Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Дадьянова И.Б. — Веб-дизайн в профессиональной деятельности графического дизайнера // Человек и культура. - 2023. - № 3. DOI: 10.25136/2409-8744.2023.3.40574 EDN: RTMRZO URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=40574
Веб-дизайн в профессиональной деятельности графического дизайнера
Дадьянова Ирина Борисовна
кандидат социологических наук
доцент, кафедра информационных технологий и компьютерного дизайна, Санкт-Петербургский
государственный университет культуры
191028, Россия, г. Санкт Петербург, ул. Моховая, 14, кв. 32 И [email protected]
Статья из рубрики "Архитектура и дизайн"
DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40574
EDN:
RTMRZO
Дата направления статьи в редакцию:
25-04-2023
Аннотация: Предметом исследования является веб-дизайн в профессиональной деятельности графических дизайнеров, комплексный анализ данной отрасли дизайна, ее особенности, проблемы и специфика. Проанализирован процесс проектирования вебсайта с точки зрения его этапов. Рассмотрен феномен веб-дизайна через призму профессиональной деятельности дизайнера как специалиста по художественному проектированию внешнего вида различных элементов среды. Выявлены особенности преподавания дисциплины "Веб-дизайн" в сфере высшего образования. В ходе исследования были использованы общелогические методы (анализ и синтез, дедукция и индукция). Также были задействованы методы систематизации научных знаний -типология и классификация. Научная новизна исследования заключается в попытке выработать основные принципы концепции веб-дизайна, которые бы учитывали и творческую, и техническую составляющую обсуждаемой сферы дизайна. В результате исследования были выделены специфические характеристики веб-дизайна, рассмотрен пул художественных навыков и технологий, которыми необходимо овладеть веб-дизайнеру, процесс проектирования веб-сайта. Также был проанализирован образовательный аспект подготовки веб-дизайнеров, раскрывающийся в возможности
сочетать культурную, художественную и техническую подготовку в процессе обучения графического дизайнера, позволяющий в дальнейшей профессиональной деятельности ориентироваться в постоянно изменяющихся тенденциях дизайна и быть подкованным в плане современных информационных технологий.
Ключевые слова:
веб-дизайн, дизайн, дизайн интерфейсов, визуальная культура, веб-технологии, и н ф о гр а ф и ка , в е б -а н и м а ци я , информационные технологии, проектирование,
графический дизайн
Современное общество характеризуется внедрением информационно-коммуникативных технологий во все сферы деятельности. Появление и развитие сети Интернет радикальным образом изменило способы взаимодействия людей и осуществления профессиональной деятельности. Изначально разрабатываемая в качестве средства обмена военной и научной информацией, сеть Интернет постепенно превратилась в универсальное средство коммуникации, задействованное в сферах экономики, политики, науки, образования, досуга и проч. Результатом этих процессов становятся постоянно растущие потребности рынка труда в представителях новых профессий (веб-дизайнеров, веб-разработчиков), которые в состоянии создавать, обслуживать, продвигать различные интернет-ресурсы.
Очевидно, что на текущий момент времени любой проект (от создания упаковки нового продукта до разработки веб-сайта) включает в себя дизайн как обязательную составную часть. В научной литературе дизайн определяется как «вид художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни человека, основанной на функциональных началах» [11, с-61.
Исходя из специфики своей профессиональной деятельности, дизайнеру приходится задействовать широкий спектр средств в процессе проектирования - и функциональный анализ, и композиционное формообразование, и стилеобразование, и техническое конструирование. На современном этапе общественного развития, используемые проектные средства целиком и полностью определяются уровнем понимания практикующим специалистом структуры предметного мира, устройства сферы коммуникаций и информационных технологий. Таким образом, фундаментом профессиональной деятельности современного дизайнера являются творческая составляющая, практические навыки, знания сфер культуры и искусства, владение современными информационными технологиями.
Предметом данного исследования выступает веб-дизайн в профессиональной деятельности графических дизайнеров, комплексный анализ данной отрасли дизайна, ее особенности, проблемы и специфика. Цель исследования выделение особенностей веб-дизайна как отдельной сферы деятельности графического дизайнера. К основным задачам исследования можно отнести, во-первых, определение понятия "веб-дизайн"; во-вторых, выделение ключевых задач деятельности веб-дизайнера, необходимых художественных и технических навыков; в-третьих, анализ особенностей преподавания дисциплины "Веб-дизайн" в сфере высшего образования.
