Научная статья на тему 'Веб-квест как одна из форм организации проектной деятельности студентов'

Веб-квест как одна из форм организации проектной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1279
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / INTERACTIVE MODEL / СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SUBJECT OF INTERACTION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА / RAISING INTEREST / WEBQUEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башмакова Ирина Степановна

Рассматривается одна из форм проектной деятельности веб-квест, как дидактически значимая технология, способствующая развитию коммуникативной компетенции у студентов при профессионально-ориентированном обучении в техническом вузе; отмечаются этапы проведения веб-квеста, критерии оценки работы. Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башмакова Ирина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBQUEST AS AN ORGANIZATION FORM OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES

The article deals with WebQuest as one of the forms of project activities and a didactically valuable technology contributing to the development of students' communicative competence under professionally-oriented training in a technical university. Consideration is given to WebQuest stages and criteria of work assessment. The methods used in the study include observation, comparison and analysis.

Текст научной работы на тему «Веб-квест как одна из форм организации проектной деятельности студентов»

УДК 371.013

ВЕБ-КВЕСТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

© И.С. Башмакова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается одна из форм проектной деятельности - веб-квест, как дидактически значимая технология, способствующая развитию коммуникативной компетенции у студентов при профессионально-ориентированном обучении в техническом вузе; отмечаются этапы проведения веб-квеста, критерии оценки работы. Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ.

Ключевые слова: веб-квест; проектная деятельность; интерактивная модель; субъект взаимодействия; мотивация; стимулирование интереса.

WEBQUEST AS AN ORGANIZATION FORM OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES I.S. Bashmakova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with WebQuest as one of the forms of project activities and a didactically valuable technology contributing to the development of students' communicative competence under professionally-oriented training in a technical university. Consideration is given to WebQuest stages and criteria of work assessment. The methods used in the study include observation, comparison and analysis.

Keywords: WebQuest; project activity; interactive model; subject of interaction; motivation; raising interest.

В условиях перехода на смысловую парадигму обучения обращение к проектам, как организационной форме обучения устному иноязычному общению, приобретает особую актуальность. Это обусловлено тем, что проекты позволяют обучаемым сосредоточить внимание как на языковой форме высказывания, так и на содержательных аспектах общения, выражая при этом личностные намерения. Именно в условиях, когда студент проявляет себя как самостоятельный участник конкретной деятельности, осуществляется активное взаимодействие, и процесс обучения приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. Цель данной статьи - отразить результаты проведенного в рамках Иркутского государственного технического университета образовательного веб-квеста, выявить достоинства и недостатки в использовании данной формы проектной деятельности в интерактивной модели обучения иностранному языку. Актуальность публикации обусловлена требованиями, предъявляемыми программой дисциплины «Иностранный язык», по формированию коммуникативной компетенции у студентов и повышению их интереса к изучению иностранного языка в условиях модернизации системы образования в высших учебных заведениях.

Практическая ценность образовательного веб-квеста выражается в возможности применения данной формы проектной деятельности на любом этапе обучения иноязычному общению.

Вследствие массовой компьютеризации на разных уровнях и направлениях, необходимость использова-

ния кибернетического пространства в учебных целях становится очевидным. Безусловно, компьютер и Интернет являются эффективными средствами оптимизации процесса обучения, так как способствуют реализации многих общедидактических и собственно методических принципов, таких как наглядность, активность, доступность и посильность, прочность, сознательность, коммуникативная направленность, принцип развивающего обучения, а также интегративность и компенсаторность. Одним из требований, предъявляемых к обучению иностранному языку с использованием интернет-ресурсов, является создание интерактивности, т.е. взаимодействия обучаемых на занятиях. Принцип интерактивности не является новым, однако до сих пор не существует единого определения данному подходу. Так, Мильруд Р.П. определяет интерактивность как объединение, координацию и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами [1]. Основываясь на данном определении, заключаем, что интерактивный подход в виртуальном пространстве есть одно из средств достижения коммуникативной цели в учебном процессе, при котором обучающийся, являясь субъектом взаимодействия, сам активно участвует в процессе обучения. Решая поставленные задачи, обучающиеся развивают одно из принципиально важных умений - умение общаться друг с другом. Следует подчеркнуть, что речевое взаимодействие обучающихся предполагает не просто передачу и обмен идеями, информацией, это еще и совместный поиск общей позиции по определенному вопросу. Процесс речевого взаимодей-

1 Башмакова Ирина Степановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, тел.: 89834033862, e-mail: bis61@mail.ru

