Научная статья на тему 'Вдали от дома: социализация подростков в городах Зауралья середины XIX - начала XX века'

Вдали от дома: социализация подростков в городах Зауралья середины XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / МИР ДЕТСТВА / WORLD OF CHILDHOOD / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGY / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / DAILY OCCURRENCE / ПРОВИНЦИЯ / PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершов Михаил Федорович

В дореволюционной России подросток вне семьи не был исключительным явлением. В ряде случаев подростки были вынуждены жить без родителей при получении образования или работая по найму. Это вело к тому, что они отличались высокой долей ответственности, положительной мотивацией к труду, стремлением к грамотности и приобщению к европейским культурным стандартам. Для подростков были характерны как разрыв с нормами предыдущего поколения, так и традиционная ориентация на внеличностные ценности. Начало самостоятельного существования для них обычно было связано с дорогой к новому месту жительства. Данные типичные психологические черты оказали заметное влияние на последующее историческое развитие России. В качестве источников о жизни мальчиков-подростков использованы мемуары о детстве и автобиографическая проза писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Away from home: socialization of teenagers in Transurals towns in the mid-XIX - early XX century

In pre-revolutionary Russia the teenager out of the family wasn’t something extraordinary. In some cases teenagers were compelled to live without parents while getting education or working for hire. It resulted in the teenagers’ higher responsibility, positive motivation to work, aspiration to literacy and attachment to the European cultural standards. It was also typical of the teenagers to break up with the rules of the previous generation and to have a traditional inclination to the extra-personal values. The beginning of their independent existence was usually connected with the road to a new place of residence. These typical psychological traits had a profound influence on the subsequent historical development of Russia. The sources about the teenagers’ lives are memoirs about childhood, and some authors’ autobiographies.

Текст научной работы на тему «Вдали от дома: социализация подростков в городах Зауралья середины XIX - начала XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 32-36.

История России и ее регионов

УДК 930; 316.6

ББК 63.3 - 284.2

М. Ф. Ершов

ВДАЛИ ОТ ДОМА: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ГОРОДАХ ЗАУРАЛЬЯ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В дореволюционной России подросток вне семьи не был исключительным явлением. В ряде случаев подростки были вынуждены жить без родителей при получении образования или работая по найму. Это вело к тому, что они отличались высокой долей ответственности, положительной мотивацией к труду, стремлением к грамотности и приобщению к европейским культурным стандартам. Для подростков были характерны как разрыв с нормами предыдущего поколения, так и традиционная ориентация на внеличностные ценности. Начало самостоятельного существования для них обычно было связано с дорогой к новому месту жительства. Данные типичные психологические черты оказали заметное влияние на последующее историческое развитие России. В качестве источников о жизни мальчиков-подростков использованы мемуары о детстве и автобиографическая проза писателей.

Ключевые слова: менталитет; мир детства; общественная психология; повседневность; провинция.

Одним из последствий Великих реформ стал быстрый рост численности населения России. Тот демографический переход, которой во второй половине XIX - начала XX в. переживала наша страна, привел к временному увеличению доли несовершеннолетних в общей структуре населения1 . Специалисты по исторической демографии фиксируют абсолютные показатели, но пока еще в незначительной мере учитывают культурное «наполнение» мира детства этого периода. Между тем именно поколениям демографического перехода и предстояло создавать новую Россию: Россию без крепостного права, без разделения на сословия, а потом и без самодержавия и капиталистических отношений.

Их социализация, которая проходила в это динамичное время, опосредованно повлияла на дальнейший ход исторического развития нашего Отечества. Нет особой необходимости доказывать, что молодое поколение лучше восприимчиво ко всему новому. Однако для такого восприятия в дореволюционной России в большинстве случаев требовалось пространственное соприкосновение с носителями нового. Мир традиционной культуры, как известно, был предрасположен к стабильности, столичный мир, напротив, ориентировался на динамику. Своеобразным культурным посредником между ними выступала провинция.

