Научная статья на тему 'ВЕБ-ДОСТУПНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЕБ-ДОСТУПНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-ДОСТУПНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / СТАНДАРТЫ ВЕБ-ДОСТУПНОСТИ / WEB ACCESSIBILITY / INCLUSIVE HIGHER EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / OFFICIAL WEBSITE / EDUCATIONAL ORGANIZATION / INTERNET RESOURCE / WEB ACCESSIBILITY STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

В статье рассматриваются проблема обеспечения веб-доступности как условие реализации инклюзивной практики в высшей школе. Акцентируется внимание на востребованности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью качественного контента веб-сайтов вузов. Дается трактовка понятия веб-доступности инклюзивного высшего образования. Рассматриваются критерии и показатели равного доступа к информационным ресурсам, утвержденные международными стандартами. Описываются существующие подходы к веб-доступности на примере ряда зарубежных стран. Представляется краткая история вопроса в России и его современное состояние с позиции актуальной законодательной базы. В статье представлены обобщенные результаты анализа официальных сайтов вузов Приволжского федерального округа на предмет соблюдения требований веб-доступности и качества информирования обучающихся ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью о равном доступе к инклюзивному образованию. На основе разработанного оценочного листа изучается полнота, актуальность и доступность предоставляемой на официальных веб-страницах информации. Анализируется удобство пользования сайтом для различных нозологических групп. Уточняется наличие сведений о специфике организации вступительных испытаний, образовательного процесса, аттестации, практики для обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей. Рассматривается описание на сайте образовательной организации специальных условий и технических средств обучения, имеющихся в вузе с учетом нозологического статуса студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB ACCESSIBILITY AS A COMPONENT OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION

The article deals with the problem of ensuring web accessibility as a condition for implementing inclusive practices in higher education. Attention is focused on the demand for high-quality content of University websites for people with disabilities. The interpretation of the concept of web accessibility of inclusive higher education is given. Criteria and indicators of equal access to information resources approved by international standards are considered. The existing approaches to web accessibility are described using the example of a number of foreign countries. A brief history of the issue in Russia and its current state from the perspective of the current legislative framework is presented. The article presents the generalized results of the analysis of official websites of universities of the Volga Federal district for compliance with the requirements of web accessibility and quality of informing students with disabilities about equal access to inclusive education. On the basis of the developed evaluation

Текст научной работы на тему «ВЕБ-ДОСТУПНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376.3

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0032

ВЕБ-ДОСТУПНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2020

SPIN: 5008-7028 AuthorID:735272 ResearcherID: K-2438-2017 ORCID: 0000-0003-4144-2721 ScopusID: 57192677455

Медведева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

SPIN: 8102-3005 AuthorID: 736205 ResearcherID K-4324-2017 ORCID: 0000-0002-3755-9938 ScopusID: 57200442932

Ольхина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603095 Россия, Н. Новгород, пл. Минина д.7, [email protected]) Аннотация. В статье рассматриваются проблема обеспечения веб-доступности как условие реализации инклюзивной практики в высшей школе. Акцентируется внимание на востребованности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью качественного контента веб-сайтов вузов. Дается трактовка понятия веб-доступности инклюзивного высшего образования. Рассматриваются критерии и показатели равного доступа к информационным ресурсам, утвержденные международными стандартами. Описываются существующие подходы к веб-доступности на примере ряда зарубежных стран. Представляется краткая история вопроса в России и его современное состояние с позиции актуальной законодательной базы. В статье представлены обобщенные результаты анализа официальных сайтов вузов Приволжского федерального округа на предмет соблюдения требований веб-доступности и качества информирования обучающихся ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью о равном доступе к инклюзивному образованию. На основе разработанного оценочного листа изучается полнота, актуальность и доступность предоставляемой на официальных веб-страницах информации. Анализируется удобство пользования сайтом для различных нозологических групп. Уточняется наличие сведений о специфике организации вступительных испытаний, образовательного процесса, аттестации, практики для обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей. Рассматривается описание на сайте образовательной организации специальных условий и технических средств обучения, имеющихся в вузе с учетом нозологического статуса студентов.

Ключевые слова: веб-доступность, инклюзивное высшее образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, официальный сайт, образовательная организация, Интернет-ресурс, стандарты веб-доступности.

