Научная статья на тему 'Важный вклад в медиапедагогику'

Важный вклад в медиапедагогику Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короченский А. П.

Назревшая потребность в обобщении накопленного богатого опыта, в осмыслении новейших тенденций развития медиапедагогики в России и за рубежом потребовала издания комплексной работы подлинной научной энциклопедии медиаобразования. Ею стала монография А.В.Федорова «Медиаобразование: история, теория и методика», которая обобщает мировой и отечественный опыт развития новаторской области педагогической и просветительской деятельности медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важный вклад в медиапедагогику»

Книжная полка

Важный вклад в медиапедагогику

А.П.Короченский доктор филологических наук, профессор

Рецензия на монографии:

Фёдоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.

Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. - Таганрог: Познание, 2002. - 266 с._

Назревшая потребность в обобщении накопленного богатого опыта, в осмыслении новейших тенденций развития медиапедагогики в России и за рубежом потребовала издания комплексной работы - подлинной научной энциклопедии медиаобразования. Ею стала монография А.В.Федорова «Медиаобразование: история, теория и методика», которая обобщает мировой и отечественный опыт развития новаторской области педагогической и просветительской деятельности - медиаобразования. Автор определяет её как «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) c целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [с. 38]. Медиаобразование как направление гуманистической педагогики призвано способствовать расширению и обогащению духовного мира, культуры современного человека, подготовке его к жизни в насыщенной информационной среде.

Специалисты полагают, что для человека XXI века умение понимать и верно оценивать масс-медиа и распространяемую ими информацию является такой же важной формой грамотности, общей культуры, как умение читать и писать. А потому выход в свет первой в нашей стране работы, столь системно и комплексно раскрывающей важнейшие проблемы развития медиаобразования, безусловно, является событием, имеющим не только научное, но и большое общественное значение. Сегодня, в условиях «медиатизированного» общества, важно формировать со школьной скамьи разумно-критическое отношение к масс-медиа, цельную культуру здравого восприятия и оценки медийной информации. Зрелая медиакультура помогает отличать действительно ценные произведения и сведения от информационной «шелухи» (поскольку масс-медиа отнюдь не всегда сеют лишь разумное, доброе, вечное), развивает умственную активность и творческие способности детей, молодёжи, взрослых в общении с современными средствами массовой коммуникации.

Выход в свет данной монографии - это также и международное событие. И не только потому, что подготовка и издание монографии поддержаны как отечественными, так и зарубежными академическими грантами. А.В.Федоров - участник ряда

интернациональных научных конгрессов и конференций по

медиаобразованию, член Международного форума исследователей в области масс-медиа (Австралия) и Международной палаты ЮНЕСКО «Дети, молодежь и медиа». В его работе обстоятельно характеризуются системы

медиаобразования, сложившиеся в Великобритании, Канаде, Австралии,

США, Франции и Германии. На этом солидном фоне особенно отчётливо просматриваются высокий научный уровень и оригинальность отечественного медиаобразования.

Труд А.В.Федорова академичен, это настоящая научная энциклопедия медиаобразования. Кроме теоретико-концептуальных глав, в нём представлены персоналии ведущих деятелей отечественного

медиаобразования, дана обширнейшая библиография их трудов. Обстоятельно рассмотрены не только злободневные проблемы, относящиеся к педагогике, обучению и развитию познавательных и творческих способностей обучаемых, но и к практике масс-медиа. Это и влияние демонстрации насилия, телепередач о криминале на детскую и молодежную аудиторию, и экранное отображение индивидуального и массового террора, и роль масс-медиа в диалоге культур народов мира, и многое другое.

Характеризуя историю медиаобразования в России, А.В.Федоров выделяет его три основных направления: образование будущих профессионалов масс-медиа (журналистов, сценаристов, режиссеров, операторов и т.д.), вузовскую подготовку будущих медиапедагогов, медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в непедагогических вузах [с. 41]. Однако содержание монографии свидетельствует о том, что в нашей стране активно развивалось и четвертое направление: педагогико-просветительская работа с взрослыми

в русле медиаобразования (в форме киноклубов, любительских кружков и пр.)

