Дун Хуэй
Студент, Цицикарский университет.
Вдохновение превосходной китайской «семейной культуры» для современного семейного воспитания
Исследование осуществлено при финансовой поддержке «Научный фонд отдела образования провинции Хэйлунцзян (платформенный проект)». проект № 130211121151».
I. «Семейная культура», пронизывающая традиционное китайское семейное воспитание
С древних времен слово «семья» занимает важное место в сердцах китайского народа. «Обустройство и создание дома», «если в семье царит мир, то все процветает», каждое слово - это воплощение надежд нации на лучший дом. «Воссоединение семьи», «письмо из дома стоит десять тысяч золотых», каждое слово наполнено прекрасной надеждой и бесконечной тоской китайцев по дому. На протяжении тысячелетий литераторы и писатели восхваляли дом, странники тосковали по нему, а миллионы людей защищали его. Для китайцев «дом» - это не только место для тела, но и место для души. Он коренится в браке, кровных связях и заботе, питается привязанностью и моралью, связан семейными правилами и дисциплиной, формируя традиционную китайскую «семейную культуру». С момента своего возникновения «семейная культура» была в центре древнекитайского семейного воспитания и стала ядром философии семейного воспитания. От «Книги заповедей» Чжугэ Ляна в период Троецарствия до «Семейной проповеди Яня» Янь Чжитуя в период Северной и Южной династий и до «Семейной проповеди» Чжу Цзы в период династии Цин - все это отражение, развитие и передача «семейной культуры». Культура семьи обогащалась и развивалась на протяжении династий и поколений и всегда влияла на модель семейного воспитания в Китае. В долгой истории мира китайская семейная культура сыграла незаменимую роль в поддержании отдельных семей и в управлении нацией.
II. Развитие семейного образования в Китае и существующие проблемы
После начала политики реформ и открытости, по мере развития китайской экономики система образования и философия в Китае претерпели изменения. В контексте образования, нацеленного на сдачу экзаменов, китайские родители обычно подвергают своих детей академическому и умственному давлению, придерживаясь мнения, что отметки важнее всего. Некоторые семьи еще хуже, они однобоко судят и наказывают своих детей только на основании их успеваемости, сравнивая своих детей с другими, что подрывает уверенность детей в себе и травмирует их психику. Эта извращенная концепция семейного воспитания также будет долгое время держать детей в атмосфере плохой конкуренции, так что у них также сформируется извращенная идея, что «оценки превыше всего», и таким образом они отвергнут спорт, нравственное воспитание, эстетическое воспитание и т. д. Это явно противоречит качественному образованию, которое сейчас пропагандирует наша страна, и не способствует здоровому росту и нормальному развитию детей.
Вопросы навыков выживания и формирования характера, более важные для роста и развития ребенка, игнорируются. С развитием экономики уровень жизни китайских семей в целом претерпел качественные изменения. Многие дети растут в очень привилегированной среде. Они избалованы старшими, утратили многие из основных навыков самообслуживания и выживания, и выросли, став «большими детьми» и «грузом на шее родителей». Многие из них также имеют ряд вредных привычек и плохое воспитание: отсутствие манер, сквернословие, неограниченная конкурентность, эгоцентризм, лень, крайности и т. д. Все эти проблемы связаны с отсутствием или неправильным современным семейным воспитанием, что в свою очередь приводит к отсутствию эффективной коммуникации между родителями и детьми, в результате чего возникают разногласия и споры. В этот период также возникают проблемы психического здоровья, причем такие психические заболевания как депрессия и»тревога с каждым годом становятся все более распространенными в более молодом возрасте. Многие также начали размышлять о недостатках китайского семейного воспитания в последние годы и пытаются найти новые подходы к воспитанию в рамках традиционной концепции хорошего семейного воспитания.
III. Придавать большое значение семейному воспитанию и использовать сущность превосходной традиционной «семейной культуры»
Часто говорят, что «семья - это первая школа ребенка, а родители -первые учителя ребенка». Семейное воспитание играет незаменимую
роль в развитии ребенка и несет важную ответственность за формирование его характера и нравственное развитие. Первое, что нам необходимо сделать для развития современного семейного образования, - это исправить его статус и правильно взглянуть на отношения между школьным и семейным образованием, чтобы они могли достичь гармоничного баланса. Важно не зацикливаться на достижении предметных знаний в школе, перекладывая ответственность за образование на школу и игнорируя при этом главную роль семейного воспитания. Для того чтобы преодолеть недостатки домашнего образования, упомянутые выше, нам также необходимо использовать лучшие воспитательные концепции традиционной «семейной культуры». Традиционная китайская «семейная культура» основана на воспитании характера и морали, с надлежащими семейными правилами и учениями в качестве ограничений, надлежащими семейными добродетелями и семейными ритуалами в качестве норм, а также использованием кровной и семейной привязанности для привития хорошей семейной культуры всей семье. Семья воспитывалась в этом семейном духе, а затем следовала семейным правилам, учениям, добродетелям и ритуалам своих предков, что помогало семье расти и развиваться.
