Научная статья на тему 'Веб-среда для магистрантов и аспирантов как новая форма интернет-социализации в контексте инновационной деятельности молодежи'

Веб-среда для магистрантов и аспирантов как новая форма интернет-социализации в контексте инновационной деятельности молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / INTERNET SOCIALIZATION / EDUCATIONAL INTERNET ENVIRONMENT / INNOVATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чванова М.С., Анурьева М.С., Скворцов А.А., Крюкова А.Б., Алексеев В.К.

Введение. В статье рассматривается проблема интернет-социализации молодых исследователей (магистрантов и аспирантов), связанная с их участием в научной и инновационной деятельности. Методология. Исследование проводится посредством сравнительного анализа среды общения молодых исследователей и их социализации в научном сообществе. Результаты заключаются в создании прототипа интернет-среды, который позволяет обеспечить магистрантов и аспирантов инструментом общения и познания особенностей инновационной деятельности. В разработанной веб-среде имеется возможность формировать информационное пространство для коллективной проектной деятельности. Заключение. Исследование, проведенное авторами, показало возможности образовательной интернет-среды: создание персонального виртуального кабинета и участие в коллективной проектной деятельности, которые способствуют реализации образовательного потенциала новых форм общения и интернет-социализации в научном сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чванова М.С., Анурьева М.С., Скворцов А.А., Крюкова А.Б., Алексеев В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-ENVIRONMENT FOR MASTERS AND ASPIRANTS AS A NEW FORM OF INTERNET-SOCIALIZATION IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF YOUTH

Introduction. The article deals with the problem of Internet socialization of young researchers (undergraduates and graduate students) on issues related to their participation in scientific and innovative activities. Methodology. The study is conducted on the basis of a method of comparative analysis of the environment of communication of young researchers and their socialization in the scientific community. Results are the creation of a prototype of the Internet environment, which allows to provide undergraduates and graduate students an instrument of communication and knowledge of the features of innovation. In the developed web-environment there is an opportunity to form an information space for collective project activity. Сonclusion. The research conducted by the authors showed that such an environment with the possibility to create a personal virtual cabinet and the opportunity to participate in collective project activities, which will realize the educational potential of new forms of communication and Internet socialization in the scientific community.

Текст научной работы на тему «Веб-среда для магистрантов и аспирантов как новая форма интернет-социализации в контексте инновационной деятельности молодежи»

References

1. Bakhaeva T. N. Poznavatel'naya aktivnost' studentov kak determinants pnofessional'noj kompetentnosti budushchih specialistov [Cognitive activity of students as a determinant of professional competence of future specialists]. Young Scientist, 2010, no. 4, pp. 305-308. Available at: https://moluch.ru/archive/15/1361/. (In Russian).

2. Borovik L. K. Analiz professional'nyh kompetencij i razrabotka modul'nyh obrazovatel'nyh programm, osnovannyh na kompetenciyah [Analysis of professional competences and development of modular educational programs based on competencies]. Saint Petersburg, Hippocrates, 2011, 163 p. (In Russian).

3. Dranitsyna E. G. Ibragimova L. A. Osobennosti organizacii pedagogicheskogo kontrolya v ramkah ispol'zovaniya modul'noj tekhnologii obucheniya (uroven' SPO) [Features of the organization of pedagogical control in the framework of the use of modular learning technology (level of vocational education)]. Secondary Vocational Education, 2017, no. 2, pp. 23-29. (In Russian).

4. Egorova Yu. A. Uchebno-poznavatel'naya deyatel'nost' studenta vuza kak ob'ekt sistemnogo analiza [Educational and cognitive activity of a university student as an object of system analysis]. Young Scientist, 2014, no. 19, pp. 533-538. Available at: https://moluch.ru/archive/78/13666/. (In Russian).

5. Lushnikova O. Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya aktivizacii uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov kolledzha [Organizational and pedagogical conditions for activating the educational and cognitive activity of college students]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, 2009, vol. 15, pp. 37-40. (In Russian).

6. Osin A.V. Otkrytye obrazovatel'nye modul'nye mul'timedia sistemy [Open educational modular multimedia systems]. Available at: http://www.ict.edu.ru/ft/006208/oomms.pdf.

