Научная статья на тему 'ВЕБ-ДИЗАЙН ИНФОРМАЦИОННОГО ИЗДАНИЯ: ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ '

ВЕБ-ДИЗАЙН ИНФОРМАЦИОННОГО ИЗДАНИЯ: ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-дизайн / сайт / медиа / сайдбар / адаптивность / web-design / website / media / sidebar / adaptability

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.А. Максимов, С.А. Приловский, А.Н. Городищева

Рассмотрены принципы элементов информационных сайтов, в том числе тех, где публикуется информация о ракетно-космической отрасли. Приведён ряд актуальных трендов, поясняющие ключевые особенности элементов веб-дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION PUBLICATION WEB DESIGN: PRINCIPLES OF AUXILIARY ELEMENTS ADAPTATION

The principles of information sites elements, including those where rocket and space industry information is published, are considered in this article. A number of current trends are presented, explaining the key features of web design elements.

Текст научной работы на тему «ВЕБ-ДИЗАЙН ИНФОРМАЦИОННОГО ИЗДАНИЯ: ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ »

УДК 004.92

ВЕБ-ДИЗАЙН ИНФОРМАЦИОННОГО ИЗДАНИЯ: ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

А. А. Максимов, С. А. Приловский Научный руководитель - А. Н. Городищева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: andrymaxsis@gmail.com

Рассмотрены принципы элементов информационных сайтов, в том числе тех, где публикуется информация о ракетно-космической отрасли. Приведён ряд актуальных трендов, поясняющие ключевые особенности элементов веб-дизайна.

Ключевые слова: веб-дизайн, сайт, медиа, сайдбар, адаптивность.

INFORMATION PUBLICATION WEB DESIGN: PRINCIPLES OF AUXILIARY

ELEMENTS ADAPTATION

A. A. Maximov, S. A. Prilovsky Scientific supervisor - A. N. Gorodishcheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: andrymaxsis@gmail.com

The principles of information sites elements, including those where rocket and space industry information is published, are considered in this article. A number of current trends are presented, explaining the key features of web design elements.

Keywords: web-design, website, media, sidebar, adaptability

Веб-дизайн в начале 2020 года разнится не только по принадлежности к особенностям культуры страны или сообщества, для которого сайт сделан, но и по техническим особенностям основной аудитории, которая будет посещать сайт. Ключевые принципы современного дизайна сайта должны строиться изначально на мобильной версии, а уже далее переходить на «настольную». Почему так происходит? Современный социум — это мобильная среда, где практически у каждого человека есть смартфон и возможность выйти в интернет. Аудитории, заходящей через смартфоны, гораздо больше, чем через иные гаджеты. По последним данным We Are Social и Hootsuite, на мобильные телефоны приходится больше половины времени в интернете — 50,1%. А запросов веб-страниц с мобильных устройств поступает на 53,3%. Если говорить про настольные компьютеры, то всего 44% веб-запросов на них приходится [1].

Дизайн сайтов информационных изданий не становится исключением из правил современности. Изначально «строители» сайтов должны обеспокоиться, как их новости или статьи будут потреблять через смартфоны, а уже далее думать о трафике на компьютеры. Но кроме обзора мобильной и настольной версий сайта также стоит задуматься об адаптивности. Адаптивная вёрстка сайтов — это одна из возможностей не только для комфортного чтения и эстетического наслаждения, но и для вовлеченности пользователей.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

Адаптивность в том числе влияет на глубину просмотра страниц. К этому показателю часто обращаются разработчики и администраторы сайтов при работе с аудиториями. Адаптивная верстка сайта подстраивается под пользовательский гаджет: планшет, смартфон, монитор или ноутбук. Мобильный интерфейс или подстроенный удобный дизайн для настольного компьютера могут оставить пользователя на сайте или увести его на другой. Поисковые системы глобальных компаний имеют свои оценки адаптивности сайтов, а от этого исходят и рейтинги, и ранжирование в поисковой «ленте». Следует также помнить, что в каждом браузере сайт может отображаться иначе, чем задумывалось на макете. Для этого стоит проводить валидность верстки. Чтобы все иконки и текст смотрелся на браузерах однотипно. Является также одним из ключевых факторов и аспект адаптированности сайта по запросу ключевых слов — это влияет на положение сайта в поисковых системах по запросу определенных слов [2].

Кроме адаптивности есть и другие важные особенности дизайна информационных изданий в 2020 году. Следует отметить тенденцию на создание пустых пространств. Таким образом появились блочные дизайны у ведущих информационных агентств России с концепцией «один блок — одно новостное сообщение». ТАСС и МИА «Россия сегодня» оформили свои сайты в достаточно простой и понятный для пользователей дизайн с блочными информационными сообщениями и лентой новостей в компьютерной версии и с лентой новостей в мобильной. Такой способ не только увеличивает нахождение пользователя на сайте, так как его совсем минимально может «сбить» рекламный баннер или «поп-ап», но и улучшает скорость передачи трафика, а это комфорт и удобства пользователя.

