ВЕБ-КВЕСТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАНИИ
С. Н. Спиридонова, преподаватель ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум»
Общество в XXI веке можно охарактеризовать как общество знаний, или информационное обще-
ство. Определение «общество знаний» указывает на этап в развитии человечества, при котором знание играет особую роль в повседневной жизни.
Неоспоримое преимущество Интернета в том, что он представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу, но большие объемы информации требуют особых навыков по ее обработке, обучающемуся необходимо:
- найти информацию;
- выбрать из найденного объема информации то, что ему действительно нужно;
- обработать информацию;
- проанализировать ее и сделать выводы.
Под инновационными методами в образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.
Технология веб-квест дает возможность соединять и комбинировать различные информационные ресурсы новыми способами, применять творческие способности и навыки проблемного мышления. Веб-квест — это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:
1. Наличие проблемы, которую нужно решить.
2. Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой студентов. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
3. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.
Чаще всего веб-квест определяют как проект с использованием интернет-ресурсов. Однако его главная особенность состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять обучающихся бесконечно блуждать по сети в поисках необходимой информации, преподаватель дает им список веб-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.
Другой очень важной чертой веб-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков.
• Введение — предназначено для привлечения интереса обучающихся.
• Задание — описывает конечный продукт деятельности.
• Процесс — пошаговое описание процедуры того, что обучающиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список веб-сайтов, на которых содержится необходимая информация.
• Оценка — в этой части приводятся критерии оценки работы.
• Заключение — подведение итогов проектной деятельности.
Веб-квест развивает:
• навыки поиска интернет-информации;
• мышление студентов на стадии анализа, обобщения и оценки информации;
• компьютерные навыки.
Способствует расширению словарного запаса студентов, поощряет учиться независимо от преподавателя.
Веб-квест имеет более узкую направленность, чем любое задание, связанное с поисковой деятельностью в Интернете. Вместе с тем он предлагает возможность более эффективного использования учебного времени. Он позволяют преподавателю отследить траекторию деятельности обучающихся и легко оценить реальный ее результат. Разрабатываются такие проекты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные дисциплины на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, тему, могут быть и межпредметными. Опыт показал, что данная методика при проведении занятий по дисциплинам «информатика и ИКТ», «информационные технологии
88
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 4-1 (40) 2013-2014
в профессиональной деятельности» пользуется большой популярностью у студентов, активизирует их, способствует повышению индивидуальности обучения и его качества. Для использования и создания веб-квестов для обучения необходимы: доступ к компьютеру, средства подключения к Интернету и адрес электронной почты.
Научный и практический интерес к современным информационным технологиям диктуется органической потребностью образования в поиске, внедрении и использовании но-
вых путей воздействия на традиционный педагогический процесс с целью достижения большей эффективности.
1. Шаматонова Г Л. Веб-квест как интерактивная методика обучения будущих специалистов по социальной работе. — URL: http://www.sociology.kharkov.ua/ socioprostir/files/magazine/1_2010/4_5_1.pdf.
2. Web-квест. Новая технология работы с информационными интернет-ресурсами. —
URL: http://saitsewanatalia.blogspot.ru/2012/11/ web.html.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ день РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕКИНЕ
т. В. Ардашкина, преподаватель ГОУ СПО «Губернаторский техникум народных промыслов», г. Кемерово
В 2011 году президент России подписал указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».
В рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия День русского языка отмечается и в ООН. Решение о проведении Дня русского языка 6 июня было принято Департаментом общественной информации ООН накануне Международного
дня родного языка, отмечаемого ежегодно 21 февраля по инициативе ЮНЕСКО.
6 июня 2013 года этот международный праздник третий раз был отмечен в Российском культурном центре в Пекине. Для участия в этом мероприятии была приглашена Тамара Васильевна Ардашкина, преподаватель художественно-графических дисциплин ГОУ СПО «Губернаторский техникум народных промыслов».
Праздник открыл посол РФ в Китае А. И. Денисов.
Во время пребывания в Пекине состоялась беседа Т. В. Ардашкиной с директором Российского культурного центра, советником при Посольстве РФ Ю. А. Метелевым о народных промыслах России и, в частности, о традиционных промыслах Сибири.
Тамара Васильевна рассказала о деятельности образовательного учреждения, направленной на подготовку профессионалов, и представила работы обучающихся по профессиям «изготовитель художественных изделий из дерева», «художник. Декоративная роспись» (мастер производственного обучения В. А. Водопьянова).
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСГВО» № 4-1 (40) 2013-2014
89