WEB ACCESSIBILITY AS A COMPONENT OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION

© 2020

Medvedeva Elena Yuryevna, candidate of psychological sciences, associate professor,

associate professor of department of special pedagogy and psychology Olkhina Elena Alexandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of department of special pedagogy and psychology Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University) (603095 Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square, 7, [email protected]) Abstract. The article deals with the problem of ensuring web accessibility as a condition for implementing inclusive practices in higher education. Attention is focused on the demand for high-quality content of University websites for people with disabilities. The interpretation of the concept of web accessibility of inclusive higher education is given. Criteria and indicators of equal access to information resources approved by international standards are considered. The existing approaches to web accessibility are described using the example of a number of foreign countries. A brief history of the issue in Russia and its current state from the perspective of the current legislative framework is presented. The article presents the generalized results of the analysis of official websites of universities of the Volga Federal district for compliance with the requirements of web accessibility and quality of informing students with disabilities about equal access to inclusive education. On the basis of the developed evaluation

Keywords: web accessibility, inclusive higher education, students with disabilities, official website, educational organization, Internet resource, web accessibility standards.

ВВЕДЕНИЕ

Всемирная сеть интернет - стремительно развивающийся глобальный феномен, доступный для всех групп населения. Его стратегическая задача и одновременно универсальные возможности позволяют обеспечить пользователя необходимыми сведениями быстро и в нужном объеме. В связи с этим актуализируется потребность в получении не только оперативной, но и качественной информации в доступной для всех категорий граждан форме. Удовлетворение этого требования крайне востребовано среди потребителей информационных ресурсов сети интернет и закреплено рядом междуна-

родных и российских законодательных норм. Не смотря на востребованность качественного контента множество веб-сайтов оказываются недоступными для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по причине их несоответствия особым образовательным потребностям пользователей. Невозможность пользования или частичная доступность связана с неправильной подачей информации и ее оформлением, отсутствием ассистив-ных технологий и пр. Подобная ситуация дискриминирует права граждан, имеющих ограничения по здоровью и одновременно снижает продуктивность работы той или иной организации, предоставляющей информацию

Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna pedagogical

WEB ACCESSIBILITY AS A COMPONENT OF INCLUSIVE ... sciences

о своей деятельности в сети Интернет [1,2].

Особенно остро эта проблема стоит перед образовательными организациями, обязанными в соответствии с российским законодательством обеспечивать равный доступ к качественному образованию. Для высшей школы реализация данной правовой нормы имеет принципиальное значение в условиях приоритетного развития инклюзивной практики. В связи с чем к официальному сайту вуза предъявляются серьезные требования по полноте, актуальности и достоверности информации, а также ее доступности для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Связи с этим доступность официальных сайтов вуза мы предлагаем рассматривать как один из компонентов инклюзивного высшего образования. Под веб-доступностью в этом контексте мы понимаем свойство Интернет-ресурса образовательной организации высшего образования учитывать всевозможные проблемы в ходе его использования обучающимся с ОВЗ с учетом его особых образовательных потребностей.

Данное определение предложено на основе анализа международных и отечественных стандартов веб-доступности. В ходе их изучения было установлено, что уже В 1999 году Всемирным вебконсорциумом W3C была разработана первая версия «Руководства по обеспечению общедоступности веб-контента» (Web Content Accessibility Guidelines, WCAG 1.0), состоящие из 14 рекомендаций по получению максимально доступной страницы [3]. Однако 11 декабря 2008 года консорциум W3C опубликовал следующую версию рекомендаций -WCAG 2.0 для всех основных веб-технологий: HTML, CSS, Flashs WCAG 2.0 [16]. Эта версия основывается на четырёх принципах доступности:

1. Воспринимаемость. Лица с ОВЗ должны получить доступ к предоставляемому контенту наиболее удобным и доступным для них образом.

2. Взаимодействие. Пользователи должны иметь возможность взаимодействовать с веб-сайтом или приложением в любых условиях.

3. Понятность. Контент и интерфейс сайта или приложения должны быть понятны каждому человеку, использующему их.

4. Надёжность. Любое из предоставляемых решений должно быть в широком доступе для использования на различных платформах или системах.

Классификация Рекомендаций WCAG 2.0 включает в себя следующие группы пользователей: лица с нарушениями зрения, лица с нарушениями слуха, лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата, лица с нарушениями речи, лица с нарушениями ментальной сферы, лица со множественными и сочетанными нарушениями. Помимо этих групп также выделены граждане пожилого возраста.