Анализируя историю отечественного медиаобразования, его основные научно-практические школы, автор монографии скромно умолчал о научной школе, которую он и его коллеги развивают уже более двадцати лет. Подтверждением достижений этой школы являются не только многочисленные научные работы, но опубликованные в монографии авторские учебные программы курсов А.В. Федорова по медиаобразованию для студентов университетов и педагогических вузов. Это хорошее методическое подспорье для преподавателей и студентов педвузов, обучающихся в рамках специализации «Медиаобразование» (03.13.30). Специализация введена в учебный процесс в 2002 году по решению Министерства образования России. Введение этой специализации знаменует новую значительную веху в развитии отечественной медиапедагогики. Инициатором её введения и разработчиком документов, необходимых для её официальной регистрации, стала Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России и научная школа по медиаобразованию, руководимая профессором А.В.Федоровым.

Автор монографии отмечает, что медиаобразование тесно связано не только с педагогикой и художественным воспитанием, но также и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение, культурология, история, психология. Хотелось бы добавить: с теорией массовых коммуникаций, философией, наукой о журналистике... И медиакритикой. То есть, с рождающейся сегодня новой областью журналистики - критикой печатной и электронной прессы. Эта «младшая сестра» литературной, художественной, театральной критики и кинокритики жизненно необходима в наши дни, когда масс-медиа оказывают на общество гораздо большее влияние, чем все традиционные искусства вместе взятые. Медиакритика выполняет роль своеобразного гида, помогающего телезрителям, читателям газет и журналов газет и журналов, радиослушателям ориентироваться в бурных (а нередко - и мутных) потоках информации, выработать навыки самостоятельной оценки всего того, что предлагает своей аудитории печатная и электронная пресса.

Медиакритика и медиаобразование - родственные по своей сути области, способные к взаимодействию, взаимному обогащению, хотя развиваются они пока изолированно друг от друга. Например, А.В.Федоров пишет о том, что нужна осмысленная система контроля и ограничения показа насилия на российских экранах, учитывающая мировой опыт решения этой проблемы. За это же выступают и ведущие представители отечественной медиакритики (например, обозреватель «Известий» И.Петровская). Но педагоги и журналисты действуют вразнобой. А тем временем количество

насильственных и криминальных публикаций в прессе, репортажей и фильмов на ТВ постоянно растёт - со всеми вытекающими вредными для общества последствиями.

Востребованная в педагогических кругах и среди практиков масс-медиа, монография сразу после её выхода в свет превратилась в библиографическую редкость. Это обстоятельство восполняется

доступностью других многочисленных научных и методических работ этого автора в Интернете: статьи А.В.Федорова - одного из ведущих российских специалистов по медиаобразованию, опубликованы на веб-сайтах http://edu.of.ru/mediaeducation; http://www.medialiteracy.boom.ru;

http://www.auditorium.ru а также в разделе «Медиаобразование» первого в России сайта, посвященного вопросам медиакритики и общественного мониторинга печатной и электронной прессы - http://mediareview.by.ru.

Монография А.В.Федоров и И.В.Челышевой «Медиаобразование в России: краткая история развития» посвящена историческому анализу основных этапов развития теоретико-концептуальной базы и практики российского медиаобразования. Эта область гуманистической, новаторской педагогики нацелена на многообразное использование ресурсов масс-медиа в целях интеллектуально-духовного развития личности, обучение детей и взрослых грамотному и эффективному освоению массовой информации, самостоятельному анализу и оценке медийных произведений. Медиаобразование помогает расширить и обогатить духовный мир, культуру современного человека, подготовить его к жизни в насыщенной информационной среде. ЮНЕСКО определила медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития в XXI веке.