Для увеличения нахождения пользователя на сайте также информационные издания добавляют вспомогательные элементы. К такими элементам авторы статьи относят: навигацию, блоки «Лучшие новости», «Интересное» или «Популярное». Джеффри Айзенберг и Брайан Айзенберг в своей книге отмечают: «Каждый шаг в системе навигации, по сути, представляет собой мини-продажу. Предоставьте посетителю простые варианты выбора везде, где только можно. Тогда он быстро осуществит все необходимые шаги и окажется прямо напротив вашего кассового аппарата» [3]. Такие элементы могут находиться в верхней, нижней или боковой части сайта. Отметим, что ключевое место, куда смотрит пользователь на сайте, уже после перехода на новость, — это центр страницы. В этом месте обычно редакторы, администраторы и разработчики размещают ключевую информацию. Такой ход произошёл из газетной верстки, где редакторы отмечают ключевую информацию размером блока, где находится этот материал. Из этого следует, что пользователь чаще всего обращается к материалу в центр экрана, а верхняя и боковые части могут быть редко использованы. Поэтому разработчики и редакторы ставят на боковые панели или, как называют их в профессиональной среде, сайдбары наиболее интересную информацию. Обычно гипотеза у дизайнеров интерфейсов основывается на том, что пользователь должен прочитать информацию в центре экрана, а далее он или уходит с сайта, или переходит по внутренним страницам. Чтобы его завлечь на другую страницу — добавляют на панели вспомогательные элементы. Кроме того, вспомогательные элементы появляться могут не только на боковых или верхних элементах, но и в самом материале. Некоторые информационные издания добавляют в текст ссылки для перехода на другие материалы по данной теме. Гипотеза: журналист может рассказывать про новые больницы в городе, а в текст будет вставлен блок, переводящий пользователя на новости о врачах-героях. Конечно, одной расстановки «якорных» ссылок на материалы недостаточно — следует также прорабатывать ключевые слова и заголовки материалов для завлечения пользователей.

Таким образом, стоит отметить некоторые принципы, формирующие концепцию вспомогательных элементов на сайтах информационных изданий:

1) любой вспомогательный элемент должен быть связан с местом нахождения пользователя, то есть пользователь может быть на странице с материалом — вставляем «якорные» ссылки с завлечением пользователя и переводом его на другие материалы сайта;

2) оформляем вспомогательные элементы над основной страницей с материалом или сбоку от неё, так как пользователь может не дочитать, а сверху или сбоку всегда будут «на глазах» у пользователя;

3) добавляем элементам вовлеченности и особого оформления, чтобы пользователь мог заметить эти материалы;

4) не добавляем большой объем рекламы в данные вспомогательные элементы, так как пользователь может не заметить там навигации на прошлую страницу или переход на подобный материал;

5) соблюдаем стилистику и этичность при оформлении блоков сверху и справа, так как пользователь может уйти с сайта из-за неэтичных высказываний или слишком резких заголовков;

6) определяем для каждой версии сайта (планшет, компьютер и смартфон) сценарий переходов пользователей, так как без построения «дорожной карты» и полного понимания переходов типичного представителя аудитории сайта — пользователи будут уходить или переходить не на те материалы, которые следовали по заданной цели;

7) предлагаем пользователю выбор, так как он может интересоваться сразу несколькими вещами или событиями (спорт и культура или культура и питание);

8) добавляем к материалам графические файлы, так как пользователь может пролистать сайдбар, когда там расположен один только текст;

9) выделяем ключевые особенности материалов или категорируем заголовками, так как пользователь может не заметить один объемный блок материалов или подумать, что там только информация на одну тематику;

10) определяем актуальность, так как информация, расположенная на вспомогательных элементах, может быть не особо актуальной в данный момент для пользователя. Данный принцип охватывает материалы не только особенностью дат, но и сезонностью. Материал может быть написан и ранее, но он должен быть актуален в данный момент для пользователя определенной аудитории.

Из этого следует, что при разработке сайтов для информационных изданий разработчики и заказчики должны предусматривать такие вспомогательные элементы, так как с ними глубина нахождения пользователя на сайте увеличивается, а также увеличивается одновременное нахождение пользователей на сайте. Что является одним из ключевых показателей для рекламодателей.

Библиографические ссылки

1. Digital 2020 Global Overview Report [Электронный ресурс] URL: https://wearesocial.com/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use-social-media (дата обращения: 01.05.2020).

2. Муращенков С. В, Лабзина И. А, Трошина С. Г. Визуальная составляющая интернет-издания как фактор его позиционирования и продвижения // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-sostavlyayuschaya-internet-izdaniya-kak-faktor-ego-pozitsionirovaniya-i-prodvizheniya (дата обращения: 05.05.2020).

3. Айзенберг, Д. Айзенберг Б. Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 233 с.

© Максимов А. А., Приловский С. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.