7. Sennovsky I. B. Modul'naya pedagogicheskaya tekhnologiya: analiz uslovij i rezul'tatov osvoeniya [Modular pedagogical technology: analysis of conditions and results of mastering]. Moscow, 2013.

УДК/UDC 378:004 М. С. Чванова, М. С. Анурьева, А. А. Скворцов,

А. Б. Крюкова, В. К. Алексеев, О. В. Дубровина

M. Chvanova, M. Anurieva, A. Skvortsov, A. Kryukova, V. Alekseev, O. Dubrovina

ВЕБ-СРЕДА ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ КАК НОВАЯ ФОРМА ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ1

WEB-ENVIRONMENT FOR MASTERS AND ASPIRANTS

AS A NEW FORM OF INTERNET-SOCIALIZATION IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF YOUTH1

Введение. В статье рассматривается проблема интернет-социализации молодых исследователей (магистрантов и аспирантов), связанная с их участием в научной и инновационной деятельности.

Методология. Исследование проводится посредством сравнительного анализа среды общения молодых исследователей и их социализации в научном сообществе.

Результаты заключаются в создании прототипа интернет-среды, который позволяет обеспечить магистрантов и аспирантов инструментом общения и познания особенностей инновационной деятельности. В разработанной веб-среде имеется возможность формировать информационное пространство для коллективной проектной деятельности.

Заключение. Исследование, проведенное авторами, показало возможности образовательной интернет-среды: создание персонального виртуального кабинета и участие в коллективной проектной деятельности, — которые способствуют реализации образовательного потенциала новых форм общения и интернет-социализации в научном сообществе.

1 Результаты получены при поддержке РФФИ по проекту «Педагогические основы социализации молодежи в Интернет-пространстве и их реализация в системе образования», № 17-36-00039,2017-2019.

The results were obtained with the support of RFPF project "Pedagogical foundations of youth socialization in the Internet and their implementation in the education system", № 17-36-00039, 2017-2019.

Introduction. The article deals with the problem of Internet socialization of young researchers (undergraduates and graduate students) on issues related to their participation in scientific and innovative activities.

Methodology. The study is conducted on the basis of a method of comparative analysis of the environment of communication of young researchers and their socialization in the scientific community.

Results are the creation of a prototype of the Internet environment, which allows to provide undergraduates and graduate students an instrument of communication and knowledge of the features of innovation. In the developed web-environment there is an opportunity to form an information space for collective project activity.

Сonclusion. The research conducted by the authors showed that such an environment with the possibility to create a personal virtual cabinet and the opportunity to participate in collective project activities, which will realize the educational potential of new forms of communication and Internet socialization in the scientific community.

Ключевые слова: интернет-социализация, образовательная интернет-среда, инновационный подход.

Keywords: Internet socialization, educational Internet environment, innovative approach.

Введение

В настоящее время обострилась конкуренция стран в области лидерства в направлении будущих прорывных технологий: EnergyNet (распределенная энергетика от «персонального производства» до «умных сетей», «умного города»); FoodNet (системы персонального производства и доставки еды и воды); SafeNet (новые персональные системы безопасности); HealthNet (персональная медицина); AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов); SafeNet (новые персональные системы безопасности); MariNet (распределенные системы морского транспорта без экипажа); AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя); FinNet (децентрализованные финансовые системы и валюты); NeuroNet (распределенные искусственные компоненты сознания и психики) [3; 5; 6].

Вместе с тем вузы еще не могут предложить пути решения проблемы в конкурентном преимуществе за первенство в развитии таких технологий и подготовке молодежи по данным направлениям. Как никогда требуется взаимодействие с научным сообществом, в том числе по вопросам организации совместной инновационной деятельности, совместных усилий по созданию старта-пов (startup) в направлении прорывных технологий, за которыми будущее.

Таким образом, необходима веб-среда, не привязанная к конкретному вузу, в котором могла бы осуществляться социализация молодых ученых в научном сообществе [1; 2; 10]. Именно в ней они смогут впитывать устойчивые традиции и мотивировать развитие инновационного проекта или инициативы. Поэтому важно ответить: какой должна быть такая среда, ее направленность, компонентный состав, содержание контента, возможности подключения лучших практик.

