Научная статья на тему 'ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ В АНСАМБЛЯХ И ФАКТОРЫ, РЕШАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ'

ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ В АНСАМБЛЯХ И ФАКТОРЫ, РЕШАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МЕТОДЫ / ИНТОНАЦИЯ / СУБОРДИНАЦИЯ / СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муминова Л.Н.

ансамблевое исполнение является одним из древнейших видов музыкальной деятельности. Термин «ансамбль», однако, начал использоваться в двадцатом веке. По мнению профессора Б. Матекубова, в музыкальной практике понятие ансамбля (от франц. «ensemble» - «вместе») имеет несколько значений в широком смысле. Так называют группу музыкантов из двух и более человек, составляющих исполнительский коллектив, совместное исполнение ими музыки, музыкального произведения для подобного состава исполнителей. В более тесном смысле в музыкальном исполнительстве под понятием «Ансамбль» подразумевается собранность любой численности исполнительского коллектива. Именно этот смысл и придается слову “ансамбль” в дальнейшем изложении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANT FEATURES OF PERFORMANCE IN ENSEMBLES AND FACTORS THAT SOLVE METHODOLOGICAL PROBLEMS

ensemble performance is one of the oldest types of musical activity. The term ensemble, however, began to be used in the twentieth century. According to Professor B. Matyakubov, in musical practice, the concept of an ensemble (from the French “ensemble” - “together”) has several meanings in a broad sense. This is the name of a group of musicians from two or more people who make up a performing group, a joint performance of music by them, a musical work for such a composition of performers. In a closer sense, in musical performance, the concept of “Ensemble” means the gathering of any number of performing groups. It is this meaning that is given to the word “ensemble” in the following statements.

Текст научной работы на тему «ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ В АНСАМБЛЯХ И ФАКТОРЫ, РЕШАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ В АНСАМБЛЯХ И ФАКТОРЫ, РЕШАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Муминова Л.Н.

Муминова Латофат Нуриддин кизи - преподаватель, кафедра народных инструментов, Республиканский колледж музыки и искусств, магистр,

кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: ансамблевое исполнение является одним из древнейших видов музыкальной деятельности. Термин «ансамбль», однако, начал использоваться в двадцатом веке. По мнению профессора Б. Матекубова, в музыкальной практике понятие ансамбля (от франц. «ensemble» - «вместе») имеет несколько значений в широком смысле. Так называют группу музыкантов из двух и более человек, составляющих исполнительский коллектив, совместное исполнение ими музыки, музыкального произведения для подобного состава исполнителей. В более тесном смысле в музыкальном исполнительстве под понятием «Ансамбль» подразумевается собранность любой численности исполнительского коллектива. Именно этот смысл и придается слову "ансамбль " в дальнейшем изложении.

Ключевые слова: ансамбль, инструментальное исполнительство, методы, интонация, субординация, систематическая подготовка

IMPORTANT FEATURES OF PERFORMANCE IN ENSEMBLES AND FACTORS THAT SOLVE METHODOLOGICAL PROBLEMS Muminova L.N.

Muminova Latofat Nuriddin kizi - Lecturer, DEPARTMENT FOLK INSTRUMENTS, REPUBLICAN COLLEGE OF MUSIC AND ARTS, MASTER ,

DEPARTMENT OF FOLK INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: еnsemble performance is one of the oldest types of musical activity. The term ensemble, however, began to be used in the twentieth century. According to Professor B. Matyakubov, in musical practice, the concept of an ensemble (from the French "ensemble" - "together") has several meanings in a broad sense. This is the name of a group of musicians from two or more people who make up a performing group, a joint performance of music by them, a musical work for such a composition ofperformers. In a closer sense, in musical performance, the concept of "Ensemble " means the gathering of any number ofperforming groups. It is this meaning that is given to the word "ensemble " in the following statements.

Keywords: ensemble, instrumental performance, methods, intonation, subordination, systematic training.

УДК 785.7

Один из основных свойств ансамбля - это объединение звуков и последовательность синхронных действий, а также схожесть исполнения. При этом под звуковым единством понимается интонационный тембр и динамическое единство исполнения, одновременно - ритмическое единство. Однородность означает технологическое и временное единство в выполнении разных подходов, штрихов, акцентов и др. Ещё одно важное свойство ансамбя - в музыкальном звучании главное и второстепенное (между частями формы, фактуры и т.д.) Подчинение исполнению состоящая из достижений прямо-художественного и художественно-основанного соотношения.

