Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Research BIB / Index Copernicus
ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВО
ШЕЙБАНИДОВ
к.и.н. М.Б.Ахмедов
Ректор института Общественно политических наук
АННОТАЦИЯ
В данной статье анализируются сведения о произведении «Равзату Ризван», написанном Бадриддином Кашмири. "Раузат ар ризван" (полное название; "Раузат ар ризван хадикат алгилман") - жития небезызвестных Джуйбарских ходжжей
Ключевые слова: "Раузат ар ризван", Раузат ар ризван хадикат алгилман", ходжаМухаммад Ислам, Ходжа Саад, Тадж ад-ДинХасан.
ABSTRACT
This article analyzes information about the work "Ravzatu Rizvan" written by Badriddin Kashmiri. "Rauzat ar rizvan" (full title; "Rauzat ar rizvan hadikat algilman") - the lives of the famous Djuybar khodjas
Keywords: "Rauzat ar rizvan", "Rauzat ar rizvan hadikat algilman", khodja Muhammad Islam, khodja Saad, Tadj ad-Din Hasan.
"Раузат ар ризван" (полное название; "Раузат ар ризван хадикат алгилман") - жития небезызвестных Джуйбарских ходжжей; ходжа Мухаммад Ислама (ок.898/1493-25 сафара 971/15 октября 1589), Ходжа Саада (938/1531-32-13 зулхиджа 997/23 октября 1589) и, отчасти ходжа Тадж ад-Дин Хасана (982,1574-21 рамазана 1056/2 ноября 1646)
Составлен в 998/1589-90 году Бадр ад-Дином Кашмири, секретарем вышеназванных ходжей.
Труд выгодно отличается от подобного рода сочинений тем, что в нем много ценного исторического и социально-экономического характера материала, многих из которых вряд ли можно встретить в нарративных источниках. Исторические сведения "Раузат ар-ризван" во многом восполняют, уточняют и детализируют сообщения таких важнейших источников по истории Средней Азии, Ирана, Афганистана и Восточного Туркестана XV века как "Абдаллахнаме" Хафизи Таныша Бухари, Ахсан ат таварих" Хасан-бека Румлу, "Мусаххир ал-билад" Мухаммадиар ибн Араб Катагана.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Research BIB / Index Copernicus
Из фактов социально-экономического характера, содержащихся в сочинении Бадр ад-Дина Кашмири, большой интерес представляют сведения о феодальном хозяйстве Джуйбарских ходжей, состоящих из плодородных земель, тучных пастбиш, бань, ремесленных мастерских, крытых базаров, сардаба и др расположенных в Мавераннахре, Туркестане, Хисаре, Балхе, Бадахшане, Мерве, Герате и в других районах Хорасана. " От границ Туркестана до окраин Хорасана, - констатирует автор "Раузат ар-ризван", - не было деревень, гор и степей, где бы ишан не имел земель"). Из построек только одного ходжа Саада в сочинении упомянуты медресе и мечеть в Бухаре (построены з 981/ 1579 г.), кархане в той же Бухаре на берегу известного Лаби хауза (977/ 1569=70), соборные мечети в бухарском селении Зандана (986/1578) и Таткенте, расположенном между Хатырчи и Самаркандом (988/1580), одиннадцать бань в упомянутом выше Таткенте, Гиждуване, Чарджуе, Каракуле и в других местах, два каменные каравансарая в Бухаре, десять сардаба, чарбаги в Джуйбаре, Несефе, Балхе, Мерве и в других районах Средней Азии, оросительные каналы в селениях Саманчуке, Афшане, Рамитане, Чарджуе, Мерве, Хисаре и в других областях Средней Азии и Хорасана.
Чрезвычайно большой интерес представляют копии писем (их более 100) шейбанидских ханов и султанов (Абдаллах-хана II, Джуванмард Али-хана, Рабасултана, Хосроу Мухаммад-султана, Динмухаммад-султана, Абд ал-Куддус-султана, Мухаммад Амин-султана, Худайберди-султана, Махмуд султана и др.), правителей Бадахшана (Сулайман-шаха, мирза Шахруха), Кашгара и Турфана (Абд ал-Карии-хана, Абд ар-Рашидхана, Суфи-султана, Мухаммад Курейш султана ) и др. адресованные ходжа Мухаммад Исламу и ходжа Сааду, указав верховного бухарского хана Абдаллах-хана П (официально 991/1583 - 1005/1598) о пожаловании (суюргал) ходжа Сааду новых земель, об освобождении Джуйбарских ходжей от налогов и повинностей малях, икихате аваризат, мукасрари, ихраджат, мирабана, ках, тарх, сабун (сабан) и др. о принудительной мобилизации народных масс нарытье каналов на землях Джуйбарских ходжей.
Эти письма важны с точки зрения изучения вопросов феодального землевладения, взаимоотношений между шейбанидскими султанами, бухарско-иранских отношений и др.
После приветствия и мольбы сообщаем, что науруз и Али Мардан бахадур передал [нам] просьбу его святейшества относительно помиловании [племени] тулкичи. Не стоило бы жить на этом свете, если бы мы не могли пожертвовать за его святейшество сотню подобно тулкичи [племен]. Короче говоря, племя
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Research BIB / Index Copernicus
тулкичи причинило нам множество неприятностей. Например по сей день никто из них не уплатил нам налог, во времена же [покойного] Пирмухаммад-хана они ежегодно вносили [казне], помимо продовольственной повинности (ашлыг) 12000 голов овец. Вам известен порядок устраивать в подобных случаях набег на юрты кочевых племен. Более того, за три года они задолжали нам [в общей сложности] 36000 голов овец. Вначале мы намеревались устроить набег [на их юрты и истребить их поголовно, но от Назарбия стало известно, что проступок совершен лишь со стороны отдельных из них.
Поэтому, приняли решение [сначала] выявить виновников и казнить их, [теперь] же когда вы решили избавить сей народ [от наказания, мы решили дарить им жизнь..."
[Указ Абд ал-Куддус-султана]
Он, щедрый !
Абул Фатх Абд ал-Куддус-бахадур, слово наше.
Да будет известно великим эмирам, компетентным везирям, столпам государства вельможным людям и всем жителям вилайета Ташкента, да сохранит его Аллах от несчастий и бедствий, что нынче, высказав милость, жалаем 250 джуфти заброшенных земель вместе с арыком, выведенным из речки благородному, высокостепенному [ишану], сути святих, потомку благочестивых, полосу степени [на пути соединения человека с Аллахом], центру круга тариката, опоре ислама и мусульман, властелину мудрых доказательству доискивающихся истины, господин, устроителю [дел]народа и веры ,его святейшеству ходжа [Сааду].
Признав все эти сухополья (йабисат), имения и прочие [состояние] дарубастом, его святейшества, пусть не причиняют ему беспокойства по поводу джихат, аверизат и никоим образом не вмешиваются [в его дела], не не требуют от него людей на хашар и другие работы (мардикар). Мирабы тоже пусть не требуют [от них] плату за использование воды (хакки аба) и по этому поводу не спорят и не нарушают этот высочайший указ; каждый год пусть не требуют нового указа (нишан) и царское распоряжение и, как только дойдет [до них] сей высочайший указ, пусть им руководствуются.
Составлен в почитаемом месяце раджаб 991/21 июля-19 августа 1583года
Письма и указы Шейбанидов не только сзидетельствуют о могуществе и большом влиянии джуйбарских ходжей на общественно-политическую жизнь Средней Азии, но и являются ценным источником для изучения истории аграрных отношений в бухарском ханстве XVI века.