которые ему еще не известны, не отвлекаясь на уже знакомые вещи.
Наличие множества гиперсвязей в веб-конспекте позволяет обучаемому выстраивать собственную тра-
Рис. 2. Логические структуры построения веб-сайта [5].
екторию прохождения материала и степень глубины погружения в тему. Каждое повторное прочтение конспекта, скорее всего, вызовет новый путь проработки изучаемой темы. Веб-конспекты на одну и ту же тему от разных учителей математики будут, очевидно, различными, так как у каждого педагога есть собственные методические подходы к изложению материала, основанные на знаниях, приобретенных в педвузе и на собственном практическом опыте. Будущие учителя математики, составляя свои веб-конспекты, будут, во-первых, знакомиться подробно с самой математической темой, осуществляя сёрфинг по Всемирной паутине, и, во-вторых, начнут приобретать методические навыки. Студенты обязательно столкнутся с проблемой валид-ности и достоверности веб-ресурсов, что заставит их проводить сравнительный анализ ресурсов и находить пути решения проблемы достоверности материала.
Тематический веб-конспект можно составлять как в формате Word, так и в формате HTML. Последний более предпочтителен, так как дает возможность публикации его на веб-сервере.
В ПГПУ им. В. Г. Белинского будущих учителей математики в рамках дисциплины «Информатика» обучают тому, как создаются документы в формате HTML. Нами выпущено соответствующее учебное пособие в поддержку этого курса [2]. Таким образом, закладывается основа для методической подготовки к использованию интернет-технологий в рамках дисциплины «Методика преподавания математики». В интернете функционирует образовательный авторский веб-сайт, в котором в поддержку учителям математики содержатся страницы со списком ссылок на образовательные ресурсы по математике [http://www. sura.ru/dikov/resourses/math.htm].
1. Algebrator - http://www.softmath.com/
2. Geometry in Motion - http://www15.addr.com/~dscher/
3. GrafEq - http://www.peda.com/grafeq/
4. Exponenta.ru - образовательный математический сайт - http://www.exponenta.ru
5. Арбуз - занимательный мир - http://arbuz.ferghana. ru/x_ssilki.html
6. Библиотека электронных учебных пособий - http:// mschool.kubsu.ru/
7. Вариационное исчисление - http://home.ural.ru/ ~iagsoft/vari.html
8. Виртуальная школа - http://vschool.km.ru/
9. Виртуальная школа юного математика - http:// math.ournet.md/indexr.html
10. Геометрия 7 класс - http://schools.techno.ru/ sch1529/geometr/geom7.htm
11. Головоломки для умных людей - htttp:// golovolomka.hobby.ru/
12. Дистанционный курс "Компьютер на уроках математики" (Образовательный центр «КУДИЦ») -http://education.kudits.ru/homeandschool/data/ lesson/lectionO.htm
13. Домашний компьютер и школа - http://education. kudits.ru/homeandschool/
14. Задачник - http://slovo.and.ru/z-181099.htm и т. д.
Веб-конспекты могут составлять не только учителя для своих учеников, но и сами учащиеся для своих учителей, например, по теме, выходящей за рамки учебной программы. Качество веб-конспекта, очевидно, зависит от умения находить нужную информацию и способности ее анализировать. Процесс составления веб-конспекта оттачивает эти умения.
Среди образовательных ресурсов Интернета можно выделить веб-квесты - страницы на сайтах, имеющие большое число гиперссылок на другие страницы сходной тематики [2, с. 414]. Однако, в отличие от веб-конспекта, веб-квесты предполагают работу группы учащихся и возможность оставлять на них свои вопросы.
Таким образом, веб-конспекты являются новой авторской формой представления учебного материала, и через составление веб-конспектов в методическую подготовку будущих учителей математики можно интегрировать современные информационно-коммуникационные технологии.
список литературы
1. Дембинская Н. Социологи составляют карту кибер-пространства // Компьюлента. 3 июля 2006. http:// net.compulenta.ru//275403/?phrase_id=4995121
2. Диков А. В. Компьютерные технологии. Пенза: ПГПУ, 2005.
3. Дедова О. В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестник МГУ. Сер. 9. № 4. 2001. С. 23-24.
4. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001
5. Шафран Э. Создание Web-страниц. Самоучитель. СПб.: Питер, 1999.
6. Шехтман Н. А. Шехтман Э. Н. Проблемы представления знаний и гипертекст/ Научно-техническая информация: Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2000. № 3.
7. Штыров А. В. Педагогический потенциал гипертекста в обучении студентов-историков // Педагогическая информатика. 2006. № 1. С. 118-126.
речевые умения школьников по осмыслению образности текста
о.о. ЕСАФЬЕВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра русского языка и методики его преподавания Статья содержит описание констатирующего эксперимента, проведенного с целью определения уровня развития языковой готовности учащихся, в частности готовности по осмыслению образности текста. Критерии, использованные для оценки результатов, распределены по схеме пятиуровневой организации языковой личности, предло-