Научная статья на тему 'Веб-квест как новая технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции'

Веб-квест как новая технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / WEB-QUEST TECHNOLOGY / INTERNET RESOURCES / LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Юлия Владимировна

Рассматривается использование веб-квест-технологии при изучении иностранного языка. Веб-квест направлен на развитие творческого мышления, способствует развитию коммуникативной компетенции и повышает мотивацию учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-QUESTAS A NEW TECHNOLOGY OF THE FORMATION OF THE FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

In the article the objectives, tasks, content and methods of junior courses students’ social competence formation and developmentduringoff-hour curator activity are considered. The content and structure of an authentic optional course “My profession and me” as well as the method of mastering the course by the students during their off-schedule time are presented.

Текст научной работы на тему «Веб-квест как новая технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции»

УДК 378.147

ВЕБ-КВЕСТКАКНОВАЯТЕХНОЛОГИЯФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙКОММУНИКАТИВНОЙКОМПЕТЕНЦИИ

Ю.В. Шустова

Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: julia2811@list.ru

Рассматривается использование веб-квест-технологии при изучении иностранного языка. Веб-квест направлен на развитие творческого мышления, способствует развитию коммуникативной компетенции и повышает мотивацию учащихся.

Ключевые слова: веб-квест-технология, интернет-ресурсы, изучение иностранного языка.

В процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов электротехнического факультета широко применяются различные методы и формы обучения:метод проектов, метод концентрированного обучения, методика архивирования учебного материала и приемы межпредметной интеграции, case-study-метод, деловые игры, дискуссии, брейншторминг и т.д. В настоящее время также обретает значительную популярность обучение иностранному языку с использованием всемирной сети Интернет. Всемирная сеть представляет собой неиссякаемый источник информации.

При обучении иноязычному общению студентов бакалавриата по направле-нию«Электроэнергетика и электротехника» нами используется технология веб-квест.Данную технологию определяют как проект с использованием интернет-ресурсов. Перед созданием проекта преподаватель дает студентам список веб-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню их знаний. Веб-квесты состоят из следующих блоков:

- введение (предназначено для привлечения интереса студентов);

- задание (описывает конечный продукт/результат деятельности);

- процесс (пошаговое описание того, что студенты должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список веб-сайтов, на которых содержится необходимая информация);

- оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);

- заключение (подведение итогов проектной деятельности студентов).

По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов Интернета,как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler),веб-квест является наиболее сложным как для студентов, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.Тематика веб-квестов может быть разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста в зависимости от изучаемого материала могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. Существуют несколько видов заданий для веб-квестов (табл. 1).

Юлия Владимировна Шустова, преподаватель кафедры иностранных языков.

Бланк оценки выполнения задания (в английской терминологии - rubric) оформляется в виде таблицы, в которой представлены критерии, параметры (дескрипторы) оценки и их количественное выражение.

Степень соответствия каждому критерию может быть представленав баллах; кроме того, возможно количественное выражение значимости каждого критерия в общей оценке (например в процентах).Различные типы заданий предполагают различные критерии и параметры оценки (табл. 2).

Таблица 1

Виды заданий для веб-квестов

Пересказ Планирование и проектирование Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новомформате: создание презентации, плаката, рассказа Разработка плана или проекта на основе заданных условий Любые аспекты исследования личности

Компиляция Творческое задание Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история Достижение консенсуса Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов Выработка решения по острой проблеме Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование Убеждение Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов) Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн-источников

Таблица 2 Критерии оценки заданий веб-квеста

Вид задания Возможные критерии оценки

Компьютерный набор текста Правильность позы, положения рук, ритмичность печати, отсутствие ошибок, скорость печати

Устное выступление Адекватность содержания жанру выступления, логичность изложения, эффективностьиспользованиясредств наглядности и средств невербальной коммуникации

Проект Глубина и оригинальность содержания, качество оформления, грамотность изложения, успешность коллективной работы

Три основных элемента, которые отличают образовательный веб-квест от простого поиска информации в Интернете:

1) наличие проблемы, которую необходимо решить;

2)поиск информации по проблеме группой студентов; каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит свой вклад в решение общей проблемы в соответствии с ролью;

3) решение проблемы путем ведения переговоров и достижения согласия между всеми участниками проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: Учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010. - 192 с.

2. http ://www. itlt.edu.nstu.ru/webquest.php

Поступила в редакцию 28.10.2013; в окончательном варианте 28.10.2013

UDC 378.147

WEB-QUESTAS A NEW TECHNOLOGY OF THE FORMATION OF THE FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE J. V. Shustova

SamaraStateTechnicalUniversity

244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100

E-mail: julia2811@list.ru

The article is focused on the usage of Web-quest technology while learning a foreign language. The Web-quest technology is aimed at the development of creative thinking, promotes the development of communicative competence and increases motivation of students. Key words: Web-quest technology, Internet resources, learning a foreign language.

Original article submitted 28.10.2013; revision submitted 28.10.2013

Julia V. Shustova, lecturer, department of Foreign Languages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.