Научная статья на тему 'ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВО ШЕЙБАНИДОВ'

ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВО ШЕЙБАНИДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Раузат ар ризван” / Раузат ар ризван хадикат алгилман” / ходжа Мухаммад Ислам / Ходжа Саад / Тадж ад-Дин Хасан. / "Rauzat ar rizvan" / "Rauzat ar rizvan hadikat algilman" / khodja Muhammad Islam / khodja Saad / Tadj ad-Din Hasan.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмедов, М.Б.

В данной статье анализируются сведения о произведении «Равзату Ризван», написанном Бадриддином Кашмири. “Раузат ар ризван” (полное название; “Раузат ар ризван хадикат алгилман”) жития небезызвестных Джуйбарских ходжжей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN IMPORTANT SOURCE FOR THE STUDY OF THE HISTORY OF THE SHEIBANIDS STATE

This article analyzes information about the work "Ravzatu Rizvan" written by Badriddin Kashmiri. ";Rauzat ar rizvan" (full title; ";Rauzat ar rizvan hadikat algilman") the lives of the famous Djuybar khodjas

Текст научной работы на тему «ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВО ШЕЙБАНИДОВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВО

ШЕЙБАНИДОВ

к.и.н. М.Б.Ахмедов

Ректор института Общественно политических наук

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируются сведения о произведении «Равзату Ризван», написанном Бадриддином Кашмири. "Раузат ар ризван" (полное название; "Раузат ар ризван хадикат алгилман") - жития небезызвестных Джуйбарских ходжжей

Ключевые слова: "Раузат ар ризван", Раузат ар ризван хадикат алгилман", ходжаМухаммад Ислам, Ходжа Саад, Тадж ад-ДинХасан.

ABSTRACT

This article analyzes information about the work "Ravzatu Rizvan" written by Badriddin Kashmiri. "Rauzat ar rizvan" (full title; "Rauzat ar rizvan hadikat algilman") - the lives of the famous Djuybar khodjas

Keywords: "Rauzat ar rizvan", "Rauzat ar rizvan hadikat algilman", khodja Muhammad Islam, khodja Saad, Tadj ad-Din Hasan.

"Раузат ар ризван" (полное название; "Раузат ар ризван хадикат алгилман") - жития небезызвестных Джуйбарских ходжжей; ходжа Мухаммад Ислама (ок.898/1493-25 сафара 971/15 октября 1589), Ходжа Саада (938/1531-32-13 зулхиджа 997/23 октября 1589) и, отчасти ходжа Тадж ад-Дин Хасана (982,1574-21 рамазана 1056/2 ноября 1646)

Составлен в 998/1589-90 году Бадр ад-Дином Кашмири, секретарем вышеназванных ходжей.

Труд выгодно отличается от подобного рода сочинений тем, что в нем много ценного исторического и социально-экономического характера материала, многих из которых вряд ли можно встретить в нарративных источниках. Исторические сведения "Раузат ар-ризван" во многом восполняют, уточняют и детализируют сообщения таких важнейших источников по истории Средней Азии, Ирана, Афганистана и Восточного Туркестана XV века как "Абдаллахнаме" Хафизи Таныша Бухари, Ахсан ат таварих" Хасан-бека Румлу, "Мусаххир ал-билад" Мухаммадиар ибн Араб Катагана.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

Из фактов социально-экономического характера, содержащихся в сочинении Бадр ад-Дина Кашмири, большой интерес представляют сведения о феодальном хозяйстве Джуйбарских ходжей, состоящих из плодородных земель, тучных пастбиш, бань, ремесленных мастерских, крытых базаров, сардаба и др расположенных в Мавераннахре, Туркестане, Хисаре, Балхе, Бадахшане, Мерве, Герате и в других районах Хорасана. " От границ Туркестана до окраин Хорасана, - констатирует автор "Раузат ар-ризван", - не было деревень, гор и степей, где бы ишан не имел земель"). Из построек только одного ходжа Саада в сочинении упомянуты медресе и мечеть в Бухаре (построены з 981/ 1579 г.), кархане в той же Бухаре на берегу известного Лаби хауза (977/ 1569=70), соборные мечети в бухарском селении Зандана (986/1578) и Таткенте, расположенном между Хатырчи и Самаркандом (988/1580), одиннадцать бань в упомянутом выше Таткенте, Гиждуване, Чарджуе, Каракуле и в других местах, два каменные каравансарая в Бухаре, десять сардаба, чарбаги в Джуйбаре, Несефе, Балхе, Мерве и в других районах Средней Азии, оросительные каналы в селениях Саманчуке, Афшане, Рамитане, Чарджуе, Мерве, Хисаре и в других областях Средней Азии и Хорасана.

Чрезвычайно большой интерес представляют копии писем (их более 100) шейбанидских ханов и султанов (Абдаллах-хана II, Джуванмард Али-хана, Рабасултана, Хосроу Мухаммад-султана, Динмухаммад-султана, Абд ал-Куддус-султана, Мухаммад Амин-султана, Худайберди-султана, Махмуд султана и др.), правителей Бадахшана (Сулайман-шаха, мирза Шахруха), Кашгара и Турфана (Абд ал-Карии-хана, Абд ар-Рашидхана, Суфи-султана, Мухаммад Курейш султана ) и др. адресованные ходжа Мухаммад Исламу и ходжа Сааду, указав верховного бухарского хана Абдаллах-хана П (официально 991/1583 - 1005/1598) о пожаловании (суюргал) ходжа Сааду новых земель, об освобождении Джуйбарских ходжей от налогов и повинностей малях, икихате аваризат, мукасрари, ихраджат, мирабана, ках, тарх, сабун (сабан) и др. о принудительной мобилизации народных масс нарытье каналов на землях Джуйбарских ходжей.

Эти письма важны с точки зрения изучения вопросов феодального землевладения, взаимоотношений между шейбанидскими султанами, бухарско-иранских отношений и др.

После приветствия и мольбы сообщаем, что науруз и Али Мардан бахадур передал [нам] просьбу его святейшества относительно помиловании [племени] тулкичи. Не стоило бы жить на этом свете, если бы мы не могли пожертвовать за его святейшество сотню подобно тулкичи [племен]. Короче говоря, племя

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

тулкичи причинило нам множество неприятностей. Например по сей день никто из них не уплатил нам налог, во времена же [покойного] Пирмухаммад-хана они ежегодно вносили [казне], помимо продовольственной повинности (ашлыг) 12000 голов овец. Вам известен порядок устраивать в подобных случаях набег на юрты кочевых племен. Более того, за три года они задолжали нам [в общей сложности] 36000 голов овец. Вначале мы намеревались устроить набег [на их юрты и истребить их поголовно, но от Назарбия стало известно, что проступок совершен лишь со стороны отдельных из них.

Поэтому, приняли решение [сначала] выявить виновников и казнить их, [теперь] же когда вы решили избавить сей народ [от наказания, мы решили дарить им жизнь..."

[Указ Абд ал-Куддус-султана]

Он, щедрый !

Абул Фатх Абд ал-Куддус-бахадур, слово наше.

Да будет известно великим эмирам, компетентным везирям, столпам государства вельможным людям и всем жителям вилайета Ташкента, да сохранит его Аллах от несчастий и бедствий, что нынче, высказав милость, жалаем 250 джуфти заброшенных земель вместе с арыком, выведенным из речки благородному, высокостепенному [ишану], сути святих, потомку благочестивых, полосу степени [на пути соединения человека с Аллахом], центру круга тариката, опоре ислама и мусульман, властелину мудрых доказательству доискивающихся истины, господин, устроителю [дел]народа и веры ,его святейшеству ходжа [Сааду].

Признав все эти сухополья (йабисат), имения и прочие [состояние] дарубастом, его святейшества, пусть не причиняют ему беспокойства по поводу джихат, аверизат и никоим образом не вмешиваются [в его дела], не не требуют от него людей на хашар и другие работы (мардикар). Мирабы тоже пусть не требуют [от них] плату за использование воды (хакки аба) и по этому поводу не спорят и не нарушают этот высочайший указ; каждый год пусть не требуют нового указа (нишан) и царское распоряжение и, как только дойдет [до них] сей высочайший указ, пусть им руководствуются.

Составлен в почитаемом месяце раджаб 991/21 июля-19 августа 1583года

Письма и указы Шейбанидов не только сзидетельствуют о могуществе и большом влиянии джуйбарских ходжей на общественно-политическую жизнь Средней Азии, но и являются ценным источником для изучения истории аграрных отношений в бухарском ханстве XVI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.