В ходе исследования были использованы как общелогические методы исследования
(анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение), так и методы систематизации научных знаний - классификация и типологизация.
Практическое приложение результатов исследования реализуется автором в рамках преподавания вузовских дисциплин «Веб-дизайн», «Интернет-технологии», «Программные средства создания веб-приложений» для студентов направления подготовки «Графический дизайн».
Что касается степени изученности проблемы, то в отечественной научной литературе широким кругом авторов, среди которых Г.Н. Лола, В.А. Луков, А.А. Останин, И.А. Розенсон, В.В. Чижиков, формулируется понятие дизайна и его места в пространстве современной культуры, что дает возможность осуществить первоначальный анализ сущности веб-дизайна как одной из разновидностей дизайна. Значительный вклад в формулирование целостной концепции веб-дизайна внесли Г.П. Блуднов и Д.В. Бородаев. Также определенный интерес вызывают разработки практикующих веб-дизайнеров, таких как Д. Кирсанов, А. Лебедев, Ю. Сырых.
Среди зарубежных авторов можно выделить Д.Д. Гарретта, К. Голомбински, К. Клонингера, С. Круга, П. Макнейла, Д.С. Макфарланда, П. Морвиля, Я. Нильсена, Р. Хагена как внесших наибольший вклад в разработку темы веб-дизайна. Однако, как правило, эти работы, в большей степени, сосредоточены на технической стороне вопроса.
На текущий момент, веб-дизайн признан одной из самых интенсивно развивающихся сфер цифрового дизайна. Под "веб-дизайном" понимают вид графического дизайна, основной целью которого является разработка и оформление веб-сайтов (структурных единиц сети Интернет). Главной целью веб-дизайна выступает удовлетворение практических потребностей Интернет-пользователей в информации разного рода и обеспечение достойного уровня визуального оформления сайта. Такая трактовка позволяет отделить веб-дизайн от веб-программирования, выделить специфические черты деятельности веб-дизайнера и определить веб-дизайн как особый отдельный вид графического дизайна.
Основными задачами веб-дизайнера выступают разработка и визуализация структуры сайта, разработка концепции визуального оформления сайта, преподнесение контента в удобной и доступной форме, детальная проработка элементов интерфейса (логотипа и название проекта, пунктов меню, иконок, гиперссылок, области нижнего колонтитула или
футера). -t16—с'52]. Особенностью профессиональной деятельности веб-дизайнера является то, что для веб-проектирования ему необходимо владеть как базовыми художественными навыками по композиции, цветоведению, инфографике, стилеобразование, дизайн-проектированию, так демонстрировать серьезный уровень владения современными информационными технологиями - графическими пакетами Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Corel Draw, а также широким спектром веб-технологий (HTML, CSS, JavaScript, JQuery и проч.). Только владение обоими компонентами веб-дизайна - художественным и техническим - позволяет проектировать сетевые информационные ресурсы на достойном уровне.
В сегодняшних условиях, отмечается повышенный интерес к веб-дизайну в сфере высшего образования. Роли веб-дизайна в профессиональной подготовке дизайнеров придается особое значение, поскольку веб-дизайн имеет междисциплинарные связи с различными дисциплинами графического дизайна, как практическими, так и теоретическими. При этом, веб-дизайн требует изучения большого объема технической
информации и различных современных информационных технологий, что и формирует основную проблему при освоении веб-дизайна графическими дизайнерами.
Один из российских исследователей, предпринявших попытку обосновать необходимость включения дисциплины «Веб-дизайн» в программу обучения студентов направления
«Дизайн», был Г.П.Блуднов ^.В своей работе Блуднов отмечает, что именно графические дизайнеры являются наиболее перспективными специалистами, претендующими на роль веб-дизайнеров, так как они обучаются основам композиции, компьютерному дизайну, основам инфографики и типографики - дисциплинам, формирующим базу для освоения веб-дизайна. Также автор предложил собственную методику обучения студентов, основывающуюся на использовании специализированного программного обеспечения.
В связи с развитием информационного общества, к системе высшего образования, в целом и к системе дизайн-образования, в частности, предъявляются новые требования: обеспечение увеличение уровня владения современными информационными технологиями, в том числе, и веб-технологиями. Веб-дизайн постепенно становится неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки графического дизайнера. По этой причине возникает необходимость разработки и совершенствования методик обучения студентов веб-дизайну, в связи с постоянными технологическим изменениями в этой сфере для обеспечения профессиональной востребованности выпускников на рынке труда.