Последующая разработка, например Стандарта WAI-ARIA 1.0, представленного консорциумом W3C, в 20082009 годах «Web Accessibility Initiative - Accessible Rich Internet Applications» (Инициатива доступности высокотехнологичных Интернет-приложений) предлагала критерии доступности для сложного динамического веб-приложения. Этот стандарт официально поддерживается ведущими Интернет-браузерами и по настоящее время.

В 1998 году Конгресс США внёс некоторые поправки в закон «American Workforce Rehabilitation Act» от 1973 года о доступности всех СМИ в стране. Статья №508 была принята 21 декабря 2000 года для устранения препятствий, возникающих у людей с ОВЗ в области информационных технологий. В дальнейшем Telecommunications and Electronic and Information Technology Advisory Committee (TEITAC), продолжал работу над усовершенствованием данного раздела. 18 января 2017 года были опубликованы стандарты и указания, обновляющие требования, к информационно-коммуникационным технологиям, которые последний раз были обновлены в январе 2018 года [5,6]. Помимо выше-124

упомянутых стандартов, обеспечивающих требования к доступности Интернет-ресурсов, существуют и национальные стандарты: например, BITV 1.0 Level 2, принятый в Германии или итальянский Stanca Act. Однако они носят локальный характер и актуальны только для сайтов, активно работающих в этих государствах.

Несмотря на наличие общепринятых международных стандартов веб-доступности и конкретизирующих их национальных требований, в текущий момент оформились два принципиальных подхода в качественном обеспечении режима доступа к веб-ресурсам. Их реализация этих подходов стала следствием ратификацией большинством зарубежных стран Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года [7].

Согласно «Ригористскому» подходу строгое соблюдение доступности сети Интернет рассматриваются как механизм предупреждения дискриминации и закрепляются на законодательном уровне. Данная позиция применяется в правовых нормах Германии, Италии, США и Республике Корея. В ФРГ действует закон о равных возможностях лиц с ОВЗ и Указ о доступности веб-ресурсов [8]. Они обязывают органы власти создавать безбарьерную среду, в том числе обеспечивать доступность информационных технологий и электронной инфраструктуры. В Указе содержатся ссылки на уровни доступности веб-ресурсов согласно WCAG и приводится перечисление четырнадцати стандартов доступности, также разработанных с опорой на WCAG 1.0. В Италии веб-доступность регламентирует «Закон 4/2004» («Закон Stanca») «О предоставлении инвалидам доступа к информационно-коммуникационным технологиям» [8]. Положения «Закона Stanca» конкретизирует Указ президента №75, обязывающий коммерческие организации и компании обеспечивать оценку своих веб-сайтов на предмет их доступности.

Второй «Технологический» подход ориентирован на разработку национальных руководств и стандартов равного доступа к информационным ресурсам без создания соответствующих законодательных актов. Он опирается на активное сотрудничество государственных и общественных структур и профессионального сообщества. В качестве примера можно привести Филиппины, где действует эффективная система обеспечения доступности Интернет сети. Ее основу составляет Филиппинская Группа по вопросам доступности веб-ресурсов (PWAG). Это специальный некоммерческий орган, созданный группой веб-дизайнеров в 2006 году при правительстве. PWAG уполномочен Национальным советом по делам инвалидов, Департаментом науки и технологий - Управление ИКТ и Департаментом внутренних дел и местного самоуправления обеспечивать полное соответствие всех существующих правительственных вебсайтов критериям доступности.

В Японии требования к веб-доступности сформулированы в виде промышленных стандартов, которые возможно применять к различным элементам электронной инфраструктуры. Из-за специфики иероглифической письменности европейские стандарты веб-доступности мало применимы к японским информационным ресурсам. В связи с чем японцы в 2004 году разработали Промышленный стандарт по веб-доступности. Он состоит из пяти компонентов, один из которых, именуемый «Веб-контент», регламентирует доступность интернет-ресурсов и для граждан с ОВЗ [9]. В 2006 году в Японии была утверждена государственная программа «Новая стратегия реформы информационных технологий», определяющая политику государства в этой области. Выше перечисленные японские руководства и стандарты являются обязательными для центральных и местных государственных органов. Коммерческие структуры предпочитают придерживаться их добровольно. В Таиланде, благодаря сотрудничеству со специалистами в области электронных коммуникаций Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

также было разработано национальное руководство по обеспечению веб-доступности для лиц с ОВЗ, основой которого выступила вторая версия WCAG. Данное руководство не имеет законодательной силы, но правительство Таиланда продвигает его как обязательное для применения среди государственных учреждений и частных организаций.