Методология

Основой сравнительного анализа послужило исследование интернет-порталов ведущих вузов на предмет сопровождения исследовательской и инновационной деятельности молодых ученых. Выявлен потенциал интернет-среды для подготовки магистрантов и аспирантов к инновационной деятельности. Определена структура и содержание веб-среды для магистрантов и аспирантов.

Результаты

В настоящее время наличие интернет-ресурса является обязательным условием для построения качественной информационной инфраструктуры любой образовательной организации [4; 11]. Основная задача интернет-ресурса вуза состоит в обеспечении возможности удаленного интерактивного доступа (в авторизованном режиме для разных групп пользователей) ко всем образовательным ресурсам: учебной, методической, справочной, нормативной, организационной и другой информации, необходимой для эффективной организации и прохождения всего образовательного процесса с гарантированным уровнем качества. Каждый подобный ресурс является важным компонентом деятельности университета, обеспечивая качественное информационное поле для всех участников, вовлеченных в процесс деятельности конкретного учебного заведения, а также его партнеров.

Для оценки эффективности интернет-ресурсов нами определены критерии: наличие научной компоненты подготовки магистра и аспиранта; обеспеченность образовательного процесса; нормативно-правовая обеспеченность; обеспеченность инновационной деятельности; развитие познавательного интереса; интерфейс, навигация и структура портала, дизайн; своевременность обновления информации на сайте; эргономичность сайта.

В соответствии с ними были проанализированы веб-порталы крупных образовательных учреждений высшего образования (Российский государственный гуманитарный университет, медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Национальный исследовательский Томский государственный университет), наиболее популяризированные на данный момент зарубежные ресурсы (academia.edu, researchgate.net, myexperiment.org), преобладающие в российском сегменте ресурсы, аналогичные зарубежным (scipeople.ru, russian-scientists.ru, science-community.org), а также другие интернет-порталы (magistrat.nethouse.ru, openedu.ru, www.intuit.ru, masterstudent.spbu.ru, www.magisterjournal.ru и т. д.).

Интернет-ресурсы данных представителей государственных учебных заведений отвечают всем основным требованиям как для студентов и преподавателей, так и сотрудников данных вузов. Но, несмотря на интенсивность развития веб-технологий, существует проблема с адаптацией контента, отвечающего за качественную информационную инфраструктуру для молодых исследователей. Кроме того, существуют негативные последствия для всех участников образовательного процесса, связанные с нарушением общего информационного поля.

Важно выборочно проанализировать отечественные социальные интернет-ресурсы. Необходимо отметить их положительную динамику по критериям обеспеченности инновационной деятельности и развития познавательного интереса. Несмотря на проблематику в области пользовательского интерфейса, а также дизайнерских решений, в частности ресурсов Scipeople.ru и Science-community.org, информационное наполнение данных ресурсов выгодно отличает их от зарубежных конкурентов. Антагонистом в решении дизайна, навигации и эргономики является сайт Science-community.org.

В то же время стоит отметить, что при сильной социальной составляющей каждого из объектов анализа все ресурсы показывают неудовлетворительные результаты по следующим критериям:

— наличие контента по нормативно-правовой обеспеченности инновационной деятельности;

— обеспеченность образовательного процесса;

— наличие научно-образовательной компоненты подготовки магистрантов и аспирантов.

Помимо анализа сторонних интернет-ресурсов, для понимания возможности интернет-социализации студентов магистратуры и аспирантов нами был проведен опрос среди учащихся с целью исследования использования интернет-ресурсов для организации образовательного процесса. Результаты опроса позволили выявить объективную потребность в создании открытой специализированной интернет-среды для образования и инновационной деятельности, так как на данный момент не существует такой среды, которая могла бы обеспечить всей необходимой информацией магистранта и аспиранта без привязки к конкретному вузу.

Таким образом, отсутствие открытой специализированной среды для подготовки магистрантов и аспирантов к инновационной деятельности определяет необходимость разработки интернет-среды подготовки магистров на основе инновационного подхода. Социальный заказ разработки проекта интернет-среды подготовки магистрантов и аспирантов на основе инновационного подхода (который является методологическим базисом) заключается в подготовке конкурентоспособного специалиста для инновационного развития России (рис. 1).