Определенные сложности, существующие в процессе обучения студентов данной дисциплине в вузах, базируются на противоположных взглядах на область профессиональной принадлежности веб-дизайна. С одной стороны, бытует мнение о том, что веб-сайт целиком и полностью является объектом графического дизайна. С другой стороны, веб-дизайн и графический дизайн рассматриваются как разные виды профессиональной деятельности 124Д.
Существует точка зрения, утверждающая, что графический и веб-дизайн являются
взаимозаменяемыми сферами деятельности Действительно, оба направления основываются на общих дисциплинах, таких как композиция, колористика, типографика, дизайн-проектирование. Также, помимо знания художественных дисциплин, и графический дизайн, и веб-дизайн требуют владения широким спектром специализированного программного обеспечения, например, графическими редакторами. Однако, несмотря на эти схожие характеристики, имеется ряд принципиально важных различий как в техническом аспекте, так и в творческом.
Отметим, что веб-дизайнер является специалистом в области компьютерных технологий, основная цель которого разрабатывать структуру и интерфейс веб-сайта, продумывать систему навигации, разрабатывать элементы интерфейса, продумывать способы интеграции фирменного стиля компании во внешний вид сайта. Помимо работы над интерфейсом сайта, веб-дизайнер должен обдумывать способы оптимизации веб-сайта с целью уменьшения времени загрузки веб-страниц, а также обеспечить приемлемый уровень юзабилити сайта (удобства его использования).
В соответствии с этой точкой зрения, веб-дизайнер занимается только разработкой графических элементов интерфейса, а вопросы верстки веб-страниц, программирования анимационных эффектов, разработка функционала сайта делегируется техническим специалистам.
Согласно второй позиции веб-дизайнер задействует в своей работе не только навыки графического дизайнера, но и технические знания языка гипертекстовой разметки HTML, каскадных таблиц стилей CSS, языка веб-программирования JavaScript, различных библиотек анимационных эффектов (JQuery), систем управления контентом сайта. В данном случае, процесс создания сайта рассматривается как состоящий из графического оформления, формирования удобной структуры и его технической разработки. По мнению автора, данный поход более соответствует современным тенденциях развития рынка труда и позволяет будущему специалисту быть более конкурентоспособным в своей профессиональной деятельности.
Что касается визуального оформления веб-сайта, то к нему предъявляются довольно высокие требования. Так, Т.Ю. Китаевская определяет визуальный стиль веб-сайта как систему элементов, призванную обеспечить целостное восприятие сайта и его отдельных
веб-страниц ^—с'569]. В веб-дизайне также существуют требования к стилевому единообразию, логическому и эстетическому сочетанию форм, шрифтов и цветов. Также важное значение в веб-проектировании имеет поиск композиционного решения и грамотное размещение текстовых блоков, элементов навигации, изображений.
Ключевые этапы разработки веб-сайта включают в себя этап целеполагания, сбора и анализа информации, разработку идеи дизайна веб-сайта, верстку макетов с использованием языков веб-программирования, этап тестирования и отладки сайта, его
продвижение в сети Интернет и социальных сетях [15, с' 137]
Самый первый этап заключается в определении цели Интернет-проекта. Этот этап крайне важен, поскольку от правильности его выполнения будет зависеть успех всей дальнейшей работы.
Дальше следует этап сбора достижения поставленных потенциальной аудитории, анализ и выявление конкуре
и анализа информации для оп целей. Данный этап также анализ конкурентов, анализ нтных преимуществ компании.
ределения оптимального пути включает в себя анализ динамики развития сферы,
После сбора и анализа информации наступает этап разработки идеи дизайна, основанной на данных предварительного анализа и пожеланиях заказчика. Далее следует этап проектирования дизайна веб-сайта, включающий разработку структуры сайта, разработку системы навигации, окончательное проектирование интерфейса.
На основе разработанного дизайна осуществляется верстка макетов и использованием языков веб-программирования HTML и CSS. После этого происходит интеграция сверстанных веб-страниц с системой управления сайтом (CMS) и настройка возможностей администрирования сайта собственными силами заказчика.
Следующим этапом разработки сайта является тестирование и отладка сайта, согласование с заказчиком последних деталей и доработок. Далее организуется обучение сотрудников компании принципам работы в системе управления сайтом, а также дальнейшие консультации в процессе эксплуатации веб-сайта.