Отечественная литература, посвященная вопросам медиаобразования, обширна и разнообразна. Чрезвычайным богатством отличается и практический опыт работы российских педагогов в этой области на различных исторических этапах её развития. Что не удивительно: авторы монографии относят зарождение медиаобразования в России ещё к началу XX века, когда были предприняты первые попытки освоить познавательный, развивающий потенциал кинематографа, использовать его в

образовательных и просветительских целях. Как свидетельствует содержание работы А.В.Федорова и И.В.Челышевой, теоретические поиски в области медиаобразования, которые велись в прошлом веке приверженцами новаторского направления в отечественной педагогике, отличались многообразием и концептуальной оригинальностью. Наиболее значительный след в истории педагогики оставили теоретики медиаобразования, совмещавшие свои исследования с интенсивной практической работой в этой области - Ю.Н.Усов (активный пропагандист идей формирования «экранной культуры» школьников, основанной на умении самостоятельно анализировать и интерпретировать аудиовизуальные произведения), представители «курганской школы» (Ю.М.Рабинович, А.В.Спичкин, Г.А.Поличко, С.М.Одинцова), энтузиасты киноклубного и факультативного медиаобразования С.Н.Пензин, О.А.Баранов и другие.

Особенно значимыми и плодотворными для развития российского медиаобразования в России были годы перестройки и период 1992-2002 годов, ознаменованный активным освоением мирового опыта, обновлением концептуальных подходов и форм деятельности, консолидацией и организационным сплочением педагогов-энтузиастов. В этот период создаётся Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, выходит в свет ряд заметных работ ведущих представителей отечественного медиаобразования - А.В.Шарикова («Медиаобразование: мировой и отечественный опыт», 1990), Л.С.Зазнобиной (под редакцией

которой выпущена книга «Медиаобразование», 1996), А.В.Спичкина («Что такое медиаобразование», 1999) и др. Не случайно характеристике новейшего этапа развития медиаобразования в монографии посвящена целая глава - он того заслуживает.

В монографии А.В.Федорова и И.В.Челышевой подытожено историческое развитие медиаобразования в России с учётом его новейших достижений. Своевременность и полезность такой книги очевидны, так как отечественное медиаобразование находится сегодня на переломном этапе. В последние годы ушли из жизни многие его ведущие теоретики. В сложившихся ныне условиях необходима интеграция существующих подходов к медиаобразованию (А.В.Федоров и И.В.Челышева выделяют ряд его различных моделей: «эстетическую», «практическую», «культурологическую», «инъекционную», модель «развития критического

мышления» - с.97.).

Назревшая потребность в основательной практической подготовке новых поколений и взрослых россиян к условиям жизни в «информационном обществе» требует ускорения перехода от традиционных клубных и кружково-факультативных форм работы к медиаобразованию как полноценному компоненту школьного и вузовского образования. А пока что авторы монографии вынуждены констатировать: »Богатый потенциал российского медиаобразования, к сожалению, по-прежнему в должной мере не используется отечественной педагогикой...» [с.205]. Всё более актуальным становится и активное, широкое использование богатейших возможностей печатной и электронной прессы в целях медиаобразования россиян. Значение книги А.В.Федорова и И.В. Челышевой заключается не только в том, что она объективно способствует консолидации различных подходов к

медиаобразованию на основе осмысления его исторического опыта, но и помогает педагогам-практикам нашей страны освоить всё то лучшее, что накоплено в этой области. Книга содержит обширную базу данных «Кто есть кто в российском медиаобразовании» и детальнейшую библиографию работ медиапедагогов, методические материалы. Работа А.В.Федорова и И.В.Челышевой является ценным источником для студентов, обучающихся в рамках специализации «Медиаобразование». Безусловно, пристальное внимание педагогов-практиков и студентов педвузов привлекут опубликованные в книге программы спецкурсов: «Медиаобразование» и «История и теория медиаобразования в России».

Библиография

Список российских журнальных статей по проблемам

медиаобразования

(указаны только русскоязычные статьи 90-х годов XX века и начала XXI века в московских журналах. Список более ранних работ, статей в научных сборниках и в провинциальной прессе см. на сайте Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation. В этих же источниках см. списки журнальных статей по медиаобразованию на иностранных языках).

Баженова Л.М. Герои книг на экране: Работа с фильмом-экранизацией: [В помощь преподавателям курса «Основы экранной культуры» в начальных классов]//Начальная школа - 1998.- № 2.- С. 17-22. Баженова Л.М. Изучение экранных искусств в начальной школе//Начальная школа. - 2000.- № 1.- С. 21-24. Баженова Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников//Начальная школа. -2002. - № 5. - С. 50-54.