С целью теоретического осмысления проблемы интернет-социализации магистрантов и аспирантов и модели их общения, в том числе по поводу инновационной деятельности, необходимо определить потенциал разрабатываемой интернет-среды (рис. 2), которая должна включать совокупность организационно-методических средств, а также программных и технических средств хранения, обработки, передачи информации, что будет обеспечивать доступ студентов магистратуры к информационным ресурсам.

Под интернет-средой Д. В. Шумков понимает «среду взаимодействия компьютеров и компьютерных сетей, а также совокупность взаимосвязанных и активно действующих в данной среде людей вместе с продуктами их активности» [11 ].

Рис. 1. Социальный заказ разработки проекта интернет-среды для подготовки магистрантов и аспирантов

Рис. 2. Потенциал интернет-среды для подготовки магистрантов и аспирантов на основе инновационного подхода

В данном исследовании интернет-среду для подготовки магистров и аспирантов на основе инновационного подхода будем определять как информационную среду, которая основана на использовании компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования и реализует едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение студентов магистратуры с целью развития их интеллектуально-личностного потенциала и инновационной компетентности.

Мы полагаем, что применение инновационного подхода к формированию образовательной информационной среды влечет изменения в структуре образовательной среды как совокупности входящих в нее подсистем (педагогическая система, система управления, инновационная инфраструктура, система нормативно-правового обеспечения, маркетинговая система), так и ее компонентов (субъектов образовательного процесса, технологический, пространственно-предметный и социальный компоненты) [7; 8].

Для проектирования открытой интернет-среды на основе инновационного подхода целесообразно использовать его методологические принципы [9]. В таблице 1 на основе данных принципов предложены компоненты, которые должна включать интернет-среда для подготовки магистрантов и аспирантов на основе инновационного подхода. Реализация данных компонентов позволит сформировать у магистрантов и аспирантов полное представление обо всех аспектах инновационного подхода, а также приобщить их к инновационной деятельности.

Таблица 1

Компоненты интернет-среды на основе принципов инновационного подхода

Принцип: Компоненты интернет-среды

новых задач Банк инновационных проектов

Возможность организации коллективной научно-исследовательской работы (НИР)

Банк инновационных идей (магистрантов)

Информация о конкурсах и грантах для участия

Информация о подготовке публикаций

Информация о регистрации объектов интеллектуальной собственности

Информация об инновационных выставках, форумах и конференциях

Информация о грантообразующих фондах и организациях

Обучающие материалы по инновационной деятельности

усиления ресурсов социальных партнеров в достижении общих целей Возможность поиска партнеров для проекта/НИР

Возможность организации коллективной научно-исследовательской работы

Информация об инновационных выставках и форумах

Нормативно-правовая база в области финансирования инноваций

замкнутости инновационного процесса Нормативно-правовая база в области инноваций

Юридические аспекты инновационной деятельности

Банк инновационных проектов

Примеры замкнутых процессов

учета фактора времени Информация об инновационной стратегии РФ

Информация о федеральных целевых программах

Возможность деления НИР на этапы с указанием сроков выполнения

учета неопределенности инновационных работ и их рискового характера Информация о системах управления инновационными проектами

Окончание таблицы 1

Принцип: Компоненты интернет-среды

учета творческого характера Информация о конкурсах, грантах и конференциях, в которых принял участие магистрант

Наличие информации о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности магистранта

Наличие информации о публикациях магистранта

гармонизации целей развития системы образования с потребителями рынка Информация о ведущих компаниях в области инноваций

Информация о вакансиях в области инноваций

Информация об особых экономических зонах

Информация о наукоградах

Из приведенных компонентов интернет-среды, основанных на принципах инновационного похода, нами были выделены наиболее значимые:

— информация о конкурсах и грантах;

— информация о научно-исследовательских журналах;

— возможность ведения информации о научной деятельности магистранта и аспиранта;

— нормативно-правовая база в области инноваций;

— база научных статей;

— информация об инновационных проектах компаний различных областей;

— возможность организации коллективной работы над НИР;

— наличие полезных ссылок и материалов, позволяющих сформировать у пользователя общее понимание об инновационной деятельности.

В результате исследования построен действующий прототип интернет-среды, который позволяет обеспечить магистрантов и аспирантов инструментом общения и познания особенностей инновационной деятельности. Каждый пользователь может создавать свое личное виртуальное пространство и управлять его функциями. Кроме того, в разработанной веб-среде имеется возможность формировать информационное пространство для коллективной проектной деятельности.