Завершающий этап работы над сайтом - это его продвижения в поисковых системах для повышения осведомленности целевой аудитории о товарах и услугах, предлагаемых компанией посредством веб-сайта, популяризации рекламируемого ресурса, налаживания потока целевой аудитории.
Процесс проектирования веб-сайтов требует серьезного изучения аналогов, знания
механизмов построения модульных сеток, визуальных тенденций в веб-дизайне, основ разработки сценариев пользовательского взаимодействия с интерфейсом сайта. На этапе эскизирования дизайнер осуществляет разработку модульной сетки с учетом требований адаптивного дизайна интерфейса (интерфейса, умеющего подстраиваться под размеры экрана различных устройств - компьютера, ноутбука, планшета, смартфона). Далее дизайнеру необходимо разработать визуальную концепцию оформления веб-сайта - выработать стиль оформления, создать композицию размещения элементов интерфейса, цвето-графическое решение. На стадии визуального проектирования интерфейса веб-сайта дизайнер объединяет все элементы в единое целое, размещает их в определенном порядке, совершает выбор цветовой палитры, шрифтов, ведущего стиля оформления, проверяет соответствие макета определенным нормам и требованиям к графическим интерфейсам веб-страниц.
В современном информационном обществе все более настоятельной становится потребность в новых формах представления информации и способах обучения,
основанным на визуализации информации [9, с-111. в связи с этим, широкое развитие получила такая область коммуникативного дизайна, как инфографика. В основе инфографических методов представления информации лежит требование четкого и структурированного преподнесения сложной информации до аудитории. В качестве средств инфографики могут выступать изображения, диаграммы и графики, таблицы, карты, блок-схемы, списки. Значимой задачей, которую решает инфографика, является представление данных, фактов и знаний с привлечением средств визуальной коммуникации. Также, инфографика применяется для решения следующих дополнительных задач: наглядное пояснение трудного для восприятия материала, организация информации, представленной в больших объемах, расставление акцентов внутри графического сообщения.
Помимо традиционной статичной графики, в последние годы все большее распространение получает использование анимированной графики в структуре вебсайта. Под анимацией понимаются изменения различных характеристик объектов в рамках ограниченного временного отрезка в ответ на какое-либо событие или действие пользователя. Характеристики, подвергающиеся изменениям, могут включать местоположение объекта на веб-странице, его масштаб, форму, цвет, прозрачность и так далее.
Технологии создания анимации для веб-сайтов, на сегодняшний день, довольно разнообразны. Самыми широко распространёнными являются CSS (каскадные таблицы стилей) третьего поколения и язык веб-программирования JavaScript.
Каскадные таблицы стилей позволяют создавать разнообразные анимированные переходы между различными состояниями свойств объектов. Главным достоинством анимаций, созданных при помощи технологии каскадных таблиц стилей, является высокая производительность, обусловленная отсутствием потребности в подключении внешних библиотек визуальных эффектов И61.
Однако, анимации, реализующиеся одновременно на одной веб-странице и следующие сложному сценарию, разработать на основе CSS нельзя. В таком случае, необходимо привлекать язык веб-программирования JavaScript, который содержит отдельные функциональные возможности для разработки анимационных эффектов. Также, часто при разработке веб-анимации привлекаются различные библиотеки визуальных эффектов, например, JQuery I201.
Следующая популярная технология создания веб-анимаций - это графика, созданная в формате SVG, масштабируемая векторная графика. Графические элементы, созданные при помощи SVG, можно анимировать как средствами JavaScript и CSS, так и с применением встроенного в формат SVG языка программирования SMIL [21, с-2211.
Главными достоинствами применения анимированной графики при создании сайтов являются динамичность и подвижность элементов веб-интерфейса, расстановка визуальных акцентов, возможность взаимодействия с пользователем, большая вовлеченность последнего.
В последние десятилетия Интернет-культура стала крайне влиятельной в обществе, во многом определяющей систему ценностей современного человека. Таким образом, веб-дизайн, как визуальная составляющая сети Интернет, воздействует на пользователей, на их мировосприятие и визуальное мышление, их вкусы и эстетическое развитие. Создаваемые современные дизайн-проекты, в том числе и проекты веб-сайтов, имеют своей целью позитивно влиять на уровень визуальной культуры человека, быть привлекательными и удобными в использовании средствами получения новых знаний и реализации своих потребностей. Для графического дизайнера крайне важной является культурная составляющая его профессиональной деятельности, ему приходится быть компетентным и ответственным при выполнении дизайнерских проектов, хорошо ориентироваться в постоянно изменяющихся и вновь возникающих тенденциях дизайна, быть подкованным в плане современных информационных технологий.