Баженова Л.М. Медиаобразование младших школьников//Искусство и образование. - 2001. - № 4. - С. 65-67. Баженова Л.М. Обсуждение фильмов с детьми: [Методические рекомендации к программам факультативного курса «Основы экранной культуры»]//Начальная школа - 1995.- № 3.- С. 17-22.

Баженова Л.М. Основы экранного искусства в школе//Искусство в школе. - 2002. - № 4. - С. 84-89. - № 5. -С.56-62.

Баженова Л.М. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности//Специалист. - 1993. - № 5. С. 6-8.

Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками//Начальная школа. - 1995.- № 11.- С. 8-11.

Баженова Л.М. Работа с «проблемным» фильмом в детской аудитории//Искусство в школе. - 2004. - № 1. -С.5-12.

Баженова Л.М. Творчество детей на занятиях по основам экранной культуры//Начальная школа. - 1995. - №№ 3, 11. - 1996. - № 1. - С. 13-16.

Баженова Л.М. Фильм порожден для мыслей ...//Искусство в школе. - 2002. - № 6. - С.40-47.

Баженова Л.М. Формирование основ экранной грамотности как средство художественного

воспитания//Начальная школа. - 1991. - № 8.

Баженова Л.М. Чем фильм отличается от книги?//Искусство в школе. - 2004. - № 2. - С.81-87. Бондаренко Е.А. Формирование мировоззрения учащихся средствами кино//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 810.

Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 88-98. Вайсфельд И.В. Кинопедагогика в современном мире//Специалист. - 1993. - № 2. - С. 19. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 3-6. Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели//Информационное общество. - 2003. - № 3. - С.5-10.

Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги//Биология в школе - 1998. - № 2. - С. 36-40. Гудилина С.И. Информация наш друг?//Учитель. - 1999. - № 2. - С.44.

Данилов А.П., Птак Я.А. Медиаобразование в семье и школе//Семья в России. - 2002. - № 2. - С.108-125. Дроздов В.В. Письмо в редакцию [о медиаобразовании]//Искусство в школе. - 2004. - № 5. - С.75. Егоров О. Опыт преподавания кино в инновационной школе//Искусство в школе. - 2001. - № 4. - С.89-91. Журин А.А., Гончарук О.Ю. Художественные видеофильмы на уроках химии//Химия в школе. -2001. - № 3. -С.55-60.

Зазнобина Л.С. Медиаобразование - идеи и перспективы//Педагогическая информатика. - 1994. - № 3.

Зазнобина Л.С. Живая жизнь и «виртуальная реальность»: Проблемы содержания медиаобразования в

контексте школьного образования//Народное образование. - 1996. - № 9. - С. 17-21.

Зазнобина Л.С. Медиаобразование в российской школе// Магистр. - 1995.- № 1.- С. 64-70.

Зазнобина Л.С. Медиаобразование на фоне натурных зарисовок//Лицейское и гимназическое образование. -

1999.- № 5.- С. 58-64.

Зазнобина Л.С. Медиаобразование при обучении химии//Химия в школе. - 1995.- № 2.- С.3-7.

Зазнобина Л.С. Медиаобразование. Что это такое? (Возможности медиаобразования при обучении биологии)//Биология в школе. - 1995.- № 5.- C. 21-23.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами//Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- № 3.- C. 26-34. Зазнобина Л.С. Школа и СМИ : Проблемы взаимодействия// Педагогика. -1999. - № 5. - C. 72-75. Захарова Е.А. Развивающий экран//Информатика и образование. -1995. - № 6. - C. 67-68.

Иосифян С.А., Петровский В.А. Кинематограф: детский и подростковый зритель//Социологические исследования. -1995. - № 3. - C. 83-88.

Искусство кино в семье искусств//Искусство и образование. - 2004. - Тем.вып. - 80 с.

Каруна (Донец) И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. - 2002. -№ 1. - С. 47-50.

Каруна И. А. Британский опыт в области медиаобразования: опыт, проблемы, инновации//Искусство и образование. - 2003. - № 2. - С. 66-79.

Козлов В.Г., Амиров А.Ф., Кривошеев Е.А. Школьники осваивают телекоммуникационные технологии// Внешкольник. - 1998.- № 9.- C. 22-24.

Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С.40-46.

Кругликова Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Реальный опыт//Завуч. - 2000.- № 6.- C. 2430.

Москвина Т.В. Формирование духовных понятий средствами экранных искусств//Искусство и образование. -

1999.- № 4.-C. 63-67.

Новикова А. А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. - 2001. - № 5. - С. 87-91. Новикова А.А. Медиаобразование в США. Ч.1.//Искусство и образование. - 1999. - № 4. - С. 68-81. Новикова А.А. Медиаобразование в США. Ч.2.//Искусство и образование. - 2000. - № 4. - С. 35-49. Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Дистанционное и виртуальное обучение. -

2000. - № 9. - С. 40-43.

Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 68-75. Новоженин И.В. Дидактические материалы по медиаобразованию, интегрированному в курс экономической и социальной географии Российской Федерации//География в школе - 1997.- № 7.- C. 51-56. Пензин С.Н. Мой друг видео//Специалист. - 1993. - № 4. - С. 19-22.

Петрова Н.П. Новые технологии образования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 1996. -№ 1. - С. 154-162.

Поличко Г.А. Дети, киноязык и русская школа ХХ1 столетия (Главы из книги «Киноязык, объясненный студенту»)//Специалист». - 1997. - №№ 6, 11. - 1998. - № 4.

Поличко Г.А. Кинопедагогика: предложения о проблеме...//Специалист. - 1993. - № 1. - С. 16-17. Поличко Г.А. Медиаобразование или кинообразование: как выучить продюсера?//Специалист. - 1993. - № 5. Полушкина В.В. Об интегрированном подходе к работе по кинообразованию и киновоспитанию//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 14-16.

Прессман Л.П. Видеозапись на вашем уроке//Народное образование. -1995. - № 6. - C. 96-99.

Разумный Д.В. Эволюция взглядов на роль экранных средств обучения в современной педагогике//Наука и

школа. - 2001. - № 4. - C. 44-47.

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации//Школьные технологии. - 2002. - № 3. - С.109-120.

Соколова Н.Ю. Медиаобразование и школьный курс физики//Физика в школе. - 1999. - № 2. - С.27-30. Спичкин А.В. Медиаобразование и театральная культура учащихся//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 19-20. Тихомирова К.М. Звукозапись и ее образовательное возможности в начальных классах//Начальная школа. -2004. - № 12. - С.25-31.

Тихомирова К.М. Медиаобразование, интегрированное с базовым, в начальных классах//Начальная школа. -

2001. - № 7. - C.106-111.

Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - 2000. - № 6. - С.3-6. - 2001. - № 1. - С.27-34.

Усов Ю.Н. Мастерская «Киноведение и кинопедагогика»//Специалист. - 1993. - № 5. - С.10-11. Усов Ю.Н. Экранные искусства - новый вид мышления// Искусство и образование. - 2000. - № 3. - С. 48-69. Федоров А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США//США-Канада: Экономика, политика, культура. - 2004. - № 1. - С.77-93.

Федоров А.В. Кино должно воспитывать//Встреча: культурно-просветительная работа. - 2000. - № 1. - С. 20. Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 21-26.

Федоров А.В. Кинопедагоги, а не кинодилетанты//Киномеханик. - 1990. - № 12. - С.7-8.

Федоров А.В. «Курганская школа»: от кинообразования - к медиаобразованию//Искусство и образование. -2004. - № 4. - С.52 - 70.

Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Дистанционное и виртуальное обучение. - 2002. - № 6. - С.53-56.

Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 97-99.

Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 116-118.

Федоров А.В. Медиаобразование в контексте теории диалога культур//Школьные технологии. - 2003. - № 3. -

С.212-216.

Федоров А.В. Медиаобразование в России//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. - 2002. - № 7. - С. 29-32. Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//Педагогика. - 2003. - № 5. - C. 90-96. Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н.Пензину//Искусство и образование. - 2004. - № 3. - С.64-75. Федоров А.В. Медиапедагогика Ю.Н.Усова//Искусство и образование. - 2003. - №3. -С.65-74. - № 4. - C.78-95. Федоров А.В. Молодежь и медиа: Проблемы и перспективы//Встреча: Культурно-просветительная работа. -1997. - № 11. - С.44.