Установление разумных правил поведения в доме и развитие чувства ответственности
«Закон страны и правила дома». В древние времена семейные правила и предписания были самыми обязательными и сдерживающими кодексами правил помимо законов государства. Строгие семейные правила и дисциплина использовались для того, чтобы дисциплинировать и регулировать поведение детей, чтобы они выпрямились и не сбились с пути. Например, «благородный муж любит богатство и добивается его надлежащими способами». Это учит детей не терять себя ради денег и добиваться то, на что они имеют право, правильными способами. «Если семья трудолюбива, она будет процветать; если человек трудолюбив, он будет бережливым». Научите своего ребенка, что труд - это самое славное, а лень - самое постыдное. «Кто знает, что каждое зернышко пищи - это тяжелый труд?» Это учит детей любить еду и уважать плоды чужого труда. «Если вы не будете следовать правилам, вы ничего не добьетесь». Человек, который не знает и не соблюдает правила и поступает так, как ему заблагорассудится, - это ужасный человек, ему не только трудно закрепиться в современном обществе, он может вырасти в раковую опухоль, наносящую вред обществу. Поэтому в современных семьях существует
большая потребность в установлении правильных домашних правил и соответствующих семейных традиций, а также в использовании их в качестве мерила для обучения детей с раннего возраста важности правил, уважению к ним, их соблюдению и чувству ответственности. Привитие чувства ответственности также способствует развитию самоконтроля и самодисциплины с раннего возраста, чтобы физическое и психическое развитие ребенка было здоровым и нормальным и он не отклонялся от правильного пути в жизни.
Унаследовать хорошие семейные добродетели и придавать большое значение нравственному воспитанию
Семейные добродетели, добродетели и этика, исповедуемые семьей, являются важным критерием нравственного воспитания детей. Конфуций сказал: «Сыновняя почтительность - это суть добродетели и источник образования». В традиционной китайской «семейной культуре» сыновняя почтительность является постоянной темой, ядром семейной добродетели и фундаментальной частью человеческой морали, с которой может начинаться семейное воспитание. Как пример для подражания детям, старшие должны передавать концепцию и практику «мудрого сыновнего благочестия» следующему поколению посредством правильной и уместной демонстрации, чтобы избежать «глупого сыновнего благочестия» и культивировать сыновнее благочестие в детях. Почтительность - это питательная среда для любви. Старшие могут дать правильное руководство детям в процессе воспитания сыновней почтительности, чтобы они не только знали, как любить своих родителей и родственников, но и любили других. Помимо сыновней почтительности, традиционные семейные добродетели также включают уважение к старшим и любовь к молодым в «Кун Жун уступает грушу», честность и надежность в «Цзэн Цзы убивает свинью», а также терпимость и любовь к старшим и младшим в «уважать чужих стариков, как своих, и заботиться о чужих детях, как о своих». Современные семьи должны наследовать, изучать и развивать эти прекрасные добродетели и сознательно передавать их своим детям своими словами и практикой семейной жизни, чтобы они с ранних лет формировали правильные ценности и моральные нормы и росли хорошими людьми с совестью и чувством социальной ответственности.
Обучать хорошим манерам в семье и воспитывать вежливый нрав
Китай издавна известен как страна манер, и древние считали манеры и воспитание приоритетом в обучении своих детей. Конфуций говорил:
«Если не выучишь обряды, не сможешь выстоять». Как может человек говорить о правильном обращении с людьми, если он даже не знает элементарных манер? А если человек даже не может нормально общаться с людьми, как он может постоять за себя и закрепиться в обществе? По этой причине в старые времена слова «поэзия и манеры» часто использовались для обозначения стиля семьи, в надежде, что будущие поколения будут учиться манерам, знать их и соблюдать, используя их как инструмент для регулирования собственного поведения и формирования хорошего воспитания. Конечно, не все манеры достойны того, чтобы их передавали и несли вперед. Отсталые, невежественные, вульгарные и репрессивные обряды человеческой природы должны быть отброшены. Современное семейное воспитание должно искать значимые, правильные и подходящие ритуалы в традиционных семейных ритуалах, таких как «ритуал надевания шапки» и «ритуал закалывания волос», и адаптировать их к требованиям времени. Семейные ритуалы должны использоваться для воспитания детей вежливыми, воспитанными и благовоспитанными. Дети должны не только уметь читать, но и быть вежливыми.