Следует отметить, что для рассматриваемых групп пользователей предусмотрен разный функционал интернет-среды. Так, для подготовки магистрантов реализуются следующие пункты меню: об инновациях, законодательство, конкурсы и гранты, выставки и форумы, поддержка инноваций (рис. 3).

Портал

для магистрантов Личный кабинет

и аспирантов

Главная Аспирантам 1 Магистрантам 1 События Интересно

Магистрантам

^ Об инновациях & Законодательсво & Конкурсы и гранты & Выставки и форумы & Поддержка инноваций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Функции интернет-среды, доступные магистрантам

Аспирантам, учитывая большую направленность на научно-исследовательскую деятельность, целесообразно реализовать доступ и обеспечить коммуникацию по следующим разделам: диссертационные советы, требования к диссертации, подготовка публикаций, конференции, формы документов, нормативно-правовая база (рис. 4).

Рис. 4. Функции интернет-среды, доступные аспирантам

Заключение

Исследование веб-пространства на предмет наличия ресурсов, которые могут сопровождать процесс подготовки молодого исследователя и его социализацию в научном сообществе, свидетельствует о фрагментарности реализованных возможностей новых форм интернет-социализации. Прежде всего, отсутствует образовательный контент для молодого исследователя, не реализованы механизмы управления совместной проектной деятельностью, отсутствуют возможности организации персонального пространства в среде сопровождения исследовательской деятельности.

Анализ положительной практики и видов исследовательской и инновационной деятельности позволил определить структуру и содержание веб-среды, которая включает: информацию о конкурсах и грантах, возможность ведения информации о научной деятельности магистранта и аспиранта, нормативно-правовую базу в области инноваций, возможность организации коллективной научно-исследовательской работы и др.

В качестве тенденций развития технологий, обеспечивающих образовательную информационную среду для виртуальной социализации, можно выделить: увеличение доли обеспечения доступа к социализирующим образовательным ресурсам сети Интернет с использованием мобильных технологий; совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры; глобализация путем «сглаживания» географических границ через активное использование информационных технологий и создание сетевых сообществ с целью совместной организации образовательного процесса; наличие технологий, обеспечивающих интерактивный доступ любого пользователя к информации и ресурсам, а также распространение облачных вычислений.

Литература

1. Иванченко О. С. Профессиональная социализация молодых ученых в современном российском обществе : дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2015. 214 с.

2. Карпов А. О. Социализация научно-исследовательского типа в обществе знаний [Электронный ресурс] // Современное образование. 2016. № 1. URL: http://e-notabene.nu/pp/contents_2016_1.html (дата обращения: 27.09.2018].

3. Публичный аналитический доклад по направлению «Нейротехнологии» [Электронный ресурс]. URL: http://docplayen. nu/26028076-Publichnyy-analiticheskiy-doklad-po-napnavleniyu-neynotehnologii.html (дата обращения: 27.09.2018].

4. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р. URL: http://pnavo.gov.ru/ pnoxy/ips/?docbody=&nd=102142714&ndk=0 (дата обращения: 27.09.2018).

5. О реализации Национальной технологической инициативы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317. URL: http://pnavo.gov.nu/pnoxy/ips/?docbody=&pnevDoc=1024059 73&backlink=1S.S.nd=102395148 (дата обращения: 27.09.2018).

6. Подходы к формированию и запуску новых отраслей промышленности в контексте Национальной технологической инициативы, на примере сферы «Технологии и системы цифровой реальности и перспективные «человеко-компьютерные» интерфейсы (в части нейроэлектроники)» [Электронный ресурс]. URL: http://docplayen.ru/26425090-Analiticheskiy-doklad.html (дата обращения: 27.09.2018).

7. Проектирование магистерской программы на основе принципов инновационного подхода / М. С. Чванова, И. П. Митрофанова, Л. И. Осипова и др. // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 7 (122). С. 8-19.

8. Чванова М. С., Котова Н. А. Моделирование образовательной среды университета на основе инновационного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, № 3-4 (155-156). С. 14-24.