Субординация - от исполнителя динамика, фразировка и агогика реализуются средствами выразительности, правильное использование которых служит залогом художественной гармонии, идейно-смысловой целостности исполнения. Гармония и субординация, как признак ансамбля, определяют характер действия, направленного на овладение исполнителями различными сторонами ансамбля. В них входят следующие:

1) интонационная (интонация) чистота ансамбля,

2) точность ритма в ансамбле,

3) приспособляемость динамики или динамического ансамбля,

4) синхронность выполнения техники - звуковая атака, доля и т.д. [1].

Интонация (лат. Intonore - "произносить") в исполнении в качестве термина означает качество исполнения звуков на высоте. Практика показывает, что нет возможности точного настроя в музыкальных

инструментах. При их настройке звуки могут по-разному проявляться в любых условиях, избегая заметно скорректированной ноты во время исполнения. Это происходит из-за особенностей произведения звука и конструктивных особенностей инструментов. Особенно к этому склонны узбекские национальные инструменты и усовершенствованные инструменты. Потому что инструменты сделаны из дерева и по-разному адаптируются к различным средам, а это означает, что влажные, сухие, жаркие, холодные погодные условия и даже очень яркий свет могут влиять на интонацию.

Выразительность интонации является одним из важнейших факторов, и от этого зависит достижение исполнительских качеств в данный момент. Добиться чистой, выразительной интонации в звучании ансамбля еще сложнее. Интонационная система ансамбля на практике складывается из двух основных факторов: состав ансамбля и интонация ансамбля [2].

При составлении ансамбля следует ориентироваться на его структуру. Соответственно народные инструментальные ансамбли можно разделить на два вида:

1. Однотипные инструментальные ансамбли. Эти:

- ансамбль наистов;

- ансамбль чангистов;

- ансамбль рубабистов;

- ансамбль дутаристов;

- ансамбль гиджакистов.

2. Ансамбли со смешанным составом:

- ансамбль инструментов дутара и рубаба;

- ансамбль инструментов дутара и чанг;

- ансамбль инструментов дутара, рубаба, чанг и т.д.

Эти составы можно обогащать методом (эпизодический и постоянный) добавления разных инструментов. Соответственно, если в состав ансамбля дутаристов включить доиру, най, гиджак, или чанг, тембровые и колористические возможности этого ансамбля возрастают. Две группы узбекских народных инструментов полностью охватывают общий объем звучания: струнные и медиаторные [3]. Эти группы имеют инструменты, способные выражать все регистры, образуя полноценные ансамбли. В группе духовых инструментов, однако, нет инструмента, который бы отражал нижний регистр. Поэтому деревянные духовые инструменты чаще встречаются в ансамблях со смешанным составом. Исполнительские возможности узбекских народных инструментальных ансамблей обеспечивают исполнение музыкальных произведений различной сложности и тональности.

Инструменты должны быть тщательно и внимательно настроены. Это также способствует развитию слуха в ансамбле. Выдающийся певец и композитор, народный артист Узбекистана Тургун Алиматов, по описанию его учеников, тратил по 40 минут на то, чтобы интонационно понять один инструмент. Из этого видно, что прежде чем играть какую-либо музыку, на первое место ставится настройка инструмента.

В многоголосной музыке ладовые отношения проявляются в музыке одновременно - горизонтально и гармонически - вертикально. Поэтому практическая работа по развитию слуха должна проводиться одновременно в двух направлениях, необходимо совершенствовать навыки коллективной и гармонической интонации у исполнителей. Эти навыки позволяют музыкантам чувствовать лады [4]. Такой способ обучения делает интонацию осмысленной и правильно влияет на исполнение. Таким образом, совершенствуется ансамблевая система наряду с развитием музыкального слуха учащихся и закреплением у них интонационных способностей.

Ритм является одним из основных элементов музыки и выполняет в исполнении функции образно-эмоционального выражения. Точное исполнение ритма в ансамбле достаточно сложное.

Ритмический ансамбль состоит из двух факторов: соблюдение учениками временных связей между звуками (паузы), образующими ритмические рисунки, и правильное определение и выполнение метрических и ритмических акцентов.