Успешная попытка совмещения двух выше представленных подходов с привнесением национальных черт демонстрируется рядом европейских государств. Например, в Великобритании основу режима обеспечения доступности веб-ресурсов составляют два документа: Закон о равенстве 2010 года и Свод практических правил, о правах на доступ к услугам для населения [10]. Первый документ, регламентирует общие принципы не дискриминации в сфере услуг. Второй законодательный акт конкретизирует закон в отношении доступности вебсайтов. «Свод практических правил» включает в себя примеры различных ситуаций, которые могут привести к нарушению прав и дискриминации.

Таким образом, зарубежные страны рассматривают веб-доступность как механизм предупреждения дискриминации в отношении мало защищенных групп населения, в том числе граждан, имеющих особые потребности. Стандарты и требования равного доступа к Интернет-ресурсам поддерживаются законодательно или являются осознанным общественным выбором, поддерживаемым государственными и коммерческими организациями. Вне зависимости от форм собственности этот процесс активно включаются и высшие учебные заведения, реализующие инклюзивную практику [11].

В качестве примера можно привести университеты ФРГ. Основу сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в университетах страны составляет консультативная служба, как правило включенная в структуру образовательной организации. Однако как показала практика обучения этой категории студентов одной консультативной работы оказалось недостаточно. В связи с этим были приняты специальные требования по обеспечению доступности высшего образования. В 2009 году Ассоциация высших школ Германии выпускает рекомендации «Единая высшая школа для всех» по созданию выравнивающих условий и разработки безбарьерной дидактики. Дополняет этот документ «Руководство Информационно-консультационного центра Национального общества содействия студентам для экспертов аккредитационных агентств». Он указывает, что официальные сайты вузов должны содержать исчерпывающую информацию об образовательных программах, специальных условиях обучения, льготах, предоставляемых студентам с ООП. Данные должны систематически обновляться и быть доступными различных нозологических групп [12].

Международный опыт информационной доступности инклюзивного высшего образования активно внедряется в российскую образовательную практику. Этот процесс базируется на достаточном опыте различных вузов страны по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью и длительной истории распространения идеи веб-доступности в России. Предпосылкой зарождения в нашей стране элементов доступности интернет-ресурсов являлся предшествующий этап развития электронно-вычислительной техники. Начиная с 70-х годах XX века лица с ограничениями по здоровью, получившие высшее математическое образование начинают работать на ЭВМ с использованием перфокарт. С 1991 года начинается активное обучение незрячих программистов и использование в московской школе слепых сети Интернет с использованием компьютера IBM и программы экранного доступа Screenreader. С ростом возможностей компьютерных технологий актуализируется и проблема равного доступа к информации различных категорий граждан, имеющих ограничения по здоровью. Начинают активно развиваться компьютерные центры для инва-

лидов по зрению и общественные объединения незрячих пользователей. В 1995 году было создано первое в России компьютерное специальное рабочее место для инвалидов в справочной службе компании Аэрофлот. В 1998 году появляется первая локализованная программа экранного доступа JAWS на русском языке и первые тематические интернет-рассылки, созданные инвалидами для инвалидов.

Активное общественное движение побудило органы власти акцентировать внимание на необходимости разработки доступных сайтов, содержащих специальные версии для слабовидящих пользователей. По мере роста государственных усилий и расширения гарантий в области реабилитации и инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью постепенно активируются и коммерческие структуры. Появляется идея создания специального Рунета, трансформирующаяся на практике в искаженные формы. В качестве неудачного примера спецРунета и неправильного понимания доступности можно привести попытку «Яндекс», запустившего специальный интерфейс поиска для слабовидящих пользователей 29 апреля 2004 года. Эта система не содержала информацию в полном объеме и не имела многие вспомогательные сервисы. В результате лица с ОВЗ предпочли пользоваться обычной версией портала [14, 15].