Федоров А.В. Молодым везде у нас дорога//Видео-Асс Премьер. - 1995. - №25. - С. 90-91. - № 26. - С. 58. - № 27.- С. 104-105.

Федоров А.В. Насилие на экране и российская молодежь//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2001. - № 1. - С. 131- 145.

Федоров А.В. Насилие на экране//Встреча: Культурно-просветительная работа. - 2000. - № 9. - С. 16. Федоров А.В. Насилие на экране//Человек. - 2004. - № 5. - С. 142-151.

Федоров А.В. О.А.Баранов: от киноклуба - к университету//Искусство и образование. - 2004. - № 2. - С.58-66. Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи//Специалист.

- 1994.- № 1.- С. 15-19.

Федоров А.В. Права ребенка и насилие на экране//Мониторинг. - 2004. - № 2. - С. 87-93.

Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. - 2001. - № 2. - С. 57-64.

Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. - 2004. - № 4. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.43-51.

Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38. Федоров А.В. Школьная киноволна: приливы и отливы//Встреча: Культурно-просветительная работа. -1998. -№ 1. - С.26.

Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. - 2004. - С.45-49. Федоров А.В., Новикова А. А. Медиа и медиаобразование//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. - 2001. - № 11. - С. 15-23.

Федоров А.В., Новикова А. А. Медиаобразование в США и Канаде//США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2004. - № 9. - С.96-104.

Федоров А.В., Новикова А. А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2002. - № 1. - С. 149-158.

Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С.34-39.

Фоминова М.Н. Экранная культура в системе работы учителя мировой художественной культуры//Искусство в школе. -2003. - № 5. - C. 44-48.

Франко Г.Ю. Документальный экран в художественном образовании старших школьников//Искусство в школе. - 2004. - № 4. - С.82-89.

Франко Г.Ю. Испытание экраном//Народное образование. - 1996. - № 7. - C. 68-70.

Хилько Н.Ф. Медиакультурное взаимодействие и экология экранного творчества//Искусство и образование. -2004. - № 4. - С.71-79.

Хилько Н.Ф. Педагогика экранной культуры: парадигмы творчества//Искусство и образование. - 2003. - № 3. -С.75-81.

Челышева И.В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства//Дополнительное образование. -2004. - № 3. - С.62-63.

Челышева И.В. Телевидение и мультимедиа в системе медиаобразования в России//Искусство и образование.

- 2004. - № 5. - С.44-49.

Шабалин Ю.Е. Использование видеозаписи в подготовке будущего учителя//Педагогика. -1996. - № 5. - C. 6971.

Шак Т.Ф. Медиаобразование для музыкантов//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С.46-48.

Шариков А.В. Куда выходит «окно в мир »//Магистр. - 1992. - №7. - С. 27-31.

Шариков А.В. Почему дети смотрят телевизор ?//Магистр. - 1992. - №4 . - С. 20-25. - №5 - С. 41-45.

Шариков А.В. Ребенок и его информационное окружение//Магистр. - 1992. - №1. - С. 17-20. Шариков А.В. Телесмотрение школьников: желаемое и действительное//Магистр. - 1992. - №6. - С. 39-43. Шариков А.В. Что смотрят школьники ?//Магистр. - 1992. - №3. - С.24-30. Шариков А.В. Что читают школьники?//Магистр. - 1992. - №2. - С. 24-30.

Шиян Л.К. Использование произведений теле- и видеоискусства в подготовке будущего учителя//Педагогика.

- 2001. - № 4. - С. 66-70.

Якушина Е.В. Дискуссия по проблемам Интернет-образования и медиаобразования//Вопросы Интернет-образования. - 2001. - №1.

Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного воздействия//Педагогика. - 2001. - № 4.

- С. 45-62.

Ястребцева Е.Н. Медиатека в контексте развития информационной образовательной инфраструктуры России//Мультимедиа в образовании. - 1998. - №1.

Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Школьный Интернет//Открытое общество. - 1998. - № 5.

Ястребцева Е.Н., Шариков А.В. Медиакультура: состояние вопроса//Вестник медиаобразования. - 1995. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.