Создание хорошей семейной культуры и передача национального духа
«Семейный уклад», также известный как стиль семьи, относится к моральному и жизненному укладу семьи или домохозяйства, который передается из поколения в поколение и является концентрированным выражением морального уровня членов семьи, а также кодексом ценностей для поколений членов семьи. Хорошие семейные традиции не только освещают семью, но и передают культуру семьи и нации. Плохая семейная этика принесет только вред детям и обществу. Как говорится, «семья, которая накапливает хорошие поступки, будет благословлена в загробной жизни; семья, которая накапливает плохие поступки, будет страдать в загробной жизни». Поэтому в древние времена и большие, и малые семьи придавали особое значение культивированию и передаче добрых семейных традиций.
В целом семья как важный проводник на пути роста детей должна соответствовать требованиям современного национального качественного образования и активно брать на себя ответственность и обязанность по всестороннему воспитанию своих детей в моральном, интеллектуальном, физическом, эстетическом и социальном аспектах, чтобы они могли развиваться всесторонне. Также важно уделять больше внимания
вопросам психологического здоровья детей, учиться общаться с ними, признавать их главную роль в семейном воспитании, уважать их идеи и не навязывать свои. В условиях все более конкурентного общества важно дать детям правильные ориентиры.
Во-вторых, нам необходимо иметь правильные ценности, которыми мы могли бы руководствоваться, и использовать передовые идеи и концепции, содержащиеся в превосходной традиционной китайской «культуре семьи», в качестве правильных ценностей для руководства современным семейным воспитанием, чтобы перенести и сделать доступными для нас прекрасные семейные правила, обычаи, добродетели и ритуалы, которые передавались до сегодняшнего дня. В соответствии с потребностями времени и страны, воспитательная сила каждой отдельной семьи используется для воспитания и обеспечения страны людьми с хорошим характером, любящими страну и партию.
Список литературы:
1. Ши Чжунъин. Социальные корни современных проблем семейного воспитания [J]. Китайское домашнее воспитание, 2019. № 1.
2. Синь Цюньин. Предварительное исследование о семейном воспитании в новую эпоху на основе превосходной китайской традиционной культуры [J]. Образование в Цзилине, 2021. № 6.
3. Син Цянь. Краткое введение в превосходные методы воспитания в традиционной «культуре семьи» [J]. 2018. № 15.
4. Ван Сюцзюань. Текущая ситуация с современным семейным воспитанием и меры противодействия [J]. Журнал Чжэнчжо-уского железнодорожного профессионально-технического колледжа. 2008. № 4.
5. Юй Цзяньжун, Ян Цзяньсинь. Краткое введение в проникновение превосходной китайской традиционной культуры в домашнее образование начальной школы [J]. Учение-Еженедельный журнал. 2021. № 5.
6. Чэнь Яньбинь, Чэнь Шуцзинь. Традиционная китайская семейная культура: статус, смыслы и ценности времени [J]. Журнал Хунаньского университета (издание по общественным наукам), 2022. № 3.
Bibliography
1. Shi Zhongying. Social roots of modern problems of family education [J]. Chinese Home Education, 2019. № 1.
2. Xin Qunying. A preliminary study on family education in the new era based on the excellent Chinese traditional culture [J]. Education in Jilin, 2021. № 6.
3. Xing Qian. A Brief Introduction to Superior Parenting Practices in the Traditional "Family Culture" [J]. 2018. № 15.
4. Wang Xiujuan. The current situation with modern family education and countermeasures [J]. Journal of Zhengzhou Railway Vocational College. 2008. 4.
5. Yu Jianrong, Yang Jianxin. A brief introduction to the infiltration of excellent Chinese traditional culture into elementary school home education [J]. Teaching-Weekly Magazine. 2021. № 5.
6. Chen Yanbin, Chen Shujin. Traditional Chinese Family Culture: Status, Meanings and Values of Time [J]. Journal of Hunan University (Social Science Edition), 2022. № 3.