Сложившаяся ситуациями сделала очевидным необходимость выработки единых подходов в понимании веб-доступности с учетом особых образовательных потребностей пользователей. Так в 2007 году Информационный центр ООН в Москве провел семинар «Права инвалидов в России: доступ к электронным средствам коммуникации». По итогам мероприятия было создано неформальное объединение под эгидой Представительства ООН в России - «Группа друзей Конвенции ООН о правах инвалидов». В рамках деятельности «Группы друзей» был осуществлен перевод на русский язык нескольких важных документов, разработок и материалов по проблеме доступности информационных ресурсов. В качестве примера можно привести перевод главного международного стандарта «Руководства по обеспечению доступности веб-контента, версия 2.0» (WCAG 2.0) [16, 17]. Таким образом, авторизованная российским отделением веб-консорциума W3C русская версия «Руководства» является признанным стандартом для Рунет.

Руководствуясь положениями данного документа в 2017 году экспертами в области обеспечения веб-контента (WCAG) 2.0. и было проведено исследование по ключевым сферам: сайты государственных учреждений; поисковые системы, использующиеся на территории России; банковские услуги; операторы мобильной связи; русскоязычные социальные сети, а также сайты центральных организаций инвалидов. Экспертная оценка показала, что изучаемые сайты не выполняют минимального уровня доступности WCAG 2.0 и не отвечают международным стандартам веб-доступности [14]. Актуальность проблемы и ее недостаточная научно-методологическая проработка побудили педагогическое сообщество акцентировать внимание на вопросах информационной доступности инклюзивных образовательных организаций. В настоящее время достаточно подробно изучены подходы и принципы обеспечения доступности Интернет ресурсов для незрячих пользователей. Представлены работы, касающиеся отдельных образовательных программ или электронных курсов. Имеются публикации в области универсального дизайна сайтов для конкретной нозологической группы [1, 2, 19, 20, 21]. Однако исследований, включающих комплексный анализ веб-доступности сайтов вузов представлен недостаточно. В связи с этим авторы статьи предприняли попытку проанализировать данную проблему на примеры высших школ ПФО.

МЕТОДОЛОГИЯ

Актуальность и весомая практическая значимость информационной открытости инклюзивного высшего

Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna pedagogical

WEB ACCESSIBILITY AS A COMPONENT OF INCLUSIVE ... sciences

образования позволили определить цель исследования -проанализировать веб-доступность официальных сайтов вузов ПФО для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В качестве объектов исследования были выбраны высшие школы различных профилей подготовки. Из них 10 педагогических университетов, 5 институтов культуры и 10 технических университетов. Основу экспериментальной работы составил разработанный оценочный лист, позволяющий проанализировать полноту, качество, актуальность и доступность информации для лиц с ограничениями по здоровью по вопросам получения инклюзивного высшего образования. В ходе изучения учитывалось удобство пользования сайтом для различных нозологических групп. Для систематизации полученных сведений оценочный лист был разработан с учетом следующих критериев:

1. Наличие на сайте образовательной организации раздела для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

2. Содержание раздела для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

3. Удобство пользования сайтом образовательной организации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

4. Наличие на сайте образовательной организации раздела о профориентации и трудоустройства в системе высшего инклюзивного образования

5. Наличие на сайте образовательной организации информации об имеющихся ТСО для обучающихся с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата. 6. Наличие на сайте образовательной организации информации о предоставлении ассистента обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью

7. Наличие на сайте образовательной организации информации о создании толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью

8. Наличие на сайте образовательной организации информации о специальной квоте для поступающих с ОВЗ и инвалидностью

9. Наличие на сайте образовательной организации информации о социальных льготах и пособиях, предоставляемых обучающимся с ОВЗ и инвалидностью

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ сайтов образовательных организаций свидетельствует о том, что часть вузов не размещают на своих главных страницах в полном объеме информацию, касающуюся специфики получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. В ряде случаев доступ к этим сведениям можно считать труднодоступным. Специальный раздел для лиц, имеющих ограничения по здоровью, можно беспрепятственно найти на главной станице сайта без дополнительных усилий со стороны пользователей у 60% институтов культуры и педагогических университетов, а также у 10% политехнических высших учебных заведений. Поиск соответствующего раздела требует значительных временных затрат, и он труднодоступен для данной категории обучающихся у 40% сайтов институтов культуры и педуниверситетов, и 90% вузов технической направленности. Эти данные свидетельствуют о необходимости приведения в соответствии официальных информационных ресурсов с постановлением от 17 мая 2017 года №575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [22].