Bashmakova Irina, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no.1, tel.: 89834033862, e-mail: bis61 @mail.ru

ствия при этом является процессом разработки новой порции информации, понятной для всех обучающихся, что создает их общность при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. Для организации речевого взаимодействия обучающихся активно используется аутентичное взаимодействие, при котором моделируется естественное устное общение. Аутентичное взаимодействие может быть реализовано в ходе дискуссий и проектов. Известно, что проекты такого взаимодействия использовались педагогами и философами еще в начале века с целью развития активного самостоятельного мышления у обучающихся и в дальнейшем способности использовать изученное в практической деятельности. В настоящее время проекты вновь стали популярными в учебном процессе, поскольку они позволяют в ходе решения определенной проблемы интегрировать знания студентов из различных областей и применить их на практике [2]. Одной из форм проектной деятельности является веб-квест.

Веб-квест (WebQuest) - это проблемное комплексное задание, для выполнения которого используются информационные ресурсы глобальной сети Интернет, с обязательным включением элементов ролевой игры [3]. Иными словами, обучающимся дается задание найти материал в Интернете по конкретной теме, проанализировать его и решить обозначенную проблему. Ссылки на источники предлагаются преподавателем, либо студенты находят их самостоятельно, используя поисковые системы. По завершении квеста студенты, работая в группе, представляют вебстраницу, созданную по обозначенному вопросу самостоятельно, либо другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме, такие как презентация по дискутируемой проблеме, коллаж, защита плаката, написание эссе, репортаж, интервью, ток-шоу. Берни Додж, профессор Университета Сан-Диего (США), являясь одним из разработчиков данной формы учебной деятельности, выделяет следующие виды заданий: пересказ (выражение понимания в новом формате); разработка плана будущего проекта на основе полученных данных; создание виртуальной выставки; создание видеоролика; изобретение капсулы культуры; проведение журналистского расследования по обозначенной проблеме с объективным выражением информации; достижение консенсуса (обоснование своей точки зрения и склонение на свою сторону оппонентов); написание компендиума (краткий справочник, резюме, конспект) [4].

Веб-квесты классифицируются:

- по длительности выполнения (краткосрочные, долгосрочные);

- по предметному содержанию (монопроект, междисциплинарный веб-квест);

- по типу задания (компиляционный, оценочный, творческий, научно-аналитический).

Выделяются следующие этапы выполнения веб-квеста: вступительный (подготовительный); постановка проблемы (формулировка задания); процесс выполнения, нахождение источников и материалов в Интернете (ресурсы); оценочный этап, заключение

(подведение итогов, выводы по проблеме). Таким образом, любой образовательный веб-квест начинается с краткого описания темы, ясной формулировки проблемы и определения формы представления конечного результата.

К веб-квесту предлагается список интернет-ресурсов, дополнительные материалы в виде инструкций, примеров, таблиц - все то, что необходимо для организации и выполнения задания студентами. Указываются критерии и параметры оценки выполнения веб-квеста в зависимости от типа учебных задач, которые решаются в ходе работы.

В таблице приводится примерная схема оценки веб-квеста.

Максимальное количество баллов: 20.

15-20 баллов - тема полностью раскрыта, проблема решена. Предъявляемый материал интересен, понятен, с видео-аудио сопровождением, наполнен разными грамматическими и лексическими структурами.

9-14 баллов - тема раскрыта частично. Стандартная работа с наличием грамматических и лексических ошибок, которые не затрудняют понимание.

Менее 8 баллов - тема не раскрыта. Работа выполнена формально, с большим количеством грамматических ошибок, затрудняющих понимание.

Критерии и параметры оценки работы студентов могут варьироваться в зависимости от формы представления конечного результата.

Проведем анализ творческого междисциплинарного долгосрочного веб-квеста, выполненного студентами группы ДСб-12 (ИрГТУ) в рамках занятий по иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации. Количество участников: 12. Форма отчетности: виртуальный проект благоустройства острова Юность в городе Иркутске. Тема: стили и направления в архитектуре города Иркутска. Проблема: благоустройство острова Юность, сохранение исторического наследия.

