Научная статья на тему 'Веб-сайт системы управления знаниями РМБИЦ как средство формирования информационной культуры'

Веб-сайт системы управления знаниями РМБИЦ как средство формирования информационной культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / БИБЛИОТЕКИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM / INFRASTRUCTURE / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / CORPORATE CULTURE / INFORMATION SPACE / LIBRARIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрешер Юлия Николаевна, Ключенко Тамара Ивановна, Олейник Ольга Николаевна

Описан потенциал веб-сайта в формировании информационного пространства Центра и его корпоративной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дрешер Юлия Николаевна, Ключенко Тамара Ивановна, Олейник Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The web site of the knowledge management system in RMIC as a means of forming information culture

The article describes Web-site potential in forming information space of the Centre and its corporate culture.

Текст научной работы на тему «Веб-сайт системы управления знаниями РМБИЦ как средство формирования информационной культуры»

БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 2, с. 59-61

Библиотековедение

УДК 02:004-028.22:61:005.94 ББК 78.349.3+78.371+78.347.55

ВЕБ-САЙТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ РМБИЦ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

© Ю. Н. Дрешер*, Т. И. Ключенко**, О. Н. Олейник*, 2014

Государственное автономное учреждение «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр» 420059, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Хади Такташа, 125

Казанский государственный университет культуры и искусств 420059, Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, 3

Описан потенциал веб-сайта в формировании информационного пространства Центра и его корпоративной культуры.

Ключевые слова: система управления знаниями, инфраструктура, система менеджмента качества, корпоративная культура, информационное пространство, библиотеки.

The article describes Web-site potential in forming information space of the Centre and its corporate culture.

Key words: knowledge management system, infrastructure, quality management system, corporate culture, information space, libraries.

Библиотечное сообщество сейчас серьезно озабочено сохранением роли библиотеки как общественного института в условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий. Одним из путей достижения цели является обеспечение высокого качества информационной продукции и услуг через построение системы менеджмента качества, внедрение принципов «Всеобщего управления качеством» (Total Quality Management - TQM). Решение данной задачи требует перехода к новой системе, гармонично сочетающей механизмы рыночной конкуренции, целевые инвестиции, а также совершенствование форм организации деятельности библиотек и меры в области стандартизации, сертификации, законодательства.

Некоторые библиотеки уже успешно внедрили в свою деятельность систему менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9001 [1]. Среди них и Государственное автономное учреждение (ГАУ) «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (РМБИЦ). Это уникальная многофункциональная организация, интегрирующая множество функций и процессов: биб-лиотечно-библиографическое обслуживание и информационное обеспечение всех категорий специалистов здравоохранения Республики Татарстан, участие в подготовке и проведении коллегий Мин-

здрава Республики Татарстан, научных конгрессов, конференций, семинаров, международных выставок, издательскую деятельность.

Центр располагает богатым фондом печатных изданий (в том числе и на иностранных языках) и электронных ресурсов - 691 тыс. единиц, в основном по биомедицинской тематике. В их числе 302 наименования периодических изданий, из которых 249 - по медицине, 180 автоматизированных БД, включая и такие уникальные, как БД ежегодно обновляемого телефонного справочника «Здравоохранение Республики Татарстан». У РМБИЦ налажены широкие деловые связи в России и СНГ. Он активно работает в рамках Российской библиотечной ассоциации (РБА), консорциума «Арбикон» (г. Санкт-Петербург), Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА).

Центр принадлежит к числу тех упомянутых выше учреждений, где система менеджмента качества (СМК) уже внедрена и сертифицирована. Это потребовало от его руководства кропотливой и последовательной работы, важными составляющими которой были:

• разработка нормативных документов (положение о СМК в РМБИЦ, политика и миссия центра, организационно-распорядительная документация, регламентирующая полномочия ответственных должностных лиц, подразделений и отдельных сотрудников);

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

• документирование организационной структуры управления центром (выделены процессы согласно стандарту ИСО 9001-2001, определены и назначены владельцы процессов, ответственные за их перспективное планирование, ресурсное обеспечение и эффективность);

• обучение аудиторов по внутренним проверкам и персонала центра по документированию процессов СМК;

• разработка базовых стандартов центра («Порядок разработки и построения положения об отделах РМБИЦ», «Правила поведения и внутреннего распорядка», «Внутренний аудит», «Правила разработки должностных инструкций и функциональных обязанностей сотрудников РМБИЦ», «Порядок документирования процессов»).

Логическим завершением разработки и внедрения СМК стало решение о ее сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001-2008. Сертификацию СМК центра проводила Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» (Поволжское отделение)1.

Следует отметить, что создание СМК не было самоцелью. Оно рассматривается нами как средство внедрения современных методов управления с целью повышения качества информационно-библиотечных продуктов и услуг. Практика убедительно подтверждает обоснованность такого взгляда. В настоящее время рабочая группа РМБИЦ готовит методические рекомендации по созданию и внедрению СМК в медицинских библиотеках России и использованию процессного подхода в управлении, которые будут стимулировать распространение накопленного центром опыта в библиотеках [2].

Многообразие задач, ситуаций и источников знаний, заложенных во внедренной СМК, потребовало решить проблему их динамического использования и регулярной актуализации. Это обусловило обращение к технологиям управления знаниями, теоретическим основам управления проектами, опыту организаций, успешно внедривших системы управления знаниями (СУЗ). Итогом явилось определение основных этапов типового проекта формирования СУЗ в библиотечно-информа-ционных организациях (Приложение)2.