Нормативный документ не предписывает разработку отдельного раздела для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Он чаще всего создается по инициативе вуза для удобства пользователей, объединяя в себе все необходимую и актуальную для них информацию. Однако вышеупомянутое постановление четко регламентирует важность предоставления информации о содержании и условиях обучения для граждан, имеющих особые образовательные потребности. Среди основополагающих требований 126

к доступному и качественному образованию для этой категории обучающихся относится реализация адаптированных образовательных программ (АОП). Информация о них для различных нозологических групп по формам обучения и направлениям подготовки содержится только у 60% институтов культуры, 50% педагогических 30% политехнических университетов. В остальных случаях встречаются упоминания о положении об АОП, но без конкретизации содержания.

Особое внимание в процессе обучения по АОП должно уделяться порядку освоения курса «физическая культура». Образовательный процесс по данной дисциплине осуществляется в 70% вузов технического профиля и в 60% институтов культуры и педагогических университетов на основании индивидуальной программы реабилитации, с учётом особенностей заболевания и психофизического развития каждого обучающегося. В остальных случаях вузами не в достаточной мере реализуется Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» статья 31. Согласно документу, адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [23].

Наиболее полно на всех анализируемых сайтах представлена информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Описаны условия, место проведения, временные и пространственные требования к процедуре экзамена. Подробно представлены технические средства с учетом нозологического статуса абитуриента и дополнительные требования по форме сдачи вступительных испытаний.

Детально всеми вузами региона представлена информация об особенностях проведения аттестационных процедур для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Для осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учётом индивидуальных психофизических особенностей.

Показательным в плане доступности высшего образования является открытость сведений о специальной квоте для поступающих и наличии социальных льгот и пособий. Эти данные крайне востребованы среди обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, но на сайтах вузов они представлены избирательно. Так информация о квотировании мест доступна у 100% институтов культуры, педагогических и политехнических университетов, а вопросы льгот и пособий освещаются только в 20% случаев.

Немаловажным является и наличие информации о местах прохождения практики для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учётом требований к их доступности. На сайте институтов и университетов представлена информация о наличии договоров на прохождение всех видов практики для реализуемых направлений и специальностей.

Информацию о возможности освоения дополнительных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся предоставляют на своих информационных ресурсах 40% педвузов и 100% политехнических университетов. К сожалению, официальные источники институтов культуры не информируют обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по данному вопросу.

Доступность инклюзивного высшего образования в различных его формах предполагает наличие возможности лицам с ОВЗ и инвалидностью обучаться в дистанционном формате. Информация о программах дис-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

танционного обучения для данной категории студентов размещена на 40% официальных сайтов институтов культуры, 50% педагогических университетов и в 100% случав вузов политехнического профиля. Учебный процесс этих вузов обеспечивается сочетанием on-line и offline технологий.

Не маловажное значение при выборе образовательной программы обучающимися с ОВЗ и инвалидности имеет перспективы трудоустройства по специальности. Эти возможности считаются одними из показателей результативности и конкурентоспособности инклюзивного вуза. Информированность обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по данному вопросу является важным компонентом инклюзивного высшего образования. Возможность получить подобную информацию могут пользователи 100% официальных сайтов политехнических вузов, 80% институтов культуры и 60% педагогических университетов. В основном образовательные организации предоставляют только программы содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов, и лиц с ОВЗ.

Информация о созданных в вузе специальных условиях обучения представлена достаточно полно большинством респондентов. 100% институтов культуры и политехнических университетов сообщают о наличии безбарьерной среды в организациях и на прилегающей к ним территории для обучающихся с нарушением зрения, с нарушением слуха и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Педагогические университеты в 70% случаев предоставляют детальную информацию по доступной среде для всех нозологических групп. Остальные сайты содержат общее описание архитектурной доступности без конкретизации по нозологиям. Аналогичная картина наблюдается при сборе данных о специально оборудованных аудиториях, библиотеках, санитарно-технических помещениях и местах общего пользования.