Библиография
1. Блуднов Г.П. Веб-дизайн как средство подготовки студентов художественно-графических факультетов: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004. 186 с.
2. Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна. Монография. Хабаровск: «Септима ЛТД», 2006. 288с.
3. Гарретт Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта взаимодействия. СПб.: Символ-Плюс, 2008. - 192 с.
4. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веба и мультимедиа. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 272 с.
5. Дакетт Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов. Москва: Эксмо, 2022. 480 с.
6. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. Издательсво: Литрес, 2017.
7. Китаевская, Т.Ю. Альтернативные стили в веб-дизайне // Вестник Томского государственного универсистете. - 2014. - №2. - С. 569-570.
8. Клонингер К. Свежие стили Web-дизайна: как сделать из вашего сайта «конфетку». Москва: ДМК Пресс, 2019. 252 с.
9. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. СПб: Питер, 2015. 384 с.
10. Круг С. Не заставляйте меня думать. Веб-юзабилити и здравый смысл. 3-е издание. Москва: Эксмо, 2022. 256 с.
11. Лаврентьев, А.Н. История дизайна. Москва: Гардарики, 2007. 303 с.
12. Лебедев А. Ководство. Москва: Студия Артемия Лебедева, 2021. 560 с.
13. Лола Г.Н. Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования. Санкт-Петербург: Береста, 2016. 259 с.
14. Луков В.А., Останин А.А. Дизайн: культурологическая интерпретация. Москва: НИБ, 2005. 180 с.
15. Макнейл П. Веб-дизайн. Идеи, секреты, советы. Санкт-Петербург: «Питер», 2011. 368 с.
16. Макфарланд Д.С. Новая большая книга CSS. СПб.: Питер, 2017. 720 с.
17. Морвиль П., Розенфельд Л. Информационная архитектура в Интернете. 2-е издание. Москва: Символ-Плюс, 2005. 534 с.
18. Мусаева Т.В. Разработка дизайна веб-приложений. Москва: Академия, 2020. 256 с.
19. Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. Москва: Символ-Плюс, 2001. 503 с.
20. Робин Н. Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и HTML5. СПб.: Питер, 2019. 816 с.
21. Робсон Э. Изучаем HTML, XHTML и CSS. СПб.: Питер, 2019. 720 с.
22. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Издательство: Питер, 2013. 256 с.
23. Сырых Ю. Современный веб-дизайн. Настольный и мобильный. Современный веб-дизайн. Настольный и мобильный, 2019. 384 с.
24. Филенко Р.Е. особенности преподавания Web-дизайна студентам отделения дизайна // Актуальные проблемы современного искусства: история, теория, практика: материалы Международной научно-практической конференции / по ред. С.П.Машовец. Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2009. С. 292-294.
25. Чижиков В.В. Дизайн и культура. Москва: МГУКИ, 2006. 361 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Заявленным автором предметом исследования в представленной на рецензирование статье «выступает веб-дизайн в профессиональной деятельности графических дизайнеров». Представляя предмет исследования, автор включает в его область «комплексный анализ данной отрасли дизайна» (метод), а также «ее особенности, проблемы и специфику» (системные элементы заявленного предмета исследования), т. е. в одном предложении формулирует предмет как систему, включающую отдельные элементы, и определяет комплексный метод его рассмотрения.
Дав общее определение дизайна и описав базовый объект веб-дизайна, автор кратко характеризует два подхода российских педагогов к определению профессиональной области веб-дизайна, но не дает им прямой однозначной оценки. Лишь из контекста читателю становится очевидно, что, анализируя системные элементы предмета исследования, автор приводит доводы в пользу сложности и междисциплинарности профессиональной области веб-дизайнера. Вполне логично предположить, что веб-дизайнер, способный выполнять не только графические работы, но и справляться с анимационными и инфографическими задачами, а также функциями визуализации и оптимизации коммуникационных и бизнес-процессов владельца оформляемого сайта, будет более востребован и конкурентоспособен на рынке труда. Собственно, эта позиция находит отражение в итоговом выводе автора («Для графического дизайнера крайне важной является культурная составляющая его профессиональной деятельности, ему приходится быть компетентным и ответственным при выполнении дизайнерских проектов, хорошо ориентироваться в постоянно изменяющихся и вновь возникающих тенденциях дизайна, быть подкованным в плане современных информационных технологий»). Не ясно лишь, почему автор не сформулировал собственную позицию в качестве гипотезы, обозначив два подхода, один из которых явно не соответствует
требованиям времени.