1 Ассоциация «Русский Регистр» имеет 26 инспекций (в том числе в г. Казани), 7 региональных управлений и 5 представительств в нашей стране, 12 представительств в Европе, Азии, Америке; проводит работы по сертификации СМК более чем в 140 странах, обеспечивая поддержку сертифицированным организациям.

2 Под СУЗ авторы понимают технологию сбора информации, выявления информатизации знаний, опирающуюся на накопленный и формализированный потенциал знаний (входная информация), коллективный интеллект и интуицию задействованных людей (на совместную работу) и реализуемую с помощью современных информационных технологий.

«Система менеджмента качества ГАУ "РМБИЦ"» стала интегральным инструментом управления знаниями в процессе библиотечно-информационной деятельности в центре. Она призвана помочь сотрудникам РМБИЦ оперативно работать с документами, эффективно управлять процессами и качественно предоставлять услуги и продукты. Интерфейс СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ «РМБИЦ» представлен на рисунке.

Рис. Интерфейс СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ "РМБИЦ"»

Апробация СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ "РМБИЦ"» (создана с помощью Web Site X5) свидетельствует, что она позволяет получать не только корректные ответы на поступающие запросы сотрудников, но и создает определенные предпосылки для формирования корпоративной культуры центра.

Сегодня веб-сайт СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ "РМБИЦ"» встроен в информационное пространство центра, основные компоненты которого - информационные ресурсы и знания (явные и неявные).

Управление знаниями изначально рассматривалось как идея, заложенная в самом предназначении библиотек. Система менеджмента качества, будучи интегральным инструментом управления знаниями, обеспечивает эффективность использования информационных ресурсов и их органичное соединение с личными знаниями специалистов. В этом видится новая перспектива развития деловой и социальной культуры, системообразующим фактором которой становится человеческий фактор. Корпоративная культура сегодня - это не только эффективная деятельность организации, но и удовлетворение человека своим трудом, его самореализация [3]. В вебсайте СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ "РМБИЦ"» заложен серьезный потенциал для формирования корпоративной культуры центра.

Литература

1. Атланов Т. А. Система менеджмента качества как стратегический инструмент повышения эффективности

Ю. Н. Дрешер, Т. И. Ключенко, О. Н. Олейник, 2014, № 2, с. 59-61

Приложение

Основные этапы формирования СУЗ в библиотечно-информационных учреждениях

Рекомендации но совершенствовании) СУЗ

Формирование цел»

СУЗ

Разработка концепций

СУЗ

Ii

ф

Рекомендации но совершенствованию СУЗ

П роек I ировш I и е СУЗ. Соответствие и уточненне

£

Рекомендации no совершенствованию СУЗ

Реализация проекта СУЗ

Ф

Kon I роль резулы ai ов выполнения, развертывание СУЗ н ее эффективное! ь

К

Совершенствование

Определение конкретных пользователей н круга их ин- Анализ предметной области Выявление источников обеспечения информацией Формирование организационной культуры Распространение проекта на другие подразделения и всю организацию Оценка эффективности СУЗ

Анализ документов и информации Мотивация сотрудников Со вер ше 1 ютвова 11 не сервисов СУЗ

Извлечение информации Контроль энтропии знагшй

тересов Анализ информационных и документации ОННЫХ ПОТОКОВ организации Интервьюирование потенциальных пользователей системы Оценка ресурсов информации и знаний Разработка стратегии и тактики управления знаниями Выделение информационных объектов (НО) Определение связей между Ж) Создание карты знаний Формализация знаний Оценка будущей потребности в определенных знаниях 11остоянный поиск новых полезных источников информации и нужных материалов

Внедрение информационных технологий Обучение персонала Финансовая оценка затрат на решение профессиональной задачи без необходимого знания и с наличием необходимых знаний

11остроение структуры Формирование корпоративной памяти, в том числе хранилища данных и знаний Организация ликвидации устаревшей информации и знаний

Планирование ресурсов проекта Выбор инструментальных средств и платформы для реализации СУЗ Опенка затрат, необходимых на выработку требований к содержанию и форме необходимых знаний и на их адекватное применение при решении профессиональных задач

Оценка затрат на Создание и накопление базы данных и знаний Обучение новых сотрудников

Структурный анализ предметной области проект Анализ инвестиционных возможностей Планирование выполнения проекта Реализация корпоративною портала Ответы на вопросы в интерактивном режиме

Формирование проектной команды и среды проекта Формирование библиотеки лучших практик Затраты, связанные с поиском или генерированием знаний

Организация выполнения проекта Оценка «пилотного \ [роектаи Доход, полученный от успешного (в срок и е требуемыми ресурсами) решения профессиональной задачи

деятельности библиотек // Внедрение системы менеджмента качества в деятельность РМБИЦ: проблемы, поиски, решения. - Казань, 2010. - С. 13-21.

2. Дрешер Ю. Н., Ключенко Т. И., Олейник О. Н. Управление знаниями в ГАУ «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр»: цель,

задачи, функции, технология формирования // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 3. -С. 123-137.

3. Мамина Р. И., Ронзина М. Д. Корпоративная культура и ее методологическое значение для библиосферы // Библиосфера. - 2010. - № 1. - С. 3-6.

Материал поступил в редакцию 18.02.2014 г.

Сведения об авторах: Дрешер Юлия Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, директор, тел.: (843) 570-22-82, e-mail: rmbic@tatar.ru,

Ключенко Тамара Ивановна - доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой информатики,

тел.: (843) 277-58-36, e-mail: info@kazguki.ru,

Олейник Ольга Николаевна - кандидат педагогических наук, заведующий отделом WEB-узла, тел.: (843) 570-22-82, e-mail: rmbic@tatar.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.