При описании материально-технической базы и ТСО 80% изучаемых сайтов высших школ ПФО, руководствуются п. 5 «Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн). На сайтах подробно описывается наличествующее учебное оборудование и компьютерная техника со специальным программным обеспечением. На информационных ресурсах остальных вузов данная информация представлена, но она носит фрагментарный характер. Также на сайте всех институтов культуры 80% педагогических вузов и 30% политехнических университетов содержатся сведения о предоставлении ассистента обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью. Информация на сайте о наличии в образовательной организации медицинского кабинета была обнаружена в 80% институтов культуры, 70% технических университетов и 50% вузов педагогического профиля. Представленные документы свидетельствуют, что медицинская помощь осуществляется в здравпункте и в клиниках города в соответствии с договором на медицинское обслуживание студентов.

Наличие вышеописанной инфраструктуры является недостаточным при построении эффективной модели инклюзивного вуза без создания толерантной социокультурной среды и движения волонтеров. Этот показатель демонстрирует двойственную ситуацию, сложившуюся в высших школах региона. Все образовательные организации в той или иной мере заявляют о становлении этих инструментов инклюзии. Однако только в 40% институтов культуры, 70% вузов педагогической и технической направленности приводят конкретные мероприятия, заявляют о наличии волонтерских отрядов, их миссии и направлениях работы.

С формальной точки зрения важным показателем веб-доступности является критерий удобства работы с сайтом с учетом особых образовательных потребностей

пользователей. Обязательным показателем выполнения данного требования считается наличие на сайте образовательной организации кнопки перехода на адаптированную Web версию для слабовидящих. Возможность воспользоваться этой услугой предоставляют все вузы ПФО. Различия среди них состоят только в размере и месте расположения этой кнопки. В качественном отношении переход на Web-версию у 16% официальных сайтов позволял изменить цвет, шрифт, отключить флэш-изображения. Наличие на сайте образовательной организации адаптированной версии для слепых пользователей вызывает наибольшие трудности. Обнаружено отсутствие возможности доступа с использованием синтезаторов речи и дублирование нетекстовой информации в 80 % случаев.

Для оперативного и удобного доступа к информационному ресурсу особые требования предъявляются к адекватному объему контента (не более 15 ссылок на странице). Анализ данного показателя веб-доступности позволяет констатировать, у 40% сайтов институтов культуры, 80% технических университетов и 30% педагогических вузов не перегружены ссылками на дополнительные страницы (не более 12). Для удобства пользования ресурсом под каждой ссылкой располагается небольшая аннотация, облегчающая работу при поиске лицам с ОВЗ и инвалидностью. Степень актуальности, систематичность обновления информации о текущих событиях и наличие архива информации о прошедших мероприятиях в полной мере представлена на всех сайтах образовательных организаций. Отмечается единообразие и определенная корпоративная стилистика ее оформления, присутствует разграничение на текущие события, предстоящие и прошедшие.

ВЫВОДЫ

Аналитический обзор нормативно-правовой базы и литературных источников позволяет констатировать, что в настоящее время сложились предпосылки для создания доступной информационной среды для всех групп населения. На законодательном уровне в РФ активно решаются вопросы веб-доступности. На уровне экспертного сообщества, технических разработчиков и заказчиков интернет-ресурсов наблюдается заинтересованность в расширении границ информационной доступности. Крайне востребованным решение данной проблемы является и для самих пользователей, имеющих ограничения по здоровью. Сложились оптимальные условия для приведения сайтов социально значимых организаций к требованиям веб-доступности с последующим систематическим их тестированием. К сожалению, доступность сайтов коммерческих организаций находится на стадии начального становления в силу того, что владельцы фирм и компаний редко рассматривают граждан, имеющих ограничения по здоровью как потенциальных покупателей или работников [24].

Экспериментальный анализ официальных сайтов вузов ПФО свидетельствует о том, что ключевые позиции по организации и содержанию обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью представлены достаточно полно. Развернуто описаны специальные условия получения образования и технические средства обучения в соответствии с требованиями законодательства. Однако информация о создании в вузе толерантной социокультурной среды носит фрагментарный характер. Необходимо активизировать работу по совершенствованию механизмов и технических возможностей, обеспечивающих удобство пользования сайтом с учетом нозологического статуса обучающегося.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Файзрахманов Р. Р. Новый подход к обеспечению веб-доступности для незрячих пользователей на основе улучшения навигационных характеристик веб-страниц //Инженерный вестник дона. 2012. №4-2 (23). С. 87

2. Косова Е. А., Халипова М. Ю. Анализ веб-доступности открытых онлайн-курсов по математическим дисциплинам //Высшее образование в России. 2019. Т. 28 №10. С.157-166.

Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna WEB ACCESSIBILITY AS A COMPONENT OF INCLUSIVE ..

3. Руководство по созданию доступного веб-контента. Версия

I.0. Приемы CSS [Электронный ресурс]. URL: http://tiflocomp.ru/docs/ wcag10_css.php (дата обращения: 10.11.2019).

4. Руководство по обеспечению общедоступности веб-контента, версия 2.0 (WCAG 2.0). W3C, 2008, русская версия [Электронный ресурс]. URL: https://www.w3.org/Translations/WCAG20-ru/WCAG20-ru-20130220/ (дата обращения: 10.11.2019).

5. Corrections to the Information and Communication Technology (ICT) Final Standards and Guidelines// UNITED STATES ACCESS BOARD Advancing Full Access and Inclusion for All [Электронный ресурс]. URL: https://www.access-board.gov/guidelines-and-standards/communi-cations-and-it/about-the-ict-refresh/corrections-to-the-ict-final-rule (дата обращения: 11.11.2019).

6. Final Rule Updating the ICT Standards and Guidelines // UNITED STATES ACCESS BOARD Advancing Full Access and Inclusion for All [Электронный ресурс]. URL: https://www.access-board.gov/guide-lines-and-standards/communications-and-it/about-the-ict-refresh/fi-nal-rule (дата обращения: 11.11.2019).

7. Конвенция ООН о правах инвалидов, принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf (дата обращения: 11.11.2019).

8. Accessibilitá siti web [Электронный ресурс]. URL: https://www. agid.gov.it/it/design-servizi/accessibilita-siti-web (дата обращения: 10.11.2019).

9. New IT Reform Strategy / IT Strategic Headquarters. — 2006. — 73с. [Электронный ресурс]. URL: http://japan.kantei.go.jp/policy/it/ ITstrategy2006.pdf (дата обращения: 21.10.2019).

10. Equality Act 2010: guidance [Электронный ресурс]. URL: http:// https://www.gov.uk/guidance/equality-act-2010-guidance (дата обращения: 21.10.2019).

11. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Сравнительный анализ развития системы инклюзивного высшего образования в России и Германии Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-6. С. 329-336.

12. http://www.dakks.de/ - официальный сайт Органа по аккредитации Германии (руководство Информационно-консультационного центра Национального общества содействия студентам для экспертов аккредитационных агентств).

13. Accessibilitá siti web [Электронный ресурс]. URL: https://www. agid.gov.it/it/design-servizi/accessibilita-siti-web (дата обращения: 10.11.2019).

14. Ильин В.С., Могильников И.А. Исследование доступности рунета в 2017 году //Новая наука: техника и технологии. — 2017. — №1. С.48-51.

15. Любимов А.А., Новичков Д.Ю. Исследование обеспечения доступности интернет-ресурсов Рунета для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), М.: НП Культурный центр «Без Границ», 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://perspektiva-inva.ru/ userfiles/download/Accessibility_of_Runet_2013.pdf (дата обращения:

II.11.2019).

16. Руководство по обеспечению общедоступности веб-контента, версия 2.0 (WCAG 2.0). W3C, 2008, русская версия [Электронный ресурс]. URL: https://www.w3.org/Translations/WCAG20-ru/WCAG20-ru-20130220/ (дата обращения: 10.11.2019).

17. ГОСТР 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению [Электронный ресурс] URL: http://docs. cntd.ru/document/1200103663 (дата обращения: 12.11.2019).

18. Приказ Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 (ред. от 29.11.2016) «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 N 15949) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_96333/(дата обращения: 12.11.2019).

19. Груздева М.Л.. Зайцева С. А. Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании//Вестник Мининского университета. 2014. №4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Демчук А.В. Экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 66-69.

21. Михальчи Е.В. Применение скрининг-методик для оценки психофизического состояния студентов в инклюзивных группах // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 66-71.

22. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2017 г. № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

23. Федеральный закон. от 04.12.2007N329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

24. Ольхина Е. А., Медведева Е. Ю., Дмитриева Е. Е., Каштанова С. Н., Кудрявцев В. А. Работодатели о трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: мнения и факты// Перспективы науки и образования. 2019. №4. С. 377-392.

Статья поступила в редакцию 17.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.