В целом, предмет исследования раскрыт в достаточной степени, хотя отдельные замечания, обуславливающие необходимость доработки статьи, все же есть. Методология исследования самим автором обозначена довольно формально. Автор имплицитно обозначил основной прием, отличающий представленное исследование от иных, определяя предмет исследования. Основным методическим приемом, убедительно доказывающим необходимость формировать широкие профессиональные компетенции при подготовке (образовании) веб-дизайнера, стал в представленном исследовании комплексный анализ отрасли веб-дизайна. Представленный отраслевой подход к педагогическому проектированию перспективной социокультурной ситуации в современных условиях может быть масштабирован абсолютно в любую область профессиональной подготовки. Автору при доработке статьи следует акцентировать внимание читателя на достоинствах такого методического подхода.
Актуальность раскрытой в статье темы обусловлена тем, что современное общество характеризуется внедрением информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизнедеятельности, что радикально изменило способы взаимодействия людей и осуществления профессиональной деятельности. Веб-дизайн в этой связи предстает одной из быстро развивающихся отраслей профессиональной деятельности, поэтому, безусловно, его проблематика достойна освещения в различных аспектах. Научная новизна представленной статьи заключается в убедительном доказательстве необходимости формировать широкие профессиональные компетенции при подготовке (образовании) веб-дизайнера. Поскольку к веб-дизайну сегодня предъявляются все новые и новые требования, не исключено, что только постоянное совершенствование и расширение компетенций дизайнера в этой области может гарантировать его профессиональную востребованность и самореализацию.
Стиль в целом выдержан научный, хотя есть и существенные замечания: 1) необходимо переформулировать безусловное утверждение «Одним из первых исследователей, предпринявших попытку обосновать необходимость включения дисциплины "Веб-дизайн" в программу обучения студентов направления "Дизайн", был Г.П. Блуднов» — это суждение не соответствует действительности, поскольку задачи веб-дизайна и профессиональной подготовки соответствующих специалистов на десятилетие ранее были сформулированы в США, Г.П. Блуднов одним из первых стал исключительно в России; 2) распространенной ошибкой оформления сносок является расположение квадратных скобок после точки: сноска является частью предложения, поскольку завершает мысль автора; 3) следует внимательно вычитать текст на предмет согласованности словосочетаний (например, «... настоятельной становится потребность в новым формах.»), а также наличия пунктуационных ошибок («Согласно второй позиции веб-дизайнер задействует.»); 4) в научном стиле принята уважительная форма использования инициалов перед фамилией упомянутых коллег, противоположное использование инициалов («Так, Китаевская Т.Ю. определяет.») распространено сегодня исключительно в деловом (административно-юридическом) стиле. Структура статьи в целом соответствует логике изложения результатов научного исследования, однако имеет и слабые стороны: 1) совершенно нет обзора зарубежной научной литературы, а ведь именно за рубежом веб-дизайн сформировался и как профессиональная отрасль, и как проблемная область современной педагогики; 2) мало представлено работ за последние 5 лет. Эти недостатки ставят под сомнение степень новизны полученного результата. Целесообразно усилить структуру статьи: 1) хотя бы кратким обзором степени изученности основной проблемы исследования, 2) обсуждением полученного результата с российскими и зарубежными коллегами, позволяющим продемонстрировать авторский вклад в теоретический дискурс.
Библиография крайне скудно отражает чрезвычайно актуальную проблемную область. Научная ценность статьи будет значительнее, если автор раскроет степень изученности проблемы и передовые рубежи специального теоретического дискурса. Оформление в целом соответствует редакционным требованиям: в пункте 3 есть орфографическая описка и стиль оформления отличается от остальных пунктов.