Роль такого посредника возрастала на периферийных и малоосвоенных землях. К их числу от-

1 Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX вв.). Т. 1. С. 191-193.

носилась территория Зауралья. Цель настоящей публикации состоит в предварительном выявлении тех значимых ценностей, коими постепенно стали руководствоваться лица подросткового возраста, оказавшиеся в городах Зауралья вне родительского дома. Базу источников составили опубликованные и архивные мемуары, связанные с историей дореволюционного Зауралья. Они дают нам возможность увидеть детское восприятие не только привычных семейно-бытовых отношений, но и большого мира непростой социальной действительности.

Открытие этого мира начиналось обычно с путешествия. Подросток, как правило, мальчик вынужденно отправлялся куда-либо из родного дома. Это могла быть дорога к месту учебы или даже к месту работы. Достаточно часто родители, занятые работой или службой, не имели возможности сопровождать своего ребенка. Они могли отправить подростка в самостоятельное путешествие, передоверив минимальный контроль за ним своим знакомым (обычно крестьянам), занятым извозом, или даже посторонним лицам.

Свои впечатления о путешествиях оставили многие авторы мемуаров. Яркие эмоции от дороги сохранились в памяти будущего архимандрита Антонина (Капустина). Окончив Долматовское духовное училище в 1830 г., он ехал поступать в Пермскую семинарию. Когда после нескольких дней пути мальчик увидел, как «вдруг при повороте дороги открылся в голубой синеве белокаменный Екатеринбург», то у него «как будто сле-

зы подступили к груди». Великолепный город на фоне синеющего Уральского хребта привел юного путешественника в «восхищение и страх». Из семинарии ему для встречи с родителями приходилось ездить по маршруту Пермь - Екатеринбург -Далматов - Шадринск - Батурино, а после окончания каникул снова возвращаться на место учебы1.

Образ Екатеринбурга и дороги к нему также присутствует в автобиографических текстах Д. Н. Мамина-Сибиряка и П. П. Бажова. Первый из них оставил детальные описания жестоких бурсацких нравов в Екатеринбурге и своих детских путешествий на попутных подводах2. В 1889 г. в десятилетнем возрасте отправился на учебу в Екатеринбургское духовное училище П. П. Бажов. Будущему автору «Малахитовой шкатулки» повезло. От Сысертского завода до Екатеринбурга его сопровождали мать и отец. Однако затем главному герою его автобиографической повести «Далекое - близкое» осваиваться в горном Екатеринбурге также пришлось самостоятельно3. После нескольких лет обучения этим двум будущим уральским писателям еще предстояло обучение в Пермской семинарии, сопровождаемое неизбежными длительными переездами.

Естественно, что все эти переезды, нахождение в малознакомом поселении были невозможны без помощи со стороны других людей. В силу необходимости подросток рано начинал поиск межличностных контактов, облегчавших ему жизнь. Родственные, конфессиональные, земляческие связи оказывались для социализирующейся личности максимально значимыми. В автобиографическом произведении П. П. Инфантьева «Возвращение со святок (Рассказ из школьных воспоминаний)» описано путешествие гимназистов зимой в канун Крещения. Чтобы успеть к началу занятий, им надо было проехать из Зауралья на санях до города Троицка 240 верст. Старшим в этой компании стал пятнадцатилетний подросток. В дороге он заботился об остальных детях: девочках Мане, Анюте, Наде и младшем брате Саше. Всем его подопечным было по 10-11 лет4.

Вышеописанное путешествие не есть досужие домыслы провинциального литератора. Более того, рассказ П. П. Инфантьева является хорошей иллюстрацией неписаных правил коллективных поездок учащихся того времени. В таких путешествиях самого старшего называли «подряд-

1 Российский государственный архив древних актов (РГА-ДА). Ф. 834. Оп. 4. Д. 1118. Л. 18-24.

2 Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы, Легенды. Из далекого прошлого. Воспоминания... С. 365-458.

3 Бажов П. П. Соч. в 3 т.. Т. 3. С. 438.