Остров, площадь которого составляет 0,107 км2, находится в центре Иркутска, посреди реки Ангара, и является популярным местом отдыха у гостей и жителей города. Зона отдыха на острове Юность организована в далекие 60-е годы. Были построены пешеходные дорожки, пляж, летняя эстрада, посажены деревья и кустарники. Однако в настоящее время необходимо провести реконструкцию созданных объектов, находящихся на острове, с целью благоустройства территории, создания благоприятного времяпровождения посетителей острова, в то же время сохранив самобытность и неповторимость архитектурного стиля города Иркутска. На начальном этапе веб-квеста студенты, ознакомившись с материалом аналогичного проекта (группа АРБ-11, ИрГТУ), распределили роли и разделились на 3 подгруппы. Было решено разделить территорию острова на три зоны: культурно-развлекательную (1 -я подгруппа), торговую (2-я подгруппа) и спортивно-оздоровительную (3-я подгруппа). В процессе работы студенты обменивались адресами сайтов, где находили более интересные источники по проблеме, обсуждали вопросы по архитектуре для

Примерная схема оценки веб-квеста

Параметры оценки Критерии оценки Кол-во баллов

Содержание. Понимание задания/проблемы Полное понимание Частичное понимание Непонимание проблемы 2 балла 1 балла 0 баллов

Полнота раскрытия темы. Изложение аспектов Полное раскрытие темы Частичное раскрытие темы Нераскрытие темы 2 баллов 1 балл 0 баллов

Логика изложения материала Логичное изложение Нарушение логичности: Отсутствие логики 2 балла 1 балл 0 баллов

Работа в команде. Распределение ролей Хорошо спланированная работа Работа частично спланирована Работа не спланирована 2 балла 1 балл 0 баллов

Оригинальность работы Содержатся интересные авторские находки, примеры, иллюстрации, звуковое и анимационное оформление Стандартная работа 3 балла 1 балл

Грамматическое оформление Отсутствие грамматических ошибок Присутствие незначительных грамматических ошибок Наличие большого количества грам. ошибок: 3 балла 2 балла 0 баллов

Лексическое оформление Отсутствие лексических ошибок Присутствие незначительных лексических ошибок Наличие большого количества лексических ошибок 3 балла 2 балла 0 баллов

Фонетическое оформление (при устном предъявлении) Отсутствие фонетических ошибок Присутствие незначительных фонетических ошибок Наличие большого количества фонетических ошибок 3 балла 2 балла 0 баллов

достижения общей цели, подбирали материалы для строительства и реконструкции объектов на острове, подводили итоги выполнения задания каждого студента, вносили необходимые коррективы. Итогом совместной деятельности студентов стал виртуальный макет острова Юность с арт-парком, площадками для выставок, объектами экоотдыха, спортивным комплексом для детей и взрослых, интерактивными игровыми комплексами, кафе и рестораном. Преобладающим стилем в архитектуре была избрана эклектика, так как смешение, т.е. использование разных стилей при строительстве в зависимости от функциональности зданий, характерно для города в целом. По мнению участников веб-квеста, необходимо, чтобы остров радовал людей, восхищал красотой и живописностью, вызывал чувство любви ко всему окружающему, ведь человек, по натуре своей - художник. При защите веб-квеста на кумуляционном этапе студенты использовали мультимедийные презентации, подготовленные дополнительно с целью более полного и красочного описания созданных ими объектов. Защита виртуального макета острова проводилась на английском языке.

Неоспоримым достоинством веб-квестов является тот факт, что все студенты вовлечены в работу (поиск необходимой информации в Интернете, взаимопомощь в подборе и оформлении данных по проблеме, анализ и корректировка подобранных материалов, самообучение, взаимоконтроль, определение наиболее рационального варианта для решения проблемы, обоснование своего решения, публичное выступление на иностранном языке, анализ работы, дискуссия). На рефлексивно-аналитическом этапе работы над заданием реализуется личностно-деятельный подход, учитывающий индивидуально-психологические особенности студента как личности, при котором общение есть

равнопартнерское сотрудничество и эффективная форма речевой деятельности. Положительным в использовании веб-квеста также является то, что развиваются поисковые, исследовательские, творческие навыки студентов, активизируется их познавательная деятельность, отрабатывается умение самостоятельно конструировать свои знания, анализировать, ориентироваться в информационном поле. Бесспорно, чем больше понятий используют обучаемые, чем разнообразнее информация, которой они манипулируют, тем обширнее их ассоциативная языковая картина мира, тем больше у них смысловых опор для обозначения и оперирования средствами иностранного языка.

Однако наряду с достоинствами подобной формы работы, отмечаются недостатки следующего характера: невозможность ведения контроля со стороны преподавателя на процессуальном этапе выполнения (предпочтение студентами русскоязычных сайтов англоязычным с последующим машинным переводом подобранного материала), невозможность проведения веб-квеста на занятиях в стенах университета (отсутствие Интернета).