Апелляция к оппонентам в целом корректна, но, по мнению рецензента, крайне бедна. Статья, безусловно, вызовет интерес читательской аудитории журнала «Человек и культура». Хотя рекомендованная рецензентом доработка может значительно усилить её академическое влияние.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Человек и культура» автор представил свою статью «Веб-дизайн в профессиональной деятельности графического дизайнера», в которой проведен анализ процесса визуального оформления веб-сайта и обучения веб-дизайну в сфере высшего образования.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что любой проект от создания упаковки нового продукта до разработки веб-сайта включает в себя дизайн как обязательную составную часть. Как отмечает автор, дизайнеру приходится задействовать широкий спектр средств в процессе проектирования - и функциональный анализ, и композиционное формообразование, и стилеобразование, и техническое конструирование. На современном этапе общественного развития используемые проектные средства целиком и полностью определяются уровнем понимания практикующим специалистом структуры предметного мира, устройства сферы коммуникаций и информационных технологий. Автор определяет фундаментом профессиональной деятельности современного дизайнера творческую составляющую, практические навыки, знания сфер культуры и искусства, владение современными информационными технологиями.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной индустрии веб-дизайн признан одной из самых интенсивно развивающихся сфер цифрового дизайна. Предметом данного исследования выступает веб-дизайн в профессиональной деятельности графических дизайнеров, комплексный анализ данной отрасли дизайна, ее особенности, проблемы и специфика. Цель исследования заключается в выделении особенностей веб-дизайна как отдельной сферы деятельности графического дизайнера. Для достижения цели автором поставлены следующие задачи: определение понятия "веб-дизайн"; выделение ключевых задач деятельности веб-дизайнера, необходимых художественных и технических навыков; анализ особенностей преподавания дисциплины "Веб-дизайн" в сфере высшего образования. В ходе исследования были использованы как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение), так и методы систематизации научных знаний - классификация и типологизация.
Практическое приложение результатов исследования реализуется автором в рамках преподавания вузовских дисциплин «Веб-дизайн», «Интернет-технологии», «Программные средства создания веб-приложений» для студентов направления подготовки «Графический дизайн».
Анализируя степень научной проработанности проблематики, автор приходит к выводу, что изучаемая им тема широко представлена в трудах как отечественных, так и
зарубежных исследователей и практикующих веб-дизайнеров.
Автор определяет веб-дизайн как вид графического дизайна, основной целью которого является разработка и оформление веб-сайтов (структурных единиц сети Интернет). Следовательно, основными задачами веб-дизайнера выступают разработка и визуализация структуры сайта, разработка концепции визуального оформления сайта, преподнесение контента в удобной и доступной форме, детальная проработка элементов интерфейса. Особенностью профессиональной деятельности веб-дизайнера, по мнению автора, является то, что для продуктивной деятельности ему необходимо владеть как базовыми художественными навыками по композиции, цветоведению, инфографике, стилеобразование, дизайн-проектированию, так демонстрировать серьезный уровень владения современными информационными технологиями.
Данные требования, предъявляемые к представителям профессии, не могут не оказывать влияния на процесс обучения веб-дизайну в высших учебных заведениях, поскольку веб-дизайн имеет междисциплинарные связи с различными дисциплинами графического дизайна, как практическими, так и теоретическими. При этом, веб-дизайн требует изучения большого объема технической информации и различных современных информационных технологий, в чем автор и видит основную проблему при освоении веб-дизайна графическими дизайнерами.
Как отмечает автор, к системе высшего образования, в целом и к системе дизайн-образования, в частности, предъявляются новые требования: обеспечение увеличение уровня владения современными информационными технологиями, в том числе, и веб-технологиями. Веб-дизайн постепенно становится неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки графического дизайнера. Автор обозначает необходимость разработки и совершенствования методик обучения студентов веб-дизайну, в связи с постоянными технологическим изменениями в этой сфере для обеспечения профессиональной востребованности выпускников на рынке труда. Определенные сложности, существующие в процессе обучения студентов данной дисциплине в вузах, автор объясняет существующими противоположными взглядами на область профессиональной принадлежности веб-дизайна: с одной стороны, бытует мнение о том, что веб-сайт целиком и полностью является объектом графического дизайна; с другой стороны, веб-дизайн и графический дизайн рассматриваются как разные виды профессиональной деятельности.
Автором детально рассмотрены обе точки зрения и приведено поэтапное описание процесса создания веб-сайта и всех необходимых навыков и знаний технологий, которые требуются современному дизайнеру на каждом этапе.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение потенциала культурной составляющей профессиональной деятельности графического дизайнера представляет несомненный научный и практический культурологический интерес и заслуживает дальнейшего изучения.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиография исследования составила 25 источников, что представляется достаточным для обобщения
и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.