9. Инновационный подход к формированию образовательной среды университета / М. С. Чванова, В. М. Передков, М. В. Храмова и др. М. ; Тамбов, 2017.

10. Черникова В. Е. Научная коммуникация в социогуманитарной сфере: к постановке проблемы // Общество: философия, история, культура. 2017. № 6. С. 13-15.

11. Шумков Д. В. Интернет-среда как фактор трансформации образа жизни молодежи. Отношение родителей к вовлеченности современной молодежи в Интернет-среду // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 2. С. 333-337.

References

1. Ivanchenko O. S. Professional'naya socializaciya molodyh uchenyh v sovremennom rossijskom obshchestve [Professional socialization of young scientists in modern Russian society]. Ph. D. thesis. Krasnodar, 2015, 214 p. (In Russian).

2. Karpov A. O. Socializaciya nauchno-issledovatel'skogo tipa v obshchestve znanij [Socialization of research type in the society of knowledge]. Modern education, 2016, no. 1. Available at: http://e-notabene.ru/pp/contents_2016_1.html (accessed 27.09.2018). (In Russian).

3. Publichnyj analiticheskij doklad po napravleniyu "Nejrotekhnologii" [Public analytical report on the direction of "Neurotechnology"]. Available at: http://docplayer.ru/26028076-Publichnyy-analiticheskiy-doklad-po-napravleniyu-neyrotehnologii.html (accessed 27.09.2018). (In Russian).

4. O gosudarstvennoj programme Rossijskoj Federacii "Informacionnoe obshchestvo (2011-2020 gody)" [About the state program of the Russian Federation "Information society (2011-2020)"]. Executive Order of the Government of the Russian Federation of October 20, 2010 no. 1815-p. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102142714& rdk=0 (accessed 27.09.2018). (In Russian).

5. O realizacii Nacional'noj tekhnologicheskoj iniciativy [About realization of the National technological initiative]. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 18, 2016 no. 317. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=& prevDoc=102405973&backlink=1&&nd=102395148 (accessed 27.09.2018). (In Russian).

6. Podhody k formirovaniyu i zapusku novyh otraslej promyshlennosti v kontekste Nacional'noj tekhnologicheskoj iniciativy, na primere sfery "Tekhnologii i sistemy cifrovoj real'nosti i perspektivnye "cheloveko-komp'yuternye" interfejsy (v chasti nejroelektroniki)" [Approaches to formation and start of new industries in the context of the National technological initiative, on the example of the sphere 'Technologies and the systems of digital reality and perspective "cheloveko-computer" interfaces (regarding neuroelectronics)"]. Available at: http://docplayer.ru/26425090-Analiticheskiy-doklad.html (accessed 27.09.2018). (In Russian).

7. Chvanova M. S., Mitrofanova I. P., Osipova L. I., et al. Proektirovanie magisterskoj programmy na osnove principov innovacionnogo podhoda [Design of the master program on the basis of the principles of innovative approach]. Quality. Innovations. Education, 2015, no. 7 (122), p. 8-19. (In Russian).

8. Chvanova M. S., Kotova N. A. Modelirovanie obrazovatel'noj sredy universiteta na osnove innovacionnogo podhoda [Modeling of the educational environment of the university on the basis of innovative approach]. Tambov University Review. Series Humanities, 2016, vol. 21, no. 3-4 (155-156), pp. 14-24. (In Russian).

9. Chvanova M. S., Peredkov V. M., Hramov M. V., et al. Innovacionnyj podhod k formirovaniyu obrazovatel'noj sredy universiteta [Innovative approach to formation of the educational environment of the university]. Moscow, Tambov, 2017. (In Russian).

10. Chernikova V. E. Scientific communication in the socio-humanitarian sphere: to the problem statement [Scientific communication in the socio-humanistic sphere: to statement of a problem]. Society: philosophy, history, culture, 2017, no. 6, pp. 13-15. (In Russian).

11. Shumkov D. V. Internet-sreda kak faktor transformacii obraza zhizni molodezhi. Otnoshenie roditelej k vovlechennosti sovremennoj molodezhi v Internet-sredu [Internet environment as factor of transformation of a way of life of youth. Attitude of parents towards the involvement of modern youth into the Internet environment]. Vektor Nauki of Togliatti State University, 2012, no. 2, pp. 333-337. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.