Как отмечалось выше, овладение технологией организации проектной деятельности способствует развитию интеллектуальных умений критического мышления обучающихся, умений работать с информацией, умений работать в сотрудничестве. Данные умения необходимы и для успешной работы в международных телекоммуникационных проектах [5], что актуально на сегодняшний день. Международные телекоммуникационные проекты, организуемые в глобальной сети Internet разными вузами мира, основаны на реально значимой для всех студентов, вовлеченных в проект, проблеме. Подобные проекты являются стимулом не только к активной познавательной деятель-

ности по предмету технической направленности, но и к овладению иностранным языком. Для того чтобы понимать зарубежных сверстников и быть понятым ими, для того чтобы работать со справочной дополнительной литературой на иностранном языке, составляющей огромный процент в Internet-среде, необходим достаточно высокий уровень владения иностранным языком. Внедрение веб-квестов в образовательный процесс способствует формированию умений работать над проектами в целом, включая международные, тем самым повышать уровень мотивации студентов к изучению иностранных языков.

Подводя итог вышеизложенному, сформулируем выводы:

1. Веб-квест - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, целью которой является достижение общего результата по

решению конкретной проблемы. Веб-квест - эффективное дидактическое средство для формирования иноязычной коммуникативной компетентности у студентов неязыковых вузов в процессе профессионально-ориентированной подготовки.

2. В основе интерактивной модели обучения с использованием интернет-ресурсов в общем и веб-квеста в частности лежат основополагающие принципы личностно-ориентированного подхода к обучению.

3. Обучение с использованием интернет-ресурсов, основанное на активной и конструктивной совместной деятельности (веб-квест), способно служить движущей силой в повышении интереса студентов технических вузов к изучению иностранных языков.

Статья поступила 3.02.2015 г.

Библиографический список

1. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. М., 2005. 256 с.

2. Асламова Т.В., Башмакова И.С. Практическая реализация инновационного подхода к обучению иностранному языку в неязыковых вузах. М., 2009. 5 с.

3. Википедия [Электронный ресурс]. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/WebQuest (28.12.2014).

4. Dodge B. Active Learning on the Web. Department of Educational Technology. [Электронный ресурс]. URL: // ped-web.sdsu.edu/people/bdodge/ Active/ActiveLearning.htm (12.01.2015).

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.

УДК 378

АНАЛИЗ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНЖЕНЕРОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ, США, КАНАДЕ И АВСТРАЛИИ

1 9 а Я

© Н.Б. Беликова1, Д.И. Майзель2, О.В. Пуляевская3

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуется и описывается система высшего образования для инженеров строительных специальностей в Великобритании, США, Канаде и Австралии. В рассмотренных системах инженер должен получить большой опыт работы и пройти дополнительную проверку, прежде чем он получит право самостоятельно принимать решения при создании проекта. Подобная практика могла бы быть принята и в России, так как это позволит повысить безопасность проектируемых зданий и сооружений, и снизит вероятность появления несоответствий строящихся и построенных объектов требованиям технических регламентов.

Ключевые слова: высшее образование; квалификация; аккредитация; инженер; бакалавр; магистр; доктор наук.

ANALYSIS OF HIGHER EDUCATION SYSTEMS FOR CONSTRUCTION ENGINEERS IN GREAT BRITAIN,

THE USA, CANADA AND AUSTRALIA

N.B. Belikova, D.I. Maizel, O.V. Pulyaevskaya

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper studies and describes the systems of higher education in the field of civil engineering in the UK, USA, Canada and Australia. Being trained within these systems, engineers are to receive a profound working experience and undergo

1 Беликова Надежда Борисовна, магистрант Института архитектуры и строительства, тел.: 89021711537, e-mail: ageevv@mail.ru

Belikova Nadezhda, Master's Degree Student of the Institute of Architecture and Construction, tel.: 89021711537, e-mail: ageevv@mail.ru

2Майзель Денис Игоревич, магистрант Института архитектуры и строительства, тел.: 89149142970, e-mail: kaf-gsh@istu.edu Maizel Denis, Master's Degree Student of the Institute of Architecture and Construction, tel.: 89149142970, e-mail: kaf-gsh@istu.edu

3Пуляевская Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, тел.: 89148720592, e-mail: pulyayevsk@mail.ru

Pulyaevskaya Olga, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89148720592, e-mail: pulyayevsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.