4 Инфантьев П. П. Сибирские рассказы. С. 121-147.

чиком». Остальные члены группы сдавали подрядчику деньги за дорогу, а он, в свою очередь, расплачивался с ямщиками, организовывал на «станках» (остановках) обед, чай и ночлег, следил за поклажей. В воспоминаниях М. В. Андреева, хранящихся в фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, присутствует описание такой поездки на каникулы семинаристов и епархиалок домой в Курганский округ. Безопасность учащихся подростков отчасти обеспечивалось тем, что они ехали «по веревочке». Крестьяне, занятые извозом, передавали своих пассажиров на «станках» только своим хорошо знакомым сменщикам5. Нетрудно заметить, что организация поездок детей в точности копировала те отношения, которые существовали в дороге и у взрослого населения6.

Иерархические отношения «старшие-младшие» существовали не только во время поездок. Со стороны старших у учащихся были распространены, с одной стороны, обычаи защиты и покровительства, а с другой - произвол по отношению к младшим. Отношение к ябедам в учащейся среде было крайне негативным, вплоть до физической расправы. Несомненно, что истоки такого поведения лежат в толще традиционной культуры. Её разрушение содействовало развитию духа свободомыслия и индивидуальных способностей у учащихся.

Очень хорошо раскрепощение сознания описано в мемуарах выходца из крестьян Н. М. Чук-малдина (1836-1901 гг.). Для того чтобы помочь неграмотному отцу, избранному сельским старшиной, собирать подати, 11-летний Микола научился считать на счетах. Вместе с отцом он отправлялся в Тюмень сдавать деньги в окружное казначейство. Мальчика поразили размеры города: «Уж такой-то он большой, что страсть! Идешь, идешь по улицам - и конца не видно. А какие дома большие да высокие!» В 15 лет Николай Чукмал-дин поступил в приказчики к тюменскому купцу Решетникову, где и началось приобщение талантливого подростка к образованию, общественной

" 7

деятельности и городской культуре'.

Подросток, уехавший на заработки в город, получал по деревенским меркам неплохие деньги и имел шанс «выбиться в люди». Однако в самом городе он, как правило, сохранял низкий социальный статус. Приведем один из примеров. В 1912 г. на заработки в Шадринск перебрался И. В. Шавкунов. Шел ему в ту пору двенадцатый

5 Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник (ТИАМЗ). КП. 12222. Л. 1-4.

6 Ершов М. Ф. Очерки провинциального мира Зауралья. С. 17-43.

7 Чукмалдин Н. М. Мои воспоминания.. .С. 34, 70-89.

34

М. Ф. Ершов

год. Вначале на фабрике Бутакова Ваня Шавку-нов получал 6 рублей, половину из них он тратил на квартиру и харчи, половина оставалась на одежду и карманные расходы. Затем мальчик устроился конюхом-дворником к купцу М. Ф. Зарубину, как и ранее получая 6 рублей в месяц, но еда и жилье были уже хозяйские. Через год И. Шавкунов оказался в самых благоприятных условиях, став кучером у городского головы: отдельная комната, форменная одежда, щедрые чаевые от седока, которых с избытком хватало для жизни; жалование же в сумме 12 рублей в месяц высылалось отцу в деревню1.

Городские реалии, которые тешили самолюбие мальчика, могли крайне болезненно восприниматься другими выходцами из села. Разлука с семьей, заработки, которые меньше, чем у коренных горожан, необходимость денежных трат, которые отсутствовали в деревне, низкий социальный статус и неизбежные жилищные проблемы порождали множество негативных эмоций. При этом чувство отчужденности развивалось у новоприбывшего параллельно с возрастанием чувства собственной значимости. Впрочем, подобная расщепленность сознания была характерна не только для сельских подростков, перебравшихся в город. Развитие капиталистических отношений, рост имущественной и социальной дифференциации означали эрозию прежнего упорядоченного традиционного мира.

Емкую характеристику такого распада дал в свое время И. Гурвич: «Пока занятия всех членов семьи были одинаковы, до тех пор узы кооперации тесно связывали их в одно целое. Доходы семьи, являющиеся плодом коллективного труда её членов, составляли поэтому коллективную семейную собственность. Власть «большака» основывалась на его большой опытности и на его административных способностях. Когда изменившиеся условия жизни заставили семью обращаться для получения доходов к самым разнообразным источникам, старый семейный строй был потрясен до основания. Плотник, работавший целое лето в каком-нибудь отдаленном городе, не являлся уже активным членом семейной кооперации. С другой стороны, доход плотника был больше дохода его старшего брата, который по-прежнему продолжал наниматься на сельскохозяйственные работы в соседних местностях; благодаря этому дух индивидуализма восстал против прежнего порядка»2.

1 Борисов С. Б. Шадринск XVIII-XIX вв.... С. 22-23.

2 Цит. по: Зотова О. Н., Новиков В. В., Шорохова Е. Б. Особенности психологии крестьянства... С. 46, 145.

В воспоминаниях П. П. Бажова есть характерный эпизод. Мальчик при въезде в Екатеринбург видит красиво одетых щегольских ездоков, управляющих пролетками, покрытыми лаком. Однако оказывается, что «все эти замечательные запряжки - просто извозчики, которых может нанять каждый. И среди них есть совсем бедные люди, на которых всё хозяйское. Разберись тут!»3. Стремление к осознанию новых реалий у пытливой личности могло порождать тягу к образованию, охоту к перемене жительства, вплоть до бродяжничества.

Так, например, Вс. Иванов, будущий известный советский писатель, в подростковом и юношеском возрасте сменил много профессий и мест жительства. Работая в типографии г. Кургана, он уже успел вкусить яд тщеславия от своей первой публикации и даже получил письмо от А. М. Горького. По этому случаю работники типографии «решили выпить и чтоб - вдрызг!». Для начала были пропиты голенища сапог начинающего литератора. Ценность воспоминаний Вс. Иванова заключается в выявлении неоднозначности провинциальных процессов. С одной стороны - типография, в которой «зверски» пили, а с другой - в быстрорастущем Кургане была достаточно насыщенная культурная жизнь4.

Наличие культурных противоречий, особенно сильных в провинции, создавало своеобразное поле напряжения, в котором у подростков формировались личная ответственность, высокая мотивация к труду, стремление к получению грамотности и приобщению к европейским культурным стандартам. Для них также были характерны как разрыв с нормами предыдущего поколения, так и ориентация на внеличностные ценности. В условиях нарастания кризиса традиционной культуры высвобождение социальной энергии шло по различным направлениям. Подростки, которые сумели достаточно рано привыкнуть к относительно самостоятельному существованию, по мере взросления начинали реализовывать различные жизненные сценарии. Их диапазон был достаточно широк: от обыденного существования до рискованного предпринимательства, творческого самовыражения или радикального переустройства общества.

Список литературы

1. Бажов, П. П. Дальнее - близкое: повести, очерки, статьи, выступления / П. П. Бажов. -Свердловск, 1989. - 384 с.

3 Бажов П. П. Указ. соч. С. 138.

4 Иванов Вс. Собр. соч. в 8 т. Т. 8. С. 196, 274-277.

2. Борисов, С. Б. Шадринск ХУШ-Х1Х вв.: очерки истории повседневности / С. Б. Борисов. -Шадринск: Исеть, 2004. - 112 с.

3. Ершов, М. Ф. Очерки провинциального мира Зауралья: города и люди конца ХУШ - начала XX вв. / М. Ф. Ершов. - Ханты-Мансийск: Информ.-издат. центр, 2010. - 299 с.

4. Зотова, О. Н. Особенности психологии крестьянства (прошлое и настоящее) / О. Н. Зотова, В. В. Новиков, Е. Б. Шорохова. - М.: Наука, 1983. - 168 с.

5. Иванов, Вс. Собрание сочинений : в 8 т. / Вс. Иванов. - М.: Худ. лит, 1978. - Т. 8. - 784 с.

6. Инфантьев, П. П. Сибирские рассказы / П. П. Инфантьев. - М.: Юная Россия, 1909. -160 с.

7. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Рассказы, Легенды. Из далекого прошлого. Воспоминания / Д. Н. Мамин-Сибиряк. - М.: Правда, 1987. - 464 с.

8. Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) / Б. Н. Миронов. - М.: Дмитрий Буланин, 1999. -Т. 1. - 548 с.

9. Чукмалдин, Н. М. Мои воспоминания: Избранные произведения / Н. М. Чукмалдин. - Тюмень: Софт-Дизайн, 1997. - 368 с.

Сведения об авторе

Ершов Михаил Федорович - кандидат исторических наук, доцент, заведующий научно-исследовательским отделом истории, археологии и этнологии БУ ХМАО - Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (Ханты-Мансийск).

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 32-36.

AWAY FROM HOME: SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN TRANSURALS TOWNS IN THE MID XIX - EARLY XX CENTURY

M. F. Ershov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of History, Ethnology and Archeology Department in Ob-Ugrian Institute of Applied Research and Development

In pre-revolutionary Russia the teenager out of the family wasn't something extraordinary. In some cases teenagers were compelled to live without parents while getting education or working for hire. It resulted in the teenagers' higher responsibility, positive motivation to work, aspiration to literacy and attachment to the European cultural standards. It was also typical of the teenagers to break up with the rules of the previous generation and to have a traditional inclination to the extra-personal values. The beginning of their independent existence was usually connected with the road to a new place of residence. These typical psychological traits had a profound influence on the subsequent historical development of Russia. The sources about the teenagers' lives are memoirs about childhood, and some authors' autobiographies.

Keywords: mentality, world of childhood, social psychology, daily occurrence, province.

References

1. Bazhov P.P. Dal'nee - blizkoe: Povesti, ocherki, stat'i, vystuplenija [Near and Far: tales, sketches, articles, performances]. Sverdlovsk, 1989. 384 p. (In Russ.).

2. Borisov S.B. Shadrinsk XVIII-XIX vv.: Ocherki istorii povsednevnosti [Sketches of history of daily life]. Shadrinsk, Iset Publ., 2004. 112 p. (In Russ.).

3. Ershov M.F. Ocherki provincial'nogo mira Zaural'ja: goroda i ljudi konca XVIII - nachala XX vv. [Sketches of the provincial world of Transurals: towns and people of late XVIII - early XX century]. Hanty-Mansijsk, Informacionno-izdatel'skij centr Publ., 2010. 299 p. (In Russ.).

4. Zotova O.N., Novikov V.V., Shorohova E.B. Osobennostipsihologii krest'janstva (proshloe i nastojash-hee) [Features of peasants' psychology (past and present)]. Moscow, Nauka Publ., 1983. 168 p. (In Russ.).

5. Ivanov Vs. Sobranie sochinenij: v 81. [Selection of Works], vol. 8. Moscow, Hudozhestvennaja literature Publ., 1978. 784 p. (In Russ.).

36

M. 0. Epwoe

6. Infant'ev P.P. Sibirskie rasskazy [Siberian stories]. Moscow, Junaja Rossija Publ., 1909. 160 p. (In Russ.).

7. Mamin-Sibirjak D.N. Rasskazy, Legendy. Iz dalekogoproshlogo. Vospominanija [Stories and legends. From the remote past. Memoirs]. Moscow, Pravda Publ., 1978. 464 p. (In Russ.).

8. Mironov B.N. Social'naja istorija Rossiiperioda imperii (XVIII- nachaloXXvv.) [Social History of the Russian Empire in XVIII - early XX century)], vol. 1. Moscow, Dmitrij Bulanin Publ., 1999. 548 p. (In Russ).

9. Chukmaldin N.M. Moi vospominanija: Izbrannyeproizvedenija [My memories: Selected works]. Tu-men, Soft-Dizajn Publ., 1997. 368 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.