Трудность соблюдения точности ритма в ансамблевой работе заключается в том, что оценка временных отношений исполнителей между звуками осуществляется субъективно. Различия в оценке приводят к различиям в повторении одного и того же ритма. В результате исчезает ритмическая неопределенность, апатия, характер ритма. Поэтому необходимо правильно организовать средства усиления ритма и ритмические отношения инструментов. Для выполнения метроритмического выражения важны акценты, присущие метру и ритму. Конечно, в ансамблях это очень важно.

Динамика является важным средством музыкально-исполнительского выражения. Достижение динамической гибкости ансамбля представляет определенную сложность. Динамичный ансамбль состоит из двух основных компонентов: способность к выражению и совместному воспроизведению звуков различной динамической градации (п, мф, ф и т.д.) и формировать навыки совместного изменения динамических градаций в соответствии с художественно-исполнительскими задачами (creshchendo, diminuendo, sforzando и др.).

Сила звука и удары (штрихи) связаны с музыкальными и исполнительными инструментами. Их виртуозное чередование расширяет художественные возможности ансамбля, раскрывает содержание музыки. Основные условия ансамблевой гармонии исполнения различных атак и ударов:

1) одинаковое объяснение сути исполнения произведения ученикам и

2) обеспечение единообразия исполнения на этой основе.

Сложность достижения единообразия заключается в том, что кроме обеспечения равномерного исполнения звука и штриха учащиеся должны одновременно уравновешивать интонацию и динамику. В этом смысле понятие ауфтакт должно быть освоено коллективом ансамбля. Ауфтакт-это жест, предшествующее звуку движение, равное продолжительности первого штриха, показанного в интервале времени, предшествующему моменту выполнения каждого такта измерения [5] .Это движение представлено дирижером в больших оркестрах. Поскольку в ансамбле меньше состава, чем в оркестре, указание ауфтакт возлагается на определенный инструмент.

Систематическая подготовка - важнейшее условие ансамблевой подготовки. Ни в коем случае не должно быть оснований для отмены занятий. Каждый студент должен чувствовать профессиональную ответственность за свою индивидуальную квалификацию.

Как правило, каждое занятие должно состоять из двух частей: комплекс обязательных ежедневных упражнений и работа над одним из предметов учебной программы, наиболее необходимых для профессионального роста ансамбля. Темой второй части занятий могут служить отдельные упражнения предстоящего занятия, непосредственно связанные с поставленными задачами.

Для занятий с ансамблем большое значение имеет индивидуальная компетентность учащихся и их личная подготовленность. Учитывая особенности данной дисциплины, при организации самостоятельного обучения могут быть использованы следующие формы:

- изучение глав и тем учебника, учебного пособия, дисциплины по специальному или научному направлению, исполнительского репертуара в практической части;

- освоение раздаточного материала;

- работа с автоматизированными системами обучения;

- изучение новых музыкальных технических средств и технологий;

- обучающие мероприятия, в которых используется активный метод обучения (деловые игры, дискуссии, семинары, коллоквиумы и др.).

Содержание организации самостоятельного обучения заключается в эффективном использовании информационно-образовательных ресурсов, имеющегося в образовательном учреждении фонда библиотеки, фонотеки и видеотеки, репетиторских кадров, учебных лабораторий, студий звукозаписи, каналов телерадиокомпании и концертных залов. Исходя из особенностей данной дисциплины, предусматривается также целенаправленная реализация задач, направленных на развитие и совершенствование профессиональных навыков.

Каждый исполнитель может обеспечить свой профессионализм только в том случае, если в процессе самостоятельного обучения будет уделено внимание изучению истории, процессов становления и развития ансамблей, анализу особенностей ансамбля и методических проблем.

Список литературы /References

1. Матёкубов Б. "Методика работы с ансамблем". Рукопись, 2021.

2. Янов-Яновская Н. "Узбекская музыка и ХХ век". Т., 2007.

3. Абдуллаева О. "Ансамбл чолгуларини урганиш". Т., 2006.

4. Шарипова Г.М., Асамова Д.Ф., Ходжаева З.Л. "Мусина у^итиш назарияси методикаси ва мактаб репертуари". Т., 2014.

5. Сахиев А. "Миллий чолгу ансамбллари учун асарлар". F